Что говорит Библия о войне?
Шестая по счету заповедь — «не убивай». Библия однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях- даже требует нарушить многие другие заповеди.
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. .
.«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай».
Некоторые утверждают, что Шестая заповедь - это доказательство того, что война противоречит воле Бога. Но Тот же самый Бог, Который в Исх.20.13 говорит «не убивай», т.е. не совершай убийства, далее возвещает: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх.21.12). И за века до этого Он возвестил: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9.6).
Cлова Библии «Не убивай» не следует понимать как запрет войны.
На самом деле, еврейское слово в тексте Исход 20:13 буквально значит «намеренное, предумышленное убийство другого человека со злобой».
Закон гласит “не убивай”, но в виду имелось убийство человека человеком в злобе, а не война, которую иногда вел Сам Бог.Бог часто приказывал израильтянам начинать войны против других народов (1 Царств 15:3; Иисуса Навина 4:13). Бог назначал смертельное наказание за многие преступления (Исход 21:12, 15; 22:19; Левит 20:11).
Как сочетаются заповедь «Не убий» и повеление Бога убивать идолопоклонников, убийц и др.?
«Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой... вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4).
Втор 20:16-17: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев, и Аморреев, и Хананеев, и Фарезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой». 1 Царств 15:18 : «И послал тебя Господь в путь, сказав: иди, и предай заклятию нечестивых Амаликитян, и воюй против них, доколе не уничтожишь их»
Итак, несмотря на то, что Библия против убийства, очевидно, что сам Бог не против войны. Но При этом различаются (а) войны , прямо предписанные Богом, и (б) все прочие войны. Аналогичным образом в ранней Европе различали «войны Церкви» и «войны Государя»
Основанием войны против хананеев является херем или священное проклятие, закон анафематствования.Такая война велась на унич тожение народов и не знала никаких ограничений (ст. 15–18)Повелевая израильтянам завоевать «землю обетованную», Бог явно приводит оправдательные мотивы своего решения, а не просто отдает приказ: (а) Он осуждает хананеев на смерть за их аморализм и (б) в противном случае они бы «заразили» израильтян своими «мерзостями» .
Действие беспощадных требования Второзакония распространялись только на «семь народов», и такого рода война представляет собой разве что исторический интерес
Что же касается «обычной» войны, то во Второзаконии содержится ряд ограничивающих требований к ведению войны, обязательных к исполнению, чтобы этот ужасный инструмент использовался сдержанно и с состраданием
Принцип призыва на войну,
изложенный в Ветхом Завете, более гуманен, чем тот порядок, который существует во всем мире сегодня.
«Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5).
Дом – это семья,это жена, дети. То есть на войну не брали человека, не создавшего семью, который еще ни любви не вкусил, ни радости отцовства не познал.
«И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» (Втор. 20: 6).
Считалось жестокостью брать на войну – на смерть того,кто семью не создал, дома не построил, виноградника не насадил, кто еще слишком юн
«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» (Втор. 20: 7).
Итак, по закону Божию, на войну надо брать людей, которые уже состоялись, которые знают и понимают, почему они берут в руки оружие, за что они будут сражаться, что хотят оберегать.
В Писании говорится и о том, что человек воюющий должен бережно относиться к миру вокруг себя.
«Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20: 19).
А ведь речь идет о чужой территории!
Библия устанавливала и предел человеческому гневу и жестокости. Kнигa Бытия и прочтем удивительные слова, о двух сыновьях Иакова – братьях Симеоне и Левии: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7).
Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях?
Защищать в случае
необходимости свою семью, от какого-то внешнего физического воздействия?
Этот довольно сложный вопрос часто становился причиной разногласий и споров среди христиан. На протяжении многих веков христианской истории всегда были люди, придерживавшиеся самых разных взглядов в этой области.Ответы можно найти в Бивлии.
Запрещая людям убивать друг друга, Бог разрешает государственной власти применять насилие, для того чтобы остановить действие зла, там где это возможно:судить, приговаривать к смертной казни тех, кто совершил наиболее тяжкие преступления. Например:
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; ... а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] .. бери его на смерть. 16 Кто украдет человека и продаст его,..то должно предать его смерти. (Исх 21:12-16)
видно даже в русском переводе, что используются разные слова убивать (Исх 20:13) и предавать смерти (Исх 21:12).
Таким образом, можно сделать вывод, что Бог не позволяет одному человеку, убивать другого, но позволяет обществу, после соответствующих судебных процедур, лишать жизни тех, кто совершил особо тяжкие преступления. Это необходимо для предупреждения распространения зла и хаоса в обществе, что неизбежно обернется еще большим злом для большего числа людей.Убивать разрешено также при самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.
На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».
Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.
Исходя из этого видно, что правоохранительные органы вполне законны с Божьей точки зрения, и поэтому нельзя считать грехом службу в армии или полиции, даже если это связано с ношением оружия и применением его в тех случаях, когда это позволено законом.
Но, вместе с тем, этот вопрос, ясный в принципе, связан с большим количеством сложностей.
Служащие в армии и полиции обязаны исполнять приказы своего командования. Это один из важнейших принципов службы. Проблема в том, что часто решения командования сомнительны с точки зрения их морали и законности. У солдата же или офицера, нет возможности обсуждать приказы. Он должен их выполнять
Тысячи солдат и офицеров нажимают на курок, посылая пули, ракеты и бомбы, которые лишают жизни людей. С одной стороны, они не несут прямой ответственности, потому что они делали это по приказу своего командования, но с другой...
предлагаю обсудить эти вопросы
пока человек находится в состоянии "животного", то всегда будут работать животные законы, где убивать это норма. а библия всё таки говорит о духовных вещах. хотя я бы её запретил, в силу неправильного толкования. в то время нельзя было писать прямым текстом важные вещи.. даже относительный современник Пушкин был вынужден шифровать свои тексты, чего уж ждать от библии.
пока человек находится в состоянии "животного", то всегда будут работать животные законы, где убивать это норма. а библия всё таки говорит о духовных вещах. хотя я бы её запретил, в силу неправильного толкования..
В христианстве отношение к воинской службе неоднозначное. Некоторые (напр., протестанты) считают, что христиане не должны брать в руки оружие , другие ( в
основном, православные) убеждены, что исполнение воинского долга не противоречит Заповедям Бога . Церковь благословляет воинов на ратный подвиг, в числе святых много воинов: напр., Александр Невский, Дмитрий Донской
Первые понимают заповедь “Не убивай” как однозначный запрет на лишение жизни любого человека при любых обстоятельствах.
Я процитирую высказывания одного баптиста на нашем форуме:
"Заповедь "Не убий, означает, что никто никогда ни при каких обстоятельствах не должен убивать другого человека, ни по какому суду ни по каким другим причинам. Эта заповедь никогда никем не выполнялась и не выполняется до сих пор. Поэтому Иисус и сказал я пришёл не нарушить закон, а исполнить. Никто не вправе лишить человека жизни, в праве только Тот Кто дал её человеку.
Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
(Послание к Римлянам 12:19) Убивая любого человека вы становитесь убийцей, таким же как и он.
