Вход на сайт
Ваше понимание слова ХАНЖА и отношение к оным
79
03.09.04 17:22
Господа, требуется помощь из зала.
В разговоре с подругой столкнулись мы на расхождение в понимании слова "ханжа".
Мне хотелось бы знать, как Вы лично - на субъективном ассоциативном уровне - понимаете слово ханжа (ханжество, ханжеский).
Я обратила внимание, что слово это стало реже употребляться.
Оттого ли, что пришло на его смену какое-то новое модное словцо (какое?,0);
потому ли, что это на проявления ханжества в людях стали смотреть толерантнее;
Или просто люди перестали ханжить (такое слово мне ранее было незнакомо, обнаружила в Ожегова, когда с подругой сверяли понятие).
Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями!
В разговоре с подругой столкнулись мы на расхождение в понимании слова "ханжа".
Мне хотелось бы знать, как Вы лично - на субъективном ассоциативном уровне - понимаете слово ханжа (ханжество, ханжеский).
Я обратила внимание, что слово это стало реже употребляться.
Оттого ли, что пришло на его смену какое-то новое модное словцо (какое?,0);
потому ли, что это на проявления ханжества в людях стали смотреть толерантнее;
Или просто люди перестали ханжить (такое слово мне ранее было незнакомо, обнаружила в Ожегова, когда с подругой сверяли понятие).
Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями!
03.09.04 20:06
в ответ Olita 03.09.04 17:22
Ханжество - лицемерие, притворство.
Т.е. когда человек пытается виглядеть в глазах окружающих высокоморальним, на самом деле таковым не являясь.Например отстаивает моральние ценности, порекает других... По большому счёту, если речь не идёт о обчении с самыми близкими и по настоячему любимыми людьми, все мы такие, причом не в какой-то степени, а на все 100%...
Т.е. когда человек пытается виглядеть в глазах окружающих высокоморальним, на самом деле таковым не являясь.Например отстаивает моральние ценности, порекает других... По большому счёту, если речь не идёт о обчении с самыми близкими и по настоячему любимыми людьми, все мы такие, причом не в какой-то степени, а на все 100%...
03.09.04 20:46
Ханжество сводится, в сущности, к одному движению: а именно к тому,
чтобы делать вид добродетели там, где хозяйничает порок. Типичным
проявлением этого качества служит наставление других "на путь истинный",
тогда как сам наставляющий куда как от него далек.
Ханжа родствен лицемеру, однако отличается от последнего тем, что не
только сам носит маску, но и навязывает ее другим. Причем требует, чтобы
определенная им личина стала человеческим естеством. Если лицемер не
преминет себя выставить в выгодном свете, то ханжа не упустит случая поучать
любого, как если бы он, ханжа, сам был образцом добродетели.
Обычно ханжа требует от других то, что не в силах выполнить сам.
Относительно каждого предмета, лица, события он точно знает, каким тому
должно быть, и неодобрительно поджимает губы, когда окружающий мир не спешит
исполнить этот священный долг. К себе, разумеется, ханжа не предъявляет
претензий, или предъявляет только такие претензии, которые не выставляют его
в постыдном виде. Иногда ханжа любит каяться. Этим он выказывает свою
глубокую справедливость и беспристрастность. Стоит, впрочем, заметить, что
ханжа удивительно ловок в подборе собственных недостатков и прегрешений.
Как-то так странно оказывается, что все проступки ханжи извинительны и
потому он растроганно прощает себя. Попеняв на свое несовершенство, ханжа
находит в этом моральное право всех обличать и всем устанавливать образец
поведения. Объяснение столь причудливой манеры обращения с собой кроется в
главной страсти ханжи -- стремлении выглядеть добродетельным. Он полагает,
что подобное стремление извиняет многие недостатки, и потому, расценив себя
как стремящегося к добродетели, ханжа заранее отпустил себе все грехи.
Ханжески настроенный человек ничего не принимает в том виде, в каком
оно есть. Под простейшие свои поступки он неизменно подставляет самые
возвышенные мотивы. Непосредственность отвратительна ему. Все происходящее
рядит он в какие-то вычурные одежды, и даже самым элементарным действием
что-то изображает.
Когда ему чего-то хочется, он никогда не говорит об этом прямо, но
делает все, чтобы окружающие догадались о его желании. Тогда ханжа со
снисходительным видом, слегка капризничая, соглашается получить желаемое.
Если ханжа к чему-то исступленно стремился, и наконец-то добился, то сразу
делает вид, будто все произошло само собой и не стоило ему никаких усилий.
Всегда он желает показать себя человеком наилучших качеств, во всем блюдущим
нравственные правила. Трудно найти существо, живущее столь недействительной
жизнью, как ханжески настроенный человек.
У ханжи необыкновенно натруженное сердце. Всю жизнь его склонная к
добродетели натура находится в разладе с несовершенным миром, столь далеким
от нравственного идеала. Никто столь усердно не любит добродетель, как
ханжа. Он -- образцовый носитель всех нравственных идеалов. Особенно ему
нравится идеалы превращать в правила. Этому занятию ханжа отдается с
неподдельным азартом, готовый всю жизнь ему посвятить. Из всех точек зрения
он признает исключительно точку зрения моральную, страшно негодуя, когда
реальность с ней не согласуется. Только из величайшей доброты, не иначе,
соглашается он оставаться в столь недостойной порядочного человека
действительности и со вздохом терпит ее. С единственной, разумеется, целью
ее облагородить и настроить на благонравный лад. Но вот что примечательно:
несмотря на возвышенную противоречивость своей жизни, ханжи живут очень
долго, благополучно переживая всех, на чьи недостатки они пеняли. В этом
виден перст судьбы, указывающий, что добродетель служит лучшей основой
жизни, чем порок, а ханжа -- совершеннее прочих людей. Со своей стороны я
полагаю, что ханжа заставляет себя существовать столь длительный срок
единственно из нравственного долга. Ведь исчезни он, в ком найдет опору
общественная мораль?
(с) Энциклопедия пороков
чтобы делать вид добродетели там, где хозяйничает порок. Типичным
проявлением этого качества служит наставление других "на путь истинный",
тогда как сам наставляющий куда как от него далек.
Ханжа родствен лицемеру, однако отличается от последнего тем, что не
только сам носит маску, но и навязывает ее другим. Причем требует, чтобы
определенная им личина стала человеческим естеством. Если лицемер не
преминет себя выставить в выгодном свете, то ханжа не упустит случая поучать
любого, как если бы он, ханжа, сам был образцом добродетели.
Обычно ханжа требует от других то, что не в силах выполнить сам.
Относительно каждого предмета, лица, события он точно знает, каким тому
должно быть, и неодобрительно поджимает губы, когда окружающий мир не спешит
исполнить этот священный долг. К себе, разумеется, ханжа не предъявляет
претензий, или предъявляет только такие претензии, которые не выставляют его
в постыдном виде. Иногда ханжа любит каяться. Этим он выказывает свою
глубокую справедливость и беспристрастность. Стоит, впрочем, заметить, что
ханжа удивительно ловок в подборе собственных недостатков и прегрешений.
Как-то так странно оказывается, что все проступки ханжи извинительны и
потому он растроганно прощает себя. Попеняв на свое несовершенство, ханжа
находит в этом моральное право всех обличать и всем устанавливать образец
поведения. Объяснение столь причудливой манеры обращения с собой кроется в
главной страсти ханжи -- стремлении выглядеть добродетельным. Он полагает,
что подобное стремление извиняет многие недостатки, и потому, расценив себя
как стремящегося к добродетели, ханжа заранее отпустил себе все грехи.
Ханжески настроенный человек ничего не принимает в том виде, в каком
оно есть. Под простейшие свои поступки он неизменно подставляет самые
возвышенные мотивы. Непосредственность отвратительна ему. Все происходящее
рядит он в какие-то вычурные одежды, и даже самым элементарным действием
что-то изображает.
Когда ему чего-то хочется, он никогда не говорит об этом прямо, но
делает все, чтобы окружающие догадались о его желании. Тогда ханжа со
снисходительным видом, слегка капризничая, соглашается получить желаемое.
Если ханжа к чему-то исступленно стремился, и наконец-то добился, то сразу
делает вид, будто все произошло само собой и не стоило ему никаких усилий.
Всегда он желает показать себя человеком наилучших качеств, во всем блюдущим
нравственные правила. Трудно найти существо, живущее столь недействительной
жизнью, как ханжески настроенный человек.
У ханжи необыкновенно натруженное сердце. Всю жизнь его склонная к
добродетели натура находится в разладе с несовершенным миром, столь далеким
от нравственного идеала. Никто столь усердно не любит добродетель, как
ханжа. Он -- образцовый носитель всех нравственных идеалов. Особенно ему
нравится идеалы превращать в правила. Этому занятию ханжа отдается с
неподдельным азартом, готовый всю жизнь ему посвятить. Из всех точек зрения
он признает исключительно точку зрения моральную, страшно негодуя, когда
реальность с ней не согласуется. Только из величайшей доброты, не иначе,
соглашается он оставаться в столь недостойной порядочного человека
действительности и со вздохом терпит ее. С единственной, разумеется, целью
ее облагородить и настроить на благонравный лад. Но вот что примечательно:
несмотря на возвышенную противоречивость своей жизни, ханжи живут очень
долго, благополучно переживая всех, на чьи недостатки они пеняли. В этом
виден перст судьбы, указывающий, что добродетель служит лучшей основой
жизни, чем порок, а ханжа -- совершеннее прочих людей. Со своей стороны я
полагаю, что ханжа заставляет себя существовать столь длительный срок
единственно из нравственного долга. Ведь исчезни он, в ком найдет опору
общественная мораль?
(с) Энциклопедия пороков