Deutsch

Легенды Русского Рока - Чёрный обелиск

14.02.08 18:35
Re: Легенды Русского Рока - Ч╦рный обелиск
 
АЛЕКСЕЙ М местный житель
АЛЕКСЕЙ М
Итак, 1988 год... Выступления в столице и поездки, поездки, поездки... В конце июля ЧО отправился вместе с группой ШАХ в очередные гастроли. Последние гастроли ОБЕЛИСКА в классическом составе... Путь лежал в столицу Молдавии (ныне - Молдовы) - город Кишинев. Но вернемся чуть-чуть назад и осветим ситуацию, сложившуюся внутри группы накануне поездки
"Ситуация была просто катастрофическая, - говорит Алексеев. - Пьянство Крупнова приобрело огромные размеры. Бывали случаи, когда к нам приходили журналисты брать интервью и спрашивали: "Где ваш главный?" А главный в это время валялся "в стельку" пьяный где-нибудь за колонками... На концертах со стороны Толика было все больше и больше лажи. Без выпивки уже не проводилось ни одно выступление. И причем выпивка была изрядная... Женя Чайко множество раз говорил Крупнову, что он своим пьянством ведет группу к развалу. Но Толик не реагировал. Когда мы ехали в Кишинев, настроение внутри группы было ужасное. Играть уже никому не хотелось..." Теперь вернемся к самим гастролям.
Итак, дорога в Кишинев. В поезде Женя Чайко подошел к Алексееву и сказал ему, что скорее всего - это последняя поезка ОБЕЛИСКА, что дальше так работать нельзя. Агафошкин, улучив момент, поделился с "Алексисом" своими соображениями: "Знаешь, я думаю, что Крупнов уйдет в ШАХ. Уж очень внимательно он слушал их новую демо-ленту..." Алексеев напрямую спросил у Крупнова: "Ты уйдешь в ШАХ?" Тот промолчал... (Справедливости ради надо заметить, что сам Толик протестует: "Я не знаю, кто что подозревал, но это полный бред. Я ехал в Кишинев с четким намерением: отыграть концерты, попить винца, заработать денег и вернуться домой. Вопрос о ШАХЕ возник по дороге из Кишинева...")
В Кишиневе ЧО и ШАХ должны были отработать десять концертов. На это отводилось пять дней, т. е. по два выступления в день. Сейчас это звучит несколько странно, не правда ли? Да, веселенькие раньше были времена! Высыпав из поезда, ребята первым делом отправились дегустировать местное пиво. В процессе "опробации" было обнаружено: во-первых, что пиво ничем не хуже, чем в Москве; а, во-вторых, что пиво соседствует на прилавке магазина с портвейном "Букет Молдавии" экспортного варианта. Не трудно догадаться, чем занялись наши герои. Затем все шумною толпою повалили в гостиницу, где их ждал небольшой сюрприз. А именно: гостиница оказалось первоклассной, и головная боль по поводу "в каком сарае мы будем жить на сей раз?" отпала сама собой. В приподнятом настроении (на что, несомненно, оказали влияние и пиво, и "Букет Молдавии", и гостиница вместе взятые) "столичные знаменитости" отправились "ценить" зал, где им предстояло играть. Этим залом оказался Дворец Съездов Молдавской Коммунистической партии. Этот факт, безусловно, подлил масла в огонь хорошего настроения музыкантов обеих групп.
А потом пришло время самих концертов. Если у кого-нибудь и были сомнения на счет того, что ОБЕЛИСК в Кишиневе не знают, то они отпали в первый же день. Публика встречала ЧО просто замечательно и знала большинство песен группы наизусть. А сценическое шоу ОБЕЛИСКА повергло зрителей в полный восторг (впрочем, как и было везде, куда приезжали Крупнов и компания). В промежутках между концертами ОБЕЛИСК и ШАХ предавались веселью и угару, чему весьма способствовали все тот же "Букет Молдавии". Пик "беспредела" пришелся на ночь между шестым и седьмым выступлениями, когда ребятам взбрело в голову искупаться при звездах и луне. Сказано - сделано, и гастролеры с шумом отправились искать место омовения. Вскоре искомое было найдено, и ночной покой города нарушился веселыми криками и плеском воды... (Осталось добавить только то, что в роли "бассейна" в ту ночь выступал фонтан на центральной площади Кишинева.)
Гастроли шли своим ходом, и все было вроде бы как всегда, но... Но произошел инцидент, ставший последней каплей в чаше непростых взаимоотношений внутри группы. Крупнов: "Это случилось в последний день выступлений, в перерыве между девятым и десятым концертом. Мы все сидели во внутреннем дворе Дворца Съездов (где проходили выступления) и пили пиво. Вдруг один из наших техников (по понятным причинам фамилию называть не будем, - автор) набросился на меня с обвинениями, что я где-то "взял" не ту ноту, где-то не "дотянул" припев и т.п. Я тоже вышел из себя. Стал кричать: "Это не твое дело! Я сам разберусь, как мне петь! Ты вообще должен только ручки на пульте крутить!" Слово за слово, до рук дело дошло. Тут я немного "остыл" - ведь мне же еще концерт предстояло играть. Но он никак не унимался. Тогда я предложил ему отойти куда-нибудь, чтобы хоть не при всех разбираться, и мы пошли за какие-то гаражи. Когда до них оставалось дойти метра два, он развернулся, ударил меня бутылкой по голове и убежал. Пока остальные ребята со мной "копались", он прошел за сцену и разнес в щепки мою бас-гитару... Однако, последний концерт я все-таки отыграл, позаимствовав гитару у басиста ШАХА. Пришлось "давать" этакого пирата, завязав голову платком, чтобы кровь не стекала на лицо..." После этого момента уже всем стало ясно, что в группе что-то не так...
Вернувшись из Кишинева Крупнов и сам понял, что дальше так работать нельзя, что страсти внутри коллектива накалились до взрывоопасного предела. "Я объявил каникулы, - говорит Толик, - потому что мы действительно сильно подустали. Нас уже раздражал даже вид друг друга. Ну в самом деле: нос к носу совершенно разные люди мотаются по городам практически без перерыва. А если и не мотаются, то один черт, видятся на репетициях. Такого понятия как каникулы у нас до этого вообще не существовало. Мы как начали пахать в 1986, так и поехали. Без роздыху, без отпусков. Это была работа. И работа тяжелая. Сначала было полегче: мы раскручивались, раскручивались. А потом... Потом уже нельзя было свалить на то, что плохое настроение или рука болит. Тебе платят за это деньги - будь любезен их отрабатывать... Перерыв был необходим. И тогда я думал, что месяц-полтора - это как раз нормально. Отдохнем друг от друга... Ну а вышло вот как..."
А вышло вот что. В группе ШАХ не было в то время басиста, и на это место пробовалось множество музыкантов. Но ни один из них не устраивал Антонио Гарсию и Андрея Сазонова. А ШАХ должен был отправиться на гастроли в Венгрию. Время шло, а музыканта все не было. И тогда Гарсия предложил Крупнову присоединиться к ШАХУ, хотя бы для того, чтобы съездить в эту поездку. Крупнов: "Я подумал, что неплохо было бы в Венгрию съездить, попить, на Балатоне искупаться. Почему бы и нет? А потом вернусь отдохнувший, ребята от меня отдохнут и опять: ЧО... По большому счету, меня Ольга Чайко (в то время - директор КРУИЗА, - автор) сманила на то, чтобы подписать контракт. Ведь работа с ШАХОМ - это были чисто контрактные обязательства, а не убеждение. Совершенно точно..."
Итак, ОБЕЛИСК вернулся в Москву. Все ждали разрешения ситуации. Это разрешение явилось полной неожиданностью. Алексеев: "Крупнов сам ничего не сказал по поводу ШАХА. Только через неделю мы узнали, что он подписал контракт с Гарсией на полгода и решил отправиться с ШАХОМ в Венгрию. Первое чувство, которое я испытал при этом известии - неописуемая злоба на Крупнова. Злоба именно за то, что он никого ни о чем не предупредил..."
Просуществовав ровно (!) два года ЧО распался. Это случилось 1 августа 1988 года... Это потом, гораздо позже, в 1993 году Крупнов скажет: "Я все равно знал, что ОБЕЛИСК заново сделаю, когда в ШАХ уходил...", а тогда... Тогда ОБЕЛИСК был мертв, и, вследствии разборок внутри группы, идея о воссоздании казалась неосуществимой...
