Вход на сайт
Подготовка с большим Православным праздникам.
588 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ АртёмП 01.04.08 16:28
В ответ на:
Развитие праздников
В начале XX века в праздниках были смешаны три элемента √ народная календарная обрядность (сохранившаяся со времен языческой Руси и призванная магическим образом обеспечить будущий урожай и т.п.), христианская символика (пришедшая с крещением Руси) и светскость (возникшая в связи с реформами Петра I).
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце ╚поворачивается на лето╩, предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников более поздних времен, они имели преимущественно ╚магический╩ характер. Их цель √ обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
В конце X в. вместе с принятием христианства на Руси появились и новые праздники √ церковные (христианские, православные, религиозные). Они были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым, чудотворным иконам. Значительная их часть приходилась на те же дни (или близкие к ним), что и древнерусские календарные празднества. Так, Пасха слилась с многодневным весенним празднеством древних славян, которое с помощью жертвоприношений и различных магических обрядов должно было обеспечить обильный урожай и приплод скота, благополучие в семьях. Праздник Рождества Христова соединился в то время с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту. Рождество Иоанна Предтечи √ с древним праздником Купалы, Троица √ с Семиком, знаменовавшим окончание весенних полевых работ (пахоты и сева). Культ Ильи Пророка (и его праздник) совместился с культом древнеславянского Перуна √ бога грозы (грома), высшего бога в пантеоне Киевской Руси. Успение, пришедшееся на время окончания уборки хлебов, впитало в себя ряд дохристианских обрядов и обычаев славян, связанных с завершением жатвы, и т. д.
Однако и содержание, и форма (ритуалы), и эмоциональный настрой церковных праздников были совершенно иными, чем в древнерусских календарных праздниках. В праздничные дни, включая и воскресные, верующим предписывалось ╚оставлять свои житейские дела и служить одному Богу╩, для чего они обязаны были приходить в церковь для общественной молитвы и ╚для научения вере и добрым делам╩, а по выходе из церкви заниматься различными богоугодными делами (домашней молитвой, уходом за больными, утешением скорбящих и т. п.). ╚А который христианин, √ писал в 1871 г. священник П. Красовский, √ праздничные дни употребляет на празднословие, на пересуды, на пьянство, на распутство, на нескромные игры, на кулачные бои и на другие непотребные дела, тот мало того, что нарушает праздники Господни, а еще оскверняет их, и вместо Бога служит диаволу, вместо спасения губит душу свою╩.
Однако полностью вытеснить из народной памяти древние обычаи, обряды и верования церковь так и не смогла. Даже в конце 1860-х годов народ в некоторые дни часто наряду с церковными совершал и свои заветные празднества, Отдельные реликты древнерусских празднеств сохранились в народном праздничном быту и до наших дней.
Развитие праздников
В начале XX века в праздниках были смешаны три элемента √ народная календарная обрядность (сохранившаяся со времен языческой Руси и призванная магическим образом обеспечить будущий урожай и т.п.), христианская символика (пришедшая с крещением Руси) и светскость (возникшая в связи с реформами Петра I).
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце ╚поворачивается на лето╩, предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников более поздних времен, они имели преимущественно ╚магический╩ характер. Их цель √ обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
В конце X в. вместе с принятием христианства на Руси появились и новые праздники √ церковные (христианские, православные, религиозные). Они были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым, чудотворным иконам. Значительная их часть приходилась на те же дни (или близкие к ним), что и древнерусские календарные празднества. Так, Пасха слилась с многодневным весенним празднеством древних славян, которое с помощью жертвоприношений и различных магических обрядов должно было обеспечить обильный урожай и приплод скота, благополучие в семьях. Праздник Рождества Христова соединился в то время с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту. Рождество Иоанна Предтечи √ с древним праздником Купалы, Троица √ с Семиком, знаменовавшим окончание весенних полевых работ (пахоты и сева). Культ Ильи Пророка (и его праздник) совместился с культом древнеславянского Перуна √ бога грозы (грома), высшего бога в пантеоне Киевской Руси. Успение, пришедшееся на время окончания уборки хлебов, впитало в себя ряд дохристианских обрядов и обычаев славян, связанных с завершением жатвы, и т. д.