Христианин никогда не станет убивать.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
(Св. Евангелие от Луки 23:34)-"
В защиту своих позиций обычно приводятся следующие цитаты:
Мтф. 5:39 “А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
” Мтф. 5:44 “А Я говорю вам: любите врагов ваших,…”
Мтф. 26:52 “Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечем погибнут;”
1 Ин. 3:15 “…а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.”
Мтф.7.12 «И как вы хотели бы, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними»
оппоненты сторонников подобных взглядов утверждают, что
заповедь "Не убивай" вовсе не означает, что "никто, никого, никогда, ни при каких обстоятельствах" не должен убивать. Если бы было так, Моисей, через которого был провозглашён Богом этот закон , сам оказался бы первым его нарушителем.. Ведь он дал распоряжение истребить всех идолопоклонников; он дал указ евреям лишать жизни людей в ряде случаев, которые в Законе очень чётко перечислены: "да будет предан смерти тот, кто..."
Заповедь "НЕ убивай" имеет смысл: не убивай по СВОЕМУ ПРОИЗВОЛУ.В Заповеди "Не убивай" речь идёт об уголовном и нравственном убийстве. Убийство в бою врага, убийство в целях самозащиты или защиты чужой жизни Заповедь не рассматривает.
Православные, напр. так возражают
Протестантам , которые буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут»,.
"Уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно"..
На могли бы Вы рассказать о Вашем отношении к воинской службе; какие аргументы из привед. выше Вы считаете наиболее убедительными?
Как относился к войнам Иисус Христос
Некоторые христиане уверены, что Бог в Ветхозаветное время был более жестоким, а с приходом Иисуса Христа в Его лице явилась истинное милосердие и человеколюбие .
Они иsxодят из того, что в Ветхом Завете Библии описаны жестокие войны, которые вели израильтяне, a в Новом Завете войн нет, и Иисус учил любить врагов, не отвечать злом на зло, прощать...
Однако, нигде в Библии нет слов о том, что Бог изменился и из жесткого Бога войны превратился в Бога любви. Если бы это было так , то Бог оказался бы лжецом , т.к. не раз заявлял о себе , что Он не изменяется:
«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6)«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19) у Бога нет даже «ТЕНИ перемены» (Иак.1:17)
Т.е. , исходя из неизменности Бога,читая в НЗ , что «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8), следует понимать, что и в ВЗ Он был также Любовью.
Бог так представляетса Моисею на горе Синай:
«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ и МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ и МНОГОМИЛОСТИВЫЙ и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 34:6,7)
Не только этот текст Библии, но и другие стихи Св Писания описывают Его как Бога любви как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
Говоря о войнах ВЗ, ещё раз заметим, что это были не захватнические войны. Бог допустил истребление тех народов, только,
когда они потеряли в себе ВСЕ человеческое, когда ими "осквернилась земля" ; Bog не истреблял этих людей, пока мера их «беззаконий … не наполнилась» (Быт. 15:16)
Второй тип войн, которые вел израильский народ, были оборонительные войны, против врагов, нападающих извне на евреев.
Бог не посылал евреев на захватнические войны , и евреи никогда не вели войны по обращению в иудаизм других народов.
В Новом Завете Иисус Христос, обращаясь К своим сподвижникам, а также тем , в которых надеялся увидеть в рядах сторонников, сказал:
'Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить' (Матф. 5:17).Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном' (Матф. 5:18-19).
Эти слова галилейского проповедника о своей приверженности иудейскому Закону и пророкам стали духовным завещанием всем Его последователям, желающим обрести Царство Небесное. .Практически все Заповеди Иисуса есть в ВЗ, включая такие спорные , как "не противься злому" и "любите врагов ваших" , о которых далее поговорим более подробно.
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Матф. 5:43,44)
В Библии ни слова нет о ненависти к врагу.Как указывают многие исследователи, эти слова Христа могут быть отнесены к толкованию "мудрецами" в Преданиях Устной Торы. ВЗ как и Н.З., учит милосердному отношению (но не "любви" )к врагам (Ис 23:4,5; Прит 24:17,18; 25:21)
Итак, Бог В Библии - Яхве в ВЗ или Иисус Христос в НЗ - всегда был Богом человеколюбивым , милосердным и многомилостливым. Только, к сожалению люди, включая христианских духовных лидеров, зачастую "по-своему" интерпретировали Библию и понимали характер Бога. Они вели войны, якобы как в Ветхом завете, и во имя Иисуса покоряли, уничтожали тех, кто в Него не
верил, или верил не так, как учила Церковь.
Самого Иисуса можно назвать "пацифистом" .Он говорил : «Блаженны миротворцы» (Мф 5:9) ; “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”.( Мф 5:9) А в 26 главе 52 стихе Евангелия от Матфея Иисус прямо предупреждал: «Все, взявшие меч, мечом погибнут»
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.
Специально выделила последнюю фразу.....когда эти две заповеди будут исполняемы ...тогда все остальные заповеди обретут верную силу и влияние...
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Евангелие от Матфея 7:23
есть таковые,кому и ты скажешь так же...не всякий тебе есть твой ближний.
впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын
Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
Евангелие от Матфея 26:24
вот о том,кто они таковые...узнаешь,когда исполнишь первую заповедь...возлюбишь Бога всею крепостью разумения и всею душою.....всею своею крепостью сначала Бога....и только потом тебе будет понятно кто твой ближний,а кому лучше не рождаться...иногда враги человеку и домашние его....а вот те ,кто враги Богу!!!????...это тебе не понять никогда !!!! ...пока не полюбишь Бога на все 100%
Моисей позволил развод!...по жестокосердию...что Бог не знал о жестокосердии Моисея,когда заповеди прописывал!?
А НАМ ХОТЯ БЫ СЛЕДУЕТ ПЕРЕСТАТЬ ТУСОВАТЬ ЗАПОВЕДИ..ЭТО НЕ КАРТЫ В КОЛОДЕ! Бога научись любить и получишь свои заповеди на каждую секунду твоей жизни ,в том порядке в котором Богу угодно будет....и прав ты будешь всегда! за эту возможность и заплачено.
Иисус шел через толпу,которая хотела Его порвать...не порвала!!!!!....прошел...но Он тогда был Такой Один!!!
А ты сможешь ....от толпы отделиться и быть штучным,чтобы мочь не нарушать заповедей!!!???? ...сможешь если...не придется убивать тех,кто хочет рвать и убивать...пройдешь и пальцем не пошевелишь...а пока лучше не мусолить тему...пока не отделился ...от толпы!
Православная Энциклопедия даёт такое определение термину "Война" ( в социально-политическом понимании):
" немирные, враждебные общественные отношения, сопровождаемые насилием, имеющие целью приобретение илисохранение спорных прав и интересов (в широком смысле); организованная вооруженная борьба между гос-вами,
народами, а также политическими партиями, социальными или иными группами внутри гос-ва .В. как противоположность миру является следствием..злоупотребления богоданной свободой и противления воле Божией. В результате рождается братоубийственная ненависть... "О том, что причиной В. являются человеческие пороки, говорят св. отцы: "...ничто не бывает столько причиною враж
ы и раздора , как любовь к земным благам, пристрастие к славе, богатству или удовольствиям» ; непосредственной причиной войны становится любостяжательность, желание приобретения чужой собственности..."
