Login
Православие и Инквизиция.
NEW 16.02.09 16:23
Zuletzt geändert 16.02.09 16:25 (misha okeanov)
Попались на глаза 2 статьи, посвящённые, якобы, "методам ПРЦ", применявшимся в 13-14 вв(и позднее).
Вот пара выдержек:
отсюда:
http://tatarica.yuldash.com/culture/article1074
http://otvetoff.ru/question/109046
Я - не историк, потому мне трудно оценитъ правдоподобность подобной исторической информации.
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?
Свобода - Freiheit
Вот пара выдержек:
В ответ на:
Первые сожжения татар, марийцев, чувашей, удмуртов, башкортов, русских и жителей Поволжья, отказывавшихся от крещения произошли уже в 1552-1562 годах. Эта форма наказания применялась наряду с утоплением. Русская летопись говорит, что митрополит Макарий приказывал тех татарок, которые ╚не похотят крестится, метать в воду╩. Иван Грозный также прославился тем, что топил евреев, например после взятия Полоцка. Миссионер М. А. Машанов, в 19 веке, отмечает такой факт v среди крещеных татар была распространена легенда о том, как крестили их предков - закрывали в банях и перекрывали трубы v и выпускали только тех, кто соглашался креститься-
Источники крайне неохотно раскрывают перед нами завесу тайн прошлого. Не исключено, что тексты летописей были скорректированы православными иереями уже в Новое время v чтобы замести следы неприглядных фактов. Однако сожжения были очень распространены, и наверняка именно так наказывали татар, отказавшихся крестится.
......
В указе по Главной Горной канцелярии за подписью Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: "... ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел. .."
....
В Сибири среди остяков и вогулов огнем и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский.Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью. Вогулы и остяки отвергали попытки церковников задобрить их льготами по уплате ясака и подарками
...и т.п.
Первые сожжения татар, марийцев, чувашей, удмуртов, башкортов, русских и жителей Поволжья, отказывавшихся от крещения произошли уже в 1552-1562 годах. Эта форма наказания применялась наряду с утоплением. Русская летопись говорит, что митрополит Макарий приказывал тех татарок, которые ╚не похотят крестится, метать в воду╩. Иван Грозный также прославился тем, что топил евреев, например после взятия Полоцка. Миссионер М. А. Машанов, в 19 веке, отмечает такой факт v среди крещеных татар была распространена легенда о том, как крестили их предков - закрывали в банях и перекрывали трубы v и выпускали только тех, кто соглашался креститься-
Источники крайне неохотно раскрывают перед нами завесу тайн прошлого. Не исключено, что тексты летописей были скорректированы православными иереями уже в Новое время v чтобы замести следы неприглядных фактов. Однако сожжения были очень распространены, и наверняка именно так наказывали татар, отказавшихся крестится.
......
В указе по Главной Горной канцелярии за подписью Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: "... ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел. .."
....
В Сибири среди остяков и вогулов огнем и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский.Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью. Вогулы и остяки отвергали попытки церковников задобрить их льготами по уплате ясака и подарками
...и т.п.
отсюда:
http://tatarica.yuldash.com/culture/article1074
http://otvetoff.ru/question/109046
Я - не историк, потому мне трудно оценитъ правдоподобность подобной исторической информации.
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?

NEW 16.02.09 17:51
Цитата из "Жития блаженнаго Володимира" (тот самый Владимир, который Русь крестил):
Повелеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василiя на холме, идеже стояще кумир Перун и прочiи, идеже творяху потребе князь и людье. Инача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом
В качестве исторического материала можно воспользоваться Кормчей книгой - сборником законов на Руси с XIII в. В этой книге есть такое правило (главы 31-33 градского закона):
Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть.
Т.е. мы видим законодательно закрепленную казнь за увод от христианства, за ересь...
in Antwort misha okeanov 16.02.09 16:23
В ответ на:
Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью.
Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью.
Цитата из "Жития блаженнаго Володимира" (тот самый Владимир, который Русь крестил):
Повелеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василiя на холме, идеже стояще кумир Перун и прочiи, идеже творяху потребе князь и людье. Инача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом
В качестве исторического материала можно воспользоваться Кормчей книгой - сборником законов на Руси с XIII в. В этой книге есть такое правило (главы 31-33 градского закона):
Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть.
