Мухи и котлеты.
Мда, заблудились не в трёх, а в двух соснах...Вы же сами и ответили - предвосхитил опыт Эхнатона...
Не Моисей предвосхитил, а Аменхотеп-Эхнатон (якобы) предвосхитил.Его концепция единственного бога означала полный разрыв с древним политеизмом и предвосхитила то божественное откровение, которое получил Моисей.
Нам этот вывод представляется более чем спорным. И вот почему...
О, да легче приводить мнения "некоторых исследователей" в качестве аргумента в н-ый раз, чем копаться в нюансах доводов других таких же исследователей, которые я процитировал. Но Вы дальше первого предложения по-Видимому не читаете.По мнению некоторых исследователей
Допустимые и не допустимые приёмы ведения спораАргумент к авторитету представляет собой ссылку на высказывания, мнения выдающихся людей в поддержку своего тезиса. Такие ссылки вполне допустимы как дополнение к уже развернутой системе доводов, и они только укрепят доказательство. Если же ссылка на чью-то мысль выдвигается в качестве единственного аргумента, то это может звучать весьма неубедительно.
Ну что, вот египетская версия о сотворении:
Гелиопольская космогония
В основу пересказа положен фрагмент текста «Папируса Бремнер-Ринд» —
«Книга познания творений Ра».
Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Старого царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона — особенно популярными во всей стране. Египетское название города — Иуну («Город Столбов») связано с культом обелисков.
В начале был Хаос, который назывался Нун, — бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным.
Но однажды из Океана появился бог Атум (илл. 3 на с. 14) — первый бог во вселенной.
Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.
Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом. [32]
Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что же ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? — ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый Океан... Но если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратится в Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы, животные или люди, до тех пор, покуда в мире нет стабильности и никто не стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда.
Приняв после долгих раздумий это мудрое решение, Атум, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и изрыгнул Тефнут,1) богиню мирового порядка2) (илл. 7, 8).
Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: «Да возрастут они!» И Атум вдохнул и своих детей Ка.3)
Каждый из мифов, относящихся к циклу о сотворении мира, дает ответ на тот или иной вопрос о происхождении всего божественного порядка или отдельных его элементов. Однако этот шумерский миф отвечает не только на вопрос, как произошло человечество. С этим вопросом связан и другой, побочный: почему человечество несовершенно, почему наряду с полноценными особями, могущими трудиться, содержать себя и богов, существуют люди немощные и больные, которые являются обузой общества? Виновниками этого несовершенства рода человеческого выставлены сами боги, неумеренные в питье пива. Вековой человеческий порок — пьянство перенесен на богов.
В тексте дошедшего до нас мифа имеются лакуны, не позволяющие понять, каких еще уродов, кроме трех названных, создали боги. Не ясна причина гнева Нинмах на Энки, из-за которого последний был изгнан в земные глубины, где ему были переданы подземные воды. Видимо, отношения между Нинмах и Энки выходили за рамки порученного им дела сотворения человечества и они были мужем и женой, отцами человечества. Если это так, то удаление Энки в его собственный мир, кажется, связано с необходимостью соединения супругов в нижнем мире.
Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от небес отделилась, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало. Взмолились бессмертные праматери Намму, умоляя ее утолить их голод. Намму же Энки разбудила:
— Проснись, сын мой! Сон прогони! Избавь богов от терзаний!
— Я сделал все, что было в силах моих, — ответил Энки, не поднимая головы. — Я от трудов утомился. — У братьев моих и сестер на уме лишь пиры да веселья.
— Нет! Всего ты не сделал, — возразила мудрая Намму. — Помощников ты не сделал, которые взяли бы на плечи твои заботы, все ваши заботы.
— Каких еще помощников! — удивился Энки.
— Людей! — ответила Намму. — Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертья не знают.
— Из чего же я их сделаю? — спросил Энки, спуская ноги с ложа.
— Из плоти моей, — ответила Намму. — Эту плоть называют глиной. От себя я ее отделю, насыплю на землю рядом с водою. Лепить тебе Нинмах поможет. Она руки в воде омочит, кусок моей плоти отщипнет и вылепит эти творенья. Ты же им найдешь примененье.
Разговор этот слышали боги, и собрались они отовсюду, и сказали владычице Намму:
— Наконец-то бессмертные боги будут жить, забот не зная, как лежебоки. Пригласи же, Нанну, на пир нас. Не скупись на ячменное пиво, какое имеешь в запасе.
Так все боги на пир собрались. В сосудах из плоти Намму светлое пенилось пиво. Боги, честь ему отдавая, хвалу возглашали хозяйке и тем, кто своею работой небожителям даст пропитанье. Энки и Нинмах рядом сидели, словно жених и невеста, вместе пили и вместе хмелели.
