русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Philosophie. Glauben. Religion.

Совесть

3589   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 alle
El misterio` коренной житель28.10.13 10:31
El misterio`
NEW 28.10.13 10:31 
in Antwort Герм@ныЧ 28.10.13 10:24
Не просто интересно, это очень полезно .... для понимания своего "сегодня".
  Герм@ныЧ коренной житель28.10.13 11:08
NEW 28.10.13 11:08 
in Antwort El misterio` 28.10.13 10:31
Без этого прежде всего скучно). Правда, частенько обламывает такой нюанс, как понимание того, что целое не возможно постичь в состоянии ограниченности. Как ни расширяй горизонты познания и сознания, ты всего лишь расширяешь границы ограниченной формы, включая какие-то части целого в свой спектр. Само же целое всегда за границами обусловленной личностной формы.
El misterio` коренной житель28.10.13 12:23
El misterio`
NEW 28.10.13 12:23 
in Antwort Герм@ныЧ 28.10.13 11:08
Меня не обламывает.
Убеждена, что это условие плана, по проживанию человека на Земле.
Если бы человек осознавал замысел своей жизни и все невидимые процессы, происходящие во Вселенной, вот тогда было бы неинтересно, тогда не было бы смысла в жизни.
А так ...учимся, падаем, встаем и дальше идем. Делаем выводы ( а кто-то не делает... полная свобода творчества), задаем вопросы, ищем ответы.
Интересно.
И от того, что видим и понимаем, о чем думаем и делаем, получаем результат.
Мир разумен и это главное. А дальше...кто как может и хочет этим пользуется.
И в том, что нам не дано понять целое, для меня есть большой плюс....Величие замысла, что вызывает доверие.
  Герм@ныЧ коренной житель28.10.13 12:28
NEW 28.10.13 12:28 
in Antwort El misterio` 28.10.13 12:23
С самого детства помню ощущение какой-то тоски, когда пытаешься представить себе бесконечность и понимаешь, что это невозможно...
El misterio` коренной житель28.10.13 12:39
El misterio`
NEW 28.10.13 12:39 
in Antwort Герм@ныЧ 28.10.13 12:28
А у меня сначала был страх от этих мыслей, а сейчас спокойная уверенность.
  1941 посетитель28.10.13 17:20
NEW 28.10.13 17:20 
in Antwort El misterio` 28.10.13 12:39
НП
Смотрю... не только меня выперли с ДК...
Там нужны только попугаи...
golma1 злая мачеха28.10.13 17:42
golma1
NEW 28.10.13 17:42 
in Antwort 1941 28.10.13 17:20
А я смотрю, Вам всё равно, где флудить. ban
anly коренной житель28.10.13 18:35
anly
NEW 28.10.13 18:35 
in Antwort except 28.10.13 06:10, Zuletzt geändert 28.10.13 18:43 (anly)
В ответ на:
Он его придумал.
??? А Вы значения слов, которые употребляете, тоже сами придумали?
В ответ на:
человек пытается гаечным ключом забить гвоздь.
с чего Вы взяли что это он, а не Вы подобное делаете?
В ответ на:
Извращенной совести не бывает. Это словосочетание обозначает моральные критерии, в принципе не соответствующие нашим.
а что бывает извращенным?
Проклят нарушающий межи ближнего своего (Втор.27:17)
Wladimir- патриот28.10.13 19:10
NEW 28.10.13 19:10 
in Antwort Ыхр 26.10.13 09:39
В ответ на:
Откуда берется совесть - вот главный вопрос темы.
Совесть берётся из понимания отличия между добром и злом. Понимание этого отличия берётся из сострадания. Сострадание берётся из сопереживания. А сопереживание это физиологическая реакция, передающаяся генетически. (Её можно назвать и Гласом Бога - дело вкуса). Поэтому деревенские невоспитаные увальни вполне могут совестливыми, а воспитанный сынок профессора может быть бессовестным подонком. Который вполне может считать себя человеком совести, кстати. Просто совесть у него выполняет роль утешителя и адвоката его паскудных дел.
Всё проходит. И это пройдёт.
Иванофф посетитель28.10.13 19:43
Иванофф
NEW 28.10.13 19:43 
in Antwort except 26.10.13 07:39
У меня нет совести. Моя совесть Адольф Гитлер.
Гапакс прохожий28.10.13 20:26
Гапакс
NEW 28.10.13 20:26 
in Antwort Ыхр 25.10.13 21:12
Считаю себя обязанным высказаться по данной теме, так как манера вести дискуссию и извлеченные на ее основе уважаемым Ыхр выводы явно оставляют желать лучшего.
О первом: Если даже признать за задающим тему дискуссии право на ее ведение, право судьи, односторонне оценивающим высказывания его оппонентов, за ним никто не оставлял. Потом в таких вещах явно просматривающаяся горячность и категиричность мало уместны. Именно в силу этих причин, как мне кажется, большинство оппонентов прекратили спор, а не из-за мнимой убедительности ведущего.
О втором: С его выводами, не будущи с ним одних убеждений, уже только с формально-логической точки зрения согласиться никак нельзя.
Я отвечу, как уважаемый Ыхр того вполне заслуженно требует, по существу.
Что касается определений, взятых из словарей, то с ними безусловно нужно считаться, как и нельзя забывать, что и они не являются последней ступенью истины. Как уже было замечено тут, сами определения в словарях иногда в чем-то разнятся, не yстойчивы во временном отношении (адаптируются к изменениям, происходящим в обществе) и отражают только мнение, часто экспертное, той или иной страты общества.
Сразу оговорюсь, я лично согласен с тем, что воспитание, я бы сказал культура (я здесь пользуюсь следующим делением: все что человек приобретает не на генном уровне, есть культура), как и генетика имеют самое непосредственное влияние на совесть человека. Но это еще не все, я вернусь к этому вопросы позже.
Но вернемся для начала к самим определениям:
В ответ на:
Дабы избежать превратного толкования обратимся к словарям.
Толковый словарь:"Совесть - чувство моральной ответственности за своё поведение; нравственная самооценка своего поведения."

