русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Philosophie. Glauben. Religion.

Непротивление злу

1125  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 alle
Rukmini местный житель01.03.07 11:53
Rukmini
01.03.07 11:53 
Разговор пойдет об известной христианской добродетели - непротивлении злу.
Христианской - поскольку большинство из нас все же знакомы больше с Новым Заветом,
в котором говорится:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Евангелие от Матфея, Глава 5
(Последнее, разве не свидетельствует о том, кстати, что Господь поступает точно также?)
Многие считают этот призыв практически неисполнимым в реальности.
Так реально или не реально так жить?
Ведь на самом деле эта заповедь регулярно нарушается и тому всегда находятся оправдания.
Какие из этих оправданий уместны и существуют ли они вобще?
#1 
oktawija свой человек01.03.07 12:01
oktawija
NEW 01.03.07 12:01 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53, Zuletzt geändert 01.03.07 12:04 (oktawija)
чего в жизни не делала, так это не мстила.
низко это.
В ответ на:
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

признаюсь, грешна, мало того я никогда не работала над тем, чтобы действительно любить ненавидящих меня, оправдываться не буду...
Кроме высшего образования нужно иметь еще и хотя бы среднее соображение
#2 
Rukmini местный житель01.03.07 12:33
Rukmini
NEW 01.03.07 12:33 
in Antwort oktawija 01.03.07 12:01, Zuletzt geändert 01.03.07 12:46 (Rukmini)
Октавия, спасибо за Вашу искренность
И все же эта тема - не тест на грешность, Боже упаси.
Пусть это будет, но про себя, а мы просто рассуждаем, чтобы прийти к каким-то выводам.
Т.е. давайте заранее оговорим:
все мы несовершенны, и благ только Бог, но мы пробуем разобраться в Его заветах...
Так что все - исключительно в абстрактном смысле.
Мне бы хотелось высказать следующее мнение.
Идеал непротивления злу очень высок.
Совершенно непонятно, почему нужно подставлять щеку, когда можно дать в челюсть.
Совершенно непонятно, зачем любить врагов, которые могут прийти и сделать, что угодно с тобой и твоей семьей.
Ранее уже обсуждалось, что добро должно быть с мозгами,
и упоминалось, что на агрессию человек имеет полное право отвечать адекватно,
т.е. "вор должен сидеть в тюрьме".
В христианстве нет понятия "карма". Тем не менее, в Библии идея Закона Воздаяния присутствует.
С этой точки зрения в Нагорной проповеди все становится на свои места.
Всякий ненавидящий нас предстает перед нами в виде "кармического долга".
Если наша реакция - зло, то зло порождая зло, затягивает еще один кармический узел в нашей судьбе.
Если наша реакция - добро (не натянутая улыбка, а действительно добрая), то кармический узел развязывается.
Т.о. радость по отношению к жизненным неприятностям, кажущаяся обычным людям идиотизмом,
на самом деле является огромным желанием и готовностью верующего отдать кармические долги.
#3 
oktawija свой человек01.03.07 12:45
oktawija
NEW 01.03.07 12:45 
in Antwort Rukmini 01.03.07 12:33
я так и поняла, что это не тест на греховность
просто беседа(как мне думается) будет иинтересной, местами горячей, поэтому решила сразу насчет себя поставить все точки над "i"
Кроме высшего образования нужно иметь еще и хотя бы среднее соображение
#4 
Rukmini местный житель01.03.07 12:50
Rukmini
NEW 01.03.07 12:50 
in Antwort oktawija 01.03.07 12:01, Zuletzt geändert 01.03.07 12:51 (Rukmini)
В ответ на:
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Кстати, хорошее подтверждение того, что христианам предписывается приветствовать не только братьев и сестер по вере.
Иначе никакого отличия между ними и язычниками нет.
Говоря христиане и язычники, я имею ввиду НЕ христианство и другие религии,
а уровень сознания людей.
#5 
oktawija свой человек01.03.07 13:04
oktawija
NEW 01.03.07 13:04 
in Antwort Rukmini 01.03.07 12:50
...т.е одинаково уважительно относиться ко всем без исключения...
Кроме высшего образования нужно иметь еще и хотя бы среднее соображение
#6 
АлексСевер свой человек01.03.07 15:48
АлексСевер
NEW 01.03.07 15:48 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53
В ответ на:
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Меня эти главы от Матфея изначально в тупик ставили.
Даже в инете нарыл комментарии различных богословов. Они как-то сгладили ╚острые углы╩, но ощущение оторванности от реалий осталось.
Такое впечатление, что эти слова написаны для общества уже близкого к совершенству, но некоторые ╚отголоски прошлого╩ перевоспитываются именно таким образом.
При наших или иных современных условиях результаты будут забавны. 
Кстати, если бы Кук был миссионером от Христианства, то перед разговором с аборигенами (судя по Матфею), ему нужно было посыпать себя солью-перцем и помазать горчицей.
ИМХО
#7 
  kleinerfuchs коренной житель01.03.07 20:15
NEW 01.03.07 20:15 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53, Zuletzt geändert 01.03.07 20:16 (kleinerfuchs)
Мстить не стала бы.. просто не умею. Поставить же на место наглеца считаю правильным. Потому что если зло не остановить - оно почувствует свою безнаказанность, оно будет и дальше распространяться. Другое дело - методы, которые я выбираю для того, чтобы добиться ясности и справедливости. Они не являются насилием, местью, хождением по головам. Я не испытываю ненависти к тем, кто меня подставил, оболгал, предал.. В какой-то мере я даже простила, но это не значит, что дам об себя ноги вытирать.
У наглеца же всегда есть замечательный выход загладить ситуацию, а именно принести извинения и возместить причиненный ущерб (в случае такового). Так что выбор я ему даю.
Пока еще не нашла для себя ответов на приведенные из Евангелия строки. Но и не хочу сказать , что они не верны. Просто пока я не могу их вместить.
Мы очень рады, ЙЦУКЕН, что ты заглянул на наш сайт, затерянный в горах древней Японии.
#8 
Rukmini местный житель01.03.07 21:33
Rukmini
NEW 01.03.07 21:33 
in Antwort oktawija 01.03.07 13:04
В ответ на:
...т.е одинаково уважительно относиться ко всем без исключения...

