Вход на сайт
Таможня Казахстан
44555 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ Mirol 26.06.10 06:38
ОДНА МАШИНА В ОДНИ РУКИ
С начала этого года сильно выросли пошлины на ввоз иномарок из стран, которые не входят в Таможенный союз. Новые автомобили в салонах официальных дилеров подорожали в среднем на 25-30 процентов. А подержанных иномарок за прошедшие полгода почти не пригоняли. Это попросту невыгодно. Ведь зачастую стоимость самой машины в полтора-два раза больше платы за растаможку. К примеру, импортная пошлина на подержанный «BMW 730i» 1995 года выпуска с объемом двигателя в 3000 кубических сантиметров составит 17400 евро (20,8 тысячи долларов). Это при том, что рыночная цена «бумера» – около 10 тысяч долларов. А за растаможку «Nissan 100NX» 1997 года выпуска с объемом двигателя в два литра придется отдать восемь тысяч евро (9,6 тысячи долларов). Хотя машина, судя по газетным объявлениям, стоит всего около пяти тысяч долларов.
Получается, новые таможенные пошлины подняли цены на старые иномарки. А значит, сделали недоступными их для людей со средним достатком. Видимо, это понимало и наше правительство. Поэтому оно вело переговоры с Россией, чтобы добиться снижения пошлин. И добилось. Правда, после 1 июля каждый казахстанец может пригонять для себя и «растаможивать» не больше одной машины в год.
- Здесь мы вводим ограничение, по которому не допускается использование льготы для последующей перепродажи автомобиля, – передает слова премьер-министра Карима Масимова информагентство КазТАГ. – При ввозе одним лицом двух и более автомобилей в течение одного календарного года ставки пошлин станут выше. А переходный период будет действовать до 1 июля 2011 года.
Перепродать купленную для себя машину в Казахстане можно, а вот в России – нет. Сначала за нее придется заплатить таможенную пошлину по нельготной ставке. Естественно, автоматически делает четырехколесный товар дороже, а сделку – менее выгодной. Так россияне защищают свой рынок от наплыва «старья» и нелегалов.
КУРС НА «СТАРЬЁ»
Министерство экономического развития и торговли уже разработало специальное постановление. Оно 1 июля введет в действие льготные пошлины на импорт автомобилей для народа. В документе предусматривается разделение импортируемых машин по году выпуска и по объему двигателя. Льготная пошлина на новые автомобили (до трех лет) колеблется в пределах 0,6-0,75 евро за кубический сантиметр. К примеру, вы захотели ввезти в Казахстан «Toyota Corolla» 2009 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра. Тогда за ее таможенную очистку по льготной ставке вам придется заплатить 1120 евро. А по нынешней, повышенной, ставке за эту же машину нужно будет отдать 3240 евро. Это при цене около девяти тысяч евро.
Ставки на подержанные машины (от трех до 10 лет) еще ниже – от 0,35 до 0,6 евро. «Subaru Legacy» 2005 года выпуска с объемом двигателя два литра. Ее льготная растаможка обойдется в 800 евро (ставка 0,4 евро за кубический сантиметр). А цена иномарки – около восьми тысяч евро.
Пошлина на автомобили, возраст которых больше 10 лет, но меньше 14, чуть выше – 0,75 евро. А растаможка «старушек», которым больше 14 лет, еще дороже – 2 евро за кубический сантиметр двигателя.
- Складывается парадоксальная ситуация: введением льготных ставок государство стимулирует людей на приобретение подержанных автомобилей, – говорит директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. – Между ставкой таможенного тарифа и возрастом приобретаемого автомобиля должна быть прямая зависимость. Чем меньше возраст машины, тем ниже пошлина на нее. Однако у нас эта зависимость обратная: чем новее автомобиль, тем дороже его ввозить. Это само по себе противоречит здравому смыслу. Ведь мы придерживаемся тенденции по обновлению автомобильного парка.
