Евангелие - Радостная Весть.
9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Я весь в ожидании этой действительности для описания которой ещё нет подходящих слов.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
Бог открывает это нам.
Нам, тем кто Его любит.
И никому больше.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
То что пути Его неисповедимы - это понятно.
Но если человек открыт навстречу Духу Божиему и Тот хочет человеку открыться, то может посвятить его в Свои тайны.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
Вот почему люди любящие мирское никак не могут нас понять - они приняли Духа не от Бога, а духа мира сего.
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
... отображая духовное с духовным!
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Душевный человек - любой неспособны размышлять духовно.
не принимает того, что от Духа Божия, - оно для него и не является привлекательным.
потому что он почитает это безумием, - или юродством.
и не может разуметь, - оно является чуждыми для него.
потому что о сем надобно судить духовно. - в соответствии с Духом Божиим.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Вот эту простую истину никак не могут понять некоторые из "особо одарённых" мира душевных. На полях нашего форума эти "особо одарённые" пытаются судить дела, о которых не имеют никакого понятия, при этом зачастую становятся дерзкими и изо всех сил поучают в делах в которых ноль понятия.
Зачастую становится даже неловко за них - особенно когда бросается в глаза их горделивость самими собой ... неужели гордятся собственной осведомлённостью?
Здесь есть ещё один аспект, но о нём при удобном для этого случае как нибудь в другой раз.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Кого имеет в виду Павел под "мы"?
А кто в наше время мог бы претендовать на то что она/он имеет ум Христов?
Думаю что такие люди должны как минимум:
а) находиться в состоянии любви к Богу и ближнему.
б) хорошо усвоить Новый Завет.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
И я не мог говорить с вами, братия,
- обращение "братия" свидетельствует о том что Павел желает видеть их как равных.
как с духовными, - как равными в духовном плане.
но как с плотскими, - но приходится говорить как ещё с душевными, плотскими.
как с младенцами во Христе. - младенцами по пониманию сути дела Иисуса Христа.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
Такое ощущение что Павел говорит о сегодняшнем дне - только вместо "я Павлов" и "я Аполлосов" можно прочитать или услышать не менее горделивые "я/мы Православный/ные" или "я/мы ещё какие-то" ... у одних высшим авторитетом являются различные святые отцы, другие же смотрят на Писание избирательно. ... И что самое страшное - поливают и друг друга и третьих лиц, тем самым бросая тень и на самих себя же и на на всё дело Господне.
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
Вот именно!
И нет никаких святых отцов, которые были бы авторитетнее апостола Павла ...
Поэтому Павел и говорит, чтобы верующие не создавали групп и партий.
Также и протестанты разных мастей нет-нет да и поливают грязью других ... как будто сами лучше.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
И если уже Павел так скромно оценивает свою роль, то каждый из людей тем более должен оцениваться скромно - только Богу возращающему Слава!
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Только Бог определяет, каким будет выглядеть Его строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Прошу обратить пристальное внимание на стих 11: Основанием может быть только Иисус Христос!
... не искажённый,
не усечённый ...
а по возможности максимально приближенный к такому, каков Он есть по Жизни.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
Неожиданный образ к которому обратился Павел - от золота до соломы.
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
А думает ли кто-то об этом?
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
Думаю, чтобы "дело устояло", следует то что Павел называет "наградой" желать для себя и для других от всего сердца.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня.
А у кого дело сгорит, - если дело окажется нежизнеспособным.
тот потерпит урон; - потому что делал не то что следовало бы.
впрочем, сам спасется, - ... Скорее будет спасён - но здесь очень важно что не погибнет! ... для этого же следует быть активным в этом направлении.
но так, как бы из огня. - потому что должны будут "сгореть" в нём его негодные качества /или что-то в этом роде/.
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Это очень серьезное замечание со многими вопросами в числе которых: относится это утверждение ко всем людям или только к Христианам, которые в это верят?
Я убеждён что относится ко всем людям без исключения.
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Как может верующий человек разорить Храм Божий в своём теле?
Думаю что в случае, когда человек создает условия в которых Дух Божий вынужден покинуть Храм-тело.