Вход на сайт
Опять истори
26.06.11 23:50
Так ни кто и не спорит. Сдача в плен такого числа солдат никогда не имела места быть до этого ни после этого.За пруссаками абсалютное первество.
Впрочем это не единственный рекорд Германий! в 1918 году сдались 16 линкоров , 5 линейный крейсеров и 8 крейсеров не считая мелочи англичанам. Такой славы не знал ни один флот в мире!
в ответ Greutung 26.06.11 23:37
In Antwort auf:
из них 7,7 миллионов западными державами. Подробность - согласно Акту о БК в Карлхорсте, все наличные силы Райха оказывались в плену. То есть, сколько из тех миллионов "майских" пленных - никто точно не знает.
из них 7,7 миллионов западными державами. Подробность - согласно Акту о БК в Карлхорсте, все наличные силы Райха оказывались в плену. То есть, сколько из тех миллионов "майских" пленных - никто точно не знает.
Так ни кто и не спорит. Сдача в плен такого числа солдат никогда не имела места быть до этого ни после этого.За пруссаками абсалютное первество.
Впрочем это не единственный рекорд Германий! в 1918 году сдались 16 линкоров , 5 линейный крейсеров и 8 крейсеров не считая мелочи англичанам. Такой славы не знал ни один флот в мире!
26.06.11 23:54
Так, Англию (что Старую, что Новую) не победить. См. 1856 год.
А учитывая, что война велась на уничтожение, Райх шел ва-банк, и потери наличных сил были -- могли быть -- только абсолютными. То есть, в 100% объеме. Англо-саксы молодцы, кто спорит.
Вот, что сводепы, имея крупнейшую сухопутную армию мира и столь могущественных союзников, как Англия и США сдали в немецкий плен 5,2 млн. своих солдат -- это трудно объяснимо ..
в ответ HMS Renown 26.06.11 23:50
В ответ на:
Сдача в плен такого числа солдат никогда не имела места быть до этого ни после этого. За пруссаками абсалютное первество.
Сдача в плен такого числа солдат никогда не имела места быть до этого ни после этого. За пруссаками абсалютное первество.
Так, Англию (что Старую, что Новую) не победить. См. 1856 год.
А учитывая, что война велась на уничтожение, Райх шел ва-банк, и потери наличных сил были -- могли быть -- только абсолютными. То есть, в 100% объеме. Англо-саксы молодцы, кто спорит.
Вот, что сводепы, имея крупнейшую сухопутную армию мира и столь могущественных союзников, как Англия и США сдали в немецкий плен 5,2 млн. своих солдат -- это трудно объяснимо ..
26.06.11 23:57
в 1919 году славный путь был продолжен:
17 июня крейсер «Олег» стоял на якоре возле Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Один из катеров Эгара подошел к нему почти в упор и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как несли службу красные военморы легко понять по тому факту, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто при дневном свете и отличной видимости не заметил приближавшийся катер. После взрыва с эсминцев и сторожевиков открыли беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась «братишкам».
В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера – из Териоки. Они встретились на траверзе форта Ино, а оттуда пошли северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут утром 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100 фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Тем не менее, в 4.20 стоявший на Малом Кронштадском рейде сторожевой эсминец «Гавриил», отстреливавшийся от атаковавших его гидросамолетов, заметил два катера по направлению к Ораниенбауму около восточного знака Морского Канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, в месте расположения мастерских Балтийского завода. Как впоследствии выяснилось, взрыв произошел от торпеды, выпущенной одним из катеров в эсминец «Гавриил». Торпеда, пройдя мимо, взорвалась возле стенки.
Открыв по катерам огонь, «Гавриил» первым же выстрелом потопил один из них вблизи восточного знака Морского Канала. Второй катер ушел к Военному углу стенки гавани. Почти одновременно эсминец заметил два или три катера, шедшие с большой скоростью от Военного угла вдоль стенки, по направлению к входу в Среднюю гавань. Кроме того, он обнаружил катера, пытавшиеся прорваться из за Военного угла гавани. Этих последних огнем своих пушек «Гавриил» отогнал обратно. По катерам, шедшим вдоль стенки, эсминец не стрелял, опасаясь своими снарядами попасть в суда, стоящие за ней в гавани. Два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй катер подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4.25 были потоплены огнем эсминца «Гавриил», причем от попавших снарядов они загорелись.
С «Гавриила» спустили шлюпку, которая в два рейса подобрала девятерых англичан, трое из которых оказались офицерами. Остальные катера, не пытаясь больше прорваться из за Военного угла гавани, ушли северным фарватером.
Коммодор Эгар в своем докладе 15 февраля 1928 года в Институте Королевских Соединенных Служб дает несколько иную интерпретацию событий. "Катер № 1 – не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова». Были выпущены две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других.