Много лет назад я задавала себе вопрос:
как можно уважительно относиться ко всем? За что уважать?
Тем более тех, кто заранее никакого уважения не вызывают (внешний вид, поведение, речь)...
Уважать для меня означало признать авторитет.
Но, оказалось, уважение может означать простое признание существования другого, его право на жизнь, на свой путь.
Оказалось, что это также тесно связано с неосуждением и с Любовью.

Достаточно поразмышлять, как на нас смотрит Бог: Он видит нашу душу.
И с этой точки зрения все живые существа для Него равны,
и никакими внешними "одеждами" невозможно стать лучше или хуже для Него.
Бог и нам предлагает видеть прежде всего в каждом духовную сущность,
уподобить наше видение - Его видению.
Понимая Его отношение к нам, мы способны также подобно относиться и к другим.
И с этой точки зрения заветы Иисуса Христа уже не выглядят такими уж неисполнимыми.
Однако, удержать это "духовное видение" нелегко.
Мне иногда помогает песенка
Она была популярна в 80х, а потом и в 90х (но мне больше нравится первый вариант).
Называется она "Тоже является частью Вселенной".
Т.е. все имеет право на жизнь, т.к. есть часть Бога.
Причем, может быть, и заблудшая, но неотъемлемая часть.
#9 
  рыжик-пыжик знакомое лицо01.03.07 21:35
NEW 01.03.07 21:35 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53
после некоторых моих поступков, вс╦ же думаю теперь, что я мстила...
#10 
Rukmini местный житель01.03.07 21:37
Rukmini
NEW 01.03.07 21:37 
in Antwort АлексСевер 01.03.07 15:48
В ответ на:
Меня эти главы от Матфея изначально в тупик ставили.

Спасибо за Вашу честность, Алекс. Меня они если ставят не в тупик,
то заставляют крепко задуматься о нашей жизни.
Вывод напрашивается такой: человек, "посыпающий себя перцем" для съедения другими, обречен.
Съедят.
Или?...
#11 
Rukmini местный житель01.03.07 21:52
Rukmini
NEW 01.03.07 21:52 
in Antwort kleinerfuchs 01.03.07 20:15
В ответ на:
Поставить же на место наглеца считаю правильным. Потому что если зло не остановить - оно почувствует свою безнаказанность, оно будет и дальше распространяться.

Да, это очень важно - то, что ты упомянула!
Как остановить зло??
Иисус предлагает - непротивлением.
Идея ясна: злой человек, которому отвечают добром, причем не раз,
в конце концов должен устыдиться и раскаяться. И стать добрым. Сказка с хорошим концом.
Но вот когда это произойдет, он уже столько может натворить...
Как остановить зло? Добром или же?
Про методы:
В ответ на:
Другое дело - методы, которые я выбираю для того, чтобы добиться ясности и справедливости.
Они не являются насилием, местью, хождением по головам.
Я не испытываю ненависти к тем, кто меня подставил, оболгал, предал..
В какой-то мере я даже простила, но это не значит, что дам об себя ноги вытирать.

