О действительно самом важном
26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришелец, живущий между вами,
Похоже на то что Господь уговаривает народ поступать подобающим образом, на самом же деле это предупреждение.
27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля;
28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;
29 ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.
30 Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.
Предупреждение однозначное и вполне понятное.
Но как известни, народ Израиля не раз преступит границы предупреждений данных ему.
Известно и то что народ будет страдать за свои преступления.
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш.
"святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш" - смысл этой заповеди (совета?, наставления?) по моему может открыться лишь сейчас после того как стали известны наши возможности открытые нам Господом нашим Иисусом Христом.
3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.
Бойтесь каждый матери своей - здесь бойтесь в смысле почитайте ...
и отца своего - у отцов была реальная власть всегда.
и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш - для нас это воскресенье, день для души
4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.
Не обращайтесь к идолам - по сути Господь говорит Своему народу, чтобы не перенимали никаких ценностей народов приготовленных к изгнанию.
и богов литых не делайте себе. - это особый вид идолов
Я Господь, Бог ваш - то есть Господь говорит что только Он Один является Тем Кто решит все проблемы и должен быт' объектом вожделений Народа.
5 Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение:
.... не просто для галочки приносить жертву мирную, а для того "чтобы приобрести себе благоволение"
6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне;
7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно;
8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
Чем полезно мне прочтение этих стихов?
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
Забота всего общества о самых слабых просматривается на протяжении всего Ветхого Завета. Далее по тексту можно будет видеть что трагедии происходившие с Народом были не в последнюю очередь результатом того что алчность и жестокость всё больше становились в нём нормой.
Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
Очередные предписания законов нравственности. Были ли люди удивлены этими предписаниями?
Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь.
Из этого высказывания делаю вывод - клясться Именем Божиим в истине позволялось.
Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
Не обижай ближнего твоего - а обидеть можно и ненамеренно ...
и не грабительствуй. - грабительствовать можно было - к примеру - одалживая что-то "под большие проценты".
Плата наемнику -
не должна оставаться у тебя до утра - иными словами: тебе что-то сделали - не медли заплати.
Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
Не злословь глухого - уверен что это прежде всего в иносказательном смысле слова когда глухой это тот кто не способен понять о чём речь или даже совет не злословить "за глаза".
и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; - конечно же и здесь - в иносказательном смысле слова. ...
бойся Бога твоего. - предупреждение о том что в случае неисполнения предупреждения наказание неизбежно.
Я Господь - имеющий всю полноту власти.
Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
Не делайте неправды на суде; - может касаться не только судей, но и свидетелей.
не будь лицеприятен к нищему - только потому что он нищий .... для меня является удивительным и радостным то что эта возможность оговоривается особо, ведь нищие под особой защитой у Господа - но справедливость во всём прежде всего.
и не угождай лицу великого; - даже великим никакого предпочтения
по правде суди ближнего твоего - по правде!
Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я — Господь.
Не ходи переносчиком в народе твоем - проще говоря - не сплетничай
и не восставай на жизнь ближнего твоего. - ни в коем случае не покушаться на жизнь соплеменников
Я — Господь - ... которому все и всё принадлежит, который ......
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; - ... в сердце своём ... не просто не враждовать - а не враждовать в сердце своём!
обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха - несправедливость и неправду ни в коем случае не покрывать - в противном случае и на тебе грех с самыми печальными последствиям для тебя.
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь.
Не мсти - мне сдаётся, эта задача была на тысячелетия ... насколько знаю даже не всем Христианам удастся победить в себе чувство мести ... что же говорить о народе который только знакомится с нравственностью?
и не имей злобы на сынов народа твоего, - до этого и здесь - особо доброе отношение обязательно к единоплеменникам.
но люби ближнего твоего, как самого себя. - понял ли Народ чего от него ожидаю?
Я — Господь - Владыка - со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.
Уставы Мои соблюдайте; - всё что касается религиозной жизни и гражданской жизни общества
скота твоего не своди с иною породою; - значат ли это что Господь дал Израилю самое лучшее из скота?.
поля твоего не засевай двумя родами семян; - на это должны ведь были быть причины.
в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся - ?
Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;
и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.
Можно предположить, eсли бы эта женщина была не рабой, то наказание ей было бы более суровым.
Когда придете в землю, которую Господь Бог даст вам, и посадите какое‐либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;
а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних;
в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш.
Плоды считать необрезанными?
Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
Не ешьте с кровью; - не знаю сам почему, но насколько помню о себе самом, никогда не мог есть ни крови в любом виде ни что-либо с кровью.
не ворожите и не гадайте - а казалось бы вещи безобидные.