Login
Снова Уведомление ФМС-Год спустя
1840 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Clown01 12.11.15 14:50, Zuletzt geändert 13.11.15 08:17 (prostopro)
Серьезная научная статья на тему закона об уведомлении. Опубликована в журнале, который читают в ФМС: "Миграционное право", 2015, N 2
ЗАКОН О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ
И.Р. ЗИМИНА-ЛЕКОРНЮ
Зимина-Лекорню Ирина Робертовна, адвокат
4 августа 2014 года вступили в законную силу изменения и дополнения в Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", получившие среди определенных слоев населения РФ, так или иначе затронутых этими нововведениями, название "Закон о двойном гражданстве".
Указанные изменения в законодательстве вызвали целую волну газетных публикаций и обсуждений в сети Интернет в связи с тем, что даже при первом прочтении изменения в законе вызывают достаточное количество вопросов как у людей, не обладающих специальным юридическим образованием, так и у квалифицированных юристов, поскольку очевидно, что принятые нововведения изобилуют пробелами, которые могут впоследствии привести к необоснованному привлечению граждан РФ к уголовной и административной ответственности за невыполнение предписаний закона.
В первую очередь следует отметить, что закон не устанавливает, каким образом определяется категория граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и освобождающихся от подачи уведомлений. Представляется, что к такой категории относятся граждане, снявшиеся с регистрационного учета в РФ и вставшие на консульский учет в посольстве РФ за рубежом.
Далее не понятно, что следует делать гражданам РФ, фактически постоянно проживающим за границей, однако сохранившим постоянную регистрацию на территории Российской Федерации и официально считающимся проживающими на территории РФ, либо гражданам, не имеющим возможности по объективным причинам (беременность и роды, тяжелая болезнь или неблагополучное финансовое положение, препятствующее выезду в РФ, и т.п.) до 4 октября 2014 года лично явиться в органы ФМС на территории РФ для подачи уведомления или же направить почтовое отправление через организацию почтовой связи РФ, как указано в Порядке подачи уведомлений.
Возникает вопрос: можно ли подать уведомление через консульские учреждения РФ за рубежом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О гражданстве РФ" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, наряду с ФМС России, являются консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
В справочной службе консульского отдела Министерства иностранных дел РФ нам пояснили, что консульские учреждения РФ в иностранных государствах не принимают такого рода уведомления.
Необходимо помнить о том, что за несвоевременную подачу такого уведомления либо за предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо за предоставление заведомо недостоверных сведений предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей (статья 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Следует отметить, что в законе отсутствует указание на критерии, которыми должны руководствоваться органы ФМС при принятии такого рода уведомлений, а также понятие полноты или неполноты информации, представленной гражданином. С одной стороны, часть 7 статьи 6 Федерального закона "О гражданстве РФ", казалось бы, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи уведомления. Однако не указано, должен ли гражданин прикладывать к копии паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, также и перевод одного из вышеперечисленных документов на русский язык, поскольку у сотрудников ФМС России при приеме документов могут возникнуть вполне обоснованные вопросы по поводу представленных документов на иностранном языке.
Представляется целесообразным посоветовать гражданам РФ, находящимся за пределами РФ и по каким-либо причинам не имеющим возможности до 4 октября 2014 года вернуться на территорию Российской Федерации и подать лично вышеуказанное уведомление:
- во-первых, проставить апостиль на свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка, в случае подачи уведомления в отношении наличия гражданства иностранного государства законным представителем несовершеннолетнего;
- во-вторых, перевести иностранные документы на русский язык уполномоченным на совершение таких действий переводчиком иностранного государства, в котором находится гражданин;
- в-третьих, засвидетельствовать у российского нотариуса подлинность вышеуказанного перевода на русский язык в консульском учреждении РФ в иностранном государстве;
- в-четвертых, направить уведомление в адрес соответствующего территориального органа ФМС России заказным (ценным) письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;
- в-пятых, иметь при себе при пересечении границы РФ после 4 октября 2014 года копию почтового отправления с описью вложения с переводом документов на русский язык, в случае возникновения соответствующих вопросов у работников паспортно-визовой службы при пересечении границы.