Катер № 2 – имея на борту командора Дебсона, прибыл вскоре за ним и атаковал «Андрея Первозванного». Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.
Катер № 3 – должен был атаковать «Рюрик», но не пришел. Произошел взрыв мотора в тот момент, когда он находился близ северной цепи фортов и позже был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров. К этому времени внутренняя охрана опомнилась, форты, батареи и суда открыли беспорядочный огонь. Интересно отметить, что форт Меншиков, построенный для обстрела внутренней гавани на случай бунта, был в состоянии взять наши катера под анфиладный огонь во время прохождения ими ворот.
в ответ HMS Renown 26.06.11 23:50
В ответ на:
в 1918 году сдались 16 линкоров , 5 линейный крейсеров и 8 крейсеров не считая мелочи англичанам. Такой славы не знал ни один флот в мире!
в 1918 году сдались 16 линкоров , 5 линейный крейсеров и 8 крейсеров не считая мелочи англичанам. Такой славы не знал ни один флот в мире!
в 1919 году славный путь был продолжен:
17 июня крейсер «Олег» стоял на якоре возле Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Один из катеров Эгара подошел к нему почти в упор и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как несли службу красные военморы легко понять по тому факту, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто при дневном свете и отличной видимости не заметил приближавшийся катер. После взрыва с эсминцев и сторожевиков открыли беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась «братишкам».
В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера – из Териоки. Они встретились на траверзе форта Ино, а оттуда пошли северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут утром 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100 фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Тем не менее, в 4.20 стоявший на Малом Кронштадском рейде сторожевой эсминец «Гавриил», отстреливавшийся от атаковавших его гидросамолетов, заметил два катера по направлению к Ораниенбауму около восточного знака Морского Канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, в месте расположения мастерских Балтийского завода. Как впоследствии выяснилось, взрыв произошел от торпеды, выпущенной одним из катеров в эсминец «Гавриил». Торпеда, пройдя мимо, взорвалась возле стенки.
Открыв по катерам огонь, «Гавриил» первым же выстрелом потопил один из них вблизи восточного знака Морского Канала. Второй катер ушел к Военному углу стенки гавани. Почти одновременно эсминец заметил два или три катера, шедшие с большой скоростью от Военного угла вдоль стенки, по направлению к входу в Среднюю гавань. Кроме того, он обнаружил катера, пытавшиеся прорваться из за Военного угла гавани. Этих последних огнем своих пушек «Гавриил» отогнал обратно. По катерам, шедшим вдоль стенки, эсминец не стрелял, опасаясь своими снарядами попасть в суда, стоящие за ней в гавани. Два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй катер подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4.25 были потоплены огнем эсминца «Гавриил», причем от попавших снарядов они загорелись.
С «Гавриила» спустили шлюпку, которая в два рейса подобрала девятерых англичан, трое из которых оказались офицерами. Остальные катера, не пытаясь больше прорваться из за Военного угла гавани, ушли северным фарватером.
Коммодор Эгар в своем докладе 15 февраля 1928 года в Институте Королевских Соединенных Служб дает несколько иную интерпретацию событий. "Катер № 1 – не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова». Были выпущены две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других.
Катер № 2 – имея на борту командора Дебсона, прибыл вскоре за ним и атаковал «Андрея Первозванного». Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.
Катер № 3 – должен был атаковать «Рюрик», но не пришел. Произошел взрыв мотора в тот момент, когда он находился близ северной цепи фортов и позже был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров. К этому времени внутренняя охрана опомнилась, форты, батареи и суда открыли беспорядочный огонь. Интересно отметить, что форт Меншиков, построенный для обстрела внутренней гавани на случай бунта, был в состоянии взять наши катера под анфиладный огонь во время прохождения ими ворот.
27.06.11 00:02
Почему так? Наверное потому , что у англичан яйца крепче?
Почему трудно обьяснимо?По моему все тайны открыты сейчас , бери да читай.
в ответ Greutung 26.06.11 23:54
In Antwort auf:
Так, Англию (что Старую, что Новую) не победить. См. 1856 год.
Так, Англию (что Старую, что Новую) не победить. См. 1856 год.
Почему так? Наверное потому , что у англичан яйца крепче?
In Antwort auf:
Вот, что сводепы, имея крупнейшую сухопутную армию мира и столь могущественных союзников, как Англия и США сдали в немецкий плен 5,2 млн. своих солдат -- это трудно объяснимо ..
Вот, что сводепы, имея крупнейшую сухопутную армию мира и столь могущественных союзников, как Англия и США сдали в немецкий плен 5,2 млн. своих солдат -- это трудно объяснимо ..
Почему трудно обьяснимо?По моему все тайны открыты сейчас , бери да читай.