Т.е. мы видим законодательно закрепленную казнь за увод от христианства, за ересь...
NEW 16.02.09 18:01
спасибо за информацию.
В данном вопросе меня больше интересует применение для этого сожжения и благословение(или отсутствие такового) Церкви.
Свобода - Freiheit
in Antwort tobol 16.02.09 17:51
В ответ на:
Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть.
Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть.
спасибо за информацию.
В данном вопросе меня больше интересует применение для этого сожжения и благословение(или отсутствие такового) Церкви.


NEW 16.02.09 19:14
in Antwort misha okeanov 16.02.09 18:01, Zuletzt geändert 16.02.09 19:56 (tobol)
Кормчая книга - это свод церковно-светских законов. Кормчая книга (в разных редакциях) утверждалась на церковных соборах. Так что благославление православной церкви на казнь еретиков несомненна...
Что касается сожжения, то в православии практиковалось палить людишек в срубах... Например, в клети был сожжен некий Матвей Башкин, которого осудил на эту казнь церковный собор в 1554 г. как безбожного еретика и отступника православной веры. Матвей выступал против рабства (крепостного права), как не совместимого с принципами христианства (по его мнению). Он считал, что раз Христос всех называл братией, то не должны братья делиться на господ и рабов... Матвея пытками заставили сознаться в еретичестве и чинно сожгли...
Окончательно сожжение еретиков закрепилось в XVII в. ... До этого убивали неугодных всяко-разно, в том числе и через огонь, хотя могли и утопить, и расчленить или еще чего выдумать... Например, согласно "Святым правилам святых апостолов" XIV в. еретиков следовало сжигать или в землю живьем закапывать...
В первой статье "Соборного уложения" (1649 г.) читаем:
Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь
Далее 24 статья гласит:
А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам святых апостол и святых отец
В 1653 г. воеводы получили соответствующий указ о сжигании еретиков. В нем говорилось, чтобы люди впредь никаких богомерзких дел не держались и те б отреченные и еретические книги, и письма, и заговоры, и гадательные книжки, и коренья, и отравы пожгли, и к ведунам и к ворожеям не ходили и никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожили, и людей не портили. Ну а те, кто от таких злых и богомерзких дел не отстанут, таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякой пощады и домы их велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и злые их дела нигде не воспомянулись
Кстати, в той же Кормчей книге было и такое "огненное" правило:
Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.
Что касается сожжения, то в православии практиковалось палить людишек в срубах... Например, в клети был сожжен некий Матвей Башкин, которого осудил на эту казнь церковный собор в 1554 г. как безбожного еретика и отступника православной веры. Матвей выступал против рабства (крепостного права), как не совместимого с принципами христианства (по его мнению). Он считал, что раз Христос всех называл братией, то не должны братья делиться на господ и рабов... Матвея пытками заставили сознаться в еретичестве и чинно сожгли...
Окончательно сожжение еретиков закрепилось в XVII в. ... До этого убивали неугодных всяко-разно, в том числе и через огонь, хотя могли и утопить, и расчленить или еще чего выдумать... Например, согласно "Святым правилам святых апостолов" XIV в. еретиков следовало сжигать или в землю живьем закапывать...
В первой статье "Соборного уложения" (1649 г.) читаем:
Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь
Далее 24 статья гласит:
А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам святых апостол и святых отец
В 1653 г. воеводы получили соответствующий указ о сжигании еретиков. В нем говорилось, чтобы люди впредь никаких богомерзких дел не держались и те б отреченные и еретические книги, и письма, и заговоры, и гадательные книжки, и коренья, и отравы пожгли, и к ведунам и к ворожеям не ходили и никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожили, и людей не портили. Ну а те, кто от таких злых и богомерзких дел не отстанут, таких злых людей и врагов Божиих велено в срубах сжечь безо всякой пощады и домы их велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и злые их дела нигде не воспомянулись
Кстати, в той же Кормчей книге было и такое "огненное" правило:
Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.