В НЗ нет определенных суждений об отношении к войне в значении сражения, битвы. Понятие войны в НЗ часто используется в духовно-аскетическом смысле: "Облекитесь во всеоружие Божие",- призывает христиан ап. Павел(Еф 6. 11-12) , "облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...» (1 Фес 5. 8)«возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14)...
Христиане -"народ, не имеющий на земле отечества. Они верою переселены уже сейчас на небеса, и тут- только странники и пришельцы, чужие миру" . Христиане должны на всё смотреть глазами Бога, с Его точки зрения, а не с точки зрения мира, не с точки зрения земной целесообразности и политики:
"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь..побеждай зло добром» (Рим. 12:19-21)...
Ваше мнение:
Допускает ли христианство войну? Считает ли возможным участие верующего человека в боевых действиях?
Как вы относитесь к пацифизму?
Сергий Радонежский благословлял Дм. Донского. Это была война за освобождение Руси. Известно, что в наши дни православное духовенство освящает оружие, боевую технику, самолёты , т.е. благословляются орудия убийства, которые далеко не всегда используются для защиты жизни детей, стариков...
Что можете сказать в связи с этой «традицией» ?
Нельзя так легко подходить к таким вопросам.
В чем разница между убийствои и смертной казнью? Всемирный потоп ,это что?
Апостолы и многие ,кто стоял рядом со Христом при Его земной жизни до казни,они были из чресел Авраама,они знали кому отдавал десятину Авраам и кто такой Мельхеседек! и именно для них "НЕ УБЕЙ"!
Вы упомянули Православие,да и всецелое христианство не имеет отношения к чреслам Авраама ,а генетическая наследственность ,ее никто не отменял пока еще.
Одни идут на убийство...другие на защиту от убийц.
Хватит мусолить непонятное вам на глазах толпы!
Когда фашист на ваших глазах будет расстреливать вашу мать,тогда вы не только благословите танк,вы в него сами полезете....а пока сидите на попе ровно и не пи...те.
Заповедь "НЕ УБЕЙ!",это указание -не становиться убийцей! Там ,среди заповедей нет указания "НЕ УБЕЙ УБИЙЦУ!"
Ты руки свои благославляешь? Танки и пулеметы ,могут быть благословенными,чтобы не убивать невинных случайно!
ХАРЕ МУСОЛИТЬ И МАСТУРБИРОВАТЬ СО СВЯТЫМИ И ВЫСШИМИ ВЕЩАМИ!
иначе и Бог ,что Авраамов,что христианский будет убийцей,а вы и я в жопе.
И я надеюсь,что таким жестким языком дойтет бысрее...и вы и я рискуем так,что если у вас завтра просто холодильник потечет...то легко отделались!!!! оба и вы и я!!!
а почему холодильник?! да просто потому,что в нем еда...та самая еда,которой нет у тех,вокруг кого война и ад.
В христианстве отношение к воинской службе неоднозначное...
Заповедь "НЕ убивай" имеет смысл: не убивай по СВОЕМУ ПРОИЗВОЛУ.В Заповеди "Не убивай" речь идёт об уголовном и нравственном убийстве. Убийство в бою врага, убийство в целях самозащиты или защиты чужой жизни Заповедь не рассматривает
Убивать или любить врагов ?
38 Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб" 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 44.А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Здесь мы не будем подробно останавливаться на утверждении 5:38 : сказано: "око за око и зуб за зуб". ВЗ учит : "Не враждуй на брата своего в сердце твоем... не мсти и не храни злобы" (Левит, 19:17-18). Выражение "око за око, зуб за зуб" в Пятикнижии всегда употребляется ТОЛьКО в контексте уголовного законодательства , из которого совершенно ясно, что речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления. Т. е. принцип "око за око", вовсе НЕ говорит о мести, каре за причинённое зло, и, противопоставление его принципу "не противься злому" не имеет никакого смысла: здесь идет
речь о совершенно разных вещах – юридическом определении и моральном призыве.
Остановимся на заповеди : "не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", в какой мере она может быть применима к случаю войны.
Но прежде ответим на вопрос:
Почему в одном случае Бог повелевает заботиться о враге, а в другом случае – убивать врагов?
Скорее всего , всё дело в понятии «враг». .
Одно дело, когда Бог в ВЗ лишает жизни Своих врагов. И совсем другое дело, когда человек лишает жизни своих врагов.
Люди не имеют права судить других людей и приводить свой собственный «приговор» в исполнение.
Бог в ВЗ сказал: «У Меня отмщение и воздаяние» (Второзаконие 32:35).В НЗ цитируется ветхозаветный отрывок:
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Римлянам 12:19-20).
При том, что практически все заповеди НЗ есть в ВЗ, отношение к врагам и - различается. Хотя сама
идея о любви и милости к врагам – это также не новозаветная идея .
Отношение к врагам в Ветхом и Новом Заветах
В традицию ВЗ входит идея милосердия , проявляемая к врагам. Благородством и добрыми поступками враг "уничтожается". Благоволя к врагу, человек "усугубляет" его чувство вины и заслуживает вознаграждение у Господа:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе».Притчи 25:21-22
Под "головой" подразумевается разум человека. " Горящие угли" любви служат для раскаяния, к которому мы подталкиваем "врага", делая ему добро. Т.е. враг, "побеждённый" благодеяниями ("горящими углями") , перестаёт быть врагом; зло в нём выжигается .В результате самый свирепый враг, увидев нашу доброту, человечность и милосердие, почувствует угрызения совести и раскается в содеянном.Ни о какой "ЛЮБВИ" к врагу речь не идёт, но ни слова не говорится также и о ненависти, только о человечности и милосердии, даже сочувствии.
Говоря "возлюбите врагов ваших", Христос имел в виду нечно большее- любовь, непротивление любому злу, требование отвечать на зло только добром.
В заповеди "не противься злому" ничего не сообщается о характере зла: является ли оно обидой, оскорблением или униижением ("проклятием") от личного недруга, нанесшего этим символический удар" в щёку" , или "зло" , о котором речь в заповеди, - нечто большее, чем сказано выше. Следует ли считать слова о подставлении под удар и другой щеки моделью (идеалом) поведения христианина, или - аллегорией отказа от насилия?
Л. Толстой так описывает своё отношение к этой центральной, наиболее важной по его мнению , заповеди:
"Христос очень определенно и ясно говорит ТОЛьКО то, что говорит: «не противьтесь злу; и, делая так, вперед знайте, что могут найтись люди, которые, ударив вас по одной щеке и не встретив отпора, ударят и по другой; отняв рубаху, отнимут и кафтан; воспользовавшись вашей работой, заставят еще работать; будут брать без отдачи... И вот если это так будет, то вы все-таки не противьтесь злу.
В этой проповеди, как и во всех местах, везде Христос представляет себе своих учеников, т. е. людей, исполняющих правило о непротивлении злу, не иначе, как подставляющих щеку и отдающих кафтан, как гонимых, побиваемых и нищих."
Но как поступить, если враг не ограничивается словесным "ударом"? Христос на этот вопрос не отвечает, но ответы вместо него додумывают толкователи - представляющие позицию различных деноминации... В результате ЕСЛИ интерпретировать заповедь для случае зла в виде вооружённого удара, войны, можно придти к самым противоположным выводам.