27.06.11 00:03
На 25 декабря командование Балтийским флотом наметило набеговую операцию с обстрелом укреплений у Ревеля и высадкой десанта на Нарген. Ее план составили командующий Морскими силами республики Василий Альтфатер – бывший контр-адмирал царского флота и назначенный 22 ноября заместителем командующего 7-й армией по морской части Федор Раскольников. Последний был довольно любопытной персоной. В Первую мировую войну этот революционер поступил на особое отделение Морского корпуса, где готовили офицеров из разночинцев. После Февральской революции, не окончив обучение, вновь подался в политику – редактировал кронштадтскую газету «Голос правды», одновременно выполняя обязанности члена местного совета. После революции в октябре 17-го стал комиссаром Морского генерального штаба, вероятнее всего, для присмотра за недавними «золотопогонниками», а не для решения оперативных вопросов.
А в 1918 году его назначают заместителем наркома по морским делам, а потом и командующим Волжской военной флотилией и членом PBС Восточного фронта. Без поддержки наркомвоенмора Троцкого (он же председатель PBС республики) подобное было бы вряд ли возможно. И вот теперь выдвиженца перебросили на Балтику. По составленному им с Альтфатером плану для проведения набеговой операции сформировали отряд особого назначения. Линкор «Андрей Первозванный» должен был выйти к Шепелевскому маяку, крейсер «Олег» – держаться западнее, у острова Гогланд, а эсминцы «Спартак», «Автроил» и «Азард» – обстрелять ревельские укрепления. При появлении противника им следовало отойти под прикрытие «Олега» и, если понадобится, вместе с ним – к «Андрею Первозванному». План утвердили Троцкий и начальник Морского генерального штаба Евгений Беренс (капитан 1 ранга Российского императорского флота), уточнив цель предприятия: «Выявить силы противника в Ревеле, вступить с ними в бой, уничтожить его, если окажется возможным». Все это должны были сделать изношенные корабли с неукомплектованными командами...
Это, по-видимому, понял и Раскольников, назначенный командиром отряда особого назначения. Поначалу он рьяно взялся за подготовку операции и даже заготовил специальный флаг, который должны были поднять на время похода, но, наверное, сообразил, чем для него обернется ее провал и попросил заменить его тем, кто лучше знает театр военных действий, pacполагает данными о неприятеле и боевым опытом. Сам же соглашался выполнять привычные для себя обязанности комиссара отряда. Однако Троцкий заявил, что «не видит причины, почему бы ему не взять на себя командование операцией, взяв в помощь опытного специалиста». 24 декабря, всего за сутки до похода, Альтфатер, Зарубаев, начальник штаба Морских сил Балтийского флота Вейс, начальник оперативного отдела Блинов и Раскольников уточнили детали и в тот же день последний решительно доложил в Морской генеральный штаб: «Завтра на рассвете я на миноносце «Спартак» вместе с двумя другими миноносцами отправлюсь бомбардировать Ревель и атаковать неприятельские суда, если они повстречаются».
Они в самом деле повстречались, но с атакой все вышло наоборот.
ПРОВАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 25 декабря в море вышли «Спартак» и «Андрей Первозванный». Ориентируясь по огням маяков на островах Лавенсари и Сескари, они достигли острова Нерва, где линкор остался. А дальше пошли сплошные накладки. Так, «Олегу» выдали явно недостаточный запас угля, он снялся с якоря с изрядным опозданием и прибыл к Гогланду только вечером. «Азард» не получил топлива и остался в Кронштадте. «Автроил» при выходе из гавани при маневрировании в плотном льду получил повреждения и вернулся для починки. Узнав об этом, Раскольников вздумал было отменить операцию (что было бы разумно), доложил об этом командованию, но тут-то встретил «Пантеру» и, ободренный докладом ее командира, не видевшего в Ревеле англичан, продолжил поход, но начальство об этом не известил. ...Утро 26 декабря было ясным и тихим. «Спартак» беспрепятственно обстрелял остров Вульф, чтобы проверить, есть ли там неприятель, но никто не отвечал.
Потом подошли к Наргену, открыли огонь – остров молчал, противник то ли не хотел выдавать себя, то ли его там не было. Заметили финский пароход, шедший в Ревель с грузом бумаги. Его захватили, высадили на него двух военморов и отправили в Кронштадт. В 13 часов, когда «Спартак» приближался к Ревелю, сигнальщики заметили в порту дымы пяти кораблей, направлявшихся в море. Это были те самые англичане, которых так и не обнаружили подводники. Раскольников не рискнул «атаковать неприятельские суда» и велел отходить к Кронштадту. «Спартак» развернулся, дал полный ход в 25 узлов, хотя эсминцы типа «Новик», к которым он принадлежал, свободно выжимали 35 – именно с такой скоростью его нагоняли преследователи. Началась перестрелка.