Здесь я усматриваю 2 очень важных момента:
1) отсутствие ненависти к обидчику (как этого добиться - другой вопрос);
2) наказание обидчика не из ненависти (неприятия), а из чувства долга.
Тогда вопрос - в чем мой долг? Что является нашей обязанностью?
Сохранение собственной жизни - да.
Сохранение собственной чести - да.
Сохранение собственного имущества - ну тоже, вобщем-то, ведь это уважение к своему труду,
или же необходимое для поддержания существования себя и своей семьи.
И так далее...
И получается, что подставлять щеку и отдавать последнюю рубашку все сложнее...
В ответ на:
Пока еще не нашла для себя ответов на приведенные из Евангелия строки. Но и не хочу сказать , что они не верны.
Просто пока я не могу их вместить.

Я тоже, Саша. Вот сейчас пытаюсь с вами разобраться. Может быть, что-то пойму...
В том-то и дело, что верны!
#12 
MFM знакомое лицо02.03.07 00:27
MFM
NEW 02.03.07 00:27 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53
Я попробую ответить не как я поступаю , а что значат на самом деле эти заповеди:
"24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. " Исх. 21:24-25
Эта заповедь предусматривает, что нанёсший урон должен в первую очередь САМ компенсировать его. Если такое не произойдёт, то пусть судьи, при двух или трёх свидетелях решат эту тяжбу и объявят результат народу, дабы в предь искоренить это зло.
Но сначала сам человек, нанёсший урон должен себя осудить.
Вот откуда видимо и пошло это правило "признание вины смягчает наказание".
"39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; " Матф. 5:38-39
А это еще интересней. Попробуйте ударить человека в правую щеку, если Вы не левша конечно.
Получается только тыльной стороной ладошки, что чаще всего означает не избиение, а нанесение оскорбления. Иначе пощечина.
Вот почему Иисус и говорит:"Не отвечайте оскорблением на оскорбление".
А защищатся, таки надо.
Но как трудно иногда поставить четкую грань, где можно стерпеть, а когда нужно дать отпор.
Вот тут на первое место выходит насколько близко мы находимся к Господу.
Если в этом свете просмотреть все Заповеди Божьи, то окажется, что останется всего ничего Заповедей "призывающих" к отмщению.
Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь один!
#13 
  IGNATIUS LOYOLA местный житель02.03.07 03:36
NEW 02.03.07 03:36 
in Antwort Rukmini 01.03.07 12:33
Вы затронули такую тему, на которую говоря "в общем", многие согласятся с догмой, что подставить другую щеку - правильнее...Или же как вы пишете: "...ответить адекватно..." - тоже нормально, око за око...Я может быть, далековато из окна высовываюсь, но думаю, что мы в конце концов не понимаем, что есть добро, а что - зло...И реагируем мы, зачастую, не как "надо", а как вышло...И если вы говорите о кармических узлах, то получается, что жизнь - своего рода тест на вшивость. Я в это не верю. То, что воспринимается нами как абсолютная противоположность - добро/зло, может быть крайностью одного и того же...Человек не животное, решил, что хочет познать добро и зло. С тех пор, видит то или другое, а то, что это одно и тоже, вместить не может...Сумбур, скажете вы и будете правы. Все - суета и томление духа...и все идут в одно место, в смерть...хорошие и плохие...
#14 
  Рома_chikchan свой человек02.03.07 03:47
NEW 02.03.07 03:47 
in Antwort Rukmini 01.03.07 11:53
...А я не думаю,что все это надо понимать буквально...Может быть на зло не надо отвечать злом в душе ? Любя человека как божье создание вполне можно по логике пристукнуть его,если он сильно зарвался и "стремится к погибели"...Как там говорилось ?..."Бойтесь не убивающих тело,а души убить не в силах,а убивающих душу..."? Как-то так, по-моему ? Исходя из постулата о бессмертии души,ты заботишься о ней,а не о бренном теле...Если ж ты не прав - отвечай перед Богом.Бьешь - ответишь за это...Вот и все.Рекомендации о подставлении по очереди обеих щек,наверное,все-таки для самых продвинутых...Подняв руку на т а к о г о и получив в ответ милую улыбку,кто даст гарантию,что он не попал в такой переплет,по сравнению с которым ответный хук в челюсть просто цветочки ?...
#15 
oktawija свой человек02.03.07 07:40
oktawija
NEW 02.03.07 07:40 
in Antwort Rukmini 01.03.07 21:33
В ответ на:
Много лет назад я задавала себе вопрос:
как можно уважительно относиться ко всем? За что уважать?
Тем более тех, кто заранее никакого уважения не вызывают (внешний вид, поведение, речь)...
Уважать для меня означало признать авторитет.
Но, оказалось, уважение может означать простое признание существования другого, его право на жизнь, на свой путь.
Оказалось, что это также тесно связано с неосуждением и с Любовью.

вот именно. немного разверну свою мысль.
с детства меня учили, что человек - это часть Бога, такая же как и я, что нужно уважать также его взгляды, религию, на практике же у меня выходит так...
допустим я встечаю человека, толком его не знаю, поэтому изначально я к нему отношусь положительно(ну не сделал он мне ничего плохого), потом в процессе общения мое мнение о нем шлифуется, в лучшую или худшую сторону, этот новый знакомый может даже впоследствии вызвать во мне агрессию к нему(крайне редко, но случается).
в итоге, я уже сама принимаю решение, общаться мне с ним или нет.
и овцы целы и волки сыты(с)
Кроме высшего образования нужно иметь еще и хотя бы среднее соображение
#16 
Rukmini местный житель02.03.07 09:24
Rukmini
NEW 02.03.07 09:24 
in Antwort MFM 02.03.07 00:27
В ответ на:
нан╦сший урон должен в первую очередь САМ компенсировать его. Если такое не произойд╦т, то пусть судьи

Да, это верно. И суды, конечно же, и вся юрисдикция существуют именно для этого:
доказательства нарушения прав другого - наказание (возмещение).
Это необходимо именно потому, что САМ редко срабатывает.
Давайте попробуем разделить социальное и личное для большей ясности.
Иисус никогда не призывал разрушить социальную систему, Он призывал к личной ответственности.
Т.е. в нашей беседе наибольший интерес вызывает именно личный аспект.
Одно дело суд людей, а другое - собственный.
Признание вины и раскаяние, конечно же, смягчает вину, т.к. означает,
что суд собственный уже произошел, а значит, человек такого больше не повторит.
Казалось бы, зло остановлено им самим. Но остановлено ли оно, если обиженный не прощает?
В ответ на:
Попробуйте ударить человека в правую щеку, если Вы не левша конечно.

Никогда не думала о таких технических подробностях...
Но тоже интересно
К сожалению, техника битья у людей (физическая и психологическая) настолько совершенна,
что бьют чем угодно и во что угодно
Или же Вы хотите, что повторный удар не бывает такой силы, как первый, если не ответить тем же, а стерпеть?
Т.е. если не остановить зло, то хотя бы замедлить...
В ответ на:
Но как трудно иногда поставить четкую грань, где можно стерпеть, а когда нужно дать отпор.

Вот в этом и хотелось бы глубже разобраться.
В ответ на:
Вот тут на первое место выходит насколько близко мы находимся к Господу.

Это тоже очень верное замечание. Мне бы хотелось упомянуть в связи с этим следующую систему:
- люди, которые не могут применять насилие в силу своей слабости (физической или социальной);
- люди, которые применяют насилие, исходя при этом из чувства долга
(воины, полиция, администрация и иные правозащитники (модераторы );
- люди, которые не имеют право применять насилие, исходя из их религиозных обетов(священники и праведники).
Т.о. те, кто вручил себя Богу, оставляют за Ним и право на защиту.
(Для неверующих это - глупость, а для искренне верующих - наилучшая защита, гораздо более надежная, чем социальная).
Вывод: близость к Богу с одной стороны очищает душу от всякого насилия,
с другой стороны является для души лучшей защитой.
#17 
АлексСевер свой человек02.03.07 10:01
АлексСевер
NEW 02.03.07 10:01 
in Antwort Rukmini 02.03.07 09:24
Хочется ещ╦ раз вернуться к истории в связи с этими словами Христа.
Вс╦ же каковы были (и куда делись) многие Учения доХристианского периода?
В том же старом примере (фильм "Начальник Камчатки").
Сам Начальник - атеист, но его очень уважают чукчи и подчиняются его приказам-распоряжениям (смирение, терпение, ...)
Атакующие, стреляющие и убивающие чукчей, солдаты Антанты - видимо в большинстве Христиане.
Чукчи - несмотря на приказы своего Начальника, уважаемого ими, - "Стреляйте!", они отказываются, спокойно умирая.
Даже авторитета Начальника не хватило, чтобы нарушить Законы Предков.
"Начальник! Нельзя стрелять - это люди!".
Это покруче глав от Матфея будет.
Сколько же, возможно, полезного и нужного исчезло при уничтожении "языческих" религий?
p.s. Это просто "размыления вслух", поэтому "больно не бейте".

