Зависть: что о ней думают в Европе?
О Господи! Даже вреден?
Мне кажется, Вы привели не совсем подходящий пример. Смерть - это что-то неизбежное, продуманное природой... Мы не можем повлиять на неё никак, как и на старение (ну только если не придумаем, эликсир вечной молодости
Разве можно ответить на этот вопрос?
Но я думаю, можно предположить, что люди менее образованные (не имею в виду тех, кто не закончил ВУЗ, а скорее тех, кто мало чем интересуется) больше склонны к зависти...
"Быт - определяет сознание". Если взять изначально двух совершенно одинаковых щенков и одного воспитывать в спокойной и дружелюбной атмосфере, а другого запереть в клетку и бить каждый день палкой, то получаться две совершенно разные собаки.
Но по крайней мере в Германии среда то у всех почти одинаковая, палками никто никого не избивает, а всё равно откуда-то беруться злые нацики и им подобные. Значит их проблема обусловлена нарушением нейротрансмиттеров в головном мозге и такие нарушения можно успешно за 2-3 года убирать, в принципе...
Ты правильно пишешь про контроль над своими эмоциями, но в том то и проблема, что такой контроль способна осуществлять только нормальная и здоровая психика, а когда она больная, то и контроль больной.
Значит нам всем здоровым
Среда, которая формирует человека, разная у каждого человека. Играет роль не только страна, но и бесчисленное множество других факторов (ведь в первую очередь человек воспитывается семь╦й и ближайшим окружением). Деревья в лесу растут на одной почве, но вряд ли удастся найти в лесу два одинаковых дерева.
"В семье не без урода". Т.е. есть достаточно примеров, когда из благополучной семьи выходят моральные уроды и совсем наоборот. Значит семья, это ещё не всё.
Изначально, зависть - природное свойство и не подлежит моральным оценкам.
Далее все зависит от интенсивности.
Низкая интенсивность (т.наз. "белая" зависть) - хорошее, деятельное чувство. Добавлю - в идеале.
Высокая интенсивность (т.наз. "черная" зависть) - плохое, недостойное человека чувство . Опять-таки добавлю - в экстремуме.
А между этими двумя крайностями - масса промежуточных точек. И не все они достойны осуждения.
Пример. Я говорю своей подруге: "Я страшно завидую твоему умению писать стихи!" Где тут повод для осуждения? Или возможность для проявления разрушающего влияния зависти?
*************************
А зашла я на эту ветку специально, чтобы засвидетельствовать Вам свое почтение.
Давно не виделись!
Танцующий выглядит сумасшедшим в глазах тех, кто не слышит музыку. (с)
В школе нас учили, что основные признаки личности формируются очень рано, в самом раннем детстве, когда ближе всех все-таки семья - родители, бабушки с дедушками, няни и проч. Но суть даже не в том, под чьим влиянием взрастает юная личность, а в том, что это влияние не может быть одинаковым даже у двух людей, живущих в одной стране.
Чтобы не совсем отходить от темы: как насчет того, что национализм - это разновидность зависти?
Вы, golma1, фактически, перефразировали Гельвеция, который, оказывается, писал:
"Страсти -- как ядовитые травы, только дозы делают их ядами или противоядиями".
Не откажетесь ли прояснить еще одну закавыку?!
Если зависть присуща каждому человеку от рождения (от природы), значит, она укоренена в наследственном механизме? И каждому может быть дана в различной степени? У всех потом с этим непопулярным чувством различные трудности?
-------------------------------
Далее. Есть мнение, что зависть как чувство менее актуально для цивилизованных людей (Nibelung) и для образованных (Паллада).
Когда я вчера под интерес перелистал французских мыслителей, увидел мнение Ривароля:
"Талант куда больше, чем ум, подвержен туманам гордыни и грозам зависти".
Вряд ли цивилизованность или образованность серьезно повлияла на удельный вес талантливых людей и в этом смысле нет оснований считать, что за прошедшие 200-300 лет что-то изменилось. Тем более, что еще в те времена было замечено:
"Люди независтливые встречаются еще реже, чем бескорыстные" (Ларошфуко).
Так что все сходится на том, что ни одно из чувств, даже такие неудобные и опасные, как зависть и ненависть, нельзя считать за сорную траву.