Ориген никак не мог принять призыв подставлять при ударе по правой щеке левую. Он решил, что это надо понять иносказательно, ссылаясь на то, что бьют обычно правой рукой, и стало быть, по левой щеке. Другое популярное объяснение – что речь идет не просто об ударе, а об ударе символическом, внешней стороной ладони, потому он и приходится не по той щеке. Дескать, речь идет о ситуации, когда не просто бьют, а когда наносят оскорбление: надо его стерпеть и даже подставить «правильную» щеку.
В человеческом обществе, в том числе и в Израиле времен земной жизни Христа, распространено мнение, что насилие должно быть отмщено…
ВЗ призывает в случае особой опасности врага - уничтожить его .У человека есть обязанность-активными действиями защищать гонимых и обижаемых. "Не стой над кровью брата твоего"-т.е. не будь безучастен,когда проливается кровь ближнего. Эта обязанность касается и себя самого,в случае,когда враг нападает на меня,я обязан защищаться.
В случаях, ЕСЛИ никакие увещевания не действуют и враг становится опасным для благополучия и жизни человека, его семьи, его народа, согласно ВЗ, ему необходимо дать отпор, в т.числе, физически, с оружием в руках. Т.к. "кто милостив к злодеям , тот тем самым жесток к праведникам".
Что касается слов Христа "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", похожие можно также видеть в ВЗ, хотя смысл их прамо противоположен.
"Благо тому, кто молча ждёт спасения Господня. ..Пусть одиноко и молча сидит он, ибо Бог возложил на него это бремя. Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором, ибо не покидает Господь навеки; ибо если и опечалит Он, то и помилует по великому милосердию Своему "(Плач., 3:26-33)
Закон (ВЗ) запрещает обижать и оскорблять другого человека. Закон не обязывает человека быть камнем, не реагирующим на оскорбления и т.п. А если кто пришёл убить, - ему надо оказать заслуженное противодействие, используя из арсенала возможных средств защиты наиболее щадящие. Так - по Закону.
Однако, с др.стороны, в ВЗ говорится и о тех, кого оскорбляют, но они не оскорбляют в ответ, слушают, как их позорят, но не отвечают. Это - праведники, находящиеся на более высоком уровне, чем того требует Закон.
Вернёмся к словам Иеремии. Он произнёс их в конкретной ситуации, на развалинах Иерусалима. Речь идёт о необходимости осмысления, почему
Господь послал такое наказание, в чём вина народа. Само наказание ниспослано Богом, и на Него нельзя роптать, оно всегда справедливо. Но
это не относится к "орудию наказания"! Т.е. Иеремия говорит о своих переживаниях,а не о поведении! Он призывает покорно "подставить щёку" ,
чтобы принять испытания, посланные Богом, т.к. именно Бог направляет ход событий, осознать свои грехи и исправить.Т.е. с одной стороны -
покорность воле Бога, дающего своим наказанием повод к размышлению, а с другой - активные действия, чтобы остановить преступника.
Слова Иисуса о "подставлении щеки" являются парафразом слов Иеремии. Однако, есть огромная разница в смысле высказываний Иер. и Христа . Слова Иисуса являются идеалом поведения верующего на все случаи жизни - из любви к Иисусу как полный запрет на сопротивление злу. У Иерем. - "щека" открыта для Бога, но преступник должен получить отпор.
Итак, в иудаизме зло должно быть остановлено ЛЮБЫМ ПУТЁМ. Если убийца угрожает жизни, убить его надо незамедлительно. Если можно бороться со злом более щадящими методами — борись.
У евреев все страдания ниспосланы Богом. Бог, как думали евреи (некоторые), послал их в Освенцим за какие-то грехи, которые надо осознать, сохраняя покорность БОГУ. Но это совершенно не означает, что врага, "исполнителя" воли Бога, следует любить..
Ещё раз замечу, что насчёт заповеди о любви к врагам и неопротивления злу существует столько "правильных" интерпретаций, сколько их могли придумать святые отцы и современные интерпретаторы, которые вероятно, лучше Самого Иисуса знают, что Он на самом деле имел в виду.
Думаю, эта заповедь Христа не может дать однозначного ответа относительно поднятого в теме вопроса, связанного с войнами, насколько они разрешаются или запрещаются Св.Писанием.
Далее попытаемся найти ответ на интересующий вопрос в двух других высказываниях Иисуса :
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( от Иоанна 15:14)
"возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут" (От Матфея 26:52)
Что такое ад?
Лучше умереть от меча при жизни земной, чем умирать вечно и даже не имея надежды на конец КОНЦУ!
Тело и должники материального....это мелочи,по сравнению с "живущей" в людях смертью во плоти и потом нескончаемо жрущая их же душу смерть в аду.
Пример входа сатаны в Иуду описан.
Иисус имел власть Сам отдать жизнь и забрать назад.
Это не шутки...пусть лучше у меня заберут жизнь телесную люди,чем я отдам ее сатане сама,по хотению моему дешевому.
свобода в выборе...убийцами становятся только ведая ,что творят.
"НЕ УБЕЙ!" это не приказ...это шанс живым быть....это может быть очень сложно для тех ,кто носит в себе это желание убивать.
ХОЧУ и НАДО- разное.
Все что НАДО,Богом заранее прописано...это мы не знаем времена и сроки.
А ХОЧУ,,,это именно временное понятие...закончится моя жизнь земная и хотелка отпадет....а после себя хорошо оставить то,что НАДО...а именно благо для ЖИЗНИ.
Я же предложила тебе и в достаточно жестким языком закончить это обсуждать.
Иисус казал ...ДА это ДА,а НЕТ...это НЕТ! ...и все остальное это от сатаны.
То что мы сейчас с тобой мусолим,иначе не сказать,это хорошо,что другие не ввязываются!
Если холодильник не потек еще,то шанс встать перед выбором убить или нет,мы с тобой уже поимели,потому,что этот вопрос своими обсуждениями мы отдаем для игры дьявола в твоей и моей жизнях! ...и других подставляем!
тот ,кто отдал свою жизнь земную на служение смерти,то уже мертв...там убивать некого...а вот мы с тобой еще живы и вокруг нас есть те,кто нас читают и ввязываются в эту "игру"
ДА-ДА,,,,НЕТ-НЕТ...третьего не дано!..и это не тема для философии
Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Евангелие от Луки 10:27
Вот когда возлюбишь Бога ,как сказано....тогда и только после этого ты будешь знать,кто тебе ближний и как его правильно любить.
Любить надо уметь! А как это делается знает только Любовь.Тот ,Кем мы движемся и Кем существуем.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
1-е послание Коринфянам 13:13
Больше в чем? больше надежды и веры и все? нет она больше по силе власти над страхом!!!! страх нас делает беспомощными и бессильными и марионетками.
вера,побеждает страх,(страх не только умереть,но и убить),надежда побеждает страх,любовь по силе больше именно на этой войне со страхами.
закончим на этом....искушать не надо никого,.. этими философиями о решении убить.
мы уже вышли на тропу,на которой стояли и до нас...принимая решения о сожжении ведьм на кострах и крестовых походах!
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Евангелие от Иоанна 14:6
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Евангелие от Матфея 7:23 — Мф 7:23:
Вот тебе и ответ,что можно,а что нет.
