Библейская критика
Почему это произошло?
«Заместительная жертва?»
Чем объяснить такой конец жизни Иисуса? У христиан уже есть на это заранее готовый ответ: Иисус умер за грехи мира.Его смерть занимает центральное место в замысле Бога о спасении: он должен умереть во искупление наших грехов.
Такое понимание смерти Иисуса, которое называют «заместительным искуплением», или «заместительной жертвой», все еще остается основой основ для множества консервативных христиан, хотя многие крупные деноминации от него отказались или, по крайней мере, оно потеряло для них свое былое значение.
Однако для многих заместительная жертва Иисуса составляет самую суть христианства:Иисус, совершенный и праведный Сын Божий, умер за наши грехи.Взяв на себя наше наказание, он перенес на себе весь гнев Божий, когда висел на кресте, чтобы грешные люди могли получить полное прощение
Многие люди полагают, что именно таково ортодоксальное, а потому и «официальное», христианское понимание смерти Иисуса.
когда мы воспринимаем смерть Иисуса прежде всего в рамках представлений
о заместительном искуплении, мы уходим далеко в сторону от Нового Завета. Rассказывая о смерти Иисуса, Марк ничего не говорит об искупительной жертве.В других евангелиях мы можем найти эту идею лишь в том случае, если будем их читать с уже сложившимися представлениями об искуплении
..важно понимать, что образ жертвы сам по себе не обязательно указывает на замещение. Это справедливо и для обычного словоупотребления, и языка Библии. Допустим, сегодня мы можем говорить о жертве солдат, отдавших жизнь за свою страну, или о людях, пожертвоваvших жизнью за свои убеждения. Была ли смерть Иисуса жертвой в таком смысле? Разумеется. Но это не равносильно утверждению, что он умер вместо кого-то еще.
Iдея заместительного искупления представляет собой дурное богословие и порождает неверные представления об истории.
Это дурное богословие, потому что оно отдает предпочтение одной из возможных трактовок смерти Иисуса надо всеми остальными и превращает эту трактовку в норматив. Более того, эта идея ограничивает Бога и
передаетЕго негативный образ. Она ограничивает, потому что предполагает, что
Бог может простить грехи только при условии адекватной платы. Она
передает негативный образ Бога, которому требуется чья-то смерть.
Косвенно из этого следует, что смерть Иисуса, прекраснейшего человека,
соответствует Божьей воле, входит в его план спасения мира.
Кроме того, такое
богословие порождает неверные представления об истории: что Иисус умер,
дабы исполнить замысел Божий. Но это не дает нам исторического
объяснения события, не дает ответа на вопрос:
«Почему Иисуса убили?»