Искушение.
Конечно!
Тема всегда актуальная и многогранная.
Итак ...
Попозже обязательно посмотрю эти ролики.
Сейчас же выражу мысль которую считаю важной, при этом прошу снисхождения к моему "умничанью".
Полагаю что для каждого из нас будет полезным поразмышлять над вопросом об искушениях в моей жизни и как этим искушениям противостоять - ведь каждый из нас отвечает прежде всего за свою собственную жизнь, а потом уже в разной степени за жизни других.
Может быть начнем с определения что есть искушение?
До тех пор пока нет лучшего определения можно взять из вики:
Искушение есть влечение (соблазн) согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти.
Для полной ясности остаётся дать определение слову "согрешить" из вышеуказанного определения.
Итак, что такое грех?
Из всего того что мною найдено на русском языке короче и яснее всего этот фрагмент из вики:
ЭтимологияПравить
В русском языке слово «грех» (ст.‑слав. грѣхъ), очевидно, изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность, огрех»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом др.-греч. ἁμάρτημα, ἁμαρτία, означающим «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель», либо синонимичным ему словом παράπτωμα[4]; а иудеи — словом ивр. חֵטְא [хэт] «непреднамеренный грех, промах».
Промах, непопадание в цель - вот что остаётся в сухом остатке.
Ну а если для меня важнее всего в жизни чтобы я и все остальные унаследовали Жизнь вечную, то для меня грехом являются любые действия или мысли которые не служат достижению этой цели.
Искушение
есть влечение(соблазн)
согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти.
Первое что мне пришло в голову на тему искушений - это моя склонность (да и не только моя) осуждать поступки других людей.
Сказал ведь Господь однажды что остаётся на все времена:
Не судите, да не судимы будете ...
Думаю что не ошибусь в утверждении что искушение осудить кого-то чаще всего и у большинства переходит в грех осуждения - ведь если я кого-то осудил в моём сердце, то уже осудил. Хотя более тяжким грехом было бы высказывание осуждения - особенно в адрес окружения.
Не судите, да не судимы будете ...
Замечу здесь - "не судить" в смысле "не осуждать" следует не определённую группу людей, а вообще никого.
Замечу здесь - "не судить" в смысле "не осуждать" следует не определённую группу людей, а вообще никого.
Но способны ли мы "не осуждать"?
Не знаю как у других, а у меня искушение выразить моё крайне негативное отношение к чему-то происходит довольно часто.
Это касается как обиходной жизни - к примеру когда не нравится как ведут себя соседи ... это касается и общественной жизни - к примеру отношение к частностям в связи с последней пандемией или в связи с событиями вокруг последних слухов о военной операции.
Искушение
Поговорим?
Может быть понаблюдать за искушением как оно описано в Библии?
Где в Писании описано искушение впервые и где оно встречалось потом?
Мною найдено 1-е искушение описанное Словом Божиим, а именно действия искусителя:
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
Замечу: искуситель вынудил собеседницу высказаться тем что задал вопрос, причём ответ на этот вопрос был очевидным для Женщины.
В стихах 2 и 3 Женщина возразила искусителя и сказала так как оно и было.
Что последовало потом очень интересно; причём показывает то что он был прекрасно осведомлен о реальном положении вещей.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Рассмотрим поподробнее.
По моему мнению искуситель пользуется наивностью Евы и сбивает её с толку полуправдами и недоговорённостями:
И сказал змей жене: нет, не умрете, - здесь подлость искусителя в том, что он не сказал Еве что означало предупреждение Бога из ст. 3: "чтобы вам не умереть" ... ведь умереть может означать полное исчезновение, но может означать и исчезновение прежнего состояния доверия между Богом и человеком равно и то что это означает в реале. Здесь Господь явно имел в виду смерть как отдаление от Него.
но знает Бог, - конечно же Он знает, но искуситель выдал всё так как он сам пожелал чтобы сбить человека с толку.
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, - да, глаза у них действительно открылись, но увидели наверняка не то что надеялись увидеть.
и вы будете, как боги, - богами то они были уже.
знающие добро - добро - именно истинное добро - они уже знали, но об этом не подозревали, а змей об этом умолчал.
То же добро которое он имел в виду было никаким не добром по сравнению с истинным добром которое они имели в раю.
и зло. - а вот в этом отныне у них недостатка не будет.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И увидела жена, - скорее не увидела а представила себе это поддавшись влиянию искусителя.
что дерево хорошо для пищи, - что это совсем наоборот она увидит очень скоро.
и что оно приятно для глаз и вожделенно, - вот что значит сила убеждения со стороны искусителя! ... конечно же её собственное несовёршенство сыграло здесь решающую роль.
потому что дает знание; - теперь она узнает почём фунт лИха.
и взяла плодов его и ела; - момент материализации греха
и
дала также мужу своему, и он ел. - видно что она любила своего мужа поэтому дала и ему то что считала привлекательным для себя.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И открылись глаза у них обоих, - этого они могли себе желать.
и узнали они, что наги, - у меня нету теорий относительно того что изменилось в их сознании так что их наготу вдруг стала им доставлять дискомфорт .... - а дискомфорта они вряд-ли могли себе желать.
и сшили смоковные листья, - чтобы хоть как-то скрыть последствия случившегося?
и сделали себе опоясания. - чтобы с их помощью сшитые листья удерживались на теле?
Важным высказыванием Писания по рассматриваемой теме вижу здесь:
7 .... у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
у дверей - пока ещё вне человека, но уже близко к тому чтобы войти в человека
грех лежит; - пока грех вне человека, грех ещё не поразил человека но есть опасность такого поражения.
он влечет тебя к себе, - здесь речь об искушении, так как налицо явное влечение греха.
но ты господствуй над ним - то есть искушению следует противостоять; его не следует запускать в себя чтобы оно не стало твоим грехом который произведёт разрушение тебя саму/самого так что ты начнешь разрушать и других.
Попробую вспомнить некоторые случаи искушений и их последствий в моей жизни.
При этом долгое время искушения и грехи вроде бы не имели религиозного характера - вроде бы. Но так как я всё больше убеждаюсь что совесть человека как-то отражает голос Бога к нему, то получается что любой человек в какой-то степени религиозен.
Первое искушение в моей жизни которое помню это было желание перелезть через забор к соседям за очень крупной и потемневшей от спелости вишней. Мне было уже не менее 9 лет и я чувствовал и знал что собираюсь делать негодное дело.
Признаюсь что очень боялся последствий в случае если меня поймают на воровстве, тем не менее перелез через забор и сорвал одну (или чуть больше одной) вишню.
Вишни оказались спелыми только с виду, внутри же ещё зелёными и совсем не вкусными.
По всей видимости меня никто не наблюдал за этим занятием, так что пронесло на этот раз - тем не менее помню: очень долго оставалось ощущение того что я как бы испачкался в чём-то нехорошем от которого едва ли удастся отмыться.
Следует сказать что неблаговидные поступки о которых могу вспомнить совершались мною и раньше, но я не могу вспомнить что до их совершения были признаки искушений такие как понимание того что намеченное мною действие будет нехорошим и тем не менее меня тянет его совершить.