(Отвлечемся на время от последовательности нашего рассказа и перескочим сразу в 1994 год. Как сегодня участники тех событий оценивают причины распада ЧО? По прошествии шести лет, когда страсти улеглись, можно расчитывать на более или менее объективное суждение. Итак, два взгляда назад, в август 1988 года. Алексеев: "Устали все, надоели друг другу. Не развались мы тогда - дальше бы работать было еще хуже. Вообще, наверное, поубивали бы друг дружку. К тому же и алкоголь сыграл определенную роль..." Крупнов: "Усталость. Кроме того, гитаристам не нравилось то, что я писал в последнее время. Именно тогда начали проявляться зачатки музыки, которую можно услышать на "Стене" и последующих альбомах. А "Алексис" с "Ботаником" считали, что надо играть более "модно", более агрессивно... Вдобавок, у всех были свои амбиции. Если в 1986 году ОБЕЛИСК для публики был группой, в которой все равны, то в последствии это выглядело так: ЧО равно Толик Крупнов. И, наверное, "ревность" и честолюбие сыграли свою роль... А по поводу алкоголя... Я думаю, что не будь алкоголя - было бы что-нибудь другое. Алкоголь не был причиной, а скорее поводом...")
Огромная армия поклонников группы сначала не хотела верить в распад ОБЕЛИСКА. Все считали это слухами. Слишком все было противоречиво: успех, переполненные залы, заслуженное звание ╧1 в отечественном тяжелом роке и вдруг... Но проходили дни, недели, а концертов, начинавшихся со зловещего волчьего воя, все не было. Фэны поняли, что правда такова: ОБЕЛИСК распался...
Однако, даже "мертвый" ОБЕЛИСК сумел-таки еще раз всколыхнуть тусовку. Этот всплеск произошел благодаря выходу "посмертного" магнитофонного альбома группы, озаглавленного просто, но со вкусом: "Последний концерт в Кишиневе". Да, это не просто красивое название - это действительно запись с последнего концерта "старого" ЧО (того самого концерта, на котором Крупнов играл с разбитой головой и на чужой бас-гитаре). На пленке были увековечены следующие вещи: "Апокалипсис", "Абадонна", "Литании Сатане", "Серый Святой", "Аве, Цезарь", "Женщина В Черном", "Полночь", "Цветы Зла" и "Черный Обелиск". И все же вряд ли выход этого альбома стал бальзамом на души поклонников группы. Скорее наоборот - он только усилил ностальгию по "старым добрым временам"...
Итак, тусовка проводила свою любимую группу в вечность и стала искать себе новых кумиров. Тут невольно задаешься вопросом: не связан ли быстрый взлет в тот период таких групп как КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, Д.И.В., Э.С.Т. и массы других с тем, что в то время на нашей сцене отсутствовал ЧО? Не будем отвечать на этот вопрос. Каждый может сам проанализировать ситуацию.
ОБЕЛИСК ушел в историю... Но жизнь продолжалась. Справедливости ради надо отметить, что 1 августа 1988 года ЧО распался еще "не совсем". Тогда это было названо "временное прекращение концертной деятельности". Ситуация четко определилась лишь спустя две недели, когда Юрий Алексеев решил собрать свой собственный коллектив. С этого момента о возрождении ОБЕЛИСКА не могло быть и речи. Слишком сильна была обида Алексеева на Крупнова, слишком сильно были натянуты отношения между ним и Михаилов Светловым. Естественно, как только появилась возможность заняться сольной карьерой, Юра решил не упустить свой шанс.
Не обошлось и без взаимных наездов. В прессе начали появляться интервью, в которых ребята во всю поливали друг друга грязью. Крупнов сетовал на то, что гитаристы подняли "бунт" и отказывались играть его музыку, заявляя, что могут писать не хуже, а даже лучше него, в чем сам Толик глубоко сомневался. Те, в свою очередь, обвиняли его в консерватизме и диктатуре. "Он не давал нам творчески раскрываться, - говорил Алексеев. - Сам он просто "исписался", даже не мог доделать вещь до конца. При этом он отказывался от содействия других членов группы. Доходило до того, что он говорил: "Я - все. Это моя программа.", тогда, как над ней работали абсолютно все..." Однако, сейчас Алексеев признается, что далеко не все сказанное им в те дни, было правдой. "Такого диктата, какой расписывал я, не было, - говорит он. - Скорее всего, я говорил так от избытка злости на Крупнова. Причины развала ОБЕЛИСКА были в другом..." Подтверждением этих слов может являться еще одна выдержка из интервью, которое дал Алексеев в том же 1988 году: "Крупнов считал, что изменит стиль, направление... Я всегда говорил, что в музыкальном плане он - личность. Но работать с ним тяжело..." Любопытно также то, что все упорно замалчивали именно те причины, которые в основном и привели к распаду группы. Тот же самый Алексеев так комментировал события в сентябре 1988 года: "Отношения чисто человеческие перед распадом были хорошие. Мы и сейчас общаемся. Дело в том, что наша последняя программа "Серый Святой" не дала того, чего хотела публика. Массе тусовок еще было интересно слушать ЧО, мы "поиграли" бы на одном названии еще некоторое время, а потом на нас перестали бы ходить. Вместе мы уже ничего не могли сделать лучшего. Две наши первые концертные программы - "Апокалипсис" и "Цветы Зла" - были очень сильные. Третья программа тоже, конечно, интересна, но это уже совсем не то, что ожидала наша публика..." Зная все потаенные факты истории ЧО, любой может сейчас понять, как мало истины в этом комментарии.
На самом деле, после описанных выше событий, музыканты розошлись в разные стороны, "как в море корабли" и связь между собой практически не поддерживали. Хотя, это не совсем так: Алексеев и Агафошкин еще пробовали некоторое время работать вместе. Дело в том, что в конце августа 1988 года "Алексис" решил взять лидерство на себя. Весь аппарат ЧО остался на базе в "Горбушке". Весь технический персонал группы был теперь без работы. Алексеев решил не упускать такой удачный момент и на руинах ЧО возвести ТРИУМФАЛЬНУЮ АРКУ (именно так впоследствии была названа его группа, а как появилось это название - вы узнаете чуть позже). Первым участником новой формации стал сам Юра, вторым - Коля Агафошкин. Светлову была дана отставка (что вполне понятно, если учесть отношение "Алексиса" к "Ботанику").
Теперь у Юры был аппарат, база, барабанщик и техники. Надо было искать остальных музыкантов. Ими стали молодые, еще нигде не игравшие Саша Перцев - гитара, Саша Мамыличев - бас (позднее сотрудничал с ШАХОМ) и Алексей Левшинский - вокал. Вскоре было придумано и название. "Сначала мы хотели назваться ЧЕРНЫЙ ХРАМ, - вспоминает Алексеев. - Но однажды Крупнов предложил мне назвать группу ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА (далее в тексте - ТА, - автор). Он сказал, что ЧО еще на слуху, а т. к. у Ремарка есть произведение "Триумфальная арка", то народ, проведя аналогии от ЧО к ТА, быстрее заметит и запомнит мою группу... Я подумал, что что-то в этом есть, и проект обрел название..." Надо отметить, что были люди, советовавшие Алексееву поступить еще проще. А именно: купить у Крупнова название ЧО и играть на славе и успехе прошлых лет. Но, к чести "Алексиса", он отверг эти предложения и решил идти своей дорогой. Начинать с нуля.
Началась работа. Но и проблемы не заставили себя долго ждать. Через месяц ребят попросили освободить помещение... Начались поиски новой базы. Задача была не из легких. Все вакантные места уже были заняты. "Беда одна не ходит." Как бы в подтверждение этой пословицы после недели, проведенной в поисках базы, Алексеева покинул Агафошкин. "Он сказал, что больше не может бездействовать, - говорит Юра, - что у него семья, а семью надо кормить. Я даже растерялся тогда. Единственный человек, которого я хорошо знаю в музыкальном плане, ушел от меня..." Вслед за Агафошкиным группу покинул Перцев и Мамыличев... После этого Николай Агафошкин вообще отошел от музыкальных дел и занялся коммерцией.
А как сложилась судьба Миши Светлова? Как мы уже говорили, жизнь после ОБЕЛИСКА начала складываться для него не очень удачно: Алексеев не зачислил его в свой проект , и Светлов оказался за бортом. Однако он не отчаялся и (т. к. сотрудничество с супергрппой ЧО сделало из Михаила достаточно авторитетную фигуру) решил собрать свою группу, с помощью которой хотел (по словам Крупнова) "убрать по музыке и ЧО, и ШАХ, и ТА вместе взятых." Cветлов объединился со звукооператором ШАХА Славой "Электронником" и с приятелем Гарсии и Сазонова по фамилиии Ермилов. Они "обозвали" свой проект ПОЛТЕРГЕЙСТ и, доукомплектовав состав, начали наруливать жесткий THRASH. ПОЛТЕРГЕЙСТ обосновались недалеко от станции метро "Пролетарская" и занялся сочинительством собственного материала. Однако из затеи "убрать всех" так ничего и не вышло, и деятельность ПОЛТЕРГЕЙСТА ограничилась несколькими локальными концертами. А спустя некоторое время Светлов и сам покинул эту группу... С тех пор Михаил Светлов постоянно пытается пробиться на большую сцену с различными проектами. Но пока это ему не удатеся. Будем надеяться пока...
