Притча о добром самаритянине, или "А кто твой ближний?"
Но Вы не ответили на мой вопрос. Кого лично Вы назвали бы своим "ближним"?
Лично я таким воросом, кто есть ближний. не задаюсь. Склоняюсь к тому,что это семья и близкие друзья. Считаю,что люди в идеале должны хорошо и милостливо друг к другу относиться. Вероятно это является пока идеалом.
Лично я таким воросом, кто есть ближний. не задаюсь. Склоняюсь к тому,что это семья и близкие друзья. Считаю,что люди в идеале должны хорошо и милостливо друг к другу относиться. Вероятно это является пока идеалом.
СПАСИБО за искренний ответ!
Я думаю, что так ответил бы практически каждый, за исключением очень немногих...
Здравствуйте! Возражений нет,что Он многим нужен.
Речь идёт о взаимоотношениях между людьми или их отношении друг к другу.
"Возлюби ближнего, как самого себя".
Считаете ли Вы уместным обсуждение этой фразы для всех людей?
Речь идёт о взаимоотношениях между людьми или их отношении друг к другу. "Возлюби ближнего, как самого себя". Считаете ли Вы уместным обсуждение этой фразы для всех людей?
Эта заповедь "обсуждается" тысячелетия, и нет единой, принимаемой всеми трактовки, особенно, если рассматривать эту заповедь в контексте Ветхого и Нового Заветов.
Общепринятое понимание слова "ближний" : близкий, друг, собрат, товарищ; любой другой человек, с которым мы непосредственно встречаемся.
По христианским представлениям, "ближний" - это всякий человек для другого.
В Ветхом Завете слово "ближний" имеет несколько значений:
1)сосед (Втор.19:14; 27:17; Исх.11:2 (сосед-египтянин); 2)близкий человек (Пс.37:12). В Книге Иова 19:13 "ближний" стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. 3) некий человек (Лев.20:10; Исх.21:14). 4) Для человека Ветхого Завета понятие "ближний" включает в себя значение "соотечественник", как это следует из Лев 19:16-18; 25:14,17. (кроме Исх.11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи).
Понятие "ближний" содержится в одной из 10 заповедей: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.19:18), потому что он такой же, как и ты . Поэтому и относиться к нему следует так же, как ты желал бы, чтобы относились к тебе.
В притче о милосердном самаритянине, не отвечая ПРЯМО на вопрос законника "Кто есть мой ближний" , Иисус признаёт правильным его ответ: "Оказавший ему милость" и призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. Христос хочет сказать, что любой человек в нужде — это наш ближний. Мы должны стремиться к тому идеалу, чтобы проявлять к чужим людям такое же понимание, сострадание и такую же любовь, какие мы оказали бы своей собственной семье.
Но помимо вопроса "Кто твой ближний" , ответы на который в принципе не особенно расходятся и у принявших участие в обсуждении, мне хотелось узнать мнения относительно "качества" декларируемой "любви к ближнему", точнее "однородности" её проявления в отношении КАЖДОГО человека на жизненном пути.
В ответе на этот вопрос мнения довольно резко расходятся. Я солидарен с теми, кто считает, что любовь ко всему человечеству, к каждому его представителю не может быть одинаковой в принципе.Да и в Евангелиях, тем более в ВЗ, нигде не говорится, что любовь ко всем людям должна быть выражена в одинаковой мере.
Говоря о христианской любви к ближнему, следует выделить помимо спокойной, милосердной , добросердечной любви , какая должна проявляться ко всем людям, - ОСОБЕННУЮ, нежную , жертвенную любовь к последователям, единомышленникам Христа - Его ученикам, христианам, "братьям во Христе".
Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.19:18), потому что он такой же, как и ты . Поэтому и относиться к нему следует так же, как ты желал бы, чтобы относились к тебе.
Где-то я уже читала, что на языке оригинала написано: потому что он такой же, как и ты. И слово ближний имеет приблизительный перевод.
Важной является часть фразы "как самого себя".
Умеем ли мы любить себя? Сейчас психологи создают школы с вопросами, как научиться любить себя.
Возможно у людей есть эта проблема и потому- нелюбовь к "ближнему" и получается замкнутый круг.
Что значит любить себя? Понятно,что мы желаем сами себе хорошего.
Важной является часть фразы "как самого себя".
"Классический" перевод заповеди явл. не вполне точным ,
" потому что не говорится: "Вэахавта эт-реэха камоха". Не использован предлог винительного падежа.
Не говорится: "Люби (кого?)ближнего", а сказано: "Аhавта ле-реэха",люби (для) ближнего, как для самого себя.
...говорится: "И люби его" - тоже "ло", люби для него, как для самого себя. Т.е. толкование этого требования таково: требуется уравнять любовь к своим пожеланиям и к его пожеланиям, и желать для него такого же полного блага, как для самого себя.