БЕЛАРУСЬ НАМ В ПРИМЕР
Льготные пошлины действуют только для рядовых казахстанцев. А для фирм и предприятий никаких скидок не предусмотрено. Они уже с 1 января нынешнего года оформляют импортные автомобили по новым повышенным ставкам Таможенного союза и будут продолжать это делать. Такой пример с разделением таможенных ставок наше правительство взяло с Белоруссии. Однако эксперты считают, что слепое копирование чужого опыта для нас губительно. Впрочем, Белоруссии разные пошлины для предприятий и для народа пользы не принесли. Скорее наоборот. Новых машин в стране стало гораздо меньше, чем старых (всего 10-15 процентов). Белоруссии никак не удается наладить стабильный выпуск машин на своем единственном заводе. Но самое неприятное, что автодилеры уходят в тень: они находят разные способы, чтобы уйти от уплаты таможенных пошлин.
Как ни печально, но то же самое может случиться и у нас.
- Пагубность заключается не в самих по себе низких пошлинах, – уверен директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов, – а именно в разнице тарифных ставок для юридических и физических лиц. Мы предлагаем не делить пошлины. Ведь есть компромиссные варианты решения этого вопроса. Например, можно ввести единую льготную пошлину на определенную категорию автомобилей. В частности, на новые, в возрасте до трех лет. И это никак не скажется на доступности машин для казахстанцев. Поскольку основная часть людей все равно отдает предпочтение подержанным иномаркам.
Другой вариант, который предлагает эксперт – это четкое ограничение прав по перепродаже автомобиля или передаче его в управление. Однако этот путь скользкий. Потому что коррупция у нас еще сильна. И за вознаграждение какой-нибудь недобросовестный дорожный полицейский или таможенник может закрыть глаза, и «льготный» автомобиль перепродадут в соседнее государство.
«СЕРЫЕ» СХЕМЫ
Наше правительство вводит льготные пошлины на автомобили вроде бы как в поддержку народа. Слишком уж люди беспокоились, что с вхождением Казахстана в Таможенный союз машины станут им не по карману. А тут государство дает народу передышку: мол, вот вам целый год, запасайтесь дешевым авто. Однако оказывается, не такое уж у нас предусмотрительное правительство.
- Безусловно, автомобили на годовой срок будут более доступными для казахстанцев, – считает эксперт Олег Алферов. – В этом смысле потребитель, конечно, выигрывает. Но покупатель, который заинтересован в качественном сервисе, в гарантийном обслуживании новой машины, рискует потерять эту возможность. Ведь из-за неравной конкуренции с «серыми» импортерами целый ряд официальных дилеров может просто уйти с рынка. Поскольку их бизнес станет нерентабельным.
В Казахстане может повториться то, что сейчас происходит в Белоруссии. К примеру, приходит клиент в автосалон официального дилера и собирается купить новый автомобиль. Но вот приходит время заключать сделку. Тут покупателю подписать договор купли-продажи не с конкретной фирмой, а с человеком, на которого был оформлен импортный автомобиль. Возможно, клиенту даже предложат скидку. Если он согласится на такие условия, то автоматически лишается гарантийного обслуживания. Но в таком случае покупатель не застрахован от неприятностей. Если его машина оказалась бракованной, то человек не сможет предъявить претензий продавцу. На бесплатный ремонт ему рассчитывать не придется. И через суд он не сможет взыскать с продавца материальный или моральный ущерб.
…Получается, те, кто раньше работал легально, теперь будут использовать «серые» схемы. Будут страдать не только потребители, но и государственная казна. Она недополучит денег. Интересно, почему об этом не подумало правительство?
- Потому что перед принятием решения о льготных пошлинах не было сделано никакого предварительного анализа ситуации, – предполагает эксперт. – Однако есть и другая, более глубокая причина. Постановлением, которое введет в действие льготные таможенные пошлины, будут отменены льготы на импорт товаров народного потребления так называемыми челноками. Сейчас они могут ввозить 200 кубических метров любого груза, начиная от продуктов питания и заканчивая бытовой техникой. Понятно, что отмена этой льготы ударит уже по каждому гражданину. Поскольку речь идет о товарах народного потребления. И вот, чтобы подсластить эту пилюлю, правительство вводит льготные пошлины на автомобили.