а нам ответ один: рот закройте и молча живите Мною,если Я в вас,то и ответы у вас будут истинные.
Я же предложила тебе и в достаточно жестким языком закончить это обсуждать....
Мадам, своим "жёстким языком" предлагайте и приказывайте , пожалуйста , у себя дома .
То что мы сейчас с тобой мусолим,иначе не сказать,это хорошо,что другие не ввязываются!
Прошу Вас мне не ТЫкать и вообще сменить свой тон, если желаете, чтобы читал Ваши сообщения.
"Мусолите" - Вы, слыша только собственный громкий голос и постоянно переходя на личность
О том, что"другие не ввязываются", я лично сожалею, т.к. хотел бы услышать их рассуждения по теме.
насчёт заповеди о любви к врагам и непротивления злу существует столько "правильных" интерпретаций, сколько их могли придумать святые отцы и современные интерпретаторы, которые вероятно, лучше Самого Иисуса знают, что Он на самом деле имел в виду
В заповеди Христа о любви к врагам и несопротивлении злому нет ни слова о "физическом"насилии ; во всём НЗ нет намёка на связь Учения Христа с ЗЕМНЫМИ войнами. Но вследствие гиперболичности и лаконизма Его высказываний , толкователи в течение веков нередко придавали им противоположный смысл.
Церковь (возможно, желая избежать обвинений в нарушении этой заповеди), не включила вопрос
о физич. сопротивлении физич. агрессии в число догматических основ христианства, . Т.к. в противном случае, логически следовало бы действительно, как предлагал Толстой, отказаться от судов, участия в ЛЮБЫХ войнах, и т.д.
И тем не менее, фразу «Не противься злому» можно воспринять , отвклекаясь от отвлечённо-философского образа „мирового зла“, -как непротивление ЛЮБОМУ проявлению зла, в том числе, проявляемому в виде войн. . Отсюда в конечном счёте, - корни пацифизма и отрицание ЛЮБОГО сопротивления ЛЮБОМУ злу.
Именно за то, что церковь не признавала универсальности призыва Христа, поощряя войны и т.д., Толстой обвинял её в „отступничестве от Христа“. Можно сказать, что в УТОПИЧНОСТИ своего учения о непротивлении злу насилием Толстой пошёл ещё дальше Иисуса. Однако вследствие краткости формулировки Христа, церкви удалось легко обличить Толстого, дав СВОЮ интерпретацию Его словам. На вывод об отказе от участия в войнах церковь отвечает словами Иоанна (15:13): „ нет больше той любви, как если кто ПОЛОЖИТ ДУШУ свою за друзей своих“, т.е. пожертвовать своею жизнью ради защиты другого человека в т.числе, в войне – это высшее проявление любви.
На вывод об отказе от участия в войнах церковь отвечает словами Иоанна (15:13): „ нет больше той любви, как если кто ПОЛОЖИТ ДУШУ свою за друзей своих“, т.е. пожертвовать своею жизнью ради защиты другого человека в т.числе, в войне – это высшее проявление любви.
12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13.Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
17Сие заповедаю вам, да любите друг друга. ( от Иоанна 15 глава)
Толкование упоминаемых заповедей русским православным духовным писателем и общественным деятелем Борисом Гладковым
https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evange...
"
О ПРОТИВЛЕНИИ ЗЛОМУ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ
Но если злой нападет в моем присутствии на другого, то как должен я поступить? Воспротивиться злому, хотя бы силой, защитить подвергшегося нападению, или же безучастно смотреть, как совершается зло? Толстовцы говорят, что всякое противление злу силой воспрещено, и потому, если на злого не действуют убеждения, то надо предоставить ему беспрепятственно совершить все задуманное им зло.
Но они забывают, что и нападающий (злой), и подвергающийся нападению по отношению ко мне, свидетелю проявления зла, оба – мои ближние; по
заповеди Христа, я должен любить и того и другого, и я же должен
противиться злому, творя добро. Но, спрашивается, сотворю ли я добро,
проявлю ли я любовь к обоим, если предоставлю злому беспрепятственно
совершить задуманное им зло? Сотворить добро по отношению к злому я могу только отвращением его от совершения зла как греха, губящего его душу. Сотворить
добро по отношению к подвергающемуся нападению я могу только
избавлением его от угрожающего ему зла. Следовательно, проявить любовь к
обоим и сотворить для них добро я могу только отвращением зла; поэтому
противление злу составляет в таком случае, мою обязанность, вытекающую
из смысла заповедей Иисуса Христа.
Но где предел этому противлению? Должен ли я противиться злому с самоотвержением, с опасностью для моей и его жизни?? Должен ли я любовь к ближним и желание сделать обоим им добро ставить выше опасений за свою жизнь? На эти вопросы отвечает Сам Христос, говоря: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих . Говоря так, Христос понимал под именем друзей всех вообще ближних, а под словом душу – жизнь. Заповедуя нам проявлять высшую степень любви к ближним – пожертвование собственной жизни для спасения их от зла, Он тем самым указал, что в борьбе со злом или злым, нельзя останавливаться на полпути из опасения самому пострадать, а надо действовать с готовностью, в случае надобности, и душу свою положить за начатое доброе дело.
-----
Таким образом, если заповедь о непротивлении злому сопоставить с заповедью о самоотверженной любви, то станет понятно, что непринятие мер к предотвращению зла, когда к тому представлялась возможность, составляет несомненное нарушение заповеди о любви; предоставление же злому беспрепятственно совершить зло, когда была возможность воспротивиться злому, то есть попустительство к совершению зла, составляет нарушение заповеди о противлении злу добром. Следовательно, употребление силы против злого с целью предотвращения зла, если ничем иным нельзя предотвратить его, не только не составляет нарушение заповеди о непротивлении, но есть необходимое следствие точного исполнения заповеди о любви и о воздаянии добром за зло......"
.......( полностью:https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evange...)
"
О противлении злу соединенными силами народа, или о войне
Мы рассмотрели способы противления злу как тем лицом, против которого оно направлено, так и третьими лицами. Остается еще рассмотреть вопрос о противлении злу целым обществом людей, народом, или вопрос о войне.
Хотя Иисус Христос не касался вопросов государственных и на вопрос о том, позволительно ли давать подать кесарю, ответил – отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21), – однако это не дает нам права отвергать Его заповеди в тех случаях, когда мы действуем сообща, целым обществом, народом. Если в борьбе со злом своими единичными силами мы должны в выборе средств борьбы руководствоваться заповедью о любви к ближним, то несомненно, что то же чувство любви должно руководить нами и в борьбе против зла соединенными силами народа. Поэтому нападение одного народа на другой с целью причинить ему зло и из этого зла извлечь для себя выгоду, составляя грубое нарушение заповеди о любви к ближним, не может быть оправдано никакими соображениями, как не может быть оправдано и нападение разбойника с целью поживиться за счет своей жертвы. Но другой-то народ, на которого сделан разбойничий набег, должен ли безучастно смотреть на хищнические последствия такого набега, или же может оказать сопротивление нападающему на него?
Толстовцы говорят, что всякая война сопряжена с убийством и насилием, а так как убийство и всякое иное противление злому силой воспрещено, то поэтому воспрещена всякая война, хотя бы оборонительная, вызванная беспричинным хищническим набегом другого народа.
