Что изменилось за последние тысячелетия?
Ничего... Хотя может есть новые сведения?:)
В последнее время те или иные еврейские организации участвуют в «межрелигиозном» диалоге с христианами. Эта практика не нова — в эпоху Средневековья периодически проводились диспуты с целью обратить евреев в свою веру. Эпоха другая, но цели остались прежними.
Многие движения (типа «Евреи за Христа», «иудео-христиане» и пр.) относительно молоды в своей теперешней форме. Но исторически они связаны с «экуменизмом», хотя, может быть, сами об этом, в силу собственного невежества, не догадываются. Экуменизм — ныне возрожденная традиция, имеющая давние и опасные для евреев прецеденты.
Новые веяния, зарождающиеся в недрах Ватикана, быстро распространяются по всему христианскому миру. И хотя католической церкви еще предстоит доказать, что ее отношение к евреям и иудаизму претерпело значительные и реальные изменения, она уже сегодня предлагает новую методологию в решении «еврейской проблемы». Для развития позитивных отношений с евреями, особенно живущими в Соединенных Штатах (и в Израиле), церковники хотят использовать в качестве моста открытые встречи и диалоги, призванные выявить главным образом сходства и различия между последователями двух религий Западного мира. Стремление церкви к откровенным дискуссиям нашло живой отклик в определенных кругах еврейства (в первую очередь американского). В отличие от ортодоксальных евреев, организации, представляющие «консервативное», «реформистское», а также светское (нерелигиозное) направления, охотно вступают в диалог с христианами.
(Отметим, что неучастие ортодоксов примечательно по двум причинам. Во-первых, вопрос отношения к христианам стал одним из немногих, по которому было достигнуто полное согласие всех течений еврейской ортодоксии. И во-вторых, столь решительная позиция традиционных евреев Торы серьезно беспокоит как христиан, так и «неортодоксальных» евреев, участвующих в межконфессиональном диалоге, поскольку в отсутствии ортодоксов такие контакты теряют подлинный смысл, становясь поверхностными и, по существу, малозначительными.)
Идея «диалога» между евреями и христианами не является изобретением нашего века; она зародилась и была опробована несколько столетий назад, — правда, в иных условиях и при иных обстоятельствах.
Самым известным примером такого рода дискуссии считается теологический диспут, состоявшийся в испанском городе Барселона в 1263 году. Тогда Северная Испания находилась под властью арагонского короля Хайме I. Что касается «духа христианства», то он победно витал над всем тогдашним цивилизованным миром. С тех пор миновало более семи веков, но когда читаешь сохраненные как в еврейских, так и в христианских источниках воспоминания об этом диспуте, написанные раби Моше бен Нахман (более известным под именем Рамбан, а в нееврейском мире — Нахманид), то невольно ощущаешь необычную атмосферу, в которой происходили те события. Кажется, что сами участники и свидетели диспута сознавали величие истории, творимой ими.
Мы переносимся в Барселону XIII века, но насколько остро и актуально звучат доводы и контрдоводы спорящих сторон! Краски, нанесенные на древний холст, до сих не потускнели; они создают яркую картину сохранившихся доныне проблем, расхождений, неугасших конфликтов и накопившегося раздражения.
С удивлением обнаруживаешь, что позиции спорящих претерпели очень мало изменений за минувшие семьсот лет.
Приведем в этой статье несколько аргументов и мыслей, высказанных в ходе того диспута, — чтобы показать, что современные нам евреи, которые бросаются сломя голову в водоворот диалога с христианством, совершают большую ошибку, ибо гонятся за недостижимой, призрачной целью.
Исторический фон
Король Хайме I, правивший в Арагоне в общей сложности 63 года, выделялся среди других средневековых монархов своим расположением к евреям. В период Реконкисты (отвоевания Каталонии и Арагона у мавров) он целенаправленно подчеркивал свое терпимое и сочувственное отношение к еврейским жителям своего королевства: поощрял иммиграцию евреев, назначал их на важные государственные посты и, в целом, не мешал им соблюдать традиции отцов.
Но именно тогда (как и теперь) в структуре римскокатолической церкви начались важные изменения, которые особенным образом проявились в Испании. Реформистом в отношениях к евреям-«христоубийцам» выступил папа Иннокентий Третий, его дело продолжил Григорий Девятый. В Арагоне за осуществлением «новой политики» церкви следила «Святая канцелярия» папской инквизиции. Особым рвением отличался доминиканский духовник короля Раймон де Пенафорт; он преследовал евреев Арагона, обращая их в христианство, и его влияние на монарха неуклонно росло.
С 1228 по 1250 год в Арагоне была принята серия ан™еврейских экономических указов, которые усилили атмосферу вражды к евреям. Затем в 1252 году (уже в Париже) состоялся печально известный церковный суд над Талмудом, на котором последний был обвинен в клевете на христианство, в результате чего целые горы доставленных на телегах манускриптов были публично сожжены по приказу французского короля Луи Девятого. Цель подобных акций состояла в отлучении евреев от их религии, но эффект получился обратный: евреи еще теснее сплотились вокруг своих мудрых книг. Тогда испанские инквизиторы, наученные опытом своих французских коллег, изменили стратегию.
Доминиканский орден неожиданно не только отказался от критики Талмуда, но, наоборот, стал превозносить его, расхваливать точность формулировок и широту содержавшихся в нем знаний. Еврейская ученость оценивалась теперь весьма высоко. Причина метаморфозы оказалась весьма простой: планировалось, что истинность христианства надо доказать не христианскими и другими нееврейскими источниками, а через Талмуд и Мидраши (запись сведений, содержащихся в Устной Торе). Надо было продемонстрировать, что только из-за собственного обскурантизма и фанатизма евреи не желают видеть чистый свет христианства, исходящий из их собственных священных книг.
Инициатором новой кампании стал крещеный еврей Пабло Христиани, глава католической церкви Арагона. Он страстно желал обратить в «истинную веру» других евреев, поэтому через Раймона, духовника короля, добился от Хайме I высочайшего указа о проведении публичного диспута, в ходе которого с помощью Талмуда собирался доказать истинность христианства.
Тяжкое бремя защиты Талмуда, а вместе с ним и всего еврейского мира было возложено на плечи одного из величайших мыслителей — раби Моше бен Нахман. Словесный турнир между апологетами двух религий начался 20 июля 1263 года при дворе Хайме I Арагонекого и продлился до 31 июля, хотя сами дебаты заняли в общей сложности всего четыре дня. Последствия этого спора оставили глубокий след в исторической памяти как евреев, так и христиан.
Ход диспута
Ход дебатов будет изложен в этой статье со слов их главного участника — самого Рамбана. (С полным текстом можно познакомиться по изданиям: «Викуах АРамбан», в книге «Оцар авикухим», 1915 г.; «Китвей АРамбан» раби Ч.Д.Чэвела, изд «Мосад арав Кук», 1963 г.). Отчет великого еврейского мудреца, написанный на простом и ясном иврите, дает наглядное представление об атмосфере диспута и содержит протокольно точный перечень аргументов и контраргументов, вопросов и ответов, услышанных и приведенных самим Рамбаном.
Перед началом диспута Моше бен Нахман потребовал, чтобы ему предоставили полную свободу слова, на что получил соответствующие гарантии лично от короля. Эту свободу слова он прекрасно использовал. Выступал Рамбан смело, решительно и открыто. Королевекая опека превратила этот средневековый спор в некое подобие современных политических дебатов, ибо обе стороны высказывались без оглядки на авторитеты и без страха за последствия. Такие открытые дебаты были редкостью в христианской Европе вплоть до последних десятилетий. Хотя впоследствии Рамбану пришлось заплатить высокую цену за эту временную раскрепощенность и личное мужество, либеральная атмосфера того диспута выгодно отличает его от аналогичных мероприятий, — например тех, в которых участвовали раби Иехиель Парижский и другие раввины.
Кстати о раби Иехиеле. Будучи одним из ведущих тосафистов (толкователей Талмуда), он защищал Талмуд в ходе дебатов с еврейским вероотступником Николя Донэ. (Обратите внимание, во всех подобных случаях евреям приходится противостоять нападкам выкрестов.) Их поединок проходил в 1252 году в присутствии короля Луи IX. Но там атмосфера была не такой раскрепощенной и свободной, как в Арагоне.
Более поздние словесные турниры проводились в Тортоссе в 1413—1414 годах с участием ряда выдающихся раввинов, один из которых, раби Йосеф Альбо, дискутировал с доминиканскими теологами и еще одним евреем-выкрестом по имени Жошуа Алорки. Неравные условия состязания мало способствовали победам еврейских мудрецов.
