Login
Звуковой барьер.
NEW 26.02.08 23:34
in Antwort Osti 26.02.08 22:40
движущееся со сверхзвуковой скоростью тело постоянно сжимает перед собой воздух, а не только перед достижением 1 маха. по-вашему получается, что один раз сорвали зону сжатия, а потом уже полетели как в вакууме без всякого сопротивления?
NEW 26.02.08 23:48
in Antwort Osti 26.02.08 22:40, Zuletzt geändert 27.02.08 00:55 (sensor)
Раньше об этом не задумывался, а теперь ( можно иногда
).
Извините, а какое противоречие может быть в той ссылке, если самолёт постоянно летит с одинаковой скоростью, при которой дотигается мах.скачок уплотнения с дальнейшим его срывом , и "хлопает" ? Ну "сорвался" один скачок уплотнения, а за ним же сразу другой нарастает на том же самом месте
.
Там же был приведён просто пример, который практически сделать невозможно. При срыве скачка, уменьшится сопротивление (автоматом увеличиться скорость) и чтобы вновь повторить это, надо сбросить опять газ. И повтор.
Короче, тот пример чисто теоретический ( с моей точки зрения ), такую цель и преследовал автор ( моё мнение ).

Извините, а какое противоречие может быть в той ссылке, если самолёт постоянно летит с одинаковой скоростью, при которой дотигается мах.скачок уплотнения с дальнейшим его срывом , и "хлопает" ? Ну "сорвался" один скачок уплотнения, а за ним же сразу другой нарастает на том же самом месте

Там же был приведён просто пример, который практически сделать невозможно. При срыве скачка, уменьшится сопротивление (автоматом увеличиться скорость) и чтобы вновь повторить это, надо сбросить опять газ. И повтор.
Короче, тот пример чисто теоретический ( с моей точки зрения ), такую цель и преследовал автор ( моё мнение ).
NEW 26.02.08 23:55
in Antwort cobra 26.02.08 23:34, Zuletzt geändert 26.02.08 23:56 (Osti)
На околозвуковой скорости эта зона движется впереди самолёта. Она летит с ним вперёд. В дальнейшем на сверхзвуке она просто не может образоваться в таком размере. Самолёт просто движется быстрее волны сжатия. Нет, обычный шум он производит и дальше ... сзади себя.
Я только объясняю Вам свои обязанности, но не ограничиваю Ваших прав! (C)
NEW 27.02.08 04:49
in Antwort Osti 26.02.08 23:55, Zuletzt geändert 27.02.08 06:47 (cobra)
ок... я не физик, скажу, как я понимаю процесс, так что ИМХО:
при околозвуковой скорости, действительно, перед самолётом создаётся очень плотная зона , а во все направления распространяются обычные волны, при переходе на сверхзвук зона становится скачкообразно менее плотная, но скачок чувствует только пилот, с этого момента фронт накладывающихся волн принимает форму конуса, именно эта ударная волна и воспринимается с земли как хлопок при прохождении конуса через наблюдателя. и фронт этот следует за самолётом на всём протяжении сверхзвукового полёта.
самолёт или сняряд - разницы в процессе нет, за силу ударной волны отвечают форма и размер поперечного сечения.
высота, к примеру, немецких "торнадо" около 6 метров, пусть диаметр будет 3 м, диаметр вашего снаряда 203 мм, т.е. грубо в 15 раз меньше. площадь сечения( А=3,14*r²) будет уже в 225 раз меньше, поэтому при одинаковой скорости в случае "торнадо" вы чувствуете ударную волну как хлопок, в случае снаряда чувствовать практически нечего.

при околозвуковой скорости, действительно, перед самолётом создаётся очень плотная зона , а во все направления распространяются обычные волны, при переходе на сверхзвук зона становится скачкообразно менее плотная, но скачок чувствует только пилот, с этого момента фронт накладывающихся волн принимает форму конуса, именно эта ударная волна и воспринимается с земли как хлопок при прохождении конуса через наблюдателя. и фронт этот следует за самолётом на всём протяжении сверхзвукового полёта.
самолёт или сняряд - разницы в процессе нет, за силу ударной волны отвечают форма и размер поперечного сечения.
высота, к примеру, немецких "торнадо" около 6 метров, пусть диаметр будет 3 м, диаметр вашего снаряда 203 мм, т.е. грубо в 15 раз меньше. площадь сечения( А=3,14*r²) будет уже в 225 раз меньше, поэтому при одинаковой скорости в случае "торнадо" вы чувствуете ударную волну как хлопок, в случае снаряда чувствовать практически нечего.

NEW 27.02.08 06:11
in Antwort Osti 26.02.08 23:55, Zuletzt geändert 27.02.08 08:03 (sensor)
Вы знаете, я склоняюсь уже ( т.е. склонился ) тоже к Вашему мнению : такого быть не может
.
Допустим автор книги(той ссылки) привёл идеальные условия : одни и те же воздушные условия. Хорошо, самолёт движется со скоростью 330(скачок уплотнения не достиг мах.), 331,332м/с. Достиг мах. и стоит.Только при превышении на мили-мили...происходит срыв скачка. Что же дальше ? Для повторения процесса надо снизить скорость снова хоть на долю. Но это уже не постоянная скорость
.
Я стою на вашей позизии : такого быть не может( постоянные хлопки на постоянной скорости).


Допустим автор книги(той ссылки) привёл идеальные условия : одни и те же воздушные условия. Хорошо, самолёт движется со скоростью 330(скачок уплотнения не достиг мах.), 331,332м/с. Достиг мах. и стоит.Только при превышении на мили-мили...происходит срыв скачка. Что же дальше ? Для повторения процесса надо снизить скорость снова хоть на долю. Но это уже не постоянная скорость

Я стою на вашей позизии : такого быть не может( постоянные хлопки на постоянной скорости).
NEW 27.02.08 06:31
Как понять ? Вы считаете, что после прохода звука, этот конус (скачок уплотнения ) тянется за ним ? Или ?
in Antwort cobra 27.02.08 04:49
В ответ на:
и фронт этот следует за самол╦том на вс╦м протяжении сверхзвукового пол╦та.
и фронт этот следует за самол╦том на вс╦м протяжении сверхзвукового пол╦та.
Как понять ? Вы считаете, что после прохода звука, этот конус (скачок уплотнения ) тянется за ним ? Или ?
NEW 27.02.08 06:59
in Antwort cobra 27.02.08 06:35, Zuletzt geändert 27.02.08 07:01 (sensor)
Нет, обтекаемость самолёта становиться, грубо говоря, более обтекаемой (лучше, сама картина остаётся такой же как и до звука, но более " прижатой к самолёту), чем до перехода звука. При подходе ко второму звуку скачок уплотнения увеличивается ( как и до), но достигает своего мах. при срыве меньшего размера, чем до 1-ой ( угол, по-вашему конуса, стновится меньше ). И так далее.
NEW 27.02.08 07:10
in Antwort sensor 27.02.08 06:59, Zuletzt geändert 27.02.08 07:41 (cobra)
там уже нет обтекаемости, при сверхзвуковых скоростях воздух ведёт себя по-другому, он "рвётся", что и порождает ударную волну. максимум сопротивления - да, перед самым превышением скорости звука, потом сопротивление снижается. при переходе на мах 2, 3 и т.п. уже просто сужается конус, ударная волна становится "громче", но процесс тот же, что и сразу после превышения первого маха.
NEW 27.02.08 07:51
Ну да, вы правы, и подтверждаете. Я же написал, грубо говоря. Но это и означает, что обтекаемость крыла самолёта остаётся приблизительно такой же ( более "приземлённой" к крылу и самолёт, кстати, ставится тяжелее управляем) ), как и до, и скачок уплотнения так же растёт, но предела своего до срыва наступает при меньшем угле "конуса".
Кстати, знаете же, для чего те же Ту-144,Конкорд, все сверхзвуковые истребители имеют "острую голову" либо вообще ехтра делается "игла" впереди самолёта ? Туда "садится" скачок уплотнения, что облегчает "проход звука".
Интересно, есть ли картинки обтекаемости крыла в инете. Надо глянуть.
.
in Antwort cobra 27.02.08 07:10, Zuletzt geändert 27.02.08 10:04 (sensor)
В ответ на:
уже просто сужается конус
уже просто сужается конус
Ну да, вы правы, и подтверждаете. Я же написал, грубо говоря. Но это и означает, что обтекаемость крыла самолёта остаётся приблизительно такой же ( более "приземлённой" к крылу и самолёт, кстати, ставится тяжелее управляем) ), как и до, и скачок уплотнения так же растёт, но предела своего до срыва наступает при меньшем угле "конуса".
Кстати, знаете же, для чего те же Ту-144,Конкорд, все сверхзвуковые истребители имеют "острую голову" либо вообще ехтра делается "игла" впереди самолёта ? Туда "садится" скачок уплотнения, что облегчает "проход звука".
Интересно, есть ли картинки обтекаемости крыла в инете. Надо глянуть.
В ответ на:
там уже нет обтекаемости
Тогда бы и не было бы же уже и подьёмной силы крыла/самолёта. Без чего
и... там уже нет обтекаемости

NEW 27.02.08 10:29
in Antwort cobra 27.02.08 07:10, Zuletzt geändert 27.02.08 11:33 (sensor)
Интересно, что вообще этот вопрос был затронут
. Что-то вспомнилось ( самое интересное что когда прочитал : ну да я же это знал/ю, а как же может быть иначе
) , что-то забылось, что-то вывело опять на правильную ноту. Ну вот, учёба учёбой, теория теорией, практика практикой, спор спором, перелопатив многое.....и ИСТИНА дороже Коротко из обобщённого.
Из FAQ,oдной "лётной" странички : Вопрос: Раздаётся ли грохот при преодолении самолётом звукового барьера.
Ответ: Нет. Во-первых, сразу стоит отметить, что скорость обтекания воздухом самолёта в различных узлах различная (собственно, за счёт этого они и летают - подъёмная сила создаётся из-за того, что воздух над крылом движется с большей скоростью, чем под ним), так что "единомоментного" перехода на сверхзвуковую скорость не существует. Есть диапазон скоростей, ниже которых всё обтекание самолёта дозвуковое, а выше в основном сверхзвуковое. А что же до грохота? Когда самолёт летит на сверхзвуке, то в атмосфере постоянно распространяется мощная ударная волна, фронт которой пересекая уши стороннего наблюдателя и воспринимается как нечто взрывоподобоное.
Так что, только можно подтвердить автора вашей ссылки, про постоянно летающем самолёте на сверхзвуковой скорости по кругу с постоянными слышащимися хлопками прохождения звука, и Вас.



Из FAQ,oдной "лётной" странички : Вопрос: Раздаётся ли грохот при преодолении самолётом звукового барьера.
Ответ: Нет. Во-первых, сразу стоит отметить, что скорость обтекания воздухом самолёта в различных узлах различная (собственно, за счёт этого они и летают - подъёмная сила создаётся из-за того, что воздух над крылом движется с большей скоростью, чем под ним), так что "единомоментного" перехода на сверхзвуковую скорость не существует. Есть диапазон скоростей, ниже которых всё обтекание самолёта дозвуковое, а выше в основном сверхзвуковое. А что же до грохота? Когда самолёт летит на сверхзвуке, то в атмосфере постоянно распространяется мощная ударная волна, фронт которой пересекая уши стороннего наблюдателя и воспринимается как нечто взрывоподобоное.
Так что, только можно подтвердить автора вашей ссылки, про постоянно летающем самолёте на сверхзвуковой скорости по кругу с постоянными слышащимися хлопками прохождения звука, и Вас.
NEW 27.02.08 10:59
in Antwort cobra 27.02.08 04:49
Ну что ж. Снова к модельным экспериментам: Снаряд я слышал (самое близкое расстояние) примерно с 50 метров. Повторить этот опыт не хочу. Ошибся наводчик. А самолёт преодолевающий барьер слышал с 15000 метров. Условия для 203 мм и 2000 мм в пользу снаряда. Хлопка нет ни малейшего.
Теперь к конусу. Да, это ударная волна, ибо есть сплошная зона сжатия. Но ооочень слабая. И иначе быть не может. Вся аэродинамика для этого работает. Про наложение волн я писал. С одного участка траэктории приходят пики - сжатие. С соседнего - минимумы-разряжения. Происходит элементарная интерференция. Итог - обычный звук.
То, что Вы вырисовали ужасной ударной волной на практике на большом расстоянии оказывается внезапно возникшим звуком. А вот на малом - да. С нуля, из ничего, полный рёв машины на форсаже плюс неослабленный ещё расстоянием аэродинамический шум. Действительно похоже на взрыв. Плюс реально, кожей ощущающийся проход волны сжатия. Но это только на малом расстоянии.
А вот хлопок раскрытия зоны сжатия при проходе барьера слышен не только лётчику, как Вы думаете, а всем за километры. Я слышал от машин, что визуально были минимум в 15-20 км.
Теперь к конусу. Да, это ударная волна, ибо есть сплошная зона сжатия. Но ооочень слабая. И иначе быть не может. Вся аэродинамика для этого работает. Про наложение волн я писал. С одного участка траэктории приходят пики - сжатие. С соседнего - минимумы-разряжения. Происходит элементарная интерференция. Итог - обычный звук.
То, что Вы вырисовали ужасной ударной волной на практике на большом расстоянии оказывается внезапно возникшим звуком. А вот на малом - да. С нуля, из ничего, полный рёв машины на форсаже плюс неослабленный ещё расстоянием аэродинамический шум. Действительно похоже на взрыв. Плюс реально, кожей ощущающийся проход волны сжатия. Но это только на малом расстоянии.
А вот хлопок раскрытия зоны сжатия при проходе барьера слышен не только лётчику, как Вы думаете, а всем за километры. Я слышал от машин, что визуально были минимум в 15-20 км.
Я только объясняю Вам свои обязанности, но не ограничиваю Ваших прав! (C)
NEW 27.02.08 11:05
in Antwort sensor 27.02.08 10:29
NEW 27.02.08 11:29
После перелопаченного
и всё выглядит логично.
Но многое надо ещё обмозговать и не просто, потому что старые "аэродинамики" учили не так: при прохождении "звука" происходит срыв скачка уплотнения, который и сопровождается определённым звуком ( хлопком ).
in Antwort bastq2 25.02.08 15:24, Zuletzt geändert 27.02.08 11:31 (sensor)
В ответ на:
и этот фронт проходит один раз через наши уши. но идёт этот фронт от самолёта всё время, пока он летит со сверхзвуковой скоростью..
и этот фронт проходит один раз через наши уши. но идёт этот фронт от самолёта всё время, пока он летит со сверхзвуковой скоростью..


Но многое надо ещё обмозговать и не просто, потому что старые "аэродинамики" учили не так: при прохождении "звука" происходит срыв скачка уплотнения, который и сопровождается определённым звуком ( хлопком ).
NEW 27.02.08 20:21
in Antwort Osti 27.02.08 10:59, Zuletzt geändert 27.02.08 20:29 (cobra)
вы призываете верить вам и не верить базовой литературе и авиационным сайтам. основываете всё на том, что вы слышали. а откуда вы знаете, что вы слышали именно момент взятия звукового барьера, а не ударную волну конуса? откуда уверенность, что формирование из нескольких самолётов шло на сверхзвуке? пример со снарядом опятъ базируется на том, что вы слышали. да и форма/размер разные. и расстояния до летящих объектов разные. это всё не чистые эксперименты, это субъективные выводы, ИМХО.
почему ударная волна конуса затухает, а ваш одноразовый хлопок - нет? что при околозвуковой скорости, что после - постоянные скачки уплотнения, и срываются они постоянно, это ведь не одни и те же молекулы воздуха долго и упорно гонятся стенкой перед собой, это ударные волны, только направления срыва этих ударных волн разные. при околозвуке ударная волна срывается в лоб самолёту, при сверхзвуке уже срывается по конусу.
кста, помимо всего, нашёл интересные анимированные картинки к теме:
дозвук
околозвук
сверхзвук
почему ударная волна конуса затухает, а ваш одноразовый хлопок - нет? что при околозвуковой скорости, что после - постоянные скачки уплотнения, и срываются они постоянно, это ведь не одни и те же молекулы воздуха долго и упорно гонятся стенкой перед собой, это ударные волны, только направления срыва этих ударных волн разные. при околозвуке ударная волна срывается в лоб самолёту, при сверхзвуке уже срывается по конусу.
кста, помимо всего, нашёл интересные анимированные картинки к теме:



NEW 27.02.08 20:45
in Antwort cobra 27.02.08 20:21, Zuletzt geändert 27.02.08 20:55 (Osti)
Нет, это уже смешно.
Чтоб не сорить.. В посдний раз и по пунктам:[
Предупредили. А сейчас самолёт бла бла бла ... над нашим полигоном на высоте 3000 метров... преодолеет...
Оттуда же. А теперь звено самолётов бла бла бла проходит на скорости 1,8 М ...
Прошли, громко прошли, но никаких хлопков...
В пятый наверно раз: и форма и размер и расстояния таковы, что будя постоянное "хлопание" существовало бы, я б его очень услышал. И не я один. Вся артиллерия, кроме разве что мортир ископаемых да миномётов на малых зарядах, стреляет сверхзвуковыми снарядами. Сейчас уже до 6М! И каллибры чуть не в полметра не редкость. Когда на одной околосевастопольской батарее (Любимовка) в начале семидесятых дали залп, во всём посёлке повылетали стёкла, а вот по траэктории снарядов - хоть бы хны...
Ещё как затухает. Иначе бы у вас как минимум лопнули барабанные перепонки.
Нет, это уплотнение существует только на околозвуке. На дозвуке оно уходит в виде волны вперёд. А на околозвуке оно чем-то напоминает стоячую волну (относительно самолёта) и поэтому "набирает силу". На сверхзвуке оно образоваться не может. Самолёт движется быстрее волны сжатия. Полная аналогия с буруном перед носом корабля. Когда он идёт быстрее скорости поверхностных волн, бурун исчезает. есть нахлёсн на нос, но это уже совсем другое.
Чтоб не сорить.. В посдний раз и по пунктам:[
В ответ на:
а откуда вы знаете, что вы слышали именно момент взятия звукового барьера, а не ударную волну конуса?
а откуда вы знаете, что вы слышали именно момент взятия звукового барьера, а не ударную волну конуса?
Предупредили. А сейчас самолёт бла бла бла ... над нашим полигоном на высоте 3000 метров... преодолеет...
В ответ на:
откуда уверенность, что формирование из нескольких самолётов шло на сверхзвуке?
откуда уверенность, что формирование из нескольких самолётов шло на сверхзвуке?
Оттуда же. А теперь звено самолётов бла бла бла проходит на скорости 1,8 М ...
Прошли, громко прошли, но никаких хлопков...
В ответ на:
пример со снарядом опятъ базируется на том, что вы слышали. да и форма/размер разные. и расстояния до летящих объектов разные.
пример со снарядом опятъ базируется на том, что вы слышали. да и форма/размер разные. и расстояния до летящих объектов разные.
В пятый наверно раз: и форма и размер и расстояния таковы, что будя постоянное "хлопание" существовало бы, я б его очень услышал. И не я один. Вся артиллерия, кроме разве что мортир ископаемых да миномётов на малых зарядах, стреляет сверхзвуковыми снарядами. Сейчас уже до 6М! И каллибры чуть не в полметра не редкость. Когда на одной околосевастопольской батарее (Любимовка) в начале семидесятых дали залп, во всём посёлке повылетали стёкла, а вот по траэктории снарядов - хоть бы хны...
В ответ на:
почему ударная волна конуса затухает, а ваш одноразовый хлопок - нет?
почему ударная волна конуса затухает, а ваш одноразовый хлопок - нет?
Ещё как затухает. Иначе бы у вас как минимум лопнули барабанные перепонки.
В ответ на:
что при околозвуковой скорости, что после - постоянные скачки уплотнения, и срываются они постоянно, это ведь не одни и те же молекулы воздуха долго и упорно гонятся....
что при околозвуковой скорости, что после - постоянные скачки уплотнения, и срываются они постоянно, это ведь не одни и те же молекулы воздуха долго и упорно гонятся....
Нет, это уплотнение существует только на околозвуке. На дозвуке оно уходит в виде волны вперёд. А на околозвуке оно чем-то напоминает стоячую волну (относительно самолёта) и поэтому "набирает силу". На сверхзвуке оно образоваться не может. Самолёт движется быстрее волны сжатия. Полная аналогия с буруном перед носом корабля. Когда он идёт быстрее скорости поверхностных волн, бурун исчезает. есть нахлёсн на нос, но это уже совсем другое.
Я только объясняю Вам свои обязанности, но не ограничиваю Ваших прав! (C)
27.02.08 22:34
in Antwort Osti 27.02.08 20:45
ок, последний вопрос: можно ссылку на статьи уважаемых вами авторов по физике?
мне интересно выяснить истину, но слова "одного пользователя форума", при всём уважении, для меня не доказательство.
мне интересно выяснить истину, но слова "одного пользователя форума", при всём уважении, для меня не доказательство.
NEW 27.02.08 22:48
in Antwort cobra 27.02.08 22:34
Я не аэродинамик. Поэтому вынужден буду гуглить. А уж это можете проделать сами. Лучше всего найти курсы лекций преподавателей ВУЗов.
Я только объясняю Вам свои обязанности, но не ограничиваю Ваших прав! (C)
NEW 27.02.08 23:07
in Antwort Osti 27.02.08 22:48
поверьте, нагуглил за пару дней немало... то, что нагуглено - вы видели в ссылках и не только моих, и по-русски, и по-немецки. и ещё много чего нагугленного просто уже не выставлялось. и всё противоречит вашему личному опыту.
NEW 28.02.08 05:07
а что по-вашему, на нижеприведённом видео самолёт аж два раза прокалывает?
далее привожу текст и ссылку на него: довольно короткий спор на форуме МАИ
Звуковой удар
Материал из Airforce.ru.
Звуковой удар - акустическое явление, возникающее при распространении в атмосфере Земли ударных волн, создаваемых самолётом при полёте со сверхзвуковой скоростью. Область распространения возмущений от летящего со сверхзвуковой скоростью ЛА в атмосфере обычно ограничена поверхностью головной волны от носика фюзеляжа, за которой следуют ударные волны разной интенсивности от др. частей самолёта (от крыла, хвостового оперения, мотогондол и т.д.). Поскольку более интенсивные ударные волны распространяются в атмосфере с большей скоростью, то они догоняют менее интенсивные, сливаясь с ними по мере удаления от ЛА, и в дальней зоне (или на поверхности Земли при полёте на сравнительно больших высотах) в атмосфере остаются только 2 ударные волны: головная и хвостовая с линейным профилем падения давления между ними, что обычно воспринимается как двойной хлопок. Это т.н. N-образная волна давления.
3вуковой удар зависит от формы ЛА, его размеров, режима полёта, состояния атмосферы, рельефа местности и т.д. Это явление не поддаётся полному моделированию в лабораторных условиях. Влияние отдельных факторов на звуковой удар изучается экспериментально при полётах сверхзвуковых самолётов и в аэродинамических трубах. Влияние звукового удара на человека и животных изучается на специальных экспериментальных установках, имитирующих звуковой удар. Теоретические методы исследования звукового удара основаны главным образом на геометрической акустике, но с учётом нелинейных эффектов. Согласно теории звукового удара возмущения, исходящие от самолёта в какой-либо момент времени, распространяются вдоль звуковых (или характеристических) лучей, образующих в пространстве некоторую коническую поверхность (см. Маха конус). Вследствие неоднородности атмосферы лучи искривляются, так что некоторые из них уходят в верхние слои атмосферы, не достигая поверхности Земли. Благодаря отражению лучей зона слышимости звукового удара ограничена в боковом направлении по отношению к трассе полёта. Ширина этой зоны в зависимости от состояния атмосферы и режима полёта самолёта составляет 8-10 высот полёта. Отражением лучей объясняется также отсутствие звукового удара на поверхности Земли при полёте самолёта с небольшой сверхзвук скоростью. При разгоне, развороте и др. манёврах самолёта возможно образование каустики, вблизи которой происходит локальное повышение избыточного давления из-за наложения волн давления друг на друга.
Интенсивность звукового удара (см. Интенсивность звука) невелика и имеет порядок 0.1% от атмосферного давления при продолжительности несколько десятых долей секунды. Однако внезапность, с которой человек воспринимает звуковой удар может вызвать у него отрицательную реакцию (испуг).
Литература:
Ю.Л.Жилин, С.Л.Чернышёв. Авиационная акустика, М. 1973
http://forum.mai.exler.ru/?s=4ef14ad53b959579cd41f3ae5d34c1d1&topic=10541
http://info.airforce.ru/index.php/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%...
in Antwort Osti 24.02.08 20:00, Zuletzt geändert 28.02.08 05:31 (cobra)
В ответ на:
По памяти из учебника. До звукового барьера перед носом самолёта образуется область сжатого воздуха. При проходе звукового барьера, самолёт эту область "прокалывает". Она "срывается с носа". Грохот - звук расширения этой области.
По памяти из учебника. До звукового барьера перед носом самолёта образуется область сжатого воздуха. При проходе звукового барьера, самолёт эту область "прокалывает". Она "срывается с носа". Грохот - звук расширения этой области.
а что по-вашему, на нижеприведённом видео самолёт аж два раза прокалывает?
далее привожу текст и ссылку на него: довольно короткий спор на форуме МАИ
Звуковой удар
Материал из Airforce.ru.
Звуковой удар - акустическое явление, возникающее при распространении в атмосфере Земли ударных волн, создаваемых самолётом при полёте со сверхзвуковой скоростью. Область распространения возмущений от летящего со сверхзвуковой скоростью ЛА в атмосфере обычно ограничена поверхностью головной волны от носика фюзеляжа, за которой следуют ударные волны разной интенсивности от др. частей самолёта (от крыла, хвостового оперения, мотогондол и т.д.). Поскольку более интенсивные ударные волны распространяются в атмосфере с большей скоростью, то они догоняют менее интенсивные, сливаясь с ними по мере удаления от ЛА, и в дальней зоне (или на поверхности Земли при полёте на сравнительно больших высотах) в атмосфере остаются только 2 ударные волны: головная и хвостовая с линейным профилем падения давления между ними, что обычно воспринимается как двойной хлопок. Это т.н. N-образная волна давления.
3вуковой удар зависит от формы ЛА, его размеров, режима полёта, состояния атмосферы, рельефа местности и т.д. Это явление не поддаётся полному моделированию в лабораторных условиях. Влияние отдельных факторов на звуковой удар изучается экспериментально при полётах сверхзвуковых самолётов и в аэродинамических трубах. Влияние звукового удара на человека и животных изучается на специальных экспериментальных установках, имитирующих звуковой удар. Теоретические методы исследования звукового удара основаны главным образом на геометрической акустике, но с учётом нелинейных эффектов. Согласно теории звукового удара возмущения, исходящие от самолёта в какой-либо момент времени, распространяются вдоль звуковых (или характеристических) лучей, образующих в пространстве некоторую коническую поверхность (см. Маха конус). Вследствие неоднородности атмосферы лучи искривляются, так что некоторые из них уходят в верхние слои атмосферы, не достигая поверхности Земли. Благодаря отражению лучей зона слышимости звукового удара ограничена в боковом направлении по отношению к трассе полёта. Ширина этой зоны в зависимости от состояния атмосферы и режима полёта самолёта составляет 8-10 высот полёта. Отражением лучей объясняется также отсутствие звукового удара на поверхности Земли при полёте самолёта с небольшой сверхзвук скоростью. При разгоне, развороте и др. манёврах самолёта возможно образование каустики, вблизи которой происходит локальное повышение избыточного давления из-за наложения волн давления друг на друга.
Интенсивность звукового удара (см. Интенсивность звука) невелика и имеет порядок 0.1% от атмосферного давления при продолжительности несколько десятых долей секунды. Однако внезапность, с которой человек воспринимает звуковой удар может вызвать у него отрицательную реакцию (испуг).
Литература:
Ю.Л.Жилин, С.Л.Чернышёв. Авиационная акустика, М. 1973
http://forum.mai.exler.ru/?s=4ef14ad53b959579cd41f3ae5d34c1d1&topic=10541
http://info.airforce.ru/index.php/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%...