Фильм новозеландки Джейн Кэмпион собрал кучу наград на 'Золотом глобусе' и предсказуемо называется главным фаворитом с гонке за 'Оскар'
Кто такая Джейн Кэмпион - вопрос непростой. Она не снимала игровое кино 12 лет, лично я не смотрели ни одного ее фильма, хотя и слышал об оскароносном 'Пианино'. А ждала она так долго ради экранизации романа Томаса Сэвиджа - друга Керуака и латентного битника времен джонсоновского 'великого общества'.
Литературно 'Власть пса' - сугубо американское переосмысление библейских мантр. Deliver my soul from the sword, my darling
from the power of the dog - броская фраза из Псалтыря, отсылающая к трем главным столпам американской христианской традиции - мессианству, проповеди и действенному смирению. Говоря об Америке, Кэмпион усердно рисует историю об универсуме
Мне абсолютно непонятны разговоры про реставрацию вестерна и тем более его переосмысление. С таким же успехом 'Убить Билла' можно считать реставрацией Куросавы, а все фильмы Соррентино переосмыслением неореализма 1950-х.
'Власть пса' - это свежий взгляд на конкретное время и конкретную территорию. Главный хедлайнер фильма - всячески пытающийся быть американцем Бенедикт Камбербетч. Удается? Не факт. Потертые седлом штаны и потные руки, держащие виски - не лучшее амплуа для актера чисто британской школы.
Да и Америка сама здесь не очень американская. Пасторель прерий -
жертва продуманной цветокоррекции. Цвет идет вместо со звуком. Музыка и картинка 'Власти пса' - одна из лучших аудиовизуальных связок в кино за последнее время. Саунд-дизайн настолько хорош, что вполне может отобрать тематическую статуэтку у 'Дюны'.
Что же по смыслам. 'Власть пса' - редкая летопись нереализованной мужской энергии. Разговор о зажатости и тисках. Того самого маскулинного начала, неспособного правильно реализоваться из-за крепленных оков общества. Кэмпион с методизмом монаха-схоласта изучает, откуда берется мужская агрессия, ярость и озлобленность. Это проблема глубже обычного сексизма.
Фильм нагло и дерзко заявляет, что именно мужчина - угнетаем. Именно он больше подвержен стереотипной травли. Мужчина - заложник маскулинной среды. Кэмпион заходит еще дальше - помещает этого самого мужчину в нарочито брутальный мир Дикого Запада. И
даже намекает на его гомосексуальность.
Однополая любовь во 'Власти пса' - это любовь через преданность наставнику. Через привязанность и подражательство. В чем-то это и ода 'Лунному свету' Барри Дженкинса. У нашей страны были большие проблемы с этим фильмом. Будут и с 'Властью пса'.
В подобном редко видят глубоко расставленные смыслы, олицетворяя фильм лишь с той темой, о которой нельзя говорить. 'Власть пса' - не просто фильм о геях, он использует их лишь как инструмент, а не мерило.
Нет в этом фильме и настоящих ковбоев. А если и есть, то они уже давно без шляпы, без 5-зарядного кольта и индейцев. Хотя последние есть, правда они только бродяжничают и попрошайничают за шкуры.
Вердикт Кэмпион пугает сильнее всего.
Женская энергия разрушительна. Одного она лишает умения любить, второго толкает на страшную месть, третьего - превращает в жижу. Кэмпион манипулирует саморазоблачением и намекает, что защищенность женщины - куда более простой путь. Даже не путь, а нативно ведущая обсессия.
В этом плане фильм очень эмпатичен. Кэмпион смело рассуждает и о мести. Хладнокровие - это по-настоящему сильные эмоции, привычно принятое проявление мужского. Женский образ у Кэмпион - конечно же Богородица, а вот мужской - близок к библейскому Зверю. Воплощение первого - пассивная, но не теряющая святость Кирстен Данст, второго - ее тактильный сын Коди Смит-Макфи.
По итогу - это гремуче-вязкий фильм. 'Власть пса' не спешит раскрывать смыслы, провоцируя активную работу лобной доли. Кэмпион не любит говорить. Она предпочитает намеки
и полутона.
Фильм, у которого нет ответов. Есть только пара вброшенных в камин медленно угасающих угольков и тлеющая мелодия ковбойской банджо. |