Однако в случае с Рамбаном, пожалуй впервые в истории средневековой христианской Европы, еврей вел дискуссию на равных условиях с оппонентами, что дало ему возможность не ограничиваться ролью защитника и апологета, а перенести сражение на территорию противника — высказывать критику и недоверие к христианским концепциям и идеям.
Раби Моше бен Нахман привел одно главное, исторически обоснованное возражение против перехода в христианство арагонских евреев. Тем самым он избежал необходимости обсуждать ссылки на Иисуса, которые, якобы, имеются в Талмуде и Мидрашах.
«Мне было заявлено, — сказал Рамбан, — что мудрецы Талмуда сами верили в то, что Иисус — это Мессия и что он был не простым смертным, а человеком и Б-гом одновременно. Но ведь известно, что все события, относящиеся к жизни и деятельности Иисуса, произошли в эпоху Второго Храма и что он родился и умер до разрушения Храма, т.е. до 70 года принятой эры. Между тем, раввины-талмудисты, такие как раби Акива и его сподвижники, были свидетелями гибели Храма… А последний редактор Талмуда рав Аши жил четыреста лет спустя после того, как разрушили Храм. Итак, они жили после его смерти. Но если мудрецы Талмуда действительно верили в Иисуса и истинность его религии, то почему они столь упорно хранили верность еврейским традициям и собственной религии? Ведь они сами, их дети и ученики жили и умирали как евреи. Это же можно сказать и о нашем поколении. Мудрецы учили нас иудаизму; их стараниями мы все остались талмудическими евреями… Но если они действительно, как вы пытаетесь доказать с помощью их слов, верили в Иисуса, то почему они не вели себя подобно монаху Паулю (Пабло Христиани), который, по всей видимости, понимает их слова лучше, чем они сами? Извините, но почему они не перешли в христианство?!»
Этот аргумент, прогремев по коридорам всех последующих столетий вплоть до наших дней, стал классическим ответом еврейской традиции: «Если наши праотцы, лично знавшие Иисуса и видевшие его деяния, отказались поверить в него, то почему мы должны принять за истину слова нынешних христиан, которые, в отличие от наших предков, не знают Иисуса и не являются его соотечественниками?» (Поскольку Рамбан обращался лично к королю, то он сказал: «Почему мы должны принять за истину слова моего великого короля, который не знаком с Иисусом?» Это было несколько резко, но ведь сам король хотел честности и непредвзятости.)
Здесь Рамбан с убийственной логикой и прямотой раскрывает главный пункт, разделяющий евреев и христиан. Еврейское упрямство объясняется не их «вероломством», а тем простым фактом, что они убеждены в правоте свой религии и совершенно не верят в истинность христианства. Кстати говоря, в ходе нынешней кампании Ватикана по сближению с евреями мы так и не знаем, поняли ли, наконец, христианские богословы этот простой и неотразимый факт. Ведь они до сих пор не пытаются выяснить, почему евреи так преданы одной вере и так решительно отрицают веру другую. Они лишь надеются с помощью более тесных общественных контактов смягчить, а так глядишь, и расшатать эту преданность и это отрицание.
Контрнаступление Рамбана не смутило доминиканцев. Они привели множество отрывков из талмудической и мидрашистской литературы, стремясь доказать истинность христианской религии. Рамбан заявил однако, что талмудические агадот ни к чему его не обязывают, поскольку понимать их надо в аллегорическом смысле, а не буквально. Даже если, добавил он, приведенные цитаты верны, они все равно никоим образом не согласуются с христианской доктриной.
Благодаря несравненной талмудической учености, Рамбан легко опровергал один за другим все доводы оппонентов, с тем чтобы при каждом удобном случае перейти в контрнаступление: «Разве не сказал пророк в отношении Мессии, что тот “будет властвовать от моря до моря и от реки до концов земли” {Тешим 72:8)? Разве ваша империя (Древний Рим) не пришла в упадок после принятия христианства? Разве не создали ваши враги, мусульмане, более обширную империю, чем вы? К тому же пророк (Миха 4:3) сказал, что во времена Мессии “не будут учить друг друга войне”, а другой пророк (Йешаяу 11:9) написал, что “тогда наполнится земля знанием Ашема, как полно море водами”. Между тем, со времени Иисуса мир продолжает изнывать от грабежей и разбоя. Причем христиане пролили больше крови, чем все другие народы, а их половая аморальность весьма велика. Чем бы жили Вы, мой великий король, и Ваши рыцари, если бы прекратились войны?»
Заметьте, как актуально звучит сегодня этот суровый приговор, вынесенный всему христианскому миру. Мы можем добавить — всему современному христианскому миру (он же мир Западный). Ибо его ориентация на войну очевидна, что особенно заметно проявилось после двух мировых боен, разразившихся главным образом в Европе и унесших более пятидесяти миллионов человеческих жизней. Это видно даже в наше относительно мирное, послевоенное время, когда экономика всех великих держав явна перегружена оборонительной отраслью и прямой подготовкой к новой войне*.
Далее Рамбан заявил, что главный спор между христианством и иудаизмом ведется не вокруг мессианской роли самого Иисуса, а в связи с христианской концепцией Божественного и веры в него. «Послушайте меня, мой король и повелитель, — сказал Рамбан. — Этот диспут в меньшей степени затрагивает мое отношение к Мессии, нежели мое отношение к Вам. Ибо Вы гораздо важнее для меня. Вы — царь, и он царь. Вы — нееврейский царь, он — царь Израиля. Физический статус у вас одинаков, потому что Мессия будет из плоти и крови, как Вы. Но есть и отличия. Когда я служу своему Творцу под Вашей безраздельной властью, пребывая в изгнании и зависимости, порабощенный и униженный другими народами, которые непрестанно оскорбляют евреев, то моя награда за верную службу перед Всевышним истинно велика. Ведь я приношу добровольную жертву Б-гу собственной жизнью, — поэтому велика моя доля в грядущем мире. Когда же появится царь Израиля, соблюдающий Тору и правящий над всеми народами, — я буду хранить верность еврейской Торе уже независимо от своей воли, и в этом случае моя награда будет не столь большой, как теперь. Тогда в чем состоит главный конфликт между христианами и евреями? Наши разногласия, Ваше Величество, вызваны некоторыми Вашими весьма прискорбными взглядами на сущность Б-жественного».
Тем самым Рамбан подчеркнул, что принципиальные различия между двумя религиями состоят не в теологических деталях и не в исторических особенностях их развития, а в самом понимании и формулировке сущности Б-жественного и отношения Б-га к человеку.
(В примечании к книге «Китвей А-Рамбан» раби Чэвел приводит высказывание Рамбана из «Сефер агеула»: «Даже если признать, что безмерная величина наших грехов и грехов наших отцов лишает нас всякого утешения и поэтому изгнание затянется навечно, все равно — это не поколеблет нашу веру в основополагающие принципы Торы, ибо конечная награда, к которой мы стремимся, ждет нас только в грядущем мире… Мы продолжаем верить в избавление (и пришествие Мессии), потому что эта истина хорошо известна всем мудрецам Торы и пророкам».)
В ходе дебатов был затронут также вопрос о первородном грехе. Монах Пабло и король Хайме I заявили, что грехопадение Адама обрекло всех людей на мучения в аду, но приход Иисуса и последующая вера в него освободили человечество от состояния вечного проклятия. На это Рамбан возразил с горькой иронией: «У нас есть поговорка: “Прежде чем соврать, посмотри, нет ли рядом свидетелей”. В Торе упомянуто много наказаний за грех, совершенный Адамом и Хавой (Евой): земля наказана тем, что на ней растут колючки и чертополох, чего не было раньше; человек наказан тем, что вынужден добывать хлеб в поте своего лица; все мы наказаны тем, что, рождаясь от праха, туда же и возвращаемся, т.е. отныне мы смертны; женщина наказана тем, что рожает в крови и муках. Все это сохранилось по сей день, и пока, как видим, никаких существенных послаблений не произошло, даже несмотря на приход вашего Мессии. Но вы говорите о проклятии адом, которое вообще не упоминается в Писании. По вашим словам, это наказание было смягчено приходом Иисуса. Трудно подтвердить или опровергнуть сей догмат. Я предлагаю вам послать туда кого-нибудь из своих служителей. Пусть посланец сходит туда, вернется и сообщит нам об увиденном… Не дай Б?г, чтобы праведник был приговорен к аду за грехопадение первого человека, Адама. Посудите сами, моя душа в той же мере связана с душой фараона (притеснявшего евреев перед их Исходом из Египта), что и с душой моего отца; поэтому несправедливо наказывать меня за грехи фараона проклятием моей души. Те кары, которые постигли человечество изза первородного греха Адама, носят чисто физический, можно сказать, физиологический характер. Я получил свое тело от родителей, и если им суждено было родиться смертными и умереть, то их дети и дети их детей тоже будут смертными и умрут. Так было, есть и будет, ибо это закон природы».
