Смешная библия или как мы это видим
Субботний день, запретный для Евреев, и стал причиной того, что гроб, в котором было захоронено тело Иисуса Христа в момент постановки стражи, и постановки печати не осматривался.
Рассматривая события воскресения Иисуса Христа , следует сказать, что именно поставленная стража и поставленная печать могли бы явиться свидетельствами Его воскресения. Печать означает, что при постановке стражи, а так же при открытии гроба присутствовали свидетели — и стража, и фарисеи. Но поставленная стража могла бы являться доказательством воскресения Иисуса Христа , если бы она была поставлена в пятницу, сразу после положения Его в гроб. Поставленная в Субботу, через день после Его положения, она имеет прямо противоположное значение. В этом случае стража есть главное свидетельство того, что гроб Иисуса Христа не охранялся с пятницы на субботу. И именно за это время могло быть вынесено тело Иисуса.
.
Фарисеи ставят на камень, закрывающий гроб, печать. Эта печать должна предотвратить возможность незаметного выноса тела Иисуса Христа как самими стражниками, так и учениками Иисуса Христа или кем-то иным.. Фарисеи ставят печать, но только на одну ночь, с субботы на воскресение. Печать поставлена фарисеями, она и должна быть ими снята. Очевидно, что так в дальнейшем и произошло, стража в присутствии фарисеев сняла печать и открыла гроб.
Открытие гроба.
Следует отметить, что стража поставлена на определенный срок, до третьего дня,
1.27.64 «И так прикажи охранять гроб до третьего дня»…
Стражники были поставлены охранять гроб только до третьего дня, и этот срок истекал в воскресение. Каковы должны были быть дальнейшие действия стражи?
Очевидно, по окончании срока охраны, на третий день, в воскресение они должны были открыть могилу, окатить камень, закрывающий ее, и показать гражданам города, что тело Иисуса Христа на месте, и что воскресения нет. Именно по этой причине они и открыли гроб, сняли печать, откатили камень….....
Вот ещё одна версия , об’ясняющая факт «пустой гробницы» ( К.Еськов"Евангелие от Афрания")
Итак, в пятницу, во второй половине дня, Никодим и Иосиф забирают тело Христа и совершают над ним все обряды, положенные по еврейскому обычаю, перевивают покойника многими слоями матерчатых полос, пропитанных благовонными составами. Количество переносимых на ткань смолистых веществ достигало при этом 40-50 килограммов; в итоге покойник оказывался заключенным в толстую матерчато-смоляную скорлупу. «Пустые погребальные пелены», обнаруженные Петром и Иоанном в гробнице Христа, представляли собой нечто вроде пустого кокона, из которого выпорхнула бабочка.
ещё одна версия , об’ясняющая факт «пустой гробницы»
До наступления темноты Никодим и Иосиф успевают успевают перенести тело в расположенную за городом гробницу и заваливают вход в нее камнем; все это происходит в присутствии спутниц Иисуса: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк 23:55).
На следующее утро (в субботу) иудейское руководство спохватилось и «собрались первосвященники и фарисеи к Пилату... итак, прикажи охранять
гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его, и не сказали народу: воскрес из мертвых» (Мф 27:62-64).
Не смотря на предписанный священный для еврейского ортодокса субботний покой, первосвященники в сопровождении солдат отправляются к гробнице и опечатывают закрывающий ее камень.
Итак, с раннего вечера пятницы до позднего утра субботы неопечатанная гробница находилась вообще безо всякого присмотра. Интересно, что же в результате «приняли на ответственное хранение» римские солдаты? Нельзя сказать, что христианским комментаторам это обстоятельство вовсе не приходило в голову. Вот, например, что пишет Б.Гладков:
«Прежде всего им [первосвященникам] надлежало удостовериться, не украдено ли тело Иисуса в предыдущую ночь, с пятницы на субботу, иначе незачем было бы приставлять стражу . И они, несомненно, приказали отвалить камень, удостоверились, что тело Господа не украдено, и лишь тогда вновь привалили камень, приложили к нему печать…»
Из евангельского текста это впрямую не следует («Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» – Мф 27:66), однако , можно согласит’ся с Гладковым – проверка была. Попробуем, однако, представить себе, как это все выглядело в реальности.
Вот солдаты отваливают камень, закрывающий вход в погребальную пещеру.
Синедрионовским «уполномоченным» – правоверным евреям, помимо того, что они уже осквернились, нарушив Шабат, еще нужно осмотреть склеп .
Вспомним, что еще одним страшным нарушением Моисеева закона было прикосновение к мертвому телу. Стали ли проверяющие проверять, что там лежит на самом деле: покойник или… пустой «кокон» из погребальных пелен? Скорее всего, они только заглянули в склеп и тут же приказали его опечатывать....
... А вот и искомая версия. Иосиф с Никодимом, дождавшись ухода женщин и наступления темноты, извлекают тело из гробницы и кладут на его место заранее приготовленную «куклу» – матерчатый «кокон». Утром они же сами – через вторые руки – подбрасывают своим коллегам из Синедриона идею о необходимости охраны склепа; в какой обстановке будет происходить – по случаю пасхальной субботы», они предвидели точно. Появление у гробницы стражи – очень важный элемент плана, позволяющий убить сразу двух зайцев. Во-первых, это заранее дезавуирует неизбежные в будущем попытки первосвященников списать исчезновение тела на происки учеников; во-вторых, оно создает убедительное алиби для авторов инсценировки и снимает с них всякие подозрения.
В ночь с субботы на воскресенье Никодим и Иосиф …….
.......
...
Версия Ес’кова хоть и довольно далека от евангельских текстов, безупречна по своей правдоподобности в деталях и логичности.. Не будем углубляться в подробности , но сформулируем ВЫВОД:
Поскольку существует возможность объяснить исчезновение тела Иисуса Христа из гроба, где Он был захоронен, естественным образом, следовательно, для объяснения этого исчезновения с помощью чуда нет оснований
Поскольку существует возможность объяснить исчезновение тела Иисуса Христа из гроба, где Он был захоронен, естественным образом, следовательно, для объяснения этого исчезновения с помощью чуда нет оснований
Как уже говорилось, есть множество причин, по которой некто мог пожелать измыслить историю о том, что Иисус был похоронен в известной гробнице и что впоследствии она была обнаружена пустой (кто бы это ни сделал). И самая важная из них – это то, что обнаружение пустой гробницы критически важно для утверждения о телесном воскресении Иисуса. Если не было пустой гробницы, то и Иисус не был воскрешен из мертвых физически.
