Мария мать Иисуса
Следующее упоминание о Марии у Луки в этом эпизоде:
Луки 8:19-21
19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Этими словами Иисус ни в коем случае не желает показать что Мария не родила Его.
Сказанным - я в этом убеждён - Иисус указал на исключительную важность слышания и исполнения слова Божия, без чего всё остальное вообще не имеет смысла.
Евангелие от Луки не упоминает Марию больше нигде.
Надеюсь что не пропустил ничего.
Надеюсь что не пропустил ничего.
Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
Глядя на вас начинаю понимать почему в 90-х годах известная мне баптистская община раскололась на несколько групп, которые утверждали друг о друге что те попадут в ад - причём у каждой группы были на то какие-то там обоснования.
Что говорит Евангелие от Матфея о Марии?
Начинаем:
Матфея 1:16
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
В Евангелии от Луки Мария была представлена как невеста Иосифа, здесь же уже его женою.
Но невеста стала женою - так что никаких противоречий.
Матфея 1:18-25
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19 Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.
Эти данные соответствуют тому что что мы узнали из Евангелия от Луки.
Далее история с волхвами, которые ...
Матфея 2:11
увидели Младенца с Мариею, Матерью Его ...
Здесь о Марии не сказано ничего особенного, просто моменты из Её жизни.
Посмотрел в вики и увидел что пропустил:
Матфея 2:13-15
13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».
Матфея 2:19-23
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Следующий значительный эпизод из жизни Марии в Евангелии от Матфея:
Матфея 12:46-50
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Это видимо тот же эпизд, который мы уже рассматривали в Евангелии от Луки.
Вскользь упоминается Мария и в этих стихах.
Здесь вообще подчёркивается то что в Ней не находили ничего особенного.
К тому же упоминаются те кто назывался Ему сестрами, а те кто назывался Ему братьями даже названы по именам.
Матфея 13:54-57
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57 И соблазнялись о Нем.
В Евангелии от Матфея о Марии Матери Иисуса больше нет сообщений.
Марка 3:31-35
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Об этом эпизоде сообщают Лука и Матфей - не знаю, есть ли у Иоанна.
Марка 6:3
3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
Здесь так же о Марии не так уж много, к тому же подобное встречалось уже.
В Евангелии от Матфея о Марии Матери Иисуса больше нет сообщений.
Все люди - духи во плоти. и все мы, как духи, воплощаемся на Земле через духов близких по уровню развития.
Христос, будучи Архангелом Михилом, всегда воплощается через Архангела Гавриила, который выполняет роль его матери.
Так что Мария - Архангел Гавриил во плоти.
И Евангелие от Марка не говорит больше ничего о Марии.
Остаётся Евангелие от Иоанна и Деяния Апостолов.
Итак, Евангелие от Иоанна:
Первое, что встречаем у Иоанна о Марии описано следующим -
Иоанна 2:1-3
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Видимо даже не стоит рассуждать о том как оказались на свадьбе в Кане и Мария, и Иисус с учениками Его.
Но вот интересно, что Мария каким-то образом узнала что вино закончилось - очень неприятная ситуация для хозяев свадьбы, можно сказать даже что несчастье постигло их.
Что делает Она? Сообщает об этой ситуации своему Сыну.
По контексту совершенно очевидно, что Мария обратилась к Нему не просто так, а знала что Он может помочь в этом несчастье.
Иоанна 2,4
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Исходя из сказанного - особенно типа 'какое дело нам с Тобой до этого?' - можно вполне сделать вывод что Он понял Её просьбу но отказал в Ней.
А с помощью: "ещё не пришёл час Мой" Он вполне солидно обосновал этот отказ.
Иоанна 2:5
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Реакцию на Его фактический отказ нахожу необычной и удивительной - Ход дальнейших событий Она отдаёт фактически на волю Бога: " ... что скажет Он вам, то сделайте"
Должен признаться, до того как стал писать этот комментарий, я был уверен, что Мария буквально вынудила Иисуса на то что Он потом сделал. Но сейчас вижу это иначе - Она просто сообщила Ему о состоянии дел - конечно же в этом виделось и Её желание помочь людям - и оставила за Ним свободу действий. При этом невольно вспомнилось: "Да будет воля Твоя!"
Следующее прямое упоминание о Марии - по времени непосредственно после этих событий:
Иоанна 2:12
12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
Обыкновенная хроника. О Марии не сообщается ничего особенного.
Даже неизвестно, у кого они все остановились.
Для справки: В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.
И вот последние несколько стихов о Марии в Евангелии от Иоанна
Иоанна 19:25
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
То что здесь описывается можно сказать скупым слогом протокола на самом деле полно драматизма через края.
Признаюсь, я и сам всегда прохожу это место особенно не задумываясь об ужасе происходящего для двух - Иисуса и Матери Его Марии.
Так как сейчас тема специально о Марии, то и остановимся на Ней.
Ту боль что пережила Мария невозможно себе представить.
Женщины имеющие своих детей могут себе представить быстрее, чем я, мужчина, какую страшную беду постигла Марию - но даже и они не до конца.
И вообще, представить себе до конца невозможно то что Она пережила - никто не может быть на Её месте и прочувствовать всё страдание Её.
Я убеждён, что именно об этом эпизоде было сказано то пророчество: " .... и Тебе Самой оружие пройдёт душу"
Что может означать для Неё и всех остальных всё пережитое Ею предстоит только ещё узнать и осознать.
И вот последний эпизод, в котором повествует Четвероевангелие о Марии:
Иоанна 19:26-27
26 Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Лично я в этом эпизоде обратил внимание на несколько моментов.
Иисус доверил Свою Мать не кому-нибудь, а ученику которого любил, то есть тому, который понимал Его лучше других.
Иисус не просто попросил позаботиться о Своей Матери, а дал Своему ученику Свою Мать в качестве Матери и ученика.
Иисус дал Своей Матери Своего любимого ученика в качестве Её сына.
Я просто убеждён, если бы о Марии следовало бы просто позаботиться, Иисус так бы и сказал.
Но Он нашёл нужным связать их родственными отношениями, ближе которых не бывает.
Для чего же?
Думаю, что об этом следует каждому интересующемуся этим вопросом спросить Самого Господа через Духа Святого.
При этом полагаю, что ответ будет касаться только вопрошающего.
Так что спорить на эту тему по меньшей мере неуместно.
Дальше рассмотрим что повествуют о Марии другие книги Библии.