«Однако душу мы получаем от Самого Творца, — добавил Рамбан, — и она не может быть проклята из-за чужих грехов, даже наших родителей, если только она сама не продолжает их греховный путь».
Затем начался теологический диспут о непорочном зачатии и троице. Рамбан легко доказал, что в этих концепциях нет еврейских корней, и поэтому они «не укладываются в голове ни у одного еврея».
«Напрасны все ваши доводы (касающиеся Талмуда и Мессии), — сказал он. — Ведь это корень наших разногласий. Но если вы хотите обсудить концепцию Мессии, я готов». После этих слов Рамбан заявил королю: «Вы верите в ошибочную концепцию Б-жественного (непорочное зачатие и Троицу), потому что Вы родились христианином, Ваши родители были христианами и священники всю жизнь учили Вас этой доктрине. Она глубоко отпечаталась в Вашем мозгу, проникла в Вашу кровь, и Вы считаете ее истинной не по убеждению, а лишь в силу привычки».
Критика Рамбана в адрес этих главных догматов римско-католической церкви вскрыла главную причину, по которой евреи с самого начала отказывались принять христианство. Ведь христианское понятие Б-га было и остается абсолютно чуждым еврейской традиции и еврейской логике. В этом смысле не произошло никаких изменений за прошедшие века — ни для евреев, ни для христиан.
Диспут завершился неожиданно. Король просто объявил перерыв, но продолжения так и не последовало. По-видимому, он опасался, что дискуссия может спровоцировать волнения фанатичных масс, возбужденных эмоциональными проповедями некоторых монахов Доминиканского ордена. (Сам Рамбан, упомянув «проповедников, которые подстрекают толпы и нагоняют страх на весь мир», сказал: «Многие важные священники и рыцари при королевском дворе не советовали мне плохо говорить об их религии. Кроме того, высокопоставленные евреи сообщили мне, что им велели предупредить меня об опасных последствиях».)
Хайме I сам активно участвовал в дебатах, что свидетельствует о поразительном для той эпохи справедливом и терпимом нраве испанского монарха. В воспоминаниях Рамбана приводятся такие слова, с которыми король обратился к нему в конце диспута: «Я еще не встречал такого человека, как ты, который, будучи неправ, столь превосходно представлял бы перед другими свои взгляды». (Эту фразу, приведенную автором на иврите, можно перевести и по-другому: «Я еще не встречал такого человека, как ты, который, не будучи профессиональным адвокатом, столь великолепно представлял бы свою позицию».)
Рамбан сообщает также, что получил в подарок от короля триста монет, по-видимому, в качестве компенсации за понесенные расходы. Далее еврейский мудрец пишет: «Расставаясь (с королем), я испытывал чувство глубокой любви».
Моше бен Нахман пробыл в Барселоне еще около недели и даже успел побывать на христианской проповеди, устроенной в субботу в местной синагоге. Таково было распоряжение короля — доминиканский священник в присутствии Хайме I убеждал собравшихся евреев перейти в «истинную веру». (Рамбан прочел затем ответную лекцию-проповедь, которую назвал «Б-жественная Тора совершенна»; ее текст опубликован в книге «Китвей А-Рамбан».)
Но монахи Доминиканского ордена не могли простить Рамбану столь блестяще проведенного диспута. Его приговорили к временному изгнанию из Арагона, а также к уплате денежного штрафа за богохульные речи. Устав от гонений и предчувствуя будущую горькую судьбу испанского еврейства, великий мудрец решил покинуть родные места. В 1267 году, уже будучи стариком, он отправился в дальнее путешествие в Страну Израиля, где вскоре и умер.
Заключение
Трудно переоценить важность этого диспута между представителями еврейского и христианского миров. Лишь спустя много веков евреи снова решились открыто заговорить со своими соседями-христианами о тех фундаментальных различиях, которые мешают их сближению. К сожалению, у нас нет духовного лидера, подобного великому Рамбану, который смог бы умело и с достоинством отстаивать нашу правоту. Нынешним деятелям, которые участвуют в диалогах от имени иудаизма, следовало бы внимательно прочесть отчет о диспуте, прошедшем семь веков назад. До сих пор никто не сумел постоять за честь евреев и иудаизма с такими же блеском, отвагой и мудростью, как это сделал раби Моше бен Нахман.
Прежде чем завязывать новые экуменические дискуссии и диалоги, евреи и христиане должны вспомнить урок Барселоны. Ибо поднятые там проблемы, да и сам окружающий мир мало изменились со времен арагонского короля Хайме I. Остались прежними и мы, евреи.
В заключение уместно привести последнюю часть поэмы «Из Твоей руки, Ашем, исходит Слава», написанной Рамбаном в честь праздника Песах:
Гора Его святости, Его Священный Храм, Стоит на вершинах вечных холмов. Это Синай. И Слава Б-га, пребывающая там Возбуждает трепет.
Пусть народы провозгласят Его величие и мощь На берегу моря, безграничного и грозного, Где Его паства видела чудеса. Все это — Его чудеса, знамения и красота.
Так очиститесь, народы и страны! Воздайте честь и хвалу Б-гу.
*Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер.
* Статья написана давно, но и сегодня, после снятия противостояния двух лагерей — западного и восточного, общая ориентация Запада на войну сохранилась, чему мы видим доказательства в его готовности участвовать в войнах локального характера и в росте мировой торговли оружием
Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер
Если бы христиане полагали, что Иисус исключительно их Мессия, то вера в него мало бы волновала евреев. Еще одной наивной религией больше на земле! Однако христиане утверждают, что он — не только их, но и наш, еврейский Мессия, что он тот самый Спаситель, о котором говорили еврейские пророки. Причем свое утверждение они пытаются доказать цитатами из нашей Торы (Библии). И вот здесь мы уже не можем молчать.
Дошло до того, что некоторые христианские миссионерские группы создали своеобразные ударные отряды (типа «Евреи за Иисуса»), с помощью которых заманивают в свои сети необразованных евреев, пользуясь старым и давно опровергнутым аргументом: «Тебе не надо быть христианином; оставайся полноценным и убежденным евреем, но признай, что Иисус — Мессия».
Чтобы защитить евреев от лживой миссионерской пропаганды, их надо вооружить фактами, которые укрепят давно сформировавшееся в еврейской среде убеждение: Иисус не был и не мог быть еврейским Мессией.
Изложим по пунктам ряд аргументов, находящихся в вопиющем противоречии с бездоказательными утверждениями миссионеров:
1. Еврейский Мессия — это человек, родившийся естественным образом от отца и матери. Он не может быть Б-гом или появиться на свет сверхъестественным образом от непорочного зачатия, как утверждают христиане.
В Библии нигде не говорится, что Мессия — это Б-г или Б-гоподобное существо. Сама мысль о том, что Истинный Б-г может принять человеческое обличье, вызывает отвращение у евреев, ибо она противоречит нашей концепции о Б-ге как о высшем Существе, не ограниченном временем, пространством и бренной оболочкой человеческого организма. Евреи считают, что служить надо только Одному Б?гу, а не созданным Им существам, будь то ангелы, святые праведники или даже Мессия собственной персоной.
В Библии нет ни одного предсказания, что Мессия родится от девственницы. Там вообще нет упоминаний о рожающей девственнице. Подобные сюжеты характерны только для языческой мифологии. Сама мысль о том, что Б-г поместил Свое семя в утробу смертной женщины, кажется еврею неестественной и дикой. В самом деле, какова цель этой концепции? В чем ее позитивная суть? Ведь если Мария не поддерживала нормальные отношения со своим мужем и при этом родила, то у нас есть все основания заподозрить ее в супружеской измене. Даже в самом «Новом завете» (Евангелие от Матфея 1:19) содержится невольное признание: «И тогда Иосиф, ее муж, будучи справедливым человеком и не желая позорить ее при всех, решил тихо развестись с ней». Короче, идея о непорочном зачатии служила лишь одной цели: привлечь язычников к христианству.
2. В еврейской Торе говорится, что Мессия освободит Израиль. В случае с Иисусом произошло обратное. Вскоре после его смерти был разрушен Святой Храм, Иерусалим пришел в запустение, а евреи оказались в изгнании на долгие девятнадцать столетий. Среди их мучителей особой жестокостью выделялись сторонники самозванного «мессии» — Христа.