Однако и содержание, и форма (ритуалы), и эмоциональный настрой церковных праздников были совершенно иными, чем в древнерусских календарных праздниках. В праздничные дни, включая и воскресные, верующим предписывалось ╚оставлять свои житейские дела и служить одному Богу╩, для чего они обязаны были приходить в церковь для общественной молитвы и ╚для научения вере и добрым делам╩, а по выходе из церкви заниматься различными богоугодными делами (домашней молитвой, уходом за больными, утешением скорбящих и т. п.). ╚А который христианин, √ писал в 1871 г. священник П. Красовский, √ праздничные дни употребляет на празднословие, на пересуды, на пьянство, на распутство, на нескромные игры, на кулачные бои и на другие непотребные дела, тот мало того, что нарушает праздники Господни, а еще оскверняет их, и вместо Бога служит диаволу, вместо спасения губит душу свою╩.
Однако полностью вытеснить из народной памяти древние обычаи, обряды и верования церковь так и не смогла. Даже в конце 1860-х годов народ в некоторые дни часто наряду с церковными совершал и свои заветные празднества, Отдельные реликты древнерусских празднеств сохранились в народном праздничном быту и до наших дней.
В ответ на:
К великим праздникам относятся двунадесятые и пять не двунадесятых. Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим √ за неделю до Пасхи (Вербное воскресенье), Вознесение Господне (Вознесение) √ в 40-й день по Пасхе и день Святой Троицы, Пятидесятница (Троица) √ в 50-й день по Пасхе.
Благовещение
На Благовещение существовал обычай выпускать на волю живых птиц. Этот обычай связан с представлением о птице как Божией вестнице и как посреднице между людьми и душами умерших предков. Согласно народному преданию, в Благовещение, как и на Пасху, души грешников на время освобождаются от мук. Отпустить птицу на волю - значило помянуть умерших. А если птица помянет - это важно и живым, и мертвым. Любители голубей в первый раз на Благовещение ╚гоняли╩ этих красивых птиц в весеннем небе.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье ≈ любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрел этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами. И прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озерами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно, где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у нее было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землей о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.
Древние верования о плодоносящих свойствах вербы дожили до наших дней. Считается, что ветки, освященные в церкви, обладают оздоравливающими и оберегающими свойствами. Если в доме хранится освященная верба, то в него не ударит молния, нечистая сила не перейдет порог, не будет сглазу его жителям, хворь обойдет скотину. И, как отголосок древнего предания, до сих пор сохраняется представление о том, что освященная верба помогает чадородию женщин. Считается также, что верба помогает человеку и в его последний смертный час, отгоняя злых духов от изголовья умирающего.
В контексте народных представлений о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы, на которых распушились почки, совершались и обряды Вербного воскресенья. Это широко практикуемый обычай слегка хлестать детей освященной вербой для здоровья и роста, а также домашних животных.
К великим праздникам относятся двунадесятые и пять не двунадесятых. Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим √ за неделю до Пасхи (Вербное воскресенье), Вознесение Господне (Вознесение) √ в 40-й день по Пасхе и день Святой Троицы, Пятидесятница (Троица) √ в 50-й день по Пасхе.
Благовещение
На Благовещение существовал обычай выпускать на волю живых птиц. Этот обычай связан с представлением о птице как Божией вестнице и как посреднице между людьми и душами умерших предков. Согласно народному преданию, в Благовещение, как и на Пасху, души грешников на время освобождаются от мук. Отпустить птицу на волю - значило помянуть умерших. А если птица помянет - это важно и живым, и мертвым. Любители голубей в первый раз на Благовещение ╚гоняли╩ этих красивых птиц в весеннем небе.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье ≈ любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрел этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами. И прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озерами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно, где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у нее было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землей о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.
Древние верования о плодоносящих свойствах вербы дожили до наших дней. Считается, что ветки, освященные в церкви, обладают оздоравливающими и оберегающими свойствами. Если в доме хранится освященная верба, то в него не ударит молния, нечистая сила не перейдет порог, не будет сглазу его жителям, хворь обойдет скотину. И, как отголосок древнего предания, до сих пор сохраняется представление о том, что освященная верба помогает чадородию женщин. Считается также, что верба помогает человеку и в его последний смертный час, отгоняя злых духов от изголовья умирающего.
В контексте народных представлений о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы, на которых распушились почки, совершались и обряды Вербного воскресенья. Это широко практикуемый обычай слегка хлестать детей освященной вербой для здоровья и роста, а также домашних животных.
Жизнь учит лишь тех ,кто ее изучает.