Раввин беседует с Иисусом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я: «Скоро уходишь?»
Он: «Очень скоро».
- И потом?
- Бог знает.
- Иерусалим?
- Иерусалим.
Я
замолчал на несколько секунд, затем обернулся к нему, посмотрел ему в
глаза и сказал: «Я уважаю тебя. «Не бывает пророк без чести, разве
только в отечестве своем и в доме своем... по неверию их». (Мф. 13:57-8)
- я не хочу, чтобы это было сказано обо мне. Но не мое неверие есть
причина того, что я не пойду с тобой. Причина не в моем неверии в тебя,
но в моей вере в Тору.
«Да, я не пойду с тобой и с твоими учениками в Иерусалим, и я хочу объяснить, почему. Могу я?
«Я,
действительно, не вижу, как может совместиться твое учение с учением
Торы. И не потому, что твои наставления не имеют отношения к ней;
некоторые из них имеют. Но потому, что большая часть того, что ты
говоришь, и того, что говорит Тора, почти не пересекаются.
«Все
сводится к одному. Ты говоришь о царстве небесном. Для меня это означает
жизнь здесь и сейчас согласно правилам установленным Богом. Тора
указывает нам на правила, которые есть Божьи правила. Но о большинстве
этих законов ты сказал очень мало».
«Учитель, я слушал и спрашивал,
но никто мне не сказал, как в царстве, о скором приходе которого ты
говоришь, мы должны будем поступать в разных случаях. Я уже не говорю о
многих других проблемах, о которых столь многозначительно говорит твое
молчание».
Он: «И о чем же оно говорит?»
Я: «Здесь и сейчас не имеет значения».
Он:
«Разве я не сказал: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и
научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто
сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю
вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и
фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное?»
Я: «Но все зависит от
царства небесного, а оно всегда в будущем времени. Я должен соблюдать
эти заповеди и учить им, чтобы быть нареченным великим в Царстве
Небесном. Ты требуешь от меня быть более праведным, чем книжники и
фарисеи, чтобы я смог войти в небесное царство. Но как насчет сегодня и
сейчас?»
Он: «И не учу ли я, что надо доверять Богу и не беспокоиться
о пище и одежде на завтра? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,
и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо
завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня
своей заботы». (Мф. 6:25-34) Далеко ли от тебя царство небесное столь
далеко от тебя, если паспорт на вход туда есть доверие Богу?»
Я: «
Ты знаешь, я слышу те же мысли и среди фарисеев. Если бы мы могли
предвидеть будущее, мы бы услышали от них многое о том же самом».
Я: «Но здесь и сегодня я стою перед выбором, - и ты ждешь от меня выбора, - следовать за тобой в Иерусалим или оставаться дома.
Я:
«Если бы я думал, что врата царства небесного, о котором ты говоришь,
уже открыты, я бы пошел. Но я не думаю так, и потому я не иду с тобой,
но ты думаешь так, и ты идешь. Верно?»
Он: «Да»
Я: «Твои собственные слова?»
Он: «Мои слова».
И потому, что я многое не услышал из того, чему он учил в разных городах Галилеи, он повторил:
Пойдите,
скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят,
прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие
благовествуют. (Мф. 11:4-5)Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и
праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы
слышите, и не слышали. (Мф. 13-17)
Ибо приидет Сын
Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст
каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих
здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого,
грядущего в Царствии Своем. ( Мф. 16:27-28)
Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?..
.В
пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете
и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И
всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать,
или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и
наследует жизнь вечную. (Мф. 19:27-29)
Я: «Скоро?»
Он: «Очень скоро».
«Но если нет?»
Долгое молчание - очень и очень долгое молчание.
«Что же все будет тогда?»
«Бог знает».
Он встал и пошел своим путем.
Я
смотрел, как он удалялся, и как его ученики шли к нему разными дорогами
с разных сторон. Я был уверен, что сегодня он может быть спокоен.
Ученики пойдут с ним в Иерусалим. Они верили. Но не я. Я воскликнул ему
вслед: «Иди с миром – лех бе-Шалом» .Пожелав ему добро, я остался дома.