ИМХО
#18 
Rukmini местный житель02.03.07 10:44
Rukmini
NEW 02.03.07 10:44 
in Antwort IGNATIUS LOYOLA 02.03.07 03:36
В ответ на:
Вы затронули такую тему, на которую говоря "в общем", многие согласятся с догмой, что подставить другую щеку - правильнее...

Да, соглашаемся, но делаем обычно по-другому. Поэтому и хотелось бы это обсудить.
В ответ на:
думаю, что мы в конце концов не понимаем, что есть добро, а что - зло...

Здесь это часто нами обсуждается: то, что добро и зло относительны.
Мной поддерживается мнение, что искренне верующий человек в конечном счете все воспринимает, как Милость Бога.
В ответ на:
реагируем мы, зачастую, не как "надо", а как вышло...

Именно так. Здесь еще затрагивается проблема самоконтроля, что зависит от наших убеждений, воспитания и привычек.
В ответ на:
если вы говорите о кармических узлах, то получается, что жизнь - своего рода тест на вшивость. Я в это не верю.

И все же тестирование так или иначе в нашей жизни присутствует.
Конечно же, жизнь - это не только тест, но часто жизнь характеризуется как школа.
Почему Вы сказали, что в это не верите? Раскройте свою мысль, пож-та.
В ответ на:
Человек не животное, решил, что хочет познать добро и зло. С тех пор, видит то или другое, а то, что это одно и тоже, вместить не может...

Очень верно.
В ответ на:
Сумбур, скажете вы и будете правы.

Для меня не сумбур, а несколько интересных замечаний.
В ответ на:
Все - суета и томление духа...и все идут в одно место, в смерть...хорошие и плохие...

Да, говорят, смерть всех уравнивает. Но это с материальной точки зрения.
А с духовной - умирают все по-разному и уходят, говорят, не в одно и то же место.
#19 
Rukmini местный житель02.03.07 10:58
Rukmini
NEW 02.03.07 10:58 
in Antwort Рома_chikchan 02.03.07 03:47
В ответ на:
Может быть на зло не надо отвечать злом в душе ?

Я также уже задумывалась об этом. Надо также признать, что "битье по ланитам" в буквальном смысле,
согласитесь, слава Богу, случается в крайних случаях.
Речь, конечно же, идет в основном о травмах, которые мы наносим и которые нам наносят психологически.
А также мы рассматриваем вобще универсальный принцип - как реагировать нам причиненное нам зло.
В ответ на:
Бойтесь не убивающих тело,а души убить не в силах,а убивающих душу..."? Как-то так, по-моему ? Исходя из постулата о бессмертии души,ты заботишься о ней,а не о бренном теле...

Именно так. Поэтому, как ни странно, физическая смерть для преступника бывает благом для его души.
Но судить об этом очень сложно. Это целая глава для изучения.
В ответ на:
Если ж ты не прав - отвечай перед Богом.Бьешь - ответишь за это...Вот и все

Несомненно. Неважно, насколько мы понимаем заповеди, жизнь все равно научит, Закон Воздаяния действует причем абсолютно справедливо.
Хотелось бы просто понять этот Закон глубже.
В ответ на:
Рекомендации о подставлении по очереди обеих щек,наверное,все-таки для самых продвинутых...Подняв руку на т а к о г о и получив в ответ милую улыбку,кто даст гарантию,что он не попал в такой переплет,по сравнению с которым ответный хук в челюсть просто цветочки ?...

Просто супер!
Это очень-очень важно!
Это и есть выражение защиты Бога того, кто к нему близок.
Именно так: ударив святого ( а кто он, если не святой - тот, который подставит щеку?), ннормальный человек ужаснется и со слезами будет просить прощения. И это не лирика, это правда, которую знает наша душа, наша совесть.
Я уверена, что многим знаком этот опыт: обидев даже просто хорошего человека, чувствуешь в душе огромную тяжесть.
И хочется извиниться как можно скорее.
#20 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 alle