Исайя 7:14 и Догмат о непорочном зачатии
Я думаю под первородным грехом понимается ...
Смертность, тленность, страстность
Копипастим :
Термин тление обозначает процессы распада, разложения, утраты единства и целостности разного рода. До грехопадения человек не испытывал тления, но, потенциально, мог измениться. Если бы он сохранил божественную заповедь, он стал бы неизменно нетленным по благодати: грехопадение ввело тление в природу человека. Оно стало проявляться на уровне тела в процессах распада, постоянно происходящих в живом человеческом организме (выделение пота, низшие отправления и т.д.).
Страстность - в отличие от противоестественной страстности как стремления к греховным наслаждениям, эта (естественная) страстность заключается в подверженности человеческой природы страданиям и боли, которые вызываются внешними воздействиями. Здесь нужно отличать собственно ощущение, вызывающее боль, от ее субъективного переживания: в райском состоянии человек безусловно испытывал различные воздействия
со стороны внешнего мира, но они не сопровождались, надо полагать, болью. Болезненные переживания – чувства голода, жажды, холода, утомление от зноя и т.д. – появились по грехопадении. Источником болезненных переживаний может быть не только тело, но и душа, – как, например, в случае синдрома острого горя, возникающего в результате смерти кого-нибудь из близких.
Смертность тоже тесно связана с тленностью, поскольку является разрушением целостного душевно-телесного состава человека. Человек был создан для бессмертия, но согрешение прародителей привело к появлению смертности в человеческой природе. Св. отцы так объясняют причину появления смерти: «Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И главным образом смертью является смерть души. На нее указывает Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога, по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятьсот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти».
Есть еще одна не менее интересная, но более "земная" версия расшифровки этого Псалма.
Приведу ещё неск. цитат- толкование псалма евр. мудрецами.
"Эту молитву царь Давидл, когда пророк Натан пришел к нему с упреками за преступление с Бат-Шевой (2-Шмуэль, гл.12). Царь Давид не стал отпираться, признался в нарушении заповеди и был благодарен Всевышнему за то, что Он наказал его в мире этом, а не в мире Грядущем.
"Псалом" – слово "мизмор" – "псалом" означает "песнь", а по содержанию эта молитва скорее "плач". Почему же такой заголовок? Царь Давид, мир с ним, был благодарен за то, что пророк Натан передал послание Всевышнего о грехе не публично, а с глазу на глаз (Ибн Яхья) .
"Сотри преступление" – грехи оставляют след в душе человека. Раскаяние и прощение очищают душу (Рашбам) .
"Очисти… от греха… я сознаю преступление" – истинное раскаяние – когда человек не забывает свой грех. Наши мудрецы, да будет благословенна их память, сказали: “Всевышний забывает те грехи, которые человек помнит, и помнит те, которые человек старается забыть" (Альшейх) .
"Грех мой постоянно предо мною" – грех стоит между мной и Всевышним, отделяет меня от Него (Ор ваШемеш) .
"Перед Тобой, о Единый, согрешил я" – вариант понимания: "Только перед Тобой я грешен". Если человек согрешил перед ближним, то прежде чем просить прощения у Всевышнего, следует попросить прощения у пострадавшего. Ибо Создатель прощает только ту часть греха, которая была направлена против Его заповедей (Саадия-гаон) .
"В грехе зачала" – с рождением человека поселяется в нем дурное начало и растет вместе с ним. Лишь в подростковом возрасте начинает проявляться в человеке доброе начало, стремление к праведности. Только теперь Б-жественная душа может победить душу животную. Говорит царь Давид, мир с ним: "В грехе был рожден", и просит: "Сердце чистое создай мне" (Кдушат Леви) .
Хотя о фактах жизни Иисуса Христа известно очень мсло и гл. образом из Евангелий, можно с уверенностью утверждать, что жил он по евр. закону, соблюдая все его требования. Взгляды Христа находились в рамках фарисейских традиций. Талмуд (талмудический иудаизм), который так осуждают христиане, это и есть то фарисейское учение, которое Иисус признавал истиной и призывал к пунктуальному соблюдению всех заповедей Торы (Мф 5:19, 23:1-3). Из этого можно сделать вывод , что взгляды основателя христианства , в частности, на первородный грех, расходились с догматич. утверждениями Его последователей, сформулированными после смерти Иисуса.