Чем позже написано евангелие, тем больше в них попыток «доказать», что Иисус воскрес телесно, а не только духовно. В самом раннем евангелии, от Марка, Иисус явно воскрешен физически, поскольку гробница пуста – тело исчезло. У Матфея физическое (а не только духовное) воскресение становится более очевидным, так как Иисус является своим последователям
и некоторые из них прикасаются к нему (Мф 28:9). Это еще яснее у Луки, поскольку, когда Иисус появляется перед учениками, он прямо говорит им, что «дух плоти и костей не имеет», в отличие от него, и предлагает им ощупать себя, чтобы в том удостовериться (Лк 24:39–40). Затем он в их присутствии принимает пищу, чтобы их убедить (24:41–43). Еще позже, у Иоанна, Иисус не только сам готовит пищу для учеников (Ин 21:9-14), но, когда один из них сомневается, предлагает ему вложить палец в его раны, чтобы убедиться, что это и в самом деле он, воскрешенный из мертвых, вместе с ранами и всем прочим (20:24–29).
Некоторые христиане сомневались в том, что воскресение было явлением физическим. Евангелия, вошедшие в Новый Завет – в противоположность множеству других, которые в него не вошли, – подчеркивают, что воскресение Иисуса было действительно воскресением в физическом теле. Судя по всему, дебаты по данному вопросу бушевали в раннехристианских общинах с самого начала. Если это так, то традиция пустой гробницы служила не столько для того, чтобы доказать неверующим, что Иисус было воскрешен, как для того, чтобы показать верующим, что его воскресение касалось не только души, но и тела
Явления воскресшего Христа
Перейдем теперь к хронологически последнему, но, безусловно, важнейшему узлу событий – явлениям Христа после его воскресения.
В подтверждение их реальности Мак-Дауэлл приводит следующие рациональные доводы.
1. Трудно допустить, чтобы враждебно или, по крайней мере, критически настроенные свидетели упустили бы случай разоблачить нелепые слухи о явлениях умершего человека. Между тем, никаких следов подобных разоблачений ни в каких архивах пока не обнаружено.
2. Свидетелями явлений были десятки людей, вплоть до «пятисот братиев» за один раз (при явлении на горе Галилейской). Мыслимо ли допустить, что 500 человек одновременно ошиблись, или все до единого сговорились солгать?
3. Люди встречали воскресшего Христа поодиночке и группами, находясь в разном эмоциональном состоянии, в различное время суток (Магдалина – на рассвете, путники по дороге в Эммаус – днем, Апостолы – вечером, затемно). Это разнообразие обстоятельств, при которых происходили явления, позволяет отвергнуть часто эксплуатируемый атеистами тезис о «галлюцинациях».
4. Мак-Дауэлл обращает внимание на то, что первые явления Христа были не ученикам, а женщинам – Магдалине и мироносицам. По его мнению, это важный (хотя и косвенный) довод против возможности фальсификации. Дело в том, что по иудейским законам свидетельства женщин не имели никакой юридической силы, а потому устраивать для них какие-либо инсценировки было совершенно бессмысленно.
Убедительность приведенных доводов весьма различна.
1.
Полное единообразие архивных данных по некоему вопросу – это вообще палка о двух концах: здесь все зависит от исходной посылки.Чаще это говорит о целенаправленной чистке архивов. Относительно исторической подлинности евангельских текстов и отсутствии позднейшего их редактирования нередко можно судить именно по содержащимся в них разночтениях и несообразностям..
2. Если мы проследим описанные евангелистами явления Христа по степени убедительности подтверждающих их свидетельств, то «явление пятистам братиям на горе Галилейской» должно в действительности занять место в самом конце этого списка. Психологи подтвердят, что толпу таких размеров можно убедить в чем угодно – в отличие от каждого из составляющих ее людей. В социальной психологии это называют «усилением суггестивного эффекта в условиях группы», в миру – «стадным чувством».. В связи с фактической стороной данного "явления " возникают вопросы, на к-рых остановимся далее.
3-4
Давайте , приняв во внимание упомянутые соображения Мак-Дауэлла, детально проанализируем все случаи явлений воскресшего Христа близко знавшим его людям. Вполне очевидно, что показания именно этой группы свидетелей наиболее весомы. Мы не будем касаться лишь явлений Христа «один на один» – Апостолу Петру и Брату Господню, Иакову, ибо такие свидетельства вряд ли можно счесть убедительными в юридическом смысле, тем более что никаких подробностей этих явлений в Новом Завете не приведено.
Итак, на рассвете третьего дня после казни, когда обнаружившие опустевшую гробницу стражники отправились с рапортом к первосвященникам, на месте захоронения появились женщины-мироносицы. Вошедши в склеп, они видят
«юношу, облаченного в белые одежды. Когда же недоумевали они о том, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда были они в страхе, и наклонили лица свои к земле, те сказали: "Не бойтесь, ибо знаем, что вы ищете Иисуса распятого. Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: он воскрес. Помните, как он говорил вам еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческу надлежит быть распяту и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова его (Лк 24:4-8). Ангел же сказал: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там увидите Его» (Мр 28:7).
Некие «мужи в блистающих одеждах» помимо прочего, передают через женщин ученикам инструкцию вполне практического характера: немедленно уходить из Иерусалима и некоторое время отсидеться на родине, в Галилее, что весьма разумно,ибо реакция разозленных и перепуганных первосвященников может быть очень жесткой. Достать же Апостолов из традиционно враждебной иудеянам Галилеи у Синедриона в любом случае будет трудно. Здесь следует специально оговорить одно обстоятельство. Ев. от Матфея утверждает, что вслед за ангелами женщинам явился и сам Христос. Это указание (Мф 28:9-10), однако, кажется весьма странным по нескольким причинам. Дело в том, что вся сцена у гробницы (кроме упомянутого эпизода) – это тот нечастый случай, когда рассказы всех четырех Ев-тов совпадают почти полностью; в текстах же Синоптиков совпадения доходят до текстуальных. Можно ли представить себе, что все Ев-сты (кроме Матфея) упустили в своих рассказах событие, важность которого не нуждается ни в каких комментариях? Более того: их тексты фактически впрямую отрицают явление Иисуса женщинам-мироносицам (например, Мр 16:19 и Лк 24:23).