3. Библейские пророки Йешаяу (см. гл.45) и Цфания (см. гл.З) сообщили, что с приходом Мессии народы мира объединятся, чтобы признать Единого Истинного Б-га, и будут вместе служить Ему. «Ибо наполнится земля знанием Ашема, как полно море водами», — предсказал Йешаяу (11:9). Ничего подобно не случилось ни при жизни, ни сразу после смерти Иисуса. Наоборот, в последующие века возникла новая религия, которую приняли арабы и многие другие народы, — ислам, пополнив тем самым число противоборствующих верований. Христианство раскололось на множество конфликтующих друг с другом сект и направлений, а большинство жителей земли продолжали служить идолам. Даже сегодня мир еще очень далек от признания Единого Б-га.
4. Когда придет истинный Мессия, его влияние распространится на все народы. И они будут служить Б-гу в Иерусалимском Храме; как сказал Б-г через Своего пророка: «Мой Дом станет Домом молитвы для всех народов». Это предсказание до сих пор не осуществилось, следовательно, Мессия еще не явился.
5. В эпоху Мессии над миром воцарится новый дух — единства, содружества и любви; и люди (в первую очередь, евреи) перестанут совершать грехи и преступления. В Торе (Дварим 30:6) сказано: «Обрежет Б-г твое сердце и сердце твоего потомства, чтобы полюбил ты Б-га». Да и пророки учат нас: «А народ твой, все праведники… навеки унаследуют землю» (Йешаяу 60:21); «В те дни и в то время… буду искать грехи Израиля, но не будет их» (Йирмеяу 50:20); «И дам вам новое сердце, новый дух вложу в вас… и сделаю, что будете следовать Моим законам, соблюдать Мои уставы и поступать по ним» {Йехезкелъ 36:26). Между тем, вскоре после смерти Иисуса землю наполнило не знание, а невежество, причем не только по отношению к Б-гу, но и по отношению к наукам и философии, — наступила эпоха мрачного средневековья.
6. Настоящий Мессия будет царем над евреями. Что касается Иисуса, вся его карьера, если верить Евангелиям, продолжалась не более трех лет, и в конце ее он был распят римлянами как заурядный преступник. Ему удалось побывать в качестве странствующего проповедником и чудодея-исцелителя, но не больше. Никакого официального поста он не занимал, властью не обладал, что само по себе не предосудительно, но находится в противоречии с существующими пророчествами.
7. В эпоху Мессии к еврейскому народу вернется пророческий дар, и по словам пророка (Йехезкелъ 37:27) «будет Моя обитель над ними». Затем (Йоэлъ 3:1): «Изолью Свой дух на все человечество, а твои сыновья и дочери будут пророчествовать». Этим предначертаниям тоже еще предстоит исполниться.
8. Одна из главных задач Мессии — принести мир всем народам. В мессианскую эпоху прекратятся войны и закроются военные заводы; как сказано в пророчестве {Йешаяу 2:4): «И перекуют свои мечи на плуги, а свои копья — на садовые ножницы; не поднимет меча народ на народ, не будут более учиться воевать». Тем не менее, как показывает история, христианские народы отличаются гипертрофированной воинственностью, и вот уже два тысячелетия после смерти Иисуса в мире почти непрерывно идут войны.
9. В самом «Новом Завете» говорится, что пророчества, относящиеся к Мессии, должны исполниться в поколении Иисуса. Евангелие от Марка (13:30) прямо сообщает: «Истинно вам говорю, что нынешнее поколение не исчезнет, прежде чем исполнятся все эти слова».
10. Еврейская Тора нигде не сообщает, что Мессия придет, будет убит, а затем совершит «второе пришествие». Идея «второго пришествия» была изобретена скорее всего в оправдание первой неудачной попытки Иисуса выполнить мессианские функции и осуществить хотя бы часть библейских пророчеств. Короче, речь идет о чистом литературном творчестве составителей Евангелий, при котором нет ничего, имеющего обоснования в Торе.
11. В Библии сказано, что Мессия будет прямым потомком царя Давида. Но если «отцом» Иисуса был Сам Бог, то странно выглядят утверждения христиан, что он происходит от Давида по отцовской линии. Впрочем, и эта придумка объясняется тем, что составителям «Нового завета» надо было увязать две противоречивые идеи: с одной стороны прямой потомок живого царя, с другой стороны — сын Бога; причем второе требование — явно нееврейского происхождения.
12. Некоторые миссионеры преднамеренно искажают смысл многих стихов из еврейской Книги Пророков, стремясь подкрепить свои утверждения библейскими цитатами. Например, ивритское слово альма, употребленное пророком Йешаяу и означающее «молодая женщина», ими неправильно переводится как «дева». Честные христианские теологи признают эти «благочестивые обманы» и стараются исправить перевод. Например, в протестантском «пересмотренном издании» Библии дано правильное значение слова альма. Можно привести немало подобных примеров сознательного искажения оригинального текста Библии.
13. Даже если оставить в стороне вздорность обвинений, предъявляемых евреям в том, что они дескать «распяли Христа», все равно непонятна природа ненависти христиан к еврейскому народу. Ведь, оказавшись на кресте, Иисус говорит: «Прости им, Отец, ибо они (евреи) не ведают, что творят». Вопрос: почему христиане так упорно преследуют евреев, если сам Иисус повелел простить их?
14. Если воскрешение Иисуса из мертвых имело столь важное значение для подтверждения его особого статуса, то почему оно произошло не на виду у тысяч поклонников?
15. Иисус утверждал, что он не намерен менять законы Моисея (законы Торы): «Не думайте, что я пришел, чтобы отменить Закон (Тору) и пророков; я пришел не отменять, а исполнить их. Ведь истинно говорю вам, пока пребудут небо и земля: ни одна буква, ни одна точка не уйдут из Закона, пока все не исполнится. Посему, кто нарушит хотя бы одну из этих малых заповедей и научит тому же людей, будет призван последним в Небесное Царствие» (.Матфей 5). Правда, затем он сам аннулировал некоторые законы, а его последователи довели начатое до конца, отменив или неузнаваемо изменив почти все постановления и заповеди.
Между тем, Тора решительно утверждает в нескольких местах, что ее законы вечны и не подлежат никаким манипуляциям*.
Даже христиане признают, что еврейская Тора — это слово Б-га. Если Тора вечна и сам Иисус утверждал, что не собирается упразднять или изменять ее законы, то почему христиане отмечают «шабат» (религиозный день отдыха) в воскресенье; ведь Б-г однозначно называет Субботу-Шабат Своим «вечным заветом»? То же самое относительно большинства постановлений Торы: например, почему христиане едят свинину вопреки решительному запрету Торы? Одно из двух: или Тора написана не для них (собственно говоря, так оно и есть), или они обязаны соблюдать ее, не переделывая и не искажая. Другой пример: как они объяснят свое нежелание отмечать Рош-Ашана (Судный день, Новый год) и ЙомКипур (День искупления), которым Тора придает столь большое значение? То же самое можно спросить о сотнях других заповедях Торы, которые игнорируются церковью.
С другой стороны, ни в еврейской Торе, ни в христианском «Новом завете» не упоминаются Рождество и Пасха. Эти праздники имеют чисто языческое происхождение; христиане лишь слегка «цивилизовали» их, лишив многих атрибутов явного идолопоклонства. В то же время из христианского календаря начисто исчезли столь важные библейские праздники, как Песах, Сукот и Шавуот, хотя Иисус нигде не намекал на их возможную отмену.
16. Христиане изобрели философскую доктрину «подставь другую щеку» и «возлюби врага своего». Знаете ли вы хоть один христианский народ, который живет по этим непрактичным этическим нормам или хотя бы воспринимает их всерьез?
17. Многочисленные утверждения христиан о том, что Б-г — это «любовь», заимствованы из еврейской Торы и иудаизма. Вот некоторые цитаты, взятые из нашей Торы: «Люби своего ближнего, как самого себя»; «Люби пришельца, ибо пришельцами вы были в Египетской стране»; «И полюбишь Ашема, своего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душою и всей своей силой».
Если Б-г — действительно «любовь», то пусть христиане объяснят молчание церкви и большинства христианских стран в те годы, когда немцы сжигали и душили газом миллионы евреев. Куда девалась христианская «любовь» в период испанской инквизиции и многочисленных погромов, инспирированных священниками и монахами? Почему христианский мир безмолвствовал накануне Шестидневной войны, когда угроза нависла над жизнями израильских евреев?
18. Иудаизм верит, что Б-г вечен, что Он вне пространства и времени. Б-г не рождается, не умирает и не страдает. Он не может «стать плотью» или разделиться на части (уподобившись «отцу, сыну и святому духу»). Все это языческие понятия. И уж конечно, не «Бог» и не «сын божий» взывал с креста: «Бог мой, Бог мой, почему Ты покинул меня?» Только вдумайтесь: Б-г взывает к Б-гу — «почему Ты покинул меня»? Нонсенс!
19. Если Иисус был настоящим Мессией, то почему абсолютно все раввины его времени (и «Новый завет» признает этот факт) отвергли его «учение»? Почему среди евреев не нашлось ни единого ученого или видного руководителя, который признал бы его?
20. Если Иисус был Мессией, то почему подавляющее большинство его соплеменников, евреев, живших в те времена, отвергли его? Почему «учителя» поддержала лишь горстка приверженцев, в большинстве своем малограмотных людей? Почему даже близкие отвернулись от него?
В самом деле, кому лучше судить, был ли Иисус Месси ей или не был: его братьям-евреям, столь трепетно ожидавшим прихода Спасителя, или язычникам, не имевшим ни малейшего представления о мессианизме?
21. Иисус заповедовал своим ученикам проповедовать только среди евреев, а не язычников (см. Евангелие от Матфея 10), но ученики не послушались наставника и сделали все наоборот. Между тем, он считал себя исключительно еврейским Мессией. В итоге, его приняли другие народы, но не евреи.
22. Если, как утверждают христиане, Б-г «отверг» евреев за отказ признать Иисуса, то почему нам удалось пережить две тысячи лет гонений и преследований со стороны христианских народов? Как объяснить чудо еврейского выживания? Почему Б-г вернул Иерусалим и Землю Израиля Своему «отвергнутому» народу?
Как христиане объяснят феномен восстановления еврейской национальной жизни на их древней родине и еврейскую власть над Святым городом? Ведь речь идет о беспрецедентных исторических фактах.
Христиане часто называют себя «настоящими евреями», «новым Израилем», поскольку Б-г, якобы, избрал их вместо «отвергнутых» евреев, не пожелавших признать Иисуса. Разве не означают события Новейшей истории, что те пророчества, в которых говорится о возвращении евреев на их землю, относятся именно к еврейскому народу и ни к кому больше?
Разве не противоречило здравому смыслу долгое нежелание Ватикана признать Государство Израиль и вопиющее молчание христиан при каждой очередной попытке арабов сбросить евреев в море?
23. Пророки много говорят о Конце дней и предстоящей мессианской эпохе, которая настанет лишь после прихода настоящего Мессии.
Но для чего нужен Мессия? — Чтобы научить все человечество законам Торы и установить «Царство Б-га на земле». Если христиане отменяют Тору и ее законы, то чему вообще они собираются учить людей? Ни в одном священном тексте не сказано, что Мессия упразднит Тору. Наоборот, Тора вечна, и задача Мессии в том и состоит, чтобы приблизить тот день, когда весь еврейский народ будет соблюдать ее законы и все человечество признает ее правду.
24. Тора нигде не сообщает, будто чья-то смерть может искупить грехи других людей. В действительности, каждый человек сам отвечает за свои грехи и должен каяться только в собственных проступках; как сказано: «Душа, которая грешила, умрет» и «Сыновья не несут наказания за грехи своих отцов». Абсурдна сама идея, будто смерть одного человека, погибшего девятнадцать веков назад, может принести прощение человеку от Бога и искупление всех его грехов. Такое положение снимает с человека ответственность за собственные поступки. Каждый из людей должен сам вернуться к Творцу; каждый должен сам работать над собой, своим характером и привычками, исправлять свои поступки, чтобы заслужить прощение Небес.
Теперь мы видим всю несостоятельность попыток миссионеров логически доказать нам идентичность их Мессии с тем Машиахом, о котором говорили еврейские пророки и прихода которого ожидает еврейский народ. Или миссионеры сознательно искажают факты, почерпнутые из нашей Торы, или они вовсе незнакомы с Торой. В таком случае почему бы им не оставить свои попытки по завлечению евреев в сети своей религии?
Евреи твердо верят в приход Машиаха. Мы уверены, что человечество не убьет себя своими руками и не исчезнет в гигантской термоядерной катастрофе. Доброе начало возобладает в людях, и на земле установится Царство Б-га. Однако одной веры недостаточно. Б-г требует от нас, евреев, конкретных действий. Б-жественное Откровение у горы Синай обязывает нас соблюдать 613 заповедей, сформулированных в Письменной и Устной Торе. Б-г ждет от нас дисциплины, преданности и практического исполнения заповедей, а не благочестивых заявлений и магических заклинаний. Задача еврейского народа — приблизить тот день, когда «Ашем будет Царем на всей земле; в тот день будет Ашем один и Имя Его — едино» (Зехария 14;9).
Великий еврейский мыслитель и законоучитель Маймонид (Рамбам) облек нашу веру в чеканные фразы, включенные в еврейский молитвенник. Один из его принципов гласит: «Я верую полной верой в пришествие Машиаха (Мессии). И хотя он медлит, все-таки буду каждый день ждать его прихода». Машиах идет, он приближается. Вы слышите его шаги?
* Это положение надо проиллюстрировать. Например, написано (Дварим 13:1): «Все, что приказываю вам, соблюдайте — не прибавляйте к нему и не убавляйте от него». В пророчестве о будущем собрании евреев из рассеяния говорится, что, после того как исполнятся все благословения и проклятия, предсказанные еврейскому народу, в мире произойдут следующие события: «Вернешься к Своему Б-гу и будешь слушать Его голос — ты и твои дети — всем сердцем и всей душой. И возвратит Ашем, твой Б-г, твоих изгнанников, и смилостивится над тобой, и снова соберет тебя (рассеянного) между народами… И приведет тебя Ашем, твой Б-г, в землю, которой владели твои отцы, и станешь ты ею владеть… Вернешься и будешь слушать голос Б-га и исполнять все повеления, которые Я постановляю для тебя сегодня». Как видим, и после прихода Машиаха, который соберет евреев, надо будет исполнять без изменений те же законы Торы, что и сегодня.
Вы знаете, моя ошибка что не точно поставил вопрос. Действительно эти 4 видео и многое другое появилосъ за последние тысячелетия. Корректный вопрос в том, что изменило христианство в народе Израиля? Со времен египетского рабства евреи уходили от основы основ, предавались идолопоклонству, придумывали новые религии и различные учения. Ядро народа Израиля всегда оставалось верным открытому Аврагаму и так продолжается до сих пор. Мне кажеться, что некие "модерн" видео абсолютно не отевчают на поставленный вопрос.
Печальная история Генриха Матвеевича Кр***ого. Имена изменены.
Генрих Матвеевич был "стандартным" московским евреев советских времён. О соблюдении и традициях даже и не слышал, был так сказать обычным советским человеком с графой в паспорте - еврей. Женат бы на еврейке, дети сын и дочь так же чудом сочетались браком с еврейскими партнёрами. В начале 90-ых, наш герой вышел на пенсию и с огромным переживанием смотрел по телеящику новости о событиях в развалившемся СССР. Дети со внуками совершили алию в Эрец Исроэль и свободного времени у Г.М. стало много. Однажды у метро он был остановлен 2-мя молодыми людьми, кои представились евреями веры самой еврейской и самой мессианской и последней правильной и "Новый Израиль" и прочая и прочая. Узнав, что он таки тоже еврей, страшно обрадовались. Удалось им получить у скучающего пенсионера его телефон и была назначена встреча. Надо сказать, что молодые люди вызвали у нерелигиозного и ассимилированного Г.М. некое сомнение в их "еврействе". Первый назовём его Мессиандр, говорил с явным акцентом жителя Украины, большие голубые глаза и блондинистые волосы, крупная фигура. Второй назовём его Мессиандричек был гораздо меньше, явно московский говор и карие глаза с симпатичной причёской тёмных волос. Каких только евреев не бывает, подумал Г.М.
Первая встреча прошла вполне спокойно, гости рассказывали как они сражаются с антисемитизмом, как помогают евреям и вообще, что они не какие-нибудъ там сектанты, а представляют серьёзную организацию, признанную всеми ведущими раввинами Израиля, США и почему-то Скандинавии:)) Г.М. угощал их чаем с причитающимися вещами и коротал своё время до выпуска новостей. Выяснилосъ, что М&М были евреями по духу и по крови, но на прямой вопрос Г.М. о 5 графе, ответы дали уклончивые. Наверно им хочеться быть евреями, подумал пенсионер, может хотят так из страны выехать?
Гости ушли, договоривщись о том, что в следующий раз обязательно принесут господину Кр***му шикарный ПОДАРОК. Надо сказать, что супруга Г.М. гостила у детей в Израиле, а наш герой по причине ремонта труб в квартире, был вынужден остаться в Москве. И вот прозвенел звонок и мягкий голос "метрополитеновского иудея" сообщил, что подарок уже лежит в почтовом ящике. Дело в том, что по стечению обстоятельств или по плану свыше, телеящик отказался включаться в этот субботний вечер и скучающий Г.М. вынудил из ПЯ новенькую и блестящую книжку с огромным магендовидом на обложке. Книга называлась "Новый еврейский завет" и была отпечатана в Финляндии огромным таки тиражом. Г.М. всегда обращал внимание на такие вещи, так как много лет проработал в ... таки да , не важно не расскажем:) Кстати в книге лежала записка:
"Блалаала*** дорогой друг, скоро ты получишь бесплатно в подарок " Старый еврейский завет" и приглашение на семинар с кошерной едой и проживанием на 3 дня в санатории под Москвой. балабала*** Всё оплачивает раввин меценат из той самой Америки."
