Смешная библия или как мы это видим
М-да, злой шутник этот ваш бог!
Новозаветная картина мира мифична. Мир считается
разделенным на три этажа: в середине находится земля, над ней – небо,
под ней – преисподняя. Небо – обиталище Бога и небесных существ,
ангелов; подземный мир – это ад, место мучений.
Но и земля
представляет собой не только место естественных повседневных событий,
забот и трудов с их размеренной упорядоченностью, но также арену
действия сверхъестественных сил: Бога и Его ангелов, сатаны и его
демонов. В естественный ход вещей, в мысли, желания и поступки людей
врываются сверхъестественные силы; чудеса – отнюдь не редкость.
Человек не властен над самим собой: демоны могут овладеть им, а сатана –
внушить дурные помыслы.
“Когда пришла полнота времени”, Бог послал Своего Сына – предсуществующее божественное существо, родившееся на земле как человек. Он принял смерть на кресте подобно грешнику и тем искупил человеческие грехи...............
Все это – мифологическая речь.
Ее отдельные мотивы нетрудно возвести к современной ей мифологии
еврейской апокалиптики и гностическому мифу о спасении. А коль скоро эта
речь мифологична, она недостоверна для сегодняшнего человека, ибо для него мифическая картина мира отошла в прошлое.
Может ли христианское провозвестие требовать сегодня от человека принятия мифической картины мира как истинной?
Это бессмысленно и невозможно. Бессмысленно, ибо сама по себе мифическая картина мира не содержит ничего специфически христианского;
просто
это картина мира прошлого, еще не сформированная научным мышлением. Невозможно, ибо картину мира нельзя усвоить простым усилием воли: она задана человеку вместе с его исторической ситуацией.
Теперь ни
один взрослый человек не представляет себе Бога как некое находящееся
на небе существо, да и “небеса” в прежнем смысле для нас более не
существуют. Точно так же не существует и ада, мифического подземного
мира у нас под ногами. Значит, положен конец рассказам о схождении
Христа в ад и Его вознесении на небо. Больше нельзя верить в
скорое пришествие “Сына Человеческого” на облаках небесных и ожидать
“восхищения” верующих “в сретение Господу на воздухе”
Познание сил и законов природы покончило с верой в духов и демонов.
Небесные
светила для нас – природные тела, движение которых подчинено
космической закономерности, а вовсе не демонические существа,
порабощающие людей и
заставляющие их служить себе. Если они и
влияют на человеческую жизнь, то это влияние объяснимо в рамках
природного порядка и не есть следствие их демонической злобы. Болезни и
исцеления имеют естественные причины и не связаны с кознями демонов или
экзорцизмами. Тем самым новозаветным
чудесам приходит конец.
Нельзя
пользоваться электрическим светом и радио, прибегать в случае болезни к
современным лекарственным и клиническим средствам и в то же время
верить в новозаветный мир духов и чудес. Тот, кто полагает это возможным
для себя лично, должен уяснить: объявляя это позицией христианской
веры, он делает христианское провозвестие в современном мире непонятным и
невозможным.
Oднако речь идет не только о критике,
вытекающей из естественнонаучной картины мира, но в той же мере – а по
существу, гораздо более – о критике, вырастающей из самопонимания современного человека.
современному человеку просто чуждо и непонятно то, что Новый Завет говорит о “Духе” (pneuma) и таинствах. Человек, понимающий себя чисто биологически, вообще не видит возможности для сверхприродного Нечто, pneuma, вторгнуться в замкнутую структуру природных сил и действовать в ней.
Непонятно для него и учение о смерти Христа как о заместительном умилостивлении, или сатисфакции. Каким образом смерть невиновного (если о таком вообще можно говорить) способна искупить мою вину?
Что за примитивное понятие о вине и справедливости лежит в основе
подобного воззрения? Что за примитивное понятие о
Боге? И если уничтожающую грехи смерть Христа следует понимать как
жертвоприношение, что за примитивная мифология, согласно которой ставшее
человеком божество искупает своей кровью грехи людей?роме того:
если принявший смерть Христос был Сыном Божьим, предсуществующим
божественным существом, что в таком случае значило для Него умереть?
Ведь для того, кто знает, что через три дня воскреснет, умирание не
должно значить слишком много.
Легенды
о непорочном зачатии и о вознесении Иисуса на небо встречаются в Новом
Завете лишь изредка, Иоанну и Павлу они неизвестны. Но даже если
рассматривать их как позднейшие наслоения, это нисколько не меняет
мифического характера события спасения. Да и где положить предел этой
процедуре вычеркиваний и сокращений? Мифическую картину мира можно либо
принять целиком, либо целиком же отвергнуть.
Итак, если новозаветному провозвестию предстоит сохранить значимость, то для этого нет иного пути, кроме его демифологизации.
Задача демифологизации поставлена самим
Новым Заветом
Новый Завет побуждает к критике уже
тем, что в его символическом мире отдельные представления не
согласуются между собой, даже противоречат друг другу. Так, рядом стоят
изображения смерти Христа как жертвоприношения и как космического
события, толкования Иисуса как Мессии и как второго Адама. Противоречат
друг другу представления о кеносисе Предсуществующего (Флп 2:6 ) и
сообщения о чудесах, которыми Иисус удостоверяет свое мессианство. Точно
так же представление о непорочном зачатии противоречит мысли о
предсуществовании Христа. Противоречат друг другу вера в творение и
признание нетварных духовных существ (1 Кор 2:6 ; 2 Кор 4:4; Гал
4:3). Несовместимы
убеждение в том, что Закон дан Богом, и представление, согласно
которому он исходит от ангелов (Гал 3:19 .)."
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Article/b...