Писание заповедало нам, чтобы не было этой низости - ревности и зависти в сердце у человека, но чтобы он любил, чтобы он желал всякого добра другому так же, как хочет самому себе
Вся Тора - это "не делай другому то, что ненавистно тебе" " (с)
В этом смысл заповеди о любви к ближнему.
Умеем ли мы любить себя? Сейчас психологи создают школы с вопросами, как научиться любить себя.
Любовь к себе в Библии прямо названа грехом.
Ученики Христа должны "ненавидеть душу свою в мире сем"(Ин.12: 25) и "самую жизнь свою" (Лк. 14:26). Первым из признаков греховного
"последнего времени" ап. Павел называет себялюбие, эгоизм: «Ибо люди будут самолюбивы…» (2Тим.3:2).
Новый Завет призывает к любви, которая возможна только при подлинном самоотречении. к такой любви, которая даже сводит на нет наш инстинкт самосохранения: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15:13).
Евангельский призыв не учит нас: "Возлюби себя!", но "Отвергнись себя"(Мк 8:34)
ну дык кому ты нужен, - тот и ближний.
Если Вы о Нём, то я согласна. Если говорить о человеке тоже согласна, но с одним но. Зависит для чего ты нужен другому человеку. И если нет тепла и любви, то его нельзя отнести к ближнему. Вернее он ближний, но не тот. Бывет так,что используют труд человека, присваивают идеи , разные можно приводить примеры.
бывает так, что человек не любит свои недостатки. Разве это является эгоизмом?
"не любить СВОИ недостатки" - несколько иное..
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
- самолюбивый
-
син.: горделивый, честолюбивый, полный собственного достоинства, знает себе цену, эгоистичный, гордый ....
Вы очень хорошо объяснили смысл "Волюби ближнего,как самого себя"
Т.е. толкование этого требования таково: требуется уравнять любовь к своим пожеланиям и к его пожеланиям, и желать для него такого же полного блага, как для самого себя.
Писание заповедало нам, чтобы не было этой низости - ревности и зависти в сердце у человека, но чтобы он любил, чтобы он желал всякого добра другому так же, как хочет самому себе
Людям нужно стремиться к подавлению эгоистических проявлений.
Вы очень хорошо объяснили смысл "Волюби ближнего,как самого себя" :
"Т.е. толкование этого требования таково: требуется уравнять любовь к своим пожеланиям и к его пожеланиям, и желать для него такого же полного блага, как для самого себя."
Так объяснил не я, а мудрецы Торы:
http://www.machanaim.org/ustntora/_da-adam/tema-3.htm
Считаете ли Вы уместным обсуждение этой фразы для всех людей?
-нет.
Я думаю, что всё человечество идёт по пути реализации заповеди любви. Об этом говорят все религии – христианская, мусульманская, иудейская, а также восточные и западные учения. И даже в кодексе строителя коммунизма было написано:
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
По большому счету все заповеди сводятся к одной – это Заповедь Любви, то есть антиэгоистическое направление любой мысли и каждого действия человека. Человечество стремится к этому прийти.
Евангельский призыв не учит нас: "Возлюби себя!", но "Отвергнись себя"(Мк 8:34)
Зачем вырываете слова из контекста?
Мне к примеру Евангелие говорит, что для меня не может быть ничего лучше, чем если я отвергну себя, последую за Господом - стану таким как Он сам: не это ли высшее проявление любви к себе?
Без веры в вечную жизнь все рассуждения о Евангелии превращаются в пародии на что угодно.
Зачем вырываете слова из контекста?
"Контекст" настолько знаком даже не верующим, что не посчитал нужным приводить его полностью. Но если настаиваите, делаю это:
8:34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
8:35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
8:37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
8:38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мк, 8, 34–38, 9, 1)
Мне к примеру Евангелие говорит, что для меня не может быть ничего лучше, чем если я отвергну себя, последую за Господом - стану таким как Он сам: не это ли высшее проявление любви к себе? Без веры в вечную жизнь все рассуждения о Евангелии превращаются в пародии на что угодно.
Согласен, невозможно неверующему даже пытаться представить "вечную жизнь" в Царстве, куда Вы так стремитесь. Но хочу Вам напомить то, что Вы и сами знаете: наступление "Царства" ожидалось ещё при жизни поколения, современного апокалиптику Христу, и это объясняет многое в Его учении. Не знаю, когда Вы ждёте наступления ЦБ, но путь в него требует постоянного самоотречения, самоуничижения, самоотвержения и т.п.Т.к. любой, кто не будет всю жизнь бороться с "мирскими соблазнами" и "страстями" , др. словами , привязанностью ко всему земному , плотской жизни и её радостям, - тот "потеряет свою душу".А кто потеряет самое дорогое-душу свою ради Его и Евангелия, тот "сбережет ее": то есть кто употребит всю свою жизнь ради достижения не земных целей, а единственной - "настоящей" цели, тот приобретет для себя "настоящую жизнь", её " бесценные сокровища".