NEW 16.02.09 22:28
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
in Antwort misha okeanov 16.02.09 16:23
В ответ на:
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
В форуме "Дискуссионный Клуб" не допускается участие с несколькими одновременными никами (клонами) пользователя. Выход в форум под клоном во время блокировки другого ника считается обходом бана
NEW 16.02.09 22:51
in Antwort misha okeanov 16.02.09 16:23
Иван Грозный,всех топил,жег,колесовал,рвал.на кол сажал,и ваще на древней руси было 95%населения евреи.
NEW 17.02.09 08:04
in Antwort misha okeanov 16.02.09 16:23
есть интересная книжка http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gre/grekulov.htm и ещё http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky.html
В ответ на:
Первое упоминание о сожжении мы находим в летописной записи за 1227 год. В Новгороде связывают и бросают в огонь четырех волхвов. Были ли палачи √ христианами? Летопись не оставляет сомнений в ответе на этот вопрос √ арестовавшие волхвов новгородцы первым делом доставили их на двор архиепископа [3]. Очевидно, что перед нами преданные сторонники православия.
Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг √ предложенные виды казни √ ╚пригвоздить к стене и поджечь╩ и утопить. Житие Авраамия недвусмысленно называет тех, кто требовал его казни: ╚попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьем╩, ╚бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него╩ [4]. Обращает внимание и соответствие христианским запретам пролития крови способов казни: сожжение и утопление.
Первое упоминание о сожжении мы находим в летописной записи за 1227 год. В Новгороде связывают и бросают в огонь четырех волхвов. Были ли палачи √ христианами? Летопись не оставляет сомнений в ответе на этот вопрос √ арестовавшие волхвов новгородцы первым делом доставили их на двор архиепископа [3]. Очевидно, что перед нами преданные сторонники православия.
Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг √ предложенные виды казни √ ╚пригвоздить к стене и поджечь╩ и утопить. Житие Авраамия недвусмысленно называет тех, кто требовал его казни: ╚попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьем╩, ╚бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него╩ [4]. Обращает внимание и соответствие христианским запретам пролития крови способов казни: сожжение и утопление.
Фашизм будет разбит
Человека карают только те боги, в которых он верит
NEW 17.02.09 08:18
какой дорогой не пойдёшь, от финиша не уйдёшь. католичество и православие взаимно ненавидело друг друга , и тем не менее пользовались одними и теми же методами.
мусульманские методы защиты нравственности и преследования аллахоотступников мы видим и сейчас. причём принципы берутся всё из того же пятикнижия
in Antwort Nikolai 16.02.09 22:28
В ответ на:
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
какой дорогой не пойдёшь, от финиша не уйдёшь. католичество и православие взаимно ненавидело друг друга , и тем не менее пользовались одними и теми же методами.
мусульманские методы защиты нравственности и преследования аллахоотступников мы видим и сейчас. причём принципы берутся всё из того же пятикнижия
Фашизм будет разбит
Человека карают только те боги, в которых он верит
NEW 17.02.09 12:11
Нет, просто, в одной беседе человек утверждал, что РПЦ занималась сожжением, чуть ли не меньше католической церкви.
Мне не особенно в это верится.
Свобода - Freiheit
in Antwort Nikolai 16.02.09 22:28
В ответ на:
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
Может, кто-то из форумчан может помочь разобраться в данном вопросе?
Параллельно возникает вопрос - о чём речь, какова цель? Показать какая религия плохая или вскрыть всю некорректность методов, которыми пользовались исторические деятели в деле насаждения религии?
Нет, просто, в одной беседе человек утверждал, что РПЦ занималась сожжением, чуть ли не меньше католической церкви.
Мне не особенно в это верится.


NEW 17.02.09 12:35
Почему?
И католичество, и православие - все христианство... А христианские методы, как уже отметил
gendy, одинаковы и имеют корни еще до разделения христианской церкви на католичество и православие... Есть свои тонкости, типа - католики к столбам привязывали, а православные в срубах сжигали; но принцип один и тот же - убить инакомыслящих...
И католики, и православные - все они от одной библии отталкиваются... А она учит убивать тех, кто склоняет к иной вере (даже если те будут собственными детьми)... Так что все по святому закону, по-божески...
in Antwort misha okeanov 17.02.09 12:11
В ответ на:
Мне не особенно в это верится.
Мне не особенно в это верится.
Почему?