Уже из граматической интерпритации следует, что совесть есть "чувство", определенное. Утверждение, что чувства есть исключительно продукт воспитания, весьма заносчиво. По-крайней мере тут генетика (темпрамент, например) и личностные характерные особенности человека играют не меньшую роль. Хотя роль воспитания тут тоже не должна оспариваться.
В ответ на:
Большой энциклопедический словарь:"Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков."

Тут все сложнее. Нередко в определениях, законах, используются нормативные термины, особенность которых заключается в "смысловой наполняемости", если можно так выразиться. "Нормативный" в данном контексте означает норму, принятую или признающуюся большинством на данное время. К таким нормативным терминам здесь относятся "моральный", понятия "добра и зла", "нравственный". Вообще хочу заметить, что определение совести по БЭС мало убедительно, даже несостоятельно. Совесть - это не только понятие, убежденность и сознание. Эти (нематериальные) предметы затрагивают, почти исключительно, только рациональную составляющую, но не эмоциональную. Совесть, как видно по ее "укусам", очень убедительно отражает себя и в чувствах. Также не убеждает "выражение способности личности осуществлять", уже не говоря о туманности употребляемыx терминов, что является существенным недостатком любыx определений, подобное описание скорее затрагивает качественную характеристику, чем сущность определяемого.
В ответ на:
Как видим, понятие совести неразрывно связано с понятиями морали и нравственности, где совесть является самооценкой человека на соответсвие его поведения моральным/нравственным правилам.

Тут можно и согласиться, я по-крайней мере не вижу особых расхождений во мнении.
В ответ на:
Опять открываем словари и выясняем, что мораль с нравственностью - это "совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу" (с) Толковый словарь. Немного задумываемся и неизбежно приходим к выводу, что совесть - это социальное понятие. Нет общества, нет совести. А общества в свою очередь бывают разными, значительно разными и даже кардинально разными с разными критериями поведения внутри этого общества и по отношению к другим обществам. Потому и совесть у людей разная в зависимости от общества, в котором человек сформировался как член социума.

