Любимое.Для души.
98 лет со дня рождения легендарного режиссера Эльдара Рязанова. «Каждый фильм — исповедь».
«Точное ощущение интонации картины во всех её компонентах несёт в себе от начала до конца фильма только один человек — режиссёр», — говорил Рязанов, чьи фильмы теперь являются главным наследием эпохи доброго и вечного отечественного кино.
Эльдар Рязанов говорил, что каждый его фильм — это исповедь.
«Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко. А я её совершенно не знал. Моё тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то военное время.
Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой чёрного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — всё это было буднями, прозой.
А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далёких странах, о небывалых приключениях, больших страстях» — так думал Рязанов, задумавший окончить десятый класс экстерном и отправиться в большое путешествие, подобно своему кумиру Мартину Идену.
Холодный приём
Большое путешествие отменилось буквально в момент, когда Эльдар Рязанов встретил своего одноклассника. Тот собирался поступать во ВГИК, и, услышав об этом, Рязанов тут же взял документы, тетрадку со стихами и отправился покорять приёмную комиссию.
На одно место претендовали 25 абитуриентов — отбор был очень жёстким. Вступительные экзамены прошли «со скрипом», и Рязанова приняли на первый курс с условием испытательного срока.
«Институт меня принял условно, да и я в него тоже поступил весьма условно. Любви друг к другу мы не питали: ни я к институту, ни институт ко мне», — вспоминал потом Рязанов.
Мастер курса Григорий Михайлович Козинцев тоже не слишком верил в талант самого юного своего студента, и к концу второго курса его терпение иссякло:
— Знаете, дорогой Элик, нам всё-таки придётся с вами расстаться.
Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды.
И услышал отчаянный ответ:
— Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда.
Известный режиссёр не нашёл, как возразить дерзкому студенту, и Рязанов был «помилован».
Несмотря на все препятствия, Эльдар Рязанов окончил ВГИК с отличием — и наконец-то исполнил свою мечту о великом путешествии. Пять лет он снимал документальное кино в разных уголках необъятной страны — от Сахалина до Командорских островов.
Документалистика в то время была невозможна без художественного вмешательства — режиссёрам нужно было «лакировать действительность».
«Я был продуктом своего времени, — признавался Рязанов. —
У одного нефтяника в квартире стояла неважная мебель. Зато у соседа обстановка была отменная.
Но сосед не считался героем труда и не являлся героем нашего фильма.
Вместе с оператором я перетащил отличную мебель в нужную нам квартиру.
Не скрою, чувство стыда, воспитанное во мне ещё в институте, давало о себе знать. Наверное, поэтому я совершал эти манипуляции под покровом ночи, чтобы не видели окружающие...».
А потом Рязанову доверили первый игровой проект — экспериментальный фильм «Весенние голоса», снятый им вместе с Сергеем Гуровым на «Мосфильме».
Огромное влияние на становление творческого почерка Рязанова оказал Сергей Эйзенштейн, который одним из первых разглядел его талант и много помогал советами.
Ещё одним «крёстным отцом» Рязанова в профессии стал властелин киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев.
Именно он в 1955 году буквально «всучил» начинающему режиссёру сценарий «Карнавальной ночи».
Отказ не принимался категорически.
Съёмки превратились в великое противостояние, и, конечно, Рязанов раунд за раундом проигрывал всесильному мэтру.
Началось всё с исполнителя роли заведующего ДК Серафима Огурцова. Эльдар Рязанов утвердил на эту роль актёра Петра Константинова, но Пырьев выступил против этой кандидатуры — по его мнению, чиновник должен был выглядеть смешно и нелепо, но ни в коем случае не пугающе. В итоге Огурцова блестяще сыграл Игорь Ильинский — 2:0 в пользу Ивана Пырьева.
Но эта битва шла внутри коллектива, а на внешнем рубеже Пырьев стал для Рязанова настоящим защитником. Молодой режиссёр допускал много ошибок, тратил километры плёнки и срывал сроки, но директор «Мосфильма» сделал всё, чтобы Эльдара Рязанова не сняли с постановки.
«Несмотря на множество конфликтов, неизбежных между двумя упрямцами, я понимал, что Иван Александрович желает мне добра. И не только желает, но и делает его. И я платил ему самой искренней симпатией и нежностью, что не мешало нашим препирательствам», — вспоминал Рязанов.
Следующие 30 лет стали для Эльдара Рязанова очень успешными.
«Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» — каждый из этих фильмов можно пересматривать бесконечно.