Но вернемся к Алексееву и ТА. Итак, Юра остался только с Алексем Левшинским. Остальные участники группы покинули его. Поиски базы продолжались. Шли недели, а результата все не было. В этот момент Алексееву поступило предложение о сотрудничестве с группой ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ. Юра попробовал поиграть с ними, но дальше этого дело не пошло. " Музыка не та,"- констатировал он. Потом поступило прдложение от группы Э.С.Т. Алексеев и его отверг. Все его помыслы были направленны на сольную карьеру.
Прошел еще один месяц, в течение которого Юра играл с техниками ЧО. Набирать новый состав ТА до того как появится репетиционная база не имело смысла. Алексеев: "Однажды Женя Чайко прдложил мне попробовать с Сергеем Комаровым (ЭКС-ЛЕГИОН - автор). Я был знаком с "Комаром" еще с 1986 года. Ведь мы тогда давали вместе с ЛЕГИОНОМ сейшены и, естественно, все друг друга знали. Я приехал к Комарову, и мы попробовали сыграть. Его игра меня совершенно не приколола, и я сказал ему, чтобы он подучился играть, а потом посмотрим. Примерно через месяц мы снова встретились с ним, и я просто поразился. Когда он начинал играть, то у меня возникало ощущение, что у него восемь ног и столько же рук. Больше у меня сомнений не было, и мы начали работать вместе..."
Сергей Комаров начинал играть в далеком 1979 году в составе ЛЕГИОНА. Кроме него в группу входили басист Олег Царев, вокалист Алексей Булгаков и гитарист Алексей Цветков. В то время ЛЕГИОН копировал МАШИНУ ВРЕМЕНИ и ВОСКРЕСЕНЬЕ. Однако, вскоре группа заметно утяжелилась. В 1981 тоду была записана программа "Битва", выдержанная в духе DEEP PURPLE - BLACK SABBATH. По тем временам музыка ЛЕГИОНА звучала на нашей сцене очень круто. Несмотря на это вскоре после записи ЛЕГИОН развалился. Это было связано с уходом Цветкова, который был основной движущей силой группы. К Цареву, Булгакову и Комарову примкнули два гитариста: Алексей Чернышев и Сергей Стасилович. Второй магнитофонный альбом ЛЕГИОНА увидел свет в 1986 году и был озаглавлен точно так же как и запись ЧО того же года "Апокалипсис". После этого (как мы уже знаем) группа много выступала. Причем множество концертов проходило совместно с ЧО. Но вскоре ЛЕГИОН начали раздирать внутренние проблемы. В 1987 году группу покидает Комаров. ЛЕГИОН еще пытается удержаться на плаву, но безуспешно, и в марте 1989 года прекращает свое существование. Булгаков пробовал после этого вновь построить ряды ЛЕГИОНА, но долгое время это ему не удавалось. Лишь летом 1992 года его попытки увенчались успехом. А недавно ЛЕГИОН записал свой новый англоязычный альбом под названием "Крестоносцы". Но вернемся к Комарову. Он снова появился на сцене в составе группы СПЛАВ в том же 1987 году. В эту группу входили люди уже довольно известные в тусовке и по разным причинам покинувшие свои группы. Однако, сплав этих людей оказался неудачным, и команда так и не получила широкой популярности...
Итак, в ТА появился барабанщик. Это было действительно удачное приобретение, т. к. кроме того, что Комаров великолепно владел своим инструментом, он еще помог Алексееву разрешить один из самых сложных вопросов, стоявших перед новоиспеченной группой: вопрос о репетиционной базе. Оказалось, что у Комарова есть приятель Леша Иванцов (друзья называли его просто "Цов"), который работает в Центре Информации на "Водном стадионе". Выяснилось так же, что Иванцов был страстным поклонником ЧО. Вопрос о базе был решен: "Цов" с радостью предоставил ТА свое помещение, куда и въехал Алексеев со всем аппаратом канувшего в лету ОБЕЛИСКА.
Еще месяца через два "Алексис" нашел бас-гитариста, им стал Юрий Журавлев. ТА начала набирать обороты. Работа над программой была в самом разгаре. Чтобы не играть в кошки-мышки относительно музыкальной ориентации группы, Алексеев сказал в одном из интервью того периода: "Мне не хотелось бы повторения ЧО в точности. Хочется использовать лучшие идеи Крупнова, то есть собрать воедино THRASH, BLACK, HEAVY, HARD ROCK и сделать эксперимент в этом плане. Надо найти такой нюанс, чтобы не быть похожими на те группы, которые сейчас существуют. Первой своей задачей ставлю писать вещи не хуже, чем в ЧО. И так, чтобы все было очень необычно. И еще, музыка должна быть наравне с текстом. У нас никогда не было такого, чтобы музыка была хуже стихов и наоборот."
Программа была подготовлена и записана в довольно короткие сроки. Эта запись появилась в начале 1989 года в виде магнитофонного альбома. Записал этот альбом Женя Чайко на четырехканальный магнитофон прямо на репетиционной базе. Программу планировали назвать "Варвары", но студии звукозаписи начали распостранять е╦ по названию титульной вещи: "Мир-Дьявол". Музыкальный материал этого альбома представлял из себя, главным образом, добротно сделанный THRASH. Следует отметить, что вся музыка для этой программы была написана от начала и до конца одним Алексеевым. Более того, все ритм-, соло- и басовые партии были записаны самим Юрой. В качестве текстов использовались стихи классиков XVII, XVIII и XIX веков. "Мир-Дьявол" включал в себя семь композиций. В их числе были: "Мир-Дьявол", "Голос Предков", "Что Будет?", "Абадон", "Тайный Путь", "Откровение" и кавер-версия "Литании Сатане" вс╦ того же ЧО (не зря Алексеев, ещ╦ будучи в составе ОБЕЛИСКА, писал музыку к этой вещи). Альбом получился очень силно навороченным в музыкальном отношении. Вот уж где Алексеев смог оторваться во всю! Он был полноправным лидером, главным, человеком, который писал материал без оглядки на кого-либо. Все было сделано так, как хотел Юра. Множество ритмических сбивок, большой процент импровизации, сменяющие друг друга бесконечными потоками соло партии. Прибавте к этому по-настоящему сильный и оригинальный вокал Алексея Левшинского - вот и получится замечательный металлический альбом. Но вс╦-таки полноправного сплава музыки и текста не получилось. Это и неудевительно - ведь Алексеев не поэт, а музыкант. Если провести на этом альбоме процентное соотношение чистого инструментала и вокальных партий, то получится примерно 70% на 30%, соответственно. Но разве это плохо?
Альбом записан - настала пора подумать и о концертах. Дебютное выступление ТА состоялось весной 1989 года в ДК "Прожектор". Этот концерт прходил под лозунгом "Рок против СПИДа", и помимо ТА в н╦м учавствовали группы КОРОЗИЯ МЕТАЛЛА, Д.И.В. и КОНСУЛ. Слушатели по достоинству оценили музыку АРКИ , и в Москве появилось большое количество поклонников проекта Алексеева. Студии звукозаписи с большим успехом тиражировали "Мир-Дьявол". В музыкальной прессе начали появляться статьи о восходящей звезде отечественного металла.
Второй раз ТА появилась на сцене в рамках фестиваля "Железный Марш". Публика уже была достаточно хорошо ознакомлена с материалом группы и очень живо встречала команду Алексеева.
Между тем "Алексис" начал подумывать о новой прграмме. Юра решил поэкспериментировать в музыке, и новый материал был выдержан в духе SCORPIONS. Работа над программой была прервана ещ╦ одним, третьим, и последним в истории группы концертом. Он отгремел в кинотеатре "Комсомолец". В числе музыкантов, посетивших это выступление, был Анатолий Крупнов. В тот вечер группа была в ударе - публика в восторге. Вс╦ складывалось как нельзя лучше. И, вполне возможно, что сегодня вся металлическая тусовка столицы дружно трясла бы хайрами в такт музыки ТА, если не... Но здесь стоит остановится.
Описывая события, развивавшиеся вокруг Алексеева, мы совсем упустили из вида Крупнова. А ведь период работы с ШАХОМ был далеко не бесцветным в творчестве Толика.
Началось вс╦ с того, что Анатолий продал кое-какие вещи из реквизита ЧО. Крупнову в то время срочно требовались деньги. В числе прочего, на продажу был выставлен и знаменитый "Папа". Пылиться ему долго не пришлось, и его приобрела для своих шоу КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА. (Впоследствии они его разбили. А жаль. Высокохудожественное было произведение!)
Итак, покончив со всем, что связывало его с ОБЕЛИСКОМ, летом 1988 года Крупнов отправился с ШАХОМ на гастроли в Венгрию. Вернувшись из этой поездки ШАХ приступил к работе над новым материалом, который по замыслу Гарсии, должен был превзойти все предыдущие работы группы.