Говоря так, толстовцы забывают, что народ, на который совершается хищнический набег другого народа, состоит не только из взрослых людей, способных отразить нападение, но и из стариков, женщин и детей, нуждающихся в защите. Предположим, что все способные воевать взрослые люди такого народа были бы толстовцами. Желая по-своему исполнить заповеди Христа о любви к врагам и непротивлении злу, они должны были бы без всякого сопротивления отдать себя, своих стариков, жен и детей, свое и их достояние во власть врагов своих. Но, исполняя таким образом заповедь о любви к врагам, исполнят ли они заповедь о любви к тем ближайшим из всех ближних своих, к тем беззащитным членам своих семейств, которых, по заповеди Христа, они тоже должны любить и даже душу свою положить за них?
Если они считают себя в праве самостоятельно распоряжаться своей жизнью и без сопротивления подставлять себя под пули и штыки неприятеля, то, спрашивается, какое право они имеют так же самовластно распоряжаться жизнью тех, которые ждут от них защиты? Кто дал им право приносить жизнь этих беззащитных в жертву своим убеждениям? Несомненно, что, поступая так, они не только нарушат заповедь о любви к этим беззащитным, но и примут еще на себя ответственность за то причиненное беззащитным зло, какое они могли бы отвратить. Следовательно, заповеди Христа они все-таки не исполнят, а злу дадут восторжествовать и тем окажут содействие водворению на земле не Царства Божия, а царства грубой силы, царства зла.
Итак, в войне двух народов один народ совершает зло безусловное, а другой, взявшийся за оружие после того, как истощил все меры убеждения и уступок ради предотвращения зла, хотя и совершает зло, но зло относительное. Убивать врага хотя бы и на войне – грех, но предоставить врагу беспрепятственно убивать, порабощать беззащитных и неповинных – грех более тяжкий. Печальная необходимость заставляет из двух зол выбирать меньшее.
За несправедливую войну несут ответственность перед Богом не воины, а те, которые ее начали, имея возможность не начинать........"
"https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evange...
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих . Говоря так, Христос понимал под именем друзей всех вообще ближних, а под словом душу – жизнь. Заповедуя нам проявлять высшую степень любви к ближним – пожертвование собственной жизни для спасения их от зла,
"Христос понимал под именем друзей всех вообще ближних, а под словом душу – жизнь."
С этим уточнением Гладкова не совсем согласен.
На Тайной Вечери перед ближайшими учениками Иисус произнёс Заповедь,которую Он Сам назвал НОВОЙ:
" Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
На вопрос "Какая наибольшая заповедь в Законе?.., Иисус назвал главными ДВУМЯ Заповедями,которые необходимы , "чтобы наследовать жизнь вечную", следующие (Мф 22:37-40; Лк 10:27 ):
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим:
Сия есть первая и наибольшая заповедь.
.Вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя. " На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (мф 22:37-40)
Как видим, НОВАЯ заповедь Христа отличается от Второй заповеди: вместо слов "как самого себя " - призыв любить ДРУГ ДРУГА так же, как ОН любил их-своих учеников.
"НОВАЯ" Заповедь обращена к УЧЕНИКАМ Христа, которыми являются не только апостолы, но и будущие последователи - т.е. христиане.
ПОЧЕМУ Иисус сказал: "кто положит душу свою за друзей своих" , а не за "ближнего своего" (т.е. просто - человека), или, наконец, - "за народ свой"?
Иисус прямо указывал, что НОВАЯ ( последняя) Заповедь относiтся непосредственно к Его ученикам, их отличительному от всех остальных людей признаку - любви "друг к другу" , возвышенной любви АГАПЭ, которой Христос нежно любил каждого из них. Так же как Он возлюбил их, так и ученики-христиане, выполняя Его завет, должны любить ДРУГ ДРУГА. т.е. "братьев во Христе", потому что " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Суть НОВОЙ заповеди становится ещё более понятной из высказываний ап.Павла и апостолов-учеников Христа.
В Кол 4 Павел, придавая особое значение ЕДИНСТВУ верующих в Христа, говорит о том, что верующие должны снисходить "друг ко другу любовью". НО "СО ВНЕШНИМИ ОБХОДИТЕСь БЛАГОРАЗУМНО" (Кол 4,5). "Внешние" - это люди, внешние по отношению к церкви, те кто не входят в неё-язычники, иудеи... С ними надо вести себя "пользуясь временем" (т.е. сообразно обстоятельствам) и в определённое время определённым образом: БЛАГОРАЗУМНО и ЦЕЛЕСООБРАЗНО.
Т.е. отношение - с любовью
АГАПЭ распространяется на "друг друга", т.е. христиан, единомышленников,
к-рые и являются в данном случае "ближними"
Павел говорит то же, что говорил Христос ученикам: "Вот я посылаю вас, как овец среди ВОЛКОВ: будьте мудры, как змеи и просты, как голуби".(Мф 10,16).Т. е. с учениками - любовь-агапэ, с ЧУЖИМИ - благоразумие...Златоуст и др. учителя церкви также обращают внимание на "благоразумие " в отношении с неверующими, к которому призывал Павел: быть уступчивым ко всем "внешним",к эллинам ( к-рых он повсюду называет чужими), платить подати, повиноваться во всём...( Рим 13:7). О том, чтобы "возлюбить" этих ЧУЖИХ речи нет...
Новая Заповедь Христа действительно является новой относительно синайской заповеди о любви к ближнему (т.е. к ЛЮБОМУ человеку). Иисус "сузил" эту заповедь до жертвенной любви к единомышленникам и "расширил" до любви "к врагам" (хотя при этом не уточняется, каким врагам - личным или врагам напр., народа).
Как вы понимаете фразу "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " ?
Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях
В НЗ ничего не говорится о случае ФИЗИЧЕСКОЙ опасности врага для тебя, близких,твоего народа. Христу принадлежит очень известная фраза, которую можно трактовать совершенно противоположно.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
(Матф.26:51-53)
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
(Иоан.18:11)
" ВСЕ, взявшие меч, мечом погибнут "
Не ясно:"ВСЕ" - это и агрессор и защитник, поскольку меч используется и для защиты и для нападения?Имеет ли эта фраза буквальный смысл?
Возможно, смысл этих слов будет более понятен, если обратиться к ВЗ: " Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека" (Быт 9:6)?
Т.е. ни один человек, убивший другого человека, у Бога не останется безнаказанным. Личность человека, сотворённого по образу и подобуию Бога, -неприкосновенна. Только Бог , даровавший жизнь, может и отнять её.
А может, эти слова означают древний до-синайский принцип "кровь за кровь"?
Или это иная формулировка фразы из ВЗ: "Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит камень вверх, к тому он и возвратится " (Прит 26:27) , т.е. воздаяние неизбежно ожидает того, кто пытается принести вред другому?
Или это аллюзия на Ис.50:11 : "Вы все, кто разжигают огонь, КТО ВЗЯЛ МЕЧ, падите в огонь, который вы разожгли, и на меч,который вы взяли" ?
Но возможен и иной смысл этой фразы Христа о мече ( буквальном или духовном):
"Как же сбудутся Писания, что ТАК должно быть" (т.е. как же Он, не пойдя навстречу своей гибели, искупит мир?). Т.е. в Гефсиманском саду вовсе не решался вопрос о войне, об убийстве
или защите жертвы, а Иусус просит вложить меч на место, т.к. иначе не исполнятся пророчества из Писания.
