"Радости мирские-краткий сон" . Экклисиаст
Когда читаешь книгу Еккл., складывается поначалу впечатление, что у неё не один, а два, даже три автора, столь противоречивой она кажется
С одной стороны( прежде всего) , - „ космический пессимизм“, к-рый пронизывает книгу: „Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?..",если богатство, почести, наслаждения, праведный труд и рождение детей - все это уже было . И все это – суета. Полное разочарование автора жизнью и самой мудростью.
Но вот речь заходит о смерти . Мало того, что сама мысль о смерти отравила человеку всякую радость его земного существования. , и что и у мудрого, и у глупого конец один. Смерть это то, что уравнивает человека и животное, лишая мыслящее существо всякой надежды хоть на
какой-то смысл:"Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна" . Никакого смысла нет! И жизнь и смерть - - сплошная бессмыслица.
Таков итог рассуждений „первого“ Эккл, развенчавшего все утопии, надежды и идеалы.
Однако другое послание –от жизнеутверждающего почти атеиста - проникнуто жизнелюбием и жизнедеятельностью. Екк нетерпим к иллюзиям, он требует честности, требует не только осознать неизбежность смерти, но и сделать из этого определенные выводы.
«И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни, которые дал ему Бог под солнцем» . Следовательно, формула «суета сует, все суета» не содержит идеи об абсолютном бессилии и безысходности.«Утром сей семя твое, и вечером
не давай отдыха руке твоей; потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет»
"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд»
Еккл.безоговорочно признает жизнь в ее земной многоликости: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» Он смеется над невежеством и ханжеством, над глупостью и косностью: «По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп»
Обращаясь к человеку, автор Еккл. советует ему: «Удаляй печаль от сердца твоего, и
уклоняй злое от тела твоего» . Работай, трудись, люби жизнь, пока «не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи". Не останавливайся в нерешительности, ибо «кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать»
Но есть ещё третий взгляд – с точки зрения религии – иудаизма и христианства
Говоря о жизни, Еккл. имеет в виду бренное, земное существование всего „ПОД СОЛНЦЕМ“
Для Экклезиаста не существует категорий посмертного бытия и воздаяния . В жизни же он видит признаки умирания – страдание, одиночество и непрочность. Суд Божий, о котором не раз говорит Экклезиаст, не распространяется им на загробную жизнь. Таково представление о посмертной участи людей всего Ветхого Завета .
И В заключение-цитата из http://www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_13.html : “Экклезиаст чувствовал, что загадка жизни связана с загадкой смерти, но пришел к заключению, что и то и другое — тлен; если смерть — это вечная ночь, то жизнь не более чем короткие сумерки...
Без понимания Екклесиаста невозможно глубокое понимание Христа. Не постигнув суетности мирской жизни, любой человек будет уязвим перед мирскими искушениями, его взаимоотношения с Господом не могут быть стабильными, ему будет чрезвычайно сложно правильно расставить приоритеты...Уверенность в том, что высшее благо ограничено земными пределами, была преградой на пути израильской религии. Кохелет разрушил это препятствие. Его трезвый пессимизм верно отобразил картину падшего мира и стал переходной фазой, диалектическим моментом в становлении веры. Он и поныне стоит как страж перед каждым человеком,
если тот удаляегся от Запредельного, погружаясь в суету".