Как сам Крупнов оценивает период своего сотрудничества с Гарсией и Сазоновым? "Два года сплошного пьяного угара", - сме╦тся Толик. А если серь╦зно? "Практически никакого участия в написании материала я не принимал, - расказывает Крупнов. - Вс╦ делал Антон (Гарсия, - автор). С моей стороны было самое минимальное участие в сочинительстве и аранжировке. Т. е., даже если я и придумывал какие-то свои ходики, то на сведении этого вс╦ равно не было слышно. Можно даже сказать, что я был сессионным музыкантом, машиной, воплощающей в жизнь идеи Гарсии. Вообще, Антону с Сазоновым было бы гораздо проще играть вдвоем, но, т. к. бас-гитара вс╦-таки должна присутствовать, то... То они меня и взяли."
Период начала работы в ШАХЕ совпал для Крупнова с тем, что он серь╦зно задумался о своей игре на бас-гитаре. Толик: "По уровню техники игры я до ШАХА просто не дотягивал. А тут ещ╦ мне принесли послушать альбом группы MANOWAR "Kings Of Metal". Я поставил его и попал как раз на "Sting of The Bumbiebee". У меня просто "башню" унесло! Я всегда играл и играл себе, а на левую руку никогда особо внимания не обращал... Тут еще Гарсия меня подзадорил, сказав, что если б я играл хотя бы в половину так же, то... Я ответил: "Да что там в половину! Я так же буду играть! Даже лучше и быстрее!" После этого я серьезно взялся за инструмент и месяца через три уже мог играть то же самое, даже быстрее и чище... Кстати, все эти сольные проходы на басу, записанные познее в "Стене" и в "Игроке" - это как бы ответ Ди'Майо (басист MANOWAR - автор). Ответ достаточный и качественный, потому что соло Ди'Майо было записано с безумными накладками, а я писал "сходу", без накладок. И причем я записал свои партии всего лишь раза со второго - с третьего... Опять же, инструменталочка в альбоме "Я Остаюсь" - это тоже ответ MANOWAR. Не по скорости (мне сейчас просто скучно играть быстро, я умею это делать, так зачем это делать всегда?), а по профессионализму..."
Тем временем ШАХ подготовил новую программу. В 1989 году группа записала этот материал на демо-ленту и отослала его в Германию. Эта лента вызвала у немцев значительный интерес, и был подписан контракт на запись альбома ШАХА в Германии. Вс╦ складывалось просто прекрасно. Но в этот момент произошла история, поставившая запись на грань срыва. Рассказывает Крупнов - главный виновник происшедшего: "Есть у меня такая не очень хорошая черта: когда я очень раздражен или зол, то всю свою злобу я вымещаю на предметах (вс╦-таки это лучше, чем человеку в лицо бить). Например, на старой квартире у меня не осталось ни одного стула, т. к. я их разбивал об пол в щепки... А тут получилось так: за пять дней до отлета в Германию я (на что-то сильно зол был) жахнул кулаком в стену с такой силой, что просто пробил е╦. После этого рука болела страшно, но я думал, что это ушиб. Однако, болело вс╦ сильнее, и мне пришлось на следующий день идти к врачу. Он мне сделал рентген и говорит: "У тебя, милый, перелом в трех местах". У меня опустилось все, что только могло опуститься (ведь студийное время уже было четко запланированно!)... Наложили мне гипс, и в таком виде я явился пред светлые очи Герсии и Сазонова. На вопрос: "Что случилось?", я ответил: "Руку сломал." У них тоже все сразу опустилось... Когда же мы прилетели во Франкфурт, то пришла очередь опускаться всему у менеджера. Мы сошли с самолета и он, показывая на меня, скромно поинтересовался у Гарсии: "А кто этот человек в гипсе?", на что получил ответ: "Это наш бас-гитарист..." Поэтому я писался последним. У нас было семнадцать дней на запись, и я пообещал Антону, что за два-три часа четко запишу все свои партии. Так все и получилось. Но, когда я писался, кость ещ╦ не срослась до конца, и все эти бешенные чесовые скорости было безумно больно играть... Гарсия с Сазоновым надо мной ещ╦ и издевались. Мы жили в одной комноте, а я, по свидетельствам очевидцев (сам-то я, естественно, не могу это проконтролировать), когда напиваюсь, то храплю. Причем храплю "козырно". И что
у меня только не было написано на гипсе! И "Не храпи, сука!", и матом что-то, телефоны какие-то... Гипс был исписан весь. Полностью. Даже выбрасывать его потом жалко было..."
Но, несмотря на все препятствия, альбом все-таки был записан. Пластинка была озаглавлена "Beware'', и в не╦ вошли следующие вещи: "Total Devastation", "Beware", "Coward", "Blood Brother", "Save The Human Race", "Age Of Dismay", "Thresholds Of Pain" и "Say "Hi" To Anthrax". Можно констатировать, что замысел Гарсии осуществился на все 100%: альбом получился просто потрясающим. Наверное, даже самые ярые поклонники группы не ждали от ШАХА такого слаженного и профессионально сделанного TECHNO-THRASH'а. Гарсия и Сазонов превзошли сами себя. Но не следует забывать и о Крупнове. Несомненно, что и его вклад в "BEWARE" был весьма значительным. Ведь не будь Крупнова, неизвестно, сколько бы времени еще Антонио Гарсия искал басиста, способного угнаться за бешеными скоростями музыки ШАХА.
Итак, пластинка была выброшена на немецкий рынок. Одновременно началася концертный тур ШАХА по городам Германии. Бундесовские фэны очень тепло приветствовали нашу группу на всех площадках, где выступали Гарсия и компания. "Мне запомнился концерт в Мюнхене, - вспоминает Крупнов, - где мы выступали на площадке "Манеж". Мы играли перед КРУИЗОМ. У меня еще были сложности с рукой. Играть было безумно больно, но я выжал из себя все, что мог. И публика принимала нас даже лучше чем КРУИЗ, которые были хедлайнерами..."
ШАХ, снискавший себе популярность на благодатной немецкой земле, вернулся домой. Последовала серия выступлений по родной стране. Стоимость пластинки "Beware" на "черном рынке" подскочила до 150 рублей (это по тем-то временам!).
После выхода "Beware" ставки ШАХА резко пошли вверх и на Западе. Группу пригласили в турне по экс-социалистическим ныне странам: Югославия, Чехословакия, Польша и т.д. Затем короткая передышка, и - новый тур. Опять по Германии. Потом были еще поездки. "Я и стран всех не вспомню, - говорит Толик. - Ведь у нас в стране тогда были проблемы со спиртным, а там... И когда я приезжал туда, то у меня начинался полный отрыв и оттяг. Упомнить что либо трудно..."
Возвратившись из поездки, Гарсия занялся подготовкой нового материала. Несколько новых композиций, написанных им, были выдержаны в совсем несвойственной ШАХУ мелодичной манере. Записав эти вещи, ШАХ отправился в очередное турне. На сей раз по Испании. "Именно в Испании Антон дал мне впервые послушать новый материал, - вспоминает Крупнов. - После того, как я прописал для него бас, я даже не знал, в какой стадии находится работа. Получилось очень клево. Гарсия записал туда дудки, еще что-то... Слушалось интересно..." Дальнейшего продвижения этот материал не получил, т. к. Антонио Гарсия записывал его чисто для себя, чтобы проверить свои способности в качестве композитора и аранжировщика.
Успех сопутствовал ШАХУ везде: и за грницей, и дома. Но, несмотря на этот успех, Крупнова все сильнее и сильнее тянуло обратно. В ОБЕЛИСК. "Когда я начинал с ШАХОМ в 1988 году, - говорит Толик, - у меня не было особой уверенности в том, что ЧО возродится. Слишком сильно мы разругались... Однако, со временем барьер стерся и мысли о реформации стали приходить ко мне все чаще и чаще. Вскоре я был совершенно уверен, что сделаю ОБЕЛИСК снова. Оставался только вопрос времени. К тому же, ко мне постоянно подходили люди, которым было небезразлично творчество ЧО. Этих людей было множество. Дошло до того, что я на какой-то определ╦нный момент стал избегать тех, кто были ярыми фэнами ОБЕЛИСКА. Потому что меня начали доставать их вопросы. Все время одно и то же: зачем?, почему?, как?, когда назад?.."
