И снова - о 53 главе Книги Исайи
" Вот преуспеет раб Мой, возвысится, вознесется и поднимется очень."(52:13)
Кого же Пророк , вещающий от имени Бога, называет «Рабом»? Споры об этом продолжаются два тысячелетия, не утихают и сегодня. Нет пожалуй, такого христианского форума, где не упоминалось бы это пророчество.. Обращаясь снова(https://foren.germany.ru/showmessage.pl?Number=35639459&Bo... )к этой теме, я хотел бы ответить на некоторые вопросы , неизбежно возникающие по прочтении Книги у человека нерелигиозного , для которого одинаково далеки и иудаизм и христианство.
И те и другие признают Исаю пророком; признают Книгу пророка подлинной, передающей людям Слово Бога. Но откуда же такие разногласия в понимании пророчества, того, о чём или о ком оно? Почему христиане убеждены , что Исая описывает страдания Иисуса за грехи всего мира? Почему иудеи так же уверенно заявляют, что это пророчество не об Иисусе Христе? Писал ли Исая о своих современниках — иудеях, их истории, грехах, наказании и прощении , или , согласно учению церкви, написанное им являлось прообразом грядущих событий, произошедших через 800 лет? Мне хотелось выслушать обе стороны, поэтому я предоставил слово «собирательному» христианину и иудею , чьи рассуждения я «подслушал» на различных форумных дискуссиях.
Традиционные подходы к толкованию 53 главы иудеями
В рамках евр. традиции таких подходов как минимум три:1.мессианский подход: речь идёт о Мессии- помазаннике Божьем
2.речь идёт о народе Израиля
3."двойственный"подход, при котором некоторые стихи относят к личности Машиаха, а другие — к народу Израиля
Необходимо сразу отметить, что при первом подходе нет единой традиции относительно личности Мессии(Машиаха) . Традиционно помазанниками («христами») считали первосвященников, помазанных на должность, царей Иосию, Езекию, Давида...Это мог быть Зерубавель, персидский царь Кир..И об Аврааме, Исааке и Якове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам моим» (Ис45.1) Исая мог в образе Раба также подразумевать пророка Иеремию, самого себя и т.д.
ИУДЕЙ:
При любой трактовке Ис53 иудеи (подавляющее большинство) отрицали возможность рассматривать пророчество как о будущем Мессии — Иисусе Христе. Так же как решительно отрицалось ими толкование и др.ветхозаветных пророчеств как исполнившихся во Христе.Причина: Иисус Христос в изложении НЗ не соответствует тем требованиям, которым должен отвечать Машиах:/ https://toldot.ru/messia-mashiach.html/ , в первую очередь, тому, что Машиах должен быть могущественной личностью, победившей врагов Израиля. Мессию невозможно представить страдающим и побеждённым; он не может быть казнён!
ХРИСТИАНИН:
Вы ошибаетесь. Глава 53 говорит именно о таком, не ожидаемом иудеями страдающем Мессии. Вследствие того, что у евреев существовала описанная вами традиция видеть в Машиахе могущественного царя , ученики вначале не понимали Иисуса.
Но после Воскресения Его сторонники поверили в то, что Он Мессия-Сын Бога, который своими страданиями и смертью принес миру спасение и жизнь вечную.
Приведу христианское толкование пророчества Исайи 53 Александром Менем:
«Третий гимн (50:4-10) изображает Мессию гонимым Пророком. В этом отрывке могут содержаться намеки на личную судьбу Второисайи. Гимн прообразует страдания Христовы.
Наиболее важным является четвертый гимн (52:43-53:42). Большая его часть вложена в уста царей и «многих народов», которые с изумлением созерцают тайну Спасителя.
Мессия предстает перед ними не таким, как Его обычно представляли люди, хотя им были ведомы истинные пророчества (52-45). Лик Спасителя несет на себе печать страдания, в Нем нет земного величия. Он разделяет участь посланников Божьих, постоянно встречавших непонимание, ненависть, гонения. Но Он — Ходатай за людей, подобно Аврааму (ср. Быт 18:23). Он очищает их от грехов и болезней, как Первосвященник (Лев 16; ср. Мф 8:17). Ослепленные люди,
не постигшие Его истинного величия, считали, что Он наказуем Богом, но Его страдания обрели спасительную силу (ср. Мф 27:42-43).