Обращает на себя внимание и то, что Христос в рассказе Матфея сказал лишь: «радуйтесь», после чего воспроизвел, почти слово в слово, предшествующее указание ангелов – отправляться в Галилею (сравните: Мф 28:7 и 28:10). Поэтому можно предположить, что испуганные женщины просто приняли за Учителя одного из «блистающих ангелов»; Левий Матфей же, сам не будучи непосредственным свидетелем события, лишь добросовестно записал их сбивчивый рассказ.
На самом деле первой опустевшую гробницу с отваленным камнем обнаружила Мария Магдалина и тут же побежала известить об этом Апостолов. К тому времени как она, сопровождаемая Петром и Иоанном, вернулась к месту погребения, женщины-мироносицы уже ушли. Апостолы, осмотрев склеп и найдя в нем лишь пустые погребальные одеяния, пожали плечами и вернулись в Иерусалим. «А Мария стояла у гроба и плакала. И видит двух ангелов, в белых одеяниях сидящих.. И говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит она им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, оборотилась она назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала она, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин 20:11-15). И лишь после некоторых наводящих обращений она осознала-таки, что разговаривающий с ней человек – сам Иисус.
Существует несколько линий доказательств в пользу воскресения.https://www.gotquestions.org/Russian/Russian-why-believe-r...
Наиболее серьёзные, на мой взгляд, "доказательства" предлагаются в двух из них.
"
Первая линия доказательства Воскресения Христова
Прежде всего мы явно наблюдаем искренние свидетельства очевидцев. Ранние христианские апологеты цитируют сотнии очевидцев. Многие из этих очевидцев сознательно и решительно подвергались длительным пыткам и смерти смерти вместо отречения от их показаний.. Этот факт свидетельствует об их искренности, что исключает обман с их стороны. Согласно исторической записи (Книга Деяния 4:1-17; Пистма Плиния Троянина к X, 96 и т.д.) большинство христиан могло бы положить конец их страданиям, просто отказавшись от веры. Вместо этого, кажется, что большинство предпочли терпеть страдания и провозглашать воскресение Христа до смерти. Ранние христиане знали что то что они исповедывали было правдой. Они либо видели Иисуса Христа живым после Его смерти либо нет. Это исключено. Если все это было просто ложь, то почему они сознательно цеплялись за нее, терпя преследования, тюремные заключения, пытки и смерть?
Среди наиболее выдающихся свидетелей были апостолы. Сразу же после Его распятия они скрылись, опасаясь за свою жизнь. После воскресения они вышли на улицы, смело провозглашая воскресение, несмотря на активизацию преследования. Что является причиной их внезапного и резкого изменения? Им, несомненно, не было финансовой выгоды. Апостолы отдали все на проповедь воскресения, в том числе и жизнь.
Третья и четвертая линии доказательства Воскресения Христова:
Третья и четвертая линии рассматривают пустю гробницу и тот факт что вера в воскресение приняла корни в Иерусалиме. Иисус был публично казнен и похоронен в Иерусалиме. Было бы невозможным для веры в Его воскресение укорениться в Иерусалиме, в то время как
его тело было все еще в гробнице Если бы это было так, то Синедрион мог бы легко представить его как доказательство чтого что весть о воскресении является ложью. Вместо этого Синедрион, обвиняет учеников в похищении тела, по всей видимости, в попытке объяснить его исчезновение (и, следовательно, пустую гробницу). Как мы можем объяснить факт пустой гробницы? Вот три наиболее распространенные объяснения:
Во-первых, ученики украли тело. Если бы это было так, то им бы было известно о ложности воскресения. Они не были бы настолько готовы страдать и умирать за него. (См. первую строку доказательств в отношении явно искренние показания очевидцев). Все свидетели заявляющие что они видели живого Христа, лгали бы. С таким количеством заговорщиков, несомненно, кто-то бы признался, если не прекратить
свои собственные страдания, то по крайней мере уберечь от страданий своих близких и друзей.
Если ученики не крали тело, как еще мы можем объяснить, пустую могилу?..."(ц)
На некоторые из приведенных "доказательств" - выше были описаны возражения скептиков. Далее предполагаю привести насколько возможно более конкретные ответы (если они есть)
Но вначале хотелось бы услышать голос тех, кто читает это, - атеистов , верующих , а также и тех, кому, как и мне, интересна история - история возникновения и триумфа христианства
Приведём ещё раз некоторые из наиболее распространённых аргументов христианских апологетов, рассматриваемых как доказательства факта воскрешения Иисуса Христа Богом.
«Иисус был публично казнен и похоронен в Иерусалиме. Было бы невозможным для веры в Его воскресение укорениться в Иерусалиме, в то время как его тело было все еще в гробнице Если бы это было так, то Синедрион мог бы легко представить его как доказательство того чт,о весть о воскресении является ложью. Вместо этого Синедрион, обвиняет учеников в похищении тела, по всей видимости, в попытке объяснить его исчезновение (и, следовательно, пустую гробницу). Как мы можем объяснить факт пустой гробницы?
...Если бы ученики вынесли тело, то им бы было известно о ложности воскресения. Они не были бы настолько готовы страдать и умирать за него. Все свидетели заявляющие что они видели живого Христа, лгали бы.
...Ранние христианские апологеты цитируют сотнии очевидцев. Многие из этих очевидцев сознательно и решительно подвергались длительным пыткам и смерти смерти вместо отречения от их показаний.. Этот факт свидетельствует об их искренности, что исключает обман с их стороны.большинство христиан могло бы положить конец их страданиям, просто отказавшись от веры. Вместо этого, кажется, что большинство предпочли терпеть страдания и провозглашать воскресение Христа до смерти.
Если все это было просто ложь, то почему они сознательно цеплялись за нее, терпя преследования, тюремные заключения, пытки и смерть?
Среди наиболее выдающихся свидетелей были апостолы.Апостолы отдали все на проповедь воскресения, в том числе и жизнь.»
Начнём с замечания о том, что
любая традиция, ставящая своей целью подвести читателя к рассказу о пустой гробнице, просто обязана была доказать, что Иисус получил надлежащее погребение в гробнице. Но кто мог осуществить это погребение? Согласно всем преданиям, у Иисуса не было семьи в Иерусалиме, и следовательно, не было ни фамильной гробницы, куда его могли положить, ни родственников, которые могли совершить погребальный обряд. Более того, евангельские рассказы не раз сообщают, что все последователи Иисуса после его ареста скрылись, так что они тоже не могли взять на себя эту задачу.( вопросы, связанные с погребением - см #3734 )
Здесь я хотел бы ещё раз привести высказывания Барта Эрмана по поводу "пустой гробницы".
