Любимое.Для души.
Очень познавательная и интересная передача.Во многом подтвержает мои мысли и убеждения из моего жизненного опыта.
Свобода воли - это иллюзия.Известный исследователь мозга и философ Герхард Рот встряхивает наше представление о человеке. Ив Боссар беседует с ним о нашей свободе, нашем сознании и человеке как частице природы.
Журнал "Цицерон" назвал его самым значительным из ныне живущих немецкоязычных естествоиспытателей. Герхард Рот - исследователь мозга, философ и профессор Бременского университета. На протяжении десятилетий он занимается большими вопросами человечества с точки зрения нейронауки: насколько мы свободны? Как связаны мозг и разум? Почему я такой, какой я есть? В своей книге "О человеке" влиятельный исследователь подводит итоги и призывает к новой концепции человека, что имеет последствия для уголовного права, а также для психиатрии и образования. Ив Боссарт беседует с противоречивым мыслителем о его взгляде на человека и его последствиях.
На нас сильно влияют генетика, социализация.Эпигенетический фактор играет определенную роль в вопросе сознания и принятия решений, который сегодня научно исследуется и публикуется, но в значительной степени игнорируется в СМИ.
Die »Seele« aus Sicht der Psycho-Neurowissenschaften
Seelisch-geistig-psychische Zustände entstehen durch die Aktivität vieler Hirnzentren. Es gibt keine solchen Zustände ohne Hirnaktivitäten. Dasselbe gilt für die Persönlichkeit, die sich von Beginn an, d. h. schon weit vor der Geburt, in strengem Zusammenhang mit der Entwicklung des Gehirns entwickelt. Diese Entwicklung der Psyche und der Persönlichkeit findet nach dem Vier-Ebenen-Modell von Roth-Cierpka-Strüber auf drei limbischen und einer kognitiven Ebene des Gehirns statt.
UNTERE LIMBISCHE EBENE (Hypothalamus usw.): Ebene unbewusst wirkender angeborener Reaktionen und Antriebe: Schlafen – Wachen, Nahrungsaufnahme, Sexualität, Aggression – Verteidigung – Flucht, Dominanz, Wut usw. Diese Ebene ist überwiegend genetisch-epigenetisch oder durch vorgeburtliche Einflüsse bedingt und macht unser Temperament aus. Sie ist durch Erfahrung und Erziehung kaum zu beeinflussen. Hierzu gehören grundlegende Persönlichkeitsmerkmale wie Stresstoleranz, Fähigkeit zur Selbstberuhigung, Selbstvertrauen, Offenheit – Verschlossenheit, Impulshemmung, Umgang mit Risiken.
MITTLERE LIMBISCHE EBENE (basolaterale Amygdala, Nucleus accumbens, VTA): Ebene der unbewussten emotionalen Konditionierung: Anbindung elementarer Emotionen (Furcht, Freude, Glück, Verachtung, Ekel, Neugierde, Hoffnung, Enttäuschung und Erwartung) an individuelle Lebensumstände. Fähigkeit zu nichtverbaler emotionaler Kommunikation. Grundlegende motivationale Antriebe: Art und Stärke der Belohnungserwartung (materiell, sozial, intrinsisch) und Enttäuschungsempfindlichkeit. Diese Ebene macht zusammen mit der ersten Ebene (Temperament) den Kern unserer Persönlichkeit aus. Dieser Kern entwickelt sich in den ersten Lebensjahren und ist im Jugend- und Erwachsenenalter nur über starke emotionale oder lang anhaltende Einwirkungen veränderbar.
OBERE LIMBISCHE EBENE (prä- und orbitofrontaler, cingulärer und insulärer Cortex): Ebene des bewussten emotional-sozialen Lernens: Gewinn- und Erfolgsstreben, Anerkennung – Ruhm, Freundschaft, Liebe, soziale Nähe, Hilfsbereitschaft, Moral, Ethik. Sie entwickelt sich in später Kindheit und Jugend. Sie wird wesentlich durch sozial-emotionale Erfahrungen beeinflusst. Hier werden zusammen mit den unteren Ebenen grundlegende sozial relevante Persönlichkeitsmerkmale festgelegt wie Machtstreben, Dominanz, Empathie, Verfolgung von Zielen und Kommunikationsbereitschaft.