В конце мая 1990 года произошла первая робкая попытка свести Крупнова с Алексеевым, и тем самым вновь собрать костяк ОБЕЛИСКА. Крупнов: "Ко мне приехали "Алексис" с "Цовом" и привезли с собой литр спирта. Предложили посидеть, выпить. А когда я отказывался?.. И когда уже все были в подпитии, "Цов", как истинный дипломат, "лупанул" мне в лобешник: "Давай ОБЕЛИСК воссоздавать!" "Алексисушка" к этому моменту был уже "никакой", да и мы с "Цовом" не лучше. Поэтому серьезно это предложение никто не воспринял..." Алексеев: "Иванцов постоянно говорил мне, что пора реформировать ЧО. Я отказывался, думая, что все начнется сначала. Да и к тому же, у меня своя группа была, мы новую программу готовили... Но потом я все-таки позвонил Толику и придложил ему приехать к нам на базу. Он приехал, и мы (т. е. я, он и Комаров) попробовали сыграть вместе. Я увидел, что Крупнов действительно "поднабрался" в ШАХЕ профессионализма, и решение о воссоздании было принято."
Свершилось! Ровно (!) через два года после распада, 1 августа 1990-го ЧО, как легендарная птица Феникс, восстал из пепла. Вопроса о том, кто будет барабанщиком нового ОБЕЛИСКА, не существовало. Им стал Сергей Комаров, работавший с Алексеевым в ТА. "Я помнил, что "Комар" очень клевый барабанщик, - говорит Крупнов. - Ведь я был знаком с ним с 1986 года. Но когда я услышал как он теперь стал играть... Это человек, который мог играть с бешеной скоростью в две "бочки" и при этом просто идеально ровно вести качевые размеры. У него была пушечная подача и... Короче, это было то что надо. Я с таким барабанщиком вообще никогда не работал за всю свою жизнь. Ведь в старом ОБЕЛИСКЕ я не мог воплотить в жизнь все свои идеи во многом из-за барабанщика. Колька (Агафошкин, - автор) существовал как бы по инерции. К тому же, сменить его мы не могли. Тогда просто не было таких профессионалов как сейчас. "Тяжелых" барабанщиков не было практически вообще. Агафошкин же худо-бедно, но справился. А тут я увидел такое... "Комар" устраивал меня на все 200%. Я с ним мог своротить горы. На него я очень много ставил. Если бы не было "Комара", то еще неизвестно, воссоздался бы ОБЕЛИСК вообще..." Вдобавок выяснилось, что еще работая в ЛЕГИОНЕ, Комаров мечтал играть в ЧО. И теперь, когда его мечта осуществилась, он все свои силы отдал на то, чтобы ОБЕЛИСК не просто вернулся на сцену, а вернулся с должным достоинством. Вторым гитаристом ЧО стал (по старой памяти) Михаил Светлов. Светлов был единственным из ОБЕЛИСКА, с кем Крупнов поддерживал отношения после событий 1988 года, и, естественно, что Толик именно ему предложил присоединиться к старой новой формации. Кроме этого, к ЧО примкнули ещ╦ два человека: бессменный звукооператор Женя Чайко и Эдик Ратников, (да именно тот самый, который когда-то был техником ОБЕЛИСКА), претендовавший на роль менеджера группы.
ОБЕЛИСК приступил к репетициям на базе Алексеева, т. е. в Центре Информации на "Водном стадионе". Первой вещью возрожденного ЧО стала песня под лаконичным названием "Стена". "Я ехал в электричке домой с дачи, - вспоминает Крупнов. - И вдруг меня просто "пробило". До этого момента я находился в некоторой неопределенности. Я точно знал, что не буду делать музыку в струе старого ОБЕЛИСКА, и в то же время еще точно не знал, что я буду делать теперь. И вот именно тогда, в электричке, я все понял. Я как-то сразу придумал рифф и текстовую основу для "Стены", а на примере "Стены" осознал, что мне надо делать дальше. Я понял, что музыка ЧО будет менее навороченная, нежели в 1988 году, но более мелодичная, жесткая и ритмичная (какой собственно "Стена" и получилась), и еще я четко понял, что мне нужно делать упор на бас... Приехав домой я буквально за пятнадцать минут доделал "Стену" до конца и больше ее не трогал. В этом, первоначальном виде, она и вошла в альбом." После "Стены" группа сделала еще одну вещь: англоязычную "We Got Enough". Саму эту фразу придумал Крупнов, а текст написал его приятель Костя Савченко. Эти две вещи ("Стена" и "We Got Enough") были записаны на пленку. Запись производилась на репетиционной базе.
Между тем слухи о возрожденнии ОБЕЛИСКА начали проникать в тусовку. Но, т. к. никто из членов группы не появлялся с достоверной информацией ни на радио, ни на телевидении, то люди просто боялись верить этим сообщениям. Но как хотелось верить!
Все сомнения были развеяны 23 сентября 1990 года. Именно в этот день новый ЧО впервые появился на сцене. Это событие произошло в рамках фестиваля "Железный Марш" во Дворце Культуры "Крылья Советов". (Поразительно! Вы только проследите за аналогиями в творчестве группы! Собрались 1 августа 1986 года, распались 1 августа 1988 года, реформировались 1 августа 1990 года, первый концерт - 23 сентября 1986 года, первый концерт после реформации 23 сентября 1990 года. Удивительные совпадения!) История этого выступления весьма интересна. Дело в том, что все фестивали "Железный Марш" закрывает КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА на правах учередителя всего мероприятия. 23 сентября КОРРОЗИЯ отыграла свой сет и спустилась со сцены. После этого милиция, находящаяся в зале, погнала всех зрителей к выходу. Половина публики ушла домой. Однако другая половина, видя, что свет не зажигается, а аппаратура не убирается, осталасась. В таком ожидании прошло около получаса. И вдруг загорелись сценические лампы, и на сцену вышел Крупнов с товарищами. "Здравствуйте все! - сказал Толик. - Я счастлив снова играть в составе ЧО. Надеюсь, вы не забыли нас... ЧО приветствует своих болельщиков!!!" За этими словами последовали "Стена", " We Got Enough" и до боли знакомые "Полночь" с "Черным Обелиском". Какой там "забыли"! Надо было видеть что творилось в зале! Несмотря на то, что в зале осталась половина публики, шума было не меньше, чем при выступлении КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА - хедлайнеров фестиваля. Отыграв четыре вещи ОБЕЛИСК поблагодарил всех присутствующих и удалился.
Теперь расcкажем о том, чего зрители не могли заметить. Дело в том, что к моменту выхода ЧО на сцену, один из басовых барабанов был пробит. Выступление группы было просто спасено Комаровым, которому пришлось играть на одной "бочке" , в добавок ко всему, еще и левой ногой. Остается просто загадкой: как Сергей смог вести барабанные партии в песнях?
А каковы были впечатления Крупнова после выступления? "Я очень плохо помню этот концерт, - говорит он, - потому что я дергался перед ним гораздо больше, чем перед первым выступлением ЧО в 1986 году. Да и к тому же, выступили мы не очень удачно. Не получилось все, что планировали. Мы хотели сыграть больше. Планировались вещи из старого репертуара: "Литании Сатане", еще что-то. Но все это было построено на Сережкиной игре, а эти проблемы с "бочкой"... Еще и Мишка Светлов постоянно "вылетал" чисто по игре. Но несмотря на это, реакция зала была очень хорошая, если не сказать больше. А "Комар"... Он спас тогда все. Я просто не представляю себе, как бы все это выглядело, если на его месте был бы другой барабанщик..."
Давая автографы после выступления, Крупнов во многих из них, помимо своей подписи, писал "ОБЕЛИСК жив!"
(Кстати, это выступление ЧО во Дворце Культуры "Крылья Советов" было записано на пленку. Гораздо познее (в 1994 году) песни "Стена" и "Полночь", исполненные на этом концерте, увидели свет, войдя во вторую часть сборника "Память О Прошлом".)
Итак, реанимация ЧО прошла успешно. Внутри коллектива царило состояние эйфории. Работа над новым материалом шла полным ходом. Но появились чисто музыкальные проблемы... Крупнов: "Мы поняли, что Светлов "не тянет"... Дело в том, что я поднабрался чисто чесовой скорости в ШАХЕ, у "Алексиса" с этим всегда все в порядке было, а у "Ботаника" - нет... И еще: Мишкины соло-партии. Я уже привык к соло Гарсии (он очень профессионально играл), а соло Светлова по сравнению с Антоном - это любительщина... И мы решили взять другого гитариста..."
Таким образом, Светлов (в который уже раз!) был уволен из ЧО. Он вернулся к своей сольной карьере. Эдик Ратников предложил на роль гитариста Василия Билощицкого (параллельно сотрудничеству с ОБЕЛИСКОМ, Ратников являлся в то время менеджером группы Э.С.Т.), который как раз в этот момент покинул Э.С.Т. Василий Билошицкий - человек, прекрасно известный в тусовке, так что описывать его творческий путь, на наш взгляд, просто не имеет смысла. Достаточно сказать, что это профессионал высочайшего класса. Неудивительно, что он был сразу же зачислен в ряды ЧО.