"Обнаружение пустой гробницы предполагает с самого начала, что такая гробница действительно существовала, что ее местоположение было известно и, разумеется, что впоследствии она была обнаружена.
Но если само существование гробницы ставится под сомнение, то точно так же сомнительны и рассказы об ее обнаружении.
Христианские апологеты часто утверждают, будто открытие пустой гробницы принадлежит к числу наиболее надежных данных из истории раннехристианского движения. Принимая во внимание подозрения относительно традиции погребения, есть множество причин сомневаться в факте обнаружения пустой гробницы.
Когда апологетам предлагают возможные рационал’ные об’яснения, «пустой гробницы» , любой, кто утверждает, что тело выкрали ученики, подвергается нападкам из-за того, что считает столь высоконравственных, твердо приверженных своей вере людей способными на подобный поступок.
Любого, кто полагает, что тело унесли римляне, заглушают криками, что, мол, у них не было никаких причин это делать, и если бы тело действительно было у римлян, то они бы непременно его представили.
Любой, кто говорит, что гробница оказалась пустой потому, что женщины пришли не к той гробнице, осмеивается за непонимание того, что любому другому человеку – хотя бы и неверующему – могла прийти в голову мысль отправиться к настоящей гробнице и найти там тело.
Любой, кто считает, ....
В этой связи следует подчеркнуть, что обнаружение пустой гробницы – это, судя по всему, поздняя традиция. Она впервые появляется у Марка, спустя 35–40 лет после смерти Иисуса. Самый ранний свидетель, Павел, ничего об этом не говорит.
...если просто взглянуть на вопрос с исторической точки зрения, то
любое из предложенных объяснений все же более вероятно, чем утверждение,
будто Бог физически воскресил Иисуса из мертвых."
Большинство исследователей-скептиков — материалистов придерживаются версии о том,
что тело Христа было захоронено в гробнице , которая при открытии её оказалась пустой.Наиболее распространённое обьяснение -тело было вынесено из гробницы учениками или иными лицами.
Можно привести достаточно большое число об’яснений, -вполне реалистичных и не противоречивых — как о целях (мотивах) этого действия, так и о том, кто были непосредственные исполнители, Главное — что такая ВОЗМОЖНОСТ’ из’ятия тела была и она следует из анализа Нового Завета, .
’Что же могло произойти на самом деле? — Об этом говорит анализ сведений, оставленных самими авторами четырёх Евангелий, подробно описанный в постах 3738-3741.
На основании такого анализа можно сделатъ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ВЫВОД: Тело Иисуса Христа могло быть вынесено до постановки стражи, т.е. в ночь с пятницы на субботу.
Согласно одной из версий, Тело могло было взято несколькими учениками и перевезено в Галилею. Остальные ученики, оставшиеся в Иерусалиме, могли не знать об этом. Те же, которые унесли тело в Галилею, могли не знать ничего о том, что происходило в Иерусалиме. Вера в Воскресение возникла без них и оказалась для них неожиданностью (ср. Мф.28:17).
Кроме того, возможно, что Мария Магдалина, «одержимая семью бесами» (Мк.16:9; Лк.8:2), то есть страдавшая сильным психическим расстройством, в период обострения болезни могла перезахоронить тело и впоследствии ничего об этом не помнить.
Достаточно логично описано в др. версии , как и зачем тело могло быть вынесено , напр., Иосифом из Аримафеи и Никодимом, или другими лицами. .
Можно найти другие и, совершенно реалистичные, решения проблемы, каким образом когда-то занятая гробница вдруг опустела. Кто-то намеревался похитить тело или просто без всякого злого умысла перенес его в другое место, или же вся эта история, по сути, представляет собой легенду – то есть и погребение, и последующее обнаружение пустой гробницы были просто сказками, выдуманными ранними христианами с целью убедить людей, что воскресение действительно совершилось.
Но, в любом случае,
поскольку существует возможность объяснить исчезновение Тела Иисуса Христа из гроба, где Он был захоронен, естественным образом, следовательно, для объяснения этого исчезновения с помощью чуда нет оснований
Следующий аргумент апологетов связан с кажущейся невозможностью дать логичный ответ на вопрос: «. Если все это было просто ложь, то почему они (ученики и последователи Христа) сознательно цеплялись за нее, терпя преследования, тюремные заключения, пытки и смерть?
Как могли робкие, трусливые в начале Проповеди Иисуса ученики после Его явлений настолько "трансформироваться", что шли на мученическую смерть ради веры в НЕГО?»
Это один из "убойных" аргументов верующих в истинность Воскресения. Но разве подобный аргумент нельзя применить к иной тоталитаной секте ? Многие адепты с
радостью жертвуют своей жизнью ради достижения целей секты. Фанатичная
убеждённость сторонников какой-либо идеи не является доказательством её истинности. Смерть Иисуса была тяжёлым ударом для учеников, которые Его обожали и тосковали о Нём.Помимо этого психологич. феномена, необходимо отметить суеверия и сильную склонность к мистике.Если Иисус жив, чувство вины перед ним как бы списывается. А мученическая смерть за Того, Кто многими уже считался Богом, и вера в будущую вечную жизнь придавала огромный смысл и оправдывала мученичество.
Разумеется, маловероятно, чтобы кто-нибудь без умысла перенес тело в другое место, но в этом нет ничего совершенно неправдоподобного.
Точно так же едва ли возможно, чтобы один из последователей Иисуса
выкрал тело и затем солгал об этом, но ведь люди часто совершают дурные
поступки и лгут при этом – даже те из них, которые впоследствии
становятся религиозными лидерами.
Следует заметить, что историч. подтверждение (у И.Флавия) имеется только относительно смерти Иакова, брата Иисуса; сведения о др. апостолах - из области преданий и легенд.У нас нет никаких свидетельств, доказывающих, что все они пострадали за свою веру – напротив, почти наверняка многие из них избежали мученичества. Более того, у нас есть множество исторических примеров того, как люди умирали за ложь, полагая, что служат общему благу. Но это не тот случай: мы не знаем, как и когда умерло большинство учеников.
Многие учёные-скептики не отрицают того, что ученики ВЕРИЛИ В ТО, что им явился Христос, воскрешённый Богом . И хотя ВЕРА во что-либо не означает безусловную реальность того, на чём она сосредоточена , нельзя отрицать, что причиной появления такой страстной веры могли быть некоторые переживания, о чём речь пойдёт далее.