Тем не менее следует отметить, что даже при выполнении всех вышеперечисленных действий граждане не могут быть уверены в том, что должным образом направили в соответствующий орган ФМС России вышеуказанное уведомление и им не грозит привлечение к административной ответственности, поскольку как Формы уведомления, так и Порядок подачи уведомления не предусматривают случаи направления уведомлений с территории другого государства.
Далее вызывает недоумение пугающая строгость санкций за неисполнение положений Закона. Не понятно, какие конкретно цели преследовал законодатель, устанавливая уголовную! ответственность для всех граждан РФ, не представивших сведения о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства. Так, в соответствии со статьей 330.2 Уголовного кодекса РФ за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, виновное лицо (такой гражданин) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
Если законодатель предполагал таким образом узнать о существовании счетов в иностранных банках у российских граждан либо о наличии у них собственности на территории иностранных государств, а также о наличии обязанностей, связывающих российских граждан с иностранными государствами, которые могут вступить в противоречие с их правами и обязанностями в качестве российских граждан, тогда было бы логично каким-то образом отразить все эти моменты в законе.
Было бы целесообразно также определить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в связи с непредоставлением информации о наличии у них гражданства (вида на жительство) в другом государстве, и определить в данной статье уголовного закона неблагоприятные последствия наличия гражданства либо вида жительства другого государства, которые могут привести к нарушению государственных интересов Российской Федерации.
К такому кругу лиц целесообразно было бы отнести прежде всего государственных служащих, иных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Поскольку в настоящий момент к данной категории относятся все граждане РФ, не подавшие до 4 октября 2014 года уведомления о наличии у них гражданства либо вида на жительства другого государства, существует опасность безосновательного привлечения значительного количества российских граждан к уголовной ответственности.
Изменения и дополнения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" отражают принципиальную позицию Российского государства, старающегося создать правовое государство, приближающего свою законодательную систему к действующим правовым европейским и мировым системам. Понятно в этой связи желание государства знать, кто из его граждан обладает определенного рода обязательствами, связывающими его с другими государствами, во избежание возникновения в этой связи конфликта межгосударственных интересов.
В этой связи остается надеяться, что законодатель с течением времени признает необходимость внесения изменений в указанный Закон, устранит все существующие неясности, пробелы и смягчит свою позицию в отношении наличия уголовной ответственности за непредоставление гражданами РФ сведений о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства.
ЗАКОН О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ
И.Р. ЗИМИНА-ЛЕКОРНЮ
Зимина-Лекорню Ирина Робертовна, адвокат
4 августа 2014 года вступили в законную силу изменения и дополнения в Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", получившие среди определенных слоев населения РФ, так или иначе затронутых этими нововведениями, название "Закон о двойном гражданстве".
Указанные изменения в законодательстве вызвали целую волну газетных публикаций и обсуждений в сети Интернет в связи с тем, что даже при первом прочтении изменения в законе вызывают достаточное количество вопросов как у людей, не обладающих специальным юридическим образованием, так и у квалифицированных юристов, поскольку очевидно, что принятые нововведения изобилуют пробелами, которые могут впоследствии привести к необоснованному привлечению граждан РФ к уголовной и административной ответственности за невыполнение предписаний закона.
В первую очередь следует отметить, что закон не устанавливает, каким образом определяется категория граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и освобождающихся от подачи уведомлений. Представляется, что к такой категории относятся граждане, снявшиеся с регистрационного учета в РФ и вставшие на консульский учет в посольстве РФ за рубежом.
Далее не понятно, что следует делать гражданам РФ, фактически постоянно проживающим за границей, однако сохранившим постоянную регистрацию на территории Российской Федерации и официально считающимся проживающими на территории РФ, либо гражданам, не имеющим возможности по объективным причинам (беременность и роды, тяжелая болезнь или неблагополучное финансовое положение, препятствующее выезду в РФ, и т.п.) до 4 октября 2014 года лично явиться в органы ФМС на территории РФ для подачи уведомления или же направить почтовое отправление через организацию почтовой связи РФ, как указано в Порядке подачи уведомлений.
Возникает вопрос: можно ли подать уведомление через консульские учреждения РФ за рубежом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О гражданстве РФ" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, наряду с ФМС России, являются консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
В справочной службе консульского отдела Министерства иностранных дел РФ нам пояснили, что консульские учреждения РФ в иностранных государствах не принимают такого рода уведомления.