«Боевая тревога обнаружила, что наш эсминец совершенно разлажен, – позже признавал отвечавший за подготовку кораблей к операции начальник отряда особого назначения. – Пристрелка велась до такой степени скверно, что нам самим не было видно падения наших снарядов. Но и англичане стреляли не лучше». Первое время «Спартак» отвечал им только из кормового 102-мм орудия. Командир эсминца решил, если прорыв не удастся, укрыться в финских шхерах. Но... Вновь обратимся к воспоминаниям Раскольникова: «Вдруг случайный, шальной (это при прицельной в бою стрельбе? – И.Б.) снаряд, низко пролетев над мостиком (ничего себе, шальной! – И.Б.), шлепнулся в воду вблизи от нашего борта. Он слегка контузил тов. Струйского (помощник Раскольникова по оперативной части. – И.Б.) и сильным давлением воздуха скомкал, разорвал и привел в негодность карту, по которой велась прокладка». На самом деле в тот момент (в 13.30) произошло вот что: комендоры вздумали ввести в дело одно из носовых орудий, развернув его в корму. Чуть ли не при первом выстреле вырвавшиеся из его ствола пороховые газы пронеслись над мостиком, сметя за борт карты и контузив не Струйского, а штурмана. Короче говоря, англичане тут были ни при чем. Несмотря на присутствие командиров отряда и эсминца, комиссара, случившееся, по словам Раскольникова, «временно дезорганизовало штурманскую часть. Рулевой, стоявший у штурвального колеса, начал непрерывно оборачиваться, не столько смотря вперед, сколько следя за тем, где ложатся неприятельские снаряды». Результат не замедлил сказаться – «Спартак» с хода вылетел на камни, сорвав гребные винты. – Да ведь это же известная банка Девельсей, я ее отлично знаю! – изумился Струйский. Было чему изумляться – за кормой «Спартака» раскачивалась веха, предупреждавшая мореплавателей об опасности. Никто из находившихся на эсминце не обратил на неё внимания...
Раскольников велел радировать, чтобы «Олег» уходил в Кронштадт. Самое интересное заключается в том, что, когда «Спартак» стал уходить, англичане решили прекратить погоню, полагая, что, отогнав его, свою задачу выполнили. Некоторое время противники обменивались безрезультатными выстрелами, потом британцы прекратили огонь, замолчал и «Спартак». Раскольников приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль, сидевший на камнях всем корпусом, но инженер-механик Нейман заявил, что они не действуют. Тогда назначенный самим Троцким начальник отряда особого назначения сбежал в кубрик, сбросил шикарную кожаную куртку, напялил потрепанный матросский бушлат и ватник, сунул в карман документы оставшегося в Кронштадте матроса-эстонца – на что он рассчитывал, не зная языка? Английские эсминцы приблизились на 15 кабельтовых, встали, спустили шлюпки и беспрепятственно высадились на «Спартак». Через несколько часов его сняли с камней, отвели в Ревель и передали эстонцам. ...«Автроил» сумел выйти в море только вечером 26 декабря.
Приблизительно в 11 ч. он подошел к Ревелю, о чем по радио сообщил командованию, и тут с него заметили идущие навстречу британские эсминцы. «Автроил» развернулся и, дав ход в 32 узла, начал отрываться от противника, но и впереди показались английские эсминцы и легкий крейсер. Бой вышел коротким – после того как британский снаряд зацепил стеньгу (верхняя часть мачты), командир приказал остановится и спустить флаг. И «Автроил» отвели в Ревель и передали эстонцам... ЧТО БЫЛО ПОТОМ? ...Уже 6 января 1919 года бывший «Автроил», переименованный в «Lennuk», поддержал огнем эстонские части, сражавшиеся с Красной армией, а после ремонта к нему присоединился «Vambola» – до недавнего времени «Спартак». Кстати, три десятка пленных военморов пожелали служить недавнему противнику, а командиры эсминцев Павлинов и Николаев остались на прежних должностях. Правда, позже выяснилось, что независимой Эстонии не по карману содержать такие корабли, и в 1933 году их продали Перу. Там «Леннук» переименовали в «Альмиранте Гуисе», а «Вамболу» – в «Альмиранте Виллар», и они благополучно прослужили латиноамериканской республике до 1950-х годов. ...
После захвата «Спартака» два десятка пленных моряков перевели на английский эсминец «Уэйкфул», 28 декабря Раскольникова опознал его бывший сослуживец – некий Фест. Позже революционер-большевик вспоминал, как в начале 1919 года с удовольствием прочитал в английской газете, что британские моряки «захватили в плен Первого лорда большевистского Адмиралтейства». Горе-флотоводца и комиссара «Автроила» Нынюка перевели на крейсер «Калипсо» и доставили в Копенгаген, потом – на пароходе – в Англию, где посадили в тюрьму. Спустя некоторое время высокопоставленных пленников поселили в гостинице, и тогда пригодились зачем-то взятые Раскольниковым в боевой поход царские золоторублевики и «керенки». Вскоре через датское посольство Наркомат иностранных дел переслал им некоторую сумму, и узники британского капитала приоделись, а Раскольников побывал даже в лондонских театрах и музеях. В мае 1919-го его и Нынюка обменяли на арестованных за антисоветскую деятельность англичан. ...В декабре 1918 года 94 моряка со «Спартака» и 146 с «Автроила», отказавшихся служить врагам, англичане и эстонцы перевезли в устроенный для них лагерь за колючей проволокой на острове Найссаар (бывший Нарген). Там 3–5 февраля 1919 года охранники расстреляли 35 безоружных пленников.
Причины провала задуманной в расчет на внезапность, но плохо подготовленной и еще хуже выполненной операции, обернувшейся для балтийцев немалыми потерями, расследовала комиссия Реввоенсовета Она установила, что в штабе Морских сил Балтийского моря, планируя набег на Ревель, не учитывали укомплектованность кораблей экипажами и техническое состояние эсминцев. Разведку ограничили наблюдением за Ревелем с подводных лодок при плохой видимости, к тому же находившихся в погруженном положении. Зато сведениями, полученными от агентурной разведки и радиоперехватчиками, пренебрегли, поэтому появление британских кораблей стало для действовавших не вместе, а разрозненно эсминцев, для Раскольникова полнейшей неожиданностью. Командиров линкора и крейсера не сочли нужным оповестить о деталях операции. В частности, на «Олеге», как выяснилось, «не имели сведений о месте предполагаемого боя «Спартака» и «Автроила», поэтому крейсер держался пассивности и не мог оказать миноносцам никакой помощи».
А что же Раскольников? Сознавая, что не годится на роль начальника отряда особого назначения, он остался им и не воспользовался услугами опытного флотского офицера, хотя их было предостаточно. В ходе операции он не раз менял решения, но не всегда сообщал об этом командованию. В общем, полное фиаско. Однако после возвращения из плена Раскольникова повысили, назначив командующим Волжско-Каспийской военной флотилией, а в 1920-м – начальником Морскими силами Балтийского моря, которые по его милости потеряли два новейших эсминца с командами. На этом посту он и «проглядел» в феврале 1921 года Кронштадтский мятеж, повлекший еще больше жертв. Только после этого Раскольников распрощался с незадавшейся для него морской службой. Сначала перешел на дипломатическую работу, потом вернулся к более знакомому редактированию литературных журналов, умудрился даже побывать руководителем Главреперткома, опять перебрался на дипломатическое поприще. В 1939-м он был полномочным представителем СССР в Болгарии, но получив вызов в Москву, бросил все и неожиданно уехал в Париж, где сочинил небезызвестное «Письмо Сталину». Как вспоминал бывший тогда во Франции Илья Эренбург, он перепугался, «остался в Париже, заболел острым нервным paсстройством и полгода спустя умер». По другим сведениям, в приступе душевного расстройства выбросился из окна квартиры, которую снимал...
В ответ на:
Такой славы не знал ни один флот в мире!
Такой славы не знал ни один флот в мире!
На 25 декабря командование Балтийским флотом наметило набеговую операцию с обстрелом укреплений у Ревеля и высадкой десанта на Нарген. Ее план составили командующий Морскими силами республики Василий Альтфатер – бывший контр-адмирал царского флота и назначенный 22 ноября заместителем командующего 7-й армией по морской части Федор Раскольников. Последний был довольно любопытной персоной. В Первую мировую войну этот революционер поступил на особое отделение Морского корпуса, где готовили офицеров из разночинцев. После Февральской революции, не окончив обучение, вновь подался в политику – редактировал кронштадтскую газету «Голос правды», одновременно выполняя обязанности члена местного совета. После революции в октябре 17-го стал комиссаром Морского генерального штаба, вероятнее всего, для присмотра за недавними «золотопогонниками», а не для решения оперативных вопросов.
А в 1918 году его назначают заместителем наркома по морским делам, а потом и командующим Волжской военной флотилией и членом PBС Восточного фронта. Без поддержки наркомвоенмора Троцкого (он же председатель PBС республики) подобное было бы вряд ли возможно. И вот теперь выдвиженца перебросили на Балтику. По составленному им с Альтфатером плану для проведения набеговой операции сформировали отряд особого назначения. Линкор «Андрей Первозванный» должен был выйти к Шепелевскому маяку, крейсер «Олег» – держаться западнее, у острова Гогланд, а эсминцы «Спартак», «Автроил» и «Азард» – обстрелять ревельские укрепления. При появлении противника им следовало отойти под прикрытие «Олега» и, если понадобится, вместе с ним – к «Андрею Первозванному». План утвердили Троцкий и начальник Морского генерального штаба Евгений Беренс (капитан 1 ранга Российского императорского флота), уточнив цель предприятия: «Выявить силы противника в Ревеле, вступить с ними в бой, уничтожить его, если окажется возможным». Все это должны были сделать изношенные корабли с неукомплектованными командами...
Это, по-видимому, понял и Раскольников, назначенный командиром отряда особого назначения. Поначалу он рьяно взялся за подготовку операции и даже заготовил специальный флаг, который должны были поднять на время похода, но, наверное, сообразил, чем для него обернется ее провал и попросил заменить его тем, кто лучше знает театр военных действий, pacполагает данными о неприятеле и боевым опытом. Сам же соглашался выполнять привычные для себя обязанности комиссара отряда. Однако Троцкий заявил, что «не видит причины, почему бы ему не взять на себя командование операцией, взяв в помощь опытного специалиста». 24 декабря, всего за сутки до похода, Альтфатер, Зарубаев, начальник штаба Морских сил Балтийского флота Вейс, начальник оперативного отдела Блинов и Раскольников уточнили детали и в тот же день последний решительно доложил в Морской генеральный штаб: «Завтра на рассвете я на миноносце «Спартак» вместе с двумя другими миноносцами отправлюсь бомбардировать Ревель и атаковать неприятельские суда, если они повстречаются».
Они в самом деле повстречались, но с атакой все вышло наоборот.
ПРОВАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 25 декабря в море вышли «Спартак» и «Андрей Первозванный». Ориентируясь по огням маяков на островах Лавенсари и Сескари, они достигли острова Нерва, где линкор остался. А дальше пошли сплошные накладки. Так, «Олегу» выдали явно недостаточный запас угля, он снялся с якоря с изрядным опозданием и прибыл к Гогланду только вечером. «Азард» не получил топлива и остался в Кронштадте. «Автроил» при выходе из гавани при маневрировании в плотном льду получил повреждения и вернулся для починки. Узнав об этом, Раскольников вздумал было отменить операцию (что было бы разумно), доложил об этом командованию, но тут-то встретил «Пантеру» и, ободренный докладом ее командира, не видевшего в Ревеле англичан, продолжил поход, но начальство об этом не известил. ...Утро 26 декабря было ясным и тихим. «Спартак» беспрепятственно обстрелял остров Вульф, чтобы проверить, есть ли там неприятель, но никто не отвечал.
Потом подошли к Наргену, открыли огонь – остров молчал, противник то ли не хотел выдавать себя, то ли его там не было. Заметили финский пароход, шедший в Ревель с грузом бумаги. Его захватили, высадили на него двух военморов и отправили в Кронштадт. В 13 часов, когда «Спартак» приближался к Ревелю, сигнальщики заметили в порту дымы пяти кораблей, направлявшихся в море. Это были те самые англичане, которых так и не обнаружили подводники. Раскольников не рискнул «атаковать неприятельские суда» и велел отходить к Кронштадту. «Спартак» развернулся, дал полный ход в 25 узлов, хотя эсминцы типа «Новик», к которым он принадлежал, свободно выжимали 35 – именно с такой скоростью его нагоняли преследователи. Началась перестрелка.
«Боевая тревога обнаружила, что наш эсминец совершенно разлажен, – позже признавал отвечавший за подготовку кораблей к операции начальник отряда особого назначения. – Пристрелка велась до такой степени скверно, что нам самим не было видно падения наших снарядов. Но и англичане стреляли не лучше». Первое время «Спартак» отвечал им только из кормового 102-мм орудия. Командир эсминца решил, если прорыв не удастся, укрыться в финских шхерах. Но... Вновь обратимся к воспоминаниям Раскольникова: «Вдруг случайный, шальной (это при прицельной в бою стрельбе? – И.Б.) снаряд, низко пролетев над мостиком (ничего себе, шальной! – И.Б.), шлепнулся в воду вблизи от нашего борта. Он слегка контузил тов. Струйского (помощник Раскольникова по оперативной части. – И.Б.) и сильным давлением воздуха скомкал, разорвал и привел в негодность карту, по которой велась прокладка». На самом деле в тот момент (в 13.30) произошло вот что: комендоры вздумали ввести в дело одно из носовых орудий, развернув его в корму. Чуть ли не при первом выстреле вырвавшиеся из его ствола пороховые газы пронеслись над мостиком, сметя за борт карты и контузив не Струйского, а штурмана. Короче говоря, англичане тут были ни при чем. Несмотря на присутствие командиров отряда и эсминца, комиссара, случившееся, по словам Раскольникова, «временно дезорганизовало штурманскую часть. Рулевой, стоявший у штурвального колеса, начал непрерывно оборачиваться, не столько смотря вперед, сколько следя за тем, где ложатся неприятельские снаряды». Результат не замедлил сказаться – «Спартак» с хода вылетел на камни, сорвав гребные винты. – Да ведь это же известная банка Девельсей, я ее отлично знаю! – изумился Струйский. Было чему изумляться – за кормой «Спартака» раскачивалась веха, предупреждавшая мореплавателей об опасности. Никто из находившихся на эсминце не обратил на неё внимания...
Раскольников велел радировать, чтобы «Олег» уходил в Кронштадт. Самое интересное заключается в том, что, когда «Спартак» стал уходить, англичане решили прекратить погоню, полагая, что, отогнав его, свою задачу выполнили. Некоторое время противники обменивались безрезультатными выстрелами, потом британцы прекратили огонь, замолчал и «Спартак». Раскольников приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль, сидевший на камнях всем корпусом, но инженер-механик Нейман заявил, что они не действуют. Тогда назначенный самим Троцким начальник отряда особого назначения сбежал в кубрик, сбросил шикарную кожаную куртку, напялил потрепанный матросский бушлат и ватник, сунул в карман документы оставшегося в Кронштадте матроса-эстонца – на что он рассчитывал, не зная языка? Английские эсминцы приблизились на 15 кабельтовых, встали, спустили шлюпки и беспрепятственно высадились на «Спартак». Через несколько часов его сняли с камней, отвели в Ревель и передали эстонцам. ...«Автроил» сумел выйти в море только вечером 26 декабря.
Приблизительно в 11 ч. он подошел к Ревелю, о чем по радио сообщил командованию, и тут с него заметили идущие навстречу британские эсминцы. «Автроил» развернулся и, дав ход в 32 узла, начал отрываться от противника, но и впереди показались английские эсминцы и легкий крейсер. Бой вышел коротким – после того как британский снаряд зацепил стеньгу (верхняя часть мачты), командир приказал остановится и спустить флаг. И «Автроил» отвели в Ревель и передали эстонцам... ЧТО БЫЛО ПОТОМ? ...Уже 6 января 1919 года бывший «Автроил», переименованный в «Lennuk», поддержал огнем эстонские части, сражавшиеся с Красной армией, а после ремонта к нему присоединился «Vambola» – до недавнего времени «Спартак». Кстати, три десятка пленных военморов пожелали служить недавнему противнику, а командиры эсминцев Павлинов и Николаев остались на прежних должностях. Правда, позже выяснилось, что независимой Эстонии не по карману содержать такие корабли, и в 1933 году их продали Перу. Там «Леннук» переименовали в «Альмиранте Гуисе», а «Вамболу» – в «Альмиранте Виллар», и они благополучно прослужили латиноамериканской республике до 1950-х годов. ...
После захвата «Спартака» два десятка пленных моряков перевели на английский эсминец «Уэйкфул», 28 декабря Раскольникова опознал его бывший сослуживец – некий Фест. Позже революционер-большевик вспоминал, как в начале 1919 года с удовольствием прочитал в английской газете, что британские моряки «захватили в плен Первого лорда большевистского Адмиралтейства». Горе-флотоводца и комиссара «Автроила» Нынюка перевели на крейсер «Калипсо» и доставили в Копенгаген, потом – на пароходе – в Англию, где посадили в тюрьму. Спустя некоторое время высокопоставленных пленников поселили в гостинице, и тогда пригодились зачем-то взятые Раскольниковым в боевой поход царские золоторублевики и «керенки». Вскоре через датское посольство Наркомат иностранных дел переслал им некоторую сумму, и узники британского капитала приоделись, а Раскольников побывал даже в лондонских театрах и музеях. В мае 1919-го его и Нынюка обменяли на арестованных за антисоветскую деятельность англичан. ...В декабре 1918 года 94 моряка со «Спартака» и 146 с «Автроила», отказавшихся служить врагам, англичане и эстонцы перевезли в устроенный для них лагерь за колючей проволокой на острове Найссаар (бывший Нарген). Там 3–5 февраля 1919 года охранники расстреляли 35 безоружных пленников.
Причины провала задуманной в расчет на внезапность, но плохо подготовленной и еще хуже выполненной операции, обернувшейся для балтийцев немалыми потерями, расследовала комиссия Реввоенсовета Она установила, что в штабе Морских сил Балтийского моря, планируя набег на Ревель, не учитывали укомплектованность кораблей экипажами и техническое состояние эсминцев. Разведку ограничили наблюдением за Ревелем с подводных лодок при плохой видимости, к тому же находившихся в погруженном положении. Зато сведениями, полученными от агентурной разведки и радиоперехватчиками, пренебрегли, поэтому появление британских кораблей стало для действовавших не вместе, а разрозненно эсминцев, для Раскольникова полнейшей неожиданностью. Командиров линкора и крейсера не сочли нужным оповестить о деталях операции. В частности, на «Олеге», как выяснилось, «не имели сведений о месте предполагаемого боя «Спартака» и «Автроила», поэтому крейсер держался пассивности и не мог оказать миноносцам никакой помощи».
А что же Раскольников? Сознавая, что не годится на роль начальника отряда особого назначения, он остался им и не воспользовался услугами опытного флотского офицера, хотя их было предостаточно. В ходе операции он не раз менял решения, но не всегда сообщал об этом командованию. В общем, полное фиаско. Однако после возвращения из плена Раскольникова повысили, назначив командующим Волжско-Каспийской военной флотилией, а в 1920-м – начальником Морскими силами Балтийского моря, которые по его милости потеряли два новейших эсминца с командами. На этом посту он и «проглядел» в феврале 1921 года Кронштадтский мятеж, повлекший еще больше жертв. Только после этого Раскольников распрощался с незадавшейся для него морской службой. Сначала перешел на дипломатическую работу, потом вернулся к более знакомому редактированию литературных журналов, умудрился даже побывать руководителем Главреперткома, опять перебрался на дипломатическое поприще. В 1939-м он был полномочным представителем СССР в Болгарии, но получив вызов в Москву, бросил все и неожиданно уехал в Париж, где сочинил небезызвестное «Письмо Сталину». Как вспоминал бывший тогда во Франции Илья Эренбург, он перепугался, «остался в Париже, заболел острым нервным paсстройством и полгода спустя умер». По другим сведениям, в приступе душевного расстройства выбросился из окна квартиры, которую снимал...
27.06.11 00:13
в ответ Greutung 26.06.11 23:57
Так это ведь британцы :))) Да и русские то , хоть и по разгильдяству , но в бою!!! Да и как всегда все новое , это хорошо забытое старое. Советую припомнить историю "Вирибус Унитис" и "Ст.Истван", вот уж где ребята лохонулись так лоханулись. "Олег" то ко времени потопления был уже музеумрейф , а вот два австрийских дредноута вполне бы могли послужить дальше.
27.06.11 00:19
На море? Да! несомненно!
На суше -несовсем! Об этом красноречиво говорят Тобрук , Сингапур , Гонг-Конг , знаменитая операция "Динамо" и неприятности у Арнема.
в ответ Greutung 27.06.11 00:04
In Antwort auf:
крепче, чем у россиян, это точно.
крепче, чем у россиян, это точно.
На море? Да! несомненно!
In Antwort auf:
у совдепов яйца менее крепки, чем у англичан.
у совдепов яйца менее крепки, чем у англичан.
На суше -несовсем! Об этом красноречиво говорят Тобрук , Сингапур , Гонг-Конг , знаменитая операция "Динамо" и неприятности у Арнема.
27.06.11 00:28
стыдно такое читать от человека , в аватарке которого германский военно-морской флаг.
Что нибудь слыхали об додредноутской эпохе?
Может знаете разницу между паровой машиной (Олег) и паровой турбиной?
в ответ Greutung 27.06.11 00:16
In Antwort auf:
1904 года. На момент потопления 15 лет - новьё!
1904 года. На момент потопления 15 лет - новьё!
стыдно такое читать от человека , в аватарке которого германский военно-морской флаг.
Что нибудь слыхали об додредноутской эпохе?
Может знаете разницу между паровой машиной (Олег) и паровой турбиной?
27.06.11 00:36
Вели крупномасштабные действия в 1940 (10 дивизий группировка), в Италии 1943, в Оверлорд 1944, -- но никогда столь массово и панически в плен не сливались, как бойцы "доблестной" РККА
в ответ HMS Renown 27.06.11 00:34
В ответ на:
Англичане никогда не вели боевых действий на суше даже отдаленно напоминавших бои на восточном фронте.
Англичане никогда не вели боевых действий на суше даже отдаленно напоминавших бои на восточном фронте.
Вели крупномасштабные действия в 1940 (10 дивизий группировка), в Италии 1943, в Оверлорд 1944, -- но никогда столь массово и панически в плен не сливались, как бойцы "доблестной" РККА

27.06.11 00:40
Что нибудь слыхали об Вашингтонской конференций?
Что нибудь слыхали об ограничений гонки вооружений на море в 20-30-х годах?
Нельсон и Родней были единственными линейными кораблями построеными Британний в межвоенный период. А так как существовал договор на ограничение водоизмещения , то были построены тихоходные плавучие батареи.
в ответ Greutung 27.06.11 00:32
In Antwort auf:
15 лет - ничтожный срок для крупного боевого корабля в 20 веке. Например, HMS Rodney ,уничтоживший "Бисмарка" в 1941, было 14 лет.
15 лет - ничтожный срок для крупного боевого корабля в 20 веке. Например, HMS Rodney ,уничтоживший "Бисмарка" в 1941, было 14 лет.
Что нибудь слыхали об Вашингтонской конференций?
Что нибудь слыхали об ограничений гонки вооружений на море в 20-30-х годах?
Нельсон и Родней были единственными линейными кораблями построеными Британний в межвоенный период. А так как существовал договор на ограничение водоизмещения , то были построены тихоходные плавучие батареи.