Вход на сайт
Коммунизм
20.10.06 17:36
в ответ Schloss 20.10.06 17:09
Нет, дорогой Schloss, В условии задачи стоит машина, которая просто не умеет работать эффективно .
Машина государственного регулирования не умеет работать эффективно и никогда не сумеет.
Потому что государственное регулирование - это регулирование ВООБЩЕ, а управление производством - это забота о мелочах.
Машина государственного регулирования не умеет работать эффективно и никогда не сумеет.
Потому что государственное регулирование - это регулирование ВООБЩЕ, а управление производством - это забота о мелочах.
Сон разума рождает чудовищ (с)
20.10.06 18:07
=======================
То есть некто Большие сами по себе решатся откусить у себя кусманЫ для "маленьких"?
Жди... Правительства бессильны. Скорее, они доведут до ядерной катастрофы(;
но - "жить в эту пору прекрасную
не доведется ни мне, ни тебе",
или как там поэт написал, - короче, это не завтра будет.
=======
по спирали

===============
оно реальное - вполне осуществимо то, что он предлагает, но не в полном объеме... Интересы Больших не могут быть затронуты, кардинально)))
Но на коммунизм в чистом виде все равно не похоже, даже в теории
Это, надеюсь, следующий виток
то есть ядерная реакция нас не догонит 
в ответ Schloss 17.10.06 23:29
В ответ на:
"на это нужно только решиться"
"на это нужно только решиться"
=======================
То есть некто Большие сами по себе решатся откусить у себя кусманЫ для "маленьких"?
Жди... Правительства бессильны. Скорее, они доведут до ядерной катастрофы(;
но - "жить в эту пору прекрасную
не доведется ни мне, ни тебе",
или как там поэт написал, - короче, это не завтра будет.
В ответ на:
Выходит, ходим по кругу... или?...
Выходит, ходим по кругу... или?...
=======
по спирали


В ответ на:
Всё интерьвью с Рифкиным в вышеуказанной ветке... довольно интересное...
Всё интерьвью с Рифкиным в вышеуказанной ветке... довольно интересное...
===============
оно реальное - вполне осуществимо то, что он предлагает, но не в полном объеме... Интересы Больших не могут быть затронуты, кардинально)))
Но на коммунизм в чистом виде все равно не похоже, даже в теории

Это, надеюсь, следующий виток


20.10.06 18:20
в ответ @Tatiana@ 20.10.06 18:07
Ну, вобщем-то да... Первый, кто будет ставить палки в кол╦са - так это правительства, политики и прочая сволочь
... Ведь они-то, если следовать логике, первыми и должны быть подвешены на бюджет "время-доллар"... А как бы замечательно было, если так!... Прот╦р штаны в парламенте "кресло-час" - получи час работы землекопа в сво╦м дворе на углубление сливной ямы.... 


21.10.06 18:56
Классиков читать надо вимательнее
- я вот сравнительно недавно открыла дла себя
статью Л.Н. Толстого "О социализме" и решила поделиться:
(приношу извинения за большой обьём цитаты)
Лев Николаевич Толстой
О социализме
<...>имеющие в будущем сложиться экономические формы жизни человеческих обществ, по моему несомненному убеждению, так же мало могут быть предвидены и определенны, как и будущее положение каждого отдельного живого человека, и что поэтому все эти вымышленные людьми законы и на основании этих законов предполагаемые различными людьми различные наилучшие устройства обществ не только не содействуют благу людей, но составляют одну из главных причин того неустройства человеческих обществ, от которого теперь страдают люди нашего времени.
Думаю я так потому, что человек может находить и устанавливать посредством наблюдений и рассуждений законы движения небесных тел, жизни растений, а также и животных, но никак не может подводить свою жизнь и жизнь себе подобных существ, обладающих разумом и волею, под законы, выведенные из наблюдения над внешнею жизнью человечества, не принимая во внимание тех особенных свойств разума и воли, которыми обладают только люди.
Делать это все равно, что отыскивать и определять законы жизни животных, обладающих способностью произвольного передвижения, внешними чувствами и инстинктом, на основании законов, выведенных из наблюдений над мертвым веществом или хотя бы над растениями, не обладающими свойствами животных.
Правда, человек может спуститься и спускается до степени животного и тогда подлежит законам животной жизни и даже мертвой материи, но в общих своих проявлениях человек всегда был и есть существо, отличающееся от всех других существ животного и вещественного мира, ему одному свойственным разумом и свободною волею.
И потому жизнь его всякая, и семейная, и общественная, и политическая, и международная, и экономическая складывается, складывалась и должна складываться никак не на основании выведенных из наблюдения общих объективных законов, провозглашаемых разными теоретиками в политическом устройстве народов и в области экономической разными Марксами, Энгельсами, Бернштейнами и т.п., а всегда только на основании совершенно другого, одного для всех людей закона жизни, провозглашенного с древнейших времен и браминами, и Буддой, и Лао-Тце, и Сократом, и Христом, и Марком Аврелием, и Эпиктетом, и Руссо, и Кантом, и Эмрсоном, и Чанингом, и всеми религиозно-нравственными мыслителями человечества.(выделено мной)
Религиозно-нравственный закон этот, определяя все проявления жизни человеческой, и семейные, и общественные, и политические, и международные, определяет в том числе и экономические, определяет их совершенно иначе, чем это делают все политические, международные, общественные и социалистические учения.
Различие это заключается во-первых в том, что тогда как все объективные законы и выведенные из них учения, по которым должны быть устроены человеческие общества, бесконечно разнообразны и противоречат одно другому; религиозно-нравственный закон в своих главных основах, хотя бы в том, признаваемом всеми людьми и всеми религиозными учениями положении о том, что всякий человек не должен делать того, чего себе не хочет, религиозно-нравственный закон - один и для всех людей один и тот же. (выделено мной)<...>
Казалось бы, так просто, так естественно, так свойственно разумному существу - человеку руководиться в своей короткой, всякую минуту могущей быть оборванной жизни тем общим религиозно-нравственным законом, который живет в душе каждого человека и который выражен и признается всеми великими религиями человечества, а никак не теми взаимно противоречивыми требованиями осуществления признаваемых людьми наилучшими форм жизни, достигаемых всегда только нарушениями требований нравственного закона.
А между тем с древнейших времен совершалось, совершается и теперь и считается необходимым это самое нарушение религиозно-нравственного закона для осуществления и поддержания того или иного устройства жизни, считаемого теми или другими людьми наилучшим.
Все правительства, от самих деспотических до самых либеральных, все революционные партии, все коммунисты, социалисты, всех возможных оттенков проповедуют и делают это.
Отчего это? А от той общей причинны тех бедствий, которые сами себе наносят люди, от суеверия.
Подчиняясь этому суеверию, люди придумывают себе какие кому более нравятся цели - то государственные, то патриотические, то социалистические, то коммунистические, то анархические, и вместо исполнения своего истинного назначения и приобретения предназначенного всем блага, направляют все силы свои на устроение жизни других людей и, как и не может быть иначе, достигают не только не ожидаемого блага, но все большего и большего упадка нравственности и все большего и большего ухудшения своей жизни.
Все войны, все казни, все революции, все ограбления трудящихся нетрудящимися, все общественные бедствия зиждутся только на этом суеверии. В сущности ведь это не может быть иначе. Ведь как только я верю, что могу знать то лучшее устройство жизни, в которое могут сложиться люди, то и не имею никакой другой, кроме лично эгоистической цели в жизни.
Укажу хоть на один пример.
Социалистическое учение требует, чтобы произведениями труда пользовались трудящиеся. Но кто же отнимает у трудящегося его труд? Капиталисты.
Кто же дает капиталистам возможность отнимать у трудящегося его труд? Власть.
Власть же - это полиция, войско. Войско же и полиция составлены из тех самых людей, у которых капиталисты отнимают их труд. Зачем же эти люди делают это, сами у себя отнимают произведение своего труда? Затем, что они обмануты.
Стало быть, все дело в обмане. Что же проповедуют социалистические учения для того, чтобы избавиться от этого обмана? Всякого рода соединения во имя выгод рабочих: кооперации, стачки, распространение социалистических учений.
Но разве все эти меры могут уничтожить тот обман, посредством которого одни люди находят нужным обманывать других, а другие подчиняются этому обману.
Допустим, что одни устроители общества, пускай это будут социалисты, будут в состоянии предписывать законы, которые должны будут подчиняться капиталисты и всякие собственники.
Но ведь никогда не было и не может быть, да и не будет того, чтобы устроители общества пришли бы к оному признаваемому всеми наилучшему устройству общества. А как скоро не будет такого согласия, необходимо будет (как оно всегда и было, есть и теперь) употребление власти, т.е. насилия одних людей над другими.
Для того же, чтобы было насилие, необходимо, чтобы продолжался тот самый обман, вследствие которого люди насилуют самих себя по воле тех людей, какие в данное время имеют власть.
Власть же для того, чтобы быть властью, должна поддерживать этот обман всякого рода обманами и жестокостями, направленными против обманутого народа: она должна иметь тюрьмы, даже казни, должна иметь полицию, войско, т.е. людей, без рассуждения обязанных исполнять приказанное до убийства включительно.
А разве возможно предположить, чтобы при обязательности, соnditio sine qua non (необходимое условие) такой деятельности, какая бы то ни была власть могла содействовать благу народа.
Что же нужно сделать для того, чтобы люди перестали подчиняться этому обману, перестали бы насиловать самих себя?
Очевидно, есть только одно средство: соединение всех людей в одном общем всем законе жизни, из которого вытекало бы и устройство общественной жизни.
И закон этот есть и сразу уничтожает ту главную причину существующего зла, заключающегося в обмане, вследствие которого люди насилуют самих себя и дают возможность капиталистам отнимать у работников произведения их труда.
Только следуй человек религиозно-нравственному закону, не допускающему насилия человека над человеком, ни какого бы то ни было участия в таком насилии, и насилие, главная причина несправедливого экономического устройства жизни, само собой уничтожается.
(выделено мной)
Статья полностью:
http://www.biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=show&letter=759
В ответ на:
тема увлекательна,а действительно к чему мировое сообщество идёт?
тема увлекательна,а действительно к чему мировое сообщество идёт?
Классиков читать надо вимательнее

статью Л.Н. Толстого "О социализме" и решила поделиться:
(приношу извинения за большой обьём цитаты)
Лев Николаевич Толстой
О социализме
<...>имеющие в будущем сложиться экономические формы жизни человеческих обществ, по моему несомненному убеждению, так же мало могут быть предвидены и определенны, как и будущее положение каждого отдельного живого человека, и что поэтому все эти вымышленные людьми законы и на основании этих законов предполагаемые различными людьми различные наилучшие устройства обществ не только не содействуют благу людей, но составляют одну из главных причин того неустройства человеческих обществ, от которого теперь страдают люди нашего времени.
Думаю я так потому, что человек может находить и устанавливать посредством наблюдений и рассуждений законы движения небесных тел, жизни растений, а также и животных, но никак не может подводить свою жизнь и жизнь себе подобных существ, обладающих разумом и волею, под законы, выведенные из наблюдения над внешнею жизнью человечества, не принимая во внимание тех особенных свойств разума и воли, которыми обладают только люди.
Делать это все равно, что отыскивать и определять законы жизни животных, обладающих способностью произвольного передвижения, внешними чувствами и инстинктом, на основании законов, выведенных из наблюдений над мертвым веществом или хотя бы над растениями, не обладающими свойствами животных.
Правда, человек может спуститься и спускается до степени животного и тогда подлежит законам животной жизни и даже мертвой материи, но в общих своих проявлениях человек всегда был и есть существо, отличающееся от всех других существ животного и вещественного мира, ему одному свойственным разумом и свободною волею.
И потому жизнь его всякая, и семейная, и общественная, и политическая, и международная, и экономическая складывается, складывалась и должна складываться никак не на основании выведенных из наблюдения общих объективных законов, провозглашаемых разными теоретиками в политическом устройстве народов и в области экономической разными Марксами, Энгельсами, Бернштейнами и т.п., а всегда только на основании совершенно другого, одного для всех людей закона жизни, провозглашенного с древнейших времен и браминами, и Буддой, и Лао-Тце, и Сократом, и Христом, и Марком Аврелием, и Эпиктетом, и Руссо, и Кантом, и Эмрсоном, и Чанингом, и всеми религиозно-нравственными мыслителями человечества.(выделено мной)
Религиозно-нравственный закон этот, определяя все проявления жизни человеческой, и семейные, и общественные, и политические, и международные, определяет в том числе и экономические, определяет их совершенно иначе, чем это делают все политические, международные, общественные и социалистические учения.
Различие это заключается во-первых в том, что тогда как все объективные законы и выведенные из них учения, по которым должны быть устроены человеческие общества, бесконечно разнообразны и противоречат одно другому; религиозно-нравственный закон в своих главных основах, хотя бы в том, признаваемом всеми людьми и всеми религиозными учениями положении о том, что всякий человек не должен делать того, чего себе не хочет, религиозно-нравственный закон - один и для всех людей один и тот же. (выделено мной)<...>
Казалось бы, так просто, так естественно, так свойственно разумному существу - человеку руководиться в своей короткой, всякую минуту могущей быть оборванной жизни тем общим религиозно-нравственным законом, который живет в душе каждого человека и который выражен и признается всеми великими религиями человечества, а никак не теми взаимно противоречивыми требованиями осуществления признаваемых людьми наилучшими форм жизни, достигаемых всегда только нарушениями требований нравственного закона.
А между тем с древнейших времен совершалось, совершается и теперь и считается необходимым это самое нарушение религиозно-нравственного закона для осуществления и поддержания того или иного устройства жизни, считаемого теми или другими людьми наилучшим.
Все правительства, от самих деспотических до самых либеральных, все революционные партии, все коммунисты, социалисты, всех возможных оттенков проповедуют и делают это.
Отчего это? А от той общей причинны тех бедствий, которые сами себе наносят люди, от суеверия.
Подчиняясь этому суеверию, люди придумывают себе какие кому более нравятся цели - то государственные, то патриотические, то социалистические, то коммунистические, то анархические, и вместо исполнения своего истинного назначения и приобретения предназначенного всем блага, направляют все силы свои на устроение жизни других людей и, как и не может быть иначе, достигают не только не ожидаемого блага, но все большего и большего упадка нравственности и все большего и большего ухудшения своей жизни.
Все войны, все казни, все революции, все ограбления трудящихся нетрудящимися, все общественные бедствия зиждутся только на этом суеверии. В сущности ведь это не может быть иначе. Ведь как только я верю, что могу знать то лучшее устройство жизни, в которое могут сложиться люди, то и не имею никакой другой, кроме лично эгоистической цели в жизни.
Укажу хоть на один пример.
Социалистическое учение требует, чтобы произведениями труда пользовались трудящиеся. Но кто же отнимает у трудящегося его труд? Капиталисты.
Кто же дает капиталистам возможность отнимать у трудящегося его труд? Власть.
Власть же - это полиция, войско. Войско же и полиция составлены из тех самых людей, у которых капиталисты отнимают их труд. Зачем же эти люди делают это, сами у себя отнимают произведение своего труда? Затем, что они обмануты.
Стало быть, все дело в обмане. Что же проповедуют социалистические учения для того, чтобы избавиться от этого обмана? Всякого рода соединения во имя выгод рабочих: кооперации, стачки, распространение социалистических учений.
Но разве все эти меры могут уничтожить тот обман, посредством которого одни люди находят нужным обманывать других, а другие подчиняются этому обману.
Допустим, что одни устроители общества, пускай это будут социалисты, будут в состоянии предписывать законы, которые должны будут подчиняться капиталисты и всякие собственники.
Но ведь никогда не было и не может быть, да и не будет того, чтобы устроители общества пришли бы к оному признаваемому всеми наилучшему устройству общества. А как скоро не будет такого согласия, необходимо будет (как оно всегда и было, есть и теперь) употребление власти, т.е. насилия одних людей над другими.
Для того же, чтобы было насилие, необходимо, чтобы продолжался тот самый обман, вследствие которого люди насилуют самих себя по воле тех людей, какие в данное время имеют власть.
Власть же для того, чтобы быть властью, должна поддерживать этот обман всякого рода обманами и жестокостями, направленными против обманутого народа: она должна иметь тюрьмы, даже казни, должна иметь полицию, войско, т.е. людей, без рассуждения обязанных исполнять приказанное до убийства включительно.
А разве возможно предположить, чтобы при обязательности, соnditio sine qua non (необходимое условие) такой деятельности, какая бы то ни была власть могла содействовать благу народа.
Что же нужно сделать для того, чтобы люди перестали подчиняться этому обману, перестали бы насиловать самих себя?
Очевидно, есть только одно средство: соединение всех людей в одном общем всем законе жизни, из которого вытекало бы и устройство общественной жизни.
И закон этот есть и сразу уничтожает ту главную причину существующего зла, заключающегося в обмане, вследствие которого люди насилуют самих себя и дают возможность капиталистам отнимать у работников произведения их труда.
Только следуй человек религиозно-нравственному закону, не допускающему насилия человека над человеком, ни какого бы то ни было участия в таком насилии, и насилие, главная причина несправедливого экономического устройства жизни, само собой уничтожается.
(выделено мной)
Статья полностью:
http://www.biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=show&letter=759
SHEN YUN die beste Show der Welt - www.shenyun.com
23.10.06 12:59
в ответ ijaG 21.10.06 18:56
Интересная конечно статья но Лев Николаевич был хорошим православным христианином философом и в силу этого не смог понять всей сути теории общественных формаций К. Маркса. поэтому в ответ на его статью привожу другую Некоего Г.М. Салова который в принципе подтверждает статью Рифкина.
____________________________________________________________________________
Мораль и идеология: Совместимы - ли эти понятия
В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и, соответственно, уменьшается значение административного регулирования взаимоотношения между людьми.
Программа КПСС. Раздел V. Задачи партии в области идеологии... п. в) Утверждение коммунистической морали.
Вопрос совместимости морали и идеологии, стоит перед обществом давно. Можно сказать, сколько существует цивилизация, столько и стоит перед людьми вопрос: Политика, по сути своей v нравственна или безнравственна?
Политика неизбежна при капитализме. Капиталистическое общество, суть v общество потребительское, уровень которого регулируется только финансовыми возможностями потребителя. При этом, возможности эти не регулируемы государством. ╚Gomo gomini v Lupus est╩! ╚Человек человеку v волк╩! Вот мораль капиталистического общества. Это мораль капиталистической идеологии.
На миг представим себе капиталиста, который бы исповедовал мораль коммунистической формации: Человек, человеку - товарищ и брат! Как только он провозгласил бы сво╦ новое жизненное кредо, он перестал бы быть капиталистом. Такие примеры были в истории России. Например v Савва Морозов...
Следует отметить, что капиталистическая идеология не застывшая категория, лишенная перспективы развития, а диалектически изменяющаяся формация, развивающаяся под воздействием объективных факторов развития общества определенных марксизмом - ленинизмом. Например, если рабочий имеет гарантированную работу и достаточный уровень зарплаты, если у рабочего в отношении с работодателем определена социальная ниша, гарантирующая ему и его семье социальное благополучие, то такой рабочий будет аполитичен. Рабочему человеку не нужна политика ради политики.
В Японии действует принцип: ╚За все платит фирма╩. Естественно, фирма все делает для рабочего в социальной сфере не бесплатно. Все, что фирма тратит на социальные нужды рабочего заработано и произведено самим же рабочим.
Отметим, что действовать так в отношении рабочих японские предприниматели стали не в силу своих высоких моральных качеств, а в силу необходимости. Здесь суровый экономический расчет: Иметь дело со здоровым, социально спокойным, высокообразованным рабочим более прибыльно, чем с больным и социально не предсказуемым.
Тратя значительную часть стоимости прибавочного продукта на восстановление рабочей силы, часть достаточную для решения всех социальных проблем рабочего, капиталист тем самым вынужденно делает шаг в сторону социализма.
В СССР так же было бесплатное жилье, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и т.д., и все это было заработано рабочими. Как сегодня говорят, фишка в том, что каждый рабочий имел от государства гарантии этих социальных услуг.
Можно сказать, социалистическое общество имело свою мораль, и мораль эта была совместима с социалистической идеологией, то есть, с интересами трудового человека. Мало того, эта мораль была движущей силой на пути мирного развития общества от капитализма к социализму, как определено марксизмом v ленинизм.
Однако, приходится признать, что столкновение идеологических платформ в океане цивилизации вызывало и вызывает сильнейшие политические потрясения, когда высвобождается громадная социальная энергия. На мой взгляд, мораль общества имеет решающее значение при определении вектора, куда эта социальная энергия будет направлена.
И до и, что особо важно, после политического катаклизма важную роль приобретает индивидуальная мораль, то есть, мораль каждого человека, принадлежащего к той или иной идеологической платформе (формации). Индивидуальная мораль определяет итог социального катаклизма, то есть, ту идеологическую направленность общества, подготовленную в период накопления напряженности.
Следует обратить внимание читателя на то обстоятельство, что напряженность на границе двух нравственных платформ сегодня, как никогда, великаи грозит всемирным потрясением. В земной цивилизации это проявляется такими социальными явлениями, как глобализм и антиглобализм.
И здесь не все просто. Вспомним: ╚Революционная целесообразность╩! ╚Цель оправдывает средства!╩ Что это, как не моральные суррогаты, подменяющие истинно моральные ценности. Пользуясь этими суррогатами, цели можно добиться более быстрее, и менее затратным способом, прикрываясь все теми же, как бы уже и узаконенными суррогатными моральными постулатами (по сути - аморальными ).
Рассмотрим внутреннею суть приведенного автором эпиграфа. Из ссылки видно, что слова принадлежат Леониду Ильичу Брежневу, или, по крайней мере, он был согласен с этими словами, поскольку некогда их озвучил, как Генеральный секретарь КПСС.
Итак: ╚В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми╩.
Да уж! Административно невозможно реализовать формулу: ╚От каждого по способности, каждому по потребности╩!
При коммунизме труд станет потребностью человека не только ради хлеба насущного, а, в основном, ради реализации нравственных установок самого человека, в рамках ╚разумного эгоизма╩ первых русскихдемократов, в рамках свободы, как осознанной необходимости.
Регулятором потребления будет не классовая мораль эксплуататоров, не бумажные контрамарки, называемые деньгами, а нравственные начала индивидуума. Потребности человека будут регулироваться нравственными установками самого человека.
Однако, вчитываясь в текст эпиграфа, я нахожу некую алогичность. Например: ╚В процессе перехода все более возрастает роль нравственных начал...╩. А разве изначально революционные преобразования общества не было нравственным протестом, проявлением коммунистической морали в самом максимальном е╦ значении? Почему же вопрос морали становится более актуален с развитием коммунистических отношений в обществе, а не изначально? Думаю, что причиной здесь являются моральные, вернее - аморальные, постулаты революционного периода, о которых автор упоминал уже выше. Это пресловутая ╚революционная целесообразность╩, подменившая на долгие годы коммунистическую мораль.
Это печально известное: ╚Цель оправдывает средства╩! Наивно считать, что благое дело можно начать неблаговидными методами, и затем вогнать процесс в рамки коммунистической морали. Опыт СССР и итог этого опыта показал в 1991 году, что это невозможно.
Важную роль в формировании морали общества играет русская и российская интеллигенция. Давайте на каком v либо примере посмотрим, как интеллигенция справляется с этой ролью.
Сравнительно недавно я прочитал в газете ╚Аргументы и факты╩ интервью замечательного художника России Ильи Сергеевича Глазунова, журналисту Ольге Шаблинской. Материал озаглавлен довольно жестко: Илья Глазунов, как бы задается вопросом: ╚Грядет тоталитарная демократия╩?
Уважаемый художник был диссидентом и этого не скрывает в этом же интервью. Можно задаться вопросом: Почему, проявившие свой талант в советское время, получившие образование в советское время, состоявшиеся, как личности, в советское время, почему они избирали тернистый путь диссидентства? На мой взгляд, потому, что корни их жизни уходят далеко в прошлое, в царскую Россию v империю, уходят в могилы их предков, порой весьма родовитых предков, пострадавших от революции, от пролетариата. И не нужно их осуждать за это. Это все те же признаки классовой борьбы, классовой несовместимости. На мой взгляд, если бы не было диссидентов, то их нужно было бы сформировать самой советской власти. Диссидентство, это как бы оселок, на котором проверяют остроту жизни, е╦ соответствие идеологии.
Как русского человека, Илью Глазунова сегодня тревожит состояние общества России, состояние русского государства. Давайте же ознакомимся с позицией художника сегодня, после 15 лет тотальной демократизации общества.
Отступление от темы:
Я видел картину Ильи Глазунова ╚Мистерия XX века╩ и многие его картины этого же цикла и такой же тематики. Его называют мастером кича. Может быть. Я не специалист. Со многими политическими оценками я не согласен с И.Глазуновым, но то, что художник через свое творчество смело и вполне искренне высказывает свою политическую позицию, у него не отнять.
Мне повезло посетить две его выставки, из трех знаменитых выставок начала восьмидесятых годов прошлого века. На первую выставку в Манеже города Ленинграда, мы попали с товарищем по разрешению самого художника. Мы были в командировке. Толпа желающих не давала надежд на посещение, но добрая воля художника сделала нашу надежду сбывшейся.
Позже, в Манеже города Москвы мне тоже удалось побывать на выставке И.Глазунова. В Одессе посетить выставку уже не пришлось v командировки не случилось.
Я помню грандиозный скандал в ленинградском Манеже, разразившемся между художником и журналистом какой-то центральной газеты. Помню только, из слов художника, что этот журналист не вполне объективно публиковал в своих статьях материал о творчестве художника. Именно, в политическом аспекте. Помнится, что журналисту пришлось, по требованию художника, покинуть выставочный павильон.
Я привожу эти штрихи из жизни художника только с одной цель: показать, что художник не боялся высказать свое мнение, то ли в устной форме, то ли своими картинами. Это говорит о том, что позиция, высказанная художником, представителем русской интеллигенции, такая же искрения, как и его картины.
Вернемся к теме, и познакомимся с сегодняшней позицией известного представителя русской интеллигенции, которая в России всегда была носителем моральных ценностей, хотя и не имело на это морального права. (Об этом дальше).
И так. О Солженицыне. Что говорит русский патриот, И.Глазунов:
╚ Я считаю Солженицына единственным диссидентом тех лет. Диссидент означает - инакомыслящий. И действительно, тогда он был таковым. Может быть, ему сегодня не дают говорить? Ведь цензура сейчас похлеще, чем в советские времена╩.
Через эту фразу Глазунова можно рассмотреть другого Солженицына, не удовлетворенного тем, что происходит ныне в России. На примере Глазунова и Солженицына я делаю вывод, что интеллигенция, в очередной раз, готова перейти на другие рельсы?
Русские диссиденты из советской интеллигенции действительно находятся в состоянии растерянности. Ведь их надежды с распадом СССР и крахом КПСС не сбылись. А надежд было много...
Каждый вечер мы, порой, с удивлением слушаем рассуждения наших ╚политологов╩ и просто хорошо подготовленных людей из русско-российской интеллигенции. Впечатление такое, что вернулось старое доброе (кому недоброе) время Леонида Ильича Брежнева. Удивляться приходится еще и потому, что эти же господа лет эдак 15 тому назад исходили пеной бешенства в отношении той же коммунистической идеологии. Помните истерический крик одного из демократов, удивленного итогами первого этапа голосования за президента: Россия - ты одурела!- проорал он на всю страну из кремлевского зала! Не меньше и не больше. И только лишь потому ╚ Россия одурела╩, что высказала мнение отличное, от ожиданий этого господина.
В растерянности диссиденты сравнивают события последних пятнадцати лет с пророчеством русского философа v патриота Ивана Ильина и приходят в ужас от неизбежной реальности этого пророчества.
Если прислушаться к тональности многих некогда непримиримых критиков, порой, злобных критиков советского периода, особо в начале 90-х прошлого века, вникнуть в суть их сегодняшних суждений, то улавливаешь некую дистанцированность от политики Гайдара, Чубайса, и совершенное неприятие политики Ельцина, дистанцированность от некогда своих же позиций. Сегодня уже не встретить никого из интеллигенции, кто признался бы, что он голосовал когда-то за Ельцина. Как это похоже на нашу советскую (русскую) интеллигенцию!
Характерно, в этом случае, высказывание художника по поводу экранизации романа Солженицына ╚ В круге первом╩.
Солженицын привел в сво╦м романе пример трагедии народа v советского народа, народа вынужденного оценивать свои поступки, порой, героические поступки, двумя критериями : ╚Цель оправдывает средства╩ и ╚революционная целесообразность╩.
А Художник говорит: ╚Не верю!... Сейчас нашим режиссерам (если они еще остались) нужно снимать уже не ╚В круге первом╩, а ╚ В круге втором. Потому, что мы все ближе к центру ада ╩.
Реформаторы отказались от коммунистической идеологии, но не предложили ничего взамен. Почему? Только потому, что, задав себе этот вопрос (об идеологии и морали), они неизбежно пришли бы к той же ╚коммунистической морали╩, к той же ╚коммунистической идеологии╩.
Коммунистическая идеология, идеология, содержащая в сути своей интересы трудового человека, не может существовать без коммунистической морали, и это пугает ╚демократов╩. Идеология в интересах народа неизбежно сопрягается с марксизмом v ленинизмом, и потому отторгается реформаторами.
Сегодня убито село. Художник напоминает об этом: ╚ В нашем правительстве работала одна стерва, которая сказала о не перспективности русских деревень... Как это?! Мы живые! И потому перспективные! Она же людоедка╩!
Сразу видно, что мораль Художника не совместима с моралью людоедской идеологии в период ╚ демократического╩ реформирования села. И не только села...
Сегодня порушена армия. Нарушены вековые традиции русской армии. Художник не может молчать и говорит напрямую: ╚А началось все с Горбачева. Я не понимаю, как мог САМ Главнокомандующий Вооруженными силами отдать приказ на разоружение страны... Он забыл, наверное, слова великого государя Александра III: У России два союзника v е╦ армия, и е╦ флот╩.
Чувствуется, как эти оценки даются Художнику с болью в сердце. И нет снисхождения в этих оценках реформаторам последнего пятнадцатилетия. Осмелюсь утверждать, что и идеология коммунистов v первопроходцев, и отсутствие всякой идеологии у реформаторов - либералов (хотя v отсутствие идеологии, тоже есть идеология) были лишены самого важного базиса - морали. В центе любой идеологии должен быть Человек. Тогда эта идеология будет восприниматься как руководство в жизни. Но, чтобы Человек чувствовал себя комфортно в идеологии, там же должна быть мораль, определяющая условия существования этого Человека.
Отступление от темы:
Несмотря на воинствующую риторику русской интеллигенции, я для себя сделал вывод, что с ролью нравственного наставника общества она не справляется. Да и как она может справляться с этой сложнейшей ролью, если в социальном плане в полной мере зависима от производителей v крестьянина и рабочего.
К началу XXI века человечество устойчиво сформировалось по следующим группам:
1. Производители всего, что потребляет общество: Крестьяне. Рабочие.
2. Потребители всего, что производят производители: Инженеры. Писатели. Ученые. Врачи. Педагоги. Дети. Пенсионеры. Солдаты и офицеры. Охранники. Студенты. Чиновники. Служащие банков. Артисты. Политики. Попы и их служки. Воры и бандиты. Буржуа. Нищие. Проститутки. Полицейские. Заключенные. Спекулянты. Торговые работники. И так далее. Может, какую-то группу пропустил. Наверняка пропустил.
Без некоторых ╚потребителей╩ производители обойтись не могут, и сами заинтересованы их содержать. Однако, общественного механизма, позволяющего им самим определять, кого им содержать, сегодня нет. Денежная система распределения позволяет сам механизм распределения подчинить не производителям и даже не тем, в ком заинтересованы производители, а совершенно чуждой им группе, или v группам, таким, как: Спекулянты. Торгаши, Банкиры. Чиновники. Воры и бандиты. Полицейские. Буржуа. И т.д.
Казалось бы, кто кормит общество, тот и должен формировать правила поведения в обществе. Ан v нет! Производители поставлены в современном обществе на положение рабов. Закрепляет это положение государство и денежная система распределения, позволяющая допускать произвол при распределении и узурпацию власти. Чиновники и политики, через денежную систему содержат репрессивный аппарат, армию чиновников, которые принудительно производят распределения материальных благ без учета интересов производителя. Более аморального положения в обществе трудно себе представить. И пока будет такая ╚аморалка╩ будет ╚революционная ситуация╩. В этом причина существования многих ╚моралей╩ в обществе. Прав тот, у кого больше прав v вот мораль каждой социальной группы. А права дают деньги, эти контрамарки на получение общественных благ. Вот откуда Гайдар - младший, черпал свои идеи о монетизации советской экономики: Мол v де, деньги все распределят и поставят на место.
Вернемся к теме нашего разговора:
Были попытки совместить идеологию марксизма v ленинизма и морали? Пусть, хотя бы не коммунистической морали, а так называемой ╚общечеловеческой морали╩?
В 1920 году большевиком Сольцем были организована партийная дискуссия на тему коммунистической морали. Участники дискуссии исходили из убеждения, согласно которому этично то, что служит делу партии, революции. С позиций 70-ти лет опыта строительства социализма, темы дискуссий были до смешного примитивны. Например, в заключительном слове А.А. Сольца по отчету ЦКК на XI съезде партии есть такие рассуждения: ╚Если какого нибудь товарища смущает, можно - ли ... дать взятку или нет, он должен пойти в партийную организацию и спросить...╩.
В дальнейшем о материалах дискуссии забыли, вернее, они признавались, но только в одном качестве v санкции политической целесообразности, оправдания официальных партийно-государственных решений.
Если в прошлом были свои основания для того, чтобы материалы партийной дискуссии о партийной этике оставались в тени, то сегодня, после политической катастрофы, напротив, необходимо высветить проблемы партийной этики, партийной морали. Очевидно, этика, как наука о морали, должна их определить.
Большевики на собственном опыте убедились, что ╚власть портит╩, как утверждал Маркс.
Вопросы партийной этики нельзя рассматривать в отрыве от общей нравственной ситуации в стране. Предупреждения Ленина о бюрократической опасности не было принято всерьез только по одной причине v мораль в партии и в стране в целом уже тогда определяли бюрократы, пролезшие к власти через эту зияющую щель v отсутствие партийной этики... Итог этому: Власть брала партия большевиков численностью около 26 000 человек, а менее через год страной управляли уже более 700 000 членов партии. Это в два раза больше квоты численности партии определенной Лениным. Отметим, что большевиков в партии осталось все те же 26 000...
В качестве основного принципа партийной этики и коммунистической морали в целом выдвигался принцип верности рабочему классу, революции, партии, делу социализма и коммунизма. Очевидно, несмотря на важность перечисленных аспектов, они служили подспорьем все той же партийной бюрократии в развертывании репрессий в борьбе за власть, при этом уничтожали, прежде всего, истинных марксистов.
На II Пленуме ЦКК, состоявшемся 3-10 октября 1924 года, Е.М. Ярославский сделал доклад ╚О партэтике╩ опубликованный отдельной брошюрой.
На этом Е.М. Ярославский не оставил своих попыток совместить идеологию и мораль.
Например, в Политехническом Музее 14 марта 1926 года им был прочитан очередной доклад под названием ╚Мораль и быт пролетариата в переходной период╩. Весьма важная тема. Не менее важная, чем тема диктатуры пролетариата.
Чтобы был ясен мотив этой работы, отмечу, что основной тезой своего доклада Е.М.Ярославский взял следующее высказывание Владимира Ильича Ленина:
╚Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда╩. (В.И.Ленин. ПСС.Т.41. С312-313-329)
Приходится признать, что Ленин тут прав, говоря о ╚вечной нравственности╩. Действительно, как только советская бюрократия пошла на невиданное предательство интересов своего народа, и, захватив власть, принялась грабить собственный народ, они, оказавшиеся в нужное время в нужном месте при дележе добычи, тот час вспомнили о ╚нравственных вечных ценностях╩.
Совершив антигосударственный переворот в 1991 году, отступники тут же внесли в ╚свою╩ конституцию пункт о неизменности государственного строя. И это понятно. Это все в рамках классовой борьбы.
Однако, зададимся вопросом: ЭТО все морально, или аморально?
Осознание необходимости изменить мир через революцию приходит к рабочим в результате морального, или аморального общественного процесса? Марксизм-ленинизм утверждает, что капитализм, это v аморальное общество...
...В очередной раз вернулись к проблеме коммунистической морали во времена Леонида Ильича Брежнева, когда утверждали Программу КПСС. Партия и Л.И. Брежнев считали, что моральный кодекс строителя коммунизма должен включать в себя такие нравственные истины, как:
- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине;
- добросовестный труд на благо общества; кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь; каждый за всех, все за одного;
- гуманное отношение и взаимное уважение между людьми: человек человеку v друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости. тунеядству. нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран;
Очевидно, что ставить эти вопросы в повестку дня заставили тревожные обстоятельства. В стране назревал нравственный кризис. Хотя, в народе сегодня бытует мнение, что если и был коммунизм, то это было при Брежневе Л. И., но приходится признать, что мораль партийных руководителей и партии в целом, упала именно во время правления Леонида Ильича, хотя процесс начался еще при Н. С. Хрущеве.
Но Л.И.Брежнева, видимо, волновала сложившаяся ситуация, раз вопросы нравственности ввел в Программу партии. Однако, события 90-х прошлого века показали, что принятые в Программе КПСС меры эффекта не принесли. Видимо, процесс зашел уже далеко...
Вспомним, что в конце 80-х и начале 90-х, развалом КПСС и СССР руководил Генеральный секретарь КПСС сотоварищи из Политбюро. Эффективно грабить народные богатства начали и продолжают бывшие функционеры от КПСС и е╦надежного последователя v ВЛКСМ. Уровнем аморальности партийной верхушки СССР были удивлены даже наши политические противники.
Оказывается, что аморальность имеют энергетический потенциал громадной разрушительной силы, как и мораль, имеет потенциал громадной созидательной силы.
Оказалось, что идеология, пусть самая научная и современная, самая человеколюбивая, не может быть реализована без морального фундамента, без морального базиса партии и каждого е╦ члена, каждого гражданина России.
Тема партии и морали столь важная, что нет смысла указывать народу дорогу к светлому будущему, не расставив по этой дороге маяки нравственности.
Естественно, партийная мораль будет отражать мораль всего общества, но в партии должны формироваться эталоны нравственности, развиваться и культивироваться в обществе. Тут проявляется суть лозунга большевиков: Народ и партия v едины!
----------
Извините за слишком большой текст но привести его урывками я немогу.
____________________________________________________________________________
Мораль и идеология: Совместимы - ли эти понятия
В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и, соответственно, уменьшается значение административного регулирования взаимоотношения между людьми.
Программа КПСС. Раздел V. Задачи партии в области идеологии... п. в) Утверждение коммунистической морали.
Вопрос совместимости морали и идеологии, стоит перед обществом давно. Можно сказать, сколько существует цивилизация, столько и стоит перед людьми вопрос: Политика, по сути своей v нравственна или безнравственна?
Политика неизбежна при капитализме. Капиталистическое общество, суть v общество потребительское, уровень которого регулируется только финансовыми возможностями потребителя. При этом, возможности эти не регулируемы государством. ╚Gomo gomini v Lupus est╩! ╚Человек человеку v волк╩! Вот мораль капиталистического общества. Это мораль капиталистической идеологии.
На миг представим себе капиталиста, который бы исповедовал мораль коммунистической формации: Человек, человеку - товарищ и брат! Как только он провозгласил бы сво╦ новое жизненное кредо, он перестал бы быть капиталистом. Такие примеры были в истории России. Например v Савва Морозов...
Следует отметить, что капиталистическая идеология не застывшая категория, лишенная перспективы развития, а диалектически изменяющаяся формация, развивающаяся под воздействием объективных факторов развития общества определенных марксизмом - ленинизмом. Например, если рабочий имеет гарантированную работу и достаточный уровень зарплаты, если у рабочего в отношении с работодателем определена социальная ниша, гарантирующая ему и его семье социальное благополучие, то такой рабочий будет аполитичен. Рабочему человеку не нужна политика ради политики.
В Японии действует принцип: ╚За все платит фирма╩. Естественно, фирма все делает для рабочего в социальной сфере не бесплатно. Все, что фирма тратит на социальные нужды рабочего заработано и произведено самим же рабочим.
Отметим, что действовать так в отношении рабочих японские предприниматели стали не в силу своих высоких моральных качеств, а в силу необходимости. Здесь суровый экономический расчет: Иметь дело со здоровым, социально спокойным, высокообразованным рабочим более прибыльно, чем с больным и социально не предсказуемым.
Тратя значительную часть стоимости прибавочного продукта на восстановление рабочей силы, часть достаточную для решения всех социальных проблем рабочего, капиталист тем самым вынужденно делает шаг в сторону социализма.
В СССР так же было бесплатное жилье, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и т.д., и все это было заработано рабочими. Как сегодня говорят, фишка в том, что каждый рабочий имел от государства гарантии этих социальных услуг.
Можно сказать, социалистическое общество имело свою мораль, и мораль эта была совместима с социалистической идеологией, то есть, с интересами трудового человека. Мало того, эта мораль была движущей силой на пути мирного развития общества от капитализма к социализму, как определено марксизмом v ленинизм.
Однако, приходится признать, что столкновение идеологических платформ в океане цивилизации вызывало и вызывает сильнейшие политические потрясения, когда высвобождается громадная социальная энергия. На мой взгляд, мораль общества имеет решающее значение при определении вектора, куда эта социальная энергия будет направлена.
И до и, что особо важно, после политического катаклизма важную роль приобретает индивидуальная мораль, то есть, мораль каждого человека, принадлежащего к той или иной идеологической платформе (формации). Индивидуальная мораль определяет итог социального катаклизма, то есть, ту идеологическую направленность общества, подготовленную в период накопления напряженности.
Следует обратить внимание читателя на то обстоятельство, что напряженность на границе двух нравственных платформ сегодня, как никогда, великаи грозит всемирным потрясением. В земной цивилизации это проявляется такими социальными явлениями, как глобализм и антиглобализм.
И здесь не все просто. Вспомним: ╚Революционная целесообразность╩! ╚Цель оправдывает средства!╩ Что это, как не моральные суррогаты, подменяющие истинно моральные ценности. Пользуясь этими суррогатами, цели можно добиться более быстрее, и менее затратным способом, прикрываясь все теми же, как бы уже и узаконенными суррогатными моральными постулатами (по сути - аморальными ).
Рассмотрим внутреннею суть приведенного автором эпиграфа. Из ссылки видно, что слова принадлежат Леониду Ильичу Брежневу, или, по крайней мере, он был согласен с этими словами, поскольку некогда их озвучил, как Генеральный секретарь КПСС.
Итак: ╚В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми╩.
Да уж! Административно невозможно реализовать формулу: ╚От каждого по способности, каждому по потребности╩!
При коммунизме труд станет потребностью человека не только ради хлеба насущного, а, в основном, ради реализации нравственных установок самого человека, в рамках ╚разумного эгоизма╩ первых русскихдемократов, в рамках свободы, как осознанной необходимости.
Регулятором потребления будет не классовая мораль эксплуататоров, не бумажные контрамарки, называемые деньгами, а нравственные начала индивидуума. Потребности человека будут регулироваться нравственными установками самого человека.
Однако, вчитываясь в текст эпиграфа, я нахожу некую алогичность. Например: ╚В процессе перехода все более возрастает роль нравственных начал...╩. А разве изначально революционные преобразования общества не было нравственным протестом, проявлением коммунистической морали в самом максимальном е╦ значении? Почему же вопрос морали становится более актуален с развитием коммунистических отношений в обществе, а не изначально? Думаю, что причиной здесь являются моральные, вернее - аморальные, постулаты революционного периода, о которых автор упоминал уже выше. Это пресловутая ╚революционная целесообразность╩, подменившая на долгие годы коммунистическую мораль.
Это печально известное: ╚Цель оправдывает средства╩! Наивно считать, что благое дело можно начать неблаговидными методами, и затем вогнать процесс в рамки коммунистической морали. Опыт СССР и итог этого опыта показал в 1991 году, что это невозможно.
Важную роль в формировании морали общества играет русская и российская интеллигенция. Давайте на каком v либо примере посмотрим, как интеллигенция справляется с этой ролью.
Сравнительно недавно я прочитал в газете ╚Аргументы и факты╩ интервью замечательного художника России Ильи Сергеевича Глазунова, журналисту Ольге Шаблинской. Материал озаглавлен довольно жестко: Илья Глазунов, как бы задается вопросом: ╚Грядет тоталитарная демократия╩?
Уважаемый художник был диссидентом и этого не скрывает в этом же интервью. Можно задаться вопросом: Почему, проявившие свой талант в советское время, получившие образование в советское время, состоявшиеся, как личности, в советское время, почему они избирали тернистый путь диссидентства? На мой взгляд, потому, что корни их жизни уходят далеко в прошлое, в царскую Россию v империю, уходят в могилы их предков, порой весьма родовитых предков, пострадавших от революции, от пролетариата. И не нужно их осуждать за это. Это все те же признаки классовой борьбы, классовой несовместимости. На мой взгляд, если бы не было диссидентов, то их нужно было бы сформировать самой советской власти. Диссидентство, это как бы оселок, на котором проверяют остроту жизни, е╦ соответствие идеологии.
Как русского человека, Илью Глазунова сегодня тревожит состояние общества России, состояние русского государства. Давайте же ознакомимся с позицией художника сегодня, после 15 лет тотальной демократизации общества.
Отступление от темы:
Я видел картину Ильи Глазунова ╚Мистерия XX века╩ и многие его картины этого же цикла и такой же тематики. Его называют мастером кича. Может быть. Я не специалист. Со многими политическими оценками я не согласен с И.Глазуновым, но то, что художник через свое творчество смело и вполне искренне высказывает свою политическую позицию, у него не отнять.
Мне повезло посетить две его выставки, из трех знаменитых выставок начала восьмидесятых годов прошлого века. На первую выставку в Манеже города Ленинграда, мы попали с товарищем по разрешению самого художника. Мы были в командировке. Толпа желающих не давала надежд на посещение, но добрая воля художника сделала нашу надежду сбывшейся.
Позже, в Манеже города Москвы мне тоже удалось побывать на выставке И.Глазунова. В Одессе посетить выставку уже не пришлось v командировки не случилось.
Я помню грандиозный скандал в ленинградском Манеже, разразившемся между художником и журналистом какой-то центральной газеты. Помню только, из слов художника, что этот журналист не вполне объективно публиковал в своих статьях материал о творчестве художника. Именно, в политическом аспекте. Помнится, что журналисту пришлось, по требованию художника, покинуть выставочный павильон.
Я привожу эти штрихи из жизни художника только с одной цель: показать, что художник не боялся высказать свое мнение, то ли в устной форме, то ли своими картинами. Это говорит о том, что позиция, высказанная художником, представителем русской интеллигенции, такая же искрения, как и его картины.
Вернемся к теме, и познакомимся с сегодняшней позицией известного представителя русской интеллигенции, которая в России всегда была носителем моральных ценностей, хотя и не имело на это морального права. (Об этом дальше).
И так. О Солженицыне. Что говорит русский патриот, И.Глазунов:
╚ Я считаю Солженицына единственным диссидентом тех лет. Диссидент означает - инакомыслящий. И действительно, тогда он был таковым. Может быть, ему сегодня не дают говорить? Ведь цензура сейчас похлеще, чем в советские времена╩.
Через эту фразу Глазунова можно рассмотреть другого Солженицына, не удовлетворенного тем, что происходит ныне в России. На примере Глазунова и Солженицына я делаю вывод, что интеллигенция, в очередной раз, готова перейти на другие рельсы?
Русские диссиденты из советской интеллигенции действительно находятся в состоянии растерянности. Ведь их надежды с распадом СССР и крахом КПСС не сбылись. А надежд было много...
Каждый вечер мы, порой, с удивлением слушаем рассуждения наших ╚политологов╩ и просто хорошо подготовленных людей из русско-российской интеллигенции. Впечатление такое, что вернулось старое доброе (кому недоброе) время Леонида Ильича Брежнева. Удивляться приходится еще и потому, что эти же господа лет эдак 15 тому назад исходили пеной бешенства в отношении той же коммунистической идеологии. Помните истерический крик одного из демократов, удивленного итогами первого этапа голосования за президента: Россия - ты одурела!- проорал он на всю страну из кремлевского зала! Не меньше и не больше. И только лишь потому ╚ Россия одурела╩, что высказала мнение отличное, от ожиданий этого господина.
В растерянности диссиденты сравнивают события последних пятнадцати лет с пророчеством русского философа v патриота Ивана Ильина и приходят в ужас от неизбежной реальности этого пророчества.
Если прислушаться к тональности многих некогда непримиримых критиков, порой, злобных критиков советского периода, особо в начале 90-х прошлого века, вникнуть в суть их сегодняшних суждений, то улавливаешь некую дистанцированность от политики Гайдара, Чубайса, и совершенное неприятие политики Ельцина, дистанцированность от некогда своих же позиций. Сегодня уже не встретить никого из интеллигенции, кто признался бы, что он голосовал когда-то за Ельцина. Как это похоже на нашу советскую (русскую) интеллигенцию!
Характерно, в этом случае, высказывание художника по поводу экранизации романа Солженицына ╚ В круге первом╩.
Солженицын привел в сво╦м романе пример трагедии народа v советского народа, народа вынужденного оценивать свои поступки, порой, героические поступки, двумя критериями : ╚Цель оправдывает средства╩ и ╚революционная целесообразность╩.
А Художник говорит: ╚Не верю!... Сейчас нашим режиссерам (если они еще остались) нужно снимать уже не ╚В круге первом╩, а ╚ В круге втором. Потому, что мы все ближе к центру ада ╩.
Реформаторы отказались от коммунистической идеологии, но не предложили ничего взамен. Почему? Только потому, что, задав себе этот вопрос (об идеологии и морали), они неизбежно пришли бы к той же ╚коммунистической морали╩, к той же ╚коммунистической идеологии╩.
Коммунистическая идеология, идеология, содержащая в сути своей интересы трудового человека, не может существовать без коммунистической морали, и это пугает ╚демократов╩. Идеология в интересах народа неизбежно сопрягается с марксизмом v ленинизмом, и потому отторгается реформаторами.
Сегодня убито село. Художник напоминает об этом: ╚ В нашем правительстве работала одна стерва, которая сказала о не перспективности русских деревень... Как это?! Мы живые! И потому перспективные! Она же людоедка╩!
Сразу видно, что мораль Художника не совместима с моралью людоедской идеологии в период ╚ демократического╩ реформирования села. И не только села...
Сегодня порушена армия. Нарушены вековые традиции русской армии. Художник не может молчать и говорит напрямую: ╚А началось все с Горбачева. Я не понимаю, как мог САМ Главнокомандующий Вооруженными силами отдать приказ на разоружение страны... Он забыл, наверное, слова великого государя Александра III: У России два союзника v е╦ армия, и е╦ флот╩.
Чувствуется, как эти оценки даются Художнику с болью в сердце. И нет снисхождения в этих оценках реформаторам последнего пятнадцатилетия. Осмелюсь утверждать, что и идеология коммунистов v первопроходцев, и отсутствие всякой идеологии у реформаторов - либералов (хотя v отсутствие идеологии, тоже есть идеология) были лишены самого важного базиса - морали. В центе любой идеологии должен быть Человек. Тогда эта идеология будет восприниматься как руководство в жизни. Но, чтобы Человек чувствовал себя комфортно в идеологии, там же должна быть мораль, определяющая условия существования этого Человека.
Отступление от темы:
Несмотря на воинствующую риторику русской интеллигенции, я для себя сделал вывод, что с ролью нравственного наставника общества она не справляется. Да и как она может справляться с этой сложнейшей ролью, если в социальном плане в полной мере зависима от производителей v крестьянина и рабочего.
К началу XXI века человечество устойчиво сформировалось по следующим группам:
1. Производители всего, что потребляет общество: Крестьяне. Рабочие.
2. Потребители всего, что производят производители: Инженеры. Писатели. Ученые. Врачи. Педагоги. Дети. Пенсионеры. Солдаты и офицеры. Охранники. Студенты. Чиновники. Служащие банков. Артисты. Политики. Попы и их служки. Воры и бандиты. Буржуа. Нищие. Проститутки. Полицейские. Заключенные. Спекулянты. Торговые работники. И так далее. Может, какую-то группу пропустил. Наверняка пропустил.
Без некоторых ╚потребителей╩ производители обойтись не могут, и сами заинтересованы их содержать. Однако, общественного механизма, позволяющего им самим определять, кого им содержать, сегодня нет. Денежная система распределения позволяет сам механизм распределения подчинить не производителям и даже не тем, в ком заинтересованы производители, а совершенно чуждой им группе, или v группам, таким, как: Спекулянты. Торгаши, Банкиры. Чиновники. Воры и бандиты. Полицейские. Буржуа. И т.д.
Казалось бы, кто кормит общество, тот и должен формировать правила поведения в обществе. Ан v нет! Производители поставлены в современном обществе на положение рабов. Закрепляет это положение государство и денежная система распределения, позволяющая допускать произвол при распределении и узурпацию власти. Чиновники и политики, через денежную систему содержат репрессивный аппарат, армию чиновников, которые принудительно производят распределения материальных благ без учета интересов производителя. Более аморального положения в обществе трудно себе представить. И пока будет такая ╚аморалка╩ будет ╚революционная ситуация╩. В этом причина существования многих ╚моралей╩ в обществе. Прав тот, у кого больше прав v вот мораль каждой социальной группы. А права дают деньги, эти контрамарки на получение общественных благ. Вот откуда Гайдар - младший, черпал свои идеи о монетизации советской экономики: Мол v де, деньги все распределят и поставят на место.
Вернемся к теме нашего разговора:
Были попытки совместить идеологию марксизма v ленинизма и морали? Пусть, хотя бы не коммунистической морали, а так называемой ╚общечеловеческой морали╩?
В 1920 году большевиком Сольцем были организована партийная дискуссия на тему коммунистической морали. Участники дискуссии исходили из убеждения, согласно которому этично то, что служит делу партии, революции. С позиций 70-ти лет опыта строительства социализма, темы дискуссий были до смешного примитивны. Например, в заключительном слове А.А. Сольца по отчету ЦКК на XI съезде партии есть такие рассуждения: ╚Если какого нибудь товарища смущает, можно - ли ... дать взятку или нет, он должен пойти в партийную организацию и спросить...╩.
В дальнейшем о материалах дискуссии забыли, вернее, они признавались, но только в одном качестве v санкции политической целесообразности, оправдания официальных партийно-государственных решений.
Если в прошлом были свои основания для того, чтобы материалы партийной дискуссии о партийной этике оставались в тени, то сегодня, после политической катастрофы, напротив, необходимо высветить проблемы партийной этики, партийной морали. Очевидно, этика, как наука о морали, должна их определить.
Большевики на собственном опыте убедились, что ╚власть портит╩, как утверждал Маркс.
Вопросы партийной этики нельзя рассматривать в отрыве от общей нравственной ситуации в стране. Предупреждения Ленина о бюрократической опасности не было принято всерьез только по одной причине v мораль в партии и в стране в целом уже тогда определяли бюрократы, пролезшие к власти через эту зияющую щель v отсутствие партийной этики... Итог этому: Власть брала партия большевиков численностью около 26 000 человек, а менее через год страной управляли уже более 700 000 членов партии. Это в два раза больше квоты численности партии определенной Лениным. Отметим, что большевиков в партии осталось все те же 26 000...
В качестве основного принципа партийной этики и коммунистической морали в целом выдвигался принцип верности рабочему классу, революции, партии, делу социализма и коммунизма. Очевидно, несмотря на важность перечисленных аспектов, они служили подспорьем все той же партийной бюрократии в развертывании репрессий в борьбе за власть, при этом уничтожали, прежде всего, истинных марксистов.
На II Пленуме ЦКК, состоявшемся 3-10 октября 1924 года, Е.М. Ярославский сделал доклад ╚О партэтике╩ опубликованный отдельной брошюрой.
На этом Е.М. Ярославский не оставил своих попыток совместить идеологию и мораль.
Например, в Политехническом Музее 14 марта 1926 года им был прочитан очередной доклад под названием ╚Мораль и быт пролетариата в переходной период╩. Весьма важная тема. Не менее важная, чем тема диктатуры пролетариата.
Чтобы был ясен мотив этой работы, отмечу, что основной тезой своего доклада Е.М.Ярославский взял следующее высказывание Владимира Ильича Ленина:
╚Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда╩. (В.И.Ленин. ПСС.Т.41. С312-313-329)
Приходится признать, что Ленин тут прав, говоря о ╚вечной нравственности╩. Действительно, как только советская бюрократия пошла на невиданное предательство интересов своего народа, и, захватив власть, принялась грабить собственный народ, они, оказавшиеся в нужное время в нужном месте при дележе добычи, тот час вспомнили о ╚нравственных вечных ценностях╩.
Совершив антигосударственный переворот в 1991 году, отступники тут же внесли в ╚свою╩ конституцию пункт о неизменности государственного строя. И это понятно. Это все в рамках классовой борьбы.
Однако, зададимся вопросом: ЭТО все морально, или аморально?
Осознание необходимости изменить мир через революцию приходит к рабочим в результате морального, или аморального общественного процесса? Марксизм-ленинизм утверждает, что капитализм, это v аморальное общество...
...В очередной раз вернулись к проблеме коммунистической морали во времена Леонида Ильича Брежнева, когда утверждали Программу КПСС. Партия и Л.И. Брежнев считали, что моральный кодекс строителя коммунизма должен включать в себя такие нравственные истины, как:
- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине;
- добросовестный труд на благо общества; кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь; каждый за всех, все за одного;
- гуманное отношение и взаимное уважение между людьми: человек человеку v друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости. тунеядству. нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран;
Очевидно, что ставить эти вопросы в повестку дня заставили тревожные обстоятельства. В стране назревал нравственный кризис. Хотя, в народе сегодня бытует мнение, что если и был коммунизм, то это было при Брежневе Л. И., но приходится признать, что мораль партийных руководителей и партии в целом, упала именно во время правления Леонида Ильича, хотя процесс начался еще при Н. С. Хрущеве.
Но Л.И.Брежнева, видимо, волновала сложившаяся ситуация, раз вопросы нравственности ввел в Программу партии. Однако, события 90-х прошлого века показали, что принятые в Программе КПСС меры эффекта не принесли. Видимо, процесс зашел уже далеко...
Вспомним, что в конце 80-х и начале 90-х, развалом КПСС и СССР руководил Генеральный секретарь КПСС сотоварищи из Политбюро. Эффективно грабить народные богатства начали и продолжают бывшие функционеры от КПСС и е╦надежного последователя v ВЛКСМ. Уровнем аморальности партийной верхушки СССР были удивлены даже наши политические противники.
Оказывается, что аморальность имеют энергетический потенциал громадной разрушительной силы, как и мораль, имеет потенциал громадной созидательной силы.
Оказалось, что идеология, пусть самая научная и современная, самая человеколюбивая, не может быть реализована без морального фундамента, без морального базиса партии и каждого е╦ члена, каждого гражданина России.
Тема партии и морали столь важная, что нет смысла указывать народу дорогу к светлому будущему, не расставив по этой дороге маяки нравственности.
Естественно, партийная мораль будет отражать мораль всего общества, но в партии должны формироваться эталоны нравственности, развиваться и культивироваться в обществе. Тут проявляется суть лозунга большевиков: Народ и партия v едины!
----------
Извините за слишком большой текст но привести его урывками я немогу.
Где-то здесь собака порылась
23.10.06 13:07
в ответ OTK 23.10.06 00:22
В ответ на:
А с чем извените соглашаться
Разве государственное регулирование плохо? А какое другое регулирование ещ╦ может быть?
Совершенно верно на данный момент единственным способом регулирования распределения материальных благ является государственное регулирование. Но что это? Как не тоталитаризм со стороны государства?А с чем извените соглашаться
Разве государственное регулирование плохо? А какое другое регулирование ещ╦ может быть?
Где-то здесь собака порылась
23.10.06 13:52
Это не так. Наряду с этим тоталитарным способом распределения существует и рыночное распределение капиталистического общества. Лишь этот способ распределения способен в действительности осуществить распределение на основе принципа "каждому по труду".
Поэтому реальное продвижение к обществу социализма возможно лишь пут╦м постепенного совершенствования капиталистического рыночного распределения с последовательным дальнейшим сокращением вмешательства государственных структур в экономику.
Разумеется, такое совершенствование общественных отношений является трудновнедряемым процессом, поскольку ему препятствуют шкурнические интересы множества обладающих властью чиновников.
Но дальнейший прогресс неизбежен, поскольку страны его избегающие, просто будут терять сво╦ значение и уходить с лидирующих позиций на мировой арене (как это произошло с СССР).
в ответ antipen 23.10.06 13:07
В ответ на:
Совершенно верно на данный момент единственным способом регулирования распределения материальных благ является государственное регулирование. Но что это? Как не тоталитаризм со стороны государства?