Необходимо помнить о том, что за несвоевременную подачу такого уведомления либо за предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо за предоставление заведомо недостоверных сведений предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей (статья 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Следует отметить, что в законе отсутствует указание на критерии, которыми должны руководствоваться органы ФМС при принятии такого рода уведомлений, а также понятие полноты или неполноты информации, представленной гражданином. С одной стороны, часть 7 статьи 6 Федерального закона "О гражданстве РФ", казалось бы, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи уведомления. Однако не указано, должен ли гражданин прикладывать к копии паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, также и перевод одного из вышеперечисленных документов на русский язык, поскольку у сотрудников ФМС России при приеме документов могут возникнуть вполне обоснованные вопросы по поводу представленных документов на иностранном языке.
Представляется целесообразным посоветовать гражданам РФ, находящимся за пределами РФ и по каким-либо причинам не имеющим возможности до 4 октября 2014 года вернуться на территорию Российской Федерации и подать лично вышеуказанное уведомление:
- во-первых, проставить апостиль на свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка, в случае подачи уведомления в отношении наличия гражданства иностранного государства законным представителем несовершеннолетнего;
- во-вторых, перевести иностранные документы на русский язык уполномоченным на совершение таких действий переводчиком иностранного государства, в котором находится гражданин;
- в-третьих, засвидетельствовать у российского нотариуса подлинность вышеуказанного перевода на русский язык в консульском учреждении РФ в иностранном государстве;
- в-четвертых, направить уведомление в адрес соответствующего территориального органа ФМС России заказным (ценным) письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;
- в-пятых, иметь при себе при пересечении границы РФ после 4 октября 2014 года копию почтового отправления с описью вложения с переводом документов на русский язык, в случае возникновения соответствующих вопросов у работников паспортно-визовой службы при пересечении границы.
Тем не менее следует отметить, что даже при выполнении всех вышеперечисленных действий граждане не могут быть уверены в том, что должным образом направили в соответствующий орган ФМС России вышеуказанное уведомление и им не грозит привлечение к административной ответственности, поскольку как Формы уведомления, так и Порядок подачи уведомления не предусматривают случаи направления уведомлений с территории другого государства.
Далее вызывает недоумение пугающая строгость санкций за неисполнение положений Закона. Не понятно, какие конкретно цели преследовал законодатель, устанавливая уголовную! ответственность для всех граждан РФ, не представивших сведения о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства. Так, в соответствии со статьей 330.2 Уголовного кодекса РФ за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, виновное лицо (такой гражданин) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.
Если законодатель предполагал таким образом узнать о существовании счетов в иностранных банках у российских граждан либо о наличии у них собственности на территории иностранных государств, а также о наличии обязанностей, связывающих российских граждан с иностранными государствами, которые могут вступить в противоречие с их правами и обязанностями в качестве российских граждан, тогда было бы логично каким-то образом отразить все эти моменты в законе.
Было бы целесообразно также определить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в связи с непредоставлением информации о наличии у них гражданства (вида на жительство) в другом государстве, и определить в данной статье уголовного закона неблагоприятные последствия наличия гражданства либо вида жительства другого государства, которые могут привести к нарушению государственных интересов Российской Федерации.
К такому кругу лиц целесообразно было бы отнести прежде всего государственных служащих, иных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Поскольку в настоящий момент к данной категории относятся все граждане РФ, не подавшие до 4 октября 2014 года уведомления о наличии у них гражданства либо вида на жительства другого государства, существует опасность безосновательного привлечения значительного количества российских граждан к уголовной ответственности.
Изменения и дополнения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" отражают принципиальную позицию Российского государства, старающегося создать правовое государство, приближающего свою законодательную систему к действующим правовым европейским и мировым системам. Понятно в этой связи желание государства знать, кто из его граждан обладает определенного рода обязательствами, связывающими его с другими государствами, во избежание возникновения в этой связи конфликта межгосударственных интересов.
В этой связи остается надеяться, что законодатель с течением времени признает необходимость внесения изменений в указанный Закон, устранит все существующие неясности, пробелы и смягчит свою позицию в отношении наличия уголовной ответственности за непредоставление гражданами РФ сведений о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства.