О действительно самом важном
И взглянул Валаам, и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.
Числа 24,2
Самое прекрасное здесь - "и был на нём Дух Божий".
3 И произнес он притчу свою, и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком,
4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его, и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага.
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
В этом гимне есть параллели к другим книгам Ветхого Завета:
10 И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз;
11 итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести.
И воспламенился гнев Валака на Валаама, - с чего бы это?, ведь Валаам изначально не хотел идти к Валаку и когда всё-же пришёл, то ничего не обещал
и всплеснул он руками своими, - признак либо волнения либо негодования
и сказал Валак Валааму: - ....
я призвал тебя проклясть врагов моих, - но пророк ведь не слуга царю, а - Богу
а ты благословляешь их - ещё бы он не делал этого
вот уже третий раз; - тем более ...
итак, беги в свое место; - не "иди" а "беги" а это уже похоже на явную угрозу.
я хотел почтить тебя, - кем же он возомнил себя?
но вот, Господь лишает тебя чести. - Господь?! ......
12 И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты присылал ко мне:
13 «Хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что‐либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить»?
.... конечно же говорил!!!
14 Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени.
Итак, вот, я иду к народу своему; - Валаа́м (др.-греч. Βαλαάμ, лат. Balaam, ивр. בִּלְעָם, Биль‘ам, Билеам[1]; гематрия — 142), в Пятикнижии — прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате
пойди, - куда? ...
я возвещу тебе, - будет пророчествовать?
что сделает народ сей - дети Израиля
с народом твоим - моавитянами .... или ещё с кем?
в последствие времени - чуть позже .....
15 И произнес притчу свою, и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком,
16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его.
17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.
19 Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города.
И произнес притчу свою, и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, - так он пророк или прорицатель?
говорит муж с открытым оком, - способный видеть то чего не видят другие
говорит слышащий слова Божии, - именно
имеющий ведение от Всевышнего, - это уже больше чем слышать ....
который видит видения Всемогущего, - пророк?
падает, - ... даже если падает? ...
но открыты очи его. - ... как и положено ему
Вижу Его, но ныне еще нет; - Господа или народ Израиля?
зрю Его, но не близко. - думаю что речь идёт не о Господе, а о Его народе.
Восходит звезда от Иакова, - да, о нём, ставшем Израилем
и восстает жезл от Израиля, - жезл есть символ власти
и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. - все сыновья Сифа. Сиф (ивр. שֵׁת, Ше́т — «положение», «основание», «утверждение», греч. Σηθ) — третий сын Адама и Евы. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа[2].
Едом будет под владением, - Эдом (Едом) — Исав, старший брат Иакова .... имеются в виду его потомки
Сеир будет под владением врагов своих, - Сеир (ивр. שֵׂעִיר) — древняя гористая местность на юге Палестины между Красным и Мёртвым морями на юго-восточной окраине Моава[1].
а Израиль явит силу свою. - в будущем явит .... сейчас же только готовится к тому чтобы "явить силу свою"
Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. - имеется в виду не царь ли Давид?
20 И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его — гибель.
Амалек (сын Элифаза) — Википедия (wikipedia.org)
21 И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое;
22 но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен.
Кенеи — Википедия (wikipedia.org)
23 И произнес притчу свою, и сказал: горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог!
И произнес притчу свою, - притчу или пророчество?
и сказал: горе, кто уцелеет, - кому горе? .... тем кто уцелеет или тем кто им уцелеть дал?
когда наведет сие Бог! - кто ослушается Господа, тот будет иметь горе м
Придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!
Придут корабли от Киттима, - Киттим — Википедия (wikipedia.org)
и смирят Ассура, - Ассирия — Википедия (wikipedia.org)
и смирят Евера; - Евер (библейский персонаж) — Википедия (wikipedia.org)
но и им гибель - вначале смирят, затем наступит их погибель.
И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою.
Числа 24,25
При этом Валак не добился ожидаемого.
И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,
Числа 25,1
И жил Израиль в Ситтиме, - Очевидно, Ситтим — это сокращенная форма названия Аве-Ситтим (озн. «водный поток ...
и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, - опасность сложившейся ситуации невозможно недооценить.
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их.
и приглашали они народ - естественно что речь идёт о народе Израиля
к жертвам богов своих, - к жертвам богов моавитянских
и ел народ жертвы их - тем самым становясь естеством своим подобным этим богам
и кланялся богам их - а поклонение этим богам как логические последствия всем предыдущим действияm
3 И прилепился Израиль к Ваал‐Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.
И прилепился Израиль к Ваал‐Фегору - Ваал-Фегор — Ва’ал Фег’ор (господин Фегор) (Чис.25:3,5; Втор.4:3) название местного моавитского божества (в Пс.105:28 написано Ваал Фегор, а в Ос.9:10 Ваалфегор). Его изображение в виде мужского полового органа употреблялось и как украшение.
Бельфегор — Википедия (wikipedia.org)
И воспламенился гнев Господень на Израиля - неужели они забыли о том что были предупреждены о последствиях такого рода блудодейства?
И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
Числа 25,4
Что означает повесить я понимаю, а вот как это "Господу перед солнцем" - не понимаю .... Или это такой оборот речи?
И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал‐Фегору.
Числа 25,5
Каким образом убить? .... сказано ведь было повесить ....
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
И вот, некто из сынов Израилевых - он мог быть из любого колена
пришел и привел к братьям своим - то есть к Израильтянам - похоже что для оказания услуг сексуального характера.
Мадианитянку, - Мадианитяне — Википедия (wikipedia.org)
в глазах Моисея - то есть привёл он её так открыто что не скрывал ни от Моисея .....
и в глазах всего общества сынов Израилевых, - это видели и все ноходившиеся здесь Израильтяне.
когда они плакали у входа скинии собра - и ведь было по чему плакать.
............ и в такой момент этот "некто из сынов Израилевых" решился на поступок, подобные которому и вызвали этот плач - просто наглец или безумец.
Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье,
Числа 25,7
Финеес, - ... ещё одно имя ...
сын Елеазара, - а это имя уже знакомо ...
сына Аарона священника, - значит Финеес есть внук Аарона
увидев это, - а именно не только распутство, но и вызывающее поведение того кто привел Медианитянку
встал из среды общества - следовательно Финеес в этот момент времени был среди рыдающих
и взял в руку свою копье, - ... и можно уже догадаться для чего ....
8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.
и вошел вслед за Израильтянином - подчёркнуто что Израильтянин, а не прилепившийся к Израилю .
в спальню, - говорится однозначно что и для чего
и пронзил обоих их, - как своего соплеменника, так и чужую
Израильтянина и женщину - Израильтянин назван адресно, а женщина .... просто женщина, так как неважно с кем проис-ходит блудодейство
в чрево ее: - не просто убил её, а поразил в самое-самое ....
и прекратилось поражение сынов Израилевых. - произошедшее в результате "ярости гнева Господня" ...
Умерших же от поражения - были и поражённые но не умершие?
было двадцать четыре тысячи. - это очень мноgo
И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;
Числа 25,10-11
Внук Аарона Финеес ревностью своею по Богу спас остальных Иудеев от уничтожения