О действительно самом важном
1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
Хотя видно что в Египте ему жилось неплохо и его богатство приросло, он пережидал здесь лишь голодное время.
3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,
Это там где он поставил свою палатку так, что Вефиль был направлением на запад, а Гай на восток.
4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
И этот эпизод ещё свеж в памяти.
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
Легко можно заметить что Лот был далеко не так богат как Аврам.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
Они жили ведь уже на некотором удалении друг от друга, но и с этим удалением было тесно им.
7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; - по развитию событий можно сделать вывод о том что это был не просто спор из-за мелочи, а что-то грозящее эскалацией.
и - это слово я врспринимаю как "к тому же", что показывает на осложнение ситуации тем что ... ->
Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле - -> ... тем что там жили ещё и другие, которым также нужно было пространство для жизни.
8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
И сказал Аврам Лоту: - инициатива поиска выхода из ситуации грозящей выйти из под контроля исходила от Аврама.
да не будет раздора между мною и тобою, - значит уже были признаки будущих напряжений между ними лично
и между пастухами моими и пастухами твоими, - ещё более опасными были конфликты между их слугами.
ибо мы родственники; - родственные связи могли быть и политическими союзами.
9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Лоту даже было дано право выбора - мне этот факт говорит о великодушии Аврама.
10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
Лот выбрал - как ему казалось - лучшую из возможностей. Так они отделились друг от друга географически.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Аврам стал жить на земле Ханаанской; - куда он собственно и направлялся
а Лот стал жить в городах окрестности - значит он купил там недвижимость?
и раскинул шатры до Содома. - где шатры, там и его пастбища ....... таким образом можно себе представить то что Лот был хотя и менее богат чем Аврам, тем не менее богат был он очень.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
В чём заключаются их прегрешения узнаем несколько позже.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
Нужно посмотреть на карте точное место где стоял Аврам в момент обетования Божия.
Потом, стоит задуматься над этим предложением: "ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки," .... Ведь если речь идёт о потомках, то вопросов мало, а вот если о самом Авраме - то больше.
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
Это будут не только те кто имеет соответствующую генетику, но и те кто подобно ему любят Бога.
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
Что, Господь поручает Авраму пройти по той земле, которую Господь ему дал?
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
И двинул Аврам шатер, - "двинул шатёр"? Что может это означать? Думаю что это было специальное выражение обозначающее разбор шатра и освобождение места на котором он стоял.
и пошел, - наверняка не в буквальном смысле пошёл своими ногами а двинулся.
и поселился у дубравы Мамре, - пытаюсь запомнить: Мамре. Предыдущая дубрава о которой упоминалось в этой книге называлась Море. Хотя Аврам у дубравы Море не жил а проходил мимо.
что в Хевроне; - а та дубрава была в земле Ханаанской где жили Хананеи.
и создал там жертвенник Господу - у дубравы Море Господь
являлся Авраму и Аврам поставил после этого Господу жертвенник.
Здесь же - у дубравы Мамре Аврам сначала поставил (построил) жертвенник Господу, а Господь явился ему уже потом.
Кстати, думаю что Андрей Рублёв в Святой Троице изобразил этот алтарь.
1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,
Для чего перечислены здесь эти имена? Я лично думаю, чтобы наиболее точно привязаться ко времени происходящих событий - календарей-то в то время ещё не было.
2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.
А вот здесь уже представлены исторические лица ради представления исторических лиц а не ради привязки во времени. Вот только имени царя Белы не названо - сказано лишь что Бела и Сигора есть одно и то же.
3 Все сии соединились в долина Сиддим, где ныне море Соленое.
Интересное высказывание: была долина - стало море солёное.
Сражение в долине Сиддим — Википедия (wikipedia.org)
Долина Сиддим. Путеводитель по Библии (wikireading.ru)
4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.
Порабощении друг друга как образ жизни.
5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф‐Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве‐Кириафаиме,
6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл‐Фарана, что при пустыне.
7 И, возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон‐Фамаре
Эти события пока не касались ни Аврама ни Лота.