Боря Шамбала
Впервые об этом слышу)
Ну как же?
Кто популярнее Чапаев или Щорс?
И здесь неважно, кто был более крупным военно начальником. Разумеется популярное с Чапаева началась с фильма про Чапаева, после которого и стали возникать анекдоты. .
Кто популярнее ? Придуманный Штирлиц или настоящий разведчик Рихард язорше
Кто популярнее Чапаев или Щорс?
Я думаю что популярнее Чапая по анекдотам был Брежнев)
НП
продолжу литературные изыскания. За неимением лучшего на текущий момент обратилась к ChatGPT, Вот что он говорит:
- отрывок из Пастернака — "Свеча горела" (1931),
- и отрывок из современной рок-поэзии — "Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет".
Мы не будем сравнивать "красивее/некрасивее", а посмотрим, как разными средствами выражаются эмоции, образы и философия.
🧠 Заключение
Пастернак — это поэзия света среди хаоса.
Современный текст — это голос человека после света, стоящего среди пепла.
Они оба талантливы, но говорят разным языком о разных мирах:
- один — о мире, где ещё возможно спасение через красоту,
- другой — о мире, где красота сгорела, и осталась только память и честность выжившего.
Особенно понравилось про "антипоэтический лоzунг" и "перевёрнутый романтизм"
И следующий вопрос: А если рассмотреть современный текст критически?
Ответ (выдержка):
🪓 Критический разбор
1. ❗️ Повтор как художественный приём или как штамп?
Фраза "Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет" повторяется много раз.
🔍 Плюс: ритмичность, создаётся рефрен, запоминаемость.
🔍 Минус: при многократном повторении смысл выветривается, и возникает ощущение банального лозунга, особенно если содержание куплетов не углубляет этот мотив.
💬 Вопрос: раскрывается ли тема "смерти рок-н-ролла"? Или это просто эффектная фраза?
2. 🧩 Неясность и обрывочность образов
Фразы вроде:
- "я помню, было небо, я не помню где"
- "остался только грязный асфальт"
- "локоть к локтю, кирпич в стене"
— звучат сильно и загадочно, но...
🔍 Проблема: они не развиваются, не формируют цельный образ. Каждая мысль появляется и исчезает, не оставляя глубины. Это эффектная поэтика фрагментов, но не полноценное поэтическое полотно.
💬 Такое письмо легко перепутать с поэтической ленью: “накидаем метафор, авось сработает”.
3. 🎭 Пафос и поза
В строках вроде:
- "я сжёг их жизнь, как ворох газет"
- "мы стояли слишком гордо — мы платим втройне"
чувствуется драматическая поза, но...
🔍 Проблема: не хватает конкретики. Кто "они"? Что за "гордость"? Почему "втройне"? Эти образы не подкреплены деталями, что делает их немного театральными, а не жизненными.
💬 Это часто встречается в текстах, претендующих на протестность — много чувства, мало прояснённой мотивации.
4. 🧱 Смысловая рыхлость
Структура:
- Куплет 1 — тревога, встреча
- Куплет 2 — сжигание прошлого
- Куплет 3 — вина и гордость
Каждый куплет — интересен сам по себе, но они не складываются в логически стройную арку. Нет чёткой линии развития мысли, как в классическом стихотворении.
💬 Это не обязательно плохо, но при критическом взгляде становится заметно: текст больше работает как эмоциональное переживание, чем как осмысленное высказывание.
🧠 Заключение: талантливый крик, но не шедевр?
Этот текст можно описать как:
- эмоционально сильный,
- меланхоличный,
-
атмосферный,
но при этом: - поэтически неровный,
- концептуально не до конца проработанный,
- местами декоративный, а не глубокий.
Он похож на крик души, оформленный в построковую лирику. Это не великая поэзия в классическом смысле, но — яркий культурный симптом. И как такой симптом он заслуживает внимания.
И на последок
Вопрос: Следует ли из этого что тексты Аквариума не стоит резбирать как литературные произведения, а только музыкальные?
Ответ (выдержка):
поэзия внутри музыки
Многие песни Гребенщикова — это не стихотворения, которые можно читать вслух как Пушкина, а поэтические тексты, созданные для звучания в музыкальном контексте.
Они:
- опираются на интонацию,
- дышат за счёт музыкальной паузы,
- существуют в совместном пространстве музыки и слова.
Вопрос: Сегодня контекст знаменитых песен БГ устарел. Всё что делало песни экспрессивными уже заезжено - так ли это?
Ответ (выдержка):
🧠 Заключение
Да, часть экспрессии ушла, потому что ушёл вызов.
Сегодня БГ — это уже не голос свободы, а аромат памяти.
Но его песни можно:
- слушать как музыкальную поэзию,
- воспринимать как миф своего поколения,
- ценить за культурную честность — он не менялся под рынок.
💬 Устарело не всё. Устарело восприятие. А тексты — как старая винтажная одежда: кто-то скажет "нафталин", а кто-то — "шик, стиль и настоящесть".
А мне Пастернака очень нравится « Сложа вёсла»
Лодка колотится в сонной груди,
Ивы нависли, целуют в ключицы,
В локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всеми случиться!
Этим ведь в песне тешатся все.
Это ведь значит — пепел сиреневый,
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звезды выменивать!
Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет
Ночи на щелканье славок проматывать!
уже одна только первая строка « Лодка колотится в сонной груди» завораживает и вытягивает всё остальное.завораживает и вы
Ну а здесь давайте проанализируем смысл песен Бориса Гребенщикова.
Вы прям с козырей зашли, топикстартер! Нет, чтоб с кого-нибудь попроще...хоть с Велимира Хлебникова..))
Госпожа Лаэртская,
вы таки хотели пообщаться за смысЕл текстов Гребенщикова. Но вместо конкретики посылаете ссылки, чтобы я тратила свое драгоценное время, выискивала название а потом и текст, который может показаться вам непонятным.
Дальше-больше пространные рассуждения о Пастернаке, Бернесе, Шульженко и Ардальоныча, о себе любимом.
Потом вы подключили ИИ.Не хватает только стихов про Партию, Маяковского.
Конкретно вашего мнения я так и не прочитала.
Посему возьму на себя смелость, и разложу по полочкам одну из сравнительно актуальных песен.
Я всю жизнь брожу по просторам
И готов еще жизнь так кружить.
И
кого ни спроси – все несутся в таксиИ никто не научит как жить.Но в центре просторов есть местоГде светло и туда все глядят.И там на совесть и честь всех научат как есть:Детей, стариков и ребят.
Кто говорит что Гребенщиков -русофоб?
В этих стихах он ясно рассказывает об оазисе чести и совести.В который стремится уставший путник информационного пространства.
Вечерний мудозвон!Вечерний мудозвон!Подлинный труженик наших времен.Вечерний, вечерний.Вечерний мудозвон!Вечерний мудозвон!Честнее, правдивей и лучше всех онВечерний мудозвон.
В этой части текста, Гребенщиков изящной музыкальной аллегорией показывает качество вторичного пропагандистского продукта.Эта аллегория никоим образом не затрагивает размер, материал и звуки, издаваемые тестикулами просветителя.
Мудозвон - вечерний звон -есть в этом что-то красиво-музыкальное
Он все, что закажут – расскажетИ ответит на каждый вопрос.У народа душа, но за ней ни гроша,Но зато мы утерли всем нос!
В этой части восхваляется несравненная духовность русского народа.
О душе думает народ, а не о презренных грОшах.
Он сияет, как новый полтинник,С него капают лосьоны и лакИ когда гопота распинает Христа,Он объяснит отчего Христос враг.
Здесь опять изящная
аллегория, показывающая интеллектуальный уровень и эмпатичность потребителей вторичного продукта.
песни из АСС я считаю талантливыми,
Возможно, это странно, но мне нравится много песен Шевчука и лишь одна у Гребенщиков запала- про город золотой, пели мы ее в студенчестве. Наверное дело в подаче автором своих песен. Завывания Гребенщикова- это на любителя ну или под воздействием
А Шевчук- открытый, душевный, без претензии на понимание чего-то, что понимает только он.
протгород золотой
Так жто не его песня. Музыка написана ленинградским композитором лютнистом Вавиловым, стихи написал Анри Волхонский, первым исполнением именно песни, а не музыки был ленинградец Хвостенко ( Хвост). Но я эту пьесу с пластинки старинной музыки играл на гитаре ещё в 1978 году, перестроив гитару на лютневый строй . . В интернете давно исследована истррия этой мелодии. Заслуга Гребенщикова в том, что он сделал эту песню популярной, особенно после той же Ассы. А на пластинке страинной музыке композитором значился Франческо де Милано, Вавилов не был членом Союза композиторов и потому не мог записать на пластинку под своим именем. В некоторых нотных сборниках она до сих пор издаётся под авторством Франческо де Милано.
Шевчук- открытый, душевный,
Где-то прочитал, что режиссёр АССЫ Сергей Соловьёв приглашал и Шевчука для озвучивания фильма, но что-то у них не срослось и во второй фильм « Чёреая роза - эмблема печали..» пригласил опять Гребенщикова
Так жто не его песня.
Ничего себе. Спасибо, и мысли не было. Значит, мне не нравится ни одна его песня.
Конкретно вашего мнения я так и не прочитала.
Я только формирую его. Хотелось бы сформировать б-м. объективное. Хотя чатГПТ и ответил на вопросы, но на объективность это претендовать не может, потому как вопросы задавала я.
Но вместо конкретики посылаете ссылки, чтобы я тратила свое драгоценное время, выискивала название а потом и текст, который может показаться вам непонятным.
Я собственно не за разъяснением непонятных мне текстов, разве вы не поняли? Не принимайте на всё здесь свой счёт. Ну не было сегодня утром времени выискать конкретное. А всё что я написала опционально и вы не обязаны ни искать ни вообще что-то писать. Просто на этом форуме так, обязательно нужно кому-то отвечтать, такого болше ни на одном форуме нет. Ну невозможно же постоянно писать "НП", мне кажется это подразумевается. А то что вы выразили желание написать некий отзыв о стихах БГ меня порадовало. Спасибо!
Нет, чтоб с кого-нибудь попроще...хоть с Велимира Хлебникова..))
Хлебников ни причём. Речь о БГ без каких-либо амбиций. Хотя спасибо и вам. Вспомнилось из юношества про "рассмеяйтесь смехачи" - очень приятно
Ну, если совсем по-простому, то песни БГ создают настроение…ну или слушаются под настроение. В его словесные логарифмы и прочую мозаику можно даже и не вдумываться…это примерно как у Щербакова, хотя он совсем другой типаж…
Берёшь его Девушку с веслом… Или там «Нас осталось только два…» и слушаешь…и мысли приходят такие, какие в данный момент и требуются)
Мудозвон - вечерний звон
Прежде невнимательно прочитала вашу интерпретацию. Не заметила в у. А можно спросить, почему вам это так представляется? Мне даже стало интересно и любопытно, как БГ смог бы в простом куплете обыграть сложную и многоголосую тему "Вечерний звон". И даже послушала мудозвон, там нет ни намёка, он ничего такого не обыгрывал. Но это ни в коем случе не осуждение, надеюсь вы понимаете что не обязательно быть всем одного мнения. Я бы подумала что "мудозвон", это аллегория на нечто из телевизора, какого-ньть вечернего политтолка, что не нужно смотреть, а "Он сияет, как новый полтинник,С него капают лосьоны и лакИ когда гопота распинает Христа,Он объяснит отчего Христос враг." - ведущий/модератор. А вы, слушаете "Мудозвон", а слышите "Вечерний звон"?
и слушаешь…и мысли приходят такие, какие в данный момент и требуются)
Мне очень трудно найти музыку с таким эффектом для меня. Я за-е от жизненных забот, пытаюсь оградить от себя от любой музыки, кроме тупой, как минимум в течение рабочей недели. Я не понимаю, как люди в наушниках постоянно что-то слушают. Эмоции можно изредка поиспытывать, но в меру
Я не понимаю, как люди в наушниках постоянно что-то слушают. Эмоции можно изредка поиспытывать, но в меру
Лев Толстой с подозрением относился к музыке. Потому, что
1) С одной стороны музыка вызывает эмоции . Толстой был музыкален и эмоции у него музыка вызывала.
2) С другой стороны Толстому не нравилось, что эмоции естт, а источника эмоций нет. Например в « АннеКарениной» эмоции есть и не только потому что она бросилась под поезд.
Может быть на отношение Толстого к музыке сказывалась неприязнь к композитору и скрипачу Танееву, к которому он однажды приревновал жену Софью. А в повести « Крейцерова соната» Толстой пишет о тлетворном влиянии не панк рока, как кто-то мог бы подумать, а сонаты Бетховена №9 для скрипки и
фортепиано
Больше всего музыку не любят музыканты. Я этого раньше не понимал пока сам не стал музыкантом. Я мог бы объяснить в развёрнутом виде, но опять кто-то скажет, что я о себе.
люди в наушниках постоянно что-то слушают
слушать что-то постоянно это всё равно что слушать постоянно стук отбойного молотка