Отношения между слесарем и токарем. Вопрос, выносящий мозг
Вероятно этот вопрос не стоит и выеденного яйца. И тем не менее, сталкиваюсь с ним регулярно. По началу ситуация ставила в тупик. Потом стал привыкать. Но и по сей день, порой так прижимает, что готов наорать на моих немецких коллег. Ну а поиск ответа на простой вопрос - "почему так?!" заводит в такие дебри...
Я не надеюсь услышать ответ. Наверное его нет в принципе. Но подискутировать на эту тему - от чего бы и нет?! Быть может это принесёт мне некоторое успокоение.
И так, о деле.
Начну с начала. Я по специальности - токарь. До переезда в Германию мне довелось токарить на Украине и в России на трёх предприятиях. И проблем, подобных нынешним, у меня не возникало в принципе. Я даже и не догадывался, что подобные проблемы могут возникать.
Система работы на всех трёх предприятиях имела свои нюансы, но общее прослеживалось достаточно чётко. Если схематически обрисовать систему работы в двух словах, то выглядело всё примерно так - слесарь получает заказ, выделяет токарные работы, рисует от руки эскиз детали со всеми размерами и допусками и отдаёт его токарю. Токарь, по эскизу, делает деталь. Всё ясно и понятно как день.
Конечно, бывали и другие виды работ, спускаемые непосредственно из тех-отдела. Но там уже шли нормальные чертежи. Во всех этих случаях я получал эскиз, или чертёж. В крайнем случае - образец детали. Проблем не было вообще.
Проблемы возникали лишь когда приходили люди с "левыми" заказами. И то если человек приходил в первый раз. Эти чудики приходили без эскиза и объяснялись на пальцах. Гаечку ему вытачи на садовый насос специальную. Ни размеров, ни формы... Ну... типа... вот как эта фиговина у тебя, только в два раза меньша. Или в три, и более плоскую... Но то такое... Скорее из курьёзных мелочей.
Предприятия тоже были разные. От третьесортного авторемонтного предприятия, до огромного завода в Екатеринбурге. Обобщать я не хочу, но имею подозрение, что на просторах бывшего СССР взаимоотношения между слесарями и токарями выстраивались примерно вот по такой схеме, какую я обрисовал.
Надцать лет назад я переехал в Германию. Десять лет назад устроился на работу на одно предприятие. Лет пять назад предприятие наше купило токарный станок и я стал, таким образом, старшим и единственным токарем на заводе. И потянулись ко мне наши слесаря со своими заказами. И началось...
Нет, я опять таки не хочу обобщать на всю Германию. Мне как раз интересно - как там на других предприятиях? Может есть где и нормальная жизнь?
Но у нас... Кстати сказать, предприятие у нас относительно молодое. Слесаря все поголовно успели поработать на других предприятиях. В том числе и на западе. И я уж не знаю - что тут думать....
А картина вырисовывается буквально такая. Приходит ко мне слесарь. Без чертежа. Без эскиза. И произносит речь примерно следующего содержания:
- Вадим, мне нужна одна такая штуковина, ну... помнишь ты уже делал тогда для ламинатора?
- Нет, не помню.
- Ну вот, такую же, только внутреннее отверстие должно быть таким, что бы в него проходила труба, которая выходит снизу у сушилки. Так, плотненько, но не прессовать.
Тут я понимаю, что у меня происходит заворот извилин в мозгу и я начинаю пыхтеть и делать круглые глаза.
Слесарь терпеливо ждёт, пока у меня кончится этот приступ.
Я очень вежливо намекаю слесарю, что было бы неплохо получить от него рисунок детали. Тут слесарь делает круглые глаза? Я всё удивлялся - что их так удивляет? Пока мне один из них не сказал - их, мол, этому не учили.
Впрочем тогда он пошёл в слесарку и через час вынес мне аккуратный чертёж нарисованный под линейку с соблюдением оригинальных размеров. Мне стало дурно...
Бывают и другие варианты. Подкатывают ко мне две детали и говорят - между ними должен быть адаптер. Делай! Это
значит - сам сними все размеры, сам сообрази - где какая точность требуется, сам нарисуй... А если что не так - то я сам и виноват. Отлично!
Но это было давно. Я перестал стесняться требовать эскизы. И мне их стали рисовать без напоминания. Иногда. Но всё же это скорее исключение из правила. С моей стороны я тоже стал закрвыть на многое глаза. Простые детали уже сами рисуются в мозгу, во время объяснений на пальцах. Ситуация, вроде бы как немного устаканивается, но... случаются прострелы. После особо выдающихся объяснений я схожу с ума от вопроса - ПОЧЕМУ???!!! Почему в этой стране выпускают Мерседесы, а на Украине я ГАЗоны ремонтировал?! Как это может быть?! Я вспоминаю мой цех на автореме. Я
вспоминаю, как к нам заехала фура Мерседес и как народ вывалил поглазеть на это чудо. Ах, рассказать бы им тогда, как мне будут делать заказы немецкие слесаря - меня бы ей Богу побили как лжеца и обманщика...
А ещё к нам пришёл слесарь-русак. И он добил мой мозг. Он тоже приходит ко мне только с пальцами. Карандаш в руки не берёт принципиально. Я сам рисую эскизы с его слов и потом показываю ему - мол, верноя понял?
Как бы не заработать мне нервный тик на этой почве.
Ну а что скажет уважаемая общественность по этому поводу?
Ну а что скажет уважаемая общественность по этому поводу?
Я вам не скажу за все Одессу, но от себя могу лишь выразить полное недоумение ....
