Вход на сайт
"Код" Булгакова - мировая идея?
29.12.05 02:33
ПРЕДНОВОГОДНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ... 
Юрий Богомолов. "ВОЛАНДА НА НАС НЕТ ? "
"Воображение захватила даже не сама экранизация ╚Мастера и Маргариты╩, его захватил обвальный интерес к ней публики. Шутка ли: под 60% доля. Это значит, больше половины включивших телевизоры смотрели Булгакова. Рейтинг под 30%. Стало быть, треть всех, кто имеет ящик, следила за событиями, происходившими в Москве 30- годов и Ершалаиме две тысячи лет назад.
Впечатлениями обменивались все со всеми √ на работе, в телефонных разговорах, в поездах, в политических дискуссиях┘ Интернет забит мнениями и суждениями. Говорилось что-то и в буфетах Думы. Наверняка, и министры перекидывались репликами на счет Воланда и Пилата. Тихонько, вполголоса высказывались церковнослужители.
Внимание критики тоже было пристальным, как никогда. Ни одно уважающее себя издание не прошло мимо. Некоторые из них отслеживали показ сериала день за днем, почти что в режиме on line.
Что же это такое? Что за событие общенационального масштаба произошло? Ведь роман Михаила Булгакова √ это всего лишь литература, а экранизация Владимира Бортко √ только кино.
И еще кто-то смеет говорить, что у России не особенная стать┘

Особенная, если мы способны собраться все вместе в урочный день и в урочный час у домашних телеэкранов, чтобы две недели кряду душевно сопереживать вымышленным персонажам.
┘ВОТ УЖЕ КОТОРЫЙ ГОД МЫ ИЩЕМ ДНЕМ С ОГНЕМ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО БЫ НАС ОБЪЕДИНИЛО И СПЛОТИЛО.
И все, что ни найдем, нас только разобщает, раскалывает┘ Либерализм раскалывает. Национализм разобщает. А тут есть общий знаменатель.
Так, может, как раз в ╚Мастере и Маргарите╩ и закодирована искомая общенациональная русская идея?.. Булгаков зашифровал ее КОД?
Если так, то позволило ли кинематографическое прочтение расшифровать КОД Булгакова?
Едва ли...
Классика, между тем, не историческая мебель, а рабочая лошадка. Она живет, когда ее грузят, загружают и перезагружают. ОНА ДАЕТ ПРОРОЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, КОГДА ЕЕ СПРАШИВАЮТ...
Экранизируя, надо было работать не только над образами и их ╚линиями╩, но еще и над их соотношениями.
В соотношениях притаился образ Автора, который и не Мастер и не Иешуа.
В соотношениях исторического плана и суетной повседневности ПРОЖИВАЕТ СМЫСЛ. Это и есть "код".
В соотношениях Зла и Добра обретает дыхание Мораль. 
Отчего в романе страдающий и сострадающий Бог остается в тени деятельного Дьявола?
Есть известное выражение, которое произносится, что называется, в сердцах: ╚Зла не хватает!╩. Оно слишком часто и довольно полно описывает нашу жизнь, как вчера, так и сегодня.
НАМ В БОРЬБЕ СО ЗЛОМ НУЖНО ЗЛО.
Мы его зовем на помощь в первую очередь. Вот оно и явилось примерно семь десятков лет назад в ╚час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах╩.
То явилась высокая дьявольщина.
Компания Воланда состояла из чертей, но чертей-романтиков, чертей-идеалистов, которые пришли, чтобы наказать вульгарную чертовщину. 
Воланд, как бы ни был могущественен, но возможности его оказались ограниченными.
Он может наказать Зло, в том числе и посредством ╚коровьевских штук╩, но не способен его исправить.
Он в силах отмстить за Мастера и Маргариту, НО НЕ СПАСТИ ИХ!
╚Великий бал у сатаны╩ - это НЕ Страшный суд. Это триумф справедливости. Правда, на Том Свете.
А что может Спаситель, по версии писателя? Что может его Мастер?
Всего лишь быть последовательными в своих призваниях и учениях.
Булгаков, описывая тот советский морок, зацепил и НЕЧТО, выходящее за рамки того времени и той тирании.

