Вход на сайт
Почему нет органа в Православной церкви?
02.04.15 17:20
Добрый день, уважаемые знатоки!
А действительно, почему нет органа в Православной церкви? Какие мысли на этот счёт?
А действительно, почему нет органа в Православной церкви? Какие мысли на этот счёт?
NEW 02.04.15 23:49
в ответ Kat"s 02.04.15 21:24
я вам написала. хор исполнял музыку церковную,а капелла,
Музыка в православном богослужении
Православная служба, в отличие от католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная.
В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужени сложились разные манеры пения — распевы[4].
Распевы
Самой простой манерой исполнения была псалмодия — чтение нараспев (литургический речитатив); псалмодия предназначалась для чтения Евангелия, Апостола и Пророчеств[4].
Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объёму гимнов, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси — для исполнения киноников, стихов из псалмов и припевов к ним. Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения — уже к XIV веку[4].
Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век. В зависимости от характера песнопения и его места в службе применялись три разновидности распева: малый знаменный, отличавшийся простотой мелодики, построенный на чередовании музыкальных строк, от 2-4 до 9 и более. Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. Выбор попевок и их последовательность определяли индивидуальную форму песнопения. Большой знаменный распев отличался богатством и развитостью мелодики, использовался обычно при исполнении праздничных стихир[4].
Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение[4].
Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми (в частности, в в партесных концертах XVIII века), способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella[4].
Русский духовный концерт
Духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, пришёл с Запада, непосредственно — из католической Польши, на Украину в 30-х годах XVII века, в Россию — полвека спустя, и уже в традициях русского партесного пения развивался усилиями целого ряда композиторов. Это прежде всего Василий Титов, автор многочисленных концертов и служб; сохранились также концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова[4].
В отличие от западноевропейского, русский духовный концерт, в соответствии с традициями богослужения, не предполагал инструментальное сопровождение. Классические образцы сочинений этого жанра во второй половине XVIII века создали Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский: это крупное по масштабам хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, с сопоставлением 3-х или 4-х разнохарактерных частей[4
Музыка в православном богослужении
Православная служба, в отличие от католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная.
В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужени сложились разные манеры пения — распевы[4].
Распевы
Самой простой манерой исполнения была псалмодия — чтение нараспев (литургический речитатив); псалмодия предназначалась для чтения Евангелия, Апостола и Пророчеств[4].
Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объёму гимнов, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси — для исполнения киноников, стихов из псалмов и припевов к ним. Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения — уже к XIV веку[4].
Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век. В зависимости от характера песнопения и его места в службе применялись три разновидности распева: малый знаменный, отличавшийся простотой мелодики, построенный на чередовании музыкальных строк, от 2-4 до 9 и более. Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. Выбор попевок и их последовательность определяли индивидуальную форму песнопения. Большой знаменный распев отличался богатством и развитостью мелодики, использовался обычно при исполнении праздничных стихир[4].
Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение[4].
Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми (в частности, в в партесных концертах XVIII века), способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella[4].
Русский духовный концерт
Духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, пришёл с Запада, непосредственно — из католической Польши, на Украину в 30-х годах XVII века, в Россию — полвека спустя, и уже в традициях русского партесного пения развивался усилиями целого ряда композиторов. Это прежде всего Василий Титов, автор многочисленных концертов и служб; сохранились также концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова[4].
В отличие от западноевропейского, русский духовный концерт, в соответствии с традициями богослужения, не предполагал инструментальное сопровождение. Классические образцы сочинений этого жанра во второй половине XVIII века создали Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский: это крупное по масштабам хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, с сопоставлением 3-х или 4-х разнохарактерных частей[4
NEW 03.04.15 05:44
в ответ tramboletta 02.04.15 23:49
До недавнего времени с советских времён немецкий орган стоял в бывшем православном храме на Алом поле\Ленина-Свердловский проспект\и когда наш патриарх заявил что это не дело то местные власти выкупили отреставрировали и переделали бывший кинотеатр Родина который строили пленные немцы и теперь там располагается Органный зал и проводятся концерты а в православном храме уже видел как венчание вроде проводилась и ждём патриарха который обещал сам слышал когда освящал церковь на ЧМЗ имени Георгия Победоносца что будет приезжать ВСЕГДА и освящать у нас новые храмы потому что их на душу населения ещё сравнительно очень мало для такого крупного промышленного мегаполиса
зёма




NEW 03.04.15 12:19
Ага, и минарета почему там нет? И Будда почти не виден. Просто это православная церковь, и там так принято.
в ответ Kat"s 02.04.15 17:20
В ответ на:
А действительно, почему нет органа в Православной церкви?
А действительно, почему нет органа в Православной церкви?
Ага, и минарета почему там нет? И Будда почти не виден. Просто это православная церковь, и там так принято.
"Сила в словах у тебя, Федя, есть, но ты их расставить правильно не можешь."
Великий Аркадий Райкин.
NEW 04.04.15 19:56
в ответ g-kamikaze 04.04.15 15:20
спасибо всем ответившим 
я к чему спросила ..
была тут как-то на очень интересной экскурсии в лютеранс.соборе и экскурсовод, помимо темы о самом соборе, истории и тд., повествовала, что в Православной церкви нет органа потому что, когда в Риме уничтожали ( в том числе бросая на растерзание диким зверям) первых христиан, публично, как зрелищное шоу, всё это действо сопровождала органная музыка и, дескать, поэтому Православная церковь впоследствии сказала - "нет, нам орган не нужен"
Орган люблю, посещаю концерты, но такой "версии" отсутствия органа в нашей церкви, честно говоря, я никогда не слышала, вот мне и стало любопытно докопаться до исчерпывающих истоков темы ;)

я к чему спросила ..
была тут как-то на очень интересной экскурсии в лютеранс.соборе и экскурсовод, помимо темы о самом соборе, истории и тд., повествовала, что в Православной церкви нет органа потому что, когда в Риме уничтожали ( в том числе бросая на растерзание диким зверям) первых христиан, публично, как зрелищное шоу, всё это действо сопровождала органная музыка и, дескать, поэтому Православная церковь впоследствии сказала - "нет, нам орган не нужен"
Орган люблю, посещаю концерты, но такой "версии" отсутствия органа в нашей церкви, честно говоря, я никогда не слышала, вот мне и стало любопытно докопаться до исчерпывающих истоков темы ;)