Deutsch

С чего начинается родина?

10.10.08 13:17
Re: С чего начинается родина?
 
  mignon завсегдатай
в ответ РИА 10.10.08 11:52, Последний раз изменено 10.10.08 17:57 (mignon)
Да, мне это знакомо. Немцы очень любят другой мир, их тоже постоянно куда-то тянет. "Fernweh" это не какя-нибудь банальная тяга в отпуск, а фолософский термин, кажется от Гёте, если надо мной память не посмеевается. В этом тоже сказывается "немецкость", именно иметь и пользоваться правом, не любить свою "родину" (в однозначном смысле) и многие немцы ее не любили например величайшие немцы Лессинг, Гёте, Ницше и т.п. Они постоянно критиковали ее, за ее отсталость, варварство, бесвкусицу, притупленность; Гёте даже подумывал эмигрировать в Америку, а Ницше чувствовал себя в Италли дома. Это есть и у наших соплеменников, которые здесь выросли или даже родились, но интерессно, что ведь и для Гёте и для Лессинга и для Ницше, с чего-то тоже начиналась родина. Гёте и Ницше вообще не мыслимы вне немецкого контекста. Если есть скажем заменимые люди (не принижаю их значения) как Бальзак, Шиллер, Толстой, Томас Манн, заменим определенным эквивалентом из другой культуры, то Гёте и Ницше - никак. Это на 110% немецкий дух, и как бы устаревше это не звучала, но чтобы быть Гёте или Ницше, нужно обязательно быть немцем. Вся эта немецкая темень, туманность и остро оточенная мысль, держайшее бунтарство мысли против всех устоев, даже "божественных", вся эта завараживающая нагота человеческого, это просто неповторимо. Не даром Лютер, мог и должен был просто появиться среди немцев. Если бы Лютер был французом, то это были бы барикады, лозунги и т.п. Если бы испанцем, то обязательно война против Папы. Такое, например, вовсе нельзя себе представить в русском контексте. Из целого сонма русских мыслителей, самым честным и открытым был Бердяев, который четко и всегда утверждал, что он космополитом и духом немец, в том смысле, что философски он рос на Канте и Ницше (неоднократно называя их своими учителями). Но вот тоже яркий пример Бердяев любил Россию, хотя точно никогда не определял какую и как. Он вообщем-то себя прекрасно чувствовал в Париже и преподовал одно время в Берлинской Академии читая свои лекции на безупречном немецком (они даже в журналах выходили без единной правки редактором) и для Бердяева с чего-то начиналась родина, хотя Россию он тоже часто и резко критиковал, особенно Православие, которое его чуть не "анафемировало" и философию его называла бессовской. Вот и для Ницше и для Гёте было тоже что-то, при всем их отвращении ко многому исконно немецкому, огромнейшая любовь к чему-то, с чего они начинали видеть, чувствовать и любить родину. Ну для Гёте это скорее всего во многом была его просто сказочная дружбы с Шиллером. Так и многие немцы...
Вот наглядный пример: Мой хороший знакомый, сосед, немец чистой кровушки, 38 лет, известный DJ в США, вырос, как и все это полколение на очень проамериканской культуре. По-английски он говорит также свободно, как и по-немецки. Тексты песен, мысли, дневник он все пишет по-английски и со своими друзьями, немцами, они между собой общаются на английском. Он каждый год, раз 5-6, ездит в США на свои конецрты, в Сан-Франциско. У Него контракт с одним из самых крупных клубов этого города (принадлежит русскому эмигранту). Он любит бывать в США, но больше двух недель там никогда не выдерживает. Возвращается с радостью домой в "покой, нормальность и жизнь", "наконец-то дома, в истории и культуре". Книг он вообщем-то не читает, но если вдруг ему нажать на совесть, прочтет, но обязательно бестселлер на английском. Фильмы он смотрит в основном англоязычнные, редко немецкие или русские. Но жить в не Германии, для него табу. Вот для него понятно с чего начинается родина
Это, мне очень сильно напоминает Гребенщикова, который русскую классику почти не читал, по крайней мере так он заявля в своем интервью лет 7 тому. Он рос с английской литертурой, говорил почти с юных лет больше по английски и действительно владеет этим языком ны очень васоком уровне и пишет иногда на английском свои тексты. В его песнях почти ничего нет русского и если, то только приятное подражание Пушкину. Но он хорошо знает свою страну, людей, как впрочем и англичан, но это ему не мешает любить по своему (по-буддийски) Россию и никуда он не хочет из нее уезжать, хотя и критикует всю эту сумбурность рассейскую и о русской музыке, отзывается, мягко говоря, с нисхождением. Есть и такой, творчески-шизофренический вариант любви к родине и отыскивания знаков, с чего эта родины могла бы начаться.
 

Перейти на