В современных войнах участвуют в основном далеко не всегда "защитники Отечества", и это далеко не священные войны Израиля при участии Бога, к-рый САМ повелевает "убивать" и карает за непослушание Его воле....
как вы понимаете эту фразу: ВСЕ взявшие меч, от меча и погибнут " ?
Отрицает ли Христос, прося убрать меч , войну, даже защитную?
Успокойся!
ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
Сколько раз упомянается слово РАДУЙТЕСЬ! научишься этому,и ты,и все вокруг тебя радоваться будете.
Будешь словами своими смерть "мусолить" ,сидя под теплой крышей,наступит момент когда ГНЕВ,а не зло,тебя всему научит!
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами.
2-е послание Коринфянам 13 глава
ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
силу и власть примешь,разговоры твои закончатся.
словами о духовном,в духовном мире,сатану не щекочи за пятки! Павлу с жезлом тоже было куда зайти по дороге.А жезл ,это не меч в ножнах,это строгость власти.
Христианин любит! Любовь христианина начинается с УВАЖЕНИЯ и ни с чего иного.
Все другое называемое "любовью" ростет из:"Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1-е послание Иоанна 2:16 "
Научившиеся любить себя (с уважения ),так же близких своих будут правильно любить.
ненаучившиеся этому,не уважающие себя,не уважают никого...а только боятся! Почва духовная и душевная , имеющая в себе хоть каплю УВАЖЕНИЯ, с малой крупицы взращивая любовь взращивает уважение к понятию -Жизнь!...и Силу Жизни!!!
ЖИЗНЬ ПОБЕЖДАЮЩАЯ СМЕРТЬ! в первую очередь в тебе самом...если ты внутри мертв...начнешь убивать всех
Даже покаяние,раскаяние..даже это ,не должно вызывать и порождать нелюбовь к себе или неуважение!
Чему учат постоянно!? умению себя в грешники записывать,чтобы потом десятины носили исправно!
Раскаявшись именно из-за уважения к себе....уважая себя ,больше не согрешишь.
С уважения начинается Любовь истинная... Бог есть Любовь! Он что не уважает себя и все,что создал?!
И как ни странно,те,кто не научен быть грешником...именно те,неумеющие себя не уважать,именно они, праведно вытаскивают мечь из ножен...у них гнев чистый!
Дети не умеют неуважать!!!! А в храмах,именно там,бываеттак,что сложно пройти сквозь толпу так,чтобы тебя не "покоцали" блатные праведники!
НЕ НЕУВАЖАТЬ ,УМЕЕМ ОТ РОЖДЕНИЯ!...остается научиться уважать...больше и больше..так зарождается уважение к Богу,любовь к Нему праведная и потом к себе!!! научишься...и других любить научишься...как себя!
Принижающий себя,возвышен будет
Что может не уважающий себя в себе принизить?! Там уже все принижено...остается только всех других вокруг
Уважающий себя сам,сам свою спину согнет перед понятием ЖИЗНЬ и в других из уважения...и будет возвышен!
Дающий смерти наглеть и себя и других не уважает!....от того и ищет ценность в знаниях слов!
это мне не просто далось...я знаю о чем говорю на собственной "шкуре"..."шкурке"))))шкурочке любимой)))
Сатана страхом все ворует.
От страха смерть начинается,и смерть самоуважения тоже.
Уважение убивает страх.
Уважающий жизнь,не имеет страха перед смертью.
Такой ляжет на амбразуру грудью,такой ,услышав плачь двухлетней девочки,вынесет ее на руках,рискуя жизнью,под прикрытием таких же какк и он сам.
Потом в памятнике возвышен будет..кстати ,дожив до старости...не вытащишь из ножен свою жизнь...не победишь смерть! уважай жизнь свою,это меч твой!
Вот тебе ,друг мой,и высокопарность слова моего,а есть ли сила,это уже только Царь и Царствие решают.Если есть,то как и тебе и мне ,нам обоим не уважать друг друга?!
Себя пред Богом принизь,а перед всем другим мирским ,не надо!!! погибнуть можно,злостью своею же можно захлебнуться и меча не дождешься,сам вытащишь и пойдешь "мочить" на лево и на право,смерть неся,а не жизнь защищая.
Допустимо ли христианину брать в руки оружие, или сила человека - в "уповании на волю Бога"?
Отношение Православной Церкви к войнам
В НЗ нет определенных суждений об отношении к войне.
История христианства пестрит войнами, где священнослужители благословляют воинов на брань с земными врагами.
Согласно Православной Церкви, подлинно православное отношение к воинской службе представлено в творениях святых отцов, как древних, так и новых.
Что говорят святые
блаженный Августин Иппонский считал, что война даже может
приносить пользу, а осуждение некоторыми воинской службы «в действительности
возникает не из религиозных мотивов, а по трусости»
святитель Василий Великий говорил, что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания
святитель Филарет Московский : «Бог любит добродушный мир, и
Бог же благословляет праведную брань. ... мира нельзя иметь без помощи военной. И для сохранения
приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь
своему оружию"
Святитель Афанасий Великий о "праведном насилии:""Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей"
Иоанн Златоуст,«Если кто-нибудь убьет по воле Божией - убийство это лучше всякого
человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но
вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не
природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»
Ап. Павел прямо ассоциирует христианина с солдатом:
Воин,благодаря таким своим качествам как стойкость и отказ от житейских делпо первому же приказу, берётся как образ
христианина: Итак переносистрадания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим. 2:3).
«общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1Кор. 7:20), давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам»
........
Современная Церковь является серьёзной опорой политической власти. Церковь используется ею в идеологических целях , в первую очередь, в политических . Но Церковь не является пассивным инструментом политики. Она довольно активно использует поддержку государства для реализации собственных целей и сама претендует на занятие важной роли в
таких институтах как армия или школа. Чем более Церковь объединена с государством и
вовлечена в решение политических задач, тем более она ангажирована в её отношении к войнам.
Чем более Церковь объединена с государством и вовлечена в решение политических задач, тем более она ангажирована в её отношении к войнам.
Вопросы без ответов
"Сейчас обе воюющие стороны не только не борются с Богом, но призывают
Его в помощники одними и теми же словами, идя на бой друг с другом, люди
молятся перед одними и теми же иконами.
Если Церковь призывает людей идти за Христом, оставить грехи и начать
сверять свои мысли и поступки по Евангелию, то сегодня получает
естественный вопрос – «а как это возможно, если вокруг война с братьями
по крови и вере, которые в одночасье стали врагами»?
Христос проповедует любовь к ближним – война делит ближних на своих и
врагов, Христос заповедует ученикам «да будут все едино» (Ин. 17:21) –
война разделяет человека с его единоверцами. Евангельское понимание
отношений с людьми: «не делать другими того, что не желаешь себе» (Деян.
15:20), «не копай яму другому» (ср. Пс. 9:16) и т.д. при гражданской
войне меняются до противоположных: «если не ты убьешь, то тебя», «кто
сильнее, тот и прав» и т.д.