У нас на фирме железное правило - никакого производства без технической документации. Последние годы на все детали и узлы, не говоря уже о конечном продукте, разрабатываются 3D модели. Сканируя заказа рабочий тут же получает на мониторе пространственную модель или пошаговую монтажную инструкцию в 3D формате. В отсутствии таковых работы выполнять нельзя. Разумеется документация поступает не от мастера, а из КБ или технологического отдела.
хммм, ну ты загнул однако, у нас и по чертежам не могут правильно дырки, ой извиняюсь, технологические отверстия просверлить. Гешефтфюрер так и спрашивает за голову хватаясь: ну почему, почему, есть же чертёж. При чём токоря все немцы, вот так видимо и получаются мерседесы
Тут, видимо, есть разница. Если деталь предназначена для поточного производства, то тут, как бы, иначе нельзя.
В моём случае, извиняюсь, что забыл пояснить, речь идёт об обслуживании самого производства. То есть внутренние вспомогательные, в основном штучные работы.
А создавать документацию на каждую штучную детальку... Этож сколько будет стоить?!
Я вспоминаю, как к нам заехала фура Мерседес и как народ вывалил поглазеть на это чудо. Ах, рассказать бы им тогда, как мне будут делать заказы немецкие слесаря - меня бы ей Богу побили как лжеца и обманщика...
Тут, наверное, и порылась собака. Думали, что в Германии боги живут, раз Мерсы, Порше, БМВ......А когда окунулись в их жизнь, оказалось такие же люди- и рукожопых слесарей и туповатых мастеров и начальников тоже достаточно.
На нашей фирме тоже так делаем - если какая-то штучная деталь для для тестов или производства не имеет смысла создавать 3-D-модель. Подошёл к слесарю, рассказал, что нужно, вместе покумекали. В этом даже какой-то кайф - творчество, так сказать!
Есть такие - чертёж им давай. К ним со временем перестают подходить и видишь их потом за изготовлением какой-то одной детали месяцами.
Видимо я криво излагаю.
Суть в том, что на потоке я не работал ни там, ни там. Я сравниваю сравнимое. Во всех случаях речь идёт о штучном производстве.
На потоке я работал недолго, но там иная система. Всё делается исключительно по чертежам и со слесарями там я не общался вообще.
Так вот, в случае с советским производством слесарь даже и помыслить не мог прийти к токарю и объяснять ему задание на пальцах. Это бы унизило его достоинство. Ну... у нас так было. А в Германии сие норма жизни. И меня съедает любопытство - почему?
Творчество, говорите?! Это верно. Я любил свою работу именно за этот элемент творчества.
Только нельзя забывать, что творчество это является лишь частью производственного процесса и помимо творчества, важен элемент качества, то есть деталь должна соответствовать определённым параметрам. И если деталь не соответствует этим параметрам, то кто-то должен быть виноват. Либо слесарь, либо фрезеровщик, либо токарь. Наличие чертежа, или эскиза, позволяет назвать виновного в ошибке. Если деталь не соответствует эскизу - это ошибка токаря, или фрезеровщика. Или шлифовальщика. Если ошибка в эскизе - то тут вина слесаря.
Таким образом наличие эскиза позволяет избежать множества конфликтных ситуаций. Более того - это позволяет снизить количество ошибок.
В моей нынешней практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда деталь, сделанная без эскиза, не подходит. Либо её надо переделывать (это в лучшем случае), либо слесарь пытается перевести стрелки на токаря. Возникает гнилая ситуация, когда каждый тычет пальцем в другого. Между людьми возникает тихая ненависть. А Вы говорите - "творчество". Не кислое такое творчество.
А ведь решается всё просто. Берётся кусок бумаги, делается рисунок, проставляются размеры. Дел на две минуты, а проблем решается - горища.
И ещё одно. Кто не сталкивался - тот не пойдёт. Я частенько делаю всякие фиговины для себя. И даже для себя я делаю эскизы. Эскиз позволяет выявить конструктивные недостатки уже в процессе рисования. А в дальнейшем эскиз значительно упрощает работу. Это видно и по работе наших слесарей, которым частенько приходится переделывать то, что наворотили.
Но ситуация на грани колдовства. Народ упорно избегает карандаша и бумаги. И я не понимаю - почему.
Таким образом наличие эскиза позволяет избежать множества конфликтных ситуаций. Более того - это позволяет снизить количество ошибок.
Этих конфликтных ситуаций можно легко обойтись - либо Вы требуете эскиз, либо чертите эскиз сами и с согласия заказчика изготовляете.
Если не получается так - потребуйте от начальства регламента. Не понимаю, зачем самому себе выносить моск?
Вы сами говорите, изготовление документации невыгодно для одной детали. Сделать эскиз - это уже своего рода документация.
Конечно "дома" это все происходило проще. Наверное, потому что одна ментальность. Учились по одной программе и т.д.
Да, кстати, я в Германии тоже учился, как и в СССР и могу подтвердить - черчение здесь преподается некудышно (ни там, ни там не учился на конструктора).
Требовать эскиз у слесаря - это избегать конфликтных ситуаций?! Вы уверены?!
Определённо.
Только в следующий раз, когда мне понадобиться помощь слесаря, он припомнит мне мои требования. И будет в чём-то прав.
Изменить регламент? Да я работаю над этим. Только мне не ясно, почему я, как токарь, должен этим заниматься. Ведь в этой жизни богову - богово, а слесарю - слесарево. Или уже нет?!
Только мне не ясно, почему я, как токарь, должен этим заниматься.
Потому что, Вы хотите избежать конфликтных ситуаций.
Вежливо, с улыбочкой! С волками жить - по волчьи выть
Только в следующий раз, когда мне понадобиться помощь слесаря, он припомнит мне мои требования. И будет в чём-то прав.
Судя по Вашей теме, будет 100% прав! У Вас же выносит моск от того, что к Вам не подходять с черчежем