Конечно, не всё шло гладко: например, разрешение на «Гусарскую балладу» тоже с боем выбивал Пырьев, зато исполнительница главной роли Лариса Голубкина была утверждена с первой пробы и стала настоящим открытием нашего кинематографа.
А вот Юрия Деточкина — то есть Иннокентия Смоктуновского — пришлось уговаривать сняться в «Берегись автомобиля». Актёр был болен и отказался от съёмок, так что режиссёру пришлось лично ехать в Ленинград, чтобы убедить Смоктуновского выполнить своё обещание.
Непросто было работать и с «Иронией судьбы».
Рязанов долго искал актрису на главную роль. Всем высочайшим требованиям режиссёра отвечала только польская актриса Барбара Брыльска, которая, по счастью, оказалась свободна для съёмок.
Но главное — это сама история о пьяных похождениях Жени Лукашина:
из водевильной театральной пьесы Рязанов сделал удивительную лирическую историю на все времена.
За этот фильм режиссёр, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей были награждены Государственной премией.
Все без исключения актёры, работавшие с Рязановым, признают его огромный талант и небывалую требовательность, которая оправдана качеством его работ.
«Я очень хотела сняться у Рязанова в главной роли, — вспоминает актриса Татьяна Догилева. — И вот однажды он позвонил с предложением попробоваться на роль Лиды в "Забытой мелодии для флейты".
Помимо меня Рязанов пробовал ещё четырёх актрис. В конце концов он меня утвердил, но на площадке кричал: "Как ты играешь! Что за дешёвка!
Ты должна быть герцогиней!" Я заплакала. А он сказал: ”Вот так и надо”.
А потом душевно так добавил: “Паразитка”».
Не стало Эльдара Рязанова 9 лет назад — 30 ноября 2015 г.
Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Мы каждый год в ноябре с глубоким уважением говорим о светлом и талантливом человеке, с трепетом читаем его стихи и с радостью смотрим его фильмы. И так будет всегда, пока живы мы, выросшие на творчестве Эльдара Рязанова.
Стихи Рязанова потрясают простотой и точностью. Каждому близки и понятны. Будто написаны не о себе, а о нас... и для нас...
Ты укрой меня снегом, зима,—
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи.
Одолжи мне, зима, одолжи
чистоты и отдохновенья,
белоснежных снегов безо лжи...
Я прошу тебя об одолженье.
Подари мне, зима, подари
дней беззвучных, что светят неярко,
полусон от зари до зари...
Мне не надо богаче подарка.
Поднеси мне, зима, поднеси
отрешенности и смиренья,
чтобы снес я, что трудно снести...
Я прошу у тебя подношенья.
Ты подай мне, зима, ты подай
тишину и печаль состраданья
к моим собственным прошлым годам...
Я прошу у тебя подаянья.
***
Одиночество
Я желал бы свергнуть злое иго
суеты, общенья, встреч и прочего.
Я коплю, как скряга и сквалыга,
редкие мгновенья одиночества.
Боже, сколько в разговорах вздора:
ни подумать, ни сосредоточиться.
Остается лишь одна опора—
редкие мгновенья одиночества.
***
Фаталист
Уходят между пальцев дни,
за ними следом годы рвутся…
Аэродромные огни
навеки сзади остаются.
Как под колесами земля
бежит стремительно на взлете,
так убегает жизнь моя.
Я — в заключительном полете!
Здесь не помогут тормоза,
здесь не удастся скорость снизить,
здесь финиш оттянуть нельзя —
его возможно лишь приблизить.
Здесь не свернешь на путь иной,
и не улепетнешь в сторонку,
тут не заплатишь отступной,
и не отсрочишь похоронку.
Приму конец, как благодать,
как искупленье, как подарок…
Так стих случалось написать
без исправлений и помарок.
***
Жизнь прожить — нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни — ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
Даже если жизнь обыкновенна,
делай все, что можешь, от души.
Понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь — совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
***
Хочется легкого, светлого, нежного...
Хочется легкого, светлого, нежного,
Раннего, хрупкого и пустопорожнего,
И безрассудного, и безмятежного,
Напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
В небо уставить глаза завидущие,
И окунуться в цветочные запахи,
И без конца обожать все живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
Синей реки средь курчавых кустарников,
Впитывать кожею солнца свечение,
В воду бросаться с мостков без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
Чтоб сумасбродно душа колобродила
И чтобы сердце неслось ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
Хоть на мгновенье упасть в это дальнее...
Только за все, что промчалось, заплачено
Жизнь, улыбнись мне улыбкой прощальною.
Эльдар Рязанов
Назад