— Я сделаю то, что ты просишь, — Нинмах Энки сказала. — Но как бы узнать, хорошо или плохо творенье, и судьбу ему как назначить?
— Ты лепи, что душе угодно. Лишь бы люди были на нас, бессмертных, похожи. А судьба их — моя забота.
Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы, создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась, словно хмельная. И фигурки, что появлялись, совершенством не обладали. Вот урод с морщинистым ликом и с кривыми ногами. Безбородое вот творенье, что задумано быть женою. Но где же его груди?
— Что ты делаешь! — Энки воскликнул. — У этой пары не будет потомства.
Хотела Нинмах расплющить свою работу, но Энки дал сотворенным вкусить хлеба.
— Пусть остаются! — сказал он Нинмах. — Первый будет дворцовым слугою, второй же евнухом станет для службы в гареме.
Затем вылепила Нинмах вторую пару людей, и третью пару она вылепила. Вновь это были уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба, определил им судьбу. Потом он молвил:
— Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.
И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить человека с двумя руками и двумя ногами. Но были его ноги тонки, как тростинки, живот вздут, спина сгорблена. Был это старец, о которых говорят: «Его день далеко».
Обрадовавшись, что получился человек, Энки обратился к Нинмах:
— Назначь этому человеку судьбу, чтобы он мог пропитаться.
Нинмах рассмеялась:
— Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он трясет головой.
С этими словами она подошла к человеку и поднесла ему хлеб. Он же не мог его взять.
— Не живой это человек, — сказала Нинмах. — Нет ему на земле назначения.
— Но я нашел назначение для твоих ублюдков, — вскипел Энки. — Отыщи ты и для моего мужа.
Так между Нинмах и Энки разгорелась ссора. Много они наговорили друг другу обидных слов. Но женщина, даже если она богиня, всегда старается сказать последнее слово, и Нинмах его сказала:
— Отныне не будет тебе, Энки, места, на небе. Не будет тебе места и на земле. Уйдешь ты в земные глубины и не увидишь света.
Вот мой разбор сообщения о сотворении из книги Бытия: Сверхъестественное знание
Ха... спасибо:):)
И кстати,очень много общего...Хаос... из хаоса сотворено:):О)
Тоу ве воу на древнем иврите как раз и означает хаос...::))
Вам бы...в языках немного поднакачаться...перед тем,как спорить...Согласны что плаваете в незнани их,радемых???
Теперь далее идем...
Не надо делать из еврейского народа дебилов и тугодумов!!!
Они всякого рода инфу на лету ловят!!
И ,к тому же,почитав и полистав,можно ведь и развить!!
расширить,углубить...ДОписать...ДОбавить,ДОмыслить:):)
Так что,батенька,не дайте заподозрить Вас в происках антисемитизма!!!
Для умного еврея,а Моиссей таковым и был, все эти ДО...Это маленькое ДЕ:):)
ДЕтский лепет:):)
Передергивать МЫ не будем!!!
У шумеров сперли только потоп и все чтп с ним связано:=):):)
Так что..и внимательнее и аккуратнее...
Быть Вам следует...
Я ведь все вижу...А хотится ли Вам шумерскую версию потопа прочитаь???
Сами соизволите найти или мне подсуетиться???
Вот...советую ознакомитъся...
Как и кто красиво скопипастил все,что является основой самой иудейской религии:):):)
У истоков библейских сказаний
Читатели могут задать ещё один и весьма существенный вопрос: что общего между нашими представлениями о рае, сложившимися на основе библейского предания, и шумерским мифом о безнравственных богах? Попробуем, опираясь на выводы различных исследователей, по возможности полно ответить на этот вопрос.
Начнём с самого понятия рая. Поскольку не существует письменных данных о том, что какой–либо из развивавшейся одновременно с шумерской культур (например, египетской) было известно это понятие, создателями легенды о «райском саде» принято считать шумеров. Шумерское представление о рае как о стране, где нет смерти, соответствует библейскому. За заимствование у шумеров библейской идеи божественного рая говорит и местоположение рая.
Останавливаясь на шумерском происхождении легенды о рае, следует обратить внимание на реки, протекавшие в библейском раю. В Библии прямо указывается Евфрат, т. е. район Месопотамии. Этой стороной вопроса мы не будем заниматься, так как она чрезвычайно сложна и слишком далеко увела бы нас от основного содержания книги. Заметим лишь, что как в шумерском раю, так и в библейском первостепенную роль играла проблема пресной воды.
Следует обратить внимание на ещё один момент, который особо подчёркивается в шумерском мифе: это безболезненные роды. Ведь в Библии только из–за непослушания Адама и Евы на них было послано проклятие: «со скорбию рождать будешь детей» (Книга Бытия III, 16).