В связи с нерабочим состоянием телеящика, Г.М. начал листать книжну, заинтересовался и худи бедно прочёл её за выходные. Некие осоновы ноцризма были ему уже известны и знал он о христианстве гораздо болъше чем о йидишкайт. Про евреев он был в курсе, что они соблюдают странные обряды, не работают там субботу и делают обрезание и т. д. Стандартный пакет советского интилигента.
На 2 встрече, Мессиандр и Мессиандричек долго рассказывали о пророке Иешуа он же Иисус, и как он важен для народа Израиля и, что наконец в дом Г.М. пришла истина! Как они оба веруют и приняли крещение уже многооо лет назад.
Кое как отбившись от назойливых гостей, Г.М. задумался как их уже таки отповадить от посещений и звонков. Полистал подаренную книжку и внезапно рассмеялся.
На следующую встречу М&М явилисъ радостные, ещё бы, "клиент" сам позвонил и назначил время. Наш пенсионер сразу проводил гостей к накрытому столу, где стоял один стакан и лежал диктофон.
Итак дорогие мои "духовные евреи"! Вот стакан, сейчас я в него налью соляную кислоту и пожалуйста угощайтесь!
У М&М округлилисъ глаза...
Да и пожалуста вот диктофон, не соблаговолите ли сказать пару фраз на всех языках которые знаете? Хотелось бы услышать от вас какие-нибудь экзотические языки ну или вообще на какие языках вы говорите?
Мессиандр как опытный вербовщик сразу понял в чём дело.
Вы хотите нас испытать?
Да конечно, всё безопасно. Ведь если один из вас выпьет кислоту и всё же обожжётся, то другой несомненно исцелит брата по вере?
М&М криво улыбнулись, нет что вы это же для святых, таких в наши дни нет.
Да и где написано о святых? Ну извините, змей у меня нет, но всё же, вы как люди верующие и крещённые, хоть бесов изгнать можете?
Да конечно, приходите к нам в синагогу "Иешуа спасителя" и наш раввин покажет как он это делает!
Хорошо, тогда беру кислоту, диктофон и пошли в "синагогу" смотреть как "раввин" всё это покажет.
Нет вы не так поняли, мы имели ввиду...
Занавес!
Кто христианин? (Марк, 16:1618)
Кто истинно верит в учение Иисуса: римские католики, греческие или православные ортодоксы, униаты, баптисты, методисты, евангелисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, квакеры, мормоны, иудеи за Иисуса? Каждая группа претендует на
владение истинным учением Иисуса. Кто прав? Кто истинный христианин?
Ответ на этот затруднительный вопрос, кажется, дал сам Иисус в следующих строках (Марк, 16:1618):
«Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». — Кто же из них это делает?!
Рав Шах говорил ученикам: «Вы не получите награду за свою веру — вы и так верите в любую ерунду — в “сипурей цадиким” и тому подобное! Вот я — ни во что не верю! Я получу награду за веру!»
Мир циничен и жесток, в нем почти нет места чуду. Практически все мы в пору советского детства в той или иной степени верили в «нашего» дедушку Мороза, а тот, кто помладше, даже успел на «забугорного» Санту. Потом мы выросли и зачерствели, но тоска по чудесной сказке осталась. Поэтому многие с удовольствием сбегают от реальности — кто в лес, махать деревянным мечом, а кто в путешествие по игровым серверам. А кто-то, вставая на путь, с которого несколько поколений назад сошли
предки, начинает открывать для себя еврейскую традицию, и тут же обнаруживает искомую сказочность. Особую прелесть этой сказочности придает то, что она как бы санкционирована «нашей святой религией», т.е. верить в эту сказку можно и даже нужно, и не только самым маленьким детям. Тем более что наивная вера в сказку получила огромное распространение в традиционных и даже в ортодоксально соблюдающих еврейских кругах.
О чем конкретно речь? О псевдоеврейских «религиозных» услугах. О том, что спрос на эти услуги рождает обильное их предложение, которое, как правило, неплохо монетизировано: всевозможные новоизобретенные «сгулот» (приметы, амулеты и талисманы), распространение которых базируется на искренней вере в проходимцев от иудаизма и т.д. Благодаря этим проходимцам растет пропасть, отрезающая многих людей от истинного Знания. Дабы отделить мух
от котлет, приведем несколько примеров.
1. Начнем с безобидного. Бытует поверье, что в составе Армии Обороны Израиля действует сверхсекретное подразделение старцев-каббалистов: в случае крайней необходимости они вступят в бой — надев на голову «циц» воспарят над землей и уничтожат врагов с помощью молитвы и каббалистических формул.:))
2. Людям нравится слово «Каббала», вне зависимости от контекста и значения. Говорят, если советоваться с известным каббалистом относительно ведения бизнеса, то успех бизнесу практически гарантирован. Не страшно, что известный каббалист не изучал ни микро-, ни макроэкономику, не разбирается ни в маркетинговых инструментах, ни в финансовых рынках и их показателях — на то он и каббалист, тем более известный. А для того, чтобы почти что гарантировать успех уже в самой ближнесрочной перспективе, можно привлечь известного каббалиста в качестве «партнера по бизнесу», отписав ему 10 процентов всех будущих прибылей.
3. Город Тверия. В числе прочих там похоронен раби Меир — «Бааль а-нес» («чудотворец») и один из главных фигурантов Мишны. На ближних подступах к его гробнице нашему взору представилось невиданное изобилие всевозможных амулетов, оберегов и красных ниточек на любой вкус. Торговал всеми этими сокровищами красивый человек с длинной седой бородой. Подле него что-то жарилось на противне, источая тонкий аромат. Мне почему-то сразу показалось, что данное благовоние — это канифоль. Мы уж было собирались продолжить движение, но тут-то и началось самое интересное. Какая-то молодая женщина подошла к вос-куривателю канифоли слишком близко и разглядывала его товар слишком долго и пристально. В общем, сама виновата. Он, конечно, приободрился, а затем голосом мягким, но не терпящим возражений, попросил свою жертву показать ему ладонь. Загипнотизированная женщина послушно показала руку. Лик торговца неожиданно стал тревожен: «Ой, какой ужас! Ты умрешь причем очень скоро!» Женщина предсказуемо испугалась. И тогда торговец смягчился: «Тебя еще можно спасти. Купи вот эту святую вещь. Каждый день, проснувшись, бери ее в руку, поворачивайся на месте 7 раз против часовой стрелки и произноси вот эти слова». Женщине хотелось жить, поэтому она вытащила кошелек и без особых колебаний купила спасительное средство.
В 1941 году Брискер Ров (рав Ицхак Зеев Соловейчик) прибыл в Йерушалаим. Когда он шел по городу, его сопровождала небольшая процессия, состоявшая из людей, знакомых с ним по Бриску (Бресту) или прослышавших о величии рава в Торе. В какой-то момент они увидели идущего навстречу человека в раввинском фраке, с красивой седой бородой. Среди сопровождающих рава Соловейчика начали перешептываться: «Кто это? Наверное, какой-то важный рав», — говорили они. «Наверное, не важный», — ответил услышавший их Брискер Ров. Он имел в виду, что «важных людей» очень мало, однако мы слишком привыкли встречать людей по одежке, по внешним проявлениям, и делать поспешные выводы. Именно поэтому все чаще и чаще медиа (в том числе религиозные), четко реагируя на спрос, представляют платформу и легитимацию не только «известным каббалистам», но и всевозможным предсказателям и новоявленным врачевателям человеческих душ, которых они, не стесняясь, именуют раввинами и даже пророками.
Bсе проверяйте и не торопитесь с выводами. Выберите себе настоящего раввина и ориентируйтесь на его советы и мнение. Выбирайте тщательно. Не верьте на слово непроверенным людям, особенно когда они говорят о сверхъестественном. Избегайте профессиональных чудотворцев, не связывайтесь с «известными каббалистами», даже если они очень известны, потому что тот, кто занимается изучением Каббалы по-настоящему, серьезно (как это и нужно делать), как правило ведет себя более чем скромно, и о нем не говорят по радио и не пишут в газетах, что он «известный каббалист». Опасайтесь подделок!
Разбор уникальности страданий или как страдали люди! А так же факт который в греческой книге должен был затронуть весь регион!