Mожно
придумать множество правдоподобных сценариев, почему гробница оказалась
пустой, и любой из этих сценариев, строго говоря, более правдоподобен,
чем вмешательство Бога.-
Христианские апологеты часто выдвигают довод, что
никто не смог бы выдумать историю
об обнаружении пустой гробницы потому, что согласно этим историям,
именно женщины, нашли гробницу. В соответствии с их ходом
рассуждения женщины в то время считались не заслуживающими доверия и их
показания в суде не принимались в расчет. Поэтому, если бы кто-то хотел
выдумать эпизод с пустой гробницей, они бы приписали ее обнаружение
более надежным свидетелям, а именно ученикам-мужчинам.
Первое, что здесь следует отметить – это то, что мы говорим не об иудейском суде, куда вызывались свидетели для дачи показаний. Мы говорим об устных традициях, касающихся человека Иисуса.
Но кто мог выдумать женщин в качестве свидетельниц обнаружения пустой гробницы? Прежде всего, вполне возможно, что это сделали сами женщины. У нас есть достаточные основания полагать, что женщины были достаточно хорошо представлены в раннехристианских общинах. Из посланий Павла – в частности, из таких пассажей, как глава 16 Посл. к Римлянам – мы знаем, что женщины играли лидирующие роли в церквах, служа диаконисами, проводя богослужения в своих домах или занимаясь миссионерской деятельностью. Павел говорит об одной такой женщине в Римской церкви как известной «между апостолами» ( Рим, 16:7).
Кроме того, согласно сообщениям евангелий, женщины занимали важное место во времена служения Иисуса. Все это вполне могло соответствовать исторической истине. Но нет ничего невероятного и в том, что женщины, обретшие личное освобождение в своих вновь обретенных христианских общинах, пересказывали истории об Иисусе в свете своего собственного положения, так что женщины представлялись в них игравшими более заметную роль в жизни и смерти Иисуса, чем это было в реальной истории. Не требуется большой доли воображения, чтобы предположить: эти рассказчицы указывали на то, что именно женщины первыми уверовали в воскресение после того, как нашли гробницу Иисуса пустой.
Более того, утверждение, что пустую гробницу обнаружили женщины, имеет наибольший смысл с точки зрения истории. Приготовление тела к погребению обычно считалось делом женским, а не мужским – так почему же в этих рассказах не может говориться о женщинах, которые отправились с этой целью к гробнице? И если, согласно рассказам, именно они пришли к гробнице, чтобы умастить тело, то естественно, что эти женщины были первыми, кто обнаружил ее пустой.
В дополнение к сказанному , ранние источники утверждают совершенно недвусмысленно, что все мужчины-ученики Иисуса рассеялись и не п
рисутствовали при его казни. Это вполне может соответствовать исторической правде – что ученики опасались за собственную жизнь и потому предпочли скрыться или покинуть город, чтобы избежать ареста. Но куда они могли отправиться? Предположительно – домой, в
Галилею, которая находилась на расстоянии более полутораста километров, и чтобы добраться туда пешком, требовалась по меньшей мере неделя. Если мужчины разбежались или вернулись домой, кто еще, согласно традиции, оставался,чтобы прийти к гробнице?
Это могли быть те самые женщины,
которые пришли вместе с группой апостолов в Иерусалим и которым,
предположительно, не приходилось бояться ареста.
Без пустой гробницы не было бы никаких оснований утверждать, будто Иисус был телесно воскрешен из мертвых
Следует подчеркнуть, что без пустой гробницы не было бы никаких оснований утверждать, будто Иисус был физически воскрешен из мертвых. Впоследствии этот взгляд получил распространение среди различных групп христианских гностиков.
Чем позже написано евангелие, тем больше в них попыток «доказать», что Иисус воскрес телесно, а не только духовно.В самом раннем евангелии, от Марка, Иисус явно воскрешен физически, поскольку гробница пуста – тело исчезло.
У Матфея физическое (а не только духовное) воскресение становится более очевидным, так как Иисус является своим последователям и некоторые из них прикасаются к нему (Мф 28:9).
Это еще яснее у Луки, поскольку, когда Иисус появляется перед учениками, он прямо говорит им, что «дух плоти и костей не имеет», в отличие от него, и предлагает им ощупать себя, чтобы в том удостовериться (Лк 24:39–40). Затем он в их присутствии принимает пищу, чтобы их убедить (24:41–43).
Еще позже, у Иоанна, Иисус не только сам готовит пищу для учеников (Ин 21:9-14), но, когда один из них сомневается, предлагает ему вложить палец в его раны, чтобы убедиться, что это и в самом деле он, воскрешенный из мертвых, вместе с ранами и всем прочим (20:24–29).
Некоторые христиане сомневались в том, что воскресение было явлением физическим. Евангелия, вошедшие в Новый Завет, – в противоположность множеству других, которые в него не вошли, – подчеркивают, что воскресение Иисуса было действительно воскресением в физическом теле. Судя по всему, дебаты по данному вопросу бушевали в раннехристианских общинах с самого начала. Если это так, то традиция пустой гробницы служила не только для того, чтобы доказать неверующим, что Иисус было воскрешен, но и чтобы показать верующим, что его воскресение касалось не только души, но и тела.
Вера в Воскресение возникла не как результат обнаружения пустой гробницы. Отсутствие в гробу Тела можно об’яснить множеством версий, но ни одна из них не могла бы убедить учеников в том, что после смерти Бог воскресил Иисуса. . Основа их ВЕРЫ -личные переживания — Его явления им после распятия ( точнее их вера в эти явления)
Выше я уже останавливался на некоторых вопросах, неизбежно возникающих у скептика.
Почему именно Иисус положил начало христианству, крупнейшей религии мира, тогда как другие апокалиптические проповедники забыты, канув в историю? Почему Иисус преуспел там, где все остальные потерпели поражение? Почему ученики поверили в Иисуса как Мессию , несмотря на то,
позорное распятие делает недействительным статус мессии и наследника царя Давида? -у современников Иисуса не было представлений о мессии, который страдает и умирает. Они ждали мессию, который победит и будет жить...
Ответ на все эти и др. вопросы можно дать один: именно благодаря
вере в воскресение зародилось движение, поднявшее Иисуса на сверхчеловеческий уровень. Именно рвение, с которым последователи Иисуса отстаивали веру в его воскресение, превратило крошечную иудейскую секту в крупнейшую мировую религию.
