Религия в СССР
Извините, если не совсем по теме раздела. Тогда посоветуйте, пож-та, куда поместить мой вопрос:
по крайней мере в Германии до сих пор бытует официальное мнение, что в СССР религия была под запретом. Это неправда. После разрушения христианских храмов после Окт.Революции ( кстати, я не знаю, как в большинстве случаев поступали с синагогами и мечетями) , потом все же с этим было свободно. Я из Алма-Аты, и там минимум в 70-е годы вовсю крестили детей в православных храмах и кто хотел-посещал мечеть или синагогу. Имам делал обрезание детям, чьи родители были мусульманами( ест-но, по желанию).
Бабушка с дедом( он фронтовик и коммунист) ездили по воскр.в правосл. церковь. 2 мамины подруги-еврейки ходили с мужьями и детьми в синагогу. Старшая сестра бабушки-одинокая вдова католика в свое время тоже принявшая католичество- ездила в костел. Отец мой , если не мусульманин , то соблюдающий многие мусульм.правила. Его и всех его родных хоронили по мусульм.обычаям.
Никто никому не мешал, не навязывал и уважал родных, соседей и друзей.
Неужели в других Республиках было иначе?
Извините, если не совсем по теме раздела. Тогда посоветуйте, пож-та, куда поместить мой вопрос:
Думаю что по теме
по крайней мере в Германии до сих пор бытует официальное мнение,
Мнение официальное или распространённое?
что в СССР религия была под запретом.
Что означает "под запретом"?
Это неправда.
Думаю что это ваше утверждение излишне категорично и основано лишь на личных впечатлениях или предубеждениях - но могут быть и другие варианты.
После разрушения христианских храмов после Окт.Революции
А почему вы не указываете на факт почти поголовного уничтожения православного Священства?
( кстати, я не знаю, как в большинстве случаев поступали с синагогами и мечетями)
И я не знаю, но думаю что по мере возможной угрозы для советской власти.
, потом все же с этим было свободно.
Свободно после того как верующих людей почти всех поубивали а оставшихся запугали?
Я из Алма-Аты,
И даже этот факт не даёт вам полномочий говорить о впечатлениях за всех алма-атинцах того времени.
и там минимум в 70-е годы вовсю крестили детей в православных храмах
Если не известны детали каждого конкретного случая, то то обобщать-то и нечего. Обряд крещения сам по себе еще не делает из крещаемого верующего Христианина.
и кто хотел-посещал мечеть или синагогу. Имам делал обрезание детям, чьи родители были мусульманами( ест-но, по желанию).
Бабушка с дедом( он фронтовик и коммунист) ездили по воскр.в правосл. церковь. 2 мамины подруги-еврейки ходили с мужьями и детьми в синагогу. Старшая сестра бабушки-одинокая вдова католика в свое время тоже принявшая католичество- ездила в костел. Отец мой , если не мусульманин , то соблюдающий многие мусульм.правила. Его и всех его родных хоронили по мусульм.обычаям.
И здесь я бы посмотрел каждый случай в отдельности, при этом лишь один из критических вопросов: делали они это по их религиозным убеждениям или по возможным другим причинам? .... Напомню - исполнение обрядов не заменяет религиозной убеждённости человека.
Никто никому не мешал, не навязывал
Вы всё знаете по этому вопросу и ничего не забыли?
и уважал родных, соседей и друзей.
Это могло быть вполне.
Хотя и здесь - вы убеждены в том что никто ни на кого не стучал?
Неужели в других Республиках было иначе?
Вы поражаете меня не скажу чем.
Даже в А-Ате было стопро далеко не так однородно как вы показываете, но обобщать за республику - это очень .... смело.
А о содержании моего ответа на ваш собственно этот вопрос думаю что догадываетесь сами.
а Вы меня не поразили. Ни одного ответа/ примера.
Зачем рассматривать каждый случай в отдельности? И почему люди явно или неявно, с далекоидущей целью или без неё, посещали свои религ.центры и проводили соответствующие обряды?-какие мотивы они преследовали-неважно, важно, что это было свободно, спокойно и доступно.
Да, и исполение обрядов не говорит о истинной принадлежности к религии, а истинная принадлежность к оной не говорит об истинной вере. Топик вообще только о том, были ли люди свободны в своём открытом вероисповедании в СССР, начиная, например, с 50-х годов прошлого столетия.
я запросто могу говорить о большинстве алматинцев того времени: имею причины.
Вот про активное и открыоое вероисповедание людей в тюрьмах я не знала и не знаю.
как это под запретом, если мы все знаем кучу крещёных в ссср людей? сталин же сам был типа верующим, и вернул религию, учась у византии имперским амбициям )))
а какая империя без опиума для народа? )) думаю в том числе поэтому и развалился ссср, ибо царстве небесное мало совместимо с раем на земле по версии коммунистов )) пока одуванчики целовали иконы, другая часть общества строила вполне атеистический капитализм в кулуарах страны... без одуванчиков это бы вряд ли получилось.
Расскажу о тех событиях, которым я была свидетелем. Конец пятидесятых. Мой дядя был пастором баптистской церкви в Семипалатинске. Мой отец - дирижёром хора. Церковь была регистрирована у государства, ее постоянно контролировали сотрудники КГБ. Никого в тюрьму не сажали и детям принимать участие не запрещалось.