KOGNITIV-SPRACHLICHE EBENE (linke Großhirnrinde, bes. Sprachzentren und dorsolateraler präfrontaler Cortex): Ebene der bewussten sprachlich-rationalen Kommunikation: bewusste Handlungsplanung, Erklärung der Welt, Rechtfertigung des eigenen Verhaltens vor sich selbst und anderen. Sie entsteht relativ spät und verändert sich ein Leben lang. Hier lernen wir, wie wir uns darstellen sollen, um vorankommen. Abweichungen zwischen dieser Ebene und den anderen Ebenen führen zum Opportunismus oder zur Verstellung. Diese Ebene hat zu den anderen verhaltensrelevanten Ebenen keine direkte kontrollierende Verbindung: Einsicht führt nicht automatisch zum Handeln!
Душа" с точки зрения психоневрологии
Ментально-духовно-психологические состояния возникают в результате деятельности многих мозговых центров. Без деятельности мозга таких состояний не бывает. То же самое относится и к личности, которая развивается с самого начала, то есть задолго до рождения, в строгой связи с развитием мозга. Согласно четырехуровневой модели Рота-Церпки-Штрюбера, развитие психики и личности происходит на трех лимбических и одном когнитивном уровнях мозга.
НИЖНИЙ ЛИМБИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (гипоталамус и т.д.): Уровень бессознательно действующих врожденных реакций и драйвов: сон - бодрствование, прием пищи, сексуальность, агрессия - защита - бегство, доминирование, гнев и т.д. Этот уровень является преимущественно генетически-эпигенетическим или определяется пренатальными влияниями и составляет наш темперамент. На него практически не могут повлиять опыт и воспитание. Он включает в себя основные черты личности, такие как стрессоустойчивость, способность к самоуспокоению, уверенность в себе, открытость - закрытость, торможение импульсов, умение справляться с рисками.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (базолатеральная миндалина, nucleus accumbens, VTA): уровень бессознательной эмоциональной обусловленности: связь элементарных эмоций (страх, радость, счастье, презрение, отвращение, любопытство, надежда, разочарование и ожидание) с индивидуальными жизненными обстоятельствами. Способность к невербальной эмоциональной коммуникации. Основные мотивационные побуждения: тип и сила ожидания вознаграждения (материального, социального, внутреннего) и чувствительность к разочарованию. Этот уровень, вместе с первым уровнем (темперамент), составляет ядро нашей личности. Это ядро формируется в первые годы жизни и может быть изменено только в подростковом и взрослом возрасте под воздействием сильных эмоциональных или длительных влияний.
ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ (пре- и орбитофронтальная, поясная и инсулярная кора): Уровень сознательного эмоционально-социального обучения: стремление к выгоде и успеху, признание - слава, дружба, любовь, социальная близость, услужливость, мораль, этика. Развивается в позднем детстве и подростковом возрасте. На него существенно влияет социально-эмоциональный опыт. Здесь, наряду с более низкими уровнями, формируются основные социально значимые черты личности, такие как стремление к власти, доминирование, эмпатия, стремление к достижению целей и готовность к общению.
КОГНИТИВНО-ЯЗЫКОВОЙ УРОВЕНЬ (левая кора головного мозга, особенно языковые центры и дорсолатеральная префронтальная кора): Уровень сознательной лингво-рациональной коммуникации: сознательное планирование действий, объяснение мира, оправдание собственного поведения перед собой и другими. Развивается относительно поздно и меняется в течение жизни. Здесь мы учимся, как подать себя, чтобы добиться успеха. Отклонения между этим и другими уровнями приводят к оппортунизму или притворству. Этот уровень должен быть добавлен к другим поведенчески значимым уровням. Этот уровень не имеет прямой управляющей связи с другими поведенческими уровнями: понимание не приводит автоматически к действию!