"Отвергнуться себя, – говорит святитель Филарет Московский,
– значит ..отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям, к жизни временной и
ее благополучию, и даже к наслаждениям душевным, черпаемым из
неочищенной природы, к желаниям собственной воли, к любимым понятиям
собственного мудрования. Для чего требуется это самоотвержение? Для
того, что без него желание идти за Христом осталось бы несбыточным»
Так и где "пародия", где "клевета ", в чём Вы постоянно ОБВИНЯЕТЕ меня (и заметьте , ни разу не извинившись за свои оскорбления)?
Мне к примеру Евангелие говорит, что для меня не может быть ничего лучше, чем если я отвергну себя, последую за Господом - стану таким как Он сам: не это ли высшее проявление любви к себе?
Задам встречный вопрос: не это ли высшее проявление ЭГОИЗМА - "любовь к самому себе" , выражащаяся в заботе о личном счастье - о личном спасении и достижении ЦБ? Жизнь христианина посвящена главноj цели - созиданию СВОЕГО спасения, т.е. СВОЕГО блага. Созидание блага ДЛЯ СЕБЯ ценой отказа от земных ценностей - это также эгоизм, христианский эгоизм.
Эгоист живёт только для себя, приобретения своего блага. Так же живёт и христианин, для которого высшее благо, выше всех земных благ - вечная жизнь.
Задам встречный вопрос: не это ли высшее проявление ЭГОИЗМА - "любовь к самому себе" , выражащаяся в заботе о личном счастье - о личном спасении и достижении ЦБ?
Подумайте ещё раз, что означает "любить ближнего своего как самого себя" ... Не то ли, что я должен приложить не менее усилий для всякого блага других людей не меньше усилий чем для собственного блага? При этом недостаток радости у другого воспринимается как дефицит у меня самого?
Жизнь христианина посвящена главноj цели - созиданию СВОЕГО спасения, т.е. СВОЕГО блага.
Я не могу создавать моё спасение, да мне и не нужно это делать - я уже спасён, если принимаю с радостью то, что сделал для меня Господь.
Созидание блага ДЛЯ СЕБЯ
Повторяю: Для других не меньше, чем для себя .....
ценой отказа от земных ценностей - это также эгоизм, христианский эгоизм.
От каких земных ценностях Вы говорите?
Подумайте ещё раз, что означает "любить ближнего своего как самого себя" ... Не то ли, что я должен приложить не менее усилий для всякого блага других людей не меньше усилий чем для собственного блага? При этом недостаток радости у другого воспринимается как дефицит у меня самого?
Ув. Иван, в п. 80 Вы высказали понимание Заповеди о любви к ближнему , которое я полностью разделяю, о чём писал в п 51 . У меня нет оснований не верить переводу этой зап. ВЗ и её толкованию мудрецами Торы.
С этим толкованием полностью согласуются и приведенные выше Ваши слова.
В оригинале призыв звучит не "люби ближнего" а "люби ДЛЯ ближнего" и тогда смысл несколько меняется: "Люби для ближнего то, что ты любишь для себя" или " Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе", или в парафразе НЗ: "во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."(Мф 7,12) Т.е. нет тут призыва возлюби," как САМОГО СЕБЯ". При такой формулировке сразу встаёт вопрос: что значит и КАК надо "возлюбить себя"?, и при этом не может не возникнуть др. вопрос: но ведь "любить себя", т.е. себялюбие, - это эгоизм, в том значении, какое имеет это слово ?..В п. 39 и 76 Вы описали СВОЁ понимание заповеди:
Lюбить самого себя - это желать себе самого лучшего из того, что может быть во всех ситуациях жизни и всё для этого делать - для меня это иметь жизнь вечную."Не потворствовать себе" не потворствовать сиюминутным желаниям, которые могут помешать Жизни.
...Мне Евангелие говорит, что для меня не может быть ничего лучше..если..последую за Господом: не это ли высшее проявление любви к себе?
Вы считаете, что "желать СЕБЕ..и всё для этого делатЬ" - не есть то, что иначе, как эгоизмом, назвать нельзя? Вы желаете соблюсти , насколько в силах , заповеди, чтобы обрести самое лучшее для СЕБЯ - "вечную жизнь " И поэтому Вы такой хороший, милосердный и т.д.... Именно к подобному пониманию заповеди и относится мой п.78.
Спасибо за Ваше участие в теме, за то , что высказали свою точку зрения