И тем не менее каждый старается скрыть это чувство от других, а если такое невозможно, то "обелить" его. Наивные...
__________________
adada-inn&адада-съют
С осознанием этих различий у некоторых представителей появляется стремление "быть лучше, чем кто-то". Когда этот "кто-то" более-менее конкретен, то можно говорить о зависти как таковой.
Другие устремлены к самовыражению, самореализации и любые отличия от кого-либо вызывают, как правило, не отрицательные эмоции ( как в первом случае), а положительные. Осознание собственной неповторимости и желание ни в чем не уступать - такое вот противоречивое многообразье "движителей человечеста"...
Интересно узнать твое мнение ,Алекс, как ты считаешь, отчего это зависит?
Какой фактор позволяет одним, и не позволяет другим справляться с "животным" ( заложенным) механизмом мышления?
Потом мне (у Оссовской в кн. "Рыцарь и буржуа") встретилась ссылка на исследование Шелера:
В ответ на:"Разные авторы, пишет Шелер, с давних времен выделяли тип человека риска и тип боязливого человека, человека открытого и замкнутого в себе (hommes ouverts и hommes clos y Бергсона), человека широкого, отдающего себя другим, и человека, закованного в жесткие рамки самодисциплины, натуры господские и натуры мещанские. Люди первого типа (к которому Шелер явно относит себя самого) любят опасность и риск. Твердо уверенные в собственной ценности, они далеки от каких-либо завистливых чувств. Они не заботятся постоянно о себе и своих близких, верят в жизнь и относятся к ней легко. Эта вера позволяет им не осторожничать, быть великодушными и щедрыми, оценивать людей согласно их внутренней ценности, а не пользе, которую можно от них получить.
Люди второго типа, к которому как раз и относится наш буржуа, обделены жизненной силой. Поэтому они боязливы и постоянно ищут в жизни стабильности, каких-то гарантий. Не доверяя даже себе самим, они ищут подтверждения собственной ценности в своих достижениях. Они озабочены, недоверчивы, относятся к миру неблагожелательно; завистливо сравнивают себя и других, никогда не отдают себя людям, никогда не забываются. Они рассчитывают, не доверяют самим себе, огораживаются целой системой самозапретов. Они не спрашивают, справедливо ли это, но только ╚что я от этого получу?╩. Их эротической жизни, не включенной в эмоциональную жизнь, сопутствует ╚нечистая совесть╩. Шелер относится к авторам, которые особенно сильно подчеркивают роль ressentiment [Злопамятство, зависть (франц.)] в буржуазной нравственности. В работе, специально посвященной этой теме, он выводит из подобных чувств лозунги Великой французской революции, особенно лозунг равенства, проистекающий будто бы из зависти к привилегированным"
Итак, есть в нас зависть или нет, зависит от социального положения.
А социальные условия Востока и Запада весьма отличаются. Т.е.отличаются и условия развития этого чувства, заложенного в каждом из нас природой. И вполне возможно, что, скажем, китайцу гораздо труднее преодолеть зависть в себе, точнее, ограничить ее развитие сверх безопасного уровня.
__________________
adada-inn&адада-съют
__________________
adada-inn&адада-съют
Я считаю, что в этом чувстве не может быть никаких промежуточных точек. Здесь, мне кажется, мы как раз имеем дело с крайним проявлением чувств, когда или так, или так. Нельзя быть чем-то средним между жестоким и добрым, так же нельзя находиться посредине между белой и черной завистью, я так думаю.
Ну, такого чувства -- национализм -- до сего дня не существовало!
Но своим вопросом Вы наталкиваете на образ.
Шахматная доска Человека разноцветна, ее поле (округлим) сложено из 90-цветной мозаики (90 чувств). Относительные размеры квадратиков могут существенно отличаться у разных людей. При сбое в генетической программе некторые квадратики, например, зависть, могут и отсутствовать.
Но природа неуклонно восстанавливает упущенное и всегда доводит количество поле до "стандартного".
А наша забота -- уметь этим пользоваться.
"Вы чувствуете зависть? Не бойтесь этого чувства, не стесняйтесь его, не заменяйте эвфемизмами, дескать, "невиноватая я, она -- бе-елая!" Просто регулируйте ее, не доводя до ненависти." -- Часто встречаете подобные увещевания?
__________________
adada-inn&адада-съют