Тут мне так и хочется сказать, не мешало бы и чуть дольше подумать, так как за автором этих строк я этой способности никак не отрицаю. Совесть – не социальное понятие и это никак не следует из вышестоящего. Совесть есть "индивидуальное понятие". Во-первых, eсли даже ограничиться эмпирическими науками, то совестью занимается не социология, а психология и, в меньшей степени, психиатрия. Во-вторых, что неразрывно связано с чем-то, еще не есть (его) суть, выражаясь филосовским языком. У общества нет совести, у него есть мораль, как принитая норма поведения. Нравственность мало приложима к обществу как целому и применяется преимущественно к индивудууму. Общество конечно же состоит из индивидуумов (хотя бы в формальном смысле), но из этого не следует, что человек исключительно частичка общества; – как целое – это больше чем совокупность его частей, так и между отдельными людьми и массой нет тождества. Для этого достаточно вспомнить познания психологии в этой области (z.B.: Massenpsychologie von S. Freud).
Общество – это среда, в которй происходит становление личности, и в этой связи оказывается влияние на создание нравственно- ценностной базы отдельной личности, эта же база является тем стандартом, который используется совестью для оценки собственных поступков. Тут мы подошли к главному. Наличие знаний, умений и нужного инструментария еще не создают - выражаясь фигуральным языком - готового изделия. Для этого еще нужны воля и руки, способные все это применить. У меня нет готового ответа, что такое совесть, как у обоих здесь противоборствующих сторон, но не сомневаюсь, что и наследственность, и воспитание как раздельно, так и вкупе не раскрывают в полной мере значение феномена "Совесть".
Дабы предвосхитить упоминание "железобетонного даказательства" Маугли-детей. Я не знаком, насколько у этих детей отсутствовала или присутствовала совесть, были ли ее зачатки, можно ли еще их называть людьми, так как для этого нужно точно знать, что нас делает людьми, но уважаемый Ыхр, в чем он нередко, и причем заслуженно, обвинял своих оппонентов, сам совершил логическую ошибку. Для ее пояснения очень подходит старинный анекдот еще с моего детства: Чапаев зайдя в избу наблюдает, как Петька отрывает у таракана лапы и затем стучит по столу. На его вопрос Петька отвечает, что делает зоологические опыты. Oторвав последние лапы и постучав по столу, видя, что таракан больше не убегает, записывает сделанный им вывод: Таракан слышит нoгами.
Применив к Маугли: даже если допустить, что y Маугли не было совести, еще не следует, что тому виной отсутствие соответствующего общества. Отсутствие необходимой среды могло предотвратить возникновение нужного аппарата (в данном случае например: нужного развития Кортекса), необходимого для полноценного функциониравания всей системы. Короче говоря, в логике истинным является только то следствие, которое необходимо следует из ее предпосылок.
Полагаю, что данная ветка не сможет теперь служить лишь как ссылка в будущей аргументации ее создателя. Но тому виной он сам, поиск истины куда благороднее честолюбивых планов.
  Герм@ныЧ коренной житель28.10.13 21:14
NEW 28.10.13 21:14 
in Antwort Wladimir- 28.10.13 19:10
Есть ещё и такая лингвистическая интерпретация слова "совесть", как "со - весть", совместная весть. В смысле, есть какие-то общие понятия для всех, регулирующие их поведение друг с другом.
  except коренной житель29.10.13 04:57
NEW 29.10.13 04:57 
in Antwort anly 28.10.13 18:35
В ответ на:
??? А Вы значения слов, которые употребляете, тоже сами придумали?

Зачем вам в контексте темы знать, откуда мне известно значение употребляемых мной конкретно слов?
В ответ на:
с чего Вы взяли что это он, а не Вы подобное делаете?

Сравнил со словарем. Вообще то именно для этого словари и энциклопедии и существуют. И именно поэтому Ыхр постоянно о них напоминает.
В ответ на:
а что бывает извращенным?

Зачем вам в контексте темы знать, какие бывают извращения?
  except коренной житель29.10.13 05:04
NEW 29.10.13 05:04 
in Antwort Wladimir- 28.10.13 19:10
В ответ на:
Сострадание берётся из сопереживания. А сопереживание это физиологическая реакция, передающаяся генетически.

В ЮАР еще 20 лет назад можно было наблюдать интересную картину - белые сопереживали белым, но никак не сопереживали черным. То же самое было и на Юге США в свое время. Белых детей с детства учили, кто раб, а кто достоин сопереживания. И ведь получалось. Или генетика у них была другая?
В ответ на:
Поэтому деревенские невоспитаные увальни вполне могут совестливыми

Вы опять путаете воспитание и привитие хороших манер. Умение пользоваться вилкой - это в принципе не воспитание. Не ТО воспитание, не формирование характера. Сынка профессора родители не воспитывали. Не нашли времени.
  except коренной житель29.10.13 05:37
NEW 29.10.13 05:37 
in Antwort Гапакс 28.10.13 20:26
В ответ на:
Утверждение, что чувства есть исключительно продукт воспитания, весьма заносчиво. По-крайней мере тут генетика (темпрамент, например) и личностные характерные особенности человека играют не меньшую роль.