Поэтому , хотя Воскресение как историческое событие лежит за пределами , допускаемыми историч. исследованиями, чтобы понять историю возникновения христ-ва, необходимо ответить хотя бы на некоторые вопросы, связанные с явлениями Христа ученикам , которые послужили основанием для веры в Его Воскрешение Богом.
Прежде, чем подробнее остановится на вопросе явлений Христа, еще раз выделю некоторые моменты, которые явл.
одними из причин неверия в них скептиков .
Христианские апологеты утверждают, что «Евангелие написано и должно читаться в свете воскресения». Самый большой парадокс, связанный с этим событием, заключается в том, что его никто не видел. Все евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, кáк это произошло; прямых свидетелей у этого события не было. ,
К тому же,
у нас нет подтверждения противоположной стороны- иудейских священников, римлян, вообще скептиков в широком смысле слова.Все евангелисты-сторонники Христа и апостолов
и в этом случае они не являются альтернативными друг другу источниками информации.
Ниже- интерпретация явлений Иисуса Давидом Штраусом ("Жизнь Иисуса" ) :
"
Отдельные рассказы евангелистов о явлении воскресшего Иисуса тоже не трудно свести к происшествиям вполне естественного характера.
По сообщению Луки, на второй день после казни Иисуса двое учеников, идя полем из Иерусалима, встретили незнакомца, который объяснил им во вдохновенной речи смерть Мессии и ее значение, и в то мгновение, когда он в вечерних сумерках стал удаляться от них, они подумали, что он - сам Иисус.
В добавочной главе к четвертому евангелию имеется такой рассказ: несколько учеников, ловя рано утром рыбу с лодки на Тивериадском озере, увидали на берегу незнакомца, который подал им удачный совет относительно закидывания сетей и которого они за это признали "Господом", хотя и не решились спросить его, действительно ли он Иисус.
Признав эти рассказы, по существу, историческими, можно допустить, что ученики Иисуса, взволнованные внезапной его смертью и постоянно вспоминая его образ, легко могли принять за утраченного ими учителя первого встречного незнакомца, если он сталкивался с ними при необычных условиях и производил на них сколько-нибудь сильное впечатление. К тому же и в истории можно указать немалое число примеров такой же иллюзии, имеющих место при аналогичных обстоятельствах.
Первые явления Иисуса отдельным лицам едва ли были простыми иллюзиями. Когда распространилась весть о том, что Иисуса видели живым, иллюзии был еще возможны, но изначально такое верование могло возникнуть лишь иным путем, так как речь шла не о живом изгнаннике, а об умершем Иисусе.
Заявление Марка (16: 9) о том, что Иисус "явился сперва Марии Магдалине,из которой изгнал семь бесов",- весьма знаменательно; что именно эта женщина первая увидела воскресшего, подтверждается не только Иоанном (20: 14), но также Матфеем, с той лишь разницей, что последний упоминает еще о другой Марии(28: 1-9); а замечание о семи изгнанных бесах заимствовано Марком у
Луки (8: 2). Но у такой женщины при ее физическом и душевном состоянии внутреннее возбуждение легко могло разрешиться видением.
И мужчинам той эпохи и при тогдашнем уровне образования также было не чуждо подобное душевное состояние,- это мы видели на примере апостола Павла.
Что касается Петра, то и он , видимо, был предрасположен к разным видениям, и в подтверждение этого мы можем тем, кто в евангелиях и в Деяниях апостолов видят действительную, хотя и необычную, но все-таки естественную историю, указать на происшествие, предшествовавшее крещению римского сотника Корнилия (Деян. гл. 10). Неожиданно среди бела дня во время молитвы на кровле дома он пришел в исступление и увидел сходящий с неба как бы полотняный сосуд, наполненный разными зверями, и услыхал из отверстого неба некий глас. Мы, разумеется, относим этот эпизод к числу легенд христианской общины и объясняем его прагматизмом автора Деяний, но вместе с тем считаем возможным предположить, что тотчас после смерти Иисуса в тесном кругу его последователей преобладало общее всем душевное и нервное возбуждение, которым нивелировались все индивидуальные черты отдельных лиц. Об Иакове сохранилось в Евангелии Евреев предание, что после многодневного поста ему явился воскресший Иисус; признав этот рассказ исторически верным и сравнив его с рассказом о Деяниях апостолов (10: 10), мы снова приходим к тому выводу, что явления Иисуса были видениями, галлюцинациями."
Что такое видения: вопросы терминологии
Прежде чем продолжить, важно прояснить терминологию. Когда мы говорим, что некоторые из учеников почти наверняка имели «видения» Иисуса после его смерти, под «видением» мы имеем в виду то, что можно «видеть», вне зависимости от того, существует ли это на самом деле или нет. Специалисты, изучающие «видения», выделяют среди них «достоверные», то есть отражающие реальные события, и «недостоверные» – то есть человек видит то, чего на самом деле не существует.
Когда речь заходит о видениях Иисуса, которые пережили его ученики, верующие христиане обыкновенно утверждают, что за ними стоит внешняя реальность – то есть, что Иисус действительно явился этим людям. Любой, придерживающийся данной точки зрения, скорее всего назовет эти «достоверные» видения «явлениями» Иисуса.
Нехристиане же скажут, что эти видения были «недостоверными», возможно, вызванными определенными психологическими или нейрофизиологическими факторами. Такие люди, скорее всего, назовут эти видения галлюцинациями.
«Диагностический и статистический справочник по умственным расстройствам», изданный Американской психиатрической ассоциацией, определяет галлюцинацию как «сенсорное ощущение, которое обладает той же убедительностью, что и истинное восприятие реальности, но которое происходит без внешнего воздействия на соответствующий орган чувств».
Многие дебаты по поводу воскресения сосредоточены именно на этом вопросе – были ли видения учеников достоверными или нет.
Большинство исследователей Нового Завета – сами верующие христиане и потому, естественно, склонны принимать христианскую точку зрения на данный вопрос – то есть, что видения были подлинными явлениями Иисуса его последователям.
Но некоторые другие видные исследователи Нового Завета выступают столь же решительно с противоположной точкой зрения. Например, немецкий библеист-скептик Герд Людеман считает, что видения Иисуса, которые пережил сначала Петр, а затем Павел, были вызваны психологическими факторами.