Интересно также сопоставить «преступление» Энки и «грех» первых людей. Желая познать «сердце» растений, Энки съедает их. Адам и Ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: «От дерева же познания добра и зла, от него не ешь» (Книга Бытия II, 17). Итак, стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле Нинхурсаг заболел Энки, а в Библии по приказанию бога из рая были изгнаны Адам и Ева.
И, наконец, наиболее популярный библейский сюжет: сотворение Евы из Адамова ребра. Каковы его истоки? В шумерском мифе говорится, что Нинхурсаг, желая избавить Энки от боли в ребре, приказала родиться богине Нинти (это имя по–шумерски означает буквально «госпожа ребра»). Но поскольку шумерское «ти» означает также «жизнь», имя этой богини может быть переведено как «госпожа, [дающая] жизнь». Из этой игры слов, которой воспользовался шумерский поэт, родилось библейское: «И переустроил Господь Бог ребро, которое Он взял у человека, в жену…» (Книга Бытия II, 22). Очевидно, игра слов оказалась забытой. Древнееврейские писцы, по–видимому, запомнили лишь одно значение шумерского «ти» — «ребро». Отсюда и родилось общеизвестное представление о создании женщины из ребра мужчины. Этим интереснейшим решением загадки библейского текста мы обязаны французскому ассирологу Шейлю. Позднее ту же идею развил и обосновал — независимо от Шейля — С. Н. Крамер. Разумеется, шумерский и библейский рай отражают совершенно различные, исходящие из разных предпосылок этические концепции. Насколько же убедительна была нарисованная шумерами картина рая, если она, просуществовав тысячелетия, покорила воображение философов и поэтов — авторов Библии.
https://www.e-reading.club/chapter.php/133285/60/Belickiii...
А вот тут у нас и потоп наш...
Злополучный...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпос_�...
Так кто у кого инфу сковырнул???
И продолжаю гонять тех,кто верит,любит и надеется:):)
Нормальные, в смысле, адекватные не буйные и не воинствующие атеисты не ведут борьбу против веры, она им не мешает...
Диванные Невзоровы только и делают, что тролят и унижают верующих, только на том основании, что они во что-то верят...
Видимо у Вас это и впрямь от недостатка внимания, то есть от нечего делать...
Нормальные, в смысле, адекватные не буйные и не воинствующие атеисты не ведут борьбу против веры, она им не мешает...
А я борьбу не веду:):)
О какой борьбе можно говорить,если оппоненты не моей весовой категории??
Обижать слабых не в моих правилах:):)
Я ведь ясно выразился-гоняю...не борюсь,не воюю...
ГОНЯЮ!!!
Он был единственным грамотным евреем на времена как до исхода из Египта,так и после.--
http://www.bibikhin.ru/chelovek_moisey
А был ли мальчик... евреем...
Просветите, раз Вы такой специалист по Зороастризму. Или не специалист?
Можно вас попросить не оскорблять хотя бы других участников дискуссии?
Я понимаю, что это трудно, но попытайтесь.
Также прошу вас не тащить сюда километровые копипасты - вполне достаточно линка и ключевой фразы, на которую опираетесь...
Смотря что вкладывать в слово специалист?
Специального богословского образования у меня нет,
Сейчас мне интересна тема происхождения религий вообще, и конечно христианства в частности.
И ещё раз повторю - я не нападаю на верующих, а соответственно у них нет необходимости защищаться.
Меня интересует всего лишь один вопрос - есть ли Бог?
Соответственно, все мои изыскания связаны только с этим.
Все заявления типа: сам дурак, Бог конечно же есть, только глупцы не верят и так далее - мне известны и не интересны.
Как и ваши подколки, намёки и прямые оскорбления.
Если вам кажется, что таким образом вы формируете положительный образ христианина, то должен вас разочаровать...
Я также понимаю, что именно разговоры о Боге (вере, религии) большинство людей принимают очень близко к сердцу, и даже размышления на эти темы считают личным оскорблением.
Так не проще ли таким людям просто не участвовать, наверно тоже непросто... Матильда, однако... Надеюсь, что вы меня услышали.
Сейчас мне интересна тема происхождения религий вообще,
Меня тоже это интесует. Хотя опасаюсь что здесь возможны лишь предположения
Сейчас мне интересна тема происхождения религий вообще, и конечно христианства в частности.Какие сомнения го христианствзу?
Меня интересует всего лишь один вопрос - есть ли Бог?
Каким образом могут Вам другие помочь в этом? По Библии и по личному опыту решение этого вопроса зависит от 'личной заинтересованности' в Нём .