Совершенно верно на данный момент единственным способом регулирования распределения материальных благ является государственное регулирование. Но что это? Как не тоталитаризм со стороны государства?
Это не так. Наряду с этим тоталитарным способом распределения существует и рыночное распределение капиталистического общества. Лишь этот способ распределения способен в действительности осуществить распределение на основе принципа "каждому по труду".
Поэтому реальное продвижение к обществу социализма возможно лишь пут╦м постепенного совершенствования капиталистического рыночного распределения с последовательным дальнейшим сокращением вмешательства государственных структур в экономику.
Разумеется, такое совершенствование общественных отношений является трудновнедряемым процессом, поскольку ему препятствуют шкурнические интересы множества обладающих властью чиновников.
Но дальнейший прогресс неизбежен, поскольку страны его избегающие, просто будут терять сво╦ значение и уходить с лидирующих позиций на мировой арене (как это произошло с СССР).
23.10.06 14:11
в ответ Schloss 17.10.06 23:29
Скоммуниздил....
------------------------------------
Я вот тут под впечатлении темы о Саммите ЕС-Россия, где ЕС озабочена новыми открытыми месторождениями газа в России, и слепила Хартию о "Энергонезависимости". Исходя из этой Хартии
- Россия должна поделится своими богатствами и трубосистемами просто так, так как ещ╦ Путин сказал - что у ВСЕЙ Европы нет столько активов , чтобы дать России в замен даже за 10% Штокмановского месторождения.
И вот я вижу термин - "Скоммуниздить"????!!!! И это относят к СССР или России.
Связав две темы - Оригинально!
Я уже неоднократно говорил, что нищая Европа потому и объединяется (по лозунгу "Пролетарии всех стран - объединяйтесь"), что оная ближе к коммунизму (и несвобода мышления и слова, и запреты в Правах и Свободах Людей и т.д.), чем та же Корея.
------------------------------------
Я вот тут под впечатлении темы о Саммите ЕС-Россия, где ЕС озабочена новыми открытыми месторождениями газа в России, и слепила Хартию о "Энергонезависимости". Исходя из этой Хартии
- Россия должна поделится своими богатствами и трубосистемами просто так, так как ещ╦ Путин сказал - что у ВСЕЙ Европы нет столько активов , чтобы дать России в замен даже за 10% Штокмановского месторождения.
И вот я вижу термин - "Скоммуниздить"????!!!! И это относят к СССР или России.
Связав две темы - Оригинально!
Я уже неоднократно говорил, что нищая Европа потому и объединяется (по лозунгу "Пролетарии всех стран - объединяйтесь"), что оная ближе к коммунизму (и несвобода мышления и слова, и запреты в Правах и Свободах Людей и т.д.), чем та же Корея.
... Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
23.10.06 15:40
в ответ Mood 23.10.06 14:11
Ну, нищая - это сильно сказано
... Бюджет только ФРГ вс╦ еще раза в два больше бюджета РФ...
Ну а вобщем-то да... в Европе застой сродни брежневскому... и объединение только усугубляет... Но на то он и застой, что разложение от безнаказанности верхушки достигло почти апогея...
Вот и Берлин вылетел в трубу... А ить я еще пару лет назад тут писал: нельзя педрилам давать власть, потому, что они будут думать только о правах сексменьшинств, а не о гос. делах...

Ну а вобщем-то да... в Европе застой сродни брежневскому... и объединение только усугубляет... Но на то он и застой, что разложение от безнаказанности верхушки достигло почти апогея...
Вот и Берлин вылетел в трубу... А ить я еще пару лет назад тут писал: нельзя педрилам давать власть, потому, что они будут думать только о правах сексменьшинств, а не о гос. делах...

23.10.06 18:19
в ответ Schloss 23.10.06 15:40
Ну, нищая - это сильно сказано ... Бюджет только ФРГ всё еще раза в два больше бюджета РФ...
-------------------------------------------------------------
Вы правильно меня поняли , ибо я говорю по Теме.
Нищенство по мне - это не дыра в кармане, многие живут и не чувствуют себя нищими.
Нищенство - это психология , это отобрать и поделить , это зависть и опаска , что другой станет богаче.
Именно поэтому для меня олицетворение коммунизма - Европа, нищая, завистливая, пораженная какими иожно пороками старая карга с длинными, крючковатыми пальцами.
-------------------------------------------------------------
Вы правильно меня поняли , ибо я говорю по Теме.
Нищенство по мне - это не дыра в кармане, многие живут и не чувствуют себя нищими.
Нищенство - это психология , это отобрать и поделить , это зависть и опаска , что другой станет богаче.
Именно поэтому для меня олицетворение коммунизма - Европа, нищая, завистливая, пораженная какими иожно пороками старая карга с длинными, крючковатыми пальцами.
... Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
23.10.06 22:41
А для)меня Европа это прекрасная Богиня , кстати ,единственный континент носящий имя богини ....
И не моложе он и не старше других .. И климат .. и условия жизни здесь более приспособлены для рода человеческого , чем где либо .
Потому и плывут африканцы на утхлых лодочках , с риском утонуть , к нам ткак Европа - красавица , а не карга ...
Вы видали чтобы немцев или датчан , тайно , набив ими рефрижираторы , вывозили бы в самую мощную и наиболее развивающую страну Азии ?
А вот они ... и морями и автобаноми ( в рефрижираторах ) и лесами( в подделаных крссовках адидас или найк ) пешочком ... к нам ...
в ответ Mood 23.10.06 18:19
В ответ на:
Европа, нищая, завистливая, пораженная какими иожно пороками старая карга с длинными, крючковатыми пальцами.
Европа, нищая, завистливая, пораженная какими иожно пороками старая карга с длинными, крючковатыми пальцами.
А для)меня Европа это прекрасная Богиня , кстати ,единственный континент носящий имя богини ....
И не моложе он и не старше других .. И климат .. и условия жизни здесь более приспособлены для рода человеческого , чем где либо .
Потому и плывут африканцы на утхлых лодочках , с риском утонуть , к нам ткак Европа - красавица , а не карга ...
Вы видали чтобы немцев или датчан , тайно , набив ими рефрижираторы , вывозили бы в самую мощную и наиболее развивающую страну Азии ?
А вот они ... и морями и автобаноми ( в рефрижираторах ) и лесами( в подделаных крссовках адидас или найк ) пешочком ... к нам ...
24.10.06 00:48
в ответ Ясный Сокол 23.10.06 22:41
Потому и плывут африканцы на утхлых лодочках , с риском утонуть , к нам ткак Европа - красавица , а не карга ...
---------------------------------------------------------------
Своё понимание термина нищая карга я дал .
И хвалиться тем , что психология Европы всё более становится нищей из-за наплыва таких же нищих
- я не думаю , что этим можно хвалиться.
Если уж переходить на Вашу точку зрения , то на прошлогодней сессии ООН было озвучено, что Россия уже ПЯТЬ ЛЕТ подряд занимает ВТОРОЕ место в мире (первое , по-прежнему за США) по эммигрантам и гастарбайтерам.
Вот так то!
---------------------------------------------------------------
Своё понимание термина нищая карга я дал .
И хвалиться тем , что психология Европы всё более становится нищей из-за наплыва таких же нищих
- я не думаю , что этим можно хвалиться.
Если уж переходить на Вашу точку зрения , то на прошлогодней сессии ООН было озвучено, что Россия уже ПЯТЬ ЛЕТ подряд занимает ВТОРОЕ место в мире (первое , по-прежнему за США) по эммигрантам и гастарбайтерам.

... Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
24.10.06 03:24
в ответ Mood 23.10.06 14:11
Слушайте тут не дисскусиионый клуб а базар. Если в шоке от самита и его результатами почему бы не завести отдельную тему? Вообщето в этой ветке речь шла о том что общество эволюционируя постепенно придет к коммунизму иного пути нет, но вот тема про запасы ограниченных ресурсов это же отдельная тема. Шоза офтоп Хде модератор?
Где-то здесь собака порылась
24.10.06 07:51
Спасибо , что вы ДАЛИ
Дело в том , что едут, как раз ,не самые бедные , бедные не в состоянии оплатить это перемешение
Вы можете и не думать вообще , от этого привлекательность Европы не изменится
в ответ Mood 24.10.06 00:48
В ответ на:
Своё понимание термина нищая карга я дал .
И хвалиться тем , что психология Европы всё более становится нищей из-за наплыва таких же нищих
- я не думаю , что этим можно хвалиться
Своё понимание термина нищая карга я дал .
И хвалиться тем , что психология Европы всё более становится нищей из-за наплыва таких же нищих
- я не думаю , что этим можно хвалиться
Спасибо , что вы ДАЛИ

Дело в том , что едут, как раз ,не самые бедные , бедные не в состоянии оплатить это перемешение
Вы можете и не думать вообще , от этого привлекательность Европы не изменится