Мир, отпавший от Творца, погрузился во тьму, и туда, во тьму, приходит уничиженный Мессия, чтобы разделить с миром страда ния и исцелить его (ср. Ин 346-17). Служитель Господень изображен у Второисайи жертвенным агнцем, который символизировал установление Завета с Богом. Жертвенная трапеза была знаком Богоприсутствия. Жертва Агнца Божьего означает полноту Богоявления, полагающего начало Новому Завету (ср. Иер 31:31; Лк 22:20; 1 Кор 11:25; Еф 243).
Служитель страдает добровольно. Следовательно, кроме воли Божьей, направленной на спасение людей, для Искупления нужно согласие человеческом воли Мессии-Богочеловека, Который всецело предает Себя Отцу (Мф 26:39). В час Своего уничижения Мессия не понят, но в
смерти Он торжествует. Гимн кончается эсхатологическим пророчеством: подвиг Искупителя становится жертвой, которая примиряет человека с Богом в Новом Завете. Кровь Мессии прообразована ветхозаветными обрядами, в которых кровь жертвы означала закрепление Завета между Богом и человеком:
Ни в одной книге Ветхого Завета смысл страданий Мессии не приоткрыт с такой полнотой, нигде образ Христа Спасителя не предвиден с такой ясностью. Четвертый гимн Второисайи — поистине вершина древнего библейского мессианизма. Он освобожден от прежних земных черт. Искупитель уже не воин или вождь, а воплощение жертвенной любви Божьей.
Церковь Христова с апостольских времен видела в пророчествах о Служителе великое прозрение, предваряющее земную жизнь Господа.
Новозаветное понимание было открыто апостолам через Самого Христа и под воздействием Св. Духа.»
ИУДЕЙ:
Трудно возразить вашему талантливому комментатору. Многое в пророчестве совпадает с евангельской историей Иисуса. В истории описанного Исаей Раба евангелисты и Учителя Церкви увидели историю Мессии-Богочеловека Иисуса Христа. Возможно, и Он утверждая, что всё Писание о Нём, прочитал у Исайи свою судьбу...
Но несмотря на некоторые явные совпадения истории Раба и казни и Воскресения Иисуса, иудеи в течение тысячелетий отказывались принять эту версию.
Потому что этот "страдающий Мессия"-Иисус Христос , как отмечает и ваш комментатор , — СЛИШКОМ НЕ ТАКОЙ, слишком отличается от Машиаха, ожидаемого евреями согласно пророчествам.
Иудеи ждали царя, который "будет править от моря до моря"; того, кто победит Рим, спасет Израиль; того, кому поклонятся все народы мира и все цари земли; того, кто никогда не умрет и над кем не будет властен ни один смертный. Но никто не ждал Машиаха, которого казнят, как преступника, и который ничего не сделает из того, что должен совершить Машиах, и про которого, чтобы оправдать его приход, потом скажут его ученики: "Он агнец, умерший за грехи всего человечества" и придумают второе, не существующее пришествие мессии.
Prodolzhenie
ХРИСТИАНИН:
Ясно , что угнетенному народу предпочтительнее дожидаться победителя, а не смиренного агнца, идущего на заклание.
- "Варавву! Дай нам Варавву!" - кричали они. Варавва
и был для них тем мессией -освободителем с мечём в руке. Убийцей и
злодеем назовут его римляне, для своих он был спасителем. Но к чему в
конце концов привели такие мессии, мы знаем, как о восстании 66-70г. и
гибели целого народа.
Поэтому Иисус и учил о свободе от мира, а не его завоёвывании.
Вся
53 глава однозначно рассказывает о Мессии, о том, как Он пришёл к своим,
а они Его не приняли и предали в руки врагов, как поместили Его со
злодеями...
Ведь ясно, что всё это произошло с Иисусом.
И вся глава эта говорит о Мессии. Это признавали сами еврейск. раввины
ИУДЕЙ:
Да, но как я уже говорил , у евреев речь идёт не о христианском Мессии — Иисусе, Сыне Божьем.
Начиная с 11 века, большинство евр. комментаторов утверждают, что речь в 53 гл. - о народе Израиля в целом.
Связь между этими двумя толкованиями проявляется на основе принципа,
изложенного у Раши в его комментариях к Торе (Чис. 21:21) :
"согласно Писанию , вождь поколения символизирует всё поколение"
Аналогично в мессианскую эпоху Мессия олицетворяет собой весь евр народ, поэтому возможны оба понимания.
ХРИСТИАНИН:
Не надо лишних слов.
Предлагаю рассмотреть полностью 53 главу. Возможно,тогда мы лучше поймём друг друга.
ИУДЕЙ:
Но сначала . немного об основных принципах иудейского толкования Ис 53
1.В основе мессианского подхода лежит утверждение мудрецов, что существуют как наказания за совершенные злодеяния, так и "наказания любви".
"Наказания любви" выпадают на долю праведников и претерпеваются ими за злодеяния их собственного поколения. Бог может гневаться на праведного во всех отношениях и ни разу не согрешившего человека и возлагать на него преступления грешников, делая это с той целью, чтобы грешники могли возрадоваться, а тот честный человек пострадать
2.Принцип толкования о Рабе — Израиле
Бог сделал Израиль "Царством священников и народом святым" (Исх 19:6). Т.е. Израиль явл. народом.священником (единств.число) и может брать на себя грех каждого отдельного израильтянина ("мы" - во множ.числе, "всех нас"). Т.о., если считать, что раб- это весь Израиль,включая благочестивых евреев, то через его страдания (т.е. всего народа в целом ) каждый из "совратившихся" евреев-грешников получает искупление грехов ("МЫ исцелились") Др.словами, если "совратились " некоторые из народа , то отвечает (страдает) за их грехи каждый в народе, т.е. весь народ Израилев как единое целое, в данном случае , именуясь "рабом". В результате страданий раба- Израиля народ получает искупление . Т.о.,все беды-болезни , постигшие Изр., служат для исправления народа.
Prodolzhenie
2-3) Нет
в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида,
который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми,
муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его."
ИУДЕЙ:
Это у
Иисуса не было "ни вида, ни величия" и Oн "отвращал от себя лица"?
Наборот, Евангелия настойчиво сообщают нам, что Иисус был почитаем
большими группами людей из разных слоев общества:"...и разнеслась молва о
Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их и от всех был
прославляем" (Лука 4:14-15). "И следовало за Ним множество народа "
(Матфей 4:25).
А когда его повели на распятие, "шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем" (Лука 23:27).
Можно
ли о таком человеке сказать, что он был "презираем и отвергнут людьми"?
Или что он, "отвращая от себя лица, презираем был"?
Да и выражение
"муж скорбей и изведавший болезни" подразумевает обычные для человека
болезни и страдания, которые он постоянно терпит, но ничего подобного в
рассказах о нем , 32-летнем молодом человеке, также нет !
Здесь речь об Израиле, о его пути в изгнание , о его страданиях ("муж скорбей,изведавший болезни") среди язычников, которые в отвращении отворачивались от изгнанников, как от презренного отвратительного больного
ХРИСТИАНИН:
Всё сказанное
вполне можно отнести к Мессии-Иисусу, каким его воспринимали многие из
иудеев.Однако молва об Иешуа разнеслась не из-за Его предполагаемой
"красоты", а из-за того, что Он творил чудеса. Вы всерьез думаете, что
больные и увечные приходили собирались толпами к Иешуа только чтобы
посмотреть, какой Он красивый?
А как это может относиться к
народу, если считать, что «он»-это Израиль , «муж скорбей»?Израиль
говорит сам про себя, что он себя не привлекает?
ИУДЕЙ:
В 53:2. Пророк говорит от имени всех неевреев об их отношении к народу Израиля , рассеяному между др. народами, презираемому ими.Однако, считают, что слово «муж», предназначено для указания на конкретное лицо и не может быть использовано для указания на общее. Но в то же время можно представить аллегорически в образе Раба (ед. число) народ Израиля как "коллективного" Мессию.
4) Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5) Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
ИУДЕЙ
Комментируя эти стихи:"мы сочли его поражаемым, наказуемым Богом и уничиженным", трудно на первый взгляд, представить, что они относятся к Израилю. Израиль был ,находясь в изгнании, действительно поражаем Богом и терпел страдания за СВОИ грехи . Однако, если Раб , как уже говорилось, - ВЕСЬ Израиль(включая праведников) , он может нести грехи тех,кто "сбился с пути".
........
Очень многое ещё не сказано. Так что - Продолжение следует.
А пока подумайте над вопросами "Иудея":
Расскажите про "семя" ("потомство" ) Иисуса,учитывая, что использовано слово "зера", применяемое только в одном - физиологическом смысле. Расскажите про Его долголетие. Про то, как Он "среди великих" сидел, будучи Богом. Не понижение ли? Про Его "смертИ", во множественном числе ( "беМотов"), 53:9. Сколько у Него было смертей? Про то, как Бог называет Сам Себя "раб Мой" 53:11. С какими "грешными" была дана Иисусу могила, если Он был похоронен один, а не вместе с разбойниками в одной могиле?