В 1961 году от церкви отделились несогласные, они были против регистрации, против какого - либо контроля со стороны властей, аргументируя это тем, что в церкви глава только Христос и никто из вне не может ставить им свои условия.
Их собрания разгонялись сотрудниками милиции, проповедников бросали в тюрьмы. Как сейчас помню фамилии - Руднев, Кривошеев. Герман Гартфельд (немец) будучи молодым верующим отсидел за веру 7 лет. Он автор нескольких книг, доктор богословия, преподавал впоследствии в московской духовной семинарии, а также в калифорнийском университете. Сейчас он живет под Кёльном и, кстати, завтра празднует свой 80 летний юбилей.
В конце 60 - х мы переехали в Эстонию, небольшой городок Валга. Там тоже была церковь из совета церквей ЕХБ и она тоже была гонима. Помню, в начале 70 -х как проводили на озере крещение в 2 часа ночи.
Потом был какой то период моего отступления. Я 20 лет не посещала церковь, но городок маленький, слухи распространялись быстро. Слышу, то одного посадили, то другого служителя. Пресвитер этой церкви Миняков Дмитрий Васильевич отсидел за веру 22 года! Сидел и его сын Павел.
Во времена Горбачева гонения прекратились. Баптистам разрешили благовествование в городе и даже в школах. Что интересно, православных в эти времена не запрещали, но церковь пустовала и только на пасху туда валил народ.
Если интересно, в интернете имеется сайт под названием "Отдел заступничества" на нем все данные о гонениях баптистов в советские времена. Читала о юном солдате - баптисте из Молдавии, Иване Моисееве, до смерти замученном в Армии за веру. Таких историй огромное множество.
В 1961 году от церкви отделились несогласные, они были против регистрации, против какого - либо контроля со стороны властей, аргументируя это тем, что в церкви глава только Христос и никто из вне не может ставить им свои условия.
правильное мнение,
именно такая церковь была всегда в гонении
бабушка рассказывала как к ним на собрание приезжали из райкома в сопровождении милиции, отнимали книги, запрещали собрание, старших братьев постоянно вызывали на допросы,угрожали и высмеивали, но они не переставали собираться. прятались то у одного из общины, то у другого по домам, чтобы избежать поимки
сообщали на места работы ..
если это не запреты, как выражается тс, то не переубедить
Я открыла топик не для убеждения., чисто для воспоминаний и ест-но, могу судить по А-те. Еще я бывала неск.раз в Омске и в его крупных райцентрах, а так же в некоторых деревушках на восток от омск.области. Правда, речь там шла о православии: в домах висели иконы, и народ ездил в " церкву".
Меня поражают местные зашоренные мнения, что в СССР вообще была запрещена религия , иконы, обряды и речь об этом.
В 70 -е я УЖЕ помню отчётливо бытовые сцены.
Согл.Конституции СССР церковь была отделена от гос-ва. У нас не было уроков на эту тему, но не было и высмеивания и пропаганды против.
Баптистов в близком окружении у меня не было. А приведеные примеры преследований именно о них.
Я же писала о мусульманах , православных , католиках и иудеев.
Спасибо за Ваши рассказы!
Баптистов в близком окружении у меня не было. А приведеные примеры преследований именно о них.Я же писала о мусульманах , православных , католиках и иудеев.
Насколько мне известно, мусульман, православных и католиков в эти годы никто не притеснял. За иудеев ничего не могу сказать.
гонения..так они и выглядят. наговоры, подкуп свидетелей
всё повторяется со времён апостолов
и тогда была официальная и домашняя церковь, всё можно найти в святом писании
когда нужно- обвинят верующих в войнах, в эпидемиях, в колодовстве и прочем
а в официальной, где в дружбе с политикой партии, там, как говорится- тишь да благодать
надо - и войну благословят, и найдут в писании места, подгонят под своё и выдадут за Божье
ещё вчера осуждали католическую церковь, благославляющую гитл. на войну
а сегодня разве иначе?
многие скажут как всегда:" это другое"
не другое, а всё одно и то же, проверка экзаменом
В 1961 году от церкви отделились несогласные, они были против регистрации, против какого - либо контроля со стороны властей, аргументируя это тем, что в церкви глава только Христос и никто из вне не может ставить им свои условия.
баптисты же читают библию, а там написано "кесарю кесарево - богу - богово......." ?
Кому они должны сказать спасибо? И второй вопрос - кому они мешали своими собраниями?
вы же сами пишете, что пока они были согласны с наблюдением за их деятельностью, их никто не преследовал, а потом они начали выкрутасы и их запретили.. и что они добились? отяготили и без того скандальную репутацию советской власти, сея вражду, да и своим же братьям-баптистам подпортили репутацию.
Это было не только наблюдение за деятельностью, но откровенные указания как им верить, кого ставить на проповедь, кому преподавать крещение, а кому - нет. Были проблемы у детей в школе из -за галстуков, в Армии из - за присяги. Верующие были не в праве воспитывать детей в христианском духе. Изымались Библии и другая христианская литература, вешали статьи за якобы, антисоветскую деятельность". Обвиняли в сотрудничестве с Западом и т.п.