В прошлом люди часто давали сверхъестественные объяснения событиям, которые сегодня мы можем объяснить с помощью науки. Но как только тот или иной феномен получает естественное объяснение, мы больше не нуждаемся в сверхъестественном
Эрман считает, что вне зависимости от того, были ли видения последователей Иисуса достоверными или нет, результат будет одним и тем
же:эти видения привели последователей Иисуса к вере в то, что Иисус воскрес из мертвых. Поэтому можно не зацикливаться как
на богословских, так и антибогословских предпосылках , а также предубеждениях как за, так и против сверхъестественного, но просто довольствоваться замечанием, что переживания учеников, были ли они галлюцинациями или нет, были подлинными переживаниями, которые – по крайней мере по их мнению – брали начало за пределами их субъективного восприятия.
Кто имел видения? «традиция сомнения»
При рассмотрении значения видений Иисуса на передний план выходит один ключевой вопрос – вопрос:почему дошедшая до нас традиция так упорно
подчеркивает, что некоторые из учеников усомнились в воскресении, даже несмотря на то, что Иисус сам явился им? Если Иисус после своей смерти предстал перед ними живым и разговаривал с ними, в чем тут было сомневаться?Причина, по которой этот вопрос встает столь настоятельно, заключается в том, что, современные исследования на тему видений показали, что эти видения почти всегда вызывают доверие у тех людей, которые их испытывают. Так почему же видения Иисуса не всегда вызывали доверие? Или, точнее, почему они постоянно подвергались сомнению?
В Мф 28:17 говорится, что Иисус явился одиннадцати ученикам, но некоторые из них «усомнились». Почему же они усомнились, если Иисус находился прямо здесь, перед ними?
V Лк 24, когда женщины сообщили о воскресении Иисуса, их слова показались ученикам «бредом» и они им не поверили (24:10–11). И затем, даже когда сам Иисус явился им, ему пришлось доказать, что он – не «дух», позволив им себя ощупать. Но и этого оказалось недостаточно: ему потребовалось съесть кусок печеной рыбы, чтобы в конце концов убедить их (24:37–43).
То же самое описано и в Евангелии от Иоанна: Петр и другой ученик, «которого любил Иисус», не верят Марии Магдалине, что гробница пуста, и решают убедиться в этом сами (Ин 20:1-10). Что еще ближе к сути, текст явно намекает на то, что даже когда ученики видят Иисуса, они не верят, что это он. Вот почему ему приходится показать им раны на руках и на ребрах, чтобы их убедить (20:20). То же и в случае с Фомой Неверующим – он видит Иисуса, но его сомнения преодолены лишь тогда, когда его просят проверить раны физически (20:24–28).
И далее следует один из самых озадачивающих стихов во всем Новом Завете. В Деян 1:3 сказано, что после своего воскресения Иисус пребывал с учениками сорок дней – сорок дней! – показывая им себя живым «со многими доказательствами». Сколько же всего доказательств было нужно? И неужели потребовалось целых сорок дней, чтобы их убедить?
С этими традициями сомнения тесно связаны те, в которых Иисус является ученикам после воскресения, однако они его не узнают. Таков лейтмотив знаменитого рассказа о двух учениках по дороге в Эммаус в Лк 24:13–31. Аналогично в Ин 20:14–16 Мария Магдалина первой видит воскресшего
Иисуса, но не сразу узнает его, думая, что говорит с садовником. Точно так же в Ин 21:4–8 Иисус является ученикам на берегу и разговаривает с ними, но они долго не узнают его
Какой вывод можно сделать из этих рассказов?
почему дошедшая до нас традиция так упорно подчеркивает, что некоторые из учеников усомнились в воскресении, даже несмотря на то, что Иисус сам явился им? Если Иисус после своей смерти предстал перед ними живым и разговаривал с ними, в чем тут было сомневаться?
даже когда ученики видят Иисуса, они не верят, что это он. Вот почему ему приходится показать им раны на руках и на ребрах, чтобы их убедить .....
Какой вывод можно сделать из этих рассказов?
Некоторые высказывали предположение, что если бы ученики просто имели «видения», то был бы смысл подвергать
серьезному сомнению то, что они видели,однако, как уже говорилось, люди, имеющие видения, обычно склонны не
сомневаться в них.
Самое впечатляющее в сообщениях людей о своем визионерском опыте – это то, что они настаивают, что их видения были подлинными, а не просто «родились в их головах». Это применимо ко всем – и к тем людям, которые видели потерянных близких и разговаривали с ними; и к тем, которым являлись какие-либо почитаемые религиозные персонажи, такие, как Пресвятая Дева Мария (чьи явления отмечены и задокументированы в поразительных масштабах); и к тем, кто утверждают,
будто они были похищены НЛО. Люди, имеющие видения,обычно на самом деле верят в них. Тем не менее, многие ученики им не поверили, пока не получили «доказательства».
Gипотеза заключается в том, что трое или четверо из этих людей имели видения Иисуса спустя некоторое время после его смерти. Одним из них почти наверняка был Петр, поскольку сообщения о явлении ему Иисуса встречаются во всех источниках, включая и самый ранний из них, – у Павла, в 1 Кор 15:5. При этом следует подчеркнуть, что Павел знал Петра лично. Сам Павел тоже утверждает, что ему было видение Иисуса, и можno поверить ему на слово, что он действительно был убежден, будто Иисус ему явился.
Мария Магдалина упоминается лишь в одном месте во всем НЗ в связи с Иисусом во время его общественного служения (Лк
8:1–3), и, тем не менее, она первая, кто возвестил о воскресении Иисуса. Правдоподобное объяснение возможно, состоит в том, что она тоже имела видение Иисуса после его смерти.
Эти трое – то есть Петр, Павел и Мария Магдалина,и ввероятно, Иаков, брат Иисуса и некоторые другие – по-видимому,
рассказали о своих видениях остальным. Многие из их близких друзей и сторонников поверили им и пришли к мысли, что Иисус воскрес из мертвых. Но, возможно, некоторые из первоначальной группы учеников в это не поверили. Это могло бы объяснить, почему в евангелиях существует такая сильная традиция сомнения и почему у Луки, Иоанна и особенно в Деяниях апостолов делается акцент на том обстоятельстве, что Иисусу пришлось дать «доказательства» своего воскресения из мертвых, даже когда он предположительно находился в присутствии учеников.Если с исторической точки зрения лишь немногие люди имели видения и далеко не все им поверили, это объяснило бы многое. Мария не сомневалась в том, что она видела, равно как и Петр, и Павел. Но другие сомневались. Однако по мере того как истории о «явлениях» Иисуса рассказывались и пересказывались, они, разумеется, приукрашивались, преувеличивались и даже выдумывались, так что очень скоро – вероятно спустя несколько лет, – стали утверждать, будто все ученики, наряду с другими людьми, видели Иисуса.
