русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Diskussionsclub

Мусульмане хорошие люди. Точка. Беслан.

16.09.04 15:02
Re: Мусульмане хорошие люди. Точка. Беслан.
 
Mut13 прохожий
in Antwort Сурок 15.09.04 17:08
http://www.izvestia.ru/world/article20820
МОРРИС МОТТАМЕД, ЕДИНСТВЕННЫЙ ЕВРЕЙ-ДЕПУТАТ ИРАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА: "Я ИВРИТА ВООБЩЕ НЕ ЗНАЮ"

Признаться, я сильно удивился, когда узнал, что в парламенте Ирана - государства, не признающего существование Израиля, - заседает депутат от еврейской общины (насчитывающей 25 тысяч человек). Моррис Моттамед оказался занятым человеком, и я с трудом поймал его в перерыве между сессиями. "Хорошо, приходите ко мне в офис в субботу, - сказал он. - Для "Известий" я готов выделить столько времени, сколько нужно". В назначенное время дверь мне открыл жизнерадостный человек с усами, пожал руку и сказал: "Салам алейкум". Извинившись за дребезжащий кондиционер, он поставил на стол две чашки с крепким чаем и попросил задавать вопросы. Предоставляем читателю самому судить, насколько искренними могут быть ответы человека, живущего в обществе, где к его национальности и к его религии отношение, мягко скажем, далеко не восторженное.
- Вы поздоровались со мной, произнеся традиционное мусульманское приветствие "салам алейкум", а не более привычное для евреев "шалом".
- Я редко говорю "шалом", ведь я иврита вообще не знаю: могу читать на нем, но говорить не умею. У евреев, живущих в Иране, все персидское - и язык, и культура местная, и традиции. Я думаю, что и в России евреи здороваются на местном языке.
- А субботу, как полагается еврею, вы соблюдаете?
- Конечно.
- Но, как видно, не всегда: сегодня субботний день, а вы на работе.
- У меня нет выбора - я человек, который находится на государственной должности, поэтому даже мой раввин против этого не возражает. Но большинство иранских евреев блюдут субботу: хотя официальные выходные четверг и пятница, существует постановление, что частный работодатель обязан учитывать интересы религиозных меньшинств. А вот в госучреждениях сложнее - в субботу евреи должны работать.
- Иран - традиционный противник Израиля. Были ли у вас проблемы из-за того, что вы еврей?
- Никогда. Еще аятолла Хомейни говорил: сионист и обычный еврей - это совершенно разные понятия. Евреи в Иране живут уже 2700 лет, мы в первую очередь иранцы, а лишь только во вторую евреи. Кстати, я говорил с иудеями из Европы, и они мне жаловались, что против них на протяжении истории были гонения, погромы. А в Иране евреев никогда никто не трогал. По закону иметь своего депутата в парламенте может лишь община численностью не меньше 200 000 человек, но для нас власти сделали исключение. Нам тут всегда было хорошо жить.
- Даже сразу после исламской революции?
- Ну, в первые годы после любой революции положение сложное. Были такие моменты, что евреям не выдавали паспорта, не принимали на работу в госучреждения и на учебу в университеты. К счастью, все образовалось.
- Сколько евреев жило в Иране до прихода к власти Хомейни?
- 90 000 человек. Многие первое время чувствовали себя некомфортно и поэтому уехали. Но насильно покидать страну их никто не заставлял - если бы евреев выгоняли, я бы перед вами сейчас не сидел. Но если я захочу, то могу перебраться в Израиль в любой момент - ограничений для желающих выехать нет.
- А как вы относитесь к Израилю?
- Израиль - это государство, которое официально признано ООН. Но я не согласен с его политикой по отношению к палестинцам и много раз выступал на эту тему в парламенте.
- Но власти Ирана не признают право Израиля на существование.
- Это политика нашего правительства, и мы обязаны принимать ее. Как иранец, я тоже поддерживаю позицию наших властей в отношении Израиля. Но как еврей считаю, что Израиль - это законное государство, и нельзя это игнорировать.
- А что вы думаете о террористах-смертниках, взрывающих себя в людных местах со словами "Аллах велик"?
- Я всегда был против того, чтобы убивали женщин и детей - вне зависимости от их религии и национальности.
- Однако Иран одобряет эти акции.
- Может быть. Но я не одобряю.
- Если представить, что между Ираном и Израилем начался конфликт - на чьей стороне вы бы пошли воевать?
- У меня возраст такой, что меня вряд ли на фронт возьмут.
- Но если допустить чисто теоретически?
- Как только начнется война, я вам сразу отвечу.
- Как вы думаете, чьей столицей должен стать Иерусалим: Израиля, Палестины или обоих государств одновременно?
- Мое личное мнение - Иерусалим не должен быть ничьей столицей. Лучше, если бы он стал "вольным городом" под юрисдикцией ООН и управлялся советом из представителей духовных властей трех религий - мусульманства, христианства и иудаизма.
- Как вы оцениваете израильских политиков?
- Бывшие премьеры Барак и даже Нетаньяху, если сравнивать их с Шароном, куда более умеренные. Шарон - абсолютно не тот лидер, который нужен сейчас Израилю. Он олицетворяет собой войну.
- А что олицетворяет собой Арафат?
- Противоречия. Возможно, что Ясир очень хороший политик в условиях мира, но не в нынешней ситуации. Он не может держать власть над палестинским народом, "Хамас" и "Исламский джихад" ему не подчиняются и попросту игнорируют его приказания. Поэтому я полагаю, что вскоре Арафата на его посту сменит новый человек.
- Кто именно?
- Думаю, этого пока не знает даже сам Арафат.
 

Sprung zu