"Великий пир", или Радостная Весть для нищих
Почему господин хвалит управителе за поступки,которые выглядят нечестными?
Кто в притче является "сынами века сего" и "сынами света в своём роде" ?
Так почему господин хвалит управителе за поступки, которые выглядят нечестными?
В тексте на это нет ни единого намека. Есть только два возможных объяснения: управителя хвалят либо за то, что он сделал что-то справедливое и эффективное, либо за то, что он сделал что-то несправедливое, но тем не менее , эффективное. Как уже говорилось, все теории насчет того, что он просто урезал собственный доход или проценты, причитавшиеся по распискам, являются несостоятельными. Его действия были неправедными,
но эффективными.
Его поймали на мошенничестве,а он пытается исправить положение хорошо рассчитанным обманом.
Понятно, что управитель — "дитя века сего", и его действия принадлежат совсем к иному миру, нежели "сыны света".
Слова «в своем роде» (или «поколении») предполагают, что существует иной род. иное время, иной век. Все это указывает на эсхатологическое понимание нынешнего века и века грядущего. Поскольку сыны света уже
существуют и должны жить согласно своему «роду», все это подразумевает присутствие грядущего века, что соответствует эсхатологическому учению Иисуса. Однако похвала сынам века сего является обличением сынов света. Управитель, сын века сего, знал, как воспользоваться системой в свою пользу, а сыны света не знают, как жить мудро внутри своей «системы».
Иными словами, они не знают, как жить в соответствии с " Царством".
Что значит «приобретайте себе друзей богатством неправедным» , «когда обнищаете» ? Какое "богатство" имеется
в виду: деньги, нажитые нечестным путем; просто деньги, принадлежащие "веку сему" ( "царству неправедности"), или деньги, которые приводят к неправедности (в том смысле, что у них есть способность развращать людей)?
Скорее всего, речь в общем - о деньгах "века сего" , которые нередко развращают
людей. Таким образом, «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» означает «приобретайте себе друзей тем, как вы расходуете деньги, которые так легко использовать по неправильному назначению*.
Иисус обрашается к ученикам; они и есть те самые " сыны света", которые не отличаются мудростью и которых нужно учить, как попасть в "вечные обители". Однако «ученики» — это не только ближайшие двенадцать. Лука рассказывает, что за Иисусом ходило множество народа , и Его приходили слушать мытари и грешники. Все Евангелие от Луки в целом ясно показывает, насколько важным Иисус считал учение об имуществе и деньгах,...
Если уж управитель так старался обеспечить себе безбедное существование в нынешнем мире, то насколько же больше слушатели Иисуса должны побеспокоиться о своей " вечной судьбе" перед лицом надвигающегося эсхатологического кризиса.
Иногда притчу понимают как "раскаяние" управителя. Но никакого "раскаяния", на мой взгляд, и близко нет. Управитель "копать", т.е. трудиться - не намерен, рассчитывая и в будущем на свою хитрость и ловкость; к тому же при действительном "раскаянии" он бы поступил с имуществом , которое всегда "неправедно", так, как учил Иисус- раздав СВОЁ богатство бедным .
Практический, "земной" смысл притчи- совет Иисуса последователям: ЛЮБЫМИ средстваmи, пусть даже "неправедными", делайте добро, приобретая благодарных, ДРУЗЕЙ, которые смогут помочь вам в будущем...
Хотя что за друзья,которых можно приобрести за деньги? Управитель своим воровством создаёт себе друзей.
Странная притча, странный урок..