"Радости мирские-краткий сон" . Экклисиаст
Кем написана эта книга,которую можно назвать шедевром на все времена, в точности неизвестно, хотя условно авторство предполагается за Соломоном.
Соломон в Ветхом Завете представлялся идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира.Книга написана, вероятно, на склоне лет и была итогом долгой, богатой опытом жизни. Все, что манило и соблазняло автора, на поверку оказалось «суетой».
Человек гоняется за счастьем, благами, «пользой»- за тем чего невозможно достигнуть:
"Что пользы человеку от всех его трудов,
Над чем он трудится под солнцем?"
Этот труд ни жизнь не удлиняет, ни счастья не прибавляет, ни здоровья, даже удовлетворение от трудов своих далеко не каждый человек получает.
И незачем труд делать смыслом всей своей жизни, так как он не приносит человеку ощутимой пользы Польза от труда - это как мираж в раскаленной пустыне
Последовательно подвергает автор испытанию все доступные человеку наслаждения. Ведь недаром он «богаче всех, бывших до него в Иерусалиме».
"Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
Ни от какой я радости не удерживал сердце.
Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
И на труды, над которыми трудился,
И вот, все суета и погоня за ветром."
Лев Толстой часто цитирует Экклезиаста в своей «Исповеди». Он сам прошел его путь, и в конце его встал роковой вопрос: «А что же дальше?» Такова природа человека, он не способен довольствоваться преходящим и жаждет чего-то безмерно большего.
Тогда думает он найти прибежище в человеческой мудрости. Итог снова неутешителен:Разум открывает лишь несовершенство мира.
"Вот я мудрость свою умножил более всех,
Кто был до меня над Иерусалимом,
И много видело сердце мое и мудрости, и знанья ...
Я узнал, что и это грустное томленье,
Ибо от многой мудрости много скорби,
И умножающий знанье умножает печаль."
"И тогда -
возненавидел я жизнь,
Ибо злом показалось мне то, что делается под солнцем,
Ибо все—суета и погоня за ветром."
Неизвестно, зачем вообще Творец дал человеку разум. Все равно жизнь его тускла, а любые усилия напрасны. Он ограниченное и жалкое существо. Все дороги ведут лишь в могилу. И не хочет ли этим Творец показать людям, что они «скоты и только»? Пока человек жив, его окружают миражи, а после смерти — пустота:
"Ибо участь сынов человеческих и скота одна,
Как тем умирать, так и этим,"
В итоге автор , хотя и познал суетность земных радостей, вынужден признать, что" нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими, потому что это — доля его" .
пусть все вокруг суетно — будем, помня об этом, ловить мгновенную радость и не обольщать себя призраками.
Так, без пафоса, спокойным, беспристрастным анализом подрывал Проповедник все опоры, оставляя людям лишь жалкое подобие надежды. Ведь именно благополучие в этой жизни считалось обещанной Богом наградой. Но если этот единственный дар отравлен — к чему он?
в рамках земной жизни все, что кажется человеку ценным и значимым, на самом деле — суета и погоня за ветром. Екклесиаст ищет и не находит на земле ничего, к чему стоило бы привязаться сердцем, что могло бы стать для человека источником счастья, источником жизни.