И католичество, и православие - все христианство... А христианские методы, как уже отметил

И католики, и православные - все они от одной библии отталкиваются... А она учит убивать тех, кто склоняет к иной вере (даже если те будут собственными детьми)... Так что все по святому закону, по-божески...
17.02.09 13:17
1.Традиция сожжений в православной Византии.
"Ок. 690 г. взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).
Источники:
http://www.krotov.org/history/16/liorente/lior_11.html
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
http://www.krotov.org/spravki/chron/1100.html
2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники: ПСРЛ. Т. 10. - С. 94 Памятники литературы древней Руси: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
3. Законы о сожжениях в 13-15 вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".
Источники: ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91 Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-discuss.html
5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.
В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".
Источники:
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=2&lst=2&rcmd=2&qrec=3&rcode=И&ccnf=И
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 372.
6. Сожжения в 16-нач. 17 вв.
Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду" (летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный скончался"
Источники
П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
ПСРЛ. Т. 14. - С. 58
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56
Д. Флетчер. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
7. Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство- жгут живых; за чаровство- отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.
Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
8. Сожжения старообрядцев.
Аввакум писал о сожжениях, в разных городах, восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил". Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".
Источники:
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
Именной указ от 1684 года (╧ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357
Аввакум поучал: ╚А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли- надобно так!╩ ╚Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе╩ (Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. v М., 1990. v С. 148-149). Минимальное число ╚самовольных мученичков╩: 1667 v 1700 v 8834 чел.; 1700-1760 v 1332 чел.; 1760-1800 v 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в русском расколе. v М., 1891. v С. 160).
Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: ╚Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил╩ (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. v М.: Молодая гвардия, 1986. v С. 356-357).
http://staroobryad.narod.ru/aboutch12.html
жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5070
Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил ? все это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью.
Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"
http://bdg.press.net.by/2002/05/2002_05_08.1156/156_4_1.shtml
Что знаем мы про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя перстами, а по старинке ? двумя. И за это в средние века пролились реки человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование. Самая ╚легкая╩ смерть, на которую мог рассчитывать отступник, ? удушение веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков ? погибло больше одного миллиона старообрядцев.
"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (╧ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).
И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в России".
"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8)".
http://youthinchrist.narod.ru/preaches/uroc/krestnznam.htm
Архиепископ Сергей Журавлев:
"Патриарх Московский и всея Руси Никон с 1654 года принуждал народ силой к новым греческим обрядам- среди которых и злосчастное ╕крестное знамение╕- которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами- а не двумя- как было заведено с момента ╕Крещения Руси╕. Тех- кто упрямился и отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми- мало с чем сравнимыми- зверствами. Людей целыми общинами и семьями- вместе с детьми и стариками- сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на четвертование (╕колесование╕)- которое заключалось в том- что человеку постепенно отрубали руки- ноги- а затем лишь голову. Все это сопровождалось чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал какиеvто церковные заслуги осужденного- то человека ждала ╕дикая╕ смерть v удушение веревкой или утопление в воде. Монахи- руководившие этими казнями- были убеждены в том- что они правы и даже ╕творят благо╕ грешникам- ╕разрушая греховные и еретические тела- для того- чтобы спасти их души╕.
9. Сожжения в 18 в.
Двух человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.
Источники:
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000
Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
Русский архив. - 1867. - ╧ 12. - С. 1717
С. Соловьев. История. 1743 г.
10. Подробности дела Кульмана и Нордермана.
╚В Москве жил ясновидящий Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за что) были сожжены╩ (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году (╧ 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).
"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).
11. Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла книга А.С. Лаврова ?Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы╕, в которой он попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около 200, по подсчетам Лаврова), v это малый процент от того, что существовало, и трудно судить о его репрезентативности.
По моим данным, в XVIII в. было не менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские, ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное духовное ведомство ?епархиальная консистория (декастерия)╕. Но многие местные архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность ╚колдовских дел╩ убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.
12 . ╚Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин- В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день╩ (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. v М.: Терра, 1996. v (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).
13 . "Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 520)
14 . Очередное упоминание о сожжениях. Из записок С. Коллинза, врача Алексея Михайловича.
"Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его. Довольно и слишком строго это наказание"
(С. Коллинс. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196)
15 .Очередное упоминание о сожжениях в 17 в.:
"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда"
(Я. Рейтенфельс. Сказание о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327)
16. Сожжения в 18 в.
По утверждению немецкого педагога И.- Г. Фоккеродта
(проживавшего в России в 1712-37 гг.), Петр I ?велел
сожечь живыми некоторых их [раскольников] учителей╕.
По архивным документам, в 1730 г. были приговорены к
сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп
Сизимин и дворовый Иван Столяр, а в 1738 г. две
женщины были сожжены в срубе за то, что во время
литургии выплюнули святые тайны - суд сослался на
Соборное Уложение 1649 г.
Источники
И.-Г. Фоккеродт. Россия при Петре Великом // Неистовый
реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. v С. 14
Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики:
Народная религиозность и ╚духовные преступления╩ в
России 18 в. v М.: Индрик, 2003. v С. 207, 218, 221
17. Сожжения старообрядцев
Инок Филипп ╚сожжен огнем бысть╩ в Москве, некий Иван
Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г.
решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом v Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.
Источник:
С. Зеньковский. Русское старообрядчество. v М.:
Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377
in Antwort misha okeanov 17.02.09 12:11
В ответ на:
Нет, просто, в одной беседе человек утверждал, что РПЦ занималась сожжением, чуть ли не меньше католической церкви.
Мне не особенно в это верится.
Хорошо, если Вас действительно интересует информация, то тогда пожалуй поделюсь тем, что есть у меня. Информация собрана не мной, возможно интерес могут представлять указанные в ней ссылки.Нет, просто, в одной беседе человек утверждал, что РПЦ занималась сожжением, чуть ли не меньше католической церкви.
Мне не особенно в это верится.
1.Традиция сожжений в православной Византии.
"Ок. 690 г. взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).
Источники:
http://www.krotov.org/history/16/liorente/lior_11.html
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
http://www.krotov.org/spravki/chron/1100.html
2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники: ПСРЛ. Т. 10. - С. 94 Памятники литературы древней Руси: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
3. Законы о сожжениях в 13-15 вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".
Источники: ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91 Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-discuss.html
5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.
В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".
Источники:
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=2&lst=2&rcmd=2&qrec=3&rcode=И&ccnf=И
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 372.
6. Сожжения в 16-нач. 17 вв.
Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду" (летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный скончался"
Источники
П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
ПСРЛ. Т. 14. - С. 58
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56
Д. Флетчер. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
7. Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство- жгут живых; за чаровство- отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.
Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
8. Сожжения старообрядцев.
Аввакум писал о сожжениях, в разных городах, восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил". Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".
Источники:
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
Именной указ от 1684 года (╧ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357
Аввакум поучал: ╚А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли- надобно так!╩ ╚Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе╩ (Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. v М., 1990. v С. 148-149). Минимальное число ╚самовольных мученичков╩: 1667 v 1700 v 8834 чел.; 1700-1760 v 1332 чел.; 1760-1800 v 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в русском расколе. v М., 1891. v С. 160).
Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: ╚Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил╩ (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. v М.: Молодая гвардия, 1986. v С. 356-357).
http://staroobryad.narod.ru/aboutch12.html
жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5070
Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил ? все это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью.
Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"
http://bdg.press.net.by/2002/05/2002_05_08.1156/156_4_1.shtml
Что знаем мы про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя перстами, а по старинке ? двумя. И за это в средние века пролились реки человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование. Самая ╚легкая╩ смерть, на которую мог рассчитывать отступник, ? удушение веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков ? погибло больше одного миллиона старообрядцев.
"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (╧ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).
И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в России".
"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8)".
http://youthinchrist.narod.ru/preaches/uroc/krestnznam.htm
Архиепископ Сергей Журавлев:
"Патриарх Московский и всея Руси Никон с 1654 года принуждал народ силой к новым греческим обрядам- среди которых и злосчастное ╕крестное знамение╕- которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами- а не двумя- как было заведено с момента ╕Крещения Руси╕. Тех- кто упрямился и отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми- мало с чем сравнимыми- зверствами. Людей целыми общинами и семьями- вместе с детьми и стариками- сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на четвертование (╕колесование╕)- которое заключалось в том- что человеку постепенно отрубали руки- ноги- а затем лишь голову. Все это сопровождалось чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал какиеvто церковные заслуги осужденного- то человека ждала ╕дикая╕ смерть v удушение веревкой или утопление в воде. Монахи- руководившие этими казнями- были убеждены в том- что они правы и даже ╕творят благо╕ грешникам- ╕разрушая греховные и еретические тела- для того- чтобы спасти их души╕.