Возвращаясь к истокам веры самого Христа, след. остатановиться на вопросе:
ИУДАИЗМ и КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Для иудаизма совершенно неприемлема христианская концепция греха Адама как универсальной вины, унаследованной его потомками. С еврейской точки зрения, последствия грехопадения Адама распространяются, конечно, на его потомков, что выражается и в рациональной, и в мистической областях — как в объективных трудностях повседневной человеческой жизни («в поте лица своего будешь есть хлеб свой» — Быт. 3:19), так и в проблемах внутреннего устройства личности и мироздания. Вследствие греха Адама людям стало труднее жить и труднее общаться с Богом, в мистическом плане в мироздании и в душе возникла «трещина». Однако все это вовсе не «вина вновь рождающейся души», а проблема и трудность, с которой каждый человек может и должен справляться, понимая свою ответственность перед Богом за свою судьбу и за судьбу всего мира.
В иудаизме есть термин «Грех Адама», но нет христианского термина «первородный грех». Такой термин неприемлем для иудаизма, ибо он подразумевает, что от самого рождения на каждом человеке лежит вина перед Богом, что каждый изначально как бы уже грешник. Иудаизм же со всей определенностью утверждает, что любой человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит — сделать ее грешной и виновной перед Богом, или же сделать ее праведной и чистой.
Иудаизм учит, что человек не рождается грешником и что от рождения никто не порабощен грехом. С младенчества у каждого человека есть обе склонности — и к добру, и ко злу, он в равной степени расположен как к греху, так и к праведности. В книге Бытия говорится о том, что у человека есть склонность к греху от юности его (Бытие 8:21), но есть также и силы противостоять ему. Бог говорит Каину: «У входа грех лежит, ты же имеешь возможность властвовать над ним» (Бытие 4:7). Человек сам отвечает за свои поступки, он сам делает свой моральный выбор — грешить или не грешить; и он может винить в своих грехах только себя самого, но никак не наследие греха Адама или «порабощенность дьяволу».
Иными словами, с точки зрения иудаизма каждый человек от рождения и так уже обладает именно тем онтологическим статусом, который с точки зрения христианства, ребенок (или взрослый) получает после крещения.(с)
А теперь сравним это с христианскими представлениями о первородном грехе и его искуплении смертью Христа.....
Иудаизм же со всей определенностью утверждает, что любой человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу
Христианство не говорит, что человек от рождения получает грязную душу.
Мы говорим что душа приходит в мир БЕЗ "ИММУНИТЕТА" и как губка впитывает в себя добро и зло.
А вот Христос пришёл с "иммунитетом", в нём соединились две воли, человека и Бога.
Христианское учение о человеке.
По Вашей ссылке просмотрел статью https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/hristi... , посвященную анализу "состояия человека по грехопадении" . Узнал . о таких "физических" последствиях грехопадения как тленность, смертность и страстность и возникающих в результате появления в человеке этих "состояний" таких нежелательных последствий, как "Половое общение, зачатие, рождение, кормление грудью, младенческий и старческий возраст"...
Но ещё более интересными мне представляются след. рассуждения.
"Однако телесными проявлениями не ограничивается действие тления в человеке. Из греческого текста 2Кор. 11,3 – ...боюсь, чтобы, ваши умы не повредились ( да не истлеют умы ваша), уклонившись от простоты во Христе,
можно понять, что тление проявляется и на уровне души. Ум растлевается,
обращаясь от простой веры в Бога, основанной на созерцании и надежде, к
сложным теологическим системам. На уровне всех сил души заметна
дезинтеграция, появляются противоречивые стремления и мысли, то
обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 15).Рассогласование
душевных сил приводит к специфическим психопатическим проявлениям.