Христиане не должны осуждать (Мф. 7:1) – осуждение и унижение врага на войне только приветствуется, а неосуждение воспринимается как предательство своей страны и ее интересов.
Христиане призываются к сопереживанию и помощи даже чужим, врагам (Лк. 10:37, Мф. 5:44), война предполагает ненависть и месть
.Война делает людей черствыми к страданиям «не своих», возникают и двойные стандарты по отношению к жертвам: на свои обращают пристальное внимание и ужасаются, чужие – игнорируют, а чаще – потешаются над ними и радуются убийствам,
Основным инструментом влияния является ложь, о которой надо сказать особо. Ложь легко рождает ненависть, а ненависть – поддержку войны. Именно поэтому, война превращает обычную и давно осужденную ложь в самое эффективное оружие пропаганды. Ведь если убежденно сказать о страшных преступлениях, сославшись на «неназванного местного жителя» – это сразу вызывает ответный поток ненависти, а следовательно – и поддержку поставок оружия, добровольцев и новый виток войны. Потом можно и не отвечать за свои словю
Связанный вопрос – Церковь должна находиться вне конфликтов политических, но не может быть вне конфликтов добра и зла, тем более, не может быть равнодушной к страданиям людей. И как это совместить, если война, тем более внутри одного общества, всегда сопровождается злыми делами?
Но главная ложь войны – любые конфликты интересов (экономические,
межэтнические и политические) выдаются за конфликты этические, за
противостояние добра и зла. «Мы» – за добро, «они» – за зло. Что
осталось бы от целей многих из ныне воюющих, если бы они не убеждали
себя и окружающих, что они на стороне добра и правды, а противостоят им
фашисты?
Еще один аспект лжи – на словах многие выступают за мир, на деле –радуются войне. Есть христиане, которые стараются превратить
миротворчество Церкви в благословение войны, святыни использовать какдуховную санкцию войны.
Церковь должна находиться вне конфликтов
политических, но не может быть вне конфликтов добра и зла, тем более, не
может быть равнодушной к страданиям людей. И как это совместить, если
война, тем более внутри одного общества, всегда сопровождается злыми
делами? ..............."https://www.pravmir.ru/tserkov-i-voyna-voprosyi-bez-otveto...
Православные, напр. так возражают Протестантам , которые буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут»,."Уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно".. На могли бы Вы рассказать о Вашем отношении к воинской службе; какие аргументы из привед. выше Вы считаете наиболее убедительными?
моё личное отношение к воинской службе негативное.
но тут проваславные правы... протестанты передёргивают библию так, как нужно ИМ )))
Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Послание к Галатам 2:21
запиши себе это перед глазами и молись,чтобы вошло в разум не как прочитаное а как откровение!
Вопросы без ответов
...закончатся тогда,когда осознаешь ЧТО сделано и КТО сделал....ради тебя!
Допустимо ли христианину брать в руки оружие, или сила человека - в "уповании на волю Бога"?/
Я отвечу очень коротко, буквально одной фразой (не имею времени, так как занимаюсь беженцами из Украины) Христианину допустимо брать в руки оружие только в том случае, если на него или на его семью, на близких или страну, напал агрессор, спасая жизни других, он делает богоугодное дело.. Если же его страна - агрессор, а он поддерживает и оправдывает нападение, то он становится соучастником в войне.
Его страна- Царствие Небесное!
А если надо ,чтобы это было и на земле ,как и на Небе ,надо знать волю Отца! Для этого уши сынов и дочерей должны слышать голос Отца,конкретно Учителя-Духа Святого!.....и больше никого!ДА-ДА...НЕТ-НЕТ...вот чтобы знать ,что из этих ответов выбрать правильно,надо родиться от Духа Святого,а не от мировозрений человеческих....аминь
Ты ,сейчас ,занимаешься беженцами(прости я на "ты" я в финляндии,а тут обижаются ,если на "вы"),ну так вот...не надо людей любить больше Бога...получишь нож в спину,то ты сама виновата,людей не вини,это ты поменяла заповеди местами,а не они....поэтому дай Бог тебе слышания голоса Его и защиты и Благополучия и тбе и всем вокруг тебя.
Если люди не хотят знать и соблюдать вселенские законы, то эти пустОты заполняются хищниками в обличии людей, и выкашивают всех особо ярых нарушителей. Это же просто законы физики... порядок заменяется хосом.. но это хаос с точки зрения человека, для которого даже священные тексты кажутся бредом, и там это всё тоже описано птичьим языком ))
следствие краткости формулировки Христа, церкви удалось легко обличить Толстого, дав СВОЮ интерпретацию Его словам. На вывод об отказе от участия в войнах церковь отвечает словами Иоанна (15:13): „ нет больше той любви, как если кто ПОЛОЖИТ ДУШУ свою за друзей своих“, т.е. пожертвовать своею жизнью ради защиты другого человека в т.числе, в войне – это высшее проявление любви.
Контекст их был вовсе не был армейским:
"Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзейсвоих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже неназываю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я
назвал вас друзьями".
То есть Христос эти слова сказал о Себе, о Своей Жертве и о Своих отношениях с учениками,а не о солдатах.
Тут интересна история экзегезы этого места.
Есть ли в святоотеческих толкованиях на Евангелие от Иоанна приложение этихслов к солдатам? У Златоуста и Феофилакта нет.
Берем сборник "Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Том 4б", сс. 203. Приводятся толкования из Августина и Григория Великого. И опять никакой проекцииэтих евангельских слов на солдат.
Так когда и у кого они впервые
стали прилагаться к военным? Когда и у кого эти слова стали тотальной индульгенцией, прилагаемой ко всем погибшим солдатам, без всякого вдавания в детали о справедливости данной войны и обстоятельствах гибели
данного воина?
Очевидная нижняя дата закрепления воинского
толкования – 70-е годы IX века, время составления Жития Константина (св.
Кирилла, просветителя славян»).
В 6 главе, описывающей диспут с
мусульманами, в уста Константина вкладывается тезис: «Бог сказал: «В
этой жизни никто не может явить большей любви, чем положивший душу свою
за друзей (своих)" Ради друзей мы и делаем это, чтобы с пленением тела и
Церковь должна находиться вне конфликтов политических, но не может быть вне конфликтов добра и зла, тем более, не может быть равнодушной к страданиям людей. И как это совместить, если война, тем более внутри одного общества, всегда сопровождается злыми делами?
"Кажется, нет ничего более противоположного нравственности религии, чем война. Но уже более месяца мы видим, как православные люди убивают других православных. Религиозный деятель Андрей Кураев рассказывает, как на протяжении всей истории церковь реагировала на войны и как РПЦ сегодня относится к спецоперации Путина.
«Церковь как геополитический институт поступить иначе не могла. Мейнстрим, ДНК русского православия – не только русского, но и византийского – это принцип двуглавого орла: если император решает пойти войнушкой на соседа, патриарх не должен вмешиваться. Не стоит ожидать, что в силах одного человека, патриарха Кирилла, было пойти против этой матрицы. Это возможно, но это чудо».
ДНК русского православия – не только русского, но и византийского – это принцип двуглавого орла: если император решает пойти войнушкой на соседа, патриарх не должен вмешиваться.
https://zona.media/news/2022/03/06/priest
Арест священника за проповедь против войны