9. Сожжения в 18 в.
Двух человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.
Источники:
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000
Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
Русский архив. - 1867. - ╧ 12. - С. 1717
С. Соловьев. История. 1743 г.
10. Подробности дела Кульмана и Нордермана.
╚В Москве жил ясновидящий Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за что) были сожжены╩ (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году (╧ 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).
"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).
11. Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла книга А.С. Лаврова ?Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы╕, в которой он попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около 200, по подсчетам Лаврова), v это малый процент от того, что существовало, и трудно судить о его репрезентативности.
По моим данным, в XVIII в. было не менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские, ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное духовное ведомство ?епархиальная консистория (декастерия)╕. Но многие местные архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность ╚колдовских дел╩ убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.
12 . ╚Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин- В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день╩ (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. v М.: Терра, 1996. v (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).
13 . "Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 520)
14 . Очередное упоминание о сожжениях. Из записок С. Коллинза, врача Алексея Михайловича.
"Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его. Довольно и слишком строго это наказание"
(С. Коллинс. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196)
15 .Очередное упоминание о сожжениях в 17 в.:
"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда"
(Я. Рейтенфельс. Сказание о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327)
16. Сожжения в 18 в.
По утверждению немецкого педагога И.- Г. Фоккеродта
(проживавшего в России в 1712-37 гг.), Петр I ?велел
сожечь живыми некоторых их [раскольников] учителей╕.
По архивным документам, в 1730 г. были приговорены к
сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп
Сизимин и дворовый Иван Столяр, а в 1738 г. две
женщины были сожжены в срубе за то, что во время
литургии выплюнули святые тайны - суд сослался на
Соборное Уложение 1649 г.
Источники
И.-Г. Фоккеродт. Россия при Петре Великом // Неистовый
реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. v С. 14
Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики:
Народная религиозность и ╚духовные преступления╩ в
России 18 в. v М.: Индрик, 2003. v С. 207, 218, 221
17. Сожжения старообрядцев
Инок Филипп ╚сожжен огнем бысть╩ в Москве, некий Иван
Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г.
решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом v Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.
Источник:
С. Зеньковский. Русское старообрядчество. v М.:
Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
NEW 17.02.09 13:29
in Antwort AlecD 17.02.09 13:17
Спасибо всем за подорбную информацию.
очень интересно. Самому бы пришлосъ очень долго искать, если бы, вообще, нашёл...
Свобода - Freiheit
очень интересно. Самому бы пришлосъ очень долго искать, если бы, вообще, нашёл...


NEW 17.02.09 14:32
in Antwort misha okeanov 16.02.09 16:23
- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? - спросил, очень оживившись, развязанный.
- Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
- Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? - спросил арестант, - если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Мастер и Маргарита. Булгаков.
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
- Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
- Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? - спросил арестант, - если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Мастер и Маргарита. Булгаков.
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
Мы очень рады, ЙЦУКЕН, что ты заглянул на наш сайт, затерянный в горах древней Японии.
NEW 17.02.09 14:36
Судить о верности понимания Евангелия Булгаковым не берусь, но с тем, что "перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил" согласна.
in Antwort kleinerfuchs 17.02.09 14:32
В ответ на:
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
Судить о верности понимания Евангелия Булгаковым не берусь, но с тем, что "перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил" согласна.
NEW 17.02.09 14:59
in Antwort Alionchen 17.02.09 14:36, Zuletzt geändert 17.02.09 15:00 (kleinerfuchs)
По крайней мере он это верно понял...
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
Но Николай верно спросил - какова цель топика..?
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
Но Николай верно спросил - какова цель топика..?
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Мы очень рады, ЙЦУКЕН, что ты заглянул на наш сайт, затерянный в горах древней Японии.