Как-то так получилось, что чем более мир кажется контролируемым, жизнь управляемой, люди рассудительными и рациональными,
тем чаще все это опрокидывается взрывами иррационализма, коллективного безумия,
стихийными бедствиями
и неподдающимися упреждению техногенными катастрофами.
Рационализм объял необъятное и теперь расплачивается восстаниями ирреальных сил?
Отчего в наш просвещенный век, когда все можно просчитать на сверхмощных компьютерах, люди так легко попадают в зависимость от магов и поп-идолов. И ЭТО ХОРОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ГАРРИ ПОТТЕРОМ.
┘ Не проделка ли Коровьева?

ВООБЩЕ-ТО ПОШЛОЙ, ВУЛЬГАРНОЙ ЧЕРТОВЩИНЫ СЕГОДНЯ МНОГО, А ВЫСОКОЙ МСТИТЕЛЬНОЙ ИРОНИИ ВОЛАНДА НЕ ХВАТАЕТ.

Оттого мы так дружно и потянулись к компании Мессира, посетившей наши просторы как раз накануне 2006-го года.
И сорок лет назад, и сейчас без ответа остался вопрос: ПОЧЕМУ ИЕШУА НЕ ВЗЯЛ МАСТЕРА В СВЕТ?
Возможно, чтобы ответить на него понадобится еще одна экранизация, сделанная другим Мастером. Не Левием Матвеем. И не Иваном Бездомным.
(???
)"
Российская национальная идея кроется в КОДЕ романов Булгакова?
У Булгакова, на мой взгляд, нет национальной идеи, его "код" - идея мирового значения и касается всех...
Не случайно линия Воланда (Platz! Junker Voland commt!)
соотносится с Кантом, Фаустом Гете и варварскими племенами древних германцев, "древний" прообраз фашистской идеологии...
Нам не хватает Воланда?
Нет, нам не хватает света?
Нас не взяли и в царство покоя?
Эти вопросы решает вся Европа, то наблюдая бал политических вурдулаков,
то выстраиваясь в цепочку со свечками, чтобы принести хоть кому-то свет и свободу...
Какое будущее "увидел" Булгаков, и почему мы так и не можем разгадать этот "код"?
Неужели только в соотношении Добра и Зла "обретает дыхание" нравственная жизнь?
Как же найти золотое сечение, которое спасет мир от очередной катастрофы?

Юрий Богомолов. "ВОЛАНДА НА НАС НЕТ ? "
"Воображение захватила даже не сама экранизация ╚Мастера и Маргариты╩, его захватил обвальный интерес к ней публики. Шутка ли: под 60% доля. Это значит, больше половины включивших телевизоры смотрели Булгакова. Рейтинг под 30%. Стало быть, треть всех, кто имеет ящик, следила за событиями, происходившими в Москве 30- годов и Ершалаиме две тысячи лет назад.
Впечатлениями обменивались все со всеми √ на работе, в телефонных разговорах, в поездах, в политических дискуссиях┘ Интернет забит мнениями и суждениями. Говорилось что-то и в буфетах Думы. Наверняка, и министры перекидывались репликами на счет Воланда и Пилата. Тихонько, вполголоса высказывались церковнослужители.
Внимание критики тоже было пристальным, как никогда. Ни одно уважающее себя издание не прошло мимо. Некоторые из них отслеживали показ сериала день за днем, почти что в режиме on line.

Что же это такое? Что за событие общенационального масштаба произошло? Ведь роман Михаила Булгакова √ это всего лишь литература, а экранизация Владимира Бортко √ только кино.
И еще кто-то смеет говорить, что у России не особенная стать┘



Особенная, если мы способны собраться все вместе в урочный день и в урочный час у домашних телеэкранов, чтобы две недели кряду душевно сопереживать вымышленным персонажам.

┘ВОТ УЖЕ КОТОРЫЙ ГОД МЫ ИЩЕМ ДНЕМ С ОГНЕМ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО БЫ НАС ОБЪЕДИНИЛО И СПЛОТИЛО.
И все, что ни найдем, нас только разобщает, раскалывает┘ Либерализм раскалывает. Национализм разобщает. А тут есть общий знаменатель.
Так, может, как раз в ╚Мастере и Маргарите╩ и закодирована искомая общенациональная русская идея?.. Булгаков зашифровал ее КОД?
Если так, то позволило ли кинематографическое прочтение расшифровать КОД Булгакова?
Едва ли...
Классика, между тем, не историческая мебель, а рабочая лошадка. Она живет, когда ее грузят, загружают и перезагружают. ОНА ДАЕТ ПРОРОЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ, КОГДА ЕЕ СПРАШИВАЮТ...
Экранизируя, надо было работать не только над образами и их ╚линиями╩, но еще и над их соотношениями.
В соотношениях притаился образ Автора, который и не Мастер и не Иешуа.
В соотношениях исторического плана и суетной повседневности ПРОЖИВАЕТ СМЫСЛ. Это и есть "код".


Отчего в романе страдающий и сострадающий Бог остается в тени деятельного Дьявола?
Есть известное выражение, которое произносится, что называется, в сердцах: ╚Зла не хватает!╩. Оно слишком часто и довольно полно описывает нашу жизнь, как вчера, так и сегодня.
НАМ В БОРЬБЕ СО ЗЛОМ НУЖНО ЗЛО.
Мы его зовем на помощь в первую очередь. Вот оно и явилось примерно семь десятков лет назад в ╚час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах╩.
То явилась высокая дьявольщина.


Воланд, как бы ни был могущественен, но возможности его оказались ограниченными.
Он может наказать Зло, в том числе и посредством ╚коровьевских штук╩, но не способен его исправить.
Он в силах отмстить за Мастера и Маргариту, НО НЕ СПАСТИ ИХ!

╚Великий бал у сатаны╩ - это НЕ Страшный суд. Это триумф справедливости. Правда, на Том Свете.
А что может Спаситель, по версии писателя? Что может его Мастер?
Всего лишь быть последовательными в своих призваниях и учениях.

Булгаков, описывая тот советский морок, зацепил и НЕЧТО, выходящее за рамки того времени и той тирании.


Как-то так получилось, что чем более мир кажется контролируемым, жизнь управляемой, люди рассудительными и рациональными,
тем чаще все это опрокидывается взрывами иррационализма, коллективного безумия,
стихийными бедствиями
и неподдающимися упреждению техногенными катастрофами.
Рационализм объял необъятное и теперь расплачивается восстаниями ирреальных сил?

Отчего в наш просвещенный век, когда все можно просчитать на сверхмощных компьютерах, люди так легко попадают в зависимость от магов и поп-идолов. И ЭТО ХОРОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ГАРРИ ПОТТЕРОМ.
┘ Не проделка ли Коровьева?


ВООБЩЕ-ТО ПОШЛОЙ, ВУЛЬГАРНОЙ ЧЕРТОВЩИНЫ СЕГОДНЯ МНОГО, А ВЫСОКОЙ МСТИТЕЛЬНОЙ ИРОНИИ ВОЛАНДА НЕ ХВАТАЕТ.


Оттого мы так дружно и потянулись к компании Мессира, посетившей наши просторы как раз накануне 2006-го года.
И сорок лет назад, и сейчас без ответа остался вопрос: ПОЧЕМУ ИЕШУА НЕ ВЗЯЛ МАСТЕРА В СВЕТ?
Возможно, чтобы ответить на него понадобится еще одна экранизация, сделанная другим Мастером. Не Левием Матвеем. И не Иваном Бездомным.


Российская национальная идея кроется в КОДЕ романов Булгакова?

У Булгакова, на мой взгляд, нет национальной идеи, его "код" - идея мирового значения и касается всех...

Не случайно линия Воланда (Platz! Junker Voland commt!)
соотносится с Кантом, Фаустом Гете и варварскими племенами древних германцев, "древний" прообраз фашистской идеологии...
Нам не хватает Воланда?
Нет, нам не хватает света?
Нас не взяли и в царство покоя?
Эти вопросы решает вся Европа, то наблюдая бал политических вурдулаков,
то выстраиваясь в цепочку со свечками, чтобы принести хоть кому-то свет и свободу...
Какое будущее "увидел" Булгаков, и почему мы так и не можем разгадать этот "код"?
Неужели только в соотношении Добра и Зла "обретает дыхание" нравственная жизнь?
Как же найти золотое сечение, которое спасет мир от очередной катастрофы?
29.12.05 02:41
в ответ @Tatiana@ 29.12.05 02:33
Понимаю, что тема сложная для многих, нечитающих Булгакова. На вкус и цвет... 
Но проблемы не литературные - философские и политические.
И более того - это касается каждого,
это наша не "высокая", а обыденная жизнь,
как это не показалось бы странным кому-то...
Перечитайте последние страницы романа... На какой свет мы летим, как мотыльки?

Но проблемы не литературные - философские и политические.
И более того - это касается каждого,
это наша не "высокая", а обыденная жизнь,
как это не показалось бы странным кому-то...

Перечитайте последние страницы романа... На какой свет мы летим, как мотыльки?
29.12.05 09:22
в ответ Ostgot 29.12.05 09:02
Восторга от чего? 
По-моему, ничего радостного нет в романе...
Да и речь не об этом и не о реальном Булгакове с его "штрихами", непривлекательными. Интеллигентный мещанин с Андреевского спуску получил ДАР... под тяжестью которого не раз "прогибался"...
Речь о том, что зашифровано в этом романе видение неких мировых катаклизмов прошлого и будущего,
или , наоборот, некая пророческая идея (( по мысли автора статьи "национальная", а я полагаю - мировая...))
впрочем, для каждого, может быть, своя

По-моему, ничего радостного нет в романе...

Да и речь не об этом и не о реальном Булгакове с его "штрихами", непривлекательными. Интеллигентный мещанин с Андреевского спуску получил ДАР... под тяжестью которого не раз "прогибался"...
Речь о том, что зашифровано в этом романе видение неких мировых катаклизмов прошлого и будущего,
или , наоборот, некая пророческая идея (( по мысли автора статьи "национальная", а я полагаю - мировая...))

впрочем, для каждого, может быть, своя

29.12.05 10:22
=============================
.....
Я боюсь этот роман. Есть основания.
Но мне с ним "работать"...
Вот и думаю - может, кто-то что-то напишет... личное впечатление...
Восприятие непосредственного читателя, не отягощенного всякими маразмами "специалиста", всегда ценно.
Мне интересна природа этой "подозрительности". Она не случайна. Но я ее не понимаю.
в ответ Ostgot 29.12.05 09:58
В ответ на:
Лучше уж я "Смок и Малыш" почитаю или посмотрю - как то жизнеутверждающей...
Лучше уж я "Смок и Малыш" почитаю или посмотрю - как то жизнеутверждающей...
=============================


Я боюсь этот роман. Есть основания.
Но мне с ним "работать"...

Вот и думаю - может, кто-то что-то напишет... личное впечатление...
Восприятие непосредственного читателя, не отягощенного всякими маразмами "специалиста", всегда ценно.

Мне интересна природа этой "подозрительности". Она не случайна. Но я ее не понимаю.

29.12.05 10:23
в ответ Ostgot 29.12.05 09:02
В ответ на:
поскольку знаю малоизвестные для "широкой публики" штрихи биографии Михаила
Зачем смешивать биографию писателя с его произведениями? Как говорил Оден: "Я знал трех великих поэтов, и все они были первостатейными сукиными детьми". Ну и что? Они перестали быть от этого гениями?поскольку знаю малоизвестные для "широкой публики" штрихи биографии Михаила
29.12.05 10:28
в ответ @Tatiana@ 29.12.05 10:22
ММ - гениальная книга, одна из лучших книг о советской действительности, о добре и зле, любви и пошлости. Но что касается мистики... На одном из форумов кто-то с гордостью написал: "А я эту книгу не читал, не люблю гороскопы, предсказания и т.п."
Не стоит низводить ММ до уровня Мартына Задеки.

29.12.05 10:57
в ответ Polina_ 29.12.05 10:38
Я бы сама его сожгла... Мне подарили очень дорогое роскошное издание... Красиво бы горело!
Но рука не подымается сжигать Книгу.
Это во-первых, во-вторых, те страшные прозрения, что живут в этом романе - не горят...

Я однажды "на себе" попробовала понять мотив "демонизма", как называл ЭТО Шнитке и считал, что вошел он в мир вместе с первой мировой войной (я считаю раньше - с нечаевщины... 50-60-годы 19 века),
так, как бы "из любопытства"
,
так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось.
!!!
Но все же есть, есть то, что мы обывательски называем мистикой в романе.
Не уверена, понимал ли сам Булгаков все что называется "до конца"...
Но рука не подымается сжигать Книгу.
Это во-первых, во-вторых, те страшные прозрения, что живут в этом романе - не горят...

Я однажды "на себе" попробовала понять мотив "демонизма", как называл ЭТО Шнитке и считал, что вошел он в мир вместе с первой мировой войной (я считаю раньше - с нечаевщины... 50-60-годы 19 века),
так, как бы "из любопытства"

так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось.



Но все же есть, есть то, что мы обывательски называем мистикой в романе.
Не уверена, понимал ли сам Булгаков все что называется "до конца"...

29.12.05 11:00
в ответ @Tatiana@ 29.12.05 10:57
В ответ на:
Я однажды "на себе" попробовала понять мотив "демонизма", как называл ЭТО Шнитке и считал, что вошел он в мир вместе с первой мировой войной (я считаю раньше - с нечаевщины... 50-60-годы 19 века),
так, как бы "из любопытства" ,
так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось.
расскажите, плз, попдробнее.Я однажды "на себе" попробовала понять мотив "демонизма", как называл ЭТО Шнитке и считал, что вошел он в мир вместе с первой мировой войной (я считаю раньше - с нечаевщины... 50-60-годы 19 века),
так, как бы "из любопытства" ,
так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось.
29.12.05 11:01
================================
Мне - тоже...
Поэтому я старалась держаться подальше. "Налетела" пару раз....
Но вот ведь какая штука... Иногда мы отворачиваемся - а нас "разворачивает".
И не всегда во имя зла, часто - во имя добра.
А в романе - это очень сложно перемешано.
в ответ Ostgot 29.12.05 10:33
В ответ на:
Мне Вас искренне жаль...
Мне Вас искренне жаль...
================================
Мне - тоже...

Но вот ведь какая штука... Иногда мы отворачиваемся - а нас "разворачивает".
И не всегда во имя зла, часто - во имя добра.
А в романе - это очень сложно перемешано.

29.12.05 11:06
От Пилата или от Воланда?Вы что его боитесь?(Воланда в смысле)
Здесь и роман сжигать не надо.Иногда после исповеди или Причастия тоже много кто дает о себе знать,а особенно перед исповедью или Причастием.....
в ответ @Tatiana@ 29.12.05 10:57
В ответ на:
так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось. !!!
так получила тааакой "привет" от Понтия ... Пилата - мало не показалось. !!!
От Пилата или от Воланда?Вы что его боитесь?(Воланда в смысле)
Здесь и роман сжигать не надо.Иногда после исповеди или Причастия тоже много кто дает о себе знать,а особенно перед исповедью или Причастием.....
29.12.05 11:09
============================
расскажу... это забавно. И поразительно. Развлечет, надеюсь.

Если придет Лев и сбросит мою ветку - дам вам ссылку, где прочитать...
Однако сейчас у меня работа начинается, могу только на краткие реплики заходить, поэтому - вечером.

А вообще, это интересно, почему одни воспринимают роман как о Зле, другие - как о ДОБРЕ...
А речь в нем, на мой взгляд, о Схватке... в которой каждый из нас.
Например, если конкретизировать, ощущаете ли вы, что тот же фашизм вас окружает?
в ответ Polina_ 29.12.05 11:00
В ответ на:
расскажите, плз, попдробнее.
расскажите, плз, попдробнее.
============================
расскажу... это забавно. И поразительно. Развлечет, надеюсь.


Если придет Лев и сбросит мою ветку - дам вам ссылку, где прочитать...

Однако сейчас у меня работа начинается, могу только на краткие реплики заходить, поэтому - вечером.


А вообще, это интересно, почему одни воспринимают роман как о Зле, другие - как о ДОБРЕ...
А речь в нем, на мой взгляд, о Схватке... в которой каждый из нас.
Например, если конкретизировать, ощущаете ли вы, что тот же фашизм вас окружает?