Группа решила пока не давать концертных выступлений, а полностью сосредоточиться на студийной работе. В октябре 1990 года ЧО записал на базе мини-альбом (если так можно назвать запись на магнитафонную ленту) "Жизнь После Смерти". В него вошли песни "Меч" (о которой мы уже упоминали выше), "Стена" и "We Got Enough". Была записана и ещ╦ одна композиция - "Одинокий Герой", но Крупнов строго запретил ее распостранять, т. к. это была совершенно "сырая" вещь, практически не имеющая текстовой основы. Вслед за этим мини-альбомом ребята планировали приступить к записи полнометражной ленты. Но...
Произошла трагедия... Произошло то, чего никто не мог ожидать. 13 ноября погиб Сергей Комаров... Мы не возьмемся сами описовать трагические события. Предоставим это людям, более компетентным... Вот отрывок из статьи "Снова - убийство по объявлению", опубликованной в газете "Московская Правда": "Два жителя Химок - А. Бабкин и В. Сеин решили продать три японских видеомагнитофона, а поскольку объявления в рекламное приложение к "Вечерней Москве" принимают только от жителей столицы, они указали телефон своих московских приятелей - музыканта С. Комарова и его жены Юлии. Когда объявление увидело свет, они приехали в однокомнатную квартирку в Бибирево и вчетвером стали ждать предложений. Наиболее подходящим покупателем оказался некий молодой человек, который вскоре после звонка приехал посмотреть аппаратуру. Как только Сеин пошел в комнату показывать покупателю товар, трое на кухне услышали какой-то хлопок. И тут же в дверях возникла фигура с револьвером в руках. Налетчик, угрожая оружием с глушителем, заставил всех троих лечь на пол. А дальше начались странности. Почти два часа налетчик расхаживал по квартире, собирая в свою сумку медные пятаки, женскую косметику, украшения. При этом он мило беседовал со своими жертвами, интересовался, сколько им лет, чем занимаются. Эту странную беседу прервал стон, как потом выяснилось, смертельно раненого Сеина. Убийца вышел из кухни, и в это время Бабкин, лежавший у плиты, достал газовый пистолет. Как только бандит показался на пороге кухни, Бабкин выстрелил, а Комаров и Юля стали бросать в налетчика всем, что попадалось под руку. Закашлявшийся налетчик отстреливался наугад - при этом Юля была тяжело ранена. Затем Бабкину и Комарову удалось прорваться на балкон, но на крики о помощи двух истекающих кровью людей, увы, никто не отреагировал, хотя трагические события разворачивались, как говорится, средь бела дня. Грабитель продолжал стрелять, убил Комарова. Еще немного - и с последним строптивцем будет покончено. Но тут кончились патроны, именно поэтому Бабкину, несмотря на удар по голове, который нанес ему преступник, удалось вырваться из этого ада. И, хотя милиция приехала через 10 минут после вызова, преступник уже скрылся."
Вспоминает Крупнов: "Я четко помню этот день. Я сидел дома, когда позвонил "Алексис". Он сказал: "Ты знаешь, кажется "Комара" убили..." А я был пьяный, поэтому для меня это прозвучало где-то там... Я ответил: "Не гони" и повесил трубку. Он позвонил еще раз и сказал, что не может дозвониться Сережке, а в газетах напечатали (я газет тогда не читал), что где-то в районе "Комара" убили барабанщика одной известной московской группы... Я подумал: но почему "Комар"? Т. е. я не мог даже предположить, что нас может каким-то образом коснуться нечто подобное... Но в конечном итоге выяснилось, что это действительно так... У меня было просто состояние веревки... У меня возникало ощущение человека, которому сказали: "Вот ты заберешься на эту горку, и там, на самой вершине, все будет хорошо." И вот я из последних сил добираюсь до вершины и вижу перед собой еще одну горку, уходящую просто за облака... Мы затратили так много сил... Мы репетировали по шесть, по восемь часов в день, т. е. пока просто чуть ли не уползали из зала... Это действительно была машина. Машина, которой могут позавидовать многие группы. Позавидовать по ритм-секции (по мне с "Комаром"), по чесам "Алексиса" и по Васькиным чесам и соло. Это было дай Бог... И вдруг - бац!.. Просто безумная эйфорическая радость в одну секунду сменилась чернейшей депрессией... Как бы блуждаешь по пещере, находишь свет в какой-то щели, разламываешь все, чтобы добраться до выхода, а оказывается, что это обыкновенная лампа горит. И сразу все опускается... После всех этих событий у меня был такой запой и закур, что мало не покажется никому..."
Да, жизнь - жестокая и безжалостная вещь... Особенно в этой стране, где человеческая жизнь стоит так мало... Дешевле техники. Дешевле видеомагнитофона...
Можно ли представить себе чувства, которые переполняли членов группы в то время?
В этом месте нашего повествования следовало бы сделать паузу, но, к сожалению, на бумаге это невозможно...
Итак, жизнь все-таки продолжалась. И эта жизнь поставила перед ЧО новую проблему: надо было найти достойную замену Комарову. Учитывая уникальные способности Сергея, можно понять, что задача была не из легких. Фэны группы, только-только вздохнувшие свободнее и получившие надежду, вновь опустились в бездну неизвестности и тревоги за будущую судьбу ОБЕЛИСКА...
ЧО приступил к прослушиванию барабанщиков. "Мы слушали Гешу (он играл в МАФИИ и в ПОЛТЕРГЕЙСТЕ) и Марка (он играл в Д.И.В.), - вспоминает Крупнов, - но оба они не подошли. Нам нужен был обязательно барабанщик, владеющий двумя "бочками". Геша играл в две "бочки" и играл хорошо "косые" размеры; Марк тоже играл в две "бочки", но "косых" размеров не играл. И с чисто рок'н'рольными штучками у них было не очень... Потом пробовали еще кого-то, но все это было не то..."
Неизвестно, на сколько это могло бы затянуться, но тут ОБЕЛИСКУ просто повезло. Судьба, как бы устыдившись того, что она допустила, решила помочь ЧО. На прослушивание пришел восемнадцатилетний парень по имени Владимир Ермаков. Есть ли среди вас люди, которые не знают, что именно он и занял место за барабанной установкой ОБЕЛИСКА?
Владимир Ермаков родился 19 августа 1971 года в городе Казани. В детстве Володя любил слушать BONEY M и ABBA, но со временем его музыкальные вкусы несколько изменились. Все началось с того, что он купил себе кассету с записью DEEP PURPLE и ACCEPT. И понеслось! ANTHRAX, коллекция IRON MAIDEN, коллекция ACCEPT, MANOWAR, METALLICA, MEKONG DELTA... Не забывал новоявленный металлер и "стариков". В его фонотеке были кассеты с записями JIMI HENDRIX и LED ZEPPELIN. Наслушавшись всего этого безобразия, Ермаков решил: "А чем я хуже? Что, разве я так не смогу?" и принялся осваивать гитару. Однако, квинты и синкопы ему быстро надоели ("Или просто с ушами у меня что-то не в порядке," - констатирует Ермаков.), и Володя решил вкалывать за барабанами. "Классе в шестом я склеил себе картонные барабаны, - рассказывает он. - Это и был мой первый инструмент. Потом меня выгнали из школы. Я поступил в техникум, где и организовал свою первую группу. Но из техникума меня тоже выгнали, и группа заглохла... Спустя какое-то время, я организовал еще одну. Потом еще и еще... Всех и не упомнишь. С кем я только не перетусовался! И с панками, и с блюзовиками, и с рок'н'рольщиками, и с металлистами... Но нигде долго играть не получалось..."
В начале 1989 года Ермаков затусовался с хиппанами и приехал с ними в Москву (не забыв прихватить и свои барабаны). Здесь у него появились знакомые, один из которых и предложил Володе создать группу для того, чтобы съездить в Германию. Из этой затеи ничего не получилось, но, благодаря этому знакомству, Ермаков вышел на группу КАНТОР, куда его и приняли. У КАНТОРА к тому времени уже была готова программа из пяти песен. Более того, она даже была записана на демо-ленту. Ермаков включился в работу и за короткие сроки разучил весь материал. Он отыграл с КАНТОРОМ несколько концертов и после этого их творческие пути разошлись.
Ермаков: "В 1990 году (когда я еще играл с КАНТОРОМ) мы, разыскивая для себя базу, попали в бункер, находившийся недалеко от "Пролетарки". Там репетировали несколько групп: ПОЛТЕРГЕЙСТ Светлова; ТРОЛЛЬ, где играл "Митя" (о "Мите" чуть позже, - автор) и STAINLESS. Я со всеми познакомился и начал тусоваться в этом бункере. Оказалось, что у STAINLESS'а не было в то время барабанщика. Они предложили попробовать мне. Я попробовал - получилось в кайф. И мы начали играть вместе... Затем собрали двухканальный магнитофон и сделали демо-запись довольно неплохого качества. Потом стали выступать на концертах. Чуть позже записали своими силами магнитофонный альбом. Правда, на этот раз барабаны были "неживыми" - я забивал программу в компьютер. И материал к этому альбому потом очень долго сводился. Сводился даже тогда, когда я уже ушел из STAINLESS..."
