На кого похожи прибалты?


Тут-то и выяснилось, что мое мнение о всех прибалтийских народах состоит из обрывочных данных типа: светловолосы и голубоглазы; в большинстве своем ненавидят русских за то, что против воли были присоединены к Союзу

В общем, люди добрые, сами мы не местные, помогите чем можете, скажите, кто такие прибалты!

она-же с ним познакомилась...вот и пусть узнаёт...и делает выводы
Скажу честно, есть у них отличительная черта: ну очень вредные!!! И самомнение у всех


В целом милые, симпатичные люди. Очень вкусно готовят, прикольные песни поют.

------------------------------------------
Я не волшебник. Я только учусь...
"Прибалты живут в Прибалтике.
Они все фашисты, по-русски не говорят. Если спросишь у Прибалта, как пройти на вокзал, он делает вид, что не понимает. Или нарочно объясняет неправильно.
Прибалты тихие и вежливые. У них темперамента нет. А женщины развратны.
Прибалтам разрешается слушать джаз и рок.
У Прибалтов хорошее пиво. Они его пьют в специальных пивных барах со специальными пивными коржиками.
Прибалты любят порядок. У них всюду чистота. Когда Прибалт видит, как русские бросают мусор, он начинает шипеть что-то по-прибалтийски.
Прибалты очень гостеприимны. Они живут на хуторах. Там у них свое хозяйство, никто не пьет, а по воскресеньям все ходят в Костел.
Со снабжением у Прибалтов - не так как у нас. У них со снабжением хорошо.
Молочные продукты в ассортименте, всякие сырки в шоколаде, колбаса.
Прибалты все ездят на машинах по дорогам. У них дороги в отличном состоянии.
В войну Прибалты были против нас, а потом Сталин Прибалтов всех сослал в Сибирь.
Поэтому потом Прибалтам разрешили слушать джаз и рок.
Но все-таки иногда Прибалты убегают за границу на лодках".
http://www.grammatik.narod.ru/pribalt.html
Мой сайтик
http://mfuks.narod.ru/

Кллллассные ребята!
Только уехал я оттуда не с чувством, что купил я, а что купили меня.


Не говорите, что мне нужно делать, и я не буду говорить, куда вам нужно идти.

Про темперамент говорить тяжело.. Например мы для, скажем, итальянцев тоже на редкость тормознутая нация.

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (с)
Вот интересно, например, как эти отличные друзья будут себя вести
в экстремальной ситуации, когда ты окажешься в их стране и лицом к лицу столкнетесь с недружелюбным отношением к тебе со стороны других. Недружелюбным в смысле, проявляющимся исключительно из-за того, что ты представитель другой нации.
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.
Ну неужели же за 18 лет не сложилось какое-то мнение о нации в целом? Понятно, что каждый человек - индивидуальность, и нельзя всех под одну гребенку, но есть же какие-то общие представления, вроде того, что немцы - педантичные, итальянцы - эмоциональные и т.д. А что же с литовцами и др. прибалтами?




Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (с)
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.



Какие они - сказать немного сложно, Литва ведь делится на четыре области и в каждой области свой характер - аукштайтийцы более хитрые, жемайтийцы (жемайты) - добродушные и несколько заторможенные, но вообще литовцы - спокойные и рассудительные.

Не говорите, что мне нужно делать, и я не буду говорить, куда вам нужно идти.
В ответ на:Очень любят свою маленькую республику, называют ее "маленькой Америкой"
Интересно у них эта любовь выражается!
Относительно поляков полная правда. Наверное только в Северной Ирландии еще хуже с религиозностью!
И сколько их есть, действительно коренных литовцев?
Интересно, как они считают сейчас чем было Великое Литовские Княжество? Оно ведь православное было. Конечно будут расцветать от удовльствия, ведь маленькое, ничего практически не значащее плямя
(даже не жемайты это) приняли на себя такое огромной историческое и культурное наследие!
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.
Потом поляки начали нажимать сильно и часть князей-вассалов отошла к Московскому княжеству, а большая часть перешла на католицизм. Многие польские знаменитые шляхецкие рода имеенно из Литвы.
Я сейчас не помню, какое коренное племя дало начало сегоднящней Линтве.
Надо бы было покопаться в литературе.
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.

Гедимин - отец Ягеллы, будущийкороль Польши, победитель крестоносцев под Грюнвальдом, два раза менял религию с православной на католическую. Мать русинка, не помню сейчас из какого рода.
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.



Не говорите, что мне нужно делать, и я не буду говорить, куда вам нужно идти.

Шанс этот касается Великого Княжества Литовского. Хочу сразу предупредить читателя: это могучее некогда государство не имело никакого отношения к нынешней Литовской республике и нынешним литовцам, которых правильнее именовать так, как они сами себя называют: "летувяй".
Предками нынешних "летувяй" были языческие народы балтийской группы - жемайты и аукштайты. Именно они населяли Жемайтию (Жемойтию, Жмудь, княжество Самогитское), занимавшее небольшую часть нынешней Литвы. Свою независимость это княжество со столицей в г. Расейняй сохраняло лишь двадцать пять-тридцать лет, после чего вошло составной (и не самой важной) частью в государство, именовавшееся полностью "Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское". Можно добавить еще, что балто-литовский язык жемайтов не имел своей письменности до середины XVI века.
А вот "литовцами" в те времена именовались предки нынешних белорусов, звавшихся сначала гудами (гудзинами), потом - кривичами и литвинами-литовцами (того, кто интересуется более подробным изложением этих тезисов, можно отослать к трудам лингвиста И. Ласкова, кандидата философских наук Я. Тихоновича, филолога и историка, профессора М. Ермаловича). Племя под названием "литва" обитало на юге нынешней Литвы, в верховьях Немана, в окружении родственных славянских племен - ятвягов, кривичей и лехетских радимичей, переселившихся туда из Мазовии (некогда самостоятельного княжества, населенного родственными полякам мазурами, потом - одной из областей Польши). В первой половине XIV века, во времена великого князя Витовта, Великое Княжество занимало Литву, или Трокское и Виленское воеводства, а также Белоруссию примерно в нынешних границах, Украину (без Галиции), часть Смоленщины, бывшие Калужскую, Орловскую и Курскую губернии.
В 1382 г. князь Ягайла (впоследствии король польский Ягелло) убил Кейстута, отца Витовта. Чтобы отомстить, Витовт и его брат Скиргайла призвали на помощь крестоносцев, а в качестве платы отдали им Жемайтию.
Стоит упомянуть, что Витовт и до того, и после, в компании крестоносцев и один, в буквальном смысле слова заливал языческую Жемайтию кровью, дарил ее, уступал, переуступал, разве что не проигрывал в карты. Отсюда ясно, что соплеменниками ему жемайты не были - с отчей землей так не обращаются. А потому по меньшей мере странны нововведения нынешних литовцев: Витовта они отчего-то переименовали в "Витаутаса" и назвали "отцом жемайтской независимости"...
Под властью крестоносцев Жемайтия пребывала вплоть до битвы под Грюнвальдом-Танненбергом в 1410 г., но и после включения в состав Великого Княжества, как явствует из самого его названия, осталась третьестепенной провинцией славянской державы, не игравшей мало-мальски заметной роли.
Слово "жмудный", кстати, в современном польском языке носит явственно пренебрежительный оттенок и означает нечто вроде "бесполезный" или "обременительный"...
Государственным языком Великого Княжества был древнебелорусский, и делопроизводство велось исключительно на нем. Известно, что на Солинской встрече князя Витовта с посольством крестоносцев Витовта сопровождали князья Юрий Пинский, Михаил Заславский, Александр Стародубский, Иван Гальшанский, Иван Друцкий. По свидетельству посла крестоносцев Кибурта, Витовт и весь его двор говорили исключительно по-белорусски. Даже в Жемайтии правили белорусские бояре: княжеским посадником в Ковно (новое название - Каунас) сидел некий Иван Федорович, а жемайтским войском командовал уже упоминавшийся князь Юрий Пинский.
Иными словами, Великое Княжество Литовское было славянской державой, где православие до определенного времени пользовалось равными правами с католичеством.
Именно тем и объясняется легкость, с какой подданные московского и иных русских князей во множестве "уходили в Литву", а "литвины", тоже в немалом количестве, переходили "под руку Москвы". Именно так в свое время "отъехал к Москве" князь Михаиле Глинский, один из предков Ивана Грозного. Рискуя утомить читателя, все же приведу генеалогию семейства великого князя литовского Ольгерда (кстати, наполовину русского, сына князя Гедимина и княжны Марии Тверской):
Дети от первого брака Ольгерда с княжной Марией Ярославной Витебской:
1. Андрей, впоследствии князь полоцкий.
2. Дмитрий, князь брянский, друцкий, стародубский и трубчевский (предок князей Трубецких)
3. Константин, князь черниговский, затем чарторыйский (предок князей Чарторыйских)
4. Владимир, князь киевский, затем копыльский (предок князей Вольских и Слуцких)
5. Федор, князь ратненский (предок князей Сангушко)
6. Федора - замужем за Святославом Титовичем, князем карачевским.
7. Неизвестная по имени дочь - за Иваном, князем новосильским и одоевским.
8. Агриппина-Мария - за Борисом, князем городецким.
Дети от второго брака Ольгерда с княжной Ульяной Александровской Тверской:
1. Ягайло-Владислав, великий князь литовский, король польский, родоначальник династии Ягеллонов (правившей с 1386 г. по 1572 г.)
2. Скиргайло-Иван, князь трокский и полоцкий.
3. Корибут-Дмитрий, князь новгород-северский, збаражский, брацлавский, винницкий (был женат на княжне Анастасии Рязанской)
4. Лигвень-Семен, князь новгородский, Мстиславский (был женат на княжне Марии Московской)
5. Коригайло-Казимир, наместник Мстиславский.
6. Вигунт-Александр, князь керновский.
7. Свидригайло-Болеслав, князь подольский, черниговский, новгород-северский, брянский, великий князь литовский, затем князь волынский.
8. Кенна-Иоанна - за князем Поморским, вассалом Польши.
9. Елена - за князем Владимиром Боровским и Серпуховским.
10. Мария - за литовским боярином Войдылой, потом за князем Давыдом Городецким.
11. Вильгейда-Екатерина - за герцогом Мекленбургским.
12. Александра - за князем Мазовецким.
13. Ядвига - за князем Освенцимским.
(Здесь, как и на Руси в свое время, мы имеем дело с двойным именованием: "мирское", обиходное имя и данное при крещении.)
Как видим, тогдашняя Литва - сложное переплетение семейных связей польских, русских и белорусских князей. Славянское государство. И когда Ольгерд или его потомки "ходили на Москву", это, увы, вовсе не было нашествием чужеземного супостата - это всего лишь жгли друг у друга города славянские князья <Дмитрий Рогозин, лидер Конгресса. Русских Общин, как его аттестуют собратья по движению, "один из идеологов национально-государственной оппозиции, автор ряда философских и политологических трудов", в одной из своих велеречивых книг, говоря о XVI веке, искренне полагает, что Литва и Белоруссия - два разных государства. О том, что это было одно и то же, "идеолог" и не подозревает...>.
Витовт, неофит-католик с 1382 г., вскоре перешел в православие (когда получил от Ягайлы во владение православные уделы Берестьеи Городню), но уже в 1385-м вернулся в католицизм. После избрания Ягайлы королем польским, после Кревской (1385) и Городельской (1413) уний, тесно связавших Литву и Польшу в некую федерацию, наступило размежевание. Пренебрежение Витовта к православным, прямое их притеснение Ягайлой (только феодалы-католики могли получать гербы, занимать должности, заседать в сейме, а впоследствии и выбирать короля) привело к тому, что часть православных князей и бояр Литвы отдалась со своими уделами в подданство Москвы. Другие приняли католичество, составив впоследствии значительную часть польской шляхты (Чарторыйские, Сапеги, Радзивиллы). После Люблинской унии 1569 г., объединившей Польшу и Литву в одно государство, Жечь Посполиту (именно так согласно грамматике и должно звучать правильное название), "Литва" стала чисто географическим понятием. "Литвинами" себя называли те, кто родился на сей земле - и великий польский поэт Адам Мицкевич, и украинец Тарас Шевченко, и белорусы Янка Купала и Якуб Колас.
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.

На самом деле-
у каждой нации - свои особенности.
и, хотя говорят, что русские - неряхи,это тоже неполная правда.
Сколько в маленьких деревнях, где неиспорченный народ живет - скромных жилищ, но насколько они опрятные, хотя вроде бы и достатка особого нет!!
Я русская, но мне неприятно слышать оскорбительные уничижительные оттенки по отношению к любым людям.
Юмор - это одно,
а насмешка - это другое

Я русская, но мне неприятно слышать оскорбительные уничижительные оттенки по отношению к любым людям.Юмор - это одно,а насмешка - это другое"
Честно говоря, я не поняла, что ты имеешь в виду. Я в ужасе перечитала свое сообщение, на которое ты написала столь странный ответ.

Что тебя так задело, что ты разразилась подобной тирадой в мой адрес?

Спасибо за информацию





Извините, просто когда я читала все сообщения подряд, и дошла до этого
- "Понятие дружба, у них, какое-то извращенное. Скучны.",
и этого -"Сказать что тормознутые - значит ничего не сказать."
- появилось неприятное чувство, и обратилась я к вашему сообщению как к изначальному, но мои слова ни в коем случае не относились лично к вашим сообщениям.Прошу извинить за сумбурность...
Не скажу когда и не скажу по какой теме!
Но все Москвичи всегда, в то, застойное время, хотели иметь с ними дело!
Порядочность, пунктуальность, ответственность и полный порядок!
И если ещё случится - всегда с Притбалтами буду иметь дело!
В ответ на:В свою очередь прошу извинить за обращение "на ты".
Ну, вот, еще и этого не хватало! Тусня это не Версаль при Людвике 14 Солнышке, а виртуавльное место трепа. Да и вообще, в Интернете все равны и принято обращаться друг к другу на ты. Я, например, обижаюсь когда ко мне кто-либо на Вы начинает обращаться! А вот в реале, наверное, ты от людей гораздо моложе меня не принял бы, хотя и привык к тыканию в Германии!
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (с)

Есть единственный случай, когда я в виртуале обращаюсь к кому-то на вы - если человек мне не симпатичен!
Лен, за 25 лет в Германии я уже привык, что даже 10.летние говнюки к тебе на ты обращаются!

Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.


Где в этом источнике написано, что Гедимин переходил из одной веры в другую (в смысле - из католичества в православие и обратно)? И где здесь написано, что Ягайло - сын Гедимина?
Не говорите, что мне нужно делать, и я не буду говорить, куда вам нужно идти.

А то ведь можно поговорить и о том, что Польша (тоже имеющая отношение к ВКЛ) вся полностью католическая была, а это куда как побольше Смоленщины

Не говорите, что мне нужно делать, и я не буду говорить, куда вам нужно идти.
вам ч╦ там места мало дисскутировать, а?
и куда тока модеры смотрят





не стоит прогибаться под изменчивый мир,
пусть лучше он прогнется под нас (с)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
никак нет, разговор был о ВКЛ, а в него входили и Смоленщина, и многие другие западно-славянские православные области (княжества)....

*****
Заслуженный диссидент germany.ru....

А Бушкова надо осторожно читать, он слишком много гипотез выставляет, но как раз в этом месте все удокументировано и можно проверить.
А я хотел только одно сказать, что история это такое дело... уж очень много фальшивок, неясностей, неточностей и даже преднамеренно неправильного интерпретирования. Каждый народ принимает почти все исторические факты по своему, как ему удобнее и чтобы себя показать в как наилучшем свете. И Литва не исключение.
Я подолгу жил в трех совершенно разных странах и иногда даже смеяться хотелось, когда читал некоторую литературу, описывающую тот же самый исторический факт, но со своей точки зрения.
Кажется на Украине вышла книга, в которой описана история Украины, как ее видят русские, поляки и украинцы. Не знаю уже как она называется. но с удовольствием бы ее почитал.
А относительно извращения истории, этим занимаются историки во всем мире, но особенно сильно это было в СССР выражено.
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.

http://www.balticlife.ee/konkursrus/index4.html
Аз есмь червь.
Глаголь добро есть живете.
Есть даже анекдот:
"Если на повороте вас обогнал латыш, значит вы эстонец!"
Литовцы - крестьяне, католики, большое влияние Польши и России.
Латыши , эстонцы- рыбаки, протестанты.
Латыши - больше немецкое влияние.
Эстонцы -финское.
Почитай тут, интересные наблюдения:
http://www.context.kiev.ua/digest/2118.html
Мой сайтик
http://mfuks.narod.ru/
Ты из прибалтики? Когда я понял, что они не видят разницу между 3-мя нациями, я стал говорить - да, я из прибалтики.
И тогда мне стали задавать вопрос:
А на прибалтийском разговариваешь?
Я сползал по стенке от смеха.
Что "мы" едим?
Рыбу (селёдку) с пюре и творогом.
(тут на меня смотрят, как на умалишённого...)
Каких девушек "мы" любим?
Всех...
Как "мы" мыслим?
Как и все люди - мозгами.
Как "мы" говорим?
Медленно и с акцентом, иногда с грузинским



Как "мы" делаем секс?
Долго и со знанеем дела, иногда зависит оз опыта

А теперь спросите себя, чем "вы" отличаетесь от "нас"?
Кто из вас знает, что такое цидония?
Зато я не знал, что такое манты и бишбармак
(извините, если не правильно написал)
Ну? Все люди, как люди.

Давайте жить дружно!

Частный магазинчик Кнайса:
http://www.kneis.de/shop
Красивее, чем у нас в Питере не бывает!!!!!

Хотя, если они в Прибалтику из Санкт-Петербурга эмигрировали...

В ответ на:гхм... Вообще-то, Гедимин (Гядиминас) был язычником
. Ягайло (Ягелло-Владислав) - это его внук, отцом Ягайло был Ольгерд-Альгирдас. При Гедимине Литва была еще языческой, крестила Литву польская королева Ядвига, ставшая супругой Ягайло. И крещена Литва была по католическому обряду (Кревская Уния, 1385 год, само крещение произошло в 1387 году), так что ни о каком православии в Литве разговора не было. Похоже, историю и вправду стоит перечитать
![]()
ах какая эрудированая женщина она даже крешения Литвы помнит
вот бы мне такую
В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три
четверти древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие - попали в состав Литовской Руси. Начиная с ХIII века и до конца ХVIII века, история этих земель тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.
Литовские ученые убеждены, что слово "Литва" пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Они считают, что слово происходит от названия небольшой речки Летаука, а первоначальная Литва - это небольшой район между реками Нерис, Вилия и Неман.
В энциклопедическом словаре "Россия" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона упоминаются литовцы "живущие главным образом по Вилии и нижнему течению Немана" и разделяемые на собственно литовцев и жмудь.
Литва впервые упоминается под 1009 годом в одной из средневековых западных хроник - анналах Кведлинбурга. Литовцы были
хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. О многих победах литовцев повествуют немецкие хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли. Главная задача рыцарей - крестоносцев была христианизация языческих народов, к которым относились и литовцы. В течение полустолетия постепенно завоевывали рыцари Прусскую землю и укрепились там, сильные как своим военным устройством, так и той поддержкой, какую они имели от папы римского и императора из Германии.
Вторжение немцев в литовские земли возбудило и подняло литовские племена, которые начали объединяться под угрозой немецкого завоевания.
В середине ХIII века литовский князь Миндаугас подчинил себе земли литовских и славянских племен и создал мощное государственное образование.
Опасаясь немецкого порабощения,
он принял от них крещение и за это получил от папы королевскую корону. Акт коронации 6 июля 1253 года увенчал деятельность этого объединителя литовских племен, создателя государства Литовского и его первого правителя, он символизировал собой завершение долгого и сложного процесса создания древнего, самого первого литовского государства.
Литва стала субъектом политики того времени, она осуществляла самостоятельную дипломатию, участвовала в захватнических и оборонительных войнах.
Литовцы стали единственной ветвью балтов, которые вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и государем - королем Миндаугасом.
Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Способы присоединения новых земель были различными. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского. Наряду с
этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялись: новых порядков старались никому не навязывать.
Кроме того новое государство давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства.
Это тяжелая эпоха, пережитая Русью в ХIII веке, составляет переход от истории Киевского государства к истории тех государств, которые его заменили, а именно: Новгородского государства, Великого княжества Владимирского, а затем Московского, и Великого княжества Литовского.
В 1316 году великим литовским князем становится Гедиминас - основатель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских земель сильное государство.
При нем русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Сам Гедиминас считал себя не только литовским , но и русским князем. Он был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Две трети всех земель Гедиминаса были русскими землями. Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. Гедиминас начал ее собирание, а его дети и внуки закончили этот процесс, который совершался быстро и легко, так как население русских земель само охотно шло под власть обрусевших Гедиминовичей.
Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации).
Сыновья Гедиминаса - Альгирдас и Кястутис - собрали под своею властью практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества
татар и дав ей единую сильную власть - власть, русскую по своей культуре и по своим приемам.
По мнению русского историка М.К.Любавского "Литовско -Русское государство в ХIV веке представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое".
Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце ХIV века. Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, разрешив противоречия, стоящие между этими государствами: борьба за русские земли Волынь и Галич и общее противостояние немцам, которые угрожали обоим государствам. Ягайло согласился на все поставленные ему условия, принял католичество сам, а в 1387 году окрестил в католичество языческую Литву, и
заключил в 1385-1386 г.г. Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства.
Но это условие так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом решительно воспротивилась потере самостоятельности. Дошло до того, что Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон.
Витаутасу удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель:
Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки).
Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси.
Усиление Витаутаса, его высокий авторитет были следствием того недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни.
По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность
и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, в состоянии взаимного озлобления и
недоверия. Борьба этих партий и погубила постепенно силу и величие Литовско-Русского государства.
В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло". В ходе движения, возглавленного князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса - возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое
здание. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильнюсе утверждается Казимирас, правление которого знаменовало новую эпоху в развитии Литовского государства. Он восстанавливает пошатнувшиеся основы униатской политики, в своем лице династически объединяет два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское.
Тем не менее до середины ХVI столетия, несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к польской короне.
До этого времени Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель. В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в
соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов.
Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.
Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне.
Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из Великого княжества обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.
В "золотые времена" Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. До ХVI века в религиозной жизни государства преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. Канцлер Великого княжества Литовского, политический деятель Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а в конце жизни стал католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского
престола. В ХV веке была подобная попытка у митрополита западнорусской православной церкви Григория Болгарина, которая окончилась неудачей. После принятия церковной унии ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение.
Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Литвы. В 1569 году была подписана Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое государство - Речь Посполитую. Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское государство нуждалось в помощи,
которая исходила от Польского королевства.
В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная, не бытовавшая до этого времени в мире форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.
По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли Великого княжества Литовского, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.
3 мая 1791 года Конституция Речи Посполитой, вторая в мире после Конституции США, ликвидировала федеративное утройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Однако по мнению литовских
историков не 1791-ый, а 1795-ый год, год третьего передела Речи Посполитой стал последним, когда окончательно была закрыта первая страница истории Литовского государства, в результате включения территории и населения Литвы в состав Российской империи.
В середине ХVIII века внутренняя анархия в Речи Посполитой стала настолько явною и тяжелою, что соседние правительства с особым вниманием следили за ходом польско-литовских дел и были готовы к вмешательству в случае окончательного разложения государства. Из самой Польши и Литвы шел призыв к такому вмешательству. Так, к императрице Екатерине II в начале ее царствования обратился Белорусский епископ (Георгий Конисский) с мольбою о защите православного населения в Речи Посполитой, которое подвергалось не только насилию и поруганию, но и систематическому преследованию властей (так запрещалось не только строить, но и
исправлять православные церкви; цензура православных церковных книг поручалась католикам; были установлены поборы с православных в пользу католического духовенства; православные были подчинены церковному католическому суду; у русских православных людей было отнято право занимать общественные должности и быть депутатами на сейме).
В результате вмешательства Екатерины Второй в польско-литовские дела особым законом в 1767 году было постановлено, что диссидентская шляхта (православная и протестантская) уравнивается с католическою во всех правах, кроме выборов короля, которым мог стать только католик. Исполнение этой реформы было обеспечено в 1768 году особым трактатом Речи Посполитой с Россией, по которому императрица Екатерина обещала в будущем охранять без всяких изменений государственный строй Польши и Литвы. Это обещание устанавливало как бы протекторат России над Речью Посполитой.
Недовольная таким поворотом дел католическая шляхта образовала
ряд конфедераций "за веру и свободу" и стала вести вооруженную борьбу против православных, чем вызвали против себя восстание так называемых "гайдамаков", которые начали громить католиков, уничтожая целые города (г. Умань). В Польше началась смута, которая в результате вмешательства соседних государств - России, Австрии и Германии была подавлена. Это привело к первому разделу Речи Посполитой в 1773 году, в результате которого к России отошла Белоруссия.
Среди шляхты постепенно создалось движение в пользу реформ, так как польские патриоты сознавали бессилие своего государства и недостатки его устройства, приведшие Речь Посполитую к унижению и позору.
Новая Конституция Речи Посполитой, которая несомненно улучшала политический строй государства, привела к междоусобице. В итоге - между Россией и Пруссией в 1793 году произошел второй раздел Польско-Литовского государства, а после
восстания генерала Тадеуша Костюшко в 1795 году - третий и последний раздел Речи Посполитой, после которых территория Литвы и Курляндии отошли к России.
После победы над Наполеоном император Александр I на Венском конгрессе добился от союзных государств согласия на присоединение к России герцогства Варшавского под именем "Царства Польского", которому было предоставлено особое политическое устройство, определенное "учредительной хартией" 1815 года. Царство Польское имело свою особую армию, представительную власть в виде двухпалатного сейма. Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника, который стоял во главе совета министров.
Тем не менее польские патриоты стремились к большей свободе, мечтая восстановить Речь Посполитую в ее старых пределах - "от моря до моря". Под влиянием французской и бельгийской революций в 1830 году в Варшаве началось открытое восстание, которое распространилось
и на литовские земли. В 1831 году восстание было подавлено, и особою грамотою, получившей название "органического статута" (1832г.) был определен новый порядок управления польскими землями. Варшавский и Вильнюсский университеты были закрыты, правительство приняло меры для уменьшения польского влияния на литовских землях. Было конфисковано много земель у мятежных польских владельцев и передано в русские руки, улучшен быт православно-русских крестьян, дан ход делу присоединения к православной церкви "униатов", инициатором которого стал один из униатских архиереев - епископ Литовский Иосиф Семашко. В течение ХIХ века уния прекратилась везде.
Итог польского движения 1830-1831 г.г.: в Западной Руси, на территории которой располагалась Литва, польскому влиянию был нанесен тяжелый удар.
В ходе преобразований в России, проводимых императором Александром II, Царству Польскому в 1861 году было предоставлено самоуправление.
Но желая полной государственной самостоятельности польские патриоты решились на открытый мятеж. В январе 1863 года в условленный день в разных местах Польши и Литвы повстанцы напали на русские войска, и началась война. Революционный демократ А.И.Герцен стал на сторону польского восстания и в своем "Колоколе" призывал русских офицеров соединиться с поляками и вместе с ними бороться под лозунгом "за нашу и вашу свободу". В Литве подавить мятеж было поручено М.Н.Муравьеву, который в течение полугода с твердостью и беспощадностью, доходившей до жестокости, подавил восстание поляков и литовцев. К лету 1864 года во всем Царстве Польском был водворен порядок. Руководители восстания в Литве Калиновский и Сераковский были публично казнены в Вильнюсе на площади Лукишкес.
В Литве началась усиленная работа М.Н.Муравьева над уничтожением польского
преобладания на литовско-русских землях. Он хотел достигнуть того, "чтобы не было и малейшего повода опасаться, что край вновь может когда-либо сделаться польским". С этой целью он возвышал русскую народность и православие, поддерживал русское духовенство, в администрацию допускал лишь русских людей, создал русскую колонизацию и русское землевладение в крае, устраняя враждебный России польский, а вместе с ним и литовский, элемент. Преследование польских и литовских помещиков и духовенства за прикосновенность к мятежу, гонения на польский и литовский языки в школах и публичных местах создали Муравьеву репутацию деспота в тех кругах, которые испытывали от него притеснения, и глубокое уважение русских в Западном крае за его патриотизм, ум, твердость и прямоту, с которыми он стремился к обрусению некогда литовско-русского, потом польско-литовского края.
http://www.google.ru/search?q=