Магия русского романса
помню сколько-то лет, назад когда еще музыку слушали на дисках, решила себе привезти из России пару записей.
Пришла в магазин и спрашиваю девушку: у вас есть диски с Русскими Романсами? А она вообще не поняла о чем я!!
Пришлось обойти пару троговых точеk и в одной молодой человек, после долгих раздумий вытащил откуда-то из дальнего угла, то что я искала.
Если честно, я была в шоке...
Вполне уместно! Цыганские песни переплетены с русскими, я имею ввиду то творчество, которое мы могли и можем слышать на эстраде, там кладезь шедевров. Конечно, я имею ввиду наших цыган. Потому что, если послушать цыган венгерских или румынских, то у них заметно переплетение с венгерскими или румынскими музыкальными мотивами. Балканские цыгане тоже исполняют песни, близкие по напевности к территории обитания. В то же время, есть общие песни в исполнении цыган в разных местностях. А раньше вообще большинство русских романсов называли цыганскими, да и посей день некоторые так и называют. Но это стало нарицательным ввиду того, что исполнители романсов в 19 и начале 20 века были, в основном, цыганские коллективы. Цыгане хранят традиции романса. Я пьянею от манеры исполнения цыганской певицы Валентины Вишневской.
Известно, чт режиссер Басов заказал написать романс для фильма поэту Матусовскому и композитору Баснеру, опираясь на уже существующий романс "Белой акации" или "Белой акации грозди душистыя", по-разному писали на дореволюционных пластинках. Тот старый романс исполняли более полувека, пока не появился новый в фильме "Дни Турбиных". Последний стал необычайно популярным. К сожалению, старый романс не имеет такой популярности. Новый романс прекрасен, текст и музыка гармонируют. Но старый, на основе чего писали новый, он не менее чарующий. Предложу оценить его очарование.
Когда указывают авторов этого романса, то это вилами по воде писано. Нет достоверных сведений. Еще в дореволюционный период данные на пластинках и в печатных нотах разнились. И в советское время продолжали указывать те самые, но разные имена. Одно ясно - это шедевр!
Не стану спорить и тоже предпочту Пономареву. Но это исполнение непринужденное, словно в домашней обстановке. Гусевой не всегда хватает голоса, она не певица, хотя много исполняет песен и романсов. Но актерское мастерство позволяет ей выражать суть спетого. Почему-то всплыло в памяти ее исполнение есенинского "Клена" на музыку Липатова. Наверное платье всему виной, зрительно запомнилось. А "Клен" некогда исполнила Гелена Великанова, я не слышал лучшего женского исполнения.