А БЫЛ ЛИ ИСХОД?
O своде законов Пятикнижия.
Вплоть до девятнадцатого века существовало мнение, будто сам Моисей был автором древнейшего свода еврейских законов, так называемой Книги завета. Между тем современные анализы текста неопровержимо доказывают безосновательность этого взгляда. Сегодня уже трудно возражать против того, что законодательные и религиозные постановления , собранные в Пятикнижии,относятся к различным эпохам и являются результатом многовековой эволюции древней юридической мысли. Суровость некоторых законов говорит об их большой древности. К ним относится и провозглашенный в Библии принцип "око за око, зуб за зуб". Во многих случаях предусматривается смертная казнь путем забрасывания камнями, кроме того, подчеркивается едва ли не рабское положение женщины….
С
другой стороны, мы встречаемся в Пятикнижии с довольно гуманными
законами. Это касается прежде всего рабов и рабынь: они немедленно
получали свободу, если хозяин выбил им глаз или зуб. Законы вступались
также за вдов, сирот и бедняков, предоставляя им защиту от обид и
притеснений со стороны богачей и ростовщиков. Вот некоторые примеры в
дословном библейском звучании: "Возлюби ближнего (друга) своего, как
самого себя"; "
Законы
Пятикнижия по преимуществу отражают общественные отношения того
периода, когда израильтяне уже перешли в Ханаане на оседлый образ жизни и
занимались земледелием и ремеслами. Следовательно, законы эти не могли
возникнуть во время странствий в пустыне, иначе говоря, Моисей не мог
быть их автором. Многие законы, касающиеся религиозных обрядов,
ритуальных предписаний и обязанностей граждан по отношению к
священникам, ещё более позднего происхождения, так как тесно связаны с
теократическим строем, который был введен в Иерусалиме только после
возвращения из вавилонского пленения. Одним словом, так называемая Книга
завета дает нам картину эволюции израильского законодательства на
протяжении нескольких веков. Кроме того, доказано, что наиболее древние
из израильских законов в Книге завета заимствованы из законодательств
других древних народов и соответственно переработаны. Немецкий ученый А. Альт в работе "Истоки права израильтян" открыл
их зависимость от вавилонского кодекса Хаммурапи, а также от хеттского,
ассирийского, египетского и ханаанского законодательств. Даже Десять
заповедей не являются оригинальным творением израильтян.
Итальянский
историк Джузеппе Риччиотти, автор "Истории Израиля", детально
сопоставил несколько древних текстов и обнаружил в Десяти заповедях
поразительную аналогию с египетской Книгой мертвых, а также с
вавилонским литургическим текстом Шурпу. Таким образом, компиляторы Библии и здесь воспользовались наследием Месопотамии и Египта.
Ув. Джонссон, как видите, некоторые исследователи разделяют Вашу точку зрения насчёт того, что "всё заимствовано"...
Но многие авторы , к которым присоединяюсь и я, не так категоричны и согласны с этим - лишь ЧАСТИЧНО