(продолжение) Наследие «братской» Литвы
Станция Новый Уоян
Ночь в купе плацкартного вагона прошла для меня ровно. Антон же пожаловался, что страшно кидало вагон и он даже переложил Никиту с одной полки на другую, чтобы при экстренном торможении того не сбросило на пол. Качало вагон конечно. Мерзлота видимо даёт прикурить. Как нам объяснил СЦБэшник, севший с нами в Тынде и едущий на полустанок в командировку – не только рельсы
корёжит мороз, но и провода рвёт. Впрочем, про свои СЦБэшные дела он не очень и распространялся. Традиционно мужские темы о медведях и рыбалках занимали нас те несколько часов, что потребовались ему на дорогу. Вскоре он вышел, оставив после себя сладкий запах тайги, костра…. В общем всего того что и положено иметь старому рюкзаку.Приятный человек. Старый бамовец. Кузьма Прокопьевич, что характерно.
Рассвет не дал мне выспаться, и я, уже адаптировавшись во времени, должен был традиционно в пять посетить дальний угол вагона. Вернувшись к ложу, глянул в окно. И очень удивился. То есть, как принято теперь в интернете говорить, ОБАЛДЕЛ. Картина завагонная должна быть зафиксирована. Быстро достал телефон и начал щёлкать плывущие мимо горы и озёра, реки и проплывающие станции. Поезда по БАМу ездят неспеша и тормозя на разъездах. Пути одноколейные и довольно тряские, хотя попадаются участки бесстыкового пути. Эксперименты пока. Кадры, даже телефоном, получаются просто сказочные! Пытаюсь разбудить своих чад – не реагируют. И только когда услышали про снег на горах, отверзли очи.
Снег был не только на горах в распадках, но лежал в тени кустов и стланиковых зарослей по берегам рек и озер. Речушка, текущая вдоль путей местами исчезала подо льдом. Вот вам и 22 июня.
Я вспомнил про свою мечту - показать внуку виды железной дороги не сбоку, а анфас. И начал подготовку с изучения расписания. Нужны были остановки продолжительные и с перегоном не менее часа между ними. Такая оказалась вскоре, и я пошел к машинистам тепловоза договариваться. Облом! Ни на какие уговоры не реагируют. Низзя! Запрещено! Есть такие упёртые машинисты и даже водители, верящие в то что написано в правилах. Нужно выждать.
И вот пришла пора этой бригаде отцепляться и нам подали другую бригаду и другой электровоз. Я тут как
тут. Внук стоит в отдалении. И вот волшебное слово «Германия» выручило и на этот раз. Я заметил, что просясь подвезти нужно обязательно сказать – я, мол, из Германии еду…. И сразу же дверцы распахиваются.И выясняется что либо сам водила немец, либо его бабушка немка. В этот раз меня спросили только, зачем баба Меркель чучмеков зазвала? И выяснив, что я с ней не солидарен, пригласили в кабину. Кит тоже тут. Глаза по полтиннику! Машинисты, хохол Олег и помощник Сергей рады, что кто-то проявил интерес к их скучной работе и все секреты выдают нам, один справа, другой слева. Никите все нужно знать – и как называется вот эта красная ручка, и зачем на руке у машиниста браслетка, и что за трубы
торчат вдоль дороги? Тут и я заинтересовался. Оказалось что трубы вбитые в насыпь залиты керосином. Так борются с мерзлотой.
Впереди дымит тайга. Но экстрима с преодолением огня не случилось – поезд вильнул в сторону и, хотя и в той стороне задымилось, наш Сергей машинист опять срульнул в сторону. Благо есть куда и встречная полоса-путь отсутствуют.
Наш паровоз лети вперёд!И мы летим со скоростью пятьдесят километров. Полустанки прибраны и полупусты. Станции пустынны. Все вокруг ухожено, а дома пятиэтажные абсолютно не заселены. Окна все целы. Встречных поездов нет. Вот уже наш перегон заканчивается, но впереди туннель Северо-Муйский, и мы просимся продлить нам путешествие. Перед самым туннелем поезд делает остановку и в кабину входит какой-то начальник. Поэтому нам не разрешают фотографировать. Спасибо что не выгнали! Идем на экскурсию в заднюю кабину. Там едут тоже пассажиры – две девушки и парень железнодорожник. Вот вам и запреты. Добрые люди везде подвезут и помогут, а буквоеды и законники едут скучая и засыпая. Отсюда и аварии.
Туннель нас очень удивил. Абсолютно прямой. И чёрен. Как у негра.Закоптили видимо тепловозы. Луч прожектора, кстати из ЛЕД ламп, едва пробивает тьму. Ещё интереснее было бы путешествие по объездной дороге. Если туннель пятнадцать километров, то объездная дорога сорок пять и вьётся серпантинами по горам. Иногда по ней едут даже пассажирские поезда. Но нам не повезло и мы в туннеле. О! Вот уже виден свет в его конце! Нам пора выходить. Для нас на полустанке продлевают остановку еще на две дополнительные минуты. Чтобы мы успели добежать до своего пятого вагона. Мы успели поблагодарить наших ездовых и добежать до вагона. А тут нас не узнают. Проводница не пущает. Где билеты? Да мы ваши!!! Ничего не знаю! И начинает закрывать двери.
Ага! Щас! Внука я оставлю на перроне неизвестной станции! Хватаю его за руку и мимо ошарашенной проводницы проталкиваюсь в коридор. Она бежит за нами и что-то верещит про билеты. Билетов не могу найти! Вот говорят же вам – сохраняйте до выхода. А я выкинул их ещё вчера. Но она находит дубликаты у себя в кабинете. Долго миримся. Убеждаю её, что незачем стрелять в безбилетника и ложиться грудью на амбразуру как стюардесса Курченко.
И вот уже наша станция.
Не долго ждали мы встречающих на перроне Уояна. Валя с мужем Александром везут нас к себе домой в настоящих «жигулях»! А дома стол ломится, но нам вначале в свеже натопленную баню. А уж потом и за стол с любовью накрытый дочкой Машей. Душа моя утомлённая евротирамисами возрадовалась – рыба пяти сортов во всех видах!
Холодец и картофан пошли под водочку ледяную и разговоры о прошлом и родне разбросанной по Шарику. На завтра нам обещано путешествие к горячим источникам. Ближе к полуночи огромная усадьба уснула и только Ральф иногда взлаивал сидя на цепи.
После завтрака нам было подано транспортное средство типа Тоёта. Жигули тоже с нами. Везут нас друзья Вали и Саши два Виктора и жена одного из них Наташа. Эта Наташа всем Наташам Наташа! Со своим мужем она ездит везде – по ягоду и по шишку и даже на зимнюю рыбалку. Вот с первым мужем не ездила, а выйдя за Виктора, попробовала и распробовала. Было дело, он отлучился один и, хотя наловил хорошо, был наказан. Неделю не разговаривала она с ним.
Наши хозяева и их друзья влюблены в свой Новый Уоян и его окрестности. Оно того стоит! Дальние и ближние гольцы все лето в снегу. Белые жилы распадков тянутся к блестящим вершинам и на закате фосфоресцируют. Жаль что далеко и нет хорошего телескопического объектива. Куда бы ни посмотрел везде горы. Из любой точки поселка они видны. Конечно, нам показывают гору «тунгуску». Якобы видна грудь и лицо лежащей на спине женщины. Такие острогрудые тунгуски лежат в любых горах, и я и вы их повидали немало. Хорошо, что нам не стали рассказывать очередную легенду-лабуду о суровом отце и любовнике этой «тунгуски»…. Просто ткнула Валя в том направлении пальцем. И все уоянцы туда кивнули.
Дороги в окрестностях неплохие и за два часа с многочисленными остановками мы проехали положенные девяносто километров. Фотографировалидеревянные мосты через каменные реки стекающие с гор – курумники.
И реки полноводные. Пересекли Верхнюю Ангару.
Валя с Наташей и Викторами всё время нам показывали что-то по сторонам, комментируя – тут мы бруснику берём, тут клюкву в прошлом году брали и за два дня заработали на четыре жигулёвских колеса. На том озере рыбу ловим, но сейчас запрет и ловить нельзя. И все тут переглянулись, а я вспомнил вчерашний стол и в изобилии жареную-пареную рыбу. Когда хорошо наловишь и настреляешь, да потом полопаешь вкусно, то можно и «тунгуской» полюбоваться. А если живот подведёт на казённой пище, то и природа покажется не родной. Вот «безрукие» и покидают БАМ и пустеют посёлки. Остаются ветераны уже заработавшие пенсию и имеющие вкус к жизни и силы для огорода икое какой скотины в сарайчике. Пенсии небольшие – у Вали двадцать, как у железнодорожницы, а у остальных и пятнадцати нет, хотя и мужики.
Вот мы и прибыли к Дзелинде. Три деревянных садка- купалки и домик раздевалка, да в лесу столик.
Но нам больше ничего и не нужно. Хотелось шашлыка, но вовремя подъехала лесоохрана и мы не стали их провоцировать на войну. Запреты на костры и даже въезды в лес повсеместно из-за пожаров. Мы хорошо пропарились в радоновых ваннах и приняли, кто может, на грудь.
Закуски и без шашлыков хватило на всех с избытком. Развернули оглобли и поехали домой. По слухам там нас ждёт «тЕльное». Маша обещала. Нужно спешить, но все равно посетить по пути причал на Верхней Ангаре, куда приходили грузы на стройку БАМа когда еще и дорог не было…. Заболоченный теперь берег с остатками свай, а в семидесятые тут и аэродром и порт принимали технику и добровольцев бамовцев. Жизнь кипела! Валя вспомнила, как самая ветеранистая из присутствующих, свой девичий хор и показала нам свои хоровые парчовые и шёлковые сарафаны.
Их Уоянский хор гремел на весь БАМ. Когда мы были молодые мы чушь красивую несли....
теперь зато красивее!
Но пора и к столу с тельном. Оказалось что это пропущенная через мясорубку щука
и рюмка к ней. После вчерашнего тайменя, хариуса, омуля, икры разной тельное
было непривычно, и мы вынуждены были, похвалив Машу, втихаря отставить тельно в сторону. Были и другие вкусности. Перед самым закатом я прошерстил старые фотографические альбомы и штук сто переснял для себя. Нина дома будет рада.
В эту ночь я Ральфа не услышал – радоновые ванны способствуют крепкому сну. А утром мы были уже в электричке и катили в Северобайкальск. До него двести километров и за шесть часов мы успели туда попасть. Единственный вагон прицепленный к электровозу был полон. И почти до самого конца многим пришлось сидеть на своём багаже.
В 80-х работал в тайге в районе БАМа. Байкальский хребет, Кунерма, Улькан, Ния, Умбелла, Звёздный. Названия, как из сказок. В каждом населённом пункте вокзал, построенный представителями разных республик Советского Союза в националъном стиле. Ягоды, грибов по осени немеряно. Весной черемша необозримыми полянами. Зверя было много- непуганого, любопытного. Медведей встречали так часто, что привыкли, как к домашней скотинке. Наверное, до сих про на вершине Суринского хребта сохранилась "крепость", которую мы возвели из камней, спасаясь от непогоды. А внутри кости оленя северного, которого подстрелили и съели, чтобы не заскучатъ от голода.
Возможно, организует кто-нибудь и в те места походы-экскурсии...
Я действительно не объяснил. Станцию строила Литва. Соседнюю строил Азербайджан. Я спросил жд ремонтника этой станции - остались ли еще азеры. - не видел ни одного.
И ваще на Востоке "загорелых" не много. В Маскву поехали. Литовцев тоже нет. В Берлин уехали.
Однажды приключился забавный случай. Летел из Сургута в Новосибирск. Рядом со мной сидел азербайджанец. Разговорились. Спрашиваю его:
- Наверное, с вахты летишь домой?
- Ты что, дорогой? Какая вахта? Я на рынке торгую, а семья в Новосибе.
Распределение на Севере чёткое. Работают бледнолицые "негры", а торгуют смуглые ребята.
Правда, парень этот оказался замечательный. Не позволил мне на такси из аэропорта до вокзала ехать, на своей машине довёз и предлагал у него переночевать, отдохнуть по-человечески. Расстались почти друзьями.
Так что, не знаю, как сейчас на БАМе, но все рынки Севера в руках детей гор. И китайцев...
чето я запуталась))
вы то про сибирь(Новосибирск) то про север(это нифига не Новосибирск)...дак что в чьих руках??? географичку вашу надо отшлепать)) либо вы географию прогуливали)
а когда по Берлину идешь..и тебе навстречу турки(или кто там)) орут ангебот ангебот и фрукты предлагают купить...вас это не удивляет?
На Баме были пути Бархатные.. бесстыковой путь- 800 м плети.. и стык...но такой путь...летом часто выкидывает... и становятся кривыми..климат резко континентальный...Почему трясет вагон..? 1 вся инфраструктура МПС разрушена.. обходчиков нет...ПМС.. из 3... 5 объединили в один...Рельсы сами.. раньше металл был качественнее износостойкий...грузовой вагонный парк наполовину ..убит.. ползуны..накаты на калесах -не исправны автосцепки...часто идет излом колесной тележки....Когда был МПС был один хозяин а сейчас сотни перевозчиков- частных им до лампочки вагоны..главное прибыль
2 Возьмите вагон Амендорф ГДР 50-60 гг..на рессорах и пружинах- в нем стакан воды не расплещешь.. или 80-х годов вагоны
а Новые Тверские вагоны- уже тележки не те.. вагон трясет в вагоне -свист от электроники
3 Надо строить отдельные пути для Пассажирских поездов
Та-ак, буду пытаться уточнять...)))
Сначала про географию: ну, никак я не мог её прогуливать, т.к. и в техникуме и в институте ( в школе,само собой) мы её изучали основательно. Кроме физической географии, математическая география, топография, картография, геоморфология. Ну, это я к слову уточнил, а в жизни почти ничего не пригодилось.)))
А Север- это уже Сургут и "выше". Вот как раз в Сургуте все рынки наводнены нашими узкоглазыми китайскими (вьетнамскими) братьями и ребятами с Кавказа. А я тем бортом возвращался из экспедиции домой, на Алтай.
По Берлину я пока не ходил, а здесь- в Баварии- как-то скромно: никакие турки не зазывают "Ангебот!!!"
Однажды ехал из Улькана в Кунерму в кабине тепловоза: не было денег, упросил машиниста, он взял меня и моего рабочего. Дорогой рассказывал он, как после строительства БАМа первые пассажирские поезда ходили: порой скорость была просто шаговая. Народ выходил из вагонов, гулял, снова садился. Дорога была с недоделками, пучило, выдавливало. Ну, и сейчас все "косяки" постоянно лезут, ремонт за ремонтом идёт. Главное в те годы было отчитаться, что построили. А цена- погибшие ребята, памятники которым стоят вдоль железки. Один монумент запомнился надписью (где-то в районе Звёздного): "Мы дойдём до Амура, Шурик!"
Надо строить отдельные пути для Пассажирских поездов
В общем то в моей поездке трясло не сильнее чем на транссибе. И в целом по России. А БАМ не заброшен. Просто поддерживают в таком состоянии на всякий случай. Возить видимо нечего. Пару ракет на космодром... в год. Вторые путя ковыряют не валко ни шатко. Вагоны попадались все хорошие. В отличие от Хохляндии. Там однажды весь вагон всю ночь не спал - так грохало на поворотах! Думали рухнет.
Надо строить отдельные пути для Пассажирских поездов
В общем то в моей поездке трясло не сильнее чем на транссибе. И в целом по России. А БАМ не заброшен. Просто поддерживают в таком состоянии на всякий случай. Возить видимо нечего. Пару ракет на космодром... в год. Вторые путя ковыряют не валко ни шатко. Вагоны попадались все хорошие. В отличие от Хохляндии. Там однажды весь вагон всю ночь не спал - так грохало на поворотах! Думали рухнет.
Полагал БАМ на тепловозной тяге..значит какие то участки Электрифицированные какие нет .. строят второй путь...по Чёртовому мосту обход Северомуйского тонннеля- пассажирские поезда не ходят
http://russos.livejournal.com/1183244.html
Но также была грандиозная стройка ж\д в Северных широтах.. вот там народу погибло... Салехард- Игарка.. Мертвая-дорога 501
https://new.vk.com/club1566002
БАМ Загружен не полностью..но кроме Бама есть и Якутская ж\д ( она Частная)
-на Сахалине- вообще колея..узкая 1067мм.. строили японцы
- на Севере Газпром и Ямал имеют свои ж\д пути http://ru-railway.livejournal.com/1429794.html
- также прорабатывают Северный широтный ход.. сейчас нефть газ везут через Тюмень
хотят на Салехард-мост через Обь- Лабытнанги- Норильск- Коми и выход на Ленинградскую и Мурманскую обл ( порты).. уголь нефть газ.. загвоздка нет Моста через Обь а она там широкая
Рыбу на фотке зачетно подпер карандашем! Зачет
Кстати, на поездах особо ездить не приходилось. Помню суточную поездку из Алматы в Астану и обратно. Блин, печально смотреть на степь было. Ехать сутки, а картинка не меняется.
Обратно ехали веселее и на ночном, полвагона знакомых, в каждом купе застолье. Как доехали помню смутно.
Самому то мне не удалось проехать Чертовым мостом, но машинисты говорили что ездят и пассажирские. А 501 стройка действительно непроезжа и непроходима. Я там был в позапрошлом году. Дорогу ( в интернете) уже сдали, а вьяве простоял полдня и шла только одна машина от Салехарда до последнего строй участка. Километрах в 70. Я вернулся.
Жертв хватало и на БАМе. Восточное плечо я не проехал. А там особенно, мне кажется, много гибло. В 30е.
узкоглазые хотя, кажется, через КыргызКайсакию строить. Так что России это мало поможет. Если бы вот, я слышал, грянуть из Лондона через Норильск в Анадырь и на Юг в Пекин и на запад в Америку монорельсовую подвесную и скорость 300. Есть такой полуфантастический проект. Лежали бы русские на диванах и получали дивиденды от пошлины дорожной. От газа и нефти "гребёт" лопатой рус мужик и будет добавка
А монорельсы длинною в несколько тысяч км и миллионы опор откель возьмутся...думаете Челябинск и русский мужик за просто так их изготовит...почему обязательно монорельса и почему бы в этих прожектах не использовать какие нибудь порталы мгновенного перемещения . Лондону надо-пусть строят и бабло потом загребают сидя или лёжа в своих пабах...или может немцы захотят их строить что бы пенсионеры немецкие могли путешествовать из сытых европ хоть до Пекина за \ночь сна\ несколько часов
Рыбу на фотке зачетно подпер карандашем! Зачет
Кстати, на поездах особо ездить не приходилось. Помню суточную поездку из Алматы в Астану и обратно. Блин, печально смотреть на степь было. Ехать сутки, а картинка не меняется.
Обратно ехали веселее и на ночном, полвагона знакомых, в каждом купе застолье. Как доехали помню смутно.
Карандаш просто оказался под рукой. Поезд это здорово! Особенно плацкартный. Если нет киндеров до семи лет. Иначе ад! Раньше было еще веселее - не запрещали пить. Казахстан, ЗапСиб, восток это уныло. Самая красивая дорога это в горах! Или в Германии. Ну Швейцария тоже ничего.
Юрий, спасибо за замечетельный рассказ.
Россия - великая страна.
Куда только её завели...
Спаивают, уничтожают природу..... а страна не сдаётся.
На западе думаю пьют не меньше если не больше и природа уже давно загажена а ресурсы варварским способом разработаны
Муж в подобных случаях говорит:
пусть все живут так плохо как в Германии
А в принципе логика у Вас странная.
В ответ на утверждение о том что Россия в ..... кризисе Вы говорите - а в другом место тоже плохо.
В Зимбабве точно уровень жизни ниже российского.
И что?
Что с того что "на западе" пьют не меньше?
и запад загажен и кем то спаиваетсяНу ты не сравнивай, маштаб то разный. В Германии в основном пиво хлещют, по моему одно из первых мест по употреблению пива, а в России водка в ходу. Ну и как не крути, а в Германии хотя бы дороги тоже практически на первом месте в мире. Ну и грязи намного меньше на улицах.
и природа уже давно загажена а ресурсы варварским способом разработаны
Куда не плюнь, всюду тут заповедники, олени практически по улицам бегают, а ресурсы, которые ещё хоть немного остались, консервируют. Ну а в целом да, израшодованы. Ну а что ты хотел? Здесь же индустрализация общества и началась.