А зачем тебе это ?
Что ты в этом находишь ?
Ты уже стал убеждённым христианином ?
А что если посмотреть на всё это с позиции убеждённого атеиста ? И просто подумать или поаргументировать с позиции незнающего, например : Людям нужен был смысл жизни и они его сочинили, но не просто сочинили, а сочиняли тысялетиями, изощрённо, дальнозорко, с бесконечным множеством комплексных и переплетающихся объяснений. Некоторые кажутся логичными, а некоторые причудливые, воображаемые, с возможностью интерпритации как метафоры. Жизнь людей часто сложна, такое можно за столетия насочинять друг другу.
Кстати, только люди, в отличии от животных, могут обмениваться тем, чего нет, или тем ,что представляется.
А недавно встретил объяснение современной психотерапии и психологии , что Павел, апостол, имел некую форму жизофрении, и что религиозность и философичность часто притягивает жизофреников, которые особо нуждаются в структурированости и объяснительности каждодневных размышлений и поведения. Да и церкви и религиям нужно убедительное обоснование своей целесообразности и существования. Ты только представь на мгновение что значит, что всё человечество веками шагает за шизофрениками.
Ты себе ещё веришь, то есть своим глазам, ушам, мыслям и чувствам ?
Продолжение
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6Все мы блуждали, как овцы, с овратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
XРИСТИАНИН:
И кто же из людей может взять на себя немощи других и понести болезни других? Здесь никто не будет спорить, что кроме Него, никто не имеется в виду.
Если "он" это Израиль, тогда из цитаты "Господь возложил на него (т.е на Израиль) грех всех нас (кого нас?)" следует, что "все мы" не относится к "народу Моему", т.е Израилю. Получается, что Исаия не относит себя и своих соплеменников к Израилю.
ИУДЕЙ:
Господь возложил на Раба-Израиля кару за грехи , которая должна была постигнуть идолопоклонствующие народы(по одной версии) и примкнувшую к ним "совратившуюся", грешную часть Iзраиля ( грехи "ВСЕХ НАС", "все МЫ"" ). Народ Израиля(в целом) ,включающий и праведников , рассеянный во время изгнания, был вынужден выносить незаслуженные обиdы и унижения ("болезни") со стороны могущественных народов (которые в некоторых стихах Исайи так же выступают как "МЫ"). Это и означает, что "Господь возложил на него( Раба-Израиля ) грех "всех нас" ,т.е. тех, кто "совратился" и кто потом, осознав произошедшее, говорит о себе:" ранами его все мы исцелились". ПО одной версии в число этих "МЫ" входит только грешная часть Изр, по другой - также и языч. народы.
Очень часто пророки говорят о народе как об одном человеке.
Итак, в 53 гл.Пророк говорит о страданиях евр.народа, о презрении к нему, о его беззащитности: он пишет об Израиле, который своими страданиями искупает весь мир.(или грешников народа Изр). Это современная версия иудаизма, которю разделяют и некоторыеп христианские теологи.
ХРИСТИАНИН
Если "он" в этих стихах толковать как "Израиль", то требует ответа такой вопрос: каким законом грехи одной части народа Израиля могут быть возложены на другую часть?
Нет такого закона. Напротив, есть закон, говорящий об индивидуальной ответственности за собственные грехи:
Вт.24:16 … каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление Иер.31:30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие;
Итак, толкование "он" в 53-й главе пророка Исаии как "Израиль" - несостоятельно. Раб - Иисус Христос, Сын Божий. А Исайя хотел,наверно, разбить ложно-мессианские идеи Израиля и подготовить к явлению истинного Мессии
ОТВЕТ ИУДЕЯ:
Не путайте Божье наказание для нескольких родов - за ненависть к Богу с грехом человека от несоблюдения законов Божьих ( "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов
до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня " Исх.20:5-6)
Вы считаете что и на Иисуса тоже(как на часть еврейского народа)Господь не мог(так как нет закона)возложить грехи(другой части народа)или всех нас ???
Иисус - обычный иудейский проповедник,не имел прав принимать на себя грех Израиля.
Но такой закон существует!
Все первосвященики помазывались на должность и значит, все были "христосами" -Помазаниками и имели такое право.
Жертва за грех детально описана в Книге Левит, в главах 4-6.