С начала этого года сильно выросли пошлины на ввоз иномарок из стран, которые не входят в Таможенный союз. Новые автомобили в салонах официальных дилеров подорожали в среднем на 25-30 процентов. А подержанных иномарок за прошедшие полгода почти не пригоняли. Это попросту невыгодно. Ведь зачастую стоимость самой машины в полтора-два раза больше платы за растаможку. К примеру, импортная пошлина на подержанный «BMW 730i» 1995 года выпуска с объемом двигателя в 3000 кубических сантиметров составит 17400 евро (20,8 тысячи долларов). Это при том, что рыночная цена «бумера» – около 10 тысяч долларов. А за растаможку «Nissan 100NX» 1997 года выпуска с объемом двигателя в два литра придется отдать восемь тысяч евро (9,6 тысячи долларов). Хотя машина, судя по газетным объявлениям, стоит всего около пяти тысяч долларов.
Получается, новые таможенные пошлины подняли цены на старые иномарки. А значит, сделали недоступными их для людей со средним достатком. Видимо, это понимало и наше правительство. Поэтому оно вело переговоры с Россией, чтобы добиться снижения пошлин. И добилось. Правда, после 1 июля каждый казахстанец может пригонять для себя и «растаможивать» не больше одной машины в год.
- Здесь мы вводим ограничение, по которому не допускается использование льготы для последующей перепродажи автомобиля, – передает слова премьер-министра Карима Масимова информагентство КазТАГ. – При ввозе одним лицом двух и более автомобилей в течение одного календарного года ставки пошлин станут выше. А переходный период будет действовать до 1 июля 2011 года.
Перепродать купленную для себя машину в Казахстане можно, а вот в России – нет. Сначала за нее придется заплатить таможенную пошлину по нельготной ставке. Естественно, автоматически делает четырехколесный товар дороже, а сделку – менее выгодной. Так россияне защищают свой рынок от наплыва «старья» и нелегалов.
КУРС НА «СТАРЬЁ»
Министерство экономического развития и торговли уже разработало специальное постановление. Оно 1 июля введет в действие льготные пошлины на импорт автомобилей для народа. В документе предусматривается разделение импортируемых машин по году выпуска и по объему двигателя. Льготная пошлина на новые автомобили (до трех лет) колеблется в пределах 0,6-0,75 евро за кубический сантиметр. К примеру, вы захотели ввезти в Казахстан «Toyota Corolla» 2009 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра. Тогда за ее таможенную очистку по льготной ставке вам придется заплатить 1120 евро. А по нынешней, повышенной, ставке за эту же машину нужно будет отдать 3240 евро. Это при цене около девяти тысяч евро.
Ставки на подержанные машины (от трех до 10 лет) еще ниже – от 0,35 до 0,6 евро. «Subaru Legacy» 2005 года выпуска с объемом двигателя два литра. Ее льготная растаможка обойдется в 800 евро (ставка 0,4 евро за кубический сантиметр). А цена иномарки – около восьми тысяч евро.
Пошлина на автомобили, возраст которых больше 10 лет, но меньше 14, чуть выше – 0,75 евро. А растаможка «старушек», которым больше 14 лет, еще дороже – 2 евро за кубический сантиметр двигателя.
- Складывается парадоксальная ситуация: введением льготных ставок государство стимулирует людей на приобретение подержанных автомобилей, – говорит директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. – Между ставкой таможенного тарифа и возрастом приобретаемого автомобиля должна быть прямая зависимость. Чем меньше возраст машины, тем ниже пошлина на нее. Однако у нас эта зависимость обратная: чем новее автомобиль, тем дороже его ввозить. Это само по себе противоречит здравому смыслу. Ведь мы придерживаемся тенденции по обновлению автомобильного парка.