Но
я не был разочарован. Я посмотрел в сторону своего дома. Там ждали меня
моя жена, мои дети, моя собака, поджидающая, пока я заиграю с ней,
растения в моем саду, нуждающиеся в поливе, – там все было мое: моя
работа и мой отдых, мои заботы, мои планы, мое призвание. Там - моя
судьба, ни в чем другом, там - моя ответственность, то место, где Бог
хочет меня видеть, где я должен поддерживать жизнь, освящать ее здесь и
теперь, дома и в семье, в кругу соседей и в обществе. Царство придет,
так будет, но до тех пор я призван быть в этом месте и в этот момент.
...
я не мог бы разделить его судьбу или принять его веру ни в трагедии
смерти, ни в торжестве над ней (если это то, что случилось). И не
потому, что я отрицал добродетели этого человека или мудрость некоторых
его слов, но потому что я не услышал от него тех слов, которые я ожидал
услышать согласно Торе. Его тора была лишена сущности учения Торы. Так
что нет смысла выделять и подчеркивать, проявляя снисходительность, те
из его наставлений, которые согласуются с Торой Моисея.
Многое из
того, что сказала мне Тора о Божьем царстве, Иисус оставил без внимания,
и многое из того, чему учил меня Иисус о Божьем царстве, Тора не
подтверждает. Слова Иисуса о Божьей воле побуждали меня смотреть ввысь,
на небо. Но я жил и сейчас живу среди бодающихся волов и ссорящихся
семей. Царство небесное может придти, возможно, не скоро, и до тех пор
на нас лежит обязанность жить в Божьем царстве на земле здесь и теперь.
Тора учит меня тому, что это значит.
Многое из сказанного Иисусом о
Божьем царстве относится к вещам, о которых Тора умалчивает, например:
кто лично войдет в это царство, а кто не войдет. Тора не подготовила
меня к ответам на вопросы, когда придет Царство Небесное, и, конечно же,
о месте, уготованном там Иисусу. Но, по всей справедливости, у нас нет
никаких оснований ожидать от нее ответов на такие вопросы.
Должен ли я ждать Царство Небесное? Конечно, я должен. Но пока я жду, есть вещи, которые я должен делать.
..
проповедь, по крайней мере, по Евангелию от Матфея, была только для
индивидов. Тора же обращается ко всем . Оставь дом и следуй за мной; от
всего откажись и следуй за мной; возложи на себя личный крест и следуй
за мной! - Но что тогда будет с домом, с семьей, с общиной и
общественным порядком, со всем тем,что Тора приказала нам созидать в
этой жизни?
И все-таки, я подумал: «А если он прав? Если впереди нет долгого ожидания, но только: «уже не долго...»?
Так что, если он прав, тогда царство придет, и все, что он говорил, сбудется.
Но
если он ошибается, что случится? Семьи распадутся, - ради чего? Селения
опустеют, - зачем? И что нам делать с мычащими волами и ссорящимися
людьми?
Мой аргумент не относится к противопоставлению небесного
земному. Он относится к двум представлениям о том, что Небеса ждут от
нас и как они должны спуститься на Землю. Живые люди живут реальной
жизнью в царстве Божьем. Тора учит нас, как должны эти реальные люди
воздвигать это царство там, где они живут.
Иисус говорит о Небе, не о
Земле. Его законы даны для времени и места его пришествия; его иго
легко и бремя невесомо - там, наверху. Но мой путь пролегает здесь
внизу. Я иду домой.
Он пошел своим путем, и я моим. Действительно,
вести диалог не так уж легко, когда одна сторона говорит о будущем, а
другая о сегодняшнем дне. „
Ньюснер в своей книге избегает непримиримого противоречия: ИЛИ евреи в страшном грехе, не узнав и не приняв подлинного Мессию,
ИЛИ христиане, приняв обыкновенного, пуст‘ великого человека за Мессию и назвав его „Сыном Бога“
Основание
теологической непримиримости христ-ва и иудаизма в ЗАМЕЩЕНИИ ТОРЫ
ЛИЧНОСТЬЮ ИИСУСА, несмотря на все Его слова об её исполнении, их
моральном истолковании и пр.
Последнее слово о „грехе“ будет
принадлежат‘ Богу, но до этого последнего слова люди должны жить в
мире, заботясь о семьях и „мычащих коровах“, согласившись на Завет с
Богом, как говорит Тора,
Или - по грешной необходимости в результате отсрочки Второго Пришествия Христа и невозможности оставить семи и и коров...