Основатель современной психопатологии Пьер Жанэ считал, что в основе
истерии лежит механизм, называемый диссоциация. Часть психики,
которая обычно подавляется и не может проявиться в какой-либо форме
активности, отщепляется от целостности психической жизни, приобретает
собственную автономию и начинает самостоятельно управлять определенными
психическими или физическими процессами. Тогда они уже не подчинены
психике как целостность, не подвластны актам воли, а являются лишь
отщепленной частью. Расщепление, но уже в значительно более сильной
степени, характерно и для шизофрении52.
Больной, находящийся в острой фазе шизофренного психоза, живет
одновременно в двух мирах: реальном и мире, созданном психической
болезнью53." (с)
Приведу ещё неск. цитат- толкование псалма евр. мудрецами.....
Все так.
Но Вы привели, как бы духовную подоплеку.
Притом не 50 Псалма, а других.
Я же привел исторический, то есть прямой комментарий на разбираемый Псалом.
Я же привел исторический, то есть прямой комментарий
Очень познавательный комментарий, спасибо.
Может, Вам не нужно (рано) покидать эту тему? Кажется, остаётся ещё много вопросов , требующих ответа...Например , разделяете ли Вы опасения Павла за состояние умов некоторых верующих ( 245) ? Это ведь тоже вопрос "по теме"
Что Вы думаете по поводу вышесказанного?
Я слышал что из за ересей бывает повреждение ума.
Нашёл:
Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга!
святитель Игнатий (Брянчанинов)
2Кор. 11,3 – ...боюсь, чтобы, ваши умы не повредились ( да не истлеют умы ваша), уклонившись от простоты во Христе,
Что означает "простота во Христе" ? Ведь само учение Христа по сути очень тривиально. Что должен делать человек в реальной своей жизни "по Христу" : напоить жаждущего, накормить голодного, посетить больного и т.д ;: и если не способен человек полюбить ближнего "как самого себя", то - научиться уважать его права как собственные, не делать другому, что не желал бы, чтобы делали тебе...
А вот от чего умы могут "растлиться" и "повредиться" , так это от выдуманных догматов, церковных обрядов, целования икон, поклонов, почитания св. мощей и т.д. ит.д....Лучше и не пытаться это поняТь: "ВЕРУЮ, ИБО АБСУРДНО"..
разделяете ли Вы опасения Павла за состояние умов некоторых верующих ( 245) ? Это ведь тоже вопрос "по теме"
Вся "проблема" с Павлом, как в христианстве, так и в иудаизме, заключается в том, что его воспринимают как греческого апостола, а не как одного из самых грамотных раввинов, своего времени.
Поэтому, все его послания, надо рассматривать через призму ТаНаХа (Ветхого Завета).
А не как "ноу хау" новой религии.
Что собственно и сделали и христиане, и иудеи.
Просто попробуйте через эту призму посмотреть на его послания, в которых он старался разъяснить бывшим язычникам основы Божьей науки.
Поскольку некоторые из них, старались протащить в это новое движение иудаизма, свои "греческие мансы", то есть элементы язычества.
И то, как он противостоял тем иудеям, которые говорили, что являются как бы последователями Мессии, но ставили последователям Мессии из не евреев условия, которые сами же и надумали.
Вот почему я с глубоким уважением отношусь к Павлу.
Что означает "простота во Христе" ?
Бог простое существо, как нам передают о Нём св. отцы церкви, и принимать Его нужно в простоте. И то что догматизировано нужно принять в простоте.
Простой пример из Евангелия:
- Я есмь хлеб жизни.
- Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
- хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
- Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
- Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
- Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
- Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
- Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
- Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
- Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
- Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
- Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
- Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
- Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
- Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
- И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
- С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. (Ин 6. 48-66)
Кто не мог принять в простоте отходил от Христа, а если усложнять есть опасность впасть в ересь со всеми вытекающими.