БЕЛАРУСЬ НАМ В ПРИМЕР
Льготные пошлины действуют только для рядовых казахстанцев. А для фирм и предприятий никаких скидок не предусмотрено. Они уже с 1 января нынешнего года оформляют импортные автомобили по новым повышенным ставкам Таможенного союза и будут продолжать это делать. Такой пример с разделением таможенных ставок наше правительство взяло с Белоруссии. Однако эксперты считают, что слепое копирование чужого опыта для нас губительно. Впрочем, Белоруссии разные пошлины для предприятий и для народа пользы не принесли. Скорее наоборот. Новых машин в стране стало гораздо меньше, чем старых (всего 10-15 процентов). Белоруссии никак не удается наладить стабильный выпуск машин на своем единственном заводе. Но самое неприятное, что автодилеры уходят в тень: они находят разные способы, чтобы уйти от уплаты таможенных пошлин.
Как ни печально, но то же самое может случиться и у нас.
- Пагубность заключается не в самих по себе низких пошлинах, – уверен директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов, – а именно в разнице тарифных ставок для юридических и физических лиц. Мы предлагаем не делить пошлины. Ведь есть компромиссные варианты решения этого вопроса. Например, можно ввести единую льготную пошлину на определенную категорию автомобилей. В частности, на новые, в возрасте до трех лет. И это никак не скажется на доступности машин для казахстанцев. Поскольку основная часть людей все равно отдает предпочтение подержанным иномаркам.
Другой вариант, который предлагает эксперт – это четкое ограничение прав по перепродаже автомобиля или передаче его в управление. Однако этот путь скользкий. Потому что коррупция у нас еще сильна. И за вознаграждение какой-нибудь недобросовестный дорожный полицейский или таможенник может закрыть глаза, и «льготный» автомобиль перепродадут в соседнее государство.
«СЕРЫЕ» СХЕМЫ
Наше правительство вводит льготные пошлины на автомобили вроде бы как в поддержку народа. Слишком уж люди беспокоились, что с вхождением Казахстана в Таможенный союз машины станут им не по карману. А тут государство дает народу передышку: мол, вот вам целый год, запасайтесь дешевым авто. Однако оказывается, не такое уж у нас предусмотрительное правительство.
- Безусловно, автомобили на годовой срок будут более доступными для казахстанцев, – считает эксперт Олег Алферов. – В этом смысле потребитель, конечно, выигрывает. Но покупатель, который заинтересован в качественном сервисе, в гарантийном обслуживании новой машины, рискует потерять эту возможность. Ведь из-за неравной конкуренции с «серыми» импортерами целый ряд официальных дилеров может просто уйти с рынка. Поскольку их бизнес станет нерентабельным.
В Казахстане может повториться то, что сейчас происходит в Белоруссии. К примеру, приходит клиент в автосалон официального дилера и собирается купить новый автомобиль. Но вот приходит время заключать сделку. Тут покупателю подписать договор купли-продажи не с конкретной фирмой, а с человеком, на которого был оформлен импортный автомобиль. Возможно, клиенту даже предложат скидку. Если он согласится на такие условия, то автоматически лишается гарантийного обслуживания. Но в таком случае покупатель не застрахован от неприятностей. Если его машина оказалась бракованной, то человек не сможет предъявить претензий продавцу. На бесплатный ремонт ему рассчитывать не придется. И через суд он не сможет взыскать с продавца материальный или моральный ущерб.
…Получается, те, кто раньше работал легально, теперь будут использовать «серые» схемы. Будут страдать не только потребители, но и государственная казна. Она недополучит денег. Интересно, почему об этом не подумало правительство?
- Потому что перед принятием решения о льготных пошлинах не было сделано никакого предварительного анализа ситуации, – предполагает эксперт. – Однако есть и другая, более глубокая причина. Постановлением, которое введет в действие льготные таможенные пошлины, будут отменены льготы на импорт товаров народного потребления так называемыми челноками. Сейчас они могут ввозить 200 кубических метров любого груза, начиная от продуктов питания и заканчивая бытовой техникой. Понятно, что отмена этой льготы ударит уже по каждому гражданину. Поскольку речь идет о товарах народного потребления. И вот, чтобы подсластить эту пилюлю, правительство вводит льготные пошлины на автомобили.