"Великий пир", или Радостная Весть для нищих
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют..., но собирайте себе сокровища на небе."
"Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение! Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете! "
Один из ключевых мотивов проповеди Иисуса: если человек богат, то вероятность того, что он попадёт в ЦН не больше, чем если верблюду удастся пройти через игольное ушко
При этом богатство само по себе, может , и не плохо: Ветхозаветные праведники- Авраам, Иов, Давид и др были очень богаты. Прямо Иисус богатство не отрицает, но тем не менее, для Него само наличие у человека «богатства», как ИЗБЫТКА средств ( «излишество» «роскошь» ) уже означает, что человек НЕ ДЕЛИТСЯ. А фундаментальная задача человека, желающего войти в ЦБ, — делиться, причём делиться щедро.
Мысль об отказе от имущества иллюстрируется в ряде Его притч. Чтобы исполнитьзаповедь об отказе от богатства, предлагается продат его, а деньги раздать нищим.
Принципиальная для этой темы ситуация разбирается в
ПРИТЧЕ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ ( ЛК 16:19-31)
В притче действие не ограничивается рамками мира сего, а переносится также и в мир последующий..
В загробном мире статус богача и нищего переворачивается. Нищий попадает на лоно Авраамово, богач - в ад . В ответ на мольбы страдающего богача «умилосердись надо мной…ибо я мучаюсь в пламени» Авраам раз’ясняет ситуацию:
«Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазаръ-злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Богач перестает молить о смягчении собственной участи и думает уже о братьях, которые остались на земле….
Данная притча является модификацией известной еврейской сказки. "Богатый мытарь Бар Хахан умер и был погребен со всевозможной роскошью. В то же время умер бедный ученый и был погребен, как нищий. Однако ученый попал в рай, к изобильным потокам, а Бар Махан сидит у берега реки и не может напиться"http://mediaglagol.com.ua/book/bogach_i_lazar
Возникает предположение, что Иисус ( Лука) попросту перелицевал сказку, добавив к ней вторую «половину» притчи.
Притча Hrista о богаче и Лазаре ниспровергает традиционную еврейскую мудрость, видевшую в богатстве Божье благословение, а в нищете - наказание дурным.
"просто о богаче". Он попал в ад, потому что был богачом, потому что не
роздал свое имение бедным, потому что ел хорошо и жил «роскошно» , в
отличие от «лазарей» у его порога.Заметим, что не вина богача, что Лазарь оказался в таком плачевном состоянии.
След. заметить также, что Лазарь лежал не где-нибудь, а именно возле дома богача.
Не потому ли, что там всё-таки оказывали помощь?
Нищий не будет лежать там, где ничего не подают.
Да и сколько таких нищих окружало богача мы тоже не знаем... При этом в притче не сообщается, был ли богач жестоким, злым и т.п. Сказано лишь, что "одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" . Аналогично , не сообщается о добродетелях Лазаря; сказано лишь о его покорном терпении страданий.
Считается, что в притче Христос не осуждает богатство и не превозносит нищету. Хотя выглядит всё именно так.
При всём желании нельзя найти в этой притче грех богача, адекватный наказанию - вечным адским мукам. Причина "преступления" - в его жизнелюбии. Трудился, приумножал богатство и - наслаждался . Ни слова - о жестокосердии, жадности и т.д., не отрицается и вероятность того, что помогал бедным...А вина "сребролюбца"- в "неправильном" распоряжении собственным богатством, которым, как везде утверждается, надо распоряжаться исключительно по "воле Божьей", а в конкретном случае - раздать бедным, пригласить прокажённого за стол и т.п. Ведь богач обвиняется в "негостеприимстве"…
Да и о «бедных» нельзя наверно говорить «в целом». Среди нищих не только больные калеки. Большинство просто бездельники, не желающие работать, для которых легче питаться и вообще — существовать за счёт «милостыни»..
В Лк16:14 сообщается о фарисеях, которые «смеялись» над словами Христа. Именно к ним Он и обращается в притче о богаче.
Среди этих "смеющихся" мог (мог бы) оказаться и наш богач:
14 ...Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 5 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.Лк16:14
Фарисеи , как показывают эти стихи, были равнодушны к проповедям Христа, более того, "они смеялись над ним", их не убедило ни воскресение Лазаря, ни др. чудеса.
По мнению Христа, фарисеи небрежно относились к Св.Писанию, не помогали нищим по причине "сребролюбия". В притче на примере богача Иисус показывает фарисеям их будущую "участь": им уготован ад, они испытают то же, что этот несчастный бывший богач..Если не придут к покаянию, не поверят в Него...
.
Исходя из НЗ (а он был написан и переделан именно под беднейшее большинство), богатые практически не унаследуют Царствие Небесное.
Но почему-то священники с радостью принимали и принимают пожертвования от богатых, да и в своих церквях их тоже очень любят.....
Обширное толкование Церковью притчи о богаче и Лазаре дал Феофилакт Болгарский: