Вход на сайт
Ответы на вопросы по православной вере
NEW 29.10.07 22:46
я нисколько не сомневаюсь , что составители нового завета умели читать и цитировать. мне же бы хотелось увидеть места из ветхого завета подтверждающие
наличие троицы.
это место мне понравилось особо, никогда не думал что Моисей говорил на церковнославянском.
в ответ Абаканец1975 29.10.07 17:02
В ответ на:
Повествования Ветхого Завета, касающиеся Иеговы, в Новом Завете имеют отношение к Иисусу Христу:
Иегова
Христос
Повествования Ветхого Завета, касающиеся Иеговы, в Новом Завете имеют отношение к Иисусу Христу:
Иегова
Христос
я нисколько не сомневаюсь , что составители нового завета умели читать и цитировать. мне же бы хотелось увидеть места из ветхого завета подтверждающие
наличие троицы.
В ответ на:
"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам" Исх.3:14 (См.Ос.12:5)
"Иисус сказал им: ... Я есмь"; "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" Ин.8:58,25
"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам" Исх.3:14 (См.Ос.12:5)
"Иисус сказал им: ... Я есмь"; "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" Ин.8:58,25
это место мне понравилось особо, никогда не думал что Моисей говорил на церковнославянском.
Фашизм будет разбит
Человека карают только те боги, в которых он верит
NEW 29.10.07 23:15
Думаю, взято отсюда: http://www.apologiya.orthodoxy.ru/protestant/soter/zhertva.htm
Хотя, м.б. он и есть Береговой Роман...про него можно найти инфу в любом гуглояндексе.
В ответ на:
вы это сами написали? или это обычный копипаст.
вы это сами написали? или это обычный копипаст.
Думаю, взято отсюда: http://www.apologiya.orthodoxy.ru/protestant/soter/zhertva.htm
Хотя, м.б. он и есть Береговой Роман...про него можно найти инфу в любом гуглояндексе.
NEW 29.10.07 23:23
Ну да, ну да, вс╦ правильно, вс╦ происходит здесь и сейчас. Но в эсхатологию Вы ведь ринулись, деля на мирскую жизнь и на ту, последущую, когда "Господь и Привед╦т всех обиженных...", Вы ведь не отказываетесь от Ваших слов: "А почему только сейчас, а ещ╦ не при мирской жизни?"
В этом наша разница - я за то,чтобы "здесь" ответ держать каждый момент времени, а Вы в "мирской жизни" пункты собирать призываете, чтобы "там" положительный отч╦т предоставить. Если воспользоваться знакомым Вам текстом, то от этого предостерегал патриарх Сергий, :
"Не понимая, почему грех ведет к смерти и пр., себялюбец объясняет это себе только внешне, - тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому, и спасение он понимает только, как перемену гнева Божия на милость, представляет себе в виде действия, совершающегося только в Божественном сознании и не касающегося души человека. А раз спасение или, говоря точнее, оправдание есть вышеестественное дело Божественного сознания, то и следствие оправдания - освящение естественно приписать тому же Божественному решению."
в ответ letchik71 29.10.07 20:56
В ответ на:
Душа имеется ввиду... Душа! Либо мертва, либо праведно Жива!
А про Вечную Жизнь вы ничего не слышали? Или про Царство Небесное?
Душа имеется ввиду... Душа! Либо мертва, либо праведно Жива!
А про Вечную Жизнь вы ничего не слышали? Или про Царство Небесное?
Ну да, ну да, вс╦ правильно, вс╦ происходит здесь и сейчас. Но в эсхатологию Вы ведь ринулись, деля на мирскую жизнь и на ту, последущую, когда "Господь и Привед╦т всех обиженных...", Вы ведь не отказываетесь от Ваших слов: "А почему только сейчас, а ещ╦ не при мирской жизни?"
В этом наша разница - я за то,чтобы "здесь" ответ держать каждый момент времени, а Вы в "мирской жизни" пункты собирать призываете, чтобы "там" положительный отч╦т предоставить. Если воспользоваться знакомым Вам текстом, то от этого предостерегал патриарх Сергий, :
"Не понимая, почему грех ведет к смерти и пр., себялюбец объясняет это себе только внешне, - тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому, и спасение он понимает только, как перемену гнева Божия на милость, представляет себе в виде действия, совершающегося только в Божественном сознании и не касающегося души человека. А раз спасение или, говоря точнее, оправдание есть вышеестественное дело Божественного сознания, то и следствие оправдания - освящение естественно приписать тому же Божественному решению."
В форуме "Дискуссионный Клуб" не допускается участие с несколькими одновременными никами (клонами) пользователя. Выход в форум под клоном во время блокировки другого ника считается обходом бана
NEW 30.10.07 07:45
"Слово ╚Элохим╩, очевидно, родственно со словом ╚эль╩ (ивр. אל) (означающим ╚бог╩ или ╚Бог╩ в зависимости от контекста), но морфологически является словом Элоаh (ивр. אלוה) с окончанием множественного числа. В большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Танахе согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. Однако в некоторых случаях у него полноценное множественное число, и оно при этом означает многих языческих богов (напр., Исх. 20:3: ╚Да не будет у тебя других богов╩), ангелов (Псал. 8:6) и даже людей (Исх. 4:16)."╘
А Вы считаете это слово тайным нам╦ком на то, что евреи сотни лет до рождества Христова уже знали, что
?

Здорово припрятали. Почти Код Да Винче.
... Хотя больше похоже на: "У меня раньше было раздвоение личности, а теперь у нас вс╦ нормально"╘. 
в ответ Абаканец1975 29.10.07 16:57
В ответ на:
Что означает в еврейском языке слово Элохим???
Когда узнаете-напишите...
Что означает в еврейском языке слово Элохим???
Когда узнаете-напишите...
"Слово ╚Элохим╩, очевидно, родственно со словом ╚эль╩ (ивр. אל) (означающим ╚бог╩ или ╚Бог╩ в зависимости от контекста), но морфологически является словом Элоаh (ивр. אלוה) с окончанием множественного числа. В большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Танахе согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога. Однако в некоторых случаях у него полноценное множественное число, и оно при этом означает многих языческих богов (напр., Исх. 20:3: ╚Да не будет у тебя других богов╩), ангелов (Псал. 8:6) и даже людей (Исх. 4:16)."╘
А Вы считаете это слово тайным нам╦ком на то, что евреи сотни лет до рождества Христова уже знали, что
В
ответ на:
Есть Бог-Троица(Три ипостаси..) ОТЕЦ,СЫН и ДУХ СВЯТЫЙ."
Есть Бог-Троица(Три ипостаси..) ОТЕЦ,СЫН и ДУХ СВЯТЫЙ."
?
Здорово припрятали. Почти Код Да Винче.
NEW 30.10.07 10:15
И я за это!... И кажется весь Христианский мир!...
И это верно! Призываю! Иногда даже кричу! Но не всегда и не все слышат меня...
От Матфея 18
23 Посему Царство Небесное
подобно царю, который захотел
сосчитаться с рабами своими.
34 И разгневавшись государь
его отдал его истязателям, пока
не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный
поступит с вами, если не простит
каждый из вас от сердца своего
брату своему согрешений его.
От Матфея 6
19 Не собирайте себе сокровищ
на земле, где моль и ржа истре-
бляют и где воры подкопывают и
крадут,
20 Но собирайте себе сокро-
вища на небе, где ни моль, ни
ржа не истребляет и где воры не
подкопывают и не крадут,
21 Ибо, где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше.
Такой вопросик :
Кто из людей не себялюбец? Даже хоть самую малость?
В ответ на:
В этом наша разница - я за то,чтобы "здесь" ответ держать каждый момент времени
В этом наша разница - я за то,чтобы "здесь" ответ держать каждый момент времени
И я за это!... И кажется весь Христианский мир!...
В ответ на:
а Вы в "мирской жизни" пункты собирать призываете, чтобы "там" положительный отчёт предоставить.
а Вы в "мирской жизни" пункты собирать призываете, чтобы "там" положительный отчёт предоставить.
И это верно! Призываю! Иногда даже кричу! Но не всегда и не все слышат меня...
От Матфея 18
23 Посему Царство Небесное
подобно царю, который захотел
сосчитаться с рабами своими.
34 И разгневавшись государь
его отдал его истязателям, пока
не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный
поступит с вами, если не простит
каждый из вас от сердца своего
брату своему согрешений его.
От Матфея 6
19 Не собирайте себе сокровищ
на земле, где моль и ржа истре-
бляют и где воры подкопывают и
крадут,
20 Но собирайте себе сокро-
вища на небе, где ни моль, ни
ржа не истребляет и где воры не
подкопывают и не крадут,
21 Ибо, где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше.
В ответ на:
себялюбец объясняет это себе только внешне, - тем, что Бог прогневан и потому наказывает.
себялюбец объясняет это себе только внешне, - тем, что Бог прогневан и потому наказывает.
Такой вопросик :
Кто из людей не себялюбец? Даже хоть самую малость?
NEW 30.10.07 13:10
То есть Вы как бы не отрицаете, что в недугах маленьких детей есть замысел Божий?
Ну тогда торжественно заявляю, что Бога Вы не знаете
Хотя не исключено, что в тонкостях православия и являетесь докой:)) Болезни- результат греховности мира, и Господь скорбит вместе с каждым страдающим, тем более, безвинно страдающим, как бедные больные дети. И НЕТ Его воли в том, чтобы случались несчастья. Вс╦, что завязано на частичке "не"- не от Него, Он строит, а не ломает (а болезнь ничто
иное, как поломка организма), любит, а не карает.
"Имеющие уши да услышат"- касается прежде всего трактовки Библии, по моему мнению, и не имеющие познания выдают себя прежде всего обилием цитат в ущерб живому диалогу.
в ответ Абаканец1975 28.10.07 17:39
В ответ на:
Речь шла о неизлечимо больных детях до года. Недавно почитала сайт о них, неделю проплакала. Чем они провинились?
Промысел Божий нам людям недоступен.Возможно так он пытается родителей на истинный путь вывести.
Речь шла о неизлечимо больных детях до года. Недавно почитала сайт о них, неделю проплакала. Чем они провинились?
Промысел Божий нам людям недоступен.Возможно так он пытается родителей на истинный путь вывести.
То есть Вы как бы не отрицаете, что в недугах маленьких детей есть замысел Божий?
"Имеющие уши да услышат"- касается прежде всего трактовки Библии, по моему мнению, и не имеющие познания выдают себя прежде всего обилием цитат в ущерб живому диалогу.
Поменьше ешьте с утра и побольше пейте и тогда к вечеру в вас откроется хоть какая-нибудь, хоть завалященькая, но бездночка (с)
NEW 30.10.07 14:27
Ну Бога-то никто не знает, не только Абаканец. Кант говорил, что человеку не дано постичь даже суть предметов его окружающих ("вещь в себе"), чего уж говорить о сущности Бога.
Ну вот Вы и приняли свою сторону в вопросе Богооставленности. По Вашему - Бог милосерден, но невсемогущ. Потому что, по Вашему же, Его воля также беспомощна в том, чтобы НЕ случались несчастья. Иначе бы он не допустил страдания безвинных детей.
Иначе Бог - всемогущ, но жесток. Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему. Хотя лучшие умы занимались этой проблемой:
"...Видишь ли, Алеша, ведь может быть и действительно так случится, что, когда я сам доживу до того момента, али воскресну, чтоб увидать его, то и сам я пожалуй воскликну со всеми, смотря на мать, обнявшуюся с мучителем ее дитяти: ╚Прав ты, господи!╩ но я не хочу тогда восклицать, Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к ╚боженьке╩! Не стоит потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно?... И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. ... Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю.
-- Это бунт, - тихо и потупившись проговорил Алеша."
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
"Бог - он чужд милосердия. Тот, кто говорит, будто он добр, тот просто его не знает. Нет ничего бесчеловечней бога. И он неистов и коварен, точно молния. Точно молния из тучи, из которой вовсе не ждешь молнии. И вдруг, внезапно, она ударяет - вдруг, внезапно, он обрушивает на человека удар и являет всю свою жестокость. Или свою любовь. Или же свою жестокую любовь. От него можно ждать чего угодно. Он может явить себя когда угодно и в чем угодно."
П. Лагерквист. Сивилла
"Бог есть любовь... Богу ничего не нужно. Он дает от полноты. Учение о том, что Бог ╚не был обязан╩ творить мир - не сухая схоластика; оно очень важно... Он породил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. Он творит мир, предчувствуя (или чувствуя? для него нет времени), как роятся мухи у креста, как больно касаться дерева израненной спиной, как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело, как нестерпимо болят руки, когда приходится вздохнуть... Вот она, любовь. Вот Он, Бог, Творец всякой любви."
К. С. Льюис. Любовь
"Все готов я признать; не признаю лишь того, что Божество жестокосердо"
Гностик-ересиарх Василид.
Ну, а что православная церковь говорит, расскажет хозяин ветки. Но я немного поворую у него хлеб:
"Вопрос о страданиях - один из самых тяжелых, самых трудных вопросов нашей совести и нашего понимания миробытия. В самом деле, совесть человеческая при виде бесчисленных страданий невинных людей, взять хотя бы страдания людей в последнюю войну, совесть каждого человека ставит вопрос: какой смысл в этих страданиях? Если Бог - Любовь, если Бог милосерден, если Бог - Мир, почему допускаются страдания? Или Бог не всемогущ, или это не Его власть, или Бог допускает страдания людей для того, чтобы в конечном мировом балансе, в конечном итоге всемирной истории это привело к добру? Тогда как же чувствуют себя люди, которые страдают, сознавая, что они приносятся в жертву какому-то неизвестному для них будущему, когда будет будто бы хорошо?
Дорогие братья и сестры! Церковь Божия, само Христово Благовестие, дело Христа отвечает на этот трагический, но вполне законный вопрос нашей возмущенной и мятущейся совести, отвечает страданиями Бога. Бог сошел на землю, разделил и разделяет страдания. И в этом самый высокий, самый благородный смысл страданий Христовых. Божественный прорыв в историю страждущего человечества привел Бога к страданию и смерти крестной, чтобы показать людям, что через страдания, которые являются естественным последствием их грехопадения, естественным последствием грехов и беззаконий самих людей, что через страдания эти люди обретают высший смысл в жизни, высший смысл своего бытия и конечной победы. (...)
Таким образом, с христианской точки зрения, страдание не есть бессмысленность, оно не имеет цены само в себе. Страдание -это самое жестокое и нелепое, что может быть и бывает в человеческой истории. Но страдание, по учению Христа, по учению Святой Церкви, ведет к преображению человека, к преображению мира, ведет человека, Церковь по пути славы, к воскресению и бессмертию, к жизни вечной. И только тогда страдание обретает свой смысл и свое назначение, только тогда оно облагораживает, возвышает человека."
Протопресвитер Виталий Боровой.
ПРОПОВЕДИ НА ПАССИЯХ В БОГОЯВЛЕНСКОМ ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ.
(МОСКВА, 1977 ГОД)
http://www.sfi.ru/ar.asp?rubr_id=390&art_id=2800
В ответ на:
Ну тогда торжественно заявляю, что Бога Вы не знаете
Ну тогда торжественно заявляю, что Бога Вы не знаете
Ну Бога-то никто не знает, не только Абаканец. Кант говорил, что человеку не дано постичь даже суть предметов его окружающих ("вещь в себе"), чего уж говорить о сущности Бога.
В ответ на:
...Господь скорбит вместе с каждым страдающим, тем более, безвинно страдающим, как бедные больные дети. И НЕТ Его воли в том, чтобы случались несчастья.
...Господь скорбит вместе с каждым страдающим, тем более, безвинно страдающим, как бедные больные дети. И НЕТ Его воли в том, чтобы случались несчастья.
Ну вот Вы и приняли свою сторону в вопросе Богооставленности. По Вашему - Бог милосерден, но невсемогущ. Потому что, по Вашему же, Его воля также беспомощна в том, чтобы НЕ случались несчастья. Иначе бы он не допустил страдания безвинных детей.
Иначе Бог - всемогущ, но жесток. Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему. Хотя лучшие умы занимались этой проблемой:
"...Видишь ли, Алеша, ведь может быть и действительно так случится, что, когда я сам доживу до того момента, али воскресну, чтоб увидать его, то и сам я пожалуй воскликну со всеми, смотря на мать, обнявшуюся с мучителем ее дитяти: ╚Прав ты, господи!╩ но я не хочу тогда восклицать, Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к ╚боженьке╩! Не стоит потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно?... И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. ... Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю.
-- Это бунт, - тихо и потупившись проговорил Алеша."
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
"Бог - он чужд милосердия. Тот, кто говорит, будто он добр, тот просто его не знает. Нет ничего бесчеловечней бога. И он неистов и коварен, точно молния. Точно молния из тучи, из которой вовсе не ждешь молнии. И вдруг, внезапно, она ударяет - вдруг, внезапно, он обрушивает на человека удар и являет всю свою жестокость. Или свою любовь. Или же свою жестокую любовь. От него можно ждать чего угодно. Он может явить себя когда угодно и в чем угодно."
П. Лагерквист. Сивилла
"Бог есть любовь... Богу ничего не нужно. Он дает от полноты. Учение о том, что Бог ╚не был обязан╩ творить мир - не сухая схоластика; оно очень важно... Он породил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. Он творит мир, предчувствуя (или чувствуя? для него нет времени), как роятся мухи у креста, как больно касаться дерева израненной спиной, как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело, как нестерпимо болят руки, когда приходится вздохнуть... Вот она, любовь. Вот Он, Бог, Творец всякой любви."
К. С. Льюис. Любовь
"Все готов я признать; не признаю лишь того, что Божество жестокосердо"
Гностик-ересиарх Василид.
Ну, а что православная церковь говорит, расскажет хозяин ветки. Но я немного поворую у него хлеб:
"Вопрос о страданиях - один из самых тяжелых, самых трудных вопросов нашей совести и нашего понимания миробытия. В самом деле, совесть человеческая при виде бесчисленных страданий невинных людей, взять хотя бы страдания людей в последнюю войну, совесть каждого человека ставит вопрос: какой смысл в этих страданиях? Если Бог - Любовь, если Бог милосерден, если Бог - Мир, почему допускаются страдания? Или Бог не всемогущ, или это не Его власть, или Бог допускает страдания людей для того, чтобы в конечном мировом балансе, в конечном итоге всемирной истории это привело к добру? Тогда как же чувствуют себя люди, которые страдают, сознавая, что они приносятся в жертву какому-то неизвестному для них будущему, когда будет будто бы хорошо?
Дорогие братья и сестры! Церковь Божия, само Христово Благовестие, дело Христа отвечает на этот трагический, но вполне законный вопрос нашей возмущенной и мятущейся совести, отвечает страданиями Бога. Бог сошел на землю, разделил и разделяет страдания. И в этом самый высокий, самый благородный смысл страданий Христовых. Божественный прорыв в историю страждущего человечества привел Бога к страданию и смерти крестной, чтобы показать людям, что через страдания, которые являются естественным последствием их грехопадения, естественным последствием грехов и беззаконий самих людей, что через страдания эти люди обретают высший смысл в жизни, высший смысл своего бытия и конечной победы. (...)
Таким образом, с христианской точки зрения, страдание не есть бессмысленность, оно не имеет цены само в себе. Страдание -это самое жестокое и нелепое, что может быть и бывает в человеческой истории. Но страдание, по учению Христа, по учению Святой Церкви, ведет к преображению человека, к преображению мира, ведет человека, Церковь по пути славы, к воскресению и бессмертию, к жизни вечной. И только тогда страдание обретает свой смысл и свое назначение, только тогда оно облагораживает, возвышает человека."
Протопресвитер Виталий Боровой.
ПРОПОВЕДИ НА ПАССИЯХ В БОГОЯВЛЕНСКОМ ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ.
(МОСКВА, 1977 ГОД)
http://www.sfi.ru/ar.asp?rubr_id=390&art_id=2800
В форуме "Дискуссионный Клуб" не допускается участие с несколькими одновременными никами (клонами) пользователя. Выход в форум под клоном во время блокировки другого ника считается обходом бана
NEW 30.10.07 14:44
в ответ Nikolai 30.10.07 14:27
Ага, Бога не может понять/познать никто. Именно поэтому Он сподобился вочеловечиться, потому что человек человека понять (хоть отчасти)- может. Люди, которые говорят о карающем Боге- Христа не знают. Банальный пример- прямо смешно видеть суровых и разряженых в золото патриархов- которые вс╦ грозят адом и возмездием- что общего между ними и распятым Сыном плотника?
Касательно "не всемогущего"- всемогущ, конечно. Но Он отдал этот мир нам- греховный, сломанный мир, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает". Лучше, чем сказал обо вс╦м этом отец Георгий Чистяков, я вс╦ равно сказать не сумею, будет время, почитайте:
За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку - Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма икона святого великомученика Пантелеймона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц - это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа...
За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают - тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви - так светла, мудра и прозрачна. Андрюше - 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение - а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.
Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. В Чечне погибло шесть российских солдат - а сколько чеченцев, не сообщают... Умерла Катя (из отделения онкологии) девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.
Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. "И в небесах я вижу Бога" - как у Лермонтова. А тут? Бог? Где он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не "долготерпелив и многомилостив", тогда Он безжалостен.
Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего - так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети - школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?
Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово "верить" не значит "признавать, что Он есть", "верить" - это "доверять, вверяться, вверять или отдавать себя". Тогда выходит, что были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно. Страшно.
Может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому совсем плохо, этот "опиум для народа", и им все таки хотя бы не так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду - особенно о Боге. Не могу.
Господи, что же делать? Я смотрю на твой крест и вижу, как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вежу Тебя мертва, нага, непогребенна... Ты в этом мире разделил с нами нашу боль. Ты как один из нас восклицаешь, умирая на своем кресте: "Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?" Ты как один из нас, как Женя, как Антон, как Алеша, как, в конце концов, каждый из нас, задал Богу страшный это вопрос и "испустил дух".
Если апостолы утверждают, что Иисус умер на кресте за наши грехи и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1Кор 6,20; а также 1Петр 1,18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи - свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос - так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.
Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честнОю своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами: "Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?". Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.
Зачем все это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности - у гроба умершего ребенка я чувствую его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, что бы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.
Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то, что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.
Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1,18). А он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом и людьми - именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.
Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось все знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать - может Он все или нет. Отсюда слово "Всемогущий" или Omniрotents, один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей "Энеиде" Вергилий. А Бог "неизречен, недоведом, невидим, непостижим" (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии - не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос "Может ли Бог все?" - ответить ни "да", ни "нет". Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами - Иисус.
Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать - с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормит, войну останавливать и т.д.. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду.
"Бога не видел никто никогда". И только одна нить соединяет нас с Ним - человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом - имя этой нити любовь.
Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую картину последних часов жизни Иисуса - вот действительно подлинная святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый! Посмотрев на картину Гольбейна "Мертвый Христос", герой Достоевского воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице в 1995 году.
Что было дальше? В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем пронзительную боль, которой пронизано все в весеннее утро Пасхи. Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз у гроба ребенка... Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю - Ты воистину воскрес, мой Господь.
Пока писался этот очерк, умерла Клара, затем Валентина Ивановна, последним умер Андрюша - еще три гроба. Один мальчик признался мне на днях, что не верит в загробную жизнь и поэтому боится, что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют как раз об обратном - о честности его веры.
И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал мне, что ему очень трудно судить о смерти и учить своих прихожан не бояться ее, поскольку он сам никогда из людей по-настоящему близких никогда не терял. Честно. Очень честно. И очень верно. Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил, и поэтому слишком уж убиваться не надо.
"Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы",- да, об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк 20,38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни или недели, а годы пронзительной боли. Эта весть входит в наше сердце - только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера, это прикосновение к вере других, кому бы нам хотелось подражать в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще верит не в Бога, а в идола, имя которому - его собственный эгоизм.
Вера в то, что у Бога все живы, дается нам только если мы делаем все возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если мы не прикрываем этою верой в чисто эгоистических целях, чтобы не слишком огорчаться, чтобы сражаться за чью-то жизнь или просто чтобы не было больно.
Но откуда все-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети? Попробую высказать одну догадку. Бог вручил нам мир ("Вот я дал вам" - Быт 1,29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войне, то наша вина здесь видна всегда, о болезнях - она видна не всегда, но часто (экология, отравленная среда и т.п.). Мир в библейском смысле этого слова, мир, который лежит во зле, т.е. общество или мы все вместе, вот кто виноват.
В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает "Нисхождение во ад" - Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском символе веры есть об это два слова - descendit ad inferos ("спустился во ад"), и довольно много в наших церковных песнопениях.
Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там разделить боль других. Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: "По мне гряди". Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за ним. Но тут...
Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в "кошки-мышки", делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д.. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.
Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то то во всяком случае анальгетик.
Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.
А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом - почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.
Когда у моей восьмидесятилетней родственницы умерла сестра, с которой они вместе в одной комнате прожили всю жизнь, примерно через год она мне сказала: "Спасибо вам, что вы меня не утешали, а просто все время были рядом". Думаю, что в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно человека, который потерял деньги или посадил жирное пятно на новый костюм, или сломал ногу. Утешать - это значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти близкого такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем безнравственно.
Мы - люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать...(с)
Касательно "не всемогущего"- всемогущ, конечно. Но Он отдал этот мир нам- греховный, сломанный мир, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает". Лучше, чем сказал обо вс╦м этом отец Георгий Чистяков, я вс╦ равно сказать не сумею, будет время, почитайте:
За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку - Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма икона святого великомученика Пантелеймона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц - это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа...
За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают - тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви - так светла, мудра и прозрачна. Андрюше - 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение - а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.
Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. В Чечне погибло шесть российских солдат - а сколько чеченцев, не сообщают... Умерла Катя (из отделения онкологии) девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.
Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. "И в небесах я вижу Бога" - как у Лермонтова. А тут? Бог? Где он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не "долготерпелив и многомилостив", тогда Он безжалостен.
Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего - так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети - школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?
Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово "верить" не значит "признавать, что Он есть", "верить" - это "доверять, вверяться, вверять или отдавать себя". Тогда выходит, что были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно. Страшно.
Может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому совсем плохо, этот "опиум для народа", и им все таки хотя бы не так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду - особенно о Боге. Не могу.
Господи, что же делать? Я смотрю на твой крест и вижу, как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вежу Тебя мертва, нага, непогребенна... Ты в этом мире разделил с нами нашу боль. Ты как один из нас восклицаешь, умирая на своем кресте: "Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?" Ты как один из нас, как Женя, как Антон, как Алеша, как, в конце концов, каждый из нас, задал Богу страшный это вопрос и "испустил дух".
Если апостолы утверждают, что Иисус умер на кресте за наши грехи и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1Кор 6,20; а также 1Петр 1,18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи - свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос - так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.
Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честнОю своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами: "Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?". Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.
Зачем все это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности - у гроба умершего ребенка я чувствую его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, что бы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.
Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то, что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.
Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1,18). А он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом и людьми - именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.
Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось все знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать - может Он все или нет. Отсюда слово "Всемогущий" или Omniрotents, один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей "Энеиде" Вергилий. А Бог "неизречен, недоведом, невидим, непостижим" (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии - не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос "Может ли Бог все?" - ответить ни "да", ни "нет". Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, кто страдает вместе с нами - Иисус.
Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать - с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормит, войну останавливать и т.д.. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие как за единственную надежду.
"Бога не видел никто никогда". И только одна нить соединяет нас с Ним - человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом - имя этой нити любовь.
Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую картину последних часов жизни Иисуса - вот действительно подлинная святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый! Посмотрев на картину Гольбейна "Мертвый Христос", герой Достоевского воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице в 1995 году.
Что было дальше? В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем пронзительную боль, которой пронизано все в весеннее утро Пасхи. Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз у гроба ребенка... Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю - Ты воистину воскрес, мой Господь.
Пока писался этот очерк, умерла Клара, затем Валентина Ивановна, последним умер Андрюша - еще три гроба. Один мальчик признался мне на днях, что не верит в загробную жизнь и поэтому боится, что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют как раз об обратном - о честности его веры.
И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал мне, что ему очень трудно судить о смерти и учить своих прихожан не бояться ее, поскольку он сам никогда из людей по-настоящему близких никогда не терял. Честно. Очень честно. И очень верно. Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил, и поэтому слишком уж убиваться не надо.
"Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы",- да, об этом говорит нам Христос в своем Евангелии (Лк 20,38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни или недели, а годы пронзительной боли. Эта весть входит в наше сердце - только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь. Смею утверждать: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это еще не вера, это прикосновение к вере других, кому бы нам хотелось подражать в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще верит не в Бога, а в идола, имя которому - его собственный эгоизм.
Вера в то, что у Бога все живы, дается нам только если мы делаем все возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если мы не прикрываем этою верой в чисто эгоистических целях, чтобы не слишком огорчаться, чтобы сражаться за чью-то жизнь или просто чтобы не было больно.
Но откуда все-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети? Попробую высказать одну догадку. Бог вручил нам мир ("Вот я дал вам" - Быт 1,29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войне, то наша вина здесь видна всегда, о болезнях - она видна не всегда, но часто (экология, отравленная среда и т.п.). Мир в библейском смысле этого слова, мир, который лежит во зле, т.е. общество или мы все вместе, вот кто виноват.
В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает "Нисхождение во ад" - Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском символе веры есть об это два слова - descendit ad inferos ("спустился во ад"), и довольно много в наших церковных песнопениях.
Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там разделить боль других. Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: "По мне гряди". Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за ним. Но тут...
Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в "кошки-мышки", делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д.. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.
Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то то во всяком случае анальгетик.
Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.
А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом - почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.
Когда у моей восьмидесятилетней родственницы умерла сестра, с которой они вместе в одной комнате прожили всю жизнь, примерно через год она мне сказала: "Спасибо вам, что вы меня не утешали, а просто все время были рядом". Думаю, что в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно человека, который потерял деньги или посадил жирное пятно на новый костюм, или сломал ногу. Утешать - это значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти близкого такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем безнравственно.
Мы - люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать...(с)
Поменьше ешьте с утра и побольше пейте и тогда к вечеру в вас откроется хоть какая-нибудь, хоть завалященькая, но бездночка (с)
NEW 30.10.07 14:47
Опять язычество!
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
Был велик душой и сердцем, но не сохранил... По той же мере и получай Наказание! Ибо Люблю тебя! И Наказываю!
в ответ Nikolai 30.10.07 14:27
В ответ на:
Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему.
Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему.
Опять язычество!
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
Был велик душой и сердцем, но не сохранил... По той же мере и получай Наказание! Ибо Люблю тебя! И Наказываю!
NEW 30.10.07 14:56
Насколько я знаю, есть семь решений проблемы теодицеи. Что значит - ни одной удовлетворительной...
Плохо у христиан с этим, да...
в ответ Nikolai 30.10.07 14:27
В ответ на:
Иначе Бог - всемогущ, но жесток. Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему. Хотя лучшие умы занимались этой проблемой:
Именно, именно.Иначе Бог - всемогущ, но жесток. Насколько я знаю, не было и нет ответа на этот вопрос - о всемогуществе и милосердии Бога, каждый решает для себя по-своему. Хотя лучшие умы занимались этой проблемой:
Насколько я знаю, есть семь решений проблемы теодицеи. Что значит - ни одной удовлетворительной...
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
NEW 30.10.07 14:59
Вы бы поселили своих детей в доме, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает"? Если да, то где же Ваше милосердие?
в ответ АлександраРезина 30.10.07 14:44
В ответ на:
Но Он отдал этот мир нам- греховный, сломанный мир, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает".
Но Он отдал этот мир нам- греховный, сломанный мир, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает".
Вы бы поселили своих детей в доме, в котором "зараза опустошает" и "ржа разъедает"? Если да, то где же Ваше милосердие?
В форуме "Дискуссионный Клуб" не допускается участие с несколькими одновременными никами (клонами) пользователя. Выход в форум под клоном во время блокировки другого ника считается обходом бана
NEW 30.10.07 15:06
Я бы дала своим детям (а не рабам) свободу выбора, это же самое сделал Христос. Вспомните, кто выбрал жить во грехе, не подумав о последствиях, а решив, что грех- это только вкусные яблоки, а обратная сторона вон какая оказалась... Бог нас слишком уважает, чтобы не позволить самим отвечать за свои ошибки. И Он таки- милосердно- разделил нашу участь, посетил, как Вы выразились, нашу Землю и принял страдания на кресте.
Поменьше ешьте с утра и побольше пейте и тогда к вечеру в вас откроется хоть какая-нибудь, хоть завалященькая, но бездночка (с)
NEW 30.10.07 15:07
У моей знакомой реб╦нок умер от опухоли мозга, ему чуть больше года было. Мучался сильно и сказать ничего не может. Будем говорить о величине его разума и праведности, соответственном его падении?
в ответ letchik71 30.10.07 14:47
В ответ на:
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
У моей знакомой реб╦нок умер от опухоли мозга, ему чуть больше года было. Мучался сильно и сказать ничего не может. Будем говорить о величине его разума и праведности, соответственном его падении?
В форуме "Дискуссионный Клуб" не допускается участие с несколькими одновременными никами (клонами) пользователя. Выход в форум под клоном во время блокировки другого ника считается обходом бана
30.10.07 15:07
в ответ gendy 29.10.07 22:27
Никак не могу понять о чем идет речь...
Я вызвался отвечать на вопросы о Православной вере и Церкви,если мне не изменяет память...
Но на Ваш пост отвечу...
1.Абсолютно точной копией того Хлеба,который Господь наш Иисус Христос преломил на Тайной Вечере с апостолами является в Православии ПРОСФОРА.
Спаситель совершил таинство Причащения не на пресном хлебе, но на квасном,раньше Пасхи иудейской, когда еще не начинали употреблять опресноков (Ин. 13, 1).
Когда после установления на Тайной Вечери таинства Причащения Господь сказал Иуде ╚что делаешь, делай скорее╩, то ученики Христовы ╚думали, что Иисус говорит ему: купи что нам нужно к празднику╩ (Ин. 13, 27-29). Значит, праздника Пасхи еще не было, ибо в праздник запрещалось законом всякая купля и продажа. Если же не было Пасхи, то ясно, что не было и опресноков. И еще: когда на другой день первосвященники и книдники привели Иисуса к Пилату, то они, по сказанию Евангелиста, ╚не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху╩ (Ин. 18, 28). Отсюда понятно, что в день установления Господом таинства Причащения еще не употребляли опресноков.
По поводу Святого Причастия...
ИСТИННОСТЬ: В Писании нигде не сказано "символ", а наоборот: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор,10,16). ср. пища не приближает нас к Богу... (8,8). Остальная пища для тела, а эта - приобщает к Богу. Есть идоложертвенное - общение с бесами (10,20), а причащаться Тела и Крови не есть ли общение с Богом? Причащаясь, мы участвуем в трапезе Господней (ст.21) как апостолы, а они тогда не вспоминали Христа, а вкушали Его. Ядущии Меня жить будет мною (Ин.6,57). Сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя... Перед смертью Христос уже не говорил притчами (Ин. 16,29) Мы от одного хлеба причащаемся (Христа) (1 Кор. 10,17) Ядущий Мою Плоть и пиющии Мою Кровь имеет жизнь вечную (ст. 54). Я хлеб живый, сшедшии с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ст.51). Не хотите ли и вы отойти? (ст.67).
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в севе жизни (Ин.6,53). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (ст.56). Апостолы постоянно пребывали в... общении и преломлении хлеба (Дн.2,42; 20,7;11).
как у Вас язык поворачивается сравнить людей причащающихся Свв. Христовых Тайн с папуасами и людоедами???
Я вызвался отвечать на вопросы о Православной вере и Церкви,если мне не изменяет память...
Но на Ваш пост отвечу...
1.Абсолютно точной копией того Хлеба,который Господь наш Иисус Христос преломил на Тайной Вечере с апостолами является в Православии ПРОСФОРА.
Спаситель совершил таинство Причащения не на пресном хлебе, но на квасном,раньше Пасхи иудейской, когда еще не начинали употреблять опресноков (Ин. 13, 1).
Когда после установления на Тайной Вечери таинства Причащения Господь сказал Иуде ╚что делаешь, делай скорее╩, то ученики Христовы ╚думали, что Иисус говорит ему: купи что нам нужно к празднику╩ (Ин. 13, 27-29). Значит, праздника Пасхи еще не было, ибо в праздник запрещалось законом всякая купля и продажа. Если же не было Пасхи, то ясно, что не было и опресноков. И еще: когда на другой день первосвященники и книдники привели Иисуса к Пилату, то они, по сказанию Евангелиста, ╚не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху╩ (Ин. 18, 28). Отсюда понятно, что в день установления Господом таинства Причащения еще не употребляли опресноков.
По поводу Святого Причастия...
ИСТИННОСТЬ: В Писании нигде не сказано "символ", а наоборот: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор,10,16). ср. пища не приближает нас к Богу... (8,8). Остальная пища для тела, а эта - приобщает к Богу. Есть идоложертвенное - общение с бесами (10,20), а причащаться Тела и Крови не есть ли общение с Богом? Причащаясь, мы участвуем в трапезе Господней (ст.21) как апостолы, а они тогда не вспоминали Христа, а вкушали Его. Ядущии Меня жить будет мною (Ин.6,57). Сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя... Перед смертью Христос уже не говорил притчами (Ин. 16,29) Мы от одного хлеба причащаемся (Христа) (1 Кор. 10,17) Ядущий Мою Плоть и пиющии Мою Кровь имеет жизнь вечную (ст. 54). Я хлеб живый, сшедшии с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ст.51). Не хотите ли и вы отойти? (ст.67).
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в севе жизни (Ин.6,53). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (ст.56). Апостолы постоянно пребывали в... общении и преломлении хлеба (Дн.2,42; 20,7;11).
как у Вас язык поворачивается сравнить людей причащающихся Свв. Христовых Тайн с папуасами и людоедами???
Прости меня, Россия.
NEW 30.10.07 15:08
Я так понял, что Вы абсолютно счастливы и рады жизни, а подлецы и убийцы, получающие на политике и торговле наркотиков и оружием мучаются при жизни, как в Аду?
Не смешите. Можно ещ╦ поверить в наказание после смерти, так как недоказуемо, но при жизни, похоже Господь так готовит своих избранных, что им любой Рай раем покажется.
Прич╦м тут например дети в Африке, где в некоторых районах почти каждый 2-3 умирает в мучениях? Они то чем нагрешили? Или это месть до 7 колена родителям в добрейшего Бога не верующих?
в ответ letchik71 30.10.07 14:47
В ответ на:
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
Бог Зрит в глубину сердца и души каждого! И по величине его разума и праведности, и в следствие его тому соответственного падения Наказывает!
Я так понял, что Вы абсолютно счастливы и рады жизни, а подлецы и убийцы, получающие на политике и торговле наркотиков и оружием мучаются при жизни, как в Аду?
Не смешите. Можно ещ╦ поверить в наказание после смерти, так как недоказуемо, но при жизни, похоже Господь так готовит своих избранных, что им любой Рай раем покажется.
Прич╦м тут например дети в Африке, где в некоторых районах почти каждый 2-3 умирает в мучениях? Они то чем нагрешили? Или это месть до 7 колена родителям в добрейшего Бога не верующих?
Счастливый конец бывает только в
незаконченных историях. (с)