Речь может также идти о еврейском народе,который(после покаяния) исцелился ранами Израиля. По этой версии Исаия должен был считать Израиль (в целом) "народом-священником", т.к.только священник мог принять на себя грех народа ( каждого из народа)
Ты заболтал форум на тысячи страниц этой тематикой и не нашёл хотя бы условного ответа, но ясного и твёрдогo ?
Похоже ты уже тоже стал религиозным дураком, лишённым чувства такта и реальности вообще. Потому я даже не читаю твои темы, а задал тебе вопросы обычной логики.
Ищи себе других идиотов для болтовни, болван.
А без перехода на личности и оскорблений, никак?
Не в состоянии проигнорировать, обязательно свои ломанные три копейки нужно вставить..
И ладно бы по теме.. А так.. лишь бы показать себя умнее и выше оппонента.
Очень дешёвый приём.
Это специально для отверзвления от религиозного "опиума". Холодная водица. Не пугайтесь , женщина, Вы не знаете моих реальных мотивов и далеки от общего понимания. Вы реагируете как простолюдинка, влезшая в беседу, импульсивно, судите по одной беседе. Вы тоже мне нахамили, как и хитрый, подлый, ехидный, трусливый, глуповатый и какой-то вообще жизанутый и нереальный автор темы, как и многие здесь религиозники. Но я вас понимаю и ожидаю правды реальной, а не книжной и словесной.
Как удобно спрятатся в словах библейских, в словах красивых, умных. Но так ли это ?
Лопушок, лошок.
Спокойствие, только спокойствие! Космос или сколько у вас там ещё личин клонов на этом форуме?
Не знала, что тут только аристократы из высшего общества тусуются, а то бы непременно в вечернем платье зашла.
Посему, извините.. Ваше сиятельство за столь незначительные формальности.
Ваша, пардон, "холодная водица" напоминает песочницу.. Детский сад, ясельная группа..
Что Вам с ним делить? Виртуальное пространство разве. Истина в любом случае, здесь относительная, а правда у каждого своя..
У меня три ника - атма, маяк и космос70.
А ты ехидная и глупая пустомеля.
Вам уже говорили, некрасиво "Тыкать" незнакомым людям.
Я понимаю, это интернет, но тем не менее, в реале.. Я уверена, Вы себе бы такую безцеремонность не позволили.
Все Ваши оценки или по проще сказать, обзывания, чисто субъективны, согласитесь?
По меньшей мере, не от большого ума.
Да, играемся, ведь происходящее от невежд на этом форуме невозможно воспринимать серьёзно.
И можно взять для ответа начальную цитату темы :
" Вот преуспеет раб Мой, возвысится, вознесется и поднимется очень."(52:13)
А зачем тебе это ?Что ты в этом находишь ?
Я думаю, что это для тех, кто хочет знать и понять истоки возникновения и историю христианской религии.
Я думаю, что это для тех, кто хочет знать и понять истоки возникновения и историю христианской религии.
В этом есть эффективная полезность и нужность для современности, например для Вас или авторы темы ?
В этом есть эффективная полезность и нужность для современности, например для Вас или авторы темы ?
«ПЕРЕКУЮТ мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» .
Эти слова высечены на стене возле здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в городе Нью-Йорке. Несколько десятилетий под этой надписью не был указан источник, из которого взята цитата.
Однако в 1975 году на стене под надписью было высечено имя Исаии. Тогда стало ясно, что эти слова были сказаны не в наше время. На самом деле эти слова — пророчество, которое было записано более 2 700 лет назад в тексте, известном сегодня как 2-я глава книги Исаии.
В современности обращаются к словам Исайи.
Но откуда же такие разногласия в понимании пророчества, того, о чём или о ком оно? Почему христиане убеждены , что Исая описывает страдания Иисуса за грехи всего мира? Почему иудеи так же уверенно заявляют, что это пророчество не об Иисусе Христе?
Этот спор продолжается столетия, и спорящие не перестают находить всё более глубокие и убедительные аргументы. Однако, победившей стороны не будет, т.к. это "диалог" двух религий,существующих в неразрывном единстве и непрекращающемся антагонизме два тысячелетия.
В основе обеих религии лежат одни и те же тексты богодухновенного Св.Писания, но истолковывают они их по-разному, в соответствии с собственными традициями.Особенно это касается ВЗ- пророчеств.
Иудеи читают письменную Тору (ВЗ) "глазами" предания, т.е. Устной Торы и раввинов.
Хр-не читают ВЗ «глазами»НЗ, Отцов Церкви.
