Deutsch

ФРИДРИХ НИЦШЕ: О России и русских.

30.07.09 20:13
ФРИДРИХ НИЦШЕ: О России и русских.
 
Klark_u701 прохожий
Klark_u701
Ветка закрыта 30.07.09 22:08 (gendy)

1. ╚У злых людей нет песен╩. А почему же у русских есть песни?
2. ╚Для возникновения каких бы то ни было учреждений необходимо должна существовать воля, побуждающая инстинкт, антилиберальная до яркости, - воля к традиции, к авторитету, к ответственности за целые столетия, к солидарности прошлых и будущих поколений┘ Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России √ единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность┘ Россия √ явление обратное жалкой нервности мелких европейских государств, для которых, с основанием ╚Германской империи╩, наступило критическое время╩.
3. ╚Для задачи, лежащей перед нами, имеет большое значение свидетельство Достоевского √ этого единственного психолога, кстати говоря, от которого я многому научился; он принадлежит к прекраснейшим случайностям моей жизни, к лучшим, чем, например, открытие Стендаля.
Этот глубокий человек, который имел полное право невысоко ставить поверхностных немцев, ощутил нечто совсем неожиданное для себя по отношению к сибирским каторжникам, среди которых он долго жил, к этим тяжёлым преступникам, для которых не было возврата к обществу; он почувствовал, что они как бы выточены из лучшего, прочнейшего, драгоценнейшего дерева, которое только росло на русской почве╩.
4. ╚Они покорялись наказанию, как покоряются болезни, несчастью, смерти, с тем глубоким фатализмом без возмущения, благодаря которому в настоящее время, например, русские имеют преимущество в жизни сравнительно с нами, западными народами╩.
5. ╚Сильнее и удивительнее всего сила воли проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы возвращается в Азию √ России. Там сила хотеть давно уже откладывалась и накоплялась, там воля ждёт √ неизвестно, воля отрицания или воля утверждения, - ждёт угрожающим образом того, чтобы, по любимому выражению нынешних физиков, освободиться╩.
6. ╚Мыслитель, у которого лежит на совести будущее Европы, при всех планах, которые он составляет себе относительно этого будущего, будет считаться с евреями, - и с русскими, - как с наиболее верными и вероятными факторами в великой борьбе и игре сил╩.
7. ╚Болезненное состояние само есть вид злобы. √ Против него есть у больного только одно великое целебное средство, - я называю его русским фатализмом, тем фатализмом без возмущения, с каким русский солдат, когда ему слишком тяжел военный поход, ложится наконец в снег╩.
8. ╚Тот русский фатализм, о котором я говорил┘ - это и есть в таких обстоятельствах само в е л и к о е р а з у м е н и е ╩.

Подготовил к публикации В.МОЛЧАНОВ.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА.

История учит: всякая философская идея всегда была подвержена двойной опасности. Вначале обыватель низводит её до своего уровня. А уж затем казённые профессора философии возводят этот обывательский уровень в университетскую традицию, которая и становится достоянием ╚кафедральных мыслителей╩ всякого рода. Так рождаются мифические истории человеческого духа, производящие в людских душах отнюдь не мифические разрушения и погром.
Не минула чаша сия и Фридриха Ницше /1844 √ 1900 г.г./, чья главная философская идея носила парадоксальное, и до сих пор еще не разгаданное, название: ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА.
Почему неразгаданное? Да потому, что комментировать его взялась та самая кафедральная обывательщина, с которой мыслитель и вступил в борьбу. Кафедра не место для серьёзной философии! √ вслед за Лихтенбергом и Фейербахом полагал он Сам очень рано став профессором университета и столкнувшись по этому поводу с восторгами семьи, он нетерпеливо возражал матери и сестре: ╚Подумаешь, какое событие √ стало на свете одной пешкой больше, вот и всё!╩
Ницше хорошо представлял, какая смертельная опасность поджидает его философскую продукцию в этом мире ╚удвоенной обывательщины╩. Ведь всегда найдутся охотники возвести безнравственность в мораль, приспособив Аморализм для своих личных, групповых или всемирно-исторических целей. И чтобы с самого начала уже чисто терминологически с этой опасностью размежеваться, он избрал для самонаименования идеи термин И м м о р а л и з м. Ведь ╚по ту сторону добра и зла╩ √ это по меньшей мере, не значит ╚по ту сторону хорошего и дурного╩, - пояснил он.
Чем же объяснял мыслитель столь вызывающее и провоцирующее на домыслы название для своего принципа? Дело в том, что современная европейская мораль есть мораль стадного животного. Поэтому мораль исполняет роль ╚кривого зеркала╩, в котором человек всё видит искаженно: всё здоровое и человеческое предстаёт пред ним как нечто ╚греховное╩, а все болезненное и нигилистичное по отношению к людям √ в качестве якобы морального и ╚святого╩. Тень жизни принимается за самоё жизнь. Мировое мещанство даже религию и Бога приспособило ╚для дела╩ в этом всемирно-историческом королевстве кривых зеркал.
Исходя вот из таких резонов, Ф.Ницше нашел право о себе сказать: ╚Говорит во мне истина. √ Но моя истина у ж а с н а: ибо до сих пор л о ж ь называлась истиной. √ Переоценка всех ценностей: это есть моя формула для акта наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением╩.
В адовой работе переоценки всех ценностей, накопленных всемирным мещанством и им же освященных, Ницше, подвергая себя опасности душевного небытия, обращался к разным средствам, предоставленным ему культурой и историей. Одно из таких аналитических средств √ сравнение славянского мира с миром современной ему Европы.
Причину очевидных прославянских симпатий биографы видят обычно в том обстоятельстве, что ╚отдаленные предки Ницше жили в Польше, имели графское достоинство и назывались Ницкие╩ /Даниэль Галеви/. Такова гипотеза. На взгляд же автора этих строк, причина симпатий в том, что мыслитель, среди прочего богатства своих философских интуиций, имел ещё одну, а именно: догадку о глубоком родстве немецкого и русского национальных Гениев. Достаточно указать, например, на понятие ╚истинной бесконечности╩ у Гегеля и понятие ╚совершенного всеединства╩ Владимира Соловьева┘
Немецкая душа так же вместительна и просторна для ╚всечеловеческого╩ содержания, как и душа русская √ здесь, на наш взгляд, напрашивается точка соприкосновения между Фридрихом Ницше и любимым им писателем Федором Достоевским┘
Валерий МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук.
- ж. ╚СЛОВО╩, ╧ 1 √ 2, 1993 г. Тираж 23.000.
- ╚УРАЛЬСКАЯ ГАЗЕТА╩, ╧ 2 (5), январь 1992 г. Тираж 35.000.
 

Перейти на