Там где южанин машет руками и орет, северянин осуждающе качает головой. Но оценка поступка или события у них одинаковая при прочих равных условиях. Чувство может выплескиваться с различной силой, но на саму оценку поступка или события темперамент имхо не влияет.
В ответ на:
Эти (нематериальные) предметы затрагивают, почти исключительно, только рациональную составляющую, но не эмоциональную. Совесть, как видно по ее "укусам", очень убедительно отражает себя и в чувствах.

Эмоциональная составляющая имхо это сила реакции на событие. То есть в период, когда человека мучает совесть, он по разному показывает свои эмоции в зависимости от темперамента, но внутренний то дискомфорт присутствует при любом темпераменте. Эли флегматики например не имеют совести или имеют ее меньше?
В ответ на:
Совесть – не социальное понятие и это никак не следует из вышестоящего. Совесть есть "индивидуальное понятие". Во-первых, eсли даже ограничиться эмпирическими науками, то совестью занимается не социология, а психология и, в меньшей степени, психиатрия. Во-вторых, что неразрывно связано с чем-то, еще не есть (его) суть, выражаясь филосовским языком. У общества нет совести, у него есть мораль, как принитая норма поведения. Нравственность мало приложима к обществу как целому и применяется преимущественно к индивудууму. Общество конечно же состоит из индивидуумов (хотя бы в формальном смысле), но из этого не следует, что человек исключительно частичка общества; – как целое – это больше чем совокупность его частей, так и между отдельными людьми и массой нет тождества. Для этого достаточно вспомнить познания психологии в этой области (z.B.: Massenpsychologie von S. Freud).

Давайте вспомним. Практически. Итак сравним два общества. Одно - это гамбургский квартал красных фонарей. Другое - консервативное общество закрытой католической общины где-то в глубинке Айфеля, Испании или деревня в Турции. Итак , на общественную улицу надо выйти женщине в миниюбке. Или завести любовника. И она (местная) идет под взглядом соседей. Что, никак мораль общества на совесть не оказывает?
В случае с турецкой девушкой - допустим ее брат ее убивает. Что, его общество, его окружение, его воспитание никакого влияния на его совесть не оказало? Или это генетически заложено?
В ответ на:
Общество – это среда, в которй происходит становление личности, и в этой связи оказывается влияние на создание нравственно- ценностной базы отдельной личности, эта же база является тем стандартом, который используется совестью для оценки собственных поступков.
А вот тут вы и ответили на свой собственный вопрос. И все таки окружающие условия создают готовый продукт. Выросщий человек и есть готовый продукт и каким он вырос полностью зависит от его окружения и влияния этого окружения на него.
В ответ на:
Дабы предвосхитить упоминание "железобетонного даказательства" Маугли-детей.

А с чего вы взяли, что у Маугли не развит кортекс? Но в любом случае, давайте возмем пару различных обществ и проанализируем реакцию членов этих обществ на различные события. Например каннибалы карибского моря. Какое ощущение у вас вызывает призыв напасть на соседнюю деревню и всех там сьесть? Средневековая деревня - поохотится на ведьм с последующим сожжением не хотите? Средневековый восток с людьми на кольях. Рабы. Право первой ночи. Все это норма своего времени, не вызывающая такую негативную оценку у современников, как сейчас у нас. Разная генетика? Недоразвитый мозг?
  mestъ постоялец29.10.13 09:38
NEW 29.10.13 09:38 
in Antwort except 29.10.13 05:04
В ответ на:
В ЮАР еще 20 лет назад можно было наблюдать интересную картину - белые сопереживали белым, но никак не сопереживали черным. То же самое было и на Юге США в свое время. Белых детей с детства учили, кто раб, а кто достоин сопереживания. И ведь получалось. Или генетика у них была другая?