NEW 17.02.09 15:22
Может быть осудить тех, кто убивает именем Божьим?
in Antwort kleinerfuchs 17.02.09 14:59
В ответ на:
Но Николай верно спросил - какова цель топика..?
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Но Николай верно спросил - какова цель топика..?
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Может быть осудить тех, кто убивает именем Божьим?
NEW 17.02.09 15:28
Так не они же волоски жизни перерезают, т.к. не они эти волоски подвешивали... Вернее, они, но лишь как орудия в руках бога, строго по божьему замыслу...
Так как же убивцев всех мастей (а не только убивающих именем божьим) тогда считать далекими от бога? Либо следует признать, что ниточки жизни могут перерезать все кому ни попадя - тогда булгаковский Христос выдавал желаемое за действительное, лгал попросту о том, что лишить жизни может лишь тот, кто ее дал...
in Antwort kleinerfuchs 17.02.09 14:59
В ответ на:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Мастер и Маргарита. Булгаков.
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Мастер и Маргарита. Булгаков.
Я согласна с Булгаковым, я считаю, что он верно понял Евангелие.
В ответ на:
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
Так не они же волоски жизни перерезают, т.к. не они эти волоски подвешивали... Вернее, они, но лишь как орудия в руках бога, строго по божьему замыслу...
Так как же убивцев всех мастей (а не только убивающих именем божьим) тогда считать далекими от бога? Либо следует признать, что ниточки жизни могут перерезать все кому ни попадя - тогда булгаковский Христос выдавал желаемое за действительное, лгал попросту о том, что лишить жизни может лишь тот, кто ее дал...
NEW 17.02.09 15:35
Почему-то в христианстве спасение души частенько идет под ручку с лишением жизни. Убийство во имя спасения...
И РПЦ здесь в сторонке не осталась, так же как и католичество убивала людей, как бы спасая их грешные души... Спаслись ли те души - не известно, но трупов вполне реальных РПЦ понастругала не скупясь; с евангелиями в руках, прокладывая так свой миссионерский путь...
in Antwort kleinerfuchs 17.02.09 14:59
В ответ на:
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Осудить РПЦ? Или осудить христианство в целом и спасительную миссию Евангелия и евангельского пути.
Почему-то в христианстве спасение души частенько идет под ручку с лишением жизни. Убийство во имя спасения...
И РПЦ здесь в сторонке не осталась, так же как и католичество убивала людей, как бы спасая их грешные души... Спаслись ли те души - не известно, но трупов вполне реальных РПЦ понастругала не скупясь; с евангелиями в руках, прокладывая так свой миссионерский путь...
NEW 17.02.09 15:44
Так бог и сам убивал и своим поклонникам указания на убийства давал... Библия, т.е. бог, учит убивать склоняющих в веру иную. РПЦ в полном соответствии с этим божьим указанием казнила всяких бусурманов, переманивающих в свою бусурманскую веру христиан... Правда казнила не совсем по-божески - надо было камнями забивать, а православные жгли, топили, да живьем в землю закапывали. Но это уже технические нюансы, не столь важные в этом принципиальном вопросе - убить пропагандиста иной веры, да и своей же веры убить, коль какой адепт не правильно верит...
in Antwort Alionchen 17.02.09 15:22
В ответ на:
Может быть осудить тех, кто убивает именем Божьим?
Может быть осудить тех, кто убивает именем Божьим?
Так бог и сам убивал и своим поклонникам указания на убийства давал... Библия, т.е. бог, учит убивать склоняющих в веру иную. РПЦ в полном соответствии с этим божьим указанием казнила всяких бусурманов, переманивающих в свою бусурманскую веру христиан... Правда казнила не совсем по-божески - надо было камнями забивать, а православные жгли, топили, да живьем в землю закапывали. Но это уже технические нюансы, не столь важные в этом принципиальном вопросе - убить пропагандиста иной веры, да и своей же веры убить, коль какой адепт не правильно верит...
NEW 17.02.09 18:54
я бы, вообще, не решился бы сравнивать первых и вторых относительно их близости к богу.
Свобода - Freiheit
in Antwort kleinerfuchs 17.02.09 14:59
В ответ на:
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
Те, кто убивает именем Божьим далеки от Бога так же как и те, кого убивают..
я бы, вообще, не решился бы сравнивать первых и вторых относительно их близости к богу.