Возвращаясь к истории таинственного раба Ис 53 ,нельзя сказать, чья трактовка «правильнее»: 2 религии -два разных подхода к толкованию.И никакой диспут не сможет разрешить противоречия, т.к. они заложены в противоречиях между религиями.
И никто не докажет: находятся ли иудеи в страшном грехе, не узнав и не приняв Мессию-Иисуса Христа, или христиане 2000 лет в заблуждении, приняв обыкновенного, пусть и великого человека за Мессию, назвав Его Сыном Божьим.
2000 лет иудеев пытались заставить отречься от их духовного наследия, признать, что есть новые законы и новый завет и в старом нет нужды. Однако, они продолжают утверждать, что ВЗ , как и прежде, имеет свою силу без изменений.
Хр-во представляет себя как бы естественным наследником ВЗ. В книгах Св. Писания христиане увидели (вычитали) свидетельства того, что события, произошедшие с Иисусом, предсказаны евр. пророками.
Для человека, котор. верит, что Св.Писание есть Откровение Бога миру, содержащее пророчества на все времена, жизненно важно найти в них подтверждения своим религиозным воззрениям. Поэтому ВЗ-ные пророчества явл. одним из обоснований веры.
Поэтому в "дискуссиях" по вопросам различного толкования Библейских текстов надо стремиться не переубедить, переспорить, внушить свою истину, не упрекать в глупости, душевной слепоте и глухоте, а просто пытаться понять смысл другой дороги.
Тогда хр-н может признать, что еврей отрицает хр-кое толкование Ис 7:14 (о непорочном зачатии) не из-за греховного упрямства, а в силу ИНОГО религиозного опыта. Так же и евреи должны признать, что никакие лингвистич. и биологич. аргументы не смогут опровергнуть христианское прочтение слов пророка, т.к. здесь вера в Иисуса определяет смысл пророчества.
Ученики ходившие с Иисусом, признавали в нём Христа не в силу пророчеств, но в силу его деяний и явлений.Толкование пророчеств стало частью христ-ой апологетики , убеждающей в истинности свидетельств о Нём и веры в Него, начиная с НЗ, с преданий Церкви. Т.е. не пророчества ведут к Иисусу, а Иисус- к пророчествам. Пророчества становятся таковыми только через интерпретацию текстов и событий в традициях веры.
Относительно главного из ВЗ-пророчеств о Христе — Ис 53, можно сказать следующее.Хр-не видят в 53 гл откровение о личности Избавителя, приход которого предвосхищён в пророчестве о младенце Эммануэле (7,14) и множестве других обнаруженных христианами пророчествах о Нём ,хотя они, с точки зрения евреев, определённо повествуют о событиях евр. истории, современных пророкам, т.е. за сотни лет до Иисуса, -и ТОЛЬКО о них..
В ВЗ хр-кие исследователи обнаружили 61 особое пророчество и почти 300 ссылок на Мессию.
Но почему же почти все израильтяне , которые прекрасно знали свои святые книги, не могли это заметить и считают эти ссылки тенденциозной фальшивкой ? Почему они "не узнали" пришедшего к ним Мессию-Иисуса Христа? Как сказал об Иисусе апостол Иоанн, «Пришел к своим, и свои Его не приняли». (Иоанна, 1:11).Почему?
Ответ - в тех же евр. традициях.
Хотя Христос и исполнил мессианские пророчества, как считают хр-не, это было совершено так, как никто не ожидал. Он стремился к моральной и духовной, а не политической революции и достиг своих целей через самопожертвование и смирение, исцеление и проповеди. А Израиль между тем искал нового Моисея или лидера, которые возглавят борьбу за возврат утерянного царства.
Чтобы лучше понять "недопонимание" иудеев первого века, посмотрим их глазами на пророчество Исайи (53 гл), написанное за 700 лет до рождения Христа . Относилось ли оно в их понимании к Иисусу? Во-первых, у евреев существовала традиция, прекрасно разработанная древними пророчествами, что Машиах призван совершить радикальные изменения на земле. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствовало этим пророчествам. Обещание «второго пришествия» также не удовлетворило евреев, поскольку в библейской литературе отсутствовали указания на такую возможность. : Иисус погиб, так и не совершив ничего из того, что было предназначено и чего ждали от мессианских времен,- как же теперь можно было продолжать верить в его мессианство пророчества, ясно объясняющие, какие деяния должен совершить Мессия ? Мессия еще не пришел. Вновь нужно было ждать истинного Спасения- ждать столько, сколько будет нужно .