а вы естественно, были непосредственным наблюдателем этой интересной картины?
и железно уверены в том, что все как один из белых не сопережевал черным!?
может быть, по-большому счету, разумнее не стоит обобщать? а?)
допустим и сейчас есть нацики которые не любят черных, так и что? их тоже с детства что ли учат ненавидеть негров?
В ответ на:
Вы опять путаете воспитание и привитие хороших манер. Умение пользоваться вилкой - это в принципе не воспитание. Не ТО воспитание, не формирование характера. Сынка профессора родители не воспитывали. Не нашли времени.

поскольку речь тут больше идет о совестливости, что есть составляющее характера, манеры здесь не при чем
это внутреннее качество, вы не можете наверняка знать что и как они чувствуют..
потому что, совесть - это алогичное и неконтролируемое чувство внутренней ценности понятия справедливости.
  servis36 местный житель29.10.13 10:18
servis36
NEW 29.10.13 10:18 
in Antwort mestъ 29.10.13 09:38
  except коренной житель29.10.13 11:05
NEW 29.10.13 11:05 
in Antwort mestъ 29.10.13 09:38
В ответ на:
а вы естественно, были непосредственным наблюдателем этой интересной картины?
и железно уверены в том, что все как один из белых не сопережевал черным!?

А зачем вам исключения? Разумеется в любом обществе есть те, кто идет не строем. При воспитании этих людей произошло нечто, что изменило их взгляд на общепризнанные вещи. Но сейчас, в контексте дискуссии это не важно. Важно, что огромное, подавляющее большинство людей там и здесь имеют "различную" совесть. Это говорит о том, что "параметры" совести зависят от общества и не наследуются генетически и не даются от Бога.
В ответ на:
может быть, по-большому счету, разумнее не стоит обобщать? а?)

Ни в коем случае. Группировка - это очень важный элемент познания мира. Если целью стоит именно познание, а не политически корректное расшаркивание.
В ответ на:
допустим и сейчас есть нацики которые не любят черных, так и что? их тоже с детства что ли учат ненавидеть негров?

Во-первых да. Нациков с детства приучают не любить черных. Я с Северного Кавказа. И я знаю, что отношение к "лицам кавказкой национальности" начинается в семье, потом во дворе.
Во-вторых это и есть отличие. Сейчас и здесь "есть нацики". Отдельные нацики. А в ЮАР это было практически все белое население. Апартеид. То же самое и с рабством. Почитайте Марка Твена и найдите, как Гекельбери Финн удивлен отношением Тома Сойера к к сбежавшему негру.
В ответ на:
поскольку речь тут больше идет о совестливости, что есть составляющее характера, манеры здесь не при чем

Что значит не при чем? "Сын профессора" или по Раневской "воспитанная тварь" - это личность, о воспитании которой судят по манерам. Это неправильно. По манерам судят не о воспитании, а о привитии этих манер. Воспитание - это характер. Это, как вы правильно указали, "чувство внутренней ценности понятия справедливости" . Так вот "Сын профессора" или "воспитанная тварь" - это определения не воспитанного человека, а человека с манерами. А о воспитании, как о процессе привития "чувства внутренней ценности и понятия справедливости" речь и не идет.
  Герм@ныЧ коренной житель29.10.13 11:48
NEW 29.10.13 11:48 
in Antwort except 29.10.13 11:05
Марксистская диалектика в этом случае, в самом деле, не катит. Где бы ни рос человек, что бы ему ни спускали сверху как директивы морали и поведения, но личностное осознание, что такое хорошо и что такое плохо на самом деле, просто есть как данность. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но есть.
  except коренной житель29.10.13 12:50
NEW 29.10.13 12:50 
in Antwort Герм@ныЧ 29.10.13 11:48, Zuletzt geändert 29.10.13 13:02 (except)
В ответ на:
Где бы ни рос человек, что бы ему ни спускали сверху как директивы морали и поведения...

1. Откуда сверху? От Бога? От отца? С этажа соседа? Если бы вы подробнее описали, то получился бы ответ, а не лозунг.
В ответ на:
просто есть как данность

В смысле есть? То есть вы никакой зависимости не видите? Я приводил ранее примеры с различными обществами в различные временные периоды. Я приводил примеры с семьями в различных социальных слоях. В различных странах с различным менталитетом. Вы не согласны с примерами или ничего не читали?
И почему марксистская?
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 alle