Репетируя со STAINLESS, Ермаков близко сошелся с Михаилом Светловым и стал частенько "зависать" у него на квартире. Именно у "Ботаника" Володя впервые услышал записи ЧО. "Сначала я абсолютно не въехал в их музыку, - вспоминает он. - Мне казалось, что это какой-то утяжеленный вариант МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Мне совершенно не нравилась игра Агафошкина (ведь я в то время был гораздо более трешевый барабанщик). Лишь потом я проникся музыкой ОБЕЛИСКА. Я ощутил энергетику, которую они несли в зал, ощутил дух тех концертов. И еще меня поразили стихи Крупнова. Их можно слушать всегда и постоянно открывать для себя что-то новое... Там же, у Светлова, я впервые увидел Толика. Однажды я заехал к Мишке, а они там с Крупновым что-то отмечали. Я познакомился с ним, и Толик предложил мне выпить. Когда я ответил, что не пью, у него было такое выражение лица... Я не могу это передать. Затем (немного прийдя в себя) он изрек философскую фразу: "Ну и везет же тебе!" и проглотил свою порцию..."
Войдя в музыкальную тусовку, Ермаков познакомился со множеством рок-музыкантов. Одним из его новых приятелей стал Василий Билошицкий, в то время еще игравший в группе Э.С.Т. Однажды он и предложил Володе присоединиться к Э.С.Т.'ам. Подумав, Ермаков отверг это предложение, ссылаясь на то, что у него уже сложились дружеские отношения с ребятами из STAINLESS, да и музыка Э.С.Т. его не особо прикалывает. "Когда прошел слух о том, что застрелили "Комара", - рассказывает Ермаков, - все стали обсуждать: кто же будет новым барабанщиком ЧО? Особого внимания я на эти разговоры не обращал, но однажды позвонил Вася Билошицкий и предложил прийти на прослушивание. Я подумал и решил попробовать..."
Таким образом Ермаков и очутился на базе ОБЕЛИСКА в ноябре 1990 года. "На меня он тогда не произвел абсолютно никакого впечатления," - признается Алексеев. Так что же повлияло на решение о зачислении Владимира в группу? Крупнов: "Меня поразило то, что у него была подача как у "Комара". И еще то, что помимо игры в две "бочки", он идеально играл равные размеры. Да и с ритмикой, со слухом, с головой у него все было в порядке... Кроме того, он (как и "Алексис" в свое время) наглостью взял. Когда приходили Геша или Марк (они люди в тусовке известные), то спрашивали: где, что и как сыграть; а тут пришел пацан, один раз пробежался по барабанам и заявляет: "Ну, что вам играть надо?" Этим он тоже всех убрал..." "Я сам не знаю, почему взяли именно меня, - говорит Ермаков. - Наверное, у меня не было комплекса перед ЧО. Геша и Марк, когда приходили, у них руки опускались перед "величием" ОБЕЛИСКА и ничего толкового они сыграть уже не могли. А я ведь ни разу не был на концертах старого ЧО, и для меня это была просто обычная группа... Более того, когда меня уже приняли, я еще колебался: идти к ним или нет. Сошлись на том, что я отыграю с ОБЕЛИСКОМ один концерт, а дальше посмотрим..."
Этот концерт состоялся в конце ноября. Он был посвящен памяти Сергея Комарова. Ермаков: "Я был тогда потрясен... Эти красные прожектора, фонограмма Комарова... Казалось, что дух Сергея присутствовал на этом концерте... Я тогда отыграл с ЧО всего две вещи. После концерта меня послушали техники, стали подходить фэны, уговаривали остаться с ОБЕЛИСКОМ. Я все еще колебался с принятием решения. И вот, когда я стоял один рядом с гримеркой и думал, ко мне подошел один парень, которого все называли "Оззи" (Олег Вдовин - нынешний председатель фэн-клуба ЧО, - автор), поблагодарил за выступление и попросил автограф. Затем он сказал: "Не дай погибнуть ОБЕЛИСКУ! Сейчас все в твоих руках..." Это оказалось последним аргументом, повлиявшим на принятие решения. Так оно все и получилось. Я остался в группе..."
А время поджимало. Уже 1 декабря ОБЕЛИСК вновь появился на сцене. На сей раз на фестивале "Треш-Эпидемия". Выступление прошло успешно. Увидев ЧО на сцене, фэны вздохнули с облегчением: вопреки всему группа выстояла. ОБЕЛИСК выжил. ОБЕЛИСК снова был в дороге.
Ермаков: "Я еще только начинал въезжать в музыку ЧО, а уже подходила пора записи альбома. Мне пришлось две недели подряд, по восемь часов в день, сидеть на базе и разучивать материал. Было очень трудно, но программу я выучил "на зубок". Чисто морально помогало еще и то, что ко мне все очень хорошо относились. Не было такого, чтобы кто-то думал: "Пока нет других - и этот сгодится. Потом возьмем другого." Меня приняли в ОБЕЛИСК сразу и окончательно. Я был полноправным членом группы..." В этот период Ермаков впервые встретился с Агафошкиным. Николай отдал Владимиру свои барабаны и пожелал успехов на ниве рок-музыки. "Это даже как-то подняло меня морально: играть в восстановленном ОБЕЛИСКЕ на восстановленных барабанах," - вспоминает Ермаков. (Барабаны, на которых играл Сергей Комаров, так и остались нетронутыми после его смерти. Но они до сих пор стоят в репетиционном зале ОБЕЛИСКА. Это дань памяти Сергею. "Частичка "Комара" должна всегда присутствовать с нами," - считает Крупнов.)
Тем временем пришла пора записи нового магнитофонного альбома. Чем ОБЕЛИСК и занялся перед самым Новым Годом. В новом, 1991 году, материал был сведен и... Наступил долгожданный момент: программа увидела свет. Это случилось 28 марта 1991 года. Запись была мрачновато озаглавлена "Стена", что, однако, навевало ассоциации с одноименным альбомом 1979 года британской группы PINK FLOYD. "Нет, конечно к PINK FLOYD это не имеет никакого отношения (хотя они и являются одной из моих любимейших групп), - говорит Крупнов. - "Стена" - это мое душевное состояние на тот период... К тому же, это название одной из самых удачных песен с того альбома."
Итак, новая программа. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что принципиально новой она не являлась. Часть материала поклонники группы уже могли слышать на EP "Жизнь После Смерти". Правда, эту запись практически невозможно было достать, но разве для истинных болельщиков это проблема? Материал с ЕР был переработан, к нему добавились несколько перемикшированных вещей прошлых лет и кавер-версия древнейшего боевика AC/DC. Альбом начинался звуками маршевой ламбады, прерываемой мощнейшим взрывом, за которым следовала стремительная, огнедышащая "Стена". За "Стеной" - англоязычная "We Got Enough" о том, как трудно служить в армии. А после этого ЧО решил углубиться в прошлое. Прошлое - это две композиции периода 1988 года: "Серый Святой" и "Аве, Цезарь". Сыгранные в новом варианте, эти песни очень актуально звучали для 1991 года. Затем следовала вещь под названием "Меч" на стихи Верхарна. (Музыка к этой композиции была написана в соавторстве с Сергеем Комаровым и, после его смерти, на каждом концерте ЧО ребята посвящают "Меч" памяти погибшего барабанщика.) Но вот "Меч" закончился, и мы слышим бой часов. Двенадцать ударов. Неужели? Да, это именно она! Хит всех времен и народов, визитная карточка ОБЕЛИСКА, одна из самых первых песен - это "Полночь"! После "Полночи" - еще одна скоростная вещь "Игрок". Эта песня - переработанный "Последний Герой" (чуть было не вошедший в ЕР "Жизнь После Смерти"). От оригинала в ней остался практически только один припев. И в завершение всего - кавер-версия AC/DC образца 1979 года под названием "Touch Too Much". Альбом заканчивается все той же ламбадой, исполняемой каким-то полоумным военным оркестром. На протяжении всего альбома, как в старые добрые времена, практически нет ни секунды паузы. Почти все промежутки между песнями были заполнены всевозможными звуковыми эффектами, многие из которых были явно позаимствованы из программы 1987-88 годов.
Интересно, а чем вызван выбор из старого материала именно этих песен: "Серый Святой", "Аве, Цезарь" и "Полночь"? Отвечает Крупнов: "Ну, "Полночь" - это понятно. Просто древнейший хит. "Серый Святой" - это одна из моих самых любимых песен, а "Аве, Цезарь"... "Аве, Цезарь" есть "Аве, Цезарь". Здесь уже ничего не попишешь..." А почему выбор пал на AC/DC? "Сначала мы хотели делать DIO, - говорит Толик. - Но DIO я бы не спел. Потом я планировал "Seek And Destroy" METALLIC'и. А тут как раз вышел новый альбом AC/DC, и Эдик Ратников зогорелся желанием записать какую-нибудь их старую вещь. Так что, это Эдик настоял на "Touch Too Much"..."