Возьмем историю, которая рассказывается про Ирода, убившего всех детей после того, как он увидел звезду над Бейт-Лехемом, якобы возвестившую, что младенец, который родится, станет Машиахом. Заметьте, нет ни единого исторического свидетельства этого происшествия или хотя бы подобного ему. И так относительно всех деталей, связанных с тем, что происходило при жизни Иисуса, который, по утверждению христиан, подходит под описание Машиаха. Нет никаких исторических свидетельств, на которые можно положиться, что это действительно было.
Мало того, христиане сделали неудачную попытку создать образ Иисуса наподобие того, что описывается в Танахе. Например, говорится у пророка Йешаяу, что Машиах будет рабом Бога, который терпит многие страдания, и, по мнению христиан, это является доказательством, что Иисус был Машиахом. Давайте тогда зададимся вопросом: где же действительно в Новом Завете написано, что Иисус испытывал какие-то особенные страдания? «Страдания», которые описываются там, могут подойти ко многим и многим миллионам людей, живших на протяжении многих поколений. Кроме того, в продолжении этого стиха указано, что у Машиаха будут дети и будет долгая жизнь. Но ведь у Иисуса не было детей, и он прожил недолгую жизнь. Что же говорят на это христиане? Они утверждают, что, если совпадений оказалось недостаточно в первый раз, то они произойдут во второй, когда их Мессия явится снова. Но по такой логике Мессией может быть каждый человек: не сошлось в первый раз, может, в следующий сойдется!
Источник: https://www.imrey.org/почему-евреи-не-считают-иисуса-мессие/
Шиту́ф или шитту́ф (ивр. שִׁתּוּף, букв. «компаньонство», «образ, присоединяемый к Богу») — термин, используемый в еврейских источниках для обозначения поклонения Богу Израиля таким образом, который иудаизм не считает монотеистическим.
Для неевреев Тора запрещает только прямое идолопоклонство, а присоединение к Богу каких-либо вспомогательных «образов» рассматривается для них как допустимое. Поэтому большинство современных авторитетных раввинов считают, что шитуф разрешён для неевреев и не мешает признавать, в частности, христианство монотеистической религией. Для еврея же такая практика остается языческой и строго запрещенной.
Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму
- Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается.
- Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, — Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности его, и что лишь Он — Б-г наш прошлом, настоящем и будущем.
- Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, нематериален, и Ему несвойственны присущие материи состояния, и что у Него вообще нет никакого подобия.
- Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, — начало всего и конец всего.
- Безоговорочно верю в то, что одному лишь Творцу, благословенно Имя Его, следует молиться, — Ему, и никому другому.
- Безоговорочно верю в то, что все слова пророков — истина.
- Безоговорочно верю в то, что пророчество Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире, — истина и что он — величайший из всех пророков, бывших до него и пришедших после него.
- Безоговорочно верю в то, что вся Тора, которой мы обладаем ныне, была дана Всевышним Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире.
- Безоговорочно верю в то, что Тора эта не претерпит никаких изменений и что Творец, благословенно Имя Его, не даст нам никакой другой Торы.
- Безоговорочно верю в то, что Творцу, благословенно Имя Его, известны все дела людей и все их мысли, как сказано: «Сердца их всех сотворил Он, известны Ему все дела их».
- Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто их нарушает.
- Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его.
- Безоговорочно верю в то, что мёртвые вернутся к жизни — тогда, когда того пожелает Творец, благословенно Имя Его, — и да будет превознесено Имя Его всегда, во веки веков.
Заметьте, нет ни единого исторического свидетельства этого происшествия или хотя бы подобного ему. И так относительно всех деталей, связанных с тем, что происходило при жизни Иисуса, который, по утверждению христиан, подходит под описание Машиаха. Нет никаких исторических свидетельств, на которые можно положиться, что это действительно было.
Я так не думаю. Но дело не в этом.
Как полагаете, у Торы больше исторических свидетельств чем у НЗ.?
Могу понять религиозных скептиков, но Вас как-то не удаётся.
Ответ может быть очень простым:
1. Если есть признающие НЗ и отвергающие Танах, то на чем базируется их "легитимация" произошедшего в НЗ?
2. Если описываемое в НЗ на 100% опирается на Танах, то чем помогут исторические доказательства по Танаху для признающих НЗ? Им же самим надо доказывать базу для их же книги.
А вот копипаст из еврейских источников по историческим фактам:
1. Тора, описывая акт Создания мира, заявляет, что менее сложные организмы были созданы прежде более сложных и что организмы, обитающие в воде, и растения появились прежде животных. Эти утверждения, записанные задолго до существования геологии, сейчас подтверждаются ею.
2. Существуют многочисленные доказательства того, что во времена Ноаха был Потоп. С одной стороны, различные, рассеянные по земле народы, не имевшие возможности контактировать в то время, оставили почти идентичные письменные свидетельства большого потопа. Среди этих народов вавилоняне (чье эпическое произведение «Сказание о Гильгамеше», обнаруженное около 1900 г., рассказывает о божестве по имени Эа, наказавшем человеку по имени Утнапиштим построить корабль для спасения домочадцев и животных от потопа), китайцы (у которых корабль строит человек по имени Яо), индийцы (назвавшие строителя корабля Сатъярвата) и мексиканцы (называвшие его Кокскокс).
Было бы абсурдом утверждать, что все эти народы на пустом месте выдумали одну и ту же историю и что она не описывает реальные события. Важно, что все письменные свидетельства датируют потоп примерно одним временем (около 4000 лет назад) и что раскопки показали резкое сокращение населения на Ближнем Востоке как раз в это время.
3. Тора рассказывает историю Вавилонской Башни, о человеке, попытавшемся построить башню до Неба. Невозможно? Едва ли. В развалинах на территории древней Вавилонии, найдены зиккураты — громадные башни, достигающие иногда высоты сотен футов — это как раз то, что утверждается в Торе.
Другая характерная черта истории Вавилонской Башни — указание на время рассеяния людей по земле и возникновения разных языков (т. е. до этого момента существовал только один общий язык). Интересно отметить, что многие греческие и латинские слова (а поэтому английские и французские, и немецкие, и русские) очень напоминают свои ивритские эквиваленты. Например, ивритское слово сапир превратилось в русское «сапфир», при стало «фруктом», яин — «вином»; шеш превратилось в «шесть», а шабат стал «субботой». Подобно этому, английский алфавит происходит от греческого, который, в свою очередь, основывается на семитском алфавите. Само слово «алфавит» отражает влияние иврита, первые две буквы которого — «алеф» и «бейт». Сами буквы тоже почти идентичны: алеф-альфа-а, бет-бета-б, далет-дельта-д и т. д. Все это не обязательно является абсолютным доказательством происхождения всех языков из иврита, но при этом не дает нам забыть свидетельство Торы о существовании некогда одного общего языка.
4. Тора утверждает, что праотец Авраам родился в Ур Касдиме (Уре Халдейском). Многие сомневались в существовании самого этого места. Однако в конце 20-х годов сэр Чарльз Вулли возглавил археологическую экспедицию, производившую раскопки в Уре на берегу Евфрата в Месопотамии. Эта экспедиция показала, что Ур был развитым городом, в котором процветало идолопоклонство, что согласуется со свидетельствами Торы.
5. Тора описывает разрушение городов Сдом и Амора. Исследования подтвердили, что глубина впадины Мертвого моря, находящегося в районе исчезнувших городов, необычайно велика — около 360 метров ниже уровня моря. Это свидетельствует о том, что долина Сидим, где были расположены Сдом и Амора, внезапно провалилась и скрылась под водой, возможно, в Мертвом море. Море очень соленое, а мертвые деревья, покрытые толстым слоем соли, торчат на его отмелях, напоминая соляные столбы, в один из которых была превращена жена Лота.
6. В Торе сказано, что от брака Авраама и Агари, служанки Сары, родился сын Ишмаэль, ставший прародителем арабов. Арабы до сих пор почитают Авраама и Ишмаэля и молятся на могиле праотцев в пещере Махпела в Хевроне. Более того, они по традиции обрезают своих сыновей в возрасте тринадцати лет, в том возрасте, когда, по свидетельству Торы, был обрезан Ишмаэль.
7. Тора рассказывает, что Йосеф, сын Яакова, проданный в египетское рабство, в конце концов стал главным вельможей фараона. Некоторые исследователи утверждают, что когда евреи пребывали в Египте, эта страна была под властью иностранных завоевателей, называемых гиксосами. Этим объясняется, почему осталось так мало письменных памятников этого периода. Если что-то записывалось, то сразу же и уничтожалось египтянами, желавшими скрыть следы своего унижения. Однако интересно отметить, что древний канал около Нила в районе города Мединет-эль-Фийюм (80 миль к югу от Каира) до сих пор называется Бар Юсуф (Канал Йосефа) — доказательство влиятельности Йосефа.