Видения в более широкой перспективе
Чтобы попытаться лучше понять эти явления, необходимо рассмотреть, что именно исследователи, специально
занимавшиеся данным вопросом, говорили по поводу визионерского опыта. Наиболее серьезные исследования, посвященные видениям, касаются тех из них, которые недостоверны, – по очевидной причине. Люди, видящие то, что находится перед их глазами, просто видят то, что есть. Но как и почему люди видят то, что не находится перед их глазами?Люди, видящие то, что находится перед их глазами, просто видят то, что есть. Но как и почему люди видят то, что не находится перед их глазами?
Что говорит наука о галлюцинациях?
В наст время опубликована масса работ, посвященных как теории галлюцинации так и её критике
Индивидуальная Галлюцинация — это образ, возникающий в сознании при отсутствии внешнего раздражителя органов чувств и качественно схожий с реально воспринимаемым объектом. Галлюцинация воспринимается человеком словно реальный объект, возникший во внешнем мире, и может вызываться самыми разнообразными причинами напр., органическими поражениями головного мозга, аффективными и диссоциативными расстройствами, т.д. Галлюцинации могут возникать и у здоровых людей при определённых обстоятельствах.
Коллективные (массовые) галлюцинации – совершенно иная тема. Это явление, в самой основе которого всегда будет лежать конформизм, определенная установка восприятия, сниженная критичность по отношению к увиденному, а зачастую – и нестабильный эмоциональный фон. Но главное – готовность людей поверить, не только своим глазам, но и глазам другого человека, чтобы быть причастным к чему-то поражающему.
"Теория галлюцинаций" применител’но к явлениям Иисуса ученикам подвергается наиболее жесткой критике христианских апологетов.Особенно критике подвергается возможность коллективных галлюцинаций.
«Галлюцинации – индивидуальное явление. По своей природе, каждая галлюцинация присуща только одному конкретному человеку. Групповой галлюцинации просто не может быть».
" галлюцинацией здесь и не пахнет. Абсолютно непостижимо, чтобы пятьсот человек, в здравом уме испытывали всякого рода воздействия на органы чувств—органы зрения, слуха и осязания – и чтобы все эти воздействия были бы полностью результатом галлюцинации" и т.п.
Рассказы о явлениях воскресшего Христа объясняли визионерством учеников (т. е. склонностью их к видениям мистического характера) еще на заре христианства. Например,такая гипотеза содержалась в трактате римского философа Цельса «Истинное
слово»,написанном в 170-х годах н.э. Популяризаторами
теории были Д.Штраус и Э.Ренан. .В России исследования в этом направлении проводились и описаны В.М. Бехтеревым.Визионерская теория обрела новую жизнь в 20-21 веке.
Как писал психолог Д. Роклифф: «Где есть вера в чудеса, там всегда будут доказательства их существования. Вера производит галлюцинации, а галлюцинации подтверждают убеждение"
В конечном итоге, "современная теория галлюцинаций приходит к выводу о том, что апостолы испытали некие субъективные переживания, вызвавшие веру в Воскресение, и мы можем лишь анализировать последствия этих переживаний, но не можем судить об их природе"
Наиболее серьезные исследования, посвященные видениям, касаются тех из них, которые недостоверны, Авторитетное описание таких работ дано психологом Ричардом Бентоллом в статье «Галлюцинаторные опыты». Бентолл высказывает предположение, что способность проводить различие между событиями, порожденными внутренними факторами (т. е. воображаемыми ощущениями, возникшими в собственном сознании) и событиями, порожденными внешними факторами (т. е., теми из них, источник которых находится за пределами мозга), «при определенных обстоятельствах она может подвести». Эта способность — "отслеживание источника"- заключается в умении распознать, где именно находится источник того или иного ощущения – внутри человеческого разума или же вне его. Бентолл считает, что если человек признает существование духов или считает реальными явления умерших людей, то вероятность того, что «видение» будет приписано духу или явлению умершего человека, очевидным образом возрастает.
Возможно, именно поэтому две наиболее часто встречающиеся в сообщениях формы видений включают утешительное присутствие умершего близкого или какого-нибудь почитаемого религиозного персонажа.
Значительное число исследований было посвящено видениям, вызванным тяжелой утратой. Люди, переживающие подобные
видения, почти всегда искренне верят в их достоверность.
Некоторые типичные черты этих явлений важны для понимания явлений ученикам Иисуса – который, помимо всего прочего, был их любимым наставником, умершим внезапной и трагической смертью, по которому они глубоко скорбели и которого оплакивали. Суммируя результаты исследования подобных видений, Дейл Аллисон отмечает, что они обычно влекут за собой ощущение, будто умерший близкий продолжает находиться рядом со скорбящим, иногда даже в одной с ним комнате. Такие видения чаще всего имеют место тогда, когда скорбящий человек испытывает чувство вины из-за того или иного аспекта его отношений с покойным. Вспомним, что в час нужды все ученики либо предали либо бежали, либо отреклись от Иисуса. Нередко страдающие от тяжелой утраты стремятся искать утешения в обществе других людей, которые помнят их близких и передают рассказы о них. Все эти черты тесно связаны с тем, что мы имеем в случае с Иисусом – горячо любимым учителем и наставником, который встретил безвременную смерть.
Ряд современных находок связан с тем, что названо исследователями «посмертным общением». Как следует из обширных данных, собранных исследователями, общение происходит чаще, когда кто-то умирает внезапной или трагической смертью. Ключевой элемент здесь, как кажется, – острое переживание потери. Затем умерший человек вступает в общение со скорбящим. Самое удивительное то, что никто из людей, опрошенных авторами, даже не подозревал, что посмертное общение возможно, пока не испытали его на себе. Отчасти именно это и сделало такого рода переживания столь убедительными для тех людей, которые их имели: они были внезапными, неожиданными и яркими.
А не проще ли предположить,что все эти...так называемые " видения" и прочие кино-эффекты были попросту выдуманы гораздо позже изобретательными христианами,пытающимися внедрить свою религию в общество)))???
Ведь не секрет,что евангелие писалось ,переписывалось,переделывалось и кромсалось на каждом вселенском соборе...
Всего их было ,если мне не изменяет память около 25 штук...
Можете себе представить,сколько интересных рассказов,идей,новшеств и изобретений было на каждом представлено и применено в действие.
А вот...нашел и список их самих=)))