Что касается музыкальной стороны альбома, то можно заметить: ОБЕЛИСК стал гораздо мощнее, нежели раньше. Прибавилась динамика, звучание стало плотнее. Ермаков прекрасно вписался в коллектив и, что еще важнее, прекрасно сыгрался с Толиком. Ритм-секция получилась просто убийственная. Все соло-партии были исполнены Василием Билошицким. Алексеев отказался от соло, хотя он частенько "грешил" этим в старом ЧО и ТА. Чем было вызвало такое решение? "Еще играя в АРКЕ, - говорит "Алексис", - я привык работать очень плотно с барабанами Комарова. Потом это перекинулось и на ОБЕЛИСК. Если бы я увидел, что второй гитарист ЧО может также плотно, как я, играть с барабанщиком, то с удовольствием посолировал бы и сейчас..." Текстовая направленность тоже изменилась. Если раньше тексты песен блуждали где-то в мрачных глубинах подсознания, то теперь они стали более реалистичными, хотя и не менее мрачными по своей сути. Только теперь это была несколько другая мрачность. Так сказать, "мрачность бытовая". Что лучше? Это неизвестно. Главное, что Крупнов остался верен своему принципу: писать хорошие стихи с глубоким смыслом. "Я не понимаю детской чертовщины нашего треша, - говорит Крупнов. - Это же дебилизм - писать такие стихи. Посмотрите на Запад: разве METALLICA или SLAYER дебилы?..."
Настала пора приступать к усиленной концертной деятельности. А это самое веселое! Ведь основной силой ОБЕЛИСКА всегда были именно концертные выступления. "Я безумно люблю концерты, - говорит Крупнов. - Ведь концерт - это общение с живыми людьми, а не с аппаратурой в студии. На каждом концерте я выкладываюсь до конца и не жалею об этом. Вся энергия, которую я потратил, с лихвой возвращается ко мне из зала..." С мнением своего лидера согласны и другие члены группы. В отличие от 1987-88 годов, теперь на сцене во время концертов не было ни черепов, ни скелетов, ни прочей бутафории. Потеряло ли от этого шоу? Может быть. Но ведь нельзя забывать и о том, что ОБЕЛИСК изменился. Теперь это была уже не "оккультная" группа с сатанинскими замашками, а команда, поющая на более жизненные темы. Итак, ЧО отказался от воспроизведения на сцене черной мессы. Зато гораздо больше стало общения с аудиторией. Если раньше за весь концерт Крупнов произносил между песнями максимум два-три слова (не считая крика "ЧО приветствует своих болельщиков!", естественно), то теперь его иной раз "пробивало" на длиннющие монологи, во время которых остальные участники группы могли перевести дух и перекурить.
Попав в обойму российской фирмы BIZ Enterprises, ЧО принял участие в ряде фестивалей "Монстры Рока СССР", проводимых под эгидой этой организации. На московских "Монстрах" были отсняты видеоклипы к двум песням с последнего альбома группы: "Стена" и "We Got Enough". Об ОБЕЛИСКЕ снова заговорили как о главном претенденте на корону отечественного тяжелого рока.
Тем временем Алексеев не забывал о своем сольном проекте. В июне 1991 года он приступает к работе над собственным материалом. Решив не брать себе повторно название ТА, Юра окрестил свой проект очень просто - АЛЕКСИС. Алексеев планировал назвать альбом "Варвары" (такое же название он должен был носить в оригинале, при записи АРКОЙ) и включить в него программу ТА за небольшими доработками. (Забегая вперед, скажем, что к маю 1992 года Юра записал для "Варваров" все гитарные и басовые партии. На барабанах отыграли Ермаков (две песни) и барабанщик НОВОГО ЗАВЕТА Александр Медовкин (пять песен). Вокал должен был записывать Алексей Левшинский, но до этого так и не дошло. Дело в том, что когда оставалось только наложить соло и спеть, студия потребовала у Алексеева деньги за время работы. Юра этих денег собрать не успел, и материал незаконченного альбома был продан. Куда его продали - не знает и сам Алексеев. Так был похоронен этот проект.)
Незаметно настал август. Август 1991 года. Вспоминает Крупнов: "Я проснулся 19 августа от странного шума. Я пытался понять: что бы могло его производить? и не мог найти объяснения. А когда я встал и подошел к окну, мне стало ясно все. По Ленинскому проспекту шла колонна танков и БТРов... "Город В Огне" - эта песня оттуда. Я писал ее, глядя как они идут..." Начался путч. В те дни многие могли увидеть Анатолия у Белого Дома. "Я был там не из-за политических соображений, - признается он. - Все зависело от меня: пойти или не пойти. Я решил пойти. Не хотелось, чтобы все это вернулось: андеграундовые сейшена и т.п.... Особой цели у меня не было. Просто вместе со мной у Белого Дома было на одного человека больше..."
Все закончилось так же неожиданно, как и началось. Сейчас многие говорят, что это был фарс, "опереточный путч" и т.д. Но все-таки тогда было страшно. И слава Богу, что все закончилось без большой крови...
Но вернемся от политики к ЧО. Группа продолжала усиленно выступать. Ставки ОБЕЛИСКА шли вверх. Осенью компания BIZ Enterprises предложила ЧО записать англоязычную демо-ленту и попытаться отправить ее на Запад. Идея была поддержана Крупновым, но возникло одно осложнение: Алексеев в этот момент был на даче, а студийное время ждать не будет. Было принято решение записываться без "Алексиса". Все гитарные партии записал Василий Билошицкий. Запись была названа "One More Day" и включала в себя совершенно новые вещи: "City's On Fire", "Perfect Day", "Stop The World (I Wanna Get Off)", "The War", "Who Cares", "Always The Same", "Better Be High", "One More Day (Day Is Gone, You're Still Alive)". Эта лента действительно попала на Запад и даже вызвала интерес у некоторых фирм, но... "Это не тот интерес, который мне нужен," - констатировал Крупнов. На этом дело и закончилось.
13 ноября состоялся концерт памяти Сергея Комарова. Начиная с этого выступления, подобные концерты стали ежегодными.
В течение 1991 года ЧО смог вернуть себе многие утраченные позиции. Группа вновь была на подъеме. Готовилась новая программа, планировалось множество гастролей, концертов и т.д. Одним словом, 1992 год обещал быть успешным.
Однако, начался этот год не очень благополучно. ОБЕЛИСК отправился в тур по Украине. "Это был совершенно бредовый тур, - вспоминает Крупнов. - Мы побывали в огромном количестве городов (Черкассы, Кировоград, Александрия, Днепропетровск, еще какие-то...) и практически везде попадали в передряги: то с гостиницами, то с концертными залами, то еще с чем-то... Тур должен был завершиться в Питере, мы туда даже прилетели, но из-за административных напрягов все сорвалось... В Москву вернулись все совершенно больными. Васька - тот вообще простудился до поросячего визга... Именно после украинского тура он сказал, что хватит с него этих сумасшедших поездок. Да ему вообще всегда не сидится на одном месте. К тому же у нас с ним возникали сильные противоречия в музыкальном плане. С моей стороны была очень сильная диктатура (видимо, все свое нерастраченое лидерство в ШАХЕ я перенес на этот период), а Василий - творческая личность, ему нужен простор. И он решил уйти..." Еще играя в составе ОБЕЛИСКА, Билошицкий записал на студии свою вещь "Moscow - NY - Moscow", где он сам играл на всех инструментах (кроме барабанов, на которых ему помогал Ермаков) и пел. Покинув Крупнова и компанию, Василий вернулся к старым друзьям в Э.С.Т. Однако, и с ними он играл недолго. Вскоре Билошицкий вернулся к сольной карьере.
ЧО тем временем остался втроем, а "на носу" были гастроли в Саратове. "Я обзванивал тогда всех знакомых, - говорит Крупнов, - и не мог найти никого подходящего. В тот период опять "всплыл" Мишка Светлов. Мы его послушали, но не покатило... Прослушивали других - тот же результат." И вот однажды Ермаков привел на репетицию своего приятеля Дмитрия Борисенкова (по прозвищу "Митя"), с которым он познакомился в бункере на "Пролетарке". И, т. к. времени на поиски гитариста уже не оставалось, то "Митя" был временно принят в ЧО. Порепетировав неделю, ОБЕЛИСК отправился в Саратов. В этом городе произошла одна из немногих осечек ЧО - они выступили довольно неважно.
Наше дело - воля острых углов, Мы, вообще, такие, какие есть. (с) "Русский рок" - таланты и поклонники
 

Перейти на