В Торе также отмечено, что когда Йосеф стал наместником фараона в Египте, ему было пожаловано
кольцо, печать фараона, тонкие льняные одежды и цепь, надеваемая на шею. Картины и роспись, найденные в Египте, подтверждают, что это как раз те самые предметы, которыми награждались знатные люди в Египте в то время. В Торе рассказывается, что праотец Яаков после смерти был бальзамирован. Древний историк Геродот подтверждает, что именно так египтяне хоронили мертвых. Свидетельства Писания точны.
8. В Торе утверждается, что после смерти Йосефа египтяне поработили евреев и заставили их делать кирпичи и возводить города-хранилища Питом и Рамсес. Каменный мавзолей к западу от египетского города Тебес имеет серию настенных рисунков, описывающих жизнь визиря Рехмира. Один из них изображает визиря с палкой в руках, наблюдающего за работой чужеземцев, делающих кирпичную кладку. Борода и светлая кожа рабов указывает на их семитское происхождение. Вдобавок, как Питом, так и Рамсес упоминаются в египетских рукописях; одна надпись гласит: «ПР волокли камни для большой крепости в городе Пи-Рамсес-Мени-Амун».
Пи-Рамсес-Мени-Амун это египетское название Рамсеса, Пи в египетском иероглифическом письме означает семитов. В конце концов, раскопки помогли обнаружить остатки вышеупомянутых городов, и в обоих имеются развалины каменоломен и каменные хранилища — точно такие, какие описаны в Торе.
9. В каирском музее находится монумент, высеченный в ознаменование победы фараона Мерепта над ливийцами. В надписи на монументе упоминается «Народ Израиля». Фараон Меренпта начал править страной примерно в 1230 г. до н.э., т.е. спустя почти полвека после того, как евреи под предводительством Иеошуа вошли в Эрец Исраэль. Памятник свидетельствует о том, что евреи в то время существовали и были хорошо известным народом. Другие египетские документы той поры упоминают чужеземцев, называемых хабиру (ивриим, отсюда слово «евреи»).
10. Танах повествует, что в эпоху Судей пелиштим (филистимляне) преследовали евреев. Египетские источники подтверждают существование такого народа, называя его Пелест. В книге пророка Амоса говорится, что пелиштим вышли из Кафтора (Крита). И, действительно, на Крите были обнаружены пелиштимские глиняные сосуды.
11. Развалины крепости в Тель эль Фуле (Гива) относятся ко временам правления Шаула — первого израильского царя. Его сменил Давид, расширивший территорию еврейского царства. Были найдены останки городов, завоеванных царем Давидом, а также водохранилище Гивон упомянутое в Танахе как место, где сражались солдаты Авнера, военачальника царя Шаула.
Империя царя Давида упрочилась в период царствования его сына Шломо (Соломона). Танах (Мелахим II 9:15) упоминает, что Шломо планировал построить Хацор, Мегидо и Гезер. Можно предположить, что планы этих городов должны были быть очень похожи. Раскопки в Израиле, руководимые Игалем Ядином, показали, что городские ворота в Хацоре и Гезере были действительно аналогичны тем, которые еще раньше были найдены в развалинах Мегидо. Вдобавок, археологи нашли литейное оборудование, которое использовалось во времена Шломо для производства меди, необходимой для постройки кораблей в Эцион Гевер, о чем рассказывает Танах.
13. Дальнейшие раскопки дали несомненные доказательства существования более поздних еврейских царей. Например, «Черный обелиск», найденный в Ниневии (хранится в Британском музее), изображает Иеу, царя Израиля, кланяющегося ассирийскому царю Шалмансару III. Раскопки в Тель-Эль-Мутесилим в 1920 году обнаружили печать с еврейской надписью: «Шема, слуга Иеровоама», бывшего царем Израиля. На Моабитском камне написано: «Омри, царь Израиля, много лет угнетавший Моав».
На развалинах Куйудшика обнаружена надпись Асаргаддона: «Я собрал вместе царей Сирии и царей заморских Баала — царя Тира, Менаше — царя Иудеи…» Это подтверждает историю пленения Менаше ассирийцами, упомянутую в Танахе.
Так называемая призма Тейлора подтверждает свидетельство Танаха о том, что царь Хизкия не признал власти Санхерива, и поэтому последний напал на Иудею. Этот памятник не упоминает сокрушительное поражение Санхерива, т. к. он не предназначался для фиксации правительственных неудач. Однако это поражение, как одно из удивительных событий, описано в Танахе и было отмечено древним историком Геродотом, а утверждение Танаха, что Санхерива в конце концов убили два его сына (а не один из них, как это указывается в Вавилонских хрониках), подтверждается Призмой Асаргаддона. В дополнение к сказанному, было обнаружено водохранилище Силоан, вырытое царем Хизкией во время осады Иерусалима Санхеривом, и размеры водохранилища в точности совпадают с размерами, указанными в Танахе.
Исторические находки объясняют, почему в Танахе говорится, что после окружения Израиля Шалманасаром, царем Ассирии, «они» завоевали эту страну через три года. Употребление множественного числа — «они» вместо «он» — получило объяснение, когда была найдена рукопись, свидетельствующая, что Шалманасар умер во время блокады, а его преемник Саргон успешно завершил кампанию. Танах приписывает эту победу двум царям.
14. Дальнейшие события имеют еще более серьезные подтверждения. Французский археолог Марсель Дьюлефа, который вел раскопки в Персии в районе сузских развалин, заявил, что описание дворца в книге Эстер удивительно совпадает с тем, что он увидел. (Эти развалины находились под землей более 2000 лет, поэтому мы вынуждены признать, что автор книги Эстер жил во время описываемых им исторических событий, а не спустя века после них).
До сих пор сохранились монеты времен восстания Хашмонеев.
Развалины крепости Мецада в настоящее время доступны всеобщему обозрению. В них обнаружено много свидетельств борьбы евреев с римлянами, а также миква (ритуальный бассейн), построенная в точном соответствии с еврейским законом. Эта последняя находка показывает, что погибшие в крепости герои были хорошо знакомы с законом Торы, дошедшим до нас без всяких изменений.
Следует также отметить документы, найденные в развалинах крепости Бетар, относящиеся к восстанию Бар Козивы, выдающегося борца за свободу, более известного под именем Бар Кохбы. Некоторые из них были написаны им самим.
Все эти примеры (а это лишь малая часть продолжающих появляться свидетельств) подтверждают, что события Танаха не являются плодом досужего вымысла сказочника или коктейлем из мифов, созданных через сотни лет после описываемых событий. Более поздние свидетельства не могли бы так точно совпасть с историческими событиями. У так называемых «критиков Библии» нет никаких оснований опровергать свидетельства Торы.
На мой вопрос Вы не ответили.
Как и следовало ожидать.
Вы хотите чётко услышать да или нет?
ОК, я считаю, что у Торы (предвидя возможный детский вопрос номер 2, имеется ввиду Письменная и Устная, Танах и все легитимные и кошерные еврейские источники) есть исторические свидетельства на уровне понимания нашего времени.
У НЗ таковых нет.
Тора да, так называемый "НЗ" нет.
Вы понимаете что я написал?
Вы понимаете что я написал?
Пытаюсь ...
Вот Ваше утверждение: .....
Заметьте, нет ни единого исторического свидетельства этого происшествия или хотя бы подобного ему. И так относительно всех деталей, связанных с тем, что происходило при жизни Иисуса
...... чтобы не быть голословным, не могли бы конкретно об'яснить, каким образом ВЗ имеет большую исторически доказательную базу чем НЗ?
Можете на конкретных примерах.
У вас стандартный способ общения с выводом в никуда:)
Вам симметричный ответ:
Так чуть выше целый список примеров по исторической базе Танаха выберите из них которые вам не нравяться и подробно объясните почему. Так же приведите столько же по количеству исторических примеров по вашему НЗ.
Это не симметричный ответ - это уход от ответа.
Спасибо.
Мне этого достаточно.
Теперь я лучше понимаю почему родилась поговорка типа: где собираются два .... Nokia? .... там появляются три мнения по одному и тому же вопросу.
Быстро же вы перескочили на два Nokia. Вас одним вопросом можно обратить в бегство? Где же исторические факты вашего НЗ? Где солидная доказательная база с аргументами?
Теперь я лучше понимаю почему родилась поговорка типа: где собираются два .... Nokia? .... там появляются три мнения по одному и тому же вопросу.
А я теперь быстрее и глубже понимаю христианскую( или более точно-антисемитскую логику).
Спасибо за это уточнение!!