В заключительных словах Нагорной проповеди Иисус заверяет своих слушателей в практической полезности всего того, что он говорил:
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что был основан на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Обратим внимание на то, что в Нагорной проповеди ни словом не упомянуто о грядущей смерти и последующем воскресении Иисуса. А ведь именно оно призвано сыграть решающую роль в судьбах всего человечества. Какими бы хорошими ни были законы, они, как оказалось, не способны победить первородный грех. Безногому трость не поможет. В христианстве это подчеркивается особым образом. Законы существовали и до Иисуса. И они были вполне приличными. Сам Иисус в целом против них не протестовал. Беда только в том, что они не исполнялись – призывай к их исполнению, не призывай, старайся им следовать, не старайся.
И вот здесь в Нагорной проповеди обнаруживается самое серьезнейшее и неразрешимое евангельское противоречие. С одной стороны, лишь жертва единородного Божьего Сына спасает человечество от бремени греха и пролагает пути праведного поведения, а с другой, Иисус укоряет людей в грехах и призывает их жить по законам, установленным ещё Моисеем. Христианство учит, что без прямого участия Бога, без его искупительной жертвы на Голгофе праведное поведение человека невозможно. И в то же время, Иисус постоянно обращает внимание людей на то, что они ведут себя неподобающим образом, не позволяющим им обрести Небесное царство.
Если человек сам способен выбирать правильный путь, то тогда жертва Иисуса становится по меньшей мере бесполезной. Существует поверье, что все рожденные в святое пасхальное воскресение автоматически попадают на Небеса. Никаких человеческих усилий, никакой праведности для этого им не требуется. Но по этим словам мы можем судить о том, что условия спасения человека ставятся в зависимость от выполнения провозглашаемых им законов. Как же так? С церковной точки зрения лишь мессианство Бога освобождает человека от проклятия греха. И в то же время мы читаем, что евангельский мессия требует от людей самим освобождаться от адамова наследства. Очень часто по словам Иисуса выходит, что, только добившись праведности и соблюдения законов, человек может войти в его Царство. Делая такого рода заявления, Иисус вольно и невольно отменяет свою искупительную жертву. Целесообразность Голгофы Нагорной проповедью поставлена по крайней мере под большое сомнение. Получается так, что очень часто ведется разговор о несовершенстве и несамостоятельности человека. Вместе с тем на такого слабого, несовершенного, безответственного субъекта возлагается ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего человечества
Родители, осуждающие своих детей, невольно осуждают, прежде всего, самих себя. У евангельского Бога такое понимание отсутствует. Все хорошее исходит только от него, а все плохое – от детей. Последние слова Нагорной проповеди гласят о том, что должна случиться страшная катастрофа. Дома упадут, и лишь некоторые из них уцелеют. Благоразумные спасут свои жилища, а значит, и самих себя. Нужно только строить жизнь на камне. Камень – это сам Иисус и те истины, которые он только что проповедал. Но как бы то ни было, порядочному человеку, если он даже стопроцентно уверен в своем личном спасении, не может быть радостно от сознания того факта, что большинство населения все-таки должно погибнуть. А случиться это должно со дня на день. Вновь слышится: наша цивилизация будет стерта с лица земли. Остается ждать. Такова ближайшая христианская перспектива. А пока евреи, в своей массе так и не избравшие Иисуса в качестве фундаментального камня, худо ли бедно, но в буквальном смысле на песке пустыни восстановили свое государство на обетованной земле, выдерживают напор людских и природных стихий (дождей и ветров) и живут, по крайней мере, не хуже многих и многих тех, кто основанием своей жизни считает христианскую религию. В Китайской Народной Республике культурный и экономический прогресс происходят без общегосударственного поклонения христианским богам, как и во многих других странах. Христиане всегда ревностно фиксируют проявления к ним особой божьей любви. Но, похоже, что Бог больше любит чужих, чем своих.
Но подробнее я только завтра смогу ответить.
За меня, собственно, уже почти ответили.
Я бы добавил только, что рассуждения типа рава Овадья Климовского, скопипащенные выше Боцманом, хоть и не отвергаются, но являются для Христианства глубоко вторичными.
Но это как ответ, который я обещал. Не для дискуссии.