Совершенствование.
Самосовершенствование в древнем Китае
Говорят, что были времена, когда китайский император правил без конституции — законом служила нравственная идеология конфуцианства.
В традиционной китайской культуре добродетель являлась краеугольным камнем государства.
Поэтому все, начиная с императора и заканчивая простыми людьми, рассматривали нравственное воспитание (самосовершенствование)
в качестве основы для спокойной жизни, подчинённой воле неба.
Обучение означало воспитание. Наиболее значимой частью обучения было совершенствование культуры и добродетели.
В «Аналектах» Конфуция сказано : «Усвоение знаний не является корнем обучения. Самое основное – это совершенствование добродетелей,
таких, как сыновнее почтение и братская любовь, сострадание, уважение и искренность. А если остаётся время, можно пойти и потратить его
на приобретение каких-либо знаний».
В древнем Китае дети шли в начальную школу в
возрасте восьми лет.
Они обучались основам ритуалов и ежедневной работе по дому одновременно с музыкой, стрельбой из лука, письменностью и математикой.
С 15 лет они поступали в среднюю школу и там изучали методы «очищения сердца», самосовершенствования, установления порядка в семье
и управления государством для того, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, обладающую благородными качествами характера.
Они применяли принципы самосовершенствования на уровне личных взаимоотношений и на межгосударственном уровне.
Те же самые принципы использовались для управления государством.
Первая фраза «Великого учения» устанавливает, что цель учения заключается в том, чтобы «являть сиятельную добродетель, дарованную небом,
и достичь уровня великого милосердия». Как только проявится милосердие, оно может быть использовано для управления людьми.
Чтобы ими управлять, надо быть
рядом с ними и любить их.
Император должен быть милосердным; чиновник должен проявлять уважение к императору; сын должен выказывать почтение своим родителям;
родители должны быть любящими и проявлять заботу о детях, а друзья должны быть искренними друг с другом.
Каждый пытался достичь уровня великого милосердия.
В «Великом учении» также сказано: «Древние, желая являть великое милосердие и сиятельную добродетель, предварительно упорядочивали
свое государство; желая упорядочить своё государство, предварительно устанавливали порядок и единодушие в собственной семье;
а желая установить порядок и единодушие в собственной семье, предварительно совершенствовали самих себя».
Этот важнейший конфуцианский классический труд содержит меньше 2000 иероглифов, но, тем не менее, определяет основные положения образования.
Цель обучения – воспитать ребенка так, чтобы из него
благодаря самосовершенствованию вырос независимый и достойный член общества,
обладающий высокими добродетелями.
Оценка выдающегося человека не имеет ничего общего с его возрастом, знаниями, силой, богатством, положением, но напрямую зависит
от его душевных качеств.
Семья, государство и весь мир, хотя и различны по размеру, но подчиняются общим принципам самосовершенствования, поскольку процветание
или упадок, успешное или неуспешное управление семьёй, государством или миром – всё это тесно связано с самосовершенствованием людей.
Самосовершенствование – наиболее фундаментальная вещь.
Если каждый будет придавать ему значение, хорошо выполнять свои дела и нести за них ответственность, тогда в мире наступит мир и покой.
Достоинства благородного мужа подобны ветру, а достоинства обычного человека подобны траве.
Добродетель благородного человека может повлиять на обычного человека,
подобно отношениям между ветром и травой:
ветер дует – трава клонится.
Источник
Да, эта классика чудесна, благотворна и спасительна.
Но в каждой Вашей теме Вы видите как интенсивно это благо разрушают, насколько оно утеряно, опошлено и разрушено; и Вы знаете из опыта какая ярая борьба идёт за эти Ценности Человечности.