Ну а что такое "внутренняя свобода"?
"Нормы поведения" - это слишком расплывчато. Уголовный кодекс рассматривает только крайние проявления нарушений общественной морали и, как правило, оставляет самим гражданам решать, как вести себя в повседневной жизни.
А общественное мнение пытается подавить свободу индивидуума сверх меры, и вот тут-то для сопротивления ему и требуется внутренняя свобода. Так что в пику ряду участников я отнюдь не считаю это понятие надуманным. Это тот минимум, который свободный человек должен оставлять за собой , так бы я это сформулировал..
Любовь к фюреру в фашистской Германии была юридической категорией. За нелюбовь к фюреру могли судить. Но можно ли это назвать моралью?
Мы говорим об УК демократических стран. У диктатора Уганды Иди Амина тоже был закон, что министры обязаны его любить, и нарушителей убивали и съедали.
А если можно, то тогда придется вводить понятие внутренней (не все же его восторженно любили) и внешней, или общественной, морали, что приведет к путанице.
Поэтому лучше вообще убрать понятие "общественная мораль". Есть просто мораль, которую исповедует данный индивид.
Нет, это совершенно разные вещи, внутренняя мораль, связанная с убеждениями индивидуума, и мораль общественная.
Ну какая здесь мораль?
Ханжеская.
Вы делаете ту же ошибку, что и Болтик. Чтобы соблюсти все 10 заповедей нужно стать Богом.
Нет, это Вы ошибаетесь. 10 заповедей написаны исключительно для людей. И соблюсти их, в принципе, не так уж трудно. Даже 600 с чем-то заповедей Талмуда можно соблюсти.
Одно только "Возлюби ближнего своего..." чего стоит.
Хотел было Вам ответить, что "Возлюби ближнего своего..." хотя и тоже из Торы (Ииисус ее только цитировал в данном случае), но к 10 заповедям не относится, да меня опередили.
Заповеди - абсолюты к которым следует стремиться, а не строго предписанные правила. Божественные абсолюты.
Уголовный кодекс в каком-то смысле тоже. Вы же знаете, в России строгость законов смягчается необязательностью их соблюдения, и не только в ней одной. Если посчитать, сколько держателей акций в Германии не платят государству спекулятивный налог (а это, как я читал, 90%), то как минимум столько же и нарушителей закона. Миллионы.
Наверно, это любимый конек уголовников всех мастей. Свобода превыше всего.
Разве я это говорил?
Разве человек, беря на себя определенные обязательства, и, как следствие, ответственность, не делает свой выбор? Разве возможность выбора не есть свобода?
Не знаю, о ч╦м это Вы. Считаю, что принимая на себя какие-то обязательства, человек ограничивает свою свободу. Только я не говорил, что ограничивать ее не надо.
В ответ на:Нет, это Вы ошибаетесь. 10 заповедей написаны исключительно для людей. И соблюсти их, в принципе, не так уж трудно. Даже 600 с чем-то заповедей Талмуда можно соблюсти.
Одно только "Возлюби ближнего своего..." чего стоит.
Хотел было Вам ответить, что "Возлюби ближнего своего..." хотя и тоже из Торы (Ииисус ее только цитировал в данном случае), но к 10 заповедям не относится, да меня опередили.
Вы и Essener мне о букве, а я вам о духе. Вы мне о Моисеевых заповедях, а я вам о Христовых. Вы мне о Ветхом Законе, а я вам о Новом.
Тем и отличается учение Христа, что нет там "Око за око и зуб за зуб", а есть "Возлюби ближнего своего". Может в Торе
и указано, но только в заповедях Моисеевых не описано. Значит, не так уж важно для Моисея было. Вот в этом то и отличие. Да, не написано в Новом Завете в виде готового списка. Ну и что?
Хорошо, пусть будет Ветхий Завет. "Не возжелай жены ближнего своего" - это легко исполнить? Только не путайте, пожалуйста, с "не соблазни". Именно "не возжелай". Легко ли "не возжелать"? Если Вы, конечно, не младенец или не глубокий старик.
В ответ на:Не знаю, о ч╦м это Вы. Считаю, что принимая на себя какие-то обязательства, человек ограничивает свою свободу. Только я не говорил, что ограничивать ее не надо.
Я это о том, что возможность выбора и есть свобода. Просто "каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу"
В ответ на:Это тот минимум, который свободный человек должен оставлять за собой , так бы я это сформулировал
Хотел бы принять Ваш третий вариант внутренней свободы, да не могу.
Минимум чего должен оставлять за собой свободный человек?
\\степень самоуверенности пропорциональна невежеству. Таков закон природы.\\
Ерунда, даже логично сформулированная, остается все еще той-же ерундой, даже если повторять ее многочисленно..
Страшно подумать, что было бы, если бы большинство, решив стремительно отбросить свое "невежество" стало стремиться быть менее уверененными в себе, а то и вовсе - позволять кому-либо принимать решение за себя, дабы не слыть чересчур самоуверенным...Сколько важных профессий, связанных с огромной ответственностью и риском, остались бы невостребованными только по этой причине...Сколько людей страшаться принимать решения в своей жизни ( to Лео Лизард - с тоской вспоминаю то время, когда считала себя ответственной за принятые решения моих"Versicherungsnehmern") и с успехом отодвигают их насколько это возможно..
Жаль, что основная тема осталась в стороне, ведь именно Внутренняя свобода позволяет быть каждому таким, каким ему быть хочется - и в этом она универсальна - это последнее прибежище человека, если хотите - важнейший рычаг механизма самосохранения...

Теперь по пунктам:
1.\\.Совершение поступков, противоречащих принципу "Не делай другому того, чего себе не желаешь" всегда приносит вред тому, кто их совершает. (Никакие возражения про счастливых сталинских палачей не доказывают противоположного).\\
Наши поступки в массе своей рациональны, т.е. осознанны. (Согласны? Если принять во внимание, что речь идет о взрослых людях с нормальной психикой)
"Делай добро,бросай его в воду - добром вернется" и " Все, что ты делаешь возвращается, как бумеранг в х-кратном размере!" - тоже рациональный подход, своеобразная жизненная философия. Всегда ли рациональна внутренняя свобода?
Ни тебе возможности полениться, ни самооправдания, ни права на слабость - это ведь иррационально..Куда с ними? Или это не составные данного комплексного понятия?
\\2.Человек, осознавший, что поступать подло по отношению к другим - глупо и нерационально из-за того, что это наносит вред самому себе, соблюдает моральные нормы по собственному убеждению, а не из-за страха перед наказанием в загробной жизни. При этом, раз он поступает по собственному убеждению, то, само собой разумеется, именно он (а не раб божий) и обладает внутренней свободой.\\
Рациональность в усиленной степени?
Может быть лишь существует разница в том, что Вы стараетесь рассматривать вс╦ многообразие факторов (как это и бывает в жизни).
Я же, наоборот, стараюсь выделить основное, чтобы сопутствующее не мешало анализу.
Так и в Вашем примере - Я вовсе не объявляю вредной фразу "Делай добро,бросай его в воду - добром вернется". Я лишь считаю, что она не работает так же ч╦тко (на уровне закона), как принцип "Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Меня заинтересовала логика Вашего вопроса:
Всегда ли рациональна внутренняя свобода?
Ни тебе возможности полениться, ни самооправдания, ни права на слабость - это ведь иррационально..Куда с ними? Или это не составные данного комплексного понятия?
Вот я и адресую вопрос к Вам - может не нужно делать понятие слишком комплексным?

Ведь из упомянутого мною в очередной раз принципа, ничего этого не вытекает.
В пункте 2 я тоже стремлюсь не к "рациональности в усиленной степени", а высказал, как мне кажется, очевидную и бесспорную мысль - Человек, ограничивающий себя, на основании собственного убеждения в том, что это правильное, наиболее рациональное и умное поведение (прежде всего со своей эгоистической точки зрения!), имеет больше внутренней свободы, чем поступающий точно так же человек, но думающий, что для него (опять же с его эгоистической точки зрения!) было бы выгоднее обмануть, обокрасть или ограбить, но не делающий этого из-за страха ответственности перед законом или перед богом.
Мне удивительно, что именно эта очевидная мысль так и не понята Владимиром. По крайней мере, на протяжении всей дискуссии он пытается утверждать, что именно обмануть или обокрасть другого все и всегда заинтересованы и этому мешает лишь боязнь верующих перед наказанием божьим.

И я о духе. Из ╚Возлюби ближнего своего╩ Уголовного кодекса, согласитесь, не сделаешь.
Вы мне о Моисеевых заповедях, а я вам о Христовых. Вы мне о Ветхом Законе, а я вам о Новом.
По-моему, у нас речь шла вообще не о Заветах, а о свободе. Но если Вам хочется, пожалуйста.
Христос моисеевых заповедей не отвергал, бOльшую часть христианской Библии составляет Ветхий завет и начинается она с Торы, никто ее с корабля современности не сбрасывал, с Вашего позволения, и 10 заповедей Торы √ они и для христиан тоже заповеди, других у них нету.
Тем и отличается учение Христа, что нет там "Око за око и зуб за зуб", а есть "Возлюби ближнего своего". Может в Торе и указано, но только в заповедях Моисеевых не описано.
Ну, какая разница, так написано дальше, Тора к 10 заповедям не сводится, там вс╦ считается одинаково ценным.
А что касается учения, то можно и так сказать: Тора √ это "Возлюби ближнего своего", а Новый завет √ ╚Не мир прин╦с я вам, а меч!╩ Иудаизм вообще более миролюбивая религия, чем христианство, не говоря уж о более позднем его суррогате под названием ислам.
Да, не написано в Новом Завете в виде готового списка. Ну и что?
Проблема не в том, что списка нет, оттуда вообще трудно выудить какое-то практическое руководство к действию, Вы вот сами сказала, что по принципу ╚подставь левую щ╦ку, когда тебя бьют по правой╩ жить в принципе невозможно. Это УТОПИЯ. Что там ещ╦? ╚Собирайте сокровища свои не на земле, но на небе╩ - звучит красиво, но на практике это оборачивается святой инквизицией и диктатурой пролетариата, если подумать, то вс╦ это там содержится.
Вообще вс╦, что нужно было бы о христианстве сказать, уже сказали, на мой взгляд, Розанов и Ницше. И даже Бердяев, христианский философ, написал, что в христианстве нет ничего нового по сравнению с иудаизмом, кроме самой фигуры мифологического Христа. Но это уже не Он постарался, это римляне за него сделали, а потом потомки дописали (помните, как Ахматова о Бродском говорила: ╚Рыжему делают биографию╩). На мой взгляд, хороший революционер был, но прорицатель средней руки и довольно никудышный реформатор иудаизма; что затем из этого сделали √ другой вопрос.
"Не возжелай жены ближнего своего" - это легко исполнить?
А кто говорил, что будет легко?

Я это о том, что возможность выбора и есть свобода.
Это не совсем по теме. Возможность выбора дана каждому. У того, кто наложил на себя добровольные ограничения, есть такая же возможность выбора, как и у того, кто не наложил.
Минимум чего должен оставлять за собой свободный человек?
Минимум в том смысле, что если он оставляет меньше, то он не свободен. А если оставляет больше, то доставляет неудобства другим и нарушает общественную мораль.
Да нет, это не ханжеская мораль. Это ханжество в чистом виде.
Как Вам будет угодно. По-моему, это не такая уж важная тема, запрет на распивание напитков в общественных местах. Но если уж говорить об этом, то мне гораздо меньше нравится, когда, как сейчас в России, все идут по улицам с пивными банками и бутылками в руках, девушки, бабки, все, в одной руке сигарета, в другой бутылка, что-то жует, куда-то плю╦т...

http://www.mista.ru/nov_zavet.htm
Заповеди Моисея:
http://klann.chat.ru/law